Образовательная программа дополнительно
Формирование у обучающихся гармонических взаимоотношений с окружающим социумом, готовности к самореализации в общественно и личностно значимой творческой деятельности, системы ценностных отношений к природе и окружающему миру
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
ЛЯНТОРСКИЙ ЦЕНТР ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА
Сургутский район Ханты-Мансийский автономный округ-Югра
Рассмотрено Утверждаю:
методическим советом Директор МОУДОД «ЛЦДТ»
протокол от 20. 09. 2014г. № 4 __________________Л.А. Кицова
приказ от 25. 09. 2014 г. № 442
|
|
|
|
Образовательная программа
дополнительного образования детей
Туризм
(туристско-краеведческое направление)
для детей 5-11 классов (10-17 лет), срок реализации -2 года
Составитель: Калюжина Маргарита Михайловна педагог дополнительного образования, образование высшее, квалификационная категория – первая.
Рецензент: Климова Наталья Константиновна, методист, образование высшее, квалификационная категория – высшая.
2014г.
Пояснительная записка.
Актуальность программы заключается в том, что туризм один из наиболее развивающих и перспективных видов деятельности в школе. Туристско - краеведческая деятельность универсальна по содержанию и доступна по формам организации.
Походы, путешествия, краеведческие исследования занимают с каждым годом все большее место в жизни наших школьников, что благотворно сказывается на их кругозоре, воспитывает любовь к Отечеству, прививает обучающимся навыки и умения необходимые им в повседневной жизни. Сплачивая всех участников в дружный коллектив, помогая узнавать на деле, что такое товарищеская поддержка и взаимопомощь, путешествия и походы приучают мужественно преодолевать трудности, так редки в настоящее время для молодого поколения.
Вместе с тем дают новые и закрепляют уже приобретенные знания, способствуют самоутверждению ребят, повышают их интерес к занятиям.
Уникальность данной программы заключается в изучении своеобразия окружающей среды местного региона, способов использования даров местной природы в качестве продуктов питания и лекарственных средств, адаптации юных туристов к воздействию климатических факторов.
При реализации данной программы используются принципы: активность, добровольность, самодеятельность, самоуправление, опора на разновозрастные группы.
Основная концепция программы:
Развитие индивидуальных психологических, физических качеств ребенка в сфере спортивного туризма и краеведения.
Цель:
Формирование у обучающихся гармонических взаимоотношений с окружающим социумом, готовности к самореализации в общественно и личностно значимой творческой деятельности, системы ценностных отношений к природе и окружающему миру.
Задачи:
-
Раскрыть индивидуальные возможности детей и обеспечить их развитие в процессе занятий по туристической деятельности.
-
Дать навыки по основам туристко - краеведческой деятельности (ориентирование на местности, подбор снаряжения, организация походов, укладка рюкзака и т.д).
-
Формировать представление о правилах поведения на природе во время походов.
-
Прививать интерес к занятиям туризмом как активной, познавательной, оздоровительной деятельности.
-
Стремиться к повышению спортивных достижений и совершенствованию физической формы.
Тематика занятий направлена на ознакомление обучающихся с навыками и умениями, необходимыми путешественникам.
Это комплексный образовательно-оздоровительный курс, рассчитанный на обучающихся 5-11 классов (10-17 лет) средней школы.
Программа предусматривает 2-х годичный курс обучения. Причем каждый год занятий предполагает 333 часа (18 часов в неделю), строится в соответствии с квалификационными нормами по туризму.
Количество часов по темам и разделам может быть изменено в зависимости от возрастной категории обучающихся. Количество детей в группе определяется минимальным числом участников походов (12-15 человек).
Данная программа - это интегрированный курс, вбирающий в себя сведения из нескольких дисциплин (географии, экологии, физического воспитания, основ безопасности жизнедеятельности, медицины).
В течение обучения осуществляется постепенное усложнение программного материала с опорой на возрастные особенности обучающихся.
Программное содержание может быть адаптировано с учетом специфики любого вида туризма ( пешеходный, горный, лыжный, водный).
При проведении занятий теория тесно связана с практикой так, чтобы полученный опыт дополнялся и подкреплялся.
Большое внимание уделяется организации различных форм проведения занятий: бесед, практических работ в помещении и на местности, экскурсий, походов, консультаций, соревнований, эстафет, спортивных игр с целью приобретения, отработки и закрепления туристко - краеведческих умений и навыков.
В прохождении многих тем программы используется игровая, соревновательная формы, которые дают возможность обучающимся проявить свои знания и умения. В целом занятия носят преимущественно практический характер. Часы, отведенные на физическую подготовку в тематическое планирование не включены.
