Психологическая азбука. Эмоции в общении. Корнилова Светлана Владимировна
Чувство |
||
СПОСОБЫ выражения чувств |
||
подавление |
агрессивное выражение |
конструктивное выражение (трансформация) |
- чувство не выражается никак; |
- угрозы; («ты всегда...», «ты никогда...», «из-за тебя,..»); |
- говорю о своем чувстве, но не
обвиняю; из ситуации, но даю
свободу выбора; не ущемляю личность другого человека |
ПОСЛЕДСТВИЯ |
||
«Можно лопнуть» - плохо самому |
«Плохо мне – пусть всем станет плохо» |
«Чтобы всем стало хорошо» |
Сдерживание своих эмоций, их подавление не ведет к освобождению человека от этой эмоции, т.к. физиологические системы, обслуживающие эмоции, уже сработали (АД, вегетативная НС, кожно-гальванические реакции и т.п.), но не до конца. Подавление эмоций ведет к заболеваниям и развитию комплексов, а также к неуверенности, заниженной самооценке, неуспешности в делах. |
Когда отрицательные эмоции овладевают человеком (гнев, раздражение), человек проявляет агрессию. Он способен кричать, ругаться, а иногда даже бить других, в результате чего нарушаются отношения, в конечном итоге это отражается на авторитете человека, что снижает возможности жизненных достижений. |
Таким образом, вместо того, чтобы подвергать себя обидам или приступам раздражения (вместо того, чтобы кричать на окружающих или замыкаться в себе), нужно просто говорить им о своих чувствах. Осознав и
выразив свое чувство, человек сможет
испытать облегчение. Люди, умеющие
выражать свои эмоции общении
конструктивным более здоровы физически, более успешны в делах, менее закомплексованы,
более способны радоваться жизни,
пользуются большим |
Тема: «Психологическая азбука. Эмоции в общении»
Организатор: методист Дворца творчества С.В. Корнилова
СПОСОБЫ
выражения чувств и их последствия
19.03.2014.г. «Школа начинающего педагога».
Тема: «Психологическая азбука. Эмоции в общении»
Организатор: методист Дворца творчества С.В. Корнилова
Схема
«Я - высказывания», или «Я - сообщения»
-
Событие. «Когда ты...» (поведение)
-
Ваша реакция. «Я чувствую...» (ваши чувства)
-
Предпочитаемый исход. «Мне хотелось бы…» (описание желательного варианта, действия)»
Инструкция: «Прочтите ситуацию, изучите «Ты-сообщение» и напишите "Я-сообщение"
в третьей колонке
|
Ситуация |
Ты-сообщение |
Я-сообщение |
1 |
Отец хочет читать газету. Ребенок лезет к нему на колени. Отец раздражен. |
Никогда не мешай, когда кто-то читает. |
|
2 |
Мать пылесосит. Ребенок выдергивает шнур из розетки. Мать раздражена, торопится. |
Ты несносный |
|
3 |
Ребенок садится за стол с грязными руками и лицом. |
Ты - как маленький, а не взрослый и самостоятельный мальчик. |
|
4 |
Ребенок не хочет идти спать. Родители хотят поговорить о своих делах; ребенок крутится рядом и мешает поговорить. |
Ты знаешь, что уже пора спать. Ты стараешься досадить нам. Тебе нужно идти спать. |
|
5 |
Ребенок упрашивает взять его в кино, но он не убирал свою комнату несколько дней, что он обещал делать |
Ты не заслуживаешь кино, раз ты такой невнимательный и эгоистичный. |
|
6 |
Ребенок весь день хмурый и молчаливый. Мать не знает, в чем дело. |
Иди сюда, не хмурься. Надо быть повеселее. Ты что-то все принимаешь слишком всерьез. |
|
7 |
Ребенок включил музыку слишком громко, это мешает родителям разговаривать. |
Ты что, не можешь быть повнимательней к другим? Почему ты включил это так громко |
|
8 |
Ребенок обещал помочь сделать что-то к приходу гостей. Остался час, а работа не начата. |
Ты болтался весь день и ничего не сделал. Как можно быть таким невнимательным и безответственным? |
|
9 |
Девочка забыла придти домой в назначенное время. Поэтому мать не смогла пойти с ней в магазин купить обувь. |
Тебе должно быть стыдно! После того, как мы договорились, ты являешься не вовремя. ....и т.п. |
|
19.03.2014.г. «Школа начинающего педагога».
