Правописание личных местоимений с предлогами
-
Лисейцева Светлана Анатольевна
-
учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории
-
МОУ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, Колычёвская специальная (коррекционная) школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья, Коломенского района Московской области
-
Русский язык
-
Учебник:
-
Тема урока: «Правописание личных местоимений с предлогами»
-
9 класс
-
Продолжительность урока: 45 минут
Цель: формирование навыков правописания личных местоимений с предлогами.
Задачи:
Образовательные:
-
обобщение и расширение сведений о местоимении как части речи;
-
упражнение в правописании личных местоимений с предлогами;
-
повторение правописания личных окончаний глаголов, падежных окончаний существительных, словарных слов;
-
работа над грамматическим строем речи;
-
обогащение и уточнение словарного запаса учеников.
Коррекционно-развивающие:
-
формирование общеучебных умений и навыков;
-
развитие речи, познавательного интереса, культуры речи и общения;
-
расширение кругозора школьников;
-
коррекция и развитие слухового, зрительного внимания, памяти, логического мышления.
Воспитательные:
-
воспитание интереса к русскому языку;
-
формирование нравственных качеств личности, самостоятельности, активности в работе, умения доводить начатое до конца, коммуникативных навыков и др.
Оборудование: наглядное пособие «Кораблик»; карточки обратной связи с падежами; кроссворд «Словарные слова» в тетрадях и на доске; надувной мяч; медвежонок; карточки со словами, словосочетаниями; предметные картинки к игре «Картинки из сказки»; ёлка, ёлочные игрушки в бумажных пакетах; магнитофон; аудиозаписи («Звуки природы. Шум моря», «Колыбельная», «Облака» (группа «Небо»)).
Ход урока:
-
Организационный момент.
– Давайте улыбнёмся друг другу! Настройтесь на интересную и активную работу.
-
Актуализация знаний учащихся, проверка домашнего задания.
-
Фронтальный опрос
– Какую часть речи мы изучаем на уроках письма?
– Что такое местоимение?
– Назовите личные местоимения.
– Вместо какой части речи они употребляются?
– Зачем нам нужно изучать личные местоимения?
– Что можно определить у всех личных местоимений?
– Что можно определить у личных местоимений 3-го лица единственного числа?
– Назовите личные местоимения мужского, женского и среднего рода.
– Какое правило вы знаете о правописании личных местоимений с предлогами?
– Когда и к каким местоимениям прибавляется буква Н?
-
Индивидуальные задания
– Сегодня я хочу предложить вам отправиться в круиз – морское путешествие. Давайте наполним знаниями паруса нашего корабля! (Учащиеся заполняют таблицу склонений личных местоимений.)
-
Игра «Молчанка»
– А пока ребята выполняют задание, поработаем с карточками обратной связи. Определите падеж данных местоимений.
Им, с нами, от вас, о ней, с тобой, мне, у них.
-
Устный разбор местоимений
– Определите лицо, число и падеж местоимений:
мне
с тобой
у них
– Чем отличается 1 местоимение от 2 и 3?
– Как пишутся местоимения с предлогами?
-
Объявление темы и задач урока.
– Сегодня мы с вами будем тренироваться в правописании личных местоимений с предлогами.
– Запишем тему в тетради.
-
Словарная работа. Разгадывание кроссворда.
– Нам предстоит сегодня совершить удивительное путешествие. А куда – отгадайте! (1 ученик – за доской.)
-
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
1.Человек, живущий за счёт другого и получающий от него постоянную помощь, благодаря которой и существует. (иждивенец)
2.Представитель организации, учреждения, выполняющий поручения. (агент)
3.Назовите одним словом: железо, цинк, серебро. (металл)
4.Одним словом: мазь, микстура, таблетки. (лекарство)
5.Научно-просветительное учреждение, в котором демонстрируется небесная сфера со звёздами, планетами и спутниками, кометами и метеорами. (планетарий)
6.Как ещё мы называем Родину? (Отечество)
7.«Жизнеописание». Как сказать по-другому? (биография)
– Найдите спрятавшееся слово. (Детство)
– Поэт Михаил Яснов пору детства называл Чудетством. Как думаете, почему?
Счастливое и босоногое детство,
Не щёлкнув замком и не хлопая дверью,
Уходит от
нас незаметно, но верно,
В чужие дворы,
что лежат по соседству.
Пылятся в
кладовках забытые мишки,
И тёплые
лужи мы летом обходим.
Из кубиков
строить дома разучились…
Давайте мы
детство сегодня припомним!
-
Работа по теме урока, грамматические задания.
-
Дидактическая игра «Угадай местоимение по описанию!»
-
– Любимое занятие в пору детства – это, конечно, игра! В играх детей отражается сложный мир взрослых. Вот и мы с вами поиграем в мяч и выполним очень сложное задание - угадаем местоимение по описанию! Угадавший бросает мяч любому из вас. Тот, кто поймает мяч, должен назвать данное местоимение уже с предлогом и передать мяч мне.
1л., ед.ч., Д.п. (мне – ко мне)
2л., мн.ч., Р.п. (вас – у вас)
3 л., ед.ч., ж.р., Т.п. (ей – с ней)
2. Дидактическая игра «Картинки из сказки».
