В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

Учебно-Методический портал
Чёрная пятница! С 20 по 22 ноября 2024 г. Скидки 75% на ВСЁ! Подробнее

Методическая разработка занятий краеведческого факультатива «Мордовия»

Методическая разработка занятий краеведческого факультатива «Мордовия»

Олеся Сергеева
Тип материала: другое
Рейтинг: 1234 голосов:1просмотров: 7103 комментариев: 1
Краткое описание
Методическая разработка включает в себя цикл занятий краеведческого факультатива для учащихся младших классов по темам: «Жизнь и быт древней мордвы», «Возникновение города Саранска», «История возникновения символов  Мордовии», «Знаешь ли ты историю Мордовии?», «Живая природа Мордовии», «Климат Мордовии», «Литература мордовского народа», «Музыка мордовского народа», «Достопримечательности родного города», «Известные люди Мордовии», «Я и мой родной край».

Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 19300 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

Файлы
Методическая разработка занятий краеведческого факультатива.doc Скачать










Методическая разработка занятий краеведческого факультатива

«Мордовия»

(для учащихся младших классов)




Автор: Сергеева Олеся Сергеевна

ФГБОУ ВПО «Мордовский государственный педагогический институт имени М. Е. Евсевьева», г. Саранск












Примерный тематический план

краеведческого факультатива «Мордовия»


Направление работы

Тематика

Часы

Содержание работы

Формы работы

Методы

1

2

3

4

5

6

История Мордовии

1. Жизнь и быт древней мордвы

2

-знакомство с историей возникновения мордовских племен; изучение быта мордвы;

-формирование понятий «племя», «полуземлянка», «земледелие», «животноводство», «бортничество», «ремесло»;– воспитание чувства уважения к предкам; осознание важности сохранения культурных корней

экскурсия в краеведческий музей


демонстрация экспонатов музея,

рассказ;

объяснение;

беседа

2. Возникновение города Саранска.

1

- знакомство с историей возникновения города Саранска как столицей республики Мордовия;

- формирование понятий «столица», «промышленность», «культура»;

-воспитание чувства гордости за современные достижении города

факультативное занятие

демонстрация слайдов с изображением города в разные годы;

- просмотр фрагментов документального фильма о Саранске;

- рассказ;

- беседа


3. История возникновения символов Мордовии

1

- знакомство с государственной символикой города, республики;

- формирование понятий «геральдика», «герб», «гимн», «флаг»;

- воспитание чувства патриотизма

факультативное занятие

- беседа;

-объяснение;

-рассказ;

-демонстрация изображений государственных символов (флаг, герб) города, республики,

прослушивание гимна республики



(Продолжение таблицы)


5. «Знаешь ли ты историю Мордовии?»

1

-закрепление знаний об истории Мордовии и города Саранска

краеведческая викторина

- беседа;

- краеведческие игры

Природа и география Мордовии

1. Живая природа Мордовии

1

- знакомство с разнообразием животного и растительного мира Мордовии;

- формирование понятий: «флора», «фауна», «Красная книга»;

- воспитание бережного отношения к живой природе Мордовии


экскурсия в краеведческий музей

- рассказ;

- беседа;

- демонстрация экспонатов, характеризующих животный и растительный мир республики;

- практические работы (зарисовка природных объектов)


2. Климат Мордовии

1

- знакомство с климатическими условиями и природными особенностями Мордовии;

- формирование понятий: «сезонность», «климат», «лесостепь»;

- воспитание чувства прекрасного, любви к природе родного края


факультативное занятие, экскурсия

- беседа;

- рассказ;

- демонстрация слайдов с изображением сезонных изменений в природе Мордовии и природных зон;

- практические работы (фотосъемка природных объектов; сбор природного материала для гербария)


Культура Мордовии

1. Литература мордовского народа

2

- знакомство с основными героями мордовской литературы; осознание ее этнографических черт;

- формирование понятий «литературный герой», «этнос»;

- воспитание нравственных представлений

факультативное занятие

- беседа;

-рассказ;

-чтение отрывков из художественных произведений


2. Музыка мордовского народа

1

- знакомство с основными произведениями мордовской музыки;

- формирование понятия «народная песня»;

- воспитание эстетических чувств


факультативное занятие

- беседа;

-рассказ;

- прослушивание музыкальных произведений

(Продолжение таблицы)


3. Достопримечательности родного города

1

- знакомство с основными достопримечательностями города Саранска;

- формирование понятий «театр», «памятник», «музей»;

- воспитание эстетических чувств

экскурсия по городу Саранску

демонстрация объектов города;

- рассказ;

- объяснение;

- беседа

4. Известные люди Мордовии

2.

- знакомство с известными людьми в области (Ф. В. Сычков, С. Эрьзя); политики (Н. И. Меркушкин); спорта (А. Мишин, О. Каниськина, Д. Нижегородов, В. Борчин);

- формирование понятий: «достижение», «национальное достояние»;

- воспитание чувства гордости за уроженцев республики Мордовия, положительных качеств личности (целеустремленность, трудолюбие)

факультативное занятие

- беседа;

- рассказ;

- демонстрация слайдов с изображением известных людей Мордовии;

- практические работы (поиск дополнительной информации об известных людях республики и подготовка мини-сообщенй)

3. Я и мой родной край

1

- обобщение и закрепление знаний о республике Мордовия и городе Саранске;

- формирование понятий: «малая родина», «отчизна»;

- воспитание любви к родному краю



итоговое факультативное занятие

- беседа;

- практические работы (оформление краеведческого уголка; подготовка слайд – шоу из фотографий о республике и городе);

- защита проектов «Мой край»

Всего:

15












Занятие 1 (экскурсия)

Тема: Жизнь и быт древней мордвы.

Цель: развитие интереса у детей к изучению национальной культуры.

Задачи:

ознакомить учащихся с материальной и духовной культурой мордовского народа;

научить различать характерные черты мокшанской и эрзянской одежды;

развивать слуховую, зрительную, моторную память учащихся;

развивать кратковременную, оперативную и долговременную память учащихся;

развивать непроизвольное запоминание;

развивать логическое мышление;

развивать фонетический и речевой слух учащихся.

воспитывать у учащихся чувство требовательности к себе  и дисциплинированность;

способствовать формированию понимания учащимися мордовской культуры;

воспитывать у учащихся уважение к своей культуре.

Ход занятия

1. Организационный момент.

2. Сообщение правил безопасности и поведения в музее.

3. Основная часть.

Здравствуйте ребята! Я очень рада вас видеть! Сегодня мы с вами узнаем много интересного о нашей республике, о нашем крае! (основной метод работы рассказ учителя о жизни и быте древней мордвы).

