Общие законы зависимости организмов от факторов среды
Цель:
- ознакомить обучающихся с основными законами, регулирующими ответные реакции организма на проявления факторов среды;
Гипотеза: существуют некоторые общие законы, которым подчиняются ответные реакции организмов на любой фактор среды.
Общие законы зависимости организмов от факторов среды
«Чтобы охранять природу – надо ее знать»
Цель:
- ознакомить обучающихся с основными законами, регулирующими ответные реакции организма на проявления факторов среды;
- развивать логическое мышление;
- воспитание экологической культуры
Гипотеза: существуют некоторые общие законы, которым подчиняются ответные реакции организмов на любой фактор среды.
Этапы урока |
Содержание этапа |
Формы,методы, приемы |
Самоанализ этапов урока |
I этап подготовка и восприятие материала для систематизации знаний |
I «Собери рюкзак» Экологические факторы – это любые свойства или компоненты внешней среды, влияющие на организмы. Сообщить обучающимся название факторов, Обучающиеся называют факторы, относящиеся к этим группам. Абиотические – относящиеся к неживой природе Биотические – связанные с влиянием организмов друг на друга На доске таблица классификации факторов среды: группа работает с таблицей Вывод: экологические факторы разнообразны о каждый вид реагирует на него по- разному |
Форма: фронтальная Метод: словесный, беседа,проблемно-поисковый Прием: постановки в определенной логической последовательности, постановки наводящих вопросов, активизации всех учащихся к беседе, прием доказательства учебных гипотез (на основе сравнений логических рассуждений) |
Группа достаточной способности, есть определенные знания по теме, на них педагог опирается для дальнейшей систематизации и достижения нового уровня усвоения материала |
II этап Получении новых знаний и их систематизация для достижения более высокого уровня знаний |
II »Восхождение» Организмы по разному реагируют на воздействие различных факторов среды. Но есть такие законы которым ответные реакции организмов подчиняются одинаково. А. Закон оптимума – один из законов. Он отражает, как переносят живые организмы разную силу действия экологических факторов. Закон оптимума выражается в том, что любой экологический фактор имеет определенные пределы положительного влияния на живые организмы Закон оптимума свидетельствует о мере каждого фактора для жизнеспособности организма При отклонении от этих пределов знак воздействия меняется на противоположный. Например: белый медведь не сможет жить в жарких странах, для урожая - засуха и дожди неблагоприятны. Рассмотрим схему 1. 1) В центре под кривой – зона оптимума. При этих оптимальных условиях организмы активно живут, питаются размножаются. Чем больше отклоняется значение фактора вправо или влево, т.е. в сторону увеличения или уменьшения силы воздействия фактора, тем менее благоприятно это для организма. 2) Кривая, отражающая жизнедеятельность, резко спускается по обе стороны оптимума. Здесь располагаются две зоны пессимума. Т.Е. в этих зонах резко снижается жизнеспособность организмов под воздействием факторов среды. Вопрос: рассмотрим схему и решим – какие факторы благоприятны, а какие нет. (Соленость, температура). 3) Далее кривая жизнедеятельности организмов пересекается с горизонтальной осью. Здесь находятся критические точки. Это такие значения факторов при которых организмы не выдерживают и начинают вымирать, т.е. эти условия Экстремальны для организмов. Вывод: любой экологический фактор имеет пределы положительного влияния на живые организмы Б. Толерантность – способность организмов приспосабливаться к изменяющимся условиям окружающей среды На один и тот же фактор разные организмы реагируют не одинаково. Взять фактор – температуру. Для одних видов этот фактор может быть оптимальным для других представляет пессимум или даже находится за пределами критических точек. У одних видов критические точки могут быть сближении у других - широко расставлены. Это означает, что одни виды могут жить в очень стабильных условиях, другие выдерживают широкие колебания экологических факторов. Рассмотрим схему №2.