Формы организации познавательной деятельности: индивидуальные, групповые, коллективные.
Формы проведения занятий: практикум, лекция, беседа, доклад, конкурс, выставка, соревнование.
Методы обучения: словесный, наглядный, практический, объяснительно - иллюстративный, репродуктивный, диалогический, частично-поисковый.
Результат педагогической деятельности определяется степенью развития самостоятельности обучающихся при решении учебных задач по прикладному туризму и устойчивости их интереса к туристской деятельности.
Уровень развития и воспитанности детей определяется в процессе педагогического наблюдения.
Оценкой уровня обученности являются следующие критерии:
- высокий уровень – обучающийся имеет устойчивый интерес к прикладному туризму, освоил основы самодеятельного туризма, выполняет задание самостоятельно, вносит в работу элементы творчества
- средний уровень – обучающийся овладел основными навыками самодеятельного туризма, выполняет задания самостоятельно.
- низкий уровень – обучающийся не владеет базовыми знаниями по самодеятельному туризму, не может выполнить задание самостоятельно, выполняет под руководством педагога.
Формы подведения итогов: собеседование, тестирование, выставки, слеты, соревнования различного уровня, походы выходного дня, многодневные и категорийные походы.
Программа реализуется в несколько этапов.
I – этап (1 год обучения)
Предусмотрено обучение обучающихся азбуке туризма: элементарных понятий об ориентировании на местности, знаний основ топографии, сведений о подготовке и проведении походов, местных экскурсий, элементах туристической техники
(установка палатки в обычных условиях и на скорость, переход по различной местности, организация движения по маршруту, укладка рюкзака, виды костров и приготовление пищи, освоение навыков организации и поддержания полевого быта).
II – этап (2 год обучения)
Акцентируется внимание на дальнейшее совершенствование, углубление и расширение знаний, полученных в первый год. Дальнейшее накопление опыта. Знакомство с сезонными видами подготовки, подробно с функциональными обязанностями участника похода.
Так же внимание уделяется тактике и технике походов, туристическому быту, хозяйству.
Ожидаемые результаты и способы их проверки:
Каждый образовательный год завершается туристическим походом.
Таким образом, при выявлении уровня знаний и умений обучающихся данная программа предполагает зачетное занятие в виде похода, где учащиеся смогут показать на деле приобретенные знания и умения по основным темам и разделам.
Зачетный итоговый поход проводится в соответствии с темами программы.
Длительность его зависит от возраста и подготовленности участников, отдаленности районов путешествия, особенностей местности и других условий. В походах широко развивается самодеятельность, воспитывается чувство дружбы и коллективизм.
К концу 1-го года обучения обучающиеся
должны знать:
-
природу и историю родного края,
-
правила безопасности туристов в походе,
-
требования к оформлению дневников походов,
-
устройство компаса и правила ориентирования на местности,
-
топографические знаки и карты,
-
требования к туристическому снаряжению,
-
туристские узлы,
-
элементы доврачебной помощи,
-
типы костров,
-
лекарственные и ядовитые растения и грибы.
должны уметь:
-
проводить элементарные метеорологические измерения,
-
оказывать первую доврачебную помощь,
-
ориентироваться по компасу и природным ориентирам,
-
ставить палатку,
-
укладывать рюкзак,
-
разжигать костер в различных походных условиях,
-
определять место бивака,
-
вязать туристские узлы,
-
преодолевать различные естественные препятствия в походе,
-
составлять дневник туристского похода.
К концу 2-го года обучения обучающиеся должны знать:
-
экологические нарушения атмосферы, гидросферы, литосферы, флоры и фауны региона, приемы восстановления природной среды туристами,
-
растения и животных региона, занесенных в Красную Книгу,
-
правила санитарии и гигиены туристов в походе,
-
симптомы различных заболеваний человека и какие лекарственные средства применять в возникших ситуациях,
-
как оказывать первую медицинскую помощь при переломах, ранениях, отравлениях,
-
правила транспортировки пострадавших,
-
туристские узлы,
-
особенности летних и зимних походов и соревнований по туризму,
-
правила фиксирования краеведческих исследований;
должны уметь:
-
проводить исследования краеведческого характера
-
проводить мероприятия по восстановлению природной среды,
-
оказывать первую доврачебную помощь,
-
преодолевать естественные препятствия в походах,
-
вязать туристские узлы,
-
организовывать и проводить туристско-краеведческие походы и экспедиции,
-
вычерчивать маршрутную ленту, проводить различные типы топографической съемки,
Ресурсное обеспечение программы целиком зависит от вида туризма и образовательных задач. Кроме того, так же определяются качественные и количественные требования к личному и групповому снаряжению.