В далекие времена, почти тысячу лет назад, в лесах, на холмах  и равнинах, между двумя могучими реками Окой и Волгой жили древние племена – мокша и эрзя. Мордва-эрзя селились там, где и теперь текут воды Суры, Алатыря, Пьяны, с мордва-мокша – по берегам Мокши, Иссы. Это были родственные племена. Их языки были очень близки между собой.

Соседями мордвы с запада и северо-запада были славянские племена,  а с востока – дикие и воинственные племена кочевников – хазар, ногайцев. Кочевники нападали на мордовские и славянские селения, уводили и продавали в рабство юношей и девушек, убивали стариков, угоняли скот, жгли урожай и жилища. Жителей захваченных земель облагали тяжелой данью. Мед, воск, пушнину мордовские данники должны были везти своим поработителям.

Мордовские племена поднимались на борьбу с захватчиками, нападали  на их кочевья, мстили за грабежи и разорения. Воины были вооружены мечами, саблями, боевыми топорами, копьями. У кочевников за спиной - лук  и колчан со стрелами.

Для защиты от внезапных набегов мордовские племена строили укрепленные поселения – городища. Их создавали в труднодоступных для вражеской конницы местах – в дремучих лесах, на крутых склонах рек  и оврагов или на холмах. Там, где городища выходили на равнину, выкапывался глубокий ров и насыпался земляной вал. А само городище обносилось плетневой изгородью. По тем временам это была настоящая крепость.

Когда племена окрепли, они начали строить открытые поселки – селища, а городища стали использовать как укрытия. В них во время опасности скрывались женщины и дети. Что касается мордовских поселений то они были небольшие и состояли из 15-20 домов.

Жилище. Основным строительным материалом являлось дерево. Крыши домов крыли камышом или соломой. Внутреннее убранство дома было просто. В избу вела одна дверь, которая состояла из двух частей: нижней и верхней. Во время топки верхняя полудверка для выхода дыма открывалась, а нижняя оставалась закрытой. Против двери в одном из передних углов стояла печь, топившаяся  по черному. Над печью также прорубалось небольшое окошко. Полы были земляные, позднее из круглых бревен. Отличительной особенностью крестьянского дома было множество лавок, расположенных вдоль стен, не только служивших для сидения, но и бывших спальными местами. Одним из важных элементов жилища мордвы – эрзи были полати, на которых как правило спали дети. Лишь возле окна небольшой столик, на котором нехитрая пища.

Пища мордвы. Пища мордвы состояла из продуктов земледелия, скотоводства, рыболовства, бортничества и охоты. Особенно широкое применение имела ржаная мука, которая шла на выпечку хлеба из кислого теста. Кроме того выпекались разнообразные мучные изделия, например, пироги (перяка, пряка). Их готовили из ржаной , гречневой, реже пшеничной муки, с разнообразными начинками из овощей, мяса, рыбы. Традиционным кушаньем народов мордовского края являлись блины (пачат). Из жидких кушаний были распространены щи, разнообразные супы и похлебки. Весьма распространены были каши.

Одежда. Особой красотой отличалась национальная одежда. Основным элементом мордовского женского костюма была рубаха (панар). У эрзи она шилась из двух полотен холста, а у мокши из трех. На груди делался вырез края которого скреплялись кольцевой застежкой (сюльгамо). Рукава рубахи были прямыми. Рубашка украшалась вышивкой шерстяными нитями, которые окрашивали настоем корня подмаренника, отваром луковой шелухи, почек березы, коры ольхи и различных трав. Мужская одежда мордвы мало чем отличалась  от русской. Большинство крестьян носили одежду из домотканого сукна или холста. Для их изготовления использовались конопля, лен, шерсть. Верхняя одежда шилась из овчины, шерсти, холста. Многие ее виды по покрою являлись общими как для мужчин, так и для женщин. Головные уборы женщин имели возрастные разновидности. Девичьи уборы оставляли волосы открытыми.  У эрзянок преобладали высокие головные уборы на твердой основе конической, прямоугольной или круглой формы. У мокши были широко распространены тканные головные полотенца (платенця, пря руця). Носили мордовки также холщевые чепцы, украшенные вышивкой, бисером, медными цепочками. Они были известны под русским названием сорока.

Духовная культура мордвы. До принятия христианства мордва представляла, что в мире существует большое количество богов. Они покровительствовали определенным силам природы, занятиям, объектам, территориям. Своих богов мордва представляла в человеческом облике, но они могли превращаться в зверей, растения или выступать в получеловеческом-полузверином виде. Спецификой мордовской мифологии является преобладание женских божеств. Наши предки полагали, что божества могут быть как добрыми так и злыми, и, естественно хотели, чтобы боги им помогали. С этой целью в честь божеств на предполагаемых местах их обитания устраивались моления и совершались жертвопреношения.

Но не может жить без праздника народ, жизнь которого проходит в трудах и заботах. Возможно потому обряды и праздники являются важной частью народной культуры и передаются из поколения в поколение. Каждый праздник сопровождался исполнением обрядовых песен Радость от пробуждения природы, радость от сбора богатого урожая и рождения нового человека, да мало ли причин, чтобы обратиться к силам природы, попросить у нее помощи и защиты, порадоваться вместе с природой. . Весенние праздники начинались с обрядов встречи весны. В день весеннего равноденствия  (21марта) мордва и русские пекли « жаворонков» из теста. Дети поднимались с ними на крыши домов или на пригорок и исполняли заклички-веснянки, в которых просили птиц поскорее прилететь и принести с собой тепло.

4.Закрепление сведений полученных в ходе экскурсии.

Понравилась ли вам экскурсия?

Что нового вы сегодня узнали?

Где проживала и чем занималась древняя мордва?

Расскажите о жилище и одежде древней мордвы.

5. Задание на дом. В энциклопедии Мордовии подробнее прочитать о занятиях древней мордвы.

6. Итог экскурсии.


Занятие 2

Тема: возникновение города Саранска.

Цель: познакомить с историей возникновения города Саранска.

Задачи:

знакомство с историей возникновения города Саранска;

знакомство с понятием герба, гимна и Флага республики Мордовия;

воспитание чувства патриотизма.

Оборудование: презентация и картинки с изображение города Саранска.

Ход занятия

1. Организационный момент.

2. Вводная беседа.

Ребята, на предыдущем занятии мы с вами говорили о жизни древней мордвы, узнали, как они появились, где жили и многое другое. На сегодняшнем занятии мы узнаем, как возник город Саранск.

3. Изучение нового материала. (Рассказ о возникновении города Саранска).

