Развитие учебной деятельности воспитанника во внеурочной деятельности и дополнительном образовании детей в контексте ФГОС программа «Экологическая тропинка»
Российская Федерация
Министерство общего и профессионального образования Ростовской области
Государственное казенное образовательное учреждение Ростовской области для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детский дом №1 г.Новошахтинска
Развитие учебной деятельности воспитанника
во внеурочной деятельности и дополнительном образовании
детей в контексте ФГОС
программа «Экологическая тропинка»
Подготовила воспитатель Юшкова И.И.
Новошахтинск 2014г
Программа «Экологическая тропинка»
«Все мы пассажиры одного корабля по имени “Земля”
и пересесть из него просто некуда”
Антуан де Сент-Экзюпери
Пояснительная записка
Экологическое воспитание личности ребенка является важнейшей частью его мировоззренческой подготовки. Проблема сохранения живого на планете – неизменная спутница человеческого познания, его устремлённости к прогрессу.
Экологические представления формируются у младших школьников в первую очередь на уроках природоведения. А экологическое поведение формируется с годами и не столько на уроке, сколько во внеклассной и внешкольной деятельности. Продуктивная и хорошо организованная экологическая деятельность будит в детях творческое начало. Наблюдения за живой Природой способствуют пониманию важности природных процессов, значимости Природы в нашей жизни.
Активное общение детей и взрослых в процессе экологической деятельности, формирование и выражение собственного мнения, востребованность результатов работы помогает личности ребёнка формироваться полноценно, без искусственных ограничений и комплексов.
Цель: формирование у ребят экологической культуры, настрой на доброжелательное отношение ко всему живому, формирование универсальных умений.
Задачи:
-
Развитие: альтернативного мышления в выборе способов решения экологических проблем, восприятия прекрасного и безобразного, чувств удовлетворения и негодования от поведения и поступков людей по отношению к здоровью и миру природы;
-
Получение первоначального опыта эмоционально-чувственного непосредственного взаимодействия с природой, экологически грамотного поведения в природе (в ходе экскурсий, прогулок, туристических походов и путешествий по родному краю);
-
Создание условий для развития познавательной мотивации и интересов обучающихся, их готовности и способности к сотрудничеству и совместной деятельности воспитанника с педагогом и сверстниками;
-
Способствовать совершенствованию универсальных умений воспитанников.
В результате реализации программы создаются условия для формирования следующих универсальных учебных действий, соответствующих требованиям ФГОС НОО:
-
в сфере личностных универсальных учебных действий планируется формирование внутренней позиции воспитанника, адекватной мотивации учебной деятельности, включая учебные и познавательные мотивы, ориентация на моральные нормы и их выполнение, развитие любознательности и формирование интереса к изучению природы;
-
в сфере регулятивных универсальных учебных действий воспитанники овладеют всеми типами учебных действий, направленных на организацию своей работы, включая способность принимать и сохранять поставленную цель и задачу, планировать её реализацию, контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение;
-
в сфере коммуникативных универсальных учебных действий ребенок
научится адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, овладение приёмов работы с информацией, что включает в себя умения поиска и отбора источников информации в соответствии с учебной задачей.
-
в сфере познавательных универсальных учебных действий воспитанники приобретут навыки осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета.
Содержание программы:
Тематическое планирование
«Жизнь на Земле»
Содержание |
Задачи |
Вид деятельности |
Мифы о Земле |
Развивать познавательный интерес. |
Беседа, презентация |
Земля – планета жизни |
Закреплять понятие о Земле, красоте Земли. Человек как природопользователь, уничтожающий природу и по мере возможности восстанавливающий ее богатства. |
Устный журнал «Наш дом – планета Земля, конкурс рисунков |
Среда обитания |
Расширять знания о смене естественных и регулярных изменений, их взаимосвязи. |
«Природные ритмы» - наблюдения за сезонными изменениями в неживой и живой природе. Ведение дневника. |
Экологические традиции Донского края |
Экологическое развитие личности ребенка в условиях национально-региональных традиций, воспитания любви к родному краю. |
Беседа – информация, «Уникальность нашего района-степная зона», |
С любовью к родной планете |
Воспитывать бережное отношение к природе; формировать гражданскую позицию |
Конкурсы: «Опасная зона», «Как уменьшить отходы, загрязняющие землю?», «Собери пословицу», час экологии «Самая прекрасная планета» |
«Удивительные обитатели»
Содержание |
Задачи |
Вид деятельности |
Разнообразие природного мира |
Продолжать знакомить с многообразием живого мира. Обобщать представление детей о взаимосвязях в живой природе. Правила поведения в природе. |
Беседы, презентации: «Растения, грибы, животные, микроорганизмы, человек», викторина «Бегает, прыгает, летает». |
Почему книга Красная - исчезающие растения и животные. |
Расширять знания воспитанников о редких и исчезающих видах растений и животных, Красной книге и ее значении. Формировать бережное отношение к природе. |
«Жалобная книга природы». Рассматривание Красной книги, знакомство с правилами ее составления, нахождение нужного экземпляра в книге. |
Растения – украшение планеты |
Обратить внимание на красоту растений. Развивать познавательный интерес. |
Конкурс рисунков «Путешествие в мир цветов». Игра «Имена в названиях цветов», разгадывание кроссвордов «Цветочный калейдоскоп» |
Зеленая аптека |
Углублять знания ребят о лечебных свойствах растений, умение различать и называть их. Учить применять знания на практике, в повседневной жизни. Воспитывать любовь к родному краю, к природе и заботливое отношение к сохранению редких растений. |
Викторины: «Знатоки целебных трав» «Лекарственные растение Донских степей», «Планета целебных растений», «Растения - помощники человека», сбор лекарственных растений |
Загадки растений - Растения -потребители отходов. - Растения - химики. - Растения-путешественники. - Растения - мастера гидравлики. - Растения - физики. - Как растения передают информацию. - Растения-биологические часы. -На что еще способны растения |
Обогащение детей знаниями об удивительных и уникальных растениях мира. |
Изучение литературы и интернет - ресурсов по интересным фактам в жизни растений. Конкурс знатоков «Хочу все знать» |
Загадки животного мира |
Углублять знания воспитанников о животном мире; воспитывать грамотное отношение к природе. |
Чтение и обсуждение познавательных рассказов о жизни животных. Экологический журнал: «Калейдоскоп интересных фактов из жизни животных». Игровые приемы: «Эрудит», «Лесные заморочки». |
Сто вопросов, сто ответов |
Формирование любознательности |
Час интересных сообщений о животном и растительном мире |
КТД "Мастерская Самоделкина" |
Получение первоначального опыта участия в природоохранительной деятельности. Формирование практических навыков. |
Изготовление кормушек для птиц, уход за комнатными растениями, трудовые десанты на клумбе, посадка деревьев. |
«Секреты неживой природы»
Содержание |
Задачи |
Вид деятельности |
Царство почвы - уникальный мир природы |
Формировать понятие почвы как природного тела и как основного средства с/х производства. Воспитывать бережное отношение к национальному достоянию — почве |
Экологический урок "О чудесной кладовой", «Живой мир почвы», «Потери почвы и ее охрана», «Растения - санитары почвы?»
|
Вода - чудо природы |
Закреплять знания о круговороте воды в природе, об экологической целостности природы; развивать логическое мышление, воображение, восприятие, память, наблюдательность; воспитывать бережное отношение к воде |
Экологические уроки «Капля живой воды» «Приключения Росинки», Экологические рассказы: «Нефть в море», «Отчего погибли киты», практические занятия «Обычная вода, но это интересно!» конкурс творческих работ «Вода для жизни»
|
Прозрачный невидимка (воздух) |
Значение атмосферы для жизни на Земле |
Урок: «Растительный покров Земли - ее легкие», «Загрязнения воздуха». Беседа – информация: «Озоновые дыры», Кислотные дожди», «Воздушные процедуры и здоровье человека». |
«Эта хрупкая планета»
Содержание |
Задачи |
Вид деятельности |
Цивилизация – начало борьбы с природой |
Формирование разумного и бережного отношения к природным ресурсам |
Беседа – информация: «Экологический бумеранг», «По страницам Чёрной книги», диспут «Человек – варвар или созидатель?» |
Бомбы замедленного действия" на нашей планете |
Формирование ответственного отношения к природе и к людям, которые живут рядом, к потомкам, которым нужно оставить Землю пригодной для полноценной жизни |
«Вода - её гибель наша гибель», «Воздух - изменения в глобальном масштабе», «Что делать с мусором», «Химикаты - яд - "приданое" цивилизации» |
Природа – помощник |
Утверждение активной гуманной позиции школьников, исключение потребительского отношения к природе |
Экологический урок «Растения и животные на службе у человека», «Солнце - как источник энергии», классный час «Беспредельное использование человеком природных богатств», «Человек проникает в тайны природы» |
Сохранить природу – сохранить будущее |
Расширение осознанных представлений о нормах и правилах поведения в природе и привычек их соблюдения в своей жизнедеятельности |
Урок: «Боль природы», конкурс рисунков и плакатов «Поможем природе», экологическая игра «Не проходите мимо!» |
Литература
-
ВИПКРО Внеурочная деятельность школьников в контексте ФГОС второго поколения /Владимир/ 2010г Составители: С. В.Низова, Е. Л.Харчевникова Методические рекомендации по разработке программы внеурочной деятельности.
-
Александрова Ю.Н. Юный эколог/ Волгоград/ Учитель/ 2010г.
-
Безруков А. Занимательная география/ Москва/ АСТ-ПРЕСС/ 2010г.
-
Гаев Л. Наши следы в природе / Москва / Недра / 2012г.
-
Крылов Г. Растения здоровья / Новосибирск / 2012г.
-
Кропочева Т.Б. Нетрадиционные уроки природоведения / Новокузнецк / Изд. ИПК / 2007г.
-
Лебедев Н.Н. Занимательные вопросы по природоведению / Москва /Учпедгиз / 2010г.
-
Моисеев В. Наедине с природой / АУРИКА / 2010г.
-
Плешаков А.А. Великан на поляне или первые уроки экологической этики / Москва / просвещение / 2009г.
-
Плешаков А.А. Зеленые страницы / Москва / просвещение / 2008г.
-
Скребцова М. Природа – глазами души / Москва / 2012г.
-
Смирнова Н.П. По материкам и океанам / Москва / Просвещение / 2007г.
-
Тарабарина Т.И. И учеба и игра: Природоведение. Популярное пособие для родителей и педагогов / Ярославль / «Академия развития» / 2006г.
-
Цветкова И.В. Экология для начальной школы. Игры и проекты / Ярославль / «Академия развития» / 2006г.
-
Энциклопедия. Я познаю мир. Экология / Москва / ООО Издательство «Астрель» / 2000г.
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Вебинар «Использование функционала GOOGLE для создания персонального сайта педагога»
- Вебинар «Детская агрессия: нейроигровые приемы обучению саморегуляции, способам выражения гнева в приемлемой форме, формирование позитивных качеств личности»
- Вебинар «Творчество М. А. Шолохова: аккумуляция и ретрансляция культурного кода»
- Диагностическая работа в образовательной организации в соответствии с ФГОС. Диагностика эмоционально-личностных особенностей детей
- Вебинар «Возможности использования спичек в художественном творчестве дошкольников и младших школьников»