В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

Учебно-Методический портал
Чёрная пятница! С 20 по 22 ноября 2024 г. Скидки 75% на ВСЁ! Подробнее

Живительный источник

Живительный источник

Екатерина Еремина
Тип материала: Программа
Рейтинг: 12345 голосов:2просмотров: 3900
Краткое описание
Развивающая программа «Живительный источник» направлена на создание условий для сохранения и укрепления психологического здоровья детей и подростков, развитие их эмоционально-волевой сферы и способности к саморегуляции состояния и поведения. Программа включает в себя 5 блоков: "Гимнастика чувств" и "Фантазеры" для младших школьников, "Антистресс" и "О самом главном" для подростков, "Установка на успех" для старшеклассников.

Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 19300 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

Файлы
Развивающая программа Живительный источник.doc Скачать


Муниципальное бюджетное образовательное учреждение для детей,

нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи

Центр психолого-медико-социального сопровождения

г. Дзержинск Нижегородской области



Развивающая программа


«ЖИВИТЕЛЬНЫЙ ИСТОЧНИК»


для детей и подростков






Авторский коллектив МБОУ ПМС-центр:

Педагоги-психологи:

Еремина Е. А.

Неретина Л.А.

Тихонова М.А.







г. Дзержинск

2014 г.

Пояснительная записка

Развивающая программа «Живительный источник» направлена на создание условий для сохранения и укрепления психологического здоровья детей и подростков, развитие их эмоционально-волевой сферы и способности к саморегуляции состояния и поведения.

В основу Программы «Живительный источник» положена психологическая теория антропологизма, выдвинутая К.Д. Ушинским и в настоящее время получившая развитие в трудах Д.А. Леонтьева, А.Г. Асмолова, В.И. Слободчикова и др. Теоретическую основу программы составляют фундаментальные исследования зарубежных и отечественных ученых в области физиологии и медицины, психологии и педагогики: учение И.П. Павлова о слове как реальном раздражителе для человека и о сигнальных системах, теория функциональных систем П.К. Анохина, теория стресса Г. Селье, теоретические основы саморегуляции человека (Бехтерев В. Н., Мясищев В. Н., Либих С. С. и др.).


Новизна Программы

1. Рассчитана на разные возрастные категории участников от 7 до 17 лет, что позволяет обеспечивать преемственность в реализации блоков программы и результативность работы. Преемственность и результативность достигается за счет того, что дети из конкретной образовательной организации осваивают блоки программы на протяжении всего школьного обучения.

2. Используются разнообразные активные формы и методы работы (артпсихопедагогика, мульттренинг, интерактивные игры), которые позволяют повысить мотивацию и эффективность овладения навыками.

3. Имеется возможность проведения занятий с целым классом. При реализации блоков «Гимнастика чувств» и «Фантазеры» ученики объединяются в две подгруппы, занятия проводятся параллельно двумя психологами, при этом дети обеих подгрупп поочередно в течение трех месяцев осваивают оба цикла.

Введение новых образовательных стандартов и новых учебных программ, включающих задания творческого характера, требуют от ребенка развитого воображения, поисковой активности и навыков саморегуляции.

В то же время, с каждым годом возрастает число школьников, испытывающих сложности в обучении и имеющие нарушения поведения. Импульсивность, отвлекаемость, гиперактивность, дефицит внимания, низкая творческая активность свидетельствуют о несформированности процессов регуляции собственного состояния и поведения, препятствуют позитивному самовыражению и самореализации ребенка.

По данным научного Центра охраны детей и подростков РАМН, хроническими болезнями страдают 75% выпускников школ, при этом 30 – 40% хронических заболеваний имеет психогенную основу. Если физическое состояние детей традиционно находится под контролем медиков, то психологическое здоровье труднее поддается оценке и нередко остается за гранью внимания и забот взрослых.

Таким образом, нарушение механизмов саморегуляции, проблемы, возникающие в эмоционально-волевой сфере ребенка, низкая поисковая активность негативно влияют на способность учиться и создают трудности, которые приводят к нарушениям поведения, психосоматическим заболеваниям, затруднениям в социальной адаптации.

Развитие регуляторных возможностей психики и эмоциональной сферы, повышение творческой активности способствуют успешной адаптации ребенка в социуме.

Педагогическая целесообразность Программы обусловлена тем, что школьный возраст – наиболее благоприятный период для развития эмоционально-волевой сферы.


Целью данной программы является создание условий, способствующих развитию эмоционально-волевой сферы и формированию навыков саморегуляции у детей и подростков, для сохранения их психологического здоровья.

Намеченная цель реализуется в процессе решения следующих задач:

  1. Развивать эмоционально волевую сферу и формировать навыки саморегуляции у детей младшего школьного возраста (6-11 лет).

  2. Развивать навыки саморегуляции в стрессовых ситуациях у учащихся 6-8 классов (12-14 лет).

  3. Ознакомить старшеклассников (15-17 лет) с простейшими приемами снятия эмоционального напряжения, фрустрации в ответ на неожиданную ситуацию. Способствовать поиску ресурса для уверенного поведения и настрою на позитивное начало.

Сроки и этапы реализации Программы

Реализация Программы осуществляется в течение 11 лет школьного обучения в несколько этапов.

1 этап – подготовительный.

Цель – информирование о Программе и мотивирование педагогов, администрации ОУ и родителей на сотрудничество.

Для осуществления поставленной цели проводятся следующие мероприятия:

  • Выступления на совещаниях в Управлении образования о возможностях работы по Программе.

  • Посещение «Комнаты психологической разгрузки» психологами, администрацией МОУ с целью ознакомления с особенностями работы по Программе.

  • Прием заявок от образовательных учреждений города и составление договоров с администрацией ОУ на участие детей и подростков в реализации Программы.

2 этап – основной.

Цель – реализация Программы.

Задачи основного этапа:

  • Организовать проведение занятий по программе с детьми и подростками.

  • Обеспечить выполнение задач и достижение целей каждого из блоков программы.

3 этап – аналитический.

Цель – определение результативности работы по программе.

Задачи аналитического этапа:

  • Провести диагностические срезы в начале работы по окончании её, с детьми – ситуативную диагностику в процессе занятий.

  • Запросить у педагогов и руководителей образовательных учреждений отзывы о результативности программы.

  • Организовать проведение мониторингового исследования «Изучение особенностей эмоционального состояния детей и подростков города».

  • Обработать и проанализировать полученные результаты.