– Что любят слушать и читать дети? Конечно, сказки.
– Догадайтесь, из какой сказки предмет.
– Детство – чудесное время. Время, когда малыш с любопытством изучает мир и в обычном, казалось бы, предмете, явлении видит необычное. И тогда палка превращается в коня, галоша – в машину, а пучок соломы – в куклу. Приглядитесь к предметам на доске, найдите в них местоимение, замените предмет местоимением, запишите получившиеся местоимения с данным предлогом.
Р.п. у (вагоны) – у него, у них
Д.п. к (яблоко) – ко мне, к нему
Т.п. перед (тыква) – перед тобой, перед ней
3. Составление словосочетаний «глагол + местоимение с предлогом».
– В детстве люди учатся быть добрыми, чуткими, бесстрашными. Помните, как любовь и преданность маленькой Герды помогла растопить льдинку в сердце у Кая?
– Вот и мы попробуем составить по карточкам словосочетания, заменив снежинку буквой и объяснив правописание.
Подход*т к (ты, мы)
Убега*т от (они, вы)
Гон*тся за (он, я)
4. Физминутка.
5. Работа с предложением, грамматический разбор местоимения.
– В детстве мы учимся дружить, узнаём, что такое взаимовыручка. Запишем предложение о дружбе.
Петрусь помогал ей учить уроки, а она объясняла трудные для него темы.
– Догадались, из какого литературного произведения предложение? (В.Короленко «Слепой музыкант».)
– Охарактеризуем предложение, разберём его по членам, составим схему.
– Выпишем местоимение с предлогом и разберём его у доски.
(Для) него - …
– Прочитайте предложение.
Павлик взял краску подержал __ в руках походил с __ по комнате и отдал сестре.
– Из какого литературного произведения оно? (В.Осеева «Волшебное слово».)
– Запишем предложение, расставив запятые и вставив подходящие по смыслу местоимения.
– Охарактеризуем предложение, разберём его по членам, составим схему.
– Выпишем местоимение с предлогом и разберём его самостоятельно.
(С) ней - …
– О каких же волшебных словах шла речь в рассказе В.Осеевой? Как такие слова можно назвать по-другому? (Вежливые.)
– Какие ещё вежливые слова и выражения вам знакомы с детства?
6. Замена существительных с предлогами местоимениями с предлогами.
– Ещё в русском языке есть слова, которые нужно беречь с детства. Поэт Александр Яшин называл их драгоценными.
В несметном нашем богатстве
Слова драгоценные есть:
Отечество,
Верность,
Братство.
А есть еще:
Совесть,
Честь...
– Давайте объясним правописание слов на карточках и заменим существительные местоимениями с предлогом. Устно вспоминаем пословицу с данным существительным.
К Родин* – к ней
Без совест* – без неё
В правд* – в ней
Пословицы и поговорки:
1. Любовь к Родине сильнее смерти. Для Родины своей ни сил, ни жизни не жалей. Жить – Родине служить. Человек без Родины, что соловей без песни. Герой – за Родину горой.
2. Есть совесть, есть и стыд, а стыда нет, и совести нет. За совесть да за честь – хоть голову снесть. Без совести и при большом уме не проживешь. Совесть без зубов, а загрызёт. Нечистая совесть спать не дает.
3. Не в силе Бог, а в правде. Доброе дело – правду говорить смело. Правда всего дороже. Правда и в огне не горит, и в воде не тонет. Правда светлее солнца. Мир правдой держится.
7. Составление загадок.
– Какой зимний праздник у детворы самый любимый? Конечно, Новый год! Давайте украсим ёлку… загадками.
– Кто хочет загадать классу загадку об игрушке? Условие – используйте как можно больше местоимений с предлогами!
-
Подведение итогов урока.
– Какую часть речи мы изучали на уроке?
– Над каким правилом работали?
– Как пишутся местоимения с предлогами?
-
Домашнее задание
– Откройте учебники на стр.104. Найдите упражнение 134. Прочитайте задание. Что нужно сделать? Кому не понятно задание? С тремя словосочетаниями составьте предложения. Мы поработаем с ними на следующем уроке.
-
Оценка деятельности класса, выставление отметок в журнал.
-
Рефлексия.
– Понравилось ли вам наше путешествие в детство? Когда прозвенит звонок, выберите и прикрепите к доске магнитик. Жёлтый – солнечный – если на уроке вам всё было понятно, легко, интересно; синий – если задания вам показались сложными, на уроке было скучно и тяжело.
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Вебинар «Рисование кулачком как нетрадиционная техника изодеятельности в работе с детьми дошкольного и младшего школьного возраста»
- Вебинар «Детская агрессия: нейроигровые приемы обучению саморегуляции, способам выражения гнева в приемлемой форме, формирование позитивных качеств личности»
- Вебинар «Современные методики и технологии коррекционно-образовательной работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья»
- Международный вебинар «Методика и технологии изготовления аппликаций в разных возрастных группах ДОО»
- Всероссийский мастер-класс «Образовательная практика «3Д: думай, действуй, достигай» как среда для проявления и реализации детской инициативы»