Основное содержание программы руководитель осуществляет самостоятельно в зависимости от конкретных условий работы, особенностей группы.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 1-го ГОДА ЗАНЯТИЙ
№ п/п |
Название разделов и тем |
Количество часов |
||
Всего |
Теории |
Практики |
||
|
Комплектование групп |
18 |
|
|
I |
Введение |
9 |
6 |
3 |
1.1 |
Вводная беседа. Правила внутреннего распорядка |
3 |
3 |
|
1.2 |
Эколого-краеведческая работа в походе. |
6 |
3 |
3 |
II |
Туризм и его виды |
18 |
6 |
12 |
2.1 |
Зарождение и развитие туризма в России |
9 |
3 |
6 |
2.2 |
Виды туризма |
9 |
3 |
6 |
III |
Организация техники движения в походе |
18 |
6 |
12 |
3.1 |
Значение активного способа передвижения на большие расстояния |
9 |
3 |
6 |
3.2 |
Режим движения в туристском походе |
9 |
3 |
6 |
IV |
Компас |
51 |
21 |
30 |
4.1 |
Компас |
15 |
6 |
9 |
4.2 |
Четыре действия с компасом |
18 |
6 |
12 |
4.3 |
Азимут |
18 |
9 |
9 |
V |
Измерение расстояний |
21 |
9 |
12 |
5.1 |
Измерение расстояний в походе |
9 |
3 |
6 |
5.2 |
Измерение среднего шага |
12 |
6 |
6 |
VI |
Экологические проблемы региона |
15 |
9 |
6 |
6.1 |
Антропогенное воздействие на окружающую среду |
6 |
3 |
3 |
6.2 |
Загрязнения природной среды и их источники |
9 |
6 |
3 |
VII |
Безопасность в походе |
21 |
9 |
12 |
7.1 |
Туристская группа в походе |
6 |
3 |
3 |
7.2 |
Способы движения по пересеченной местности |
6 |
3 |
3 |
7.3 |
Меры предосторожности при преодолении естественных препятствий на маршруте |
9 |
3 |
6 |
VIII |
Питание в походе |
33 |
12 |
21 |
8.1 |
Питание в походе |
9 |
3 |
6 |
8.2 |
Зависимость меню от сложности предстоящего перехода и температурных условий |
9 |
3 |
6 |
8.3 |
Правила приготовления походных блюд |
15 |
6 |
9 |
IX |
Топографическая подготовка. |
39 |
15 |
24 |
9.1 |
Топографические карты |
9 |
3 |
6 |
9.2 |
Топографические знаки |
15 |
6 |
9 |
9.3 |
Масштаб |
15 |
6 |
9 |
X |
Туристическое снаряжение. |
30 |
12 |
18 |
10.1 |
Личное снаряжение |
15 |
6 |
9 |
10.2 |
Групповое и специальное снаряжение |
15 |
6 |
9 |
XI |
Туристский бивак. |
18 |
6 |
12 |
11.1 |
Что такое бивак в походе |
9 |
3 |
6 |
11.2 |
Типы костров |
9 |
3 |
6 |
XII |
Гигиена туриста. Доврачебная помощь пострадавшему. Лесная аптека. |
39 |
21 |
18 |
12.1 |
Личная гигиена туриста |
9 |
6 |
3 |
12.2 |
Первая доврачебная помощь в походе |
18 |
9 |
9 |
12.3 |
Фармакологические свойства лекарственных средств |
12 |
6 |
6 |
XIV |
Подготовка зачетного похода. |
12 |
6 |
6 |
14.1 |
Алгоритм похода |
12 |
6 |
6 |
|
Итого: |
333 |
129 |
204 |
Содержание курса первого года обучения
Раздел 1 Введение
Тема №1.1 «Вводная беседа. Правила внутреннего распорядка»
Теория. План работы объединения. Цели и задачи объединения. Требования к обучающимся, их права и обязанности.
Тема №1.2 «Эколого-краеведческая работа в туристском походе»
Теория. Экологические проблемы в рекреационных зонах. Участие туристов в охране природы и преобразовании природного окружения. Виды природоохранительной деятельности туристов на маршруте.
Климат, растительность и животный мир родного края, рельеф, реки, озера, полезные ископаемые.
История края, памятные исторические места. Роль туристов в охране памятников истории, культуры и природы края.
Охрана природы. Закон об охране природы. Краеведческая и экологическая работа в походах. Ведение путевых записей: личный и групповой дневники, описание экскурсионных объектов, путевой очерк
Практика.
Изучение карторгафического материала родного края. Знакомство с картой округа. «Путешествия» по карте. Подготовка и заслушивание докладов обучающихся о природе и достопримечательностях края. Проведение краеведческих викторин.