Возраст участников, специфика и режим работы


Блоки
«Гимнастика чувств» и «Фантазеры»



Блок «Антистресс»

Блок

«Установка на успех»

Блок

«О самом главном»

Цель: Развитие эмоционально волевой сферы и формирование навыков саморегуляции у детей 7-10 лет

Задачи:

1. Способствовать снижению эмоционального напряжения, утомления и обучить способам выражения гнева в социально приемлемой форме.

2. Обучить детей способам саморегуляции:

- регуляции мышечного тонуса;

- управлению ритмом дыхания; оперированию чувственными образами.

3. Развивать умение отражать идеи в виде образов.

4. Активизировать позитивное отношение к себе и другим.

Контингент: дети 7-10 лет.

Режим: 10 занятий по 30-40 минут 1 раз в неделю.

Специфика: занятия ведутся двумя психологами параллельно в двух подгруппах по двум направлениям «Гимнастика чувств» и «Фантазеры» (5+5 занятий).

Наполняемость подгрупп: 8-12 человек

Цель: Развитие навыков саморегуляции в стрессовых ситуациях у учащихся 6-8 классов

Задачи:

1. Познакомить с основными понятиями «стресс», «негативные эмоции», «саморегуляция»;

2. Обучить основным приемам саморегуляции: регуляция мышечного тонуса, управление вниманием и дыханием, оперирование чувственными образами.

3. Формировать умение прогнозировать результаты своего поведения.

4. Обсудить типичные ситуации, связанные со стрессовыми переживаниями подростков этого возраста.

5. Дать опыт конструктивного взаимодействия с окружающими.

Контингент: учащиеся 6-8 классов

Режим: 1 цикл -10 занятий, 1 раз в неделю

Специфика: занятия проводятся в Комнате психологической разгрузки.

Наполняемость подгрупп: 8-10 человек

Цель. Ознакомление с простейшими приемами снятия эмоционального напряжения, снятие фрустрации на неожиданную ситуацию, поиск ресурса для уверенного поведения, настрой на позитивное начало.

Задачи:

1. Обучить школьников способам релаксации и снятия эмоционального и физического напряжения.

2. Способствовать повышению сопротивляемости стрессу.

3. Обучить способам волевой мобилизации и поддержания рабочего самочувствия в ходе подготовки к экзаменам.

Контингент: учащиеся 9 - 11-х классов

Режим: в виде трехдневного тренинга – 9 часов.

В форме развивающих занятий - проводятся раз в неделю– 9 занятий.

Специфика: занятия проводятся в Комнате психологической разгрузки.

Наполняемость подгрупп: 8-10 человек

Цель занятий: Развитие навыков эффективного поведения в конфликте.

Задачи:

1.Познакомить с различными социальными типажами.

2.Развивать навыки эмпатии, определения собственных чувств и эмоциональных состояний мультгероев.

3.Развивать навыки конструктивного решения конфликтных ситуаций – расширение поведенческого репертуара.

4.Развивать навыки рефлексии в категориях нравственности.

Контингент: учащиеся 6 - 8-х классов

Режим: 1 цикл – 5 занятий: 1 раз в неделю, либо – ежедневно (в каникулярное время).

Наполняемость группы: не более 10 подростков. Специфика:

Использование ТСО; занятия проводятся одновременно двумя психологами.



Ожидаемые результаты

  • Оптимизация эмоционального состояния детей и подростков (снижение эмоционального напряжения, активизация поведения и деятельности).

  • Повышение самооценки, самоуважения и уверенности в себе.

  • Возможность свободного выражения своих чувств и собственного мнения, проявления творческой активности и использования адаптивных стратегий поведения в социуме.

Способы определения результативности реализации Программы

Результативность оценивается по количественным и качественным показателям.

Количественные:

  • ежегодное количество участников, прошедших курс занятий по Программе;

Качественные:

  • субъективная оценка со стороны участников Программы (отзывы),

  • оценка результативности Программы, произведенная с привлечением внешних экспертов (классный руководитель, родители, учителя, администрация школы)

  • диагностические данные, отражающие уровень эмоционального состояния, развития творчества и воображения участников Программы.

  • творческие работы участников Программы;

  • проведение открытых развивающих занятий психологами МБОУ ПМС-центр для классных руководителей с последующим обсуждением полученного опыта.

Форма подведения итогов: компьютерные презентации на городских инструктивно-методических совещаниях для педагогов-психологов и заместителей директоров по УВР.

Учебно-тематический план блока «Гимнастика чувств»

№ п/п

Темы занятий / количество часов

Цель

Структура и содержание

Методы и приемы

1.

«Давайте познакомимся»

1 час

Создание эмоционально-комфортной обстановки, повышение активности и самооценки детей.


  1. Разминка

Задачи: сбросить инертность физического и психического самочувствия;

 «разогреть» внимание и интерес ребенка к совместному занятию;

 настроить детей на активную работу и контакт друг с другом.

Основные процедуры работы - ритуал приветствия, игры с именами, игры-разминки.

2. Основная часть - на нее приходится основная смысловая нагрузка всего занятия. В нее входят упражнения, игры, направленные на развитие навыков саморегуляции.

Задачи: развивать навыки саморегуляции путем:

чередования противоположных по характеру движений, сопровождаемых попеременно мышечным напряжением и расслаблением;

управления ритмом дыхания;

оперирования чувственными образами

Основные процедуры: психогимнастика, релаксационные и дыхательные упражнения, визуализация, рисование.

3. Завершающая часть направлена на создание у каждого участника чувства принадлежности к группе и закрепление положительных эмоций от работы на занятии.

Задачи: формировать позитивное отношение к себе и сверстникам;

 развивать рефлексивные способности.

Основные процедуры работы - упражнения на ассоциации, ответы на вопросы и ритуал прощания.

1.Техники нервно-мышечной релаксации с целью достижения состояния покоя, расслабленности (метод Джекобсона).

2.Экспрессивный метод Н. Роджерса.

Приемы сенсорного репродуцирования образов, визуализация, диссоциация, ассоциации.

3.Светомузыкальные воздействия.

воздействия;

4.Различные виды специализированной гимнастики (дыхательная гимнастика, психогимнастика).

2.

«Уходи, злость, уходи!»

1 час

Обучение разнообразным безопасным способам выражения гнева.


3.

«Страна Вообразилия»

1 час

Развитие умения осуществлять контроль с помощью адекватных образов фантазии и ярких эмоций.