Саранск — один из старейших городов Среднего Поволжья. У него яркая биография. Первоначально Саранск имел военное значение. Он возник как военная крепость на юго-восточной сторожевой черте Московского государства, основан на перекрестке больших гужевых трактов, соединявших Астрахань с Москвой, Крым с Казанью. Был тесно связан с крестьянскими войнами.

Основан в 1641 как острог на Атемарской засечной черте. Город строился на берегу Саранки близ ее слияния с Инсаром. В 17–18 вв. В крепости размещались служебные избы, воеводский двор, оружейные и соляные склады, небольшие деревянные церкви. С внешней стороны селились казаки, стрельцы, пушкари. Крепость называлась Саранский острожек и располагалась на берегу реки Инсара, в устье реки Сарлей (современная Саранка), на левом, более высоком ее берегу. Первыми жителями крепости были казаки, стрельцы и пушкари, переведенные в нее из ближайших городов, а также население близлежащих деревень (русские, эрзяне и татары). Со всех сторон крепость была окружена земляным валом, с наружной стороны которого были выкопаны глубокие рвы. На самой высокой башне были установлены настенные городские часы. Через северную и южную квадратные башни проходила Крымско-Казанская дорога. Внутри крепости были склады и погреба, конюшни, различные служебные постройки, а вокруг нее располагались слободы, населенные служилыми и посадскими людьми. Саранская крепость имела почти квадратную форму. Река Саранка протекала по территории крепости.

С наружной стороны вала тянулись глубокие рвы, с внутренней – возвышались еще и деревянные стены с приспособлениями для обороны. За более чем трехвековую историю город был свидетелем многих событий. В 1651 году Саранск стал административным центром Саранского уезда. Практически с этого же времени Саранск именуют городом, хотя официально статус города он получил лишь в 1780 году. Осенью 1670 года его захватил один из отрядов Степана Разина под предводительством Михаила Харитонова, город и уезд на некоторое время стали опорным пунктом, снабжавшим войска Разина продовольствием, фуражом и оружием. В декабре того же года царские войска после неоднократных попыток штурма овладели городом, и войска Разина были вынуждены оставить Саранск. К концу XVII века население города составляло более 4 тысяч человек. Наряду со слободским появилось и уличное деление города.

С утратой военного значения Саранск превратился в торгово-ремесленный город. Ежегодно здесь проводились крупные базары и ярмарки. Саранск имел торговые связи с городами Казанью, Москвой, Нижним Новгородом, Ярославлем, Рязанью, Саратовом, Тамбовом, Прикаспием и Причерноморьем. В 1651 стал административным центром Саранского уезда, и управлялся воеводами. Практически с этого же времени Саранск именуют городом, хотя официально статус города он получил лишь в 1780 году. Осенью 1670 года его захватил один из отрядов Степана Разина под предводительством Михаила Харитонова, город и уезд на некоторое время стали опорным пунктом, снабжавшим войска Разина продовольствием, фуражом и оружием. В декабре того же года царские войска после неоднократных попыток штурма овладели городом, и войска Разина были вынуждены оставить Саранск. К концу XVII века население города составляло более 4 тысяч человек. Наряду со слободским появилось и уличное деление города

В 1801 Саранск вошел в состав Пензенской губернии. Население города и уезда участвовало в Отечественной войне 1812. Здесь было сформировано народное ополчение, собраны средства на обеспечение воинских частей. Промышленное развитие Саранска началось в XIX в., наиболее активным оно было после отмены крепостного права. Начали действовать железоделательные, кирпичные, мыловаренные, маслозаводы. Значительный вклад в развитие промышленности, торговли, строительства в Саранске внесло купечество.

5. Просмотр презентации.

6. Закрепление материала.

Ребята, давайте вспомним о чем мы сегодня говорили на занятии. (задаются вопросы детям)

Когда был основан город Саранск?

Какое он имел положение?

Опишите крепость Саранска.

Когда вошел в состав Пензенской губернии?

Опишите современный город Саранск.

7. Задание на дом.

Ребята, вашим домашним заданием будет найти в энциклопедии подробную информацию о становлении города Саранск.

8. Подведение итогов занятия.

Занятие 3

Тема: Символика Республики Мордовия.

Цель: познакомить с историей возникновения символики Республики Мордовия.

Задачи:

познакомить с историей возникновения герба, флага и гимна;

познакомить с понятиями герб, флаг и гимн;

воспитание чувства патриотизма;

Оборудование: картинки с изображением герба и флага ,текст гимна Республики Мордовии.

Ход занятия

1. Организационный момент.

2. Вводная беседа.

Ребята, вы знаете, что у каждой страны, у каждой республики есть свои символы, в которых мы видим в чем заключаются сильные стороны. Сегодня мы с вами будем изучать символы нашей Республики Мордовия.

3. Изучение нового материала.

Государственная символика является частью истории и культуры страны. Государственный флаг – это знак (символ) свободы, независимости  и самостоятельности государства, принят Парламентом Республики 30 марта 1995 года.

Флаг Республики Мордовия представляет собой прямоугольное полотнище, состоящее из расположенных горизонтально в последовательности сверху вниз трех полос маренового (темно-красного), белого и темно-синего цветов. Верхняя и нижняя полосы по размеру одинаковы. В мареновый (темно-красный) цвет мордовские мастерицы-вышивальщицы окрашивали нитки. Краску такого цвета получали из корня подмаренника или отвара луковой шелухи. Мареновый цвет у мордвы и других народов олицетворяет животворящее начало. Темно-синяя полоса символизирует плодородную землю, напоенную влагой. Ведь народы Мордовии испокон веков занимались земледелием.На белой полосе флага восьмиконечная розетка – солярный знак, символ солнца, тепла, доброты, открытости, стремления к равновесию, стабильности и устойчивости.

Итак, флаг Республики Мордовия означает: жить в духовной чистоте, добре, открытости, свободно развиваться на своей плодородной земле.

Герб Республики Мордовия — государственный символ Республики Мордовия. Принят Парламентом Республики 30 марта 1995 года.

Герб Республики Мордовия представляет собой изображение геральдический щита с гербом города Саранска – изображением бегущей лисы красного цвета, расположенной под тремя вертикально направленными вниз стрелами, на фоне флагa Республики Мордовия в середине. Герб обрамленный золотыми колосьями пшеницы и золотой нашейной гривной. Колосья пшеницы олицетворяют приверженность мордовского народа к сельскому хозяйству, a нашейная гривна это национальное украшение женщин. Колосья перевитыми лентой маренового (темно-красного), белого и синего цветов (цвета флагa Республики Мордовия). Ha гривнe нaxoдитcя семь орнаментов, означающих 7 городов республики: Ардатов, Инсар, Ковылкино, Краснослободск, Рузаевка, Саранск и Темников. В верхней части восьмиконечнaя розеткa красного цвета – солярный знак, символ солнца.

Завершенность гербу предает солярный знак. Идея герба: жить мудро, в дружбе и согласии многонациональному народу Республики Мордовия, сохранить и умножить национальные традиции, содействовать экономическому и духовному процветанию, стабильно развиваться под ясным мирным солнцем на своей плодородной земле.

Гимн. Куплеты Гимна Республики Мордовия написаны на трех государственных языках республики: 1 куплет – на мокшанском, 2-ой – на эрзянском и 3-ий на русском языке. Припев написан на смеси мокшанского и эрзянского языков с преобладанием мокшанского.

Автор музыки – Н. Кошелева; автор текста – С. Кинякин

1. Ши валда, Мордовия, седистот сай,

Ши валда, Мордовия, сельмосот палы, юрнай,

Россиять мяшться мокшень сияста сюлгам,

Россиять карксэземса эрзянь зырняста пулай.

Шумбрат! Шумбрат, Мордовия!

Гайняк! Гайняк, Мордовия!

Кельгома краеньке – най панжи маеньке,

Мокшэрзянь шачема-касома край!

Шумбрат! Шумбрат, Мордовия!

Морак! Морак, Мордовия!

Павазу эряфсь катк тонь эрь кудозт сувай!

Ульхть шумбра, ульхть шумбра,

Кода сонць Сияжарсь, ульхть шумбра!

2. Тон ютыть, Мордовия, стака кить-янт,

Тон молить, Мордовия, витьстэ, верьга кандыть прят.

Вий макснесть келей Мокшась ды бойка Сурась,

Секс течис тон седейс ды оймес – прок ванькс лисьмапрят.

Шумбрат! Шумбрат, Мордовия!

Гайняк! Гайняк, Мордовия!

Кельгома краеньке – най панжи маеньке,

Мокшэрзянь шачема-касома край!

Шумбрат! Шумбрат, Мордовия!

Морак! Морак, Мордовия!

Павазу эряфсь катк тонь эрь кудозт сувай!

Ульхть шумбра, ульхть шумбра,

Кода сонць Сияжарсь, ульхть шумбра!

3. Ты трудной дорогой, Мордовия, шла,

России держалась и голову гордо несла.

Давали силы вольные Мокша, Сура,

Ты духом была и осталась сильна и добра.

Шумбрат! Шумбрат, Мордовия!

Гайняк! Гайняк, Мордовия!

Кельгома краеньке – най панжи маеньке,

Мокшэрзянь шачема-касома край!

Шумбрат! Шумбрат, Мордовия!

Морак! Морак, Мордовия!

Павазу эряфсь катк тонь эрь кудозт сувай!

Ульхть шумбра, ульхть шумбра,

Кода сонць Сияжарсь, ульхть шумбра!

(Текст песни можно повесить как наглядное средство на доску на время занятия).

4.Закрепление материала.

Что нового мы сегодня узнали на занятии?

Какова национальная символика Республики Мордовия?

Что представляет собой герб и флаг ?

На каких языках написан гимн?

Сколько полос на мордовском флаге?

Что символизирует каждая полоса?

Что изображено на гербе республики?

Что изображено на флаге Республики Мордовия?

5. Задание на дом.

Ребята, попробуйте дома одни или с помощью своих родителей нарисовать герб и гимн нашей республики.

6. Подведение итогов занятия.


Занятие 4

Тема: живая природа Мордовии.

Цель: познакомить с растительным и животным миром Республики Мордовия.

Задачи:

познакомить с разнообразием растительного и животного мира Республики Мордовия;

сформировать понятие «флора» «фауна»;

воспитывать у учащихся бережное отношение к природе.

Ход занятия

1. Организационный момент.

2. Изучение нового материала.

Сегодня мы с вами узнаем какие растения и животные есть в лесах нашей республики, какие из них называются редкими (рассказ учителя о природе).

Мордовия богата и своей природой, где поля часто чередуются с тенистыми лесами и дубравами, где множество рек протекает по обширной территории. В Мордовии насчитывается свыше 1000 видов только высших растений, свыше 200 видов птиц, около 60 видов млекопитающих.

Растительный мир. Растительный мир сформировался в послеледниковый период под воздействием меняющихся климатических условий, сложных конкурентных взаимоотношений между растительным миром и хозяйственной деятельностью человека, которая наиболее активно проявилась за последние три столетия. Флора-растительный мир. Она представлена всеми отделами растений, кроме красных и бурых водорослей, – более 1320 видов растений из 11 семей. Зональными типами растительности являются широколиственные леса и луговые степи (лесостепь), площадь под которыми существенно сократилась в результате распашки. На песчаных и супесчаных почвах распространены хвойные и хвойно-широколиственные леса. Под лесами занято 744,3 тыс. га, 27,6% территории республики. Основные лесообразующие породы – сосна, береза, дуб, липа, осина, ольха и ясень, представляющие чистые однопородные или смешанные насаждения. Коренными (зональными) типами на большой части Мордовии являются сложные широколиственные леса с преобладанием дуба и липы, на супесчаных и песчаных почвах, сосново-широколиственные и сосновые, в сырых местах растут ольшаники.

Животный мир. В Республике Мордовия 247 видов птиц, 73 – млекопитающих, 39 – рыбообразных, 11 – амфибий, 7 – рептилий. Разнообразие животного мира обусловлено расположением республики на границе лесной и лесостепной зон. Характерные для значительной части республики: рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы (утки, кулики, выпи, чайки, крачки, журавль серый), млекопитающие (выхухоль, кутора, полевка водяная, ондатра, бобр, норка). Разнообразен видовой состав зооценозов на сухих боровых участках, где обитают многочисленные беспозвоночные и позвоночные: кобылка трескучая, пустынница голубокрылая, трещотка ширококрылая. В переходной зоне от сухих боров к дубравным многоярусным растительным сообществам селятся дрозды (рябинник, черный, певчий, белобровик, деряба), дятлы (белоспинный, черный, малый пестрый), поползень, крапивник, синицы, пеночки, славки, голубиные (горлица, вяхирь, клинтух) Из млекопитающих здесь водятся сони (лесная, орешниковая, садовая), мыши (лесная, желтогорлая), полевки (обыкновенная, экономка, рыжая и красная). Улучшаются стации барсука, горностая, куницы, зайца-беляка, лося, глухаря. Обогащается фауна беспозвоночных, особенно чешуекрылых, жестко-крылых, муравьев, паукообразных.

3. Разгадывание головоломки.

