В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

Учебно-Методический портал
Уважаемые слушатели и пользователи портала УчМет!
«Издательство «Учитель» и «Международный центр образования и социально-гуманитарных исследований» внесены в перечень
образовательных организаций на Едином федеральном портале дополнительного профессионального образования. Подробнее

Общие законы зависимости организмов от факторов среды

Общие законы зависимости организмов от факторов среды

Маргарита Калюжина
Тип материала: Урок
просмотров: 7971 комментариев: 1
Краткое описание
Общие законы зависимости организмов от факторов среды
                                                                                                      
Цель:
- ознакомить обучающихся с основными законами, регулирующими ответные реакции организма на проявления факторов среды;
Гипотеза: существуют некоторые общие законы, которым подчиняются ответные реакции организмов на любой фактор среды.

Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 19500 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

Файлы
Урок Калюжиной по экологии.doc Скачать

Общие законы зависимости организмов от факторов среды


«Чтобы охранять природу – надо ее знать»

Цель:

- ознакомить обучающихся с основными законами, регулирующими ответные реакции организма на проявления факторов среды;

- развивать логическое мышление;

- воспитание экологической культуры


Гипотеза: существуют некоторые общие законы, которым подчиняются ответные реакции организмов на любой фактор среды.


Этапы урока

Содержание этапа

Формы,методы,

приемы

Самоанализ

этапов урока

I этап подготовка и восприятие материала для систематизации знаний

I «Собери рюкзак»

Экологические факторы – это любые свойства или компоненты внешней среды, влияющие на организмы.

Сообщить обучающимся название факторов,

Обучающиеся называют факторы, относящиеся к этим группам.

Абиотические – относящиеся к неживой природе

Биотические – связанные с влиянием организмов друг на друга

На доске таблица классификации факторов среды: группа работает с таблицей

Вывод: экологические факторы разнообразны о каждый вид реагирует на него по- разному




Форма: фронтальная

Метод: словесный, беседа,проблемно-поисковый

Прием: постановки в определенной логической последовательности, постановки наводящих вопросов, активизации всех учащихся к беседе, прием доказательства учебных гипотез (на основе сравнений логических рассуждений)

Группа достаточной способности, есть определенные знания по теме, на них педагог опирается для дальнейшей систематизации и достижения нового уровня усвоения материала

II этап

Получении новых знаний и их систематизация для достижения более высокого уровня знаний

II »Восхождение»

Организмы по разному реагируют на воздействие различных факторов среды. Но есть такие законы которым ответные реакции организмов подчиняются одинаково.

А. Закон оптимумаодин из законов. Он отражает, как переносят живые организмы разную силу действия экологических факторов.

Закон оптимума выражается в том, что любой экологический фактор имеет определенные пределы положительного влияния на живые организмы

Закон оптимума свидетельствует о мере каждого фактора для жизнеспособности организма

При отклонении от этих пределов знак воздействия меняется на противоположный. Например: белый медведь не сможет жить в жарких странах, для урожая - засуха и дожди неблагоприятны.

Рассмотрим схему 1.

1) В центре под кривой – зона оптимума. При этих оптимальных условиях организмы активно живут, питаются размножаются.

Чем больше отклоняется значение фактора вправо или влево, т.е. в сторону увеличения или уменьшения силы воздействия фактора, тем менее благоприятно это для организма.

2) Кривая, отражающая жизнедеятельность, резко спускается по обе стороны оптимума.

Здесь располагаются две зоны пессимума. Т.Е. в этих зонах резко снижается жизнеспособность организмов под воздействием факторов среды.

Вопрос: рассмотрим схему и решим – какие факторы благоприятны, а какие нет. (Соленость, температура).

3) Далее кривая жизнедеятельности организмов пересекается с горизонтальной осью. Здесь находятся критические точки. Это такие значения факторов при которых организмы не выдерживают и начинают вымирать, т.е. эти условия Экстремальны для организмов.