4.

«Дыши и думай красиво»

1 час

Формирование базовых составляющих произвольной саморегуляции через организацию правильного дыхания.


5.

«Вижу, слушаю, дышу, чувствую»

1 час

Гармонизация психической и двигательной активности методами саморегуляции.


Учебно-тематический план блока «Фантазеры».

п/п

Тема занятия / количество часов

Цель

Структура и содержание

Методы и приемы

«Страна имен»

1 час

Создание доброжелательной атмосферы в группе;

принятие правил работы в группе;

развитие воображения.


Вводная часть

Задача: создать положительный настрой на занятие и доброжелательную атмосферу в группе.

Основные процедуры:

- Ритуал приветствия

- Психогимнастические игры и упражнения на развитие творческого воображения.

Основная часть - работа по теме

Задачи: развитие навыков сотрудничества;

развивать умение находить вариативные решения проблем;

формировать умение отражать идеи в образном виде;

развивать и поощрять разнообразные формы творческого самовыражения;

Основные процедуры:

- Упражнения на конструктивное взаимодействие;

- Творческие задания с элементами арт-терапии

- Презентация результатов творческой деятельности.

Завершающая часть

Задачи: развивать способность к рефлексии, содействовать снижению эмоционального напряжения.

Основные процедуры:

- Рефлексия;

- Ритуал прощания.


1.«Мозговой штурм» («брэйн сторминг»);

2.Групповое обсуждение;

3.Арт-терапевтические техники:

- импровизация,

- телесно-ориентированные,

- изотерапия,

- сказкотерапия.

«Школа радости»

1 час

Развитие положительного отношения к школе с помощью арт-терапии; формирование способов эффективного взаимодействия детей;

развитие фантазии и воображения.

«В гостях у сказки»

1 час

Развитие навыков сотрудничества;

отреагирование актуальных состояний;

развитие воображения,

реализация творческого потенциала.

«Чудесные превращения»

1 час

Развитие умения находить вариативные решения проблемы,

формирование умения отражать идеи в образном виде, поощрение разнообразных форм творческого самовыражения,

Итоговое занятие

«Мои мечты»

1 час

Развитие воображения и фантазии, оптимистического настроя на будущее;

развитие чувства собственной значимости.

Тематический план блока «Антистресс»

п/п

Тема занятия / количество часов

Цель

Структура и содержание

Методы и приемы

1.

«Давайте познакомимся»

1 час

Знакомство с правилами психологического тренинга, обсуждение способов взаимодействия в тренинговой группе, выработка ритуала прощания.

1. Вводная часть

Ритуал приветствия, разминочные упражнения, направленные на создание положительного настроя на работу, доброжелательной атмосферы, актуализацию эмоционального и поведенческого опыта участников

2. Основная часть – подготовка к восприятию нового материала, введение нового содержания, отработка навыков саморегуляции. Состоит из двух разделов:

- информационный раздел

Задачи:

- познакомить с основными понятиями курса;

- расширить поведенческий репертуар в стрессовых ситуациях.

- практический раздел

Задача: развивать навыки саморегуляции путем:

чередования противоположных по характеру движений, сопровождаемых попеременно мышечным напряжением и расслаблением;

управления ритмом дыхания;

оперирования чувственными образами

Основные процедуры: мини-тесты, психогимнастические упражнения, игры, этюды; релаксационные и дыхательные упражнения; кинезиологические упражнения; визуализация; рисование.

3. Заключительная часть – эмоциональное отреагирование, осмысление.

Задачи:

 формировать позитивное отношение к себе и сверстникам;

 развивать рефлексивные способности.

Основные процедуры работы - упражнения на ассоциации, ответы на вопросы, ритуал прощания.


1.Техники нервно-мышечной релаксации с целью достижения состояния покоя, расслабленности (метод Джекобсона).

2.Экспрессивный метод Н. Роджерса.

Приемы сенсорного репродуцирования образов, визуализация, диссоциация, ассоциации.

3.Светомузыкальные воздействия.

воздействия;

4.Различные виды специализированной гимнастики (дыхательная гимнастика, психогимнастика);

5. Мини-лекции;

6. Экспресс-диагностика;

7.Дискуссия.

2.

«Стресс - что это такое?»

1 час

Формирование представлений о стрессе, актуализация стратегии поведения в стрессовых ситуациях, формирование навыков саморегуляции.

3.

«Стресс и эмоции: распознавание и принятие негативных эмоций»

1 час

Развитие представлений о негативных эмоциях, возникающих при стрессе, о функциях негативных эмоций. Формирование навыка распознавания и принятия этих эмоций; обучение навыкам конструктивного выражения эмоций.

4.

«Стресс и эмоции: саморегуляция»

1 час

Закрепление представлений о функциях негативных эмоций, возникающих при стрессе. Формирование умения управлять негативными эмоциями, навыков саморегуляции в ситуации стресса.

5.

«Стресс и конфликт»

1 час

Развитие представлений о житейских конфликтах между людьми, о связи конфликтных ситуаций со стрессовыми переживаниями; формирование навыков конструктивного разрешения конфликтных ситуаций.

6.

«Гнев - это нормально»

2 часа

Научить разнообразным безопасным способам выражения агрессии.

7.

«Боль, обида, страх: как справиться»

2 часа

Помочь подросткам прожить определенное эмоциональное состояние и выразить его социально приемлемым способом. Расширение поведенческого репертуара.

8.

«Я - хороший, ты - хороший»

Создание эмоционально-комфортной обстановки, повышение активности и самооценки детей.

Тематический план блока «Установка на успех»

п/п

Тема / количество часов

Цель

Структура и содержание

Методы и приемы

1.

«Скоро экзамены…»

1 час

Познакомить основными понятия курса и приемами, мобилизующими интеллектуальные возможности школьников при подготовке к сдаче экзаменом.

  1. Разминка

Задачи: сбросить инертность физического и психического самочувствия;

- укрепить групповое доверие к окружающим;

- снять внутреннее напряжение, страхи, быть откровеннее.

Основные процедуры работы - ритуал приветствия, игры-разминки, экспресс-тесты на самопознание.

2. Основная частьсостоит из двух разделов:

- информационный раздел

Задачи:

- познакомить с основными понятиями курса;

- сообщить в доступной форме об эффективных способах подготовки к экзаменам;

- дать возможность поразмышлять над собой, своими привычками, индивидуальными особенностями.

Основные процедуры: мини-лекции; экспресс-тесты.

- практический раздел

Задача: развивать навыки саморегуляции путем:

чередования противоположных по характеру движений, сопровождаемых попеременно мышечным напряжением и расслаблением;

управления ритмом дыхания;

оперирования чувственными образами

Основные процедуры: мини-тесты, психогимнастические упражнения, игры, этюды; релаксационные и дыхательные упражнения; кинезиологические упражнения; визуализация; рисование.

3. Завершающая часть направлена на создание у каждого участника чувства принадлежности к группе и закрепление положительных эмоций от работы на занятии.

Задачи:

 формировать позитивное отношение к себе и сверстникам;

 развивать рефлексивные способности.

Основные процедуры работы - упражнения на ассоциации, ответы на вопросы и ритуал прощания.

1.Техники нервно-мышечной релаксации с целью достижения состояния покоя, расслабленности (метод Джекобсона).

2.Экспрессивный метод Н. Роджерса.

Приемы сенсорного репродуцирования образов, визуализация, диссоциация, ассоциации.

3.Светомузыкальные воздействия.

воздействия;

4.Различные виды специализированной гимнастики (дыхательная гимнастика, психогимнастика);

5. Мини-лекции;

6. Экспресс-диагностика;

7.Дискуссия.

2.

«Учимся расслабляться»

2 часа

Обучение методам нервно-мышечной релаксации, приемам расслабления; формирование у учащихся умения управлять своим психофизическим состоянием.

3.

«Управляем эмоциями»

2 часа

Формирование базовых составляющих произвольной саморегуляции через обучение приемлемым способам снятия нервно-психического напряжения. Стимуляция познавательных способностей.

4.

«Мобилизуем возможности»

2 часа

Содействие гармонизации работы левого и правого полушарий учащихся; обучение приемам волевой саморегуляции.

5.

«Я справлюсь!»

2 часа

Развитие позитивного образа «Я»; формирование уверенного поведения в момент экзаменационного стресса.


Учебно-тематический план мульттренинга «О самом главном…»


п/п

Тема занятия / количество часов

Цель

Структура и содержание

Методы и приемы

1.

«Знакомство»

1 час

Создание эмоционально-комфортной обстановки, повышение активности и самооценки подростков, снятие эмоционального и физического напряжения.

1.Вводная часть.

Ритуал приветствия, упражнения - разминка.

Теоретический материал (не является обязательным для каждого занятия).

Просмотр мультфильма.

Вспомогательные упражнения на уточнение сюжета мультфильма.

2.Основная часть.

Упражнения на отношение к персонажам.

Вопросные упражнения на уточнение темы мультфильма.

Упражнения по формированию приемов совладения с проблемой.

3.Заключительная часть.

Рефлексивно-творческие упражнения.


1.Просмотр и обсуждение мультфильма «Король-лев»;

2. Психогимнастика;

3. Работа с плакатами д/и «Как справляться с гневом», «Как справляться с тревожностью»;

4. Игры и упражнения, направленные на обучение конструктивным способам выражения чувств;

5. Релаксационные техники.


2.

«Чувства и приемлемые способы их выражения»

1 час

Способствовать осознанию и принятию своих чувств и чувств других людей. Обучать адекватно выражать свое эмоциональное состояние.

3.

«Страхи»

1 час

Развитие эмпатии, умения сопереживать другим; поиск путей преодоления страха; учить выражать чувство страха в рисунке.

4.

«Чувства и приемлемые способы их выражения 1 час

Помочь подросткам прожить определенное эмоциональное состояние и выразить его социально приемлемым способом. Расширение поведенческого репертуара.

5.

«Деструктивные чувства и манипуляции»

1 час

Помочь подросткам осознать, что манипуляция направлена на достижение определенных целей силами другого человека. Обучение отказу в ситуации прямого или скрытого манипулирования.

Методическое обеспечение Программы

Требования к специалистам, реализующим Программу:

  • высшее психологическое образование, специализация «педагогическая психология»;

  • навыки групповой работы, диалогового общения и опыт участия и проведения релаксационных сеансов;

Требования к материально-технической оснащенности:

  • наличие оборудованной комнаты психологической разгрузки и комнаты для групповых развивающих занятий;

  • канцелярские принадлежности, бумага разных цветов и размеров, демонстрационное панно, магнитная доска;

  • аудио-система и комплект дисков (кассет) с релаксационной музыкой;

  • мультимедийная установка, диск с мультфильмами из серии «Король Лев»;

  • комплекты релаксационного оборудования: световые установки, мячи разного размера и фактуры по количеству участников и др.

Не рекомендуется участвовать в занятиях детям и подросткам:

  • при наличии психического заболевания (шизофрения, эпилепсия);

  • во время или сразу же после экстремальной ситуации, т.к. в этом состоянии человеку трудно включиться в групповую работу;

  • при заболеваниях диабетом, т.к. в отдельных случаях можно спровоцировать резкое изменение уровня сахара в крови.

Используемые диагностические методики:

  • 8-ми цветовой психодиагностический тест М. Люшера (Интерпретационные таблицы. Тест М.Люшера. Методическое руководство. ГП «ИМАТОН», СПб, 2001);

  • тест оценки эмоционального состояния Вольнофера (Общая психодиагностика. Под ред. Бодалева А.А., Столина В.В. М., изд. МГУ 1987);

  • проективные рисуночные методики («Несуществующее животное» М.З.Друкаревич, - кн. Е.И. Рогов. Настольная книга практического психолога в образовании. Учебное пособие. Москва, 1996.: «Дом, дерево, человек» (Дж. Бук), - в кн. Романова Е.В., Сытько Т.И. Проективные графические методики. Методическое пособие. СПб, 1992; тест креативности Е.Торренса Методическое руководство. ГП «ИМАТОН», СПб, 2001).












ОБРАЗЦЫ КОНСПЕКТОВ РАЗВИВАЮЩИХ ЗАНЯТИЙ


ПРОГРАММЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ


«ЖИВИТЕЛЬНЫЙ ИСТОЧНИК»

Блок «Гимнастика чувств»

Занятие «Страна вообразилия»

Цель: Развитие умений контроля с помощью адекватных образов фантазии и ярких эмоций.

I. Разминка.

  1. «Я – хороший, ты – хороший» (2 варианта)

  2. «Автобус»

Колеса у автобуса крутятся (3 раза).

Круговые движения руками.

А пассажиры то встают, то садятся. (3 раза).

Встаем, садимся

Дворники на стеклах делают «вжик-вжик» (3 раза).

Поднятыми вверх и согнутыми в локтях руками, делать движения вправо-влево.

А фары у автобуса мигают «чик-чик» (3 раза).

Сжимать, разжимать кулаки.

А гудок у автомобиля делает так «бип» (3 раза).

Большими пальцами обеих рук нажимать на колени.

Встаем, друг за другом, и едем на автобусе.

3. Ассоциации «Мое настроение в цвете»

II. Основная часть Саморегуляция.

  1. Психогимнастика (с музыкой)

а) «Росток» Дети садятся на корточки и обхватывают колени руками. Ведущий говорит: «В волшебном лесу – самая таинственная жизнь под землей. Там целый интересный мир. Там живут корешки, червячки и маленькие зернышки, из которых потом вырастают прекрасные цветы и деревья. И сейчас сила волшебного леса превращает нас в маленькие зернышки, которые лежат под землей. Наши зернышки пьют подземную воду, в них вливается вся сила земли. Идет время. И вот зернышки дают первые ростки (дети вытаскивают одну руку). Они становятся все больше и больше, все сильнее и сильнее. У них уже достаточно сил для того, чтобы пробиться сквозь землю и начать расти на земле, (дети изображают, как росток с трудом преодолевает сопротивление, проходит сквозь поверхность земли), и встают на ноги, расправляются. Это уже не просто ростки, это крепкие маленькие деревца. Под землей у них остались сильные корни. Они питают деревце соками земли и силой подземных вод. Теперь деревце быстро растет, тянется к солнцу, (дети поднимают руки вверх, встают на носочки, тянутся). Солнышко согревает деревце, летний дождик смывает с него пыль, а легкий нежный ветерок высушивает капли дождя. У наших деревьев сильные и крепкие ствол, ветви. На ветвях растут красивые зеленые листочки. Подует ветерок, и листочки шепчутся между собой о чем-то. Так в волшебном лесу выросли новые прекрасные молодые деревья». Для того, чтобы выйти из медитации, нужно сделать 2-3 глубоких вдоха и выдоха.

б) «Врасти в землю» Попробуй сильно-сильно надавить пятками на пол, руки сожми в кулачки, крепко стисни зубы. Ты – могучее, крепкое дерево, у тебя сильные корни, и никакие ветры тебе не страшны. Это поза уверенного человека.

в) «В лесу»

  • «Зайцы» Попрыгали как зайчики: руки-лапки держим у груди, прыгаем на двух ногах.

  • «Олень» Ведущий: Представим себе, что мы олени. (Поднимает над головой скрещенные руки с широко расставленными пальцами.) Вот такие рога у оленя! И вы поднимите так руки! Напрягите руки. (Показывает напряжение, с силой раздвигая пальцы.) Руки стали твердыми, как рога у оленя. (Ведущий проверяет степень напряженности мышц каждого ребенка.) Нам трудно так держать руки. Напряжение неприятно. Быстро опустите руки. Уроните на колени. (Руки уже не скрещивают.) Расслабились руки. Отдыхают. Слушайте и делайте, как я. Вдох – выдох! (Два раза.)

Посмотрите: мы – олени,

Рвется ветер нам навстречу!

Ветер стих,

Расправим плечи,

Руки снова на колени,

А теперь – немного лени…

Руки не напряжены

И рассла-а-бле-ны…

Ведущий легким движением пальцев проводит по руке каждого ребенка от плеча до кончиков пальцев.

Знай, девочки и мальчики:

Отдыхают ваши пальчики!

Дышится легко… ровно… глубоко…

Вот и закончилась наша игра. Вы немного отдохнули, успокоились, научились внимательно слушать, и, главное, вы почувствовали, как приятно, когда руки не напряженные. Вы поняли, как их расслабить, сделать мягкими, послушными!

  • «Цапля» Стоим на одной ноге, руки опущены вдоль тела.

  • «Лягушка» Прыгаем как лягушки: садимся на корточки, колени разводим, руки ставим на пол между ног.

г) «Земля» (ощущение погружения разных поверхностей). «Мы в сказочном лесу. Мы идем по земле. Земля бывает разная. Она бывает сухая и мокрая, горячая и холодная. На земле бывает и трава, и песок, и шишки, и, даже, стекло. А в волшебном лесу все постоянно меняется. Вот сейчас мы идем по зеленой мягкой травке, она приятно ласкает нам ноги. А теперь вдруг у нас под ногами песок, он становится все горячее и горячее. Он просто обжигает ноги. Ой! Но вдруг выпал снег. И мы идем по мягкому пушистому, но холодному снегу. И снова все изменилось в лесу. Теперь мы идем по осеннему лесу, у нас под ногами шуршат осенние листья. И вот мы вышли к лесному болоту. И теперь мы идем по болоту. Наши ноги засасывает, мы их с трудом передвигаем, вытягиваем из тины. Но вот мы вышли из болота и побежали по теплым лужам… А сейчас мы снова идем по лесной дорожке. У нас под ногами иголочки, шишки, сучки. Они щекочут и покалывают наши ноги». В этом упражнении важно дать детям возможность представить и «пройти» по разным видам почвы. Это упражнение способствует уравновешенности психики, общей энергетизации тела и развивает воображение. Опыт хождения по разным типам почвы помогает человеку «заземлиться», сбалансировать свои чувства.

  1. Релаксация «Песок» Ребята, предлагаю вам лечь на ковер. Ложимся на спину, руки свободно лежат вдоль туловища. Хорошо, если вы закроете глаза. Дыхание ровное, спокойное. Вдох-выдох (2 раза). Расслабляются мышцы лица, плеч, туловища: руки, ноги. Вдох-выдох. Представьте, что мы гуляем по берегу широкой, могучей реки (Пауза.) Ваши ноги касаются сухого теплого песка и слегка утопают в нем. Вы вдыхаете свежий речной воздух. Можете опуститься на колени и порисовать на песке (Пауза.) Присмотритесь, какого цвета, формы, величины получился твой рисунок. (Пауза.) Ты пересыпаешь песок из одной руки в другую, песок медленно струиться между пальцами (Пауза.) Ты ложишься на песок и видишь голубое небо. Тебе хорошо и приятно. Прислушайся, как течет река. Ты успокаиваешься и чувствуешь уверенность в себе. Хорошо нам отдыхать, но пора уже вставать. Потянулись, улыбнулись и проснулись. Открываем глаза и возвращаемся в нашу комнату.

  2. Активизация «Рисунок настроения»

III. Завершающая часть Обратная связь. Что понравилось на занятии? Что было трудно?

IV. Ритуал прощания.

  1. «Какие вы хорошие?»

  2. «Бом!»

Блок «Фантазеры»

Занятие «Школа радости»

«Учиться надо весело,

чтоб хорошо учиться».

Цель:

развитие положительного отношения к школе с помощью арт-терапии;

формирование способов эффективного взаимодействия детей;

развитие фантазии и воображения.

Вводная часть

  • Приветствие: Дети бросают мяч тому, кого они хотят поприветствовать со словами « Я приветствую Машу (Максима, т. д.). Обращается внимание детей на то, что следует поздороваться с каждым участником группы.

  • Упражнение «Если бы на свете не было школ…»

Ведущий предлагает детям представить жизнь без школы.

- Что случится, если все школы вдруг отменят. Пусть каждый из вас поделится своими идеями.

Ведущий бросает мяч по кругу каждому участнику. Получивший мяч, высказывает свое мнение.

Используя прием эхо-чтения, ведущий читает отрывок из стихотворения «Если б не было школ».

«Если б не было школ,

До чего человек бы дошел,

До того б человек докатился,

В дикаря бы опять превратился.

Если б не было школ,

До чего человек бы дошел,

Весь лохматый и в шкуре звериной

Он явился бы в гости с дубиной».

Дети повторяют за ведущим фразы, отзеркаливают интонацию, жесты.

Ведущий:

- Какие чувства возникали у вас при чтении стихотворения?

Основная часть.

    • Упражнение «Незаконченные предложения»

    На ковре выкладываются карточки с незаконченными предложениями:

    «В моей школе меня радует…»

    «Самое интересное в нашей школе…»

    «Мне нравится, что в нашей школе…»

    Дети по очереди берут одну из карточек и заканчивают написанную на ней фразу.

      • Танец Сороконожки

      Дети встают друг за другом, держась за талию впередистоящего. По команде ведущего Сороконожка начинает двигаться вперед, затем приседает, прыгает на одной ножке.

        • Рисунок «Школа радости»

        Дети рисуют школу своей мечты. По окончании рисования каждый комментирует свой рисунок, рассказывая, какой бы он хотел видеть школу? Как она выглядит? Чем в ней занимаются дети? Какие в ней учителя? Как проходят уроки? и т. д.

        Завершающая часть.

        Рефлексия:

        Детям предлагается продолжить фразу:

        «На занятии меня порадовало…»

        Ритуал прощания: Дети высказывают свои пожелания друг другу на предстоящую неделю.


        Блок «Антистресс»

        ЗАНЯТИЕ «Стресс и эмоции: саморегуляция»

        Цель. Закрепление представлений о функциях негативных эмоций, возникающих при стрессе. Формирование умения управлять негативными эмоциями, навыков саморегуляции в ситуации стресса.

        Оборудование. Ватман, на котором на прошлом занятии было записано, зачем человеку нужны злость, страх, грусть и апатия; листы бумаги А4, цветные карандаши, фломастеры или краски; магнитофон.

        ХОД ЗАНЯТИЯ

        1. Вводная часть

        1.1. Упражнение «Пересядьте те, кто...»

        Участники получают карточку с одной из эмоций: радость, грусть, злость, страх, таким образом у нескольких участников на карточках будет написана одна и та же эмоция (если участников мало, количество карточек можно сократить; важно, чтобы каждая эмоция была как минимум у трех участников). Водящий встает в центр круга, его стул убирается; он должен, не называя свою эмоцию, каким-то образом ее продемонстрировать — позой, мимикой или фразой, интонацией. Те, кто узнают «свою» эмоцию, должны поменяться местами, при этом задача водящего занять освободивший стул.

        1.2. Упражнение «Вверх по радуге».

        2. Основная часть

        2.1. Ведущий. Негативные эмоции по-своему полезны (показывает ватман, на котором на прошлом занятии было записано, зачем человеку нужны злость, страх, грусть и апатия). Но, несмотря на это бывают случаи, когда эти эмоции мешают человеку действовать адекватно. Например, ты так сильно боишься отвечать у доски, что забываешь, все, что знал; так сильно злишься, что не можешь сдержаться и говоришь человеку что-то обидное; испытывая апатию, не можешь заставить себя выполнять свои обязанности.

        Участникам предлагается привести собственные примеры. Делается вывод о том, что нужно уметь контролировать свои эмоции.

        2.2. Упражнение. Индивидуальный массаж мячиками-ежиками.

        2.3. Упражнение. Коллективный массаж мячами. Участники группы встают друг за другом, двигаясь под музыку по кругу, и делают массаж впереди стоящему при помощи мячиков - ежиков Ведущий напоминает участникам, что они уже знакомы с двумя упражнениями, позволяющими регулировать свое состояние. Далее можно предложить одно из известных релаксационных упражнений.

        2.4. Упражнение «Место покоя»

        Участникам предлагается сесть удобней. Закрыть глаза.

        Ведущий. Представьте себе какое-то место, которое вам очень нравится. Это может быть место, где вы когда-то были, а может быть какое-то воображаемое место. В этом месте вы чувствуете себя абсолютно спокойно... Представьте его себе во всех деталях... Посмотрите вокруг, что вы видите... Прислушайтесь, возможно, до вас доносятся какие-то звуки... Возможно, вы чувствуете дуновение ветра... Сейчас у вас есть немного времени для того, чтобы побыть в этом месте... Это ваше место покоя... А теперь еще раз внимательно осмотритесь, сделайте глубокий вдох и открывайте глаза, можете потянуться.

        Ведущему на заметку. Приведенный текст рекомендуется читать достаточно медленно, чтобы участники успевали выполнять инструкции. Можно сопровождать упражнение музыкой.

        После выполнения упражнения участникам предлагается поделиться впечатлениями. Важно обратить внимание на позитивные изменения самочувствия. Желающие могут рассказать о том, какое место они себе представляли

        Далее ведущий говорит о том, что это место называется «местом покоя». Участникам предлагается нарисовать свое «место покоя» или что-то, что напоминало бы им это место. После того как рисунки будут выполнены, желающие могут их показать. Ведущий говорит о том, что это упражнение, как и два предыдущих, позволяет регулировать свое состояние — успокоиться и восстановить силы. Все эти упражнения нуждаются в тренировке.

        3. Заключительная часть

        3.1. «Цвет моего настроения»

        3.2. Ритуал прощания.

        Блок «Установка на успех»

        Занятие «Скоро экзамены»

        1. Упражнение «Назови меня»

        Цель: развитие чувства принадлежности к группе; сближение друг с другом.

        Инструкция: Сейчас этот веселый мяч побежит по вашим рукам. Тот, у кого он окажется, должен назвать свое имя. Как только круг завершится, мяч покатится обратно, в другую сторону, и вы должны назвать имя, которым вас будут называть участники группы. Желательно, чтобы имена не повторялись. А теперь напишите свои имена и оформите карточку-визитку.

        Анализ упражнения: Какие чувства вызвало у вас это упражнение? Как вы думаете, для чего именно в начале первого дня тренинга мы провели это упражнение? Что вы хотите пожелать на предстоящий тренинг?

        2. Правила работы группы

        Цель: формирование единого рабочего пространства и выработка правил поведения в группе.

        Наши правила

        Не перебивать

        Не оценивать

        Возможность помолчать «Здесь и сейчас»

        Конфиденциальность

        Активность

        Правило «Стоп» Правило «пирога» (не говорить много)

        В знак того, что мы принимаем правила, поаплодируем.

        3. Тест «Моральная устойчивость»

        Цель: предоставить подросткам возможность задуматься над своим образом жизни, над тем, как к ним относятся окружающие, не доставляют ли они своим обычным поведением неприятностей людям

        Ключ к тесту За каждый ответ «да» поставьте себе по одному баллу и найдите общую сумму.

        1. Я всегда держу данное слово и выполняю свои обязательства перед другими.

        2. Я охотно помогаю своим друзьям, причем делаю это бескорыстно.

        3. Мне обычно неприятно, когда я вижу несправедливость.

        4. Грубость и невоспитанность людей вызывает во мне чувство досады.

        5. Я незлопамятный человек, не держу зла на других.

        6. Я очень люблю животных.

        7. Я уважаю возраст и мудрость пожилых людей.

        8. Стремлюсь быть честным не только по отношению к другим, но и с самим собой.

        9. Решая свои проблемы, я никогда не забываю о других.

        10. Люблю делать подарки, мне нравится, когда человек радуется.

        Определение результата и его интерпретация

        1–3 балла. У вас не очень высокая моральная устойчивость. Наверное, вы просто еще не задумывались над этим или берете пример с других людей. В этом случае вам не повезло. Советуем подумать над своим обычным поведением, если вы хотите измениться.

        4–6 баллов. Ваш образ жизни свидетельствует о том, что вы в основном придерживаетесь моральных норм, принятых в обществе. Но вам есть над чем поработать, чтобы эти нормы стали вашей внутренней потребностью.

        7–10 баллов. Вы практически идеальный человек, на которого могут равняться окружающие. Но не следует расслабляться, нужно и дальше работать над собой.

        4. Мини-лекция «Скоро экзамены»

        Цель: сообщить в доступной форме об эффективных способах подготовки к экзаменам.

        Механизм фрустрации действует достаточно просто, но неумолимо. Сначала возникает стрессовая ситуация, приводящая к перенапряжению нервной системы, а затем это напряжение «бьет» по организму. В итоге гипертоническая болезнь, стенокардия, инфаркт миокарда, кровоизлияние в мозг, язва желудка, бронхиальная астма, экземы, гипертиреоз, диабет и другие недуги. Словом, психогенные факторы заболеваний слишком серьезны, чтобы относиться к ним безответственно. Так что же делать? Как избежать перенапряжения нервной системы?

        Обычно логика рассуждений такова: поскольку полностью избежать нервных перегрузок нельзя и трудно исключить влияние стрессоров на наш организм, то снимать напряжение надо (за неимением лучшего) медикаментами. Транквилизаторы стали привычными средствами, чтобы «успокоиться». Результат печален: по мере привыкания к ним требуется все большая доза. На самом деле гораздо проще использовать простые заповеди психогигиены, которые помогут вам снять нервное напряжение, не прибегая к лекарствам.

        Первое. Научитесь сбрасывать напряжение — мгновенно расслабляться. Для этого надо овладеть навыками аутотренинга, с которыми вы можете познакомиться в многочисленных пособиях.

        Второе. Давайте отдых своей нервной системе. Запомните: хорошо работает лишь тот, кто хорошо отдыхает. Лучший отдых для нервной системы — сон, в том числе и кратковременный дневной (от 5 до 30 минут). Попробуйте вместо традиционной чашки кофе практиковать полудрему, легкий сон. Эффект поразит вас. В идеале в конце каждого часа работы нужно отдохнуть 2–5 минут.

        Третье. Вытесняйте неприятные эмоции, заменяя их приятными. Сделать это трудно. Тонкий психолог К.С. Станиславский утверждал, что чувствам нельзя приказать, но чувство можно «выманить». Техника «выманивания» может быть разнообразной. Например, попытайтесь усилием воли переключить внимание и мышление на предметы, которые обычно вызывают у вас положительные эмоции.

        Таковы основные заповеди психогигиены. Осознать их — значит, сделать первый шаг на пути управления своей нервной системой.

        Важным резервом в стабилизации своего эмоционального состояния у любого человека является совершенствование дыхания. Как ни странно это звучит, но далеко не все люди, даже умудренные жизненным опытом, умеют правильно дышать.

        Вспомните, как по-разному дышит человек в различных ситуациях: во время сна, тяжелой работы или подъема в гору, когда он разгневан или испуган, когда весел или загрустил. Нарушения дыхания зависят от внутреннего настроя человека, следовательно, упорядоченное дыхание должно оказывать обратное влияние на эмоциональное состояние.

        Как известно, дыхательные пути на всем протяжении обильно снабжены нервными окончаниями. Установлено, что фаза вдоха возбуждает симпатический нерв, активизирующий работу внутренних органов, а фаза выдоха влияет на блуждающий нерв, оказывающий тормозящее влияние. В дыхательной гимнастике существуют понятия успокаивающего и мобилизующего дыхания. Успокаивающим будет такое дыхание, при котором выдох почти в два раза длиннее вдоха. При мобилизующем — после вдоха задерживается дыхание. Успокаивающее дыхание полезно использовать для того, чтобы погасить избыточное возбуждение. В случае сильного нервного напряжения перед началом экзамена нужно сделать вдох и затем глубокий выдох — вдвое длиннее вдоха. Такой способ ритмичного дыхания поможет снять не только «предстартовое» волнение, но и напряжение после стресса, поможет расслабиться перед сном. Мобилизующее дыхание помогает преодолеть вялость и сонливость при утомлении, способствует быстрому переходу от сна к бодрствованию, активизирует внимание.

        Важным шагом к успеху на экзамене является психологическая установка на успех, абсолютная уверенность в том, что цель будет достигнута. Необходимо настраивать детей на успех, удачу.

        Известно, что одна из причин, мешающих тревожным детям результативно выполнить задание, состоит в том, что они в большей степени сосредоточены не на выполнении конкретной деятельности, а на том, каковы последствия их неудачи в этой деятельности. Поэтому неэффективно ставить перед ребенком цель типа «Ты должен получить отличную оценку» или «Ты должен ответить, во что бы то ни стало», лучше сформулировать ее конкретно: «Ты сможешь справиться с этим заданием».

        Что делать, если устали глаза?

        В период подготовки к экзаменам увеличивается нагрузка на глаза. Если устали глаза, значит, устал и организм: ему может не хватить сил для выполнения экзаменационного задания. Нужно сделать так, чтобы глаза отдохнули. Выполни два любых упражнения: — посмотри попеременно вверх-вниз (25 секунд), влево — вправо (15 секунд); — напиши глазами свое имя, отчество, фамилию; — попеременно фиксируй взгляд на удаленном предмете (20 секунд), потом на листе бумаги перед собой (20 секунд); — нарисуй квадрат, треугольник — сначала по часовой стрелке, потом в противоположную сторону.

        Условия поддержки работоспособности

        1. Чередовать умственный и физический труд.

        2. В гимнастических упражнениях предпочтение следует отдавать кувырку, свече, стойке на голове, так как усиливается приток крови к клеткам мозга.

        3. Беречь глаза, делать перерыв каждые 20–30 минут (оторвать глаза от книги, посмотреть вдаль).

        4. Минимум телевизионных передач!

        5. Кинезиологические упражнения

        Цель: стимуляция познавательных способностей.

        Инструкция: Большим и указательным пальцами одной руки с силой сдавливаем фалангу каждого пальца другой руки, начиная с ногтевой фаланги, сначала в тыльно-ладонной, затем в межпальцевой плоскости. Потом меняем руки. Большим пальцем правой руки нажимаем на середину левой ладони. С ощутимым нажимом совершать круговые движения от центра ладони к периферии, по спирали с выходом на большой палец. Затем то же другой рукой.

        Цель: развитие координации движений.

        Инструкция: 1. Вытяните вперед руку с раскрытой ладонью. Попробуйте прижать к ладони мизинец, остальные пальцы должны быть развернуты. 2. Вращайте руку справа налево и одновременно ногу в противоположную сторону. Затем другую руку и ногу. 3. Положите руки на колени крест-накрест, по команде надо хлопнуть в ладоши, потом опять хлопнуть и поменять руки. 4. Отдать честь правой рукой, а левую одновременно вытянуть вперед с оттопыренным большим пальцем, сказав при этом: «ВО». Затем хлопнуть в ладоши и проделать то же самое, но быстро сменив руки.

        6. Упражнение «Найди свою звезду»

        Цель: возможность расслабиться и набраться оптимизма, уверенности в себе. Инструкция: Сядьте в круг и закройте глаза. Сделайте три глубоких вдоха и выдоха... (звучит музыка). А теперь представьте себе звездное небо. Звезды большие и маленькие, яркие и тусклые. Для одних это одна или несколько звезд, для других — бесчисленное множество ярких светящихся точек, то удаляющихся, то приближающихся на расстояние вытянутой руки. Посмотрите внимательно на звезды и выберите самую прекрасную звезду. Быть может, она похожа на вашу мечту детства, а может быть, она вам напомнила о минутах счастья, радости, удачи, вдохновенья? Еще раз полюбуйтесь своей звездой и попробуйте до нее дотянуться. Старайтесь изо всех сил! И вы обязательно достанете свою звезду. Снимите ее с неба и бережно положите перед собой, рассмотрите поближе и постарайтесь запомнить, как она выглядит, какой свет излучает. А теперь проведите ладонями по коленям, вниз к ступням ног, и сладко потянитесь, откройте глаза, возьмите лист бумаги, цветные карандаши и нарисуйте свою звезду. Вырежьте и прикрепите ее на наше звездное небо. И теперь звезды будут нам светить каждое тренинговое занятие, излучая добро, дружбу, взаимопомощь, поддержку. А на последнем занятии вы их заберете с собой, они вас поведут дорогой знаний и будут сопровождать на всех экзаменах и дальше по жизни. Посмотрите внимательно на звезды: среди них нет ни одной одинаковой. Они все разные, как и мы с вами.

        7. Упражнение «Итоги дня»

        Цель: получение обратной связи от участников группы о прошедшем дне тренинга.

        Инструкция: Сядьте удобнее. Сейчас мы с вами будем передавать друг другу мяч, делиться впечатлениями от сегодняшнего занятия и высказывать пожелания всем участникам группы. Когда кто-то будет говорить, прошу вас сидеть и внимательно слушать, не перебивая и не разговаривая, уважая своих одноклассников.

        Анализ: Что принес вам занятие? Каковы ваши впечатления от сегодняшнего занятия? Какие открытия вы сделали для себя? Что возьмете на вооружение и будете использовать в дальнейшем?

        Блок мультитренинга «О самом главном…»

        Занятие «Чувства и их выражение»

        Упражнение «Хи-Ха-Хо!»

        Цель: позитивный настрой на занятие, снятие эмоционального и физического напряжения

        Подростки стоят в кругу, держась за руки. По команде ведущего они высоко прыгают вверх три раза. В первом прыжке громко кричат: «Хи!», во втором прыжке: «Ха!», в третьем «Хо!». Получается забавное приветствие друг друга: «Хи! - Ха! - Хо!». После чего все хлопают в ладоши.

        Упражнение «Я – хороший! Ты – хороший!»

        Цель: закрепление позитивной установки на межличностное взаимодействие в группе.

        Подростки в кругу, взявшись за руки, сидя на корточках, шепотом произносим все вместе «Я – хороший, ты – хороший». Вставая, увеличиваем громкость произнесения фразы. Затем поднимаем руки вверх