Головоломка «Назови птиц».

Ребята, перед вами находится головоломка. Впишите в клетки по горизонтали восемь птиц, встречающихся в нашей местности. Записанная птица не должна повторяться. Для более точного определения названий птиц в одной из колонок проставлены буквы.






у

х

о

л

о

в

к

а

ж

а

в


р

о

н

о

к






в

о


о

н

а











я

т

е

л








с


р

о

к

а










о

р

о

н

а







с


н

и

ц

а










с

т

р

е

б





4. Закрепление материала полученного на занятии.

Ребята, расскажите о природе Мордовии.

Каков растительный мир Мордовии, что он в себя включает?

Каков животный мир нашей республики?

5. Задание на дом.

Вашим заданием будет нарисовать по одному представителю из растительного и животного мира.

6. Подведение итогов занятия.


Занятие 5

Тема: Знаете ли вы историю Мордовии?

Цель: закрепление знаний полученных учащимися на предыдущих уроках.


Задачи:

актуализировать ранее полученные знания о быте, культуре мордвы;

развитие познавательного интереса к культуре и истории республики;

Форма занятия: историческая викторина.

Ход занятия

1.Организационный момент.

2 Проведение викторины.

Ребята, сегодня у нас будет небольшая викторина, она будет похожа на спортивные соревнования, но вы будете состязаться не в силах, а в знаниях. Ваши ответы на вопросы будет оценивать жури.

(Представляем членов жюри. Дети разбиваются на 2 команды, у каждой команды есть свое название и девиз. В каждом туре по нескольку вопросов. За каждый правильный ответ начисляется бал, по итогам всех конкурсов, команда набравшая большее количество правильных ответов побеждает. Жюри называет команду-победительницу и происходит награждение ).

1 тур.

Ребята, в каждой Республике есть свой флаг, свой гимн, давайте вспомним о них.

1. Скажите, из каких цветов состоит наш флаг?

Ответ: (красный, синий, белый )

2. Как зовут нашего главу Республики Мордовии?

Ответ: (Николай Иванович Меркушкин)

3. Кто написал музыку гимна и кто слова?

Ответ: (музыку Н. Кошелева, слова С. Кинякин)

4.Какие народности включает в себя мордва?

Ответ: (мокша, эрзя).

5.Какие города вы знаете в Республике?

Ответ: (Саранск, Рузаевка, Темников, Краснослободск, Ковылкино).

2 тур.

В следующем конкурсе, ребята, мы будем говорить о природе.

1. Какие реки вы знаете, которые протекают у нас в Республике?

Ответ : (Алатырь, Вад, Выша, Инсар, Исса, Мокша, Сивинь, Сура, Парца, Пьяна).

2. Какие деревья растут в Республике?

Ответ : (береза, дуб ,сосна, ель, тополь).

3. Какие животные живут в наших лесах?

Ответ: (волки, зайцы, лисы, кабаны, олени).

4. Какие птицы у нас живут в Республике?

Ответ: (дятлы, ласточки, синицы, сороки, грачи, вороны).

3 тур.

Ребята это самый сложный конкурс. Вам надо ответить на вопросы о быте, истории и культуре нашего народа.

1. Как называется праздник русской зимы?

Ответ: (масленица).

2. Какое угощение обязательно на этом празднике? (блины)

3. Почему именно блины. Что это означает?

Ответ: (символ солнца)

4. Опишите национальную одежду мордовских мужчин и женщин.

5. Какие блюда мордовской кухни вы знаете?

Ответ: (блины, каша).

А теперь ребята жюри определяет победителя нашей викторины.

3. Подведение итогов и награждение победителей.

Ребята, вы все сегодня молодцы, я вижу что вы многое теперь знаете о нашей республике!

3. Задание на дом.

Ребята, вашим заданием будет подготовить небольшое сообщение по любой из понравившихся вам тем.


Занятие 6

Тема: Известные люди Республики Мордовии.

Цель: познакомить с известными людьми Республики Мордовия.

Задачи:

познакомить детей со знаменитыми людьми нашей Республики;

формирование понятий «достижение» и национальная «гордость»;

развитие познавательного интереса к изучению прошлого нашей республики;

воспитание чувства патриотизма.

Ход занятия

1.Организационный момент.

2. Вводная беседа.

Ребята, сегодня на занятии я расскажу вам про тех людей, которые известны в нашей республике. Этих людей прославляет то, чем они занимались.

3. Рассказ учителя о знаменитых людях республики.

Леонтий Петрович Кирюков – первый мордовский композитор. Леонтий Петрович родился в 1895 году в деревне Пичевка Зубово-Полянского района. Его мама была великой мастерицей петь мордовские народные песни, и за это ее любили все односельчане. Послушать замечательную певицу приезжал из Саранска известный ученый Макар Евсевьевич Евсеев. Это и был тот самый странный человек, направивший паренька учиться. Из Москвы в Мордовию он вернулся настоящим композитором. Сочинил оперы, концерт для скрипки с оркестром, фортепьянные пьесы, много песен, пьесы для баяна. Л. П. Кирюков помог открыть в Саранске музыкальное училище, музыкальный театр.

Заслуженный писатель Мордовии Сергей Степанович Ларионов (1908–1991) родился в селе Анаево, в той местности, где полевой простор перемежается с бескрайними лесами, уходящими далеко за горизонт. Он рано познал тяжелый крестьянский труд. Писал рассказы и повести. По плечу был и сложнейший труд в становлении промышленности в Мордовии.

Степан Дмитриевич Нефедов взял себе псевдонимом название одной из этнографических групп мордовского народа — эрзи. Это не просто дань уважения народу, давшему ему жизнь, но и признание того, что истоки его таланта, неиссякаемая жизнеутверждающая мощь произведений — в их национальной самобытности и исконной народности. Прошедший большую жизненную школу, хорошо знавший и талантливо, смело претворявший в своем творчестве традиции мирового и русского искусства, скульптор всегда при этом оставался сыном своего народа.

Будущий скульптор родился в 1876 году в деревне Баево Алатырского уезда Симбирской губернии в семье крестьянина. С детства его окружала великолепная природа родного края – дремучие леса, живописная речка Бездна, превращавшаяся весной в бурный стремительный поток, ее крутые скалистые берега, а также необозримые пространства полей и холмов. Одним из самых сильных впечатлений, оставшихся от детства стали произведения народного гения – добротные деревянные дома, украшенные затейливой резьбой, изумительные по изяществу и яркости отделок костюмы односельчанок, удобные и вместе с тем поражающие легкостью и мастерством исполнения всевозможные предметы, которыми каждый день пользовались в крестьянской избе – кувшины, ложки, сундуки, прялки.

Таким образом, в основу формирования уникального художественного дара Степана Нефедова легло все то, что было исконно присуще искусству древнего мордовского народа. Блестящие природные данные молодого скульптора получили развитие в Московском училище живописи, а затем – в скульптурных ателье Европы (1907–1914). Мордовский скульптор провел 7 лет в Италии и Франции. В 1909 году в Венеции он впервые участвует в Международной художественной выставке работами «Последняя ночь осужденного» и «Автопортрет», добиваясь не только успеха и признания своего таланта, но укрепляя тем самым авторитет русского искусства за рубежом. Годы, проведенные в Италии и Франции, явились для молодого Эрьзи великолепной школой мастерства, которая дает полное основание считать его не только одним из самых талантливых, но и профессионально подготовленных русских скульпторов начала ХХ века.

В 1927 году Эрьзи оказался в Буэнос-Айресе. Именно в Аргентине совершенно неожиданно для самого себя он обнаружил то, что искал вот уже несколько лет, – необыкновенный материал, с которым впоследствии будет неизменно связано его творчество, дерево местного происхождениякебрачо. Его необыкновенная твердость, выразительный рисунок древесины, широкий диапазон оттенков, а также живописное своеобразие наростов с самого начала определили особенности манеры исполнения произведений. Творчество Эрьзи хорошо знали за границей, но мало кто вспоминал его на родине. А ведь только о ней постоянно думал стареющий скульптор. Находясь на чужбине, он справедливо тревожился за судьбу своих произведений. С. Эрьзи вернулся в Советский Союз в 1950 году. Он сумел сохранить и доставить на родную землю свои произведения – плод многолетней напряженной работы, порой невыносимо тяжелой, но вместе с тем подарившей ему столько радости. И в своей московской мастерской скульптор продолжал упорно трудиться, боясь отложить резец хоть на мгновенье, ведь именно он был единственной нитью, связывавшей его с искусством – смыслом всей его жизни. Скульптор Степан Эрьзи умер 27 ноября 1959 года. Его похоронили в Саранске; и хотя его прах теперь навечно связан с родной мордовской землей, его искусство, не знающее границ, принадлежит всему человечеству.

Ф. В. Сычков один из основоположников мордовского профессионального изобразительного искусства

В Кочелаево расположен дом-музей художника Федота Васильевича Сычкова. Знаменитый мордовский художник родился в крестьянской семье 13 марта 1870 года в селе Кочелаево ныне Ковылкинского района Республики Мордовия. Федот Сычков с раннего детства увлекался живописью. Он стал Заслуженным деятелем искусств России и Мордовии, Народным художником Мордовии, одним из основоположников мордовского профессионального изобразительного искусства. К его лучшим академическим произведениям относят «Портрет матери», «Автопортрет» и «Письмо с войны». Ценители искусства знают и любят Федота Васильевича по картинам «Молодая», «Катание с горы», «На посиделки», «Ледоход», «На базаре». С 1960 года в Мордовском республиканском музее изобразительных искусств имени С. Д. Эрьзи размещена постоянная экспозиция его произведений.

Федот Васильевич – ученик И. Е. Репина. А первые навыки рисования он получил в земской школе у П. К. Дюмаева (1877–1880). В 1880-х годах работал подмастерьем у подрядчика по росписи церквей в Сердобске Пензенской губернии. Писал иконы, выполнял портреты на заказ. В 1892 году Сычков уехал в Санкт-Петербург в Рисовальную школу Общества поощрения художеств. В 1895–1900 учился в Высшем художественном училище живописи, скульптуры и архитектуры в мастерских Н. Д. Кузнецова и А. О. Ковалевского. Одновременно брал частные уроки у И. Е. Репина. После Октябрьской революции 1917 года Федот Васильевич жил в Мордовии: в селе Кочелаево, городе Наровчате, в 1956 году поселился в Саранске.

Ф. В. Сычков принадлежит к числу значительных, но малоизвестных художников первой половины ХХ века. Работал он преимущественно как жанрист и пейзажист. Расцвет его творчества приходится на 1910-е годы; тогда же сформировалась живописная манера, основные черты которой сохранялись в советские годы. Свои картины Ф. В. Сычков писал свободным широким мазком, пастозными насыщенными красками. Кроме Мордовского республиканского музея изобразительных искусств имени С. Д. Эрьзи в Саранске, произведения Ф. В. Сычкова находятся во многих музейных собраниях, в том числе в Государственной Третьяковской галерее, Екатеринбургском музее изобразительных искусств и других музеях

Известны также современные деятели культуры, спорта которые осуществляют развитие нашей республики. Среди них нельзя не отметить главу нашей республики Н. И. Меркушкин.

По национальности мордвин-мокша. Родился в крестьянской семье. Трудовую деятельность начал в 1968 механизатором в колхозе. В 19681973 учился в Мордовском государственном университете, который закончил с отличием. Николай Иванович много сделал для нашей республики и имеет много наград.

Награжден орденами Трудового Красного Знамени (1986 г.), Дружбы народов (1981 г.), медалями «За трудовую доблесть» (1976 г.),  «За преобразование Нечерноземья РСФСР» (1990 г.).

В 2000 году за большой вклад в социально-экономическое развитие региона и многолетний добросовестный труд был награжден орденом «За заслуги перед Отечеством» IV степени. 30 сентября 2009 года был подписан указ о награждении Н. И. Меркушкина орденом «За заслуги перед Отечеством» III степени.

Награжден орденами Русской Православной церкви: Орден святого благоверного князя Даниила Московского I (2011 год) и II (1996 год) степени, Орден преподобного Сергия Радонежского I (2006 год) и II (2002 год) степени, Орден святого равноапостольного великого князя Владимира II степени (2000 год).

Своими достижениями в области спорта известна Каниськина Ольга Николаевна. Родилась 19 января 1985 года с. Напольная Тавла. Училась в школе №35 города Саранска. В 7 классе Ольга начала заниматься спортивной ходьбой. Занятия проходили в ДЮСШ № 1 г. Саранска под руководством Л. Ф. Русяйкиной. Ольга принимала участие в многочисленных юношеских соревнованиях регионального и общероссийского уровня. К 18 годам у нее уже было звание мастера спорта.

Известная российская легкоатлетка, олимпийская чемпионка 2008 года, первая в истории спортивной ходьбы трехкратная чемпионка мира (2007, 2009 и 2011 годов), чемпионка Европы 2010 года, двукратная чемпионка России. Специализируется в ходьбе на 20 километров.

5. Подведение итогов.






Занятие 7

Тема: Климат.

Цель: дать детям представление о сезонных изменениях в республике.

Задачи:

познакомить с изменениями в природе республики;

знакомство с климатическими условиями республики;

познакомить детей с природными особенностями;

воспитывать чувства прекрасного, любовь к природе.

Оборудование: картинки с изображением природы в разные сезоны.

Ход занятия

  1. Организационный момент.

  2. Водная беседа.

Ребята, на сегодняшнем занятии мы с вами узнаем много интересного про климат нашей республики.

3. Изучение нового материала (рассказ воспитателя о погодных условиях, в ходе рассказа используется презентация).

Погода Мордовии характеризуется климатическими особенностями, что, в свою очередь, обусловлено географическим положением: республика располагается в умеренном поясе центра Восточно-Европейской равнины, где установлена четкая выраженность сезонов года. Мордовия расположена в зоне континентального климата с холодной снежной зимой и теплым летом. Температура воздуха летом колеблется от +15 до +25 градусов. Зимой – от –8 до –18 градусов. Среднегодовое количество осадков ~ 450–500 мм. Преобладают осадки теплого периода (апрель – октябрь) – 70%. Наибольшее количество осадков выпадает в июле (около 65 мм), минимальное в феврале (15–30 мм).

Теплый период в Республике Мордовия обычно начинается 31 марта – 2апреля. Заканчивается теплый период в среднем 5–7 ноября. Средняя продолжительность его колеблется от 218 до 222 дней. Весна на территории Мордовии протекает сравнительно быстро. Продолжительность ее 69–71 день. От марта к маю учащается повторяемость ветров северного и северо-восточного направлений. Средняя месячная температура в марте отрицательная (от –5 до –6 °C). В конце марта проталины образуются не только на склонах южной экспозиции, но и на ровных площадках. Эти события быстрее наступают в лесостепных ландшафтах. В апреле средняя температура становится положительной (3,5–4 °C).Снежный покров быстро разрушается, и в реках наблюда­ется подъем воды. Через 8 - 10 дней после начала половодья перед его максимумом проходит ледоход. Половодье часто затягивается на весь апрель. К концу месяца почвы полностью оттаивают. В мае происходит дальнейшее увеличение среднесуточных температур (12,6 – 13,2 °C ). В конце апреля - начале мая начинает зеленеть бе­реза, в середине мая цветет черемуха и распускает листья дуб. В этот период в воздухе обычно наблюдаются последние заморозки. В лесостепных ландшафтах прохождение основных фаз развития природы более быстрое, чем в лесных. В течение весеннего периода выпадает 75 – 80 мм осадков. Весной отмечается наибольшее разнообразие в характере погодного режима: от суховейно-засушливого до сильно морозного. Наиболее распространенной является малооблачная (20 %) уме­ренно морозная погода (17 %) с переходом температуры воздуха через 0 °C (до 25 % дней периода). Режим погоды весной малоустойчив. Однотипный ее характер удерживается в течение одного дня в 73 – 74 % случаев. Вероятность сохранения одного класса погоды в течение 5 дней составляет 2 %. Число контрастных смен погоды находится в пределах 35 %. В мае испарение превышает количество осадков. В весенний период в ландшафтах наблюдается активизация геолого-геоморфологических процессов (оползни, плоскостная и линейная эрозия и др.). Лето на территории Мордовии начинается в третьей декаде мая при переходе средних суточных температур через 15 °C . Его продолжи­тельность составляет 115–120 дней. Возрастает повторяемость циклонов, вторгающихся с запада и северо-запада. Среднемесячная тем­пература воздуха в июле – 18,9 – 19,8 C . Абсолютный максимум достигает
37–39°C . Возрастает сумма атмосферных осадков, максимум их приходится на июнь–июль. Вследствие большой испаряемости в начале июня на реках устанавливается устойчивая межень, продолжающаяся до начала или середины октября. Максимальная температура воды у поверхности на реках летом доходит до 20 °C. Отмечается повторяемость различных классов погоды: от по­годы с переходом температуры воздуха через 0 °C до суховейно-засушливой. Наиболее распространенными являются малооблачная погода и погода с дневной облачностью (по 20–30 % дней периода). Меньшую повторяемость имеют умеренно засушливая (19 %) и дождливая (15 %) погода. Однотипный характер погоды летом удерживается в течение одного дня (80–85 %), число ее контрастных смен находится в пределах 37 %. Концом лета принято считать дату перехода средней суточной температуры через 10 °C . В основном в начале сентября у берез начинают желтеть листья. Осень начинается, когда на почве появляются первые заморозки. Этот период на территории республики приходится на 20 - 24 сентября. Во второй половине октября вначале береза, а затем широколиственные породы сбрасывают листву. С 1–4 ноября темпера­тура воздуха переходит через 0 °C, начинается период предзимья, который продолжается до перехода средней суточной температуры через –5 °C. Количество осадков в осенний период по сравнению с летним уменьшается, они выпадают в виде дождя, снега, мокрого снега, ледяной крупы. Устойчивый снежный покров обычно устанавливается в конце ноября. Режим погоды осенью варьирует от суховейно-засушливой в начале сезона до умеренно морозной в конце. Наиболее распространена в начале осени малооблачная погода (14 %), затем доминируют пасмурная и дождливая (10 %). С октября преобладает погода с переходом температуры воздуха через 0 C (22–35 %), в конце осени - морозная. Однотипный характер погоды удерживается в течение одного дня (70–80 %), число ее контрастных смен варьирует в пределах 41–50 %.

4. Закрепление материала.

расскажите о сезонных изменениях в природе;

какая погода характерна для лета(осени, зимы, весны);

5. Задание на дом.

Ребята на следующее занятие зарисуйте как выглядит природа в определенном сезоне (по выбору)

6.Подведение итогов занятия.


Занятие 8

Тема: Литература мордовского края.

Цель: познакомить с основными направлениями мордовской литературы.

Задачи:

познакомить с основными художественными произведениями;

знакомство с основными литературными героями;

воспитать у детей интерес к чтению мордовской литературы.

Оборудование: книги с художественными произведениями мордовских писателей.

Ход занятия

1. Организационный момент.

2. Вводная беседа.

3. Изучение нового материала.

Литература Мордовии – совокупность художественных произведений поэтов, прозаиков, драматургов, родившихся или живших в мордовском крае. Они оказали влияние на развитие материальной и духовной культуры края. В то же время литература Мордовии, как явление региональное, на всех этапах развития испытывала определенную зависимость от культуры мордовского народа.