Тема: «Психологическая азбука. Эмоции в общении»
Организатор: методист Дворца творчества С.В. Корнилова
Упражнение
«Социальные ситуации общения»
Цель: рассмотреть социальные ситуации общения, вызывающие у людей
наибольшие психологические трудности, найти приёмы правильного
обращения одного партнёра к другому в подобного рода ситуациях
Характеристика социально- психологической ситуации |
Как обычно ведёт себя в этой ситуации человек, хорошо владеющий умениями и навыками общения |
Примеры правильного вербального обращения к партнёру по общению в подобной ситуации |
1 |
2 |
3 |
Обращение к другому человеку с просьбой |
Прямое высказывание своей просьбы в вежливой форме, без каких бы то ни было колебаний, смущения и извинений перед партнёром |
«Я был бы искренне признателен, если бы Вы помогли мне решить этот вопрос» |
Отказ в просьбе, обращенной лично к Вам |
Прямое, недвусмысленное высказывание, содержащее вежливый и аргументированный отказ выполнять просьбу |
«Искренне сожалею, но не могу выполнить Вашу просьбу по той причине, что …» |
Высказывание одобрения, комплиментов в адрес человека |
Прямое, искреннее высказывание с добрыми чувствами и улыбкой на лице, свидетельствующее о безусловно положительном отношении к данному человеку или совершённому им поступку |
«Мне нравится Ваш поступок. Я Вами восхищён. Мне в Вас особенно нравится…» |
Осуждение человека, высказывание в его адрес критики и неодобрения |
Прямое, недвусмысленное, но вежливое заявление, определённо указывающее на то, что Вы недовольны данным человеком, не одобряете его поступок |
«Я не могу, к сожалению, согласиться с Вами. Я не одобряю Ваш поступок и делаю это по той причине, что…» |
Выражение понимания позиции другого человека, но без её одобрения и принятия |
Высказывание, в котором выражено понимание позиции другого, признание за ним права придерживаться её, но без принятия и одобрения как правильной |
«Мне понятна ваша позиция, в ней есть своя логика. Я могу понять, почему Вы так поступили, но лично я принять это и согласиться не могу, поэтому намерен Вас критиковать» |
Обращение к кому-либо с просьбой высказать своё мнение |
Открытое и прямое высказывание, содержащее просьбу высказать своё мнение другому лицу, не скрывая своей позиции, отношения и оценки в связи с обсуждаемым вопросом |
«Я хотел бы знать, что лично Вы думаете по данному вопросу» |
Эмоциональный интеллект (EQ) – это умение понимать свои чувства и эмоции, чувства и эмоции других людей и умение эффективно влиять на свое и чужое поведение посредством управления своими эмоциями и чувствами и эмоциями, чувствами других людей.
Одно из замечательных следствий развития эмоционального интеллекта – уменьшение негативных эмоций. Развитый эмоциональный интеллект позволяет быстро разобраться с причинами негативных эмоций, после чего трезво оценить ситуацию и отреагировать на неё разумно, вместо того, чтобы испытывать их долгое-долгое время.
Начиная с 40-х годов прошлого века, неоднократно проводились исследования, целью которых было выявить связь школьных или университетских академических достижений с дальнейшей успешной или не успешной жизнью учащихся. Выяснилось, что для достижения своих целей очень важно умение ладить с людьми: понимать чужую реакцию и уметь ее предсказывать, договариваться и сотрудничать. Это получается далеко не у всех.
Существуют вещи, которые этому не способствуют:
- Невосприимчивость к невербальным сигналам. Встречается примерно у каждого десятого: это плохое чувство личного пространства собеседника, неумение установить зрительный контакт, неумение начать, поддержать или вовремя закончить разговор, неверное истолкование выражения лица собеседника.
- Поведение, связанное с уходом от конфликта. Люди, чувствующие себя нелюбимыми, одинокими, обремененными заботами, совершенно не склонны к контактам с окружающими. Они предпочитают хандрить в одиночестве, нежели попробовать разрешить свои проблемы.
- Агрессивность. Агрессивных никто не любит – ни дети, ни тем более взрослые. Люди, выбравшие агрессию как базовую (а иногда и единственную) реакцию на все происходящее, довольно быстро оказываются в изоляции.
19.03.2014.г. «Школа начинающего педагога».
Тема: «Психологическая азбука. Эмоции в общении»
Организатор: методист Дворца творчества С.В. Корнилова
ТЕСТ
«Трудно ли Вас вывести из равновесия ?»
В каждой из ситуаций теста Вам предстоит ответить на один и тот же вопрос: «Раздражает ли Вас…?», указывая при этом один из возможных вариантов ответа:
a) очень раздражает;
b) не особенно раздражает;
c) ни в коем случае не раздражает
Ситуации:
-
Смятая страница газеты, которую Вы хотите почитать.
-
Женщина «в годах», одетая как молоденькая девушка.