Положение кривых оптимума на температурной шкале для разных видов. Сайка- холодолюбивая рыба очень хорошо себя чувствует в очень холодной воде, при незначительном снижении температуры воды ее жизнедеятельность снижается. Тропические рыбы так реагируют на высокие температуры, лососи нерестятся в достаточно холодной воде, а живут в теплых водах т.е. они положительно относятся широкому диапазону температур. Например: растение недотрога живет в среде насыщенной водяными парами, ковыль переносит и очень сухую и дождливую погоду. Задание детям: приведите примеры.Вывод: для каждого вида есть своя мера влияния факторов, усиление и уменьшение влияния фактора ведет к гибели организма В) Закон ограничивающего фактора – показывает взаимосвязь организмов со средой. На организмы влияют различные факторы среды, в различное время жизни они влияют на организмы по разному. В одно время они являются оптимальными, в другое время ограничивающими факторами. Закон ограничивающего фактора гласит - наиболее значим тот фактор, который наиболее отклоняется от оптимальных для организма значений Именно от него зависит в данный период выживание особей.Одни и те же факторы в разные периоды жизнедеятельности организмов могут быть ограничивающими, а в другие – оптимальными.Пример: снег для оленя – невысокий уровень снега - оптимальный (легко добывать корм из под снега), высокий уровень снега – ограничивающий фактор. Вывод: различные факторы среды для организмов в разное время могут быть оптимальными или ограничивающими. |
Методы: словесные; беседы, рассказа, иллюстрации, аналитические; Приемы: постановки вопросов в определенной логической последовательности, формулирование учебных выводов, активизации всех учеников к беседе; прием коррекции ошибочных ответов. |
Методы рассказа с элементами беседы позволяет учащимся получить больший объем информации Использование методов анализа схем способствует лучшему усвоению учебного материала. |
III этап Закрепление знаний |
«ВОДОПАД ЗНАНИЙ» Задание №1Нагрузка веса тела на опорную поверхность ног свыше 30г. на см3 сильно затрудняет передвижение животного по рыхлому снегу. У рыси она равна 422г, а у лося 500г на см3 . Но для рыси полуметровый слой снега – фактор ограничивающий активность, а для лося – нет. Почему? (Ответ: у рыси ноги короче чем у лося) Задание№3 1.Прменим ли закон оптимума к сильнодействующим на человека ядам? 2.Существует русская поговорка «Кашу маслом не испортишь», которую применяют и к сельскохозяйственным делам (удобрения). Противоречит ли это закону оптимума? 3.Благодаря созданию искусственного микроклимата люди могут жить и работать в разных температурных условиях: антарктическая зима и космическая стужа. Значит ли это, что температура не является ограничивающим фактором для человека? Вывод: любой фактор, влияющий на живые организмы, может стать либо оптимальным, либо ограничивающим фактором |
Метод: словесный, практический Прием: коррекции ошибочных ответов |
Этот метод дает возможность привлечь большинство к выполнению данного задания: одни отвечают, другие дополняют, исправляют допущенные ошибки |
IV этап Итог урока |
«ПУТЬ ДОМОЙ» В начале урока мы сформулировали гипотезу. Гипотеза: существуют некоторые общие законы, которым подчиняются ответные реакции организмов на любой фактор среды. Подтвердили мы гипотезу или нет? |
Прием доказательства или опровержения гипотезы |
Умение сделать вывод подтверждает то, что они могут находить главное, могут мыслить логически, анализировать ими полученные знания |
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Вебинар «Формирование детского коллектива как основа позитивной социализации»
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Вебинар «Стресс и ребенок: обучение способам адекватного реагирования на стрессовые ситуации, игры и упражнения на развитие умения управлять эмоциями, конструктивно разрешать конфликты»
- Международный вебинар «Решение задач речевого развития детей в программе “Социокультурные истоки”: работаем в соответствии с ФГОС ДО и ФОП ДО»
- Вебинар «Определение поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона»