Урок математики в 1 классе по теме "Вычитаем числа"
Цели: познакомить учащихся с арифметическим действием – вычитанием; учить записывать вычитание с помощью знаков «?» и «=»; закреплять навык счета в пределах первого десятка; формировать умение находить фигуры в большой фигуре; развивать пространственное мышление и внимание.
Урок
18
ВЫЧИТАЕМ ЧИСЛА
Цели: познакомить учащихся с арифметическим действием – вычитанием; учить записывать вычитание с помощью знаков «?» и «=»; закреплять навык счета в пределах первого десятка; формировать умение находить фигуры в большой фигуре; развивать пространственное мышление и внимание.
Ход урока
I. Устный счет.
1. Задание на сообразительность.
– Догадайтесь, сколько платьев нужно раскрасить на последней картинке. Как все эти предметы можно назвать одним словом? (Одежда.)
– В каждой группе предметов найдите «лишний».
2. Сколько кубиков в коробке?
II. Сообщение темы урока.
– Рассмотрите рисунок на доске.
– Сколько листочков было на веточке?
– Сколько листочков упало?
– Придумайте вопрос к этому рисунку. (Сколько листочков осталось?)
– Выполните соответствующую запись.
Запись на доске: 6 без 2 – это 4.
– Сегодня на уроке познакомимся с новой, более удобной записью этого действия.
III. Изучение нового материала. Работа по учебнику.
1. Задание 1 (с. 44).
– Рассмотрите рисунок. Сколько цыплят всего нарисовано? (7.) Сколько цыплят убежало? (3.)
– Сколько цыплят осталось клевать зерно?
Запись на доске: – 7 без 3 – это 4.
– В математике вместо слова «без» принято писать знак «-» («минус»), вместо слова «это» – знак «=» («равно»).
Запись: 7 – 3 = 4.
– Данное действие называется «вычитание».
– Полученная запись читается:
а) Семь минус три равно четыре.
б) Из семи вычесть три – получится четыре.
2. Задание 2 (с. 44) с использованием набора «Касса цифр».
– Рассмотрите рисунки. Сколько кружков нарисовали на бумаге? (6.) Сколько кружков уже вырезали? (1.)
– Сколько осталось вырезать?
Запись на доске: 6 – 1 = 5.
– Прочитайте данную запись.
– Сколько елочек надо раскрасить? (5.)
– Сколько уже раскрасили? (4.)
– Сколько осталось раскрасить?
Запись на доске: 5 – 4 = 1.
– Прочитайте данную запись.
3. Задание 3 (с. 45).
. = – – Рассмотрите схему:
– К какому арифметическому действию она относится?
– Подберите рисунки к этой схеме. Объясните свой выбор.
– Выполните запись действия, прочитайте полученную запись.
а) Рисунок с кеглями. Было 7 кеглей, 3 упало. Сколько кеглей осталось стоять?
б) Рисунок с розами. В вазе 9 роз, 2 розы завяли. Сколько роз осталось?
4. Задание 4 (с. 45).
– Сколько орехов на рисунке? (8.) Сколько желудей? (7.) Сколько шишек? (5.)
– На сколько больше орехов, чем шишек? (На 3 ореха больше.)
Запись:
– Придумайте другие вопросы со словами «на сколько больше», «на сколько меньше».
Варианты вопросов:
а) На сколько желудей больше, чем шишек?
б) На сколько шишек меньше, чем желудей?
в) На сколько орехов больше, чем желудей?
г) На сколько желудей меньше, чем орехов?
д) На сколько шишек меньше, чем орехов?
5. Задание 5 (с. 45).
– Как называется фигура? (Треугольник.) Верно ли, что в этой фигуре можно найти только 3 треугольника? (Неверно.)
После самостоятельной работы учитель демонстрирует таблицу «Проверь себя».
IV. Работа в печатной тетради.
– Отгадайте загадки.
Ты со мною не знаком?
Я живу на дне морском.
Голова и восемь ног,
Вот и весь я – ... (Осьминог.)
Я так мила. Я так кругла,
Я состою из двух кружочков,
Как рада я, что я нашла
Себе таких, как вы, дружочков. (Восьмерка.)
Восемь ног, как восемь рук,
Вышивают шелком круг.
Мастер в шелке знает толк.
Покупайте, мухи, шелк! (Паук.)
– Какое число используется в данных загадках? (Восемь.)
– Сегодня на уроке будем считать предметы и учиться правильно писать цифру 8. На что похожа цифра 8?
Цифра восемь так вкусна:
Из двух бубликов она.
Цифру восемь, цифру восемь
На носу всегда мы носим,
Цифра восемь плюс крючки –
Получаются очки...
Учитель демонстрирует таблицу написания цифр.
– Рассмотрите, как пишут цифру 8, обозначающую число восемь. Объясните, как правильно ее писать.
Объяснение. Цифра 8 состоит из двух элементов – верхнего и нижнего овалов. Верхний овал пишем немного меньшим, чем нижний. Начинаем писать верхний овал немного выше и правее середины клетки. Ведем вправо и вверх, закругляем, касаясь правой и верхней стороны клетки, и ведем вниз к началу овала и дальше вниз влево: закругляем, не касаясь правой стороны клетки, ведем до середины нижней стороны клетки, закругляем и ведем вверх к началу овала.
Далее учащиеся работают по образцу.
V. Фронтальная работа.
1. Работа в тетради.
– Выполните рисунок по образцу.
2. Работа в парах.
– Красная лента длиннее синей, но короче желтой. Покажите, какая лента красная.
VI. Итог урока.
– Какое арифметическое действие обозначает знак «–»?
– Какую цифру мы сегодня научились писать?
- Контрольно-оценочная деятельность учителя начальных классов в условиях реализации ФГОС НОО
- Вебинар «Детская агрессия: нейроигровые приемы обучению саморегуляции, способам выражения гнева в приемлемой форме, формирование позитивных качеств личности»
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Организация исследовательской и проектной деятельности обучающихся начальной школы как основное требование ФГОС НОО
- Современный урок учителя начальных классов в аспекте развития универсальных учебных действий у школьников в соответствии с требованиями ФГОС НОО
- Методы и приемы формирования и оценки УУД младших школьников в соответствии с ФГОС НОО