Вывод: любой экологический фактор имеет пределы положительного влияния на живые организмы


Б. Толерантность – способность организмов приспосабливаться к изменяющимся условиям окружающей среды

На один и тот же фактор разные организмы реагируют не одинаково. Взять фактор – температуру. Для одних видов этот фактор может быть оптимальным для других представляет пессимум или даже находится за пределами критических точек. У одних видов критические точки могут быть сближении у других - широко расставлены. Это означает, что одни виды могут жить в очень стабильных условиях, другие выдерживают широкие колебания экологических факторов.

Рассмотрим схему №2.Положение кривых оптимума на температурной шкале для разных видов. Сайка- холодолюбивая рыба очень хорошо себя чувствует в очень холодной воде, при незначительном снижении температуры воды ее жизнедеятельность снижается. Тропические рыбы так реагируют на высокие температуры, лососи нерестятся в достаточно холодной воде, а живут в теплых водах т.е. они положительно относятся широкому диапазону температур.

Например: растение недотрога живет в среде насыщенной водяными парами, ковыль переносит и очень сухую и дождливую погоду.

Задание детям: приведите примеры.Вывод: для каждого вида есть своя мера влияния факторов, усиление и уменьшение влияния фактора ведет к гибели организма

В) Закон ограничивающего фактора –

показывает взаимосвязь организмов со средой.

На организмы влияют различные факторы среды, в различное время жизни они влияют на организмы по разному. В одно время они являются оптимальными, в другое время ограничивающими факторами.

Закон ограничивающего фактора гласит - наиболее значим тот фактор, который наиболее отклоняется от оптимальных для организма значений

Именно от него зависит в данный период выживание особей.Одни и те же факторы в разные периоды жизнедеятельности организмов могут быть ограничивающими, а в другие – оптимальными.Пример: снег для оленя – невысокий уровень снега - оптимальный (легко добывать корм из под снега), высокий уровень снега – ограничивающий фактор.

Вывод: различные факторы среды для организмов в разное время могут быть оптимальными или ограничивающими.

Методы: словесные; беседы, рассказа, иллюстрации, аналитические;

Приемы: постановки вопросов в определенной логической последовательности, формулирование учебных выводов,

активизации всех учеников к беседе;

прием коррекции ошибочных ответов.

Методы рассказа с элементами беседы позволяет учащимся получить больший объем информации

Использование методов анализа схем способствует лучшему усвоению учебного материала.


III этап

Закрепление знаний

«ВОДОПАД ЗНАНИЙ»

Задание №1Нагрузка веса тела на опорную поверхность ног свыше 30г. на см3 сильно затрудняет передвижение животного по рыхлому снегу. У рыси она равна 422г, а у лося 500г на см3 . Но для рыси полуметровый слой снега – фактор ограничивающий активность, а для лося – нет. Почему? (Ответ: у рыси ноги короче чем у лося)

Задание№3

1.Прменим ли закон оптимума к сильнодействующим на человека ядам?

2.Существует русская поговорка «Кашу маслом не испортишь», которую применяют и к сельскохозяйственным делам (удобрения). Противоречит ли это закону оптимума?

3.Благодаря созданию искусственного микроклимата люди могут жить и работать в разных температурных условиях: антарктическая зима и космическая стужа. Значит ли это, что температура не является ограничивающим фактором для человека?

Вывод: любой фактор, влияющий на живые организмы, может стать либо оптимальным, либо ограничивающим фактором

Метод: словесный, практический

Прием: коррекции ошибочных ответов

Этот метод дает возможность привлечь большинство к выполнению данного задания: одни отвечают, другие дополняют, исправляют допущенные ошибки

IV этап

Итог урока


«ПУТЬ ДОМОЙ»

В начале урока мы сформулировали гипотезу.

Гипотеза: существуют некоторые общие законы, которым подчиняются ответные реакции организмов на любой фактор среды.

Подтвердили мы гипотезу или нет?

Прием доказательства или опровержения гипотезы

Умение сделать вывод подтверждает то, что они могут находить главное, могут мыслить логически, анализировать ими полученные знания



















Обсуждение материала
Сергей Колодин
3.10.2014 14:51
Оформление разработки лишь частично удовлетворяет критериям Требований.
Для добавления отзыва, пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Образовательные вебинары
Подписаться на новые Расписание вебинаров
Задать вопрос