Методическое обеспечение: методическая литература, географические атласы, литература по охране природы.
Форма занятий: Традиционные занятия. Игра «Путешествие по карте»
Форма подведения итогов: блиц-опрос, беседа, мозговой штурм.
Раздел II Туризм и его виды.
Тема №2.1 «Зарождение и развитие туризма в России»
Теория. Значение туристских походов и путешествий: воспитание патриотизма, коллективизма, чувства дружбы, расширение и углубление знаний, полученных в школе, физическая закалка, приобретение трудовых и прикладных умений и навыков, развитие самостоятельности и инициативы, приобретение навыков исследовательской работы. Плановый и самодеятельный туризм. Понятие туризма в туристско - краеведческой деятельности.
Практика. Подготовка сообщений по истории туризма в России. Изучение популярных регионов самодеятельного туризма по картам.
Тема №2.2 «Виды туризма»
Теория. Одно-двух-трехдневные походы. Путешествия, экскурсии. Походы и нормативы. Обзор основных туристических районов Росси.
Практика. Изучение маршрутов походов различной сложности по географическим картам. Изучение нормативов по туризму.
Методическое обеспечение: иллюстрации, картографический материал, учебный плакат « Виды туризма», картографический материал, учебно - методическая литература.
Форма проведения занятий: традиционная.
Форма подведения итогов: тестирование, зачет.
Раздел III Организация и техника движения в походе
Тема № 3.1 «Значение активного способа передвижения на большие расстояния» Теория. Прогулка и поход. Шаг туриста, положение корпуса и рук при пешем и лыжном передвижении. Дыхание и выносливость. Движение цепочкой. Построение цепочки. Интервалы в различных условиях.
Практика. Отработка навыков движения цепочкой. Вычерчивание схем движения цепочкой при различных условиях путешествия.
Тема № 3.2 «Режим движения в туристском походе»
Теория. Режим движения в пешем и лыжном походе: ходовой час и привал, нормальная скорость движения, количество ходовых часов. Режим ходового дня и режим на дневке. Понятие о тактике и технике в пешеходном туризме. Причины аварийности в пешеходных походах и их профилактика: роль объективных и субъективных факторов в возникновении аварийных ситуаций
Практика. Разработка графика движения групп по маршруту. Разработка графика движения в лыжном и пешем походе.
Методическое обеспечение: учебно-методическая литература, картографический материал.
Формы проведения занятий: традиционные занятия.
Формы подведения итогов: блиц-опрос, практическая работа по проверке туристических навыков.
Раздел IV Компас
Тема № 4.1 «Компас»
Теории. Что такое компас. Значение изобретения компаса. Типы компасов. Устройство спортивного жидкостного компаса. Правила обращения с компасом.
Ориентир, что может служить ориентиром. Визирование, визирный луч. Что такое движение по азимуту, когда оно применяется. Определение сторон горизонта по солнцу, звездам и местным признакам.
Практика. Изучение устройства компаса различной модификации. Отработка навыков работы с компасом. Определение сторон горизонта с помощью компаса, по небесным светилам, местным признакам.
Тема № 4.2 «Четыре действия с компасом»
Теория. Определение сторон горизонта, ориентирование карты, прямая и обратная засечки. Что такое засечки, когда они применяются; техника выполнения засечек
( порядок действий и правила).
Практика. Отработка навыков ориентирования на местности. Отработка навыков ориентирования по карте. Ориентирование карты по компасу. Движение группы по заданным азимутам на заданные расстояния. Глазомерная оценка расстояний до предметов.
Тема № 4.3 «Что такое азимут»
Теория. Азимут. Определение, отличие азимута от простого угла. Понятие о горизонтальных и вертикальных углах в пространстве. Обратный азимут, его определение. Основные направления на стороны горизонта: С. Ю, З, В.Градусное значение основных и дополнительных направлений по сторонам горизонта. Азимутальное кольцо («Роза направлений»), его значение для проводника. Память направлений. Азимутальный тренировочный треугольник.
Практика. Построение азимута по заданной точке на бумаге. Определение обратного азимута по заданному. Упражнение на смешанное ориентирование. Определение направлений по заданным азимутам (прямые засечки) и азимутов на заданные ориентиры ( обратные засечки). Игра «Азимутальное кольцо», игры-соревнования по ориентированию на листах бумаги, игра по ориентированию на карте « Куда пошел ежик?», чтение легенды по линейным маршрутам, топографический диктант, составление текста топографического диктанта по предложенным топографическим знакам и сторонам горизонта.
Методическое обеспечение: учебно-методическая литература, компас, топографические карты, планшеты.
Форма занятий: традиционные занятия, игры по ориентированию.
Форма подведение итогов: собеседование, игры, мини-соревнования.
Раздел V Измерение расстояний
Тема № 5.1 «Измерение расстояний в походе»
Теория. Для чего в походе измерять расстояния. Способы измерения расстояний на местности и на карте. Средний шаг. От чего зависит величина среднего шага.
Практика. Измерение кривых линий (маршрутов) на картах разного масштаба курвиметром. Вычисление длины маршрута в сантиметрах и перевод их в километры.
Тема № 5.2 «Измерение среднего шага»
Теория. График, таблица и линейка перевода пар шагов в метры (ЛПШМ).
Глазомер, его значение для туриста, способы тренировки глазомера.
Практика. Измерение каждым обучающимся под наблюдением руководителя своего среднего шага, составление ЛПШМ или графика перевода пар шагов в метры для разных условий ходьбы. Тренировочные упражнения на микроглазомер на чистых листах бумаги и на топокартах.
ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ: МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ: учебно-методическая литература, топографические карты, курвиметр.
ФОРМЫ ЗАНЯТИЙ: традиционные занятия, игры.
ФОРМЫ ПОДВЕДЕНИЯ ИТОГОВ: собеседование.
Раздел VI Экологические проблемы региона
Тема № 6.1 «Антропогенное воздействие на окружающую среду»
Теория. Антропогенные нагрузки на природную среду. Плотность населения. Технические нагрузки. Дорожно-транспортная сеть.
Практика. Изучение картографического материала региона. Подбор материалов докладов и их заслушивание на занятиях кружка.
Тема № 6.2 «Загрязнения природной среды и их источники»
Теория. Земли с минимальной антропогенной нагрузкой. Состояние природной среды и связанные с ним экологические проблемы. Загрязнение и истощение поверхностных вод. Состояние лесов и их влияние на геосистемы. Уровень антропогенной преобразованности и антропогенных нагрузок на территории ХМАО. Красная книга ХМАО-Югры
Практика. Поход выходного дня. Проведение похода выходного дня с целью определения уровня воздействия человека на окружающую среду в окрестностях г. Лянтора. Создание фотовыставок, видеофильмов и т. д.
Методическое обеспечение: учебно-методические материалы по экологическим проблемам региона, фото- видеоматериалы.
Форма занятий: блиц-опрос, викторина, тесты, мозговой штурм, поход выходного дня.
Форма подведения итогов: фотовыставка, беседа, выступление в группе с докладами об экологических нарушениях региона.
Раздел VII Безопасность в походе
Тема 7.1 «Туристская группа в походе»
Теория. Спортивное и краеведческое содержание похода. Значение активного способа передвижения и преодоления естественных препятствий на маршруте. Поход и прогулка. Виды естественных препятствий в походах различных видов туризма. Нормы переходов. Строй, темп, режим, интервал, построение цепочки; их изменения в зависимости от различных условий. Шаг туриста, положение корпуса, рук при пешем передвижении.
Практика. Изучение видов естественных препятствий в туристском походе.
Тема 7.2 «Способы движения по пересеченной местности»
Теория. Движение по ровной, сильно пересеченной местности, движение по лесу через кустарники и завалы, движение по заболоченной местности, движение по дорогам, по тропам, без троп. Движение по склонам различной крутизны и с различными почвенно- растительными условиями.
Практика. Отработка навыков хождения по травянистым склонам и других естественных препятствий ( в зависимости от времени года)
Тема №7.3 «Меры предосторожности при преодолении естественных препятствий на маршруте»
Теория. Значение дисциплины, правильной оценки своих сил и умений в походе. Правила поведения туристов в лесу, на воде, заболоченной местности, на склонах, во время грозы, в населенных пунктах.
Обязанности направляющего (проводника) и замыкающего. Режим ходового дня и и режим на дневке. Правила поведения туристов на коротких привалах. Хронометраж группы на маршруте. Работа с картой в пути, разведки на маршруте.
Практика. Изучение правил поведения туристов в природе. Составление памятки поведения туриста в лесу, на воде и т.д. Разработка хронометража движения группы в походах различной продолжительности.
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ: учебно-методическая литература, таблицы, схемы.
ФОРМЫ ЗАНЯТИЙ: Традиционные занятия.
ФОРМЫ ПОДВЕДЕНИЯ ИТОГОВ: Тестирование.
VIII Питание в походе
Тема № 8.1 «Питание в походе»
Теория. Значение правильной организации питания, его режим. Походное меню. Примерная дневная норма расходов продуктов питания в походе. Примерный набор продуктов, их калорийность. Возможности пополнения пищевых запасов в пути. Водно- солевой режим. Выбор и обеззараживание воды.
Практика. Изучение норм продуктов питания в походе. Составления меню- раскладки для походов различной сложности. Составление меню похода по калорийности.
Тема № 8.2 «Зависимость меню от сложности предстоящего перехода и температурных условий»
Теория. Особенность питания в походах различной направленности: лыжном, пешеходном, горном и т.д. «Карманное питание» Применение сахара, глюкозы, шоколада, витаминов на особо трудных участках пути. Питание в походах различной сложности.
Практика. Составление меню- раскладки для пешеходного и лыжного многодневных походов.
Тема № 8.3 «Правила приготовления походных блюд»
Теория. Правила развески, упаковки и хранения продуктов. Состыковка по весу снаряжения и питания.
Практика. Составление меню 1,2, многодневного похода. Раскладка и хранение продуктов. Распределение веса на маршрут.
Методическое обеспечение: учебный плакат «Набор и нормы продуктов», учебно-методическая литература.
Форма проведения занятий: традиционная.
Форма подведения итогов: тестирование, беседа.
IX. Топографическая подготовка
Тема № 9.1 «Топографические карты»
Теория. Значение для туриста знания топографии и умения ориентироваться на местности. Виды карт, схема, кроки, план. Общие сведения об условных знаках. Зарамочное оформление карт. Подбор картографического материала, его уточнение, копирование и увеличение. Обращение с картой и ее хранение в походных условиях.
Практика. Изучение топографических карт: виды топографических карт, легенды карт, зарамочное оформление карт. Отработка навыков копирования и увеличения
топографических карт.
Тема № 9.2 «Топографические знаки»
Теория. Знакомство с топографическими знаками. Изучение топографических знаков. Масштабные и внемасштабные условные знаки.
Практика. Зарисовка топознаков, чтение топографической карты по квадратам и маршрутам. тренировочные игры на запоминание топознаков. Топодиктанты, «Путешествие» по картам. Игры на запоминание и определение сторон горизонта.
Тема № 9.3 «Масштаб»
Теория. Виды масштабов, масштабы топографических и географических карт. Пользование линейным и численным масштабами. Курвиметр. Преобразование числового масштаба в натуральный. Измерение прямолинейных и криволинейных расстояний на карте.
Изменение направлений (азимутов) на карте. Транспортир. Ориентирование на маршруте с помощью карты и компаса.
Практика. Упражнения и задачи на масштаб, на превращение числового масштаба в натуральный. Проложение на карте маршрута по его текстовому описанию (по легенде). Построение на миллиметровке заданного азимутального маршрута. Изменение на карте азимутов и расстояний заданных линий (маршрутов).
Методическое обеспечение: учебно-методическая литература, топографические карты, компаса, транспортир, курвиметр, макет линейного масштаба.
Форма проведения занятий: традиционные занятия. Игра.
Форма подведения итогов: опрос-беседа, топографический диктант.
Раздел X Туристское снаряжение
Тема № 10.1 «Личное снаряжение»
Теория. Личное снаряжение, одежда и обувь туриста в дальнем походе; типы рюкзаков, оборудование рюкзака( подготовка лямок, войлочные подушечки на лямках, изготовление непромокаемого вкладыша). Одежда и обувь для зимних походов (меховая куртка, капюшон, маска, брюки, бахилы, рукавицы, свитер, сменная обувь, белье, носки); типы лыж, какие лыжи и крепления пригодны для похода, установка и подгонка креплений, смоление и смазывание лыж; предметы походной постели (спальный мешок, коврик, вкладыш, «подушка», чехол для спального мешка.
Альпеншток, его конструкция, правила использования. Прочие предметы личного снаряжения: блокнот, карандаш, ручка, репшнур, туалетные принадлежности, посуда, часы, накомарник, запасные стельки. Как готовить личное снаряжение к походу.
Практика. Составление списков личного снаряжения для различных походов (зимнего, летнего). Подготовка рюкзака к походу ( изготовление подкладок для лямок рюкзака). Подготовка лыж к походу. Укладка рюкзака. Упаковка и переноска продуктов питания.
Тема № 10.2 «Групповое и специальное снаряжение туристов»
Теория. Особенности снаряжения для многодневных походов в малонаселенной местности. Типы палаток. Как подготовить палатку к походу. Упаковка и переноска палаток. Сушка и проветривание палаток в пути. Хозяйственное оборудование для дежурных по кухне (хоз. набор): варочная посуда, крючки, цепочки, тросик, спички, рукавицы, сухое горючее, растопка, неприкосновенный запас спичек, ножи разные, клеенка столовая, половник, мочалки, мыло, горчица сухая, соль. Походная посуда для варки пищи, чехлы для посуды, хранение для хранения и переноски посуды. Топоры, пилы. Как заточить и развести пилу.
Состав и назначение рем. набора, обязанности рем. мастера до и во время похода. Специальное снаряжение для краеведческого исследования. Документы, инструменты, основная и вспомогательная веревки, фотоаппараты, рыболовные снасти, фонари. Обязанности завхоза в походе.
Главные требования к предметам снаряжения: легкость, прочность, удобство в пользовании и переноске.
Практика Установка палатки. Подготовка группового снаряжения к походу. Проведение игры «Что взять с собой в поход».
Методическое обеспечение: учебно-методические материалы, палатка, тент к палатке, рюкзак.
Форма проведения занятий: традиционные занятия. Игры.
Форма подведения итогов: мини-соревнования.
Раздел XI Туристский бивак
Тема № 11.1 «Что такое привал и бивак в походе»
Теория. Основные требования к месту привала и бивака.
Планировка бивака. Виды и производство хозяйственных работ на биваке (развертывание и свертывание бивака). Графики дежурств на биваке.
Практика. Зарисовка схем правильной планировки бивака с учетом требований, предъявляемых к месту привала. Составления графика дежурств на биваке. Развертывание и свертывание бивака.
Тема № 11.2 «Типы костров»
Теория. Типы костров и их назначение. Костровое оборудование. Выбор и заготовка топлива. Сушка обуви и одежды. Общественно-полезная работа на дневках. Охрана природы. Свертывание бивака. Противопожарные меры.
Практика. Изучение типов костров. Специализация костров. Изготовление макета «Типы костров»
Методическое обеспечение: учебно-методическая литература, схемы различных биваков (у реки, в горной местности, в лесу, в болотистой местности, на открытом пространстве).
Формы проведения занятий: традиционные занятия. Конкурсы.
Форма подведения итогов: тестирование.
Раздел XII Гигиена туриста. Первая доврачебная помощь пострадавшим. Лесная аптека
Тема № 12.1 «Личная гигиена туриста»
Теория. Самоконтроль. Что такое гигиена и самоконтроль туриста. Гигиеническая подготовка перед походом. Уход за телом и ногами в походе. Утренний туалет и зарядка. Закаливание организма. Питьевой режим в походе. Как уберечь ноги от потертостей. Отдых на привале, проветривание и мытье ног. Сушка одежды и обуви в походе. Гигиенические правила и снаряжение туриста: головной убор, солнцезащитные очки, подстилка для сидения, индивидуальный медицинский пакет, правила использования средств от комаров и мошек. Как хранить в рюкзаке туалетные принадлежности, посуду, грязное белье.
Практика. Разработка цикла гимнастических упражнений и мероприятий для закаливания организма.
Тема № 12.2 «Доврачебная помощь в походе»
Теория. Типы травм. Виды ранений и переломов. Оказание первой доврачебной помощи пострадавшему при различных видах травм. Транспортировка пострадавшего.
Купание в походе. Предупреждение охлаждений и обморожений в зимнем походе, простудных заболеваний в летних походах.
Практика. Отработка первой доврачебной помощи при различных травмах. Транспортировка пострадавшего. Изготовление носилок из подручного материала.
Тема № 12.3 «Изучение фармакологических свойств лекарств»
Состав медицинской аптечки в походе. Группы лекарственных средств. Изучение лекарственных растений региона. Состав аптечки. Применение лекарственных средств. Изучение симптомов различных заболеваний.
Практика. Составление списков лекарственных средств медицинской аптечки. Изучение фармакологических свойств лекарств.
Методическое обеспечение: учебно-методические материалы, медицинские средства для наложения повязок, жгутов, шин. Каталоги растений ХМАО.
Форма проведения занятий: традиционные занятия.
Форма подведения итогов: тестирование, мини-соревнования, зачет.
Раздел XIII Подготовка и проведение зачетного похода
Тема № 13.1 Алгоритм подготовки туристского похода
Теория. Выбор района путешествия. План подготовки к путешествию. Ознакомление с районами путешествия. Разработка маршрута по карте.
Обеспечение безопасности в походе. Подбор литературы и карт. Инструктаж перед походом. Составление сметы путешествия. Подготовка снаряжения к походу. Составление меню и приобретение продуктов питания. Подготовка медицинской аптечки и
рем. набора.
Практика. Отработка алгоритма похода. Составление схемы похода по карте.
Методическое обеспечение: учебно-методические материалы, топографические и спортивные карты, туристическое снаряжение.
Форма проведения занятий: традиционная, поход выходного дня.