В конце 18 – начале 19 века литература Мордовии обозначена творчеством рузаевского помещика Н. Е. Струйского, его дочери М. Н. Струйской, внука Д. Ю. Струйского. Более яркую страницу в истории литература Мордовии 19 века оставил другой его внук –А. И. Полежаев, в чьих произведениях были даны обобщенные картины социального быта, анализ обстоятельств формирования характеров в их сопряжении с окружающей средой. Во многих сочинениях Полежаев упоминает о старом Саранске, жизни крепостных крестьян деревни Покрышкино Саранского уезда. Новый этап в развитии литературы Мордовии связан с поэтом, публицистом революционно-демократической направленности Н. П. Огаревым, детство и отрочество которого прошли в селе Старое Акшино. Здесь он создал стих. «Искандеру» (1846), «Отъезд», поэму «Деревня» (1847), «Год 1848-й», получил представление о «мордовском уме» и черпал впечатления для создания образа мордвина в повести «Гулевой», философских размышления о превратностях судьбы и бренности бытия, староакшинские пейзажи отражены в мемуарах «Моя исповедь» и стихотворении «Воспоминание детства» (1859). Изданы в городе Москве, Петербурге. Многие страницы литературного творчества посвятила описанию деталей быта, жизни людей мордовского края Н. А. Тучкова-Огарева. Вырождение дворянства, злоупотребления купечества отразил в «Рассказе об Игошке» и «Провинциальных воспоминаниях» писатель-сатирик И. В. Селиванов. Тематическим и жанровым многообразием отличается творчество краснослободских литераторов А. И Пальма, П. П. Линькова-Кочкина, переводчицы древнерусской литературы М. А. Викторовой, которая перевела «Повесть временных лет», «Киево-Печерский патерик»), уроженца села Стародевичье П. Н. Арапова. В саранской ссылке (60-е гг. 19 века) составил сатирические заметки о нравах горожан П. Н. Горский. С мордовским краем связано творчество Н. Ф. Демчинского, Д. Н. Цертелева, других писателей.

В литературе Мордовии 1960–80-х гг. наряду с поэзией, малыми жанрами прозы (рассказ, зарисовка, бытовая комедия, больше характерная для исполнения на сельской сцене) развивались формы исторической и социально-психологической повести и романа. Тематический диапазон расширился за счет отображения жизни рабочего класса (повести А. Ф. Косенкова и других), советского крестьянства (повести В. Д. Еремкина, В. А. Кижняева, романы Янюшкина и др.), студенчества (роман «Камни растут и светят» В. Ф. Егорова, рассказ Л. Г. Васильева «Студенты» (1961), военно-патриотического воспитания (повести Янюшкина, С. Г. Афонина, Васильева, В. В. Смирнова и др.), В литературе Мордовии этого периода представлены и произведения для детей: повести «Галя-учительница» (1955), «Волшебное ожерелье» (1956) и «Яник, Таня и собака Жолька» (1981), пьеса-сказка «Алена-лесовичка» (1958) Клементьевой, сборники стихов Ф. Н. Бобылева, Егорова, П. Я. Машканцева,  И. Г. Осьмухина, А. Н. Терентьева, А. А. Яшина, рассказы и повести  В. А.Ивенина, Н. М. Мирской и других. Качественно новые поэтические произведения о природе и людях родного края создавала в эти годы  Л. К.Татьяничева Писатели Мордовии создали достаточно убедительные художественные образы героев из национальной среды. Поэтика их произведений спроецирована, как правило, на отражение особенностей характера, мышления, выявление истоков мужества и героизма, таланта и гениальности лучших представителей мордовского народа. Среди них – исторические лица, герои фольклора и современности: Алена Арзамасская-Темниковская («Вечный огонь, или Повествование об атамане Алене». Литература Мордовии конца 20 – начала 21 веков определяют творческие поиски Ю. Ф. Козлова, К. В. Смородина и А. И. Смородиной (общий псевдоним Юрий Самарин), В. А. Петрухина, Г. Н. Петелина, А. В. Зевайкина,  В. В. Бирюкова, Н. В. Задальской, Н. С. Рузанкиной, других прозаиков и поэтов. Определенную нишу в литературе Мордовии занимают писатели из мордвы, создававшие сочинения на мордовском и русском (нередко – только на русском) языках: З. Ф. Дорофеев, А. Я. Дорогойченко, Д. И. Морской,  А. И. Завалишин, Т. Ф. Якушкин, И. Д. Пиняев, М. И. Брыжинский, В. М. Юдина, Н. Я. Тремасов, В. А. Юрченков. Русские писатели нередко выступают в роли переводчиков и знакомят российского и зарубежного читателя с лучшими произведениями мордовской литературы. Среди них – советский писатель, участник Великой Отечественной войны Н. В. Богданов, детские годы которого прошли в городе Темникове. Своеобразной школой литературной учебы и мастерства, средством общения с читателем для русских писателей Мордовии стали периодические издания на русском языке: альманах «Литературная Мордовия», журнал «Странник», коллективные сборникики «Горизонт», «Манящие дали», «Между Мокшей и Сурой».

4. Просмотр учащимися выставки книг мордовской литературы (дети подходят выставке и знакомятся с предложенной литературой).

5. Закрепление полученных знаний.

Чем характеризуется мордовская литература?;

О чем писали мордовские писатели в своих произведениях?;

Какие произведения вам больше всего запомнились? О чем они?

6. Домашне задание.

Ребята, вашим заданием будет прочитать небольшое художественное произведение и рассказать о нем.

7. Подведение итогов занятия.







Список использованных источников


  1. Все о Мордовии : энциклопедический справочник / ред. Е.  Голубчик, В. Ионова. – Саранск : Мордов. книж. изд-во, 2007. – 713 с.

  2. Осовский, Е. Г. Рассказы из истории Мордовии / Е. Г. Осовский, Л. Ф. Филатов. – Саранск : Морд. книжн. изд-во, 1973. – 116 с.

  3. Педагогический энциклопедический словарь / гл. ред. Б. М. Бим-Бад / редкол. М. М. Безруких, В. А. Болотов, Л. С. Глебова и др. – М. : Большая Российская энциклопедия, 2003. С. 56.

  4. Салищев, А. И. Знаете ли вы Мордовию? / А. И. Салищев, В. Я. Силенок. Саранск : Морд. книжн. изд-во, 2007. – 116 с.

  5. http://www.mordovia.ru (Интернет-энциклопедия «Республики Мордовия»).

  6. http://www.saransk-online.ru (Сайт города Саранска).
























Обсуждение материала
Наталья Дулатова
2.10.2014 08:14
Автором показана возможность применения краеведческого материала для учащихся младших классов. Приложен тематический план, разработки бесед, экскурсий.
Для добавления отзыва, пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Образовательные вебинары
Подписаться на новые Расписание вебинаров