В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

Учебно-Методический портал
Чёрная пятница! С 20 по 22 ноября 2024 г. Скидки 75% на ВСЁ! Подробнее

Правописание личных местоимений с предлогами

Правописание личных местоимений с предлогами

Светлана Лисейцева
Тип материала: Урок
Рейтинг: 12345 голосов:4просмотров: 7284
Краткое описание
Урок письма и развития речи в 9 классе специальной (коррекционной) школы VIII вида.

Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 19300 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

Файлы
Правописание личных местоимений с предлогами.docx Скачать

http://www.uchmet.ru/imgs/uchmet_120_60.gif

  • Лисейцева Светлана Анатольевна

  • учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории

  • МОУ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, Колычёвская специальная (коррекционная) школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья, Коломенского района Московской области

  • Русский язык

  • Учебник:

  • Тема урока: «Правописание личных местоимений с предлогами»

  • 9 класс

  • Продолжительность урока: 45 минут


Цель: формирование навыков правописания личных местоимений с предлогами.

Задачи:

Образовательные:

  1. обобщение и расширение сведений о местоимении как части речи;

  2. упражнение в правописании личных местоимений с предлогами;

  3. повторение правописания личных окончаний глаголов, падежных окончаний существительных, словарных слов;

  4. работа над грамматическим строем речи;

  5. обогащение и уточнение словарного запаса учеников.

Коррекционно-развивающие:

  1. формирование общеучебных умений и навыков;

  2. развитие речи, познавательного интереса, культуры речи и общения;

  3. расширение кругозора школьников;

  4. коррекция и развитие слухового, зрительного внимания, памяти, логического мышления.

Воспитательные:

  1. воспитание интереса к русскому языку;

  2. формирование нравственных качеств личности, самостоятельности, активности в работе, умения доводить начатое до конца, коммуникативных навыков и др.

Оборудование: наглядное пособие «Кораблик»; карточки обратной связи с падежами; кроссворд «Словарные слова» в тетрадях и на доске; надувной мяч; медвежонок; карточки со словами, словосочетаниями; предметные картинки к игре «Картинки из сказки»; ёлка, ёлочные игрушки в бумажных пакетах; магнитофон; аудиозаписи («Звуки природы. Шум моря», «Колыбельная», «Облака» (группа «Небо»)).

Ход урока:


  1. Организационный момент.

Давайте улыбнёмся друг другу! Настройтесь на интересную и активную работу.


  1. Актуализация знаний учащихся, проверка домашнего задания.

      1. Фронтальный опрос

Какую часть речи мы изучаем на уроках письма?

Что такое местоимение?

Назовите личные местоимения.

Вместо какой части речи они употребляются?

Зачем нам нужно изучать личные местоимения?

Что можно определить у всех личных местоимений?

Что можно определить у личных местоимений 3-го лица единственного числа?

Назовите личные местоимения мужского, женского и среднего рода.

Какое правило вы знаете о правописании личных местоимений с предлогами?

Когда и к каким местоимениям прибавляется буква Н?


      1. Индивидуальные задания

Сегодня я хочу предложить вам отправиться в круиз – морское путешествие. Давайте наполним знаниями паруса нашего корабля! (Учащиеся заполняют таблицу склонений личных местоимений.)

F:\DCIM\100SSCAM\SDC13137.JPG


      1. Игра «Молчанка»

А пока ребята выполняют задание, поработаем с карточками обратной связи. Определите падеж данных местоимений.

Им, с нами, от вас, о ней, с тобой, мне, у них.


      1. Устный разбор местоимений

Определите лицо, число и падеж местоимений:

мне

с тобой

у них

Чем отличается 1 местоимение от 2 и 3?

Как пишутся местоимения с предлогами?


  1. Объявление темы и задач урока.

Сегодня мы с вами будем тренироваться в правописании личных местоимений с предлогами.

Запишем тему в тетради.


  1. Словарная работа. Разгадывание кроссворда.

Нам предстоит сегодня совершить удивительное путешествие. А куда – отгадайте! (1 ученик – за доской.)

1.









2.









3.








4.










5.











6.












7.










1.Человек, живущий за счёт другого и получающий от него постоянную помощь, благодаря которой и существует. (иждивенец)

2.Представитель организации, учреждения, выполняющий поручения. (агент)

3.Назовите одним словом: железо, цинк, серебро. (металл)

4.Одним словом: мазь, микстура, таблетки. (лекарство)

5.Научно-просветительное учреждение, в котором демонстрируется небесная сфера со звёздами, планетами и спутниками, кометами и метеорами. (планетарий)

6.Как ещё мы называем Родину? (Отечество)

7.«Жизнеописание». Как сказать по-другому? (биография)

Найдите спрятавшееся слово. (Детство)

Поэт Михаил Яснов пору детства называл Чудетством. Как думаете, почему?


Счастливое и босоногое детство,

Не щёлкнув замком и не хлопая дверью,

Уходит от нас незаметно, но верно,
В чужие дворы, что лежат по соседству.

Пылятся в кладовках забытые мишки,
И тёплые лужи мы летом обходим.
Из кубиков строить дома разучились…
Давайте мы детство сегодня припомним!


  1. Работа по теме урока, грамматические задания.

    1. Дидактическая игра «Угадай местоимение по описанию!»

Любимое занятие в пору детства – это, конечно, игра! В играх детей отражается сложный мир взрослых. Вот и мы с вами поиграем в мяч и выполним очень сложное задание - угадаем местоимение по описанию! Угадавший бросает мяч любому из вас. Тот, кто поймает мяч, должен назвать данное местоимение уже с предлогом и передать мяч мне.

1л., ед.ч., Д.п. (мне – ко мне)

2л., мн.ч., Р.п. (вас – у вас)

3 л., ед.ч., ж.р., Т.п. (ей – с ней)


2. Дидактическая игра «Картинки из сказки».

Что любят слушать и читать дети? Конечно, сказки.

Догадайтесь, из какой сказки предмет.

http://www.rebenok.com/img/7233_400_1.jpghttp://yagrazhdanin.ru/upload/resizeman/14__upload_iblock_5c0_5c0d451ee375ca2a014ddd2362ebb8a9.jpg?cache=Yhttp://www.femeiastie.ro/upload/img/dovleac.jpghttp://u-baby.ru/images/img4ed4af00a5ea0.jpg

http://forum.touki.ru/gallery/4fe8b90e0cb20.jpghttp://cs10218.vk.com/u112449448/-14/x_b8bc2d21.jpghttp://www.neopod.ru/images/products/large/0/igrushka_deti_34.gifhttp://img1.liveinternet.ru/images/attach/c/4/84/390/84390315_3185107_korona.jpghttp://www.priority-group.com.ua/cont/img/cat/big/umbrellas-28.jpg

Детство – чудесное время. Время, когда малыш с любопытством изучает мир и в обычном, казалось бы, предмете, явлении видит необычное. И тогда палка превращается в коня, галоша – в машину, а пучок соломы – в куклу. Приглядитесь к предметам на доске, найдите в них местоимение, замените предмет местоимением, запишите получившиеся местоимения с данным предлогом.

Р.п. у (вагоны) – у него, у них

Д.п. к (яблоко) – ко мне, к нему

Т.п. перед (тыква) – перед тобой, перед ней


3. Составление словосочетаний «глагол + местоимение с предлогом».

В детстве люди учатся быть добрыми, чуткими, бесстрашными. Помните, как любовь и преданность маленькой Герды помогла растопить льдинку в сердце у Кая?

Вот и мы попробуем составить по карточкам словосочетания, заменив снежинку буквой и объяснив правописание.

Подход*т к (ты, мы)

Убега*т от (они, вы)

Гон*тся за (он, я)


4. Физминутка.

5. Работа с предложением, грамматический разбор местоимения.

В детстве мы учимся дружить, узнаём, что такое взаимовыручка. Запишем предложение о дружбе.

Петрусь помогал ей учить уроки, а она объясняла трудные для него темы.

Догадались, из какого литературного произведения предложение? (В.Короленко «Слепой музыкант».)

Охарактеризуем предложение, разберём его по членам, составим схему.

Выпишем местоимение с предлогом и разберём его у доски.

(Для) него -

Прочитайте предложение.

Павлик взял краску подержал __ в руках походил с __ по комнате и отдал сестре.

Из какого литературного произведения оно? (В.Осеева «Волшебное слово».)

Запишем предложение, расставив запятые и вставив подходящие по смыслу местоимения.

Охарактеризуем предложение, разберём его по членам, составим схему.

Выпишем местоимение с предлогом и разберём его самостоятельно.

(С) ней -

О каких же волшебных словах шла речь в рассказе В.Осеевой? Как такие слова можно назвать по-другому? (Вежливые.)

Какие ещё вежливые слова и выражения вам знакомы с детства?


6. Замена существительных с предлогами местоимениями с предлогами.

Ещё в русском языке есть слова, которые нужно беречь с детства. Поэт Александр Яшин называл их драгоценными.

В несметном нашем богатстве

Слова драгоценные есть:

Отечество,

Верность,

Братство.

А есть еще:

Совесть,

Честь...

Давайте объясним правописание слов на карточках и заменим существительные местоимениями с предлогом. Устно вспоминаем пословицу с данным существительным.

К Родин* – к ней

Без совест* – без неё

В правд* – в ней

Пословицы и поговорки:

1. Любовь к Родине сильнее смерти. Для Родины своей ни сил, ни жизни не жалей. Жить – Родине служить. Человек без Родины, что соловей без песни. Герой – за Родину горой.

2. Есть совесть, есть и стыд, а стыда нет, и совести нет. За совесть да за честь – хоть голову снесть. Без совести и при большом уме не проживешь. Совесть без зубов, а загрызёт. Нечистая совесть спать не дает.

3. Не в силе Бог, а в правде. Доброе дело – правду говорить смело. Правда всего дороже. Правда и в огне не горит, и в воде не тонет. Правда светлее солнца. Мир правдой держится.

7. Составление загадок.

Какой зимний праздник у детворы самый любимый? Конечно, Новый год! Давайте украсим ёлку… загадками.

Кто хочет загадать классу загадку об игрушке? Условие – используйте как можно больше местоимений с предлогами!


  1. Подведение итогов урока.

Какую часть речи мы изучали на уроке?

Над каким правилом работали?

Как пишутся местоимения с предлогами?


  1. Домашнее задание

Откройте учебники на стр.104. Найдите упражнение 134. Прочитайте задание. Что нужно сделать? Кому не понятно задание? С тремя словосочетаниями составьте предложения. Мы поработаем с ними на следующем уроке.


  1. Оценка деятельности класса, выставление отметок в журнал.


  1. Рефлексия.

Понравилось ли вам наше путешествие в детство? Когда прозвенит звонок, выберите и прикрепите к доске магнитик. Жёлтый – солнечный – если на уроке вам всё было понятно, легко, интересно; синий – если задания вам показались сложными, на уроке было скучно и тяжело.

6


Обсуждение материала
Для добавления отзыва, пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Образовательные вебинары
Подписаться на новые Расписание вебинаров
Задать вопрос