Форма подведения итогов: творческий отчет.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 2–го ГОДА ЗАНЯТИЙ
№ п/п |
Перечень разделов и тем |
Количество часов |
||
Всего |
Теории |
Прак - ки |
||
I |
Введение |
9 |
6 |
3 |
1.1 |
Чем полезны и интересны походы и путешествия |
3 |
3 |
|
1.2 |
Туризм и охрана природы |
6 |
3 |
3 |
II |
Туристский быт |
39 |
18 |
21 |
2.1 |
Привалы и ночлеги |
6 |
3 |
3 |
2.2 |
Правила поведения туриста в природе |
6 |
3 |
3 |
2.3 |
Туристские узлы |
12 |
6 |
6 |
2.4 |
Туристские костры |
9 |
3 |
6 |
2.5 |
Пожарная безопасность в походе |
6 |
3 |
3 |
III |
Наш край. |
18 |
9 |
9 |
3.1 |
Экологические проблемы края. |
6 |
3 |
3 |
3.2 |
Экскурсионные объекты на территории края |
6 |
3 |
3 |
3.3 |
В мире цветковых растений. Растения и животные ХМАО в Красной книге. |
6 |
3 |
3 |
IV |
Организация туристского путешествия |
42 |
21 |
21 |
4.1 |
План подготовки к походу |
6 |
3 |
3 |
4.2 |
Распределение обязанностей в походе |
6 |
3 |
3 |
4.3 |
Оформление заявочной документации |
6 |
3 |
3 |
4.4 |
Составление сметы расходов |
6 |
3 |
3 |
4.5 |
Туристское снаряжение |
6 |
3 |
3 |
4.6 |
Требования к туристскому снаряжению. |
6 |
3 |
3 |
4.7 |
Подведение итогов похода |
6 |
3 |
3 |
V |
Правила санитарии и гигиены |
30 |
12 |
18 |
5.1 |
Состав походной аптечки |
6 |
3 |
3 |
5.2 |
Первая доврачебная помощь в походе. |
9 |
3 |
6 |
5.3 |
Санитарно-гигиенические эколого - туристcкие умения. |
9 |
3 |
6 |
5.4 |
Лесная аптека. |
6 |
3 |
3 |
VI |
Наблюдения за погодой в походе. |
12 |
6 |
6 |
6.1 |
Дневник наблюдения за погодой |
6 |
3 |
3 |
6.2 |
Причины изменения погоды. Экологические проблемы атмосферы региона. |
6 |
3 |
3 |
VII |
Краеведческие наблюдения |
36 |
18 |
18 |
7.1 |
Дальнейшее углубление знаний о своем крае |
12 |
6 |
6 |
7.2 |
Демографическая ситуация края, миграции населения. Трудовые ресурсы края. |
6 |
3 |
3 |
7.3 |
Заповедные зоны края. |
6 |
3 |
3 |
7.4 |
Краеведческое экспедиционное задание. |
12 |
6 |
6 |
VIII |
Топографическая подготовка туриста |
117 |
48 |
69 |
8.1 |
Врачебный контроль и самоконтроль |
12 |
6 |
6 |
8.2 |
Топографическая подготовка ориентировщика |
12 |
6 |
6 |
8.3 |
Техническая подготовка ориентировщика |
24 |
12 |
12 |
8.4 |
Тактическая подготовка |
18 |
9 |
9 |
8.5 |
Морально-волевая подготовка |
6 |
3 |
3 |
8.6 |
Общая и специальная физическая подготовка |
18 |
6 |
12 |
8.7 |
Игры на местности |
27 |
6 |
21 |
IX |
Особенности зимних походов. |
21 |
9 |
12 |
9.1 |
Особенности лыжного похода. |
6 |
3 |
3 |
9.2 |
Туристский быт в зимнем походе |
9 |
3 |
6 |
9.3 |
Краеведческая работа в зимнем походе. Экологические требования при проведении зимних походов. |
6 |
3 |
3 |
X |
Подготовка и проведение однодневного похода. Подведение итогов похода. |
9 |
3 |
6 |
10.1 |
Подготовка однодневного похода |
9 |
3 |
6 |
|
ИТОГО: |
|
- Квест – современная игровая технология обучения дошкольников в условиях ФГОС ДО
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Вебинар «Формирование детского коллектива как основа позитивной социализации»
- Международный вебинар «Нейропсихологический подход в проектировании коррекционных курсов для индивидуальных и групповых занятий в практике работы нейродефектолога»
- Здоровьесбережение в образовательной организации в условиях внедрения ФГОС
- Диагностическая работа в образовательной организации в соответствии с ФГОС. Диагностика эмоционально-личностных особенностей детей