-
Чрезмерная близость собеседника (допустим в автобусе в час пик).
-
Курящая на улице женщина
-
Когда какой-то человек кашляет в Вашу сторону.
-
Когда кто-то грызет ногти.
-
Когда кто-то смеется невпопад.
-
Когда кто-то пытается учить Вас, что и как нужно делать.
-
Когда любимая девушка (юноша) постоянно опаздывает.
-
Когда в кинотеатре сидящий перед вами человек все время вертится и комментирует сюжет фильма.
-
Когда вам пытаются пересказать сюжет интересного романа, который Вы только собираетесь прочесть.
-
Когда Вам дарят ненужные предметы.
-
Громкий разговор в общественном транспорте.
-
Слишком сильный запах духов.
-
Человек, который слишком сильно жестикулирует во время разговора.
-
Коллега, который слишком часто употребляет иностранные слова.
Обработка результатов:
3 балла – вариант «a»
1 балл – вариант «b»
0 баллов – вариант «c»
Анализ результатов:
Если в сумме вы набрали 30 и более баллов, то это говорит о том, что Вас не отнесешь к числу терпеливых и спокойных людей. Вас раздражает все, даже вещи незначительные. Вы вспыльчивы, легко выходите из себя, чем могут воспользоваться Ваши недруги. К тому же, это слишком расшатывает Вашу нервную систему, вследствие чего страдают и окружающие Вас люди. Вам следует научиться сдерживать себя.
12-29 баллов. Вас можно отнести к самой распространенной группе людей. Вас раздражают вещи только самые неприятные, но из обыденных невзгод Вы не делаете драмы. К неприятностям Вы умеете «поворачиваться спиной», достаточно легко забываете о них.
11 и менее баллов. Вы весьма спокойный человек, реально смотрите на жизнь. По крайней мере, с полной уверенностью о Вас можно сказать: вы не тот человек, которого можно легко вывести из равновесия.
19.03.2014.г. «Школа начинающего педагога».
Тема: «Психологическая азбука. Эмоции в общении»
Организатор: методист Дворца творчества С.В. Корнилова
АФОРИЗМЫ
Взрослые не должны сердиться на детей, потому что это не исправляет, а портит.
Я Корчак
Добрые чувства, эмоциональная культура – это средоточие человечности.
В.А. Сухомлинский
Береги, щади неприкосновенность, уязвимость, ранимость другого человека. Не причиняй людям зла, обиды, боли, тревог и беспокойства.
В.А. Сухомлинский
Смех - это сила, которой вынуждены покоряться великие мира сего.
Доброта - это то, что может услышать глухой и увидеть слепой.
Воспитанные люди уважают человеческую личность, а потому всегда снисходительны, мягки, вежливы, уступчивы.
Люди мелкого ума чувствительны к мелким обидам; люди большого ума все замечают и ни на что не обижаются.
Играть при полном и сочувствующем вам зрительном зале - то же, что петь в помещении с хорошей акустикой. Зритель создает, так сказать, душевную акустику. Он воспринимает от нас и, точно резонатор, возвращает нам свои живые человеческие чувствования.
Константин Сергеевич Станиславский
Степень ума, нужная, чтобы нам понравиться, служит довольно точною мерою нашего собственного ума.
Люди никогда не испытывают угрызений совести от поступков, ставших у них обычаем.
И поистине всегда там, где недостает разумных доводов, там их заменяет крик, что не случается с вещами достоверными. Вот почему мы скажем, что там, где кричат, там истинной науки нет, ибо истина имеет одно-единственное решение, и когда оно оглашено, спор прекращается навсегда. И если спор возникает снова и снова, то эта наука - лживая и путаная, а не возродившаяся достоверность.
« Наши эмоции обратно пропорциональны нашим знаниям: чем меньше мы знаем, тем больше распаляемся»
Бывает, что-то не клеится, плохо выходит, и в то же время чувствуешь что-то хорошее. Вспомнишь о хорошем и поймешь: это весна.
Бойся думать без участия сердца.
Общение без правил - это, когда эмоции шагают впереди разума.
Гарри Симанович
Помните, что только положительные эмоции могут по-настоящему окрылять и делать счастливыми.
Живите ясно и светло!
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Вебинар «Формирование детского коллектива как основа позитивной социализации»
- Квест – современная игровая технология обучения дошкольников в условиях ФГОС ДО
- Здоровьесбережение в образовательной организации в условиях внедрения ФГОС
- Диагностическая работа в образовательной организации в соответствии с ФГОС. Диагностика эмоционально-личностных особенностей детей
- Вебинар "Особенности изучения правил дорожного движения старшими дошкольниками (ФГОС ДО)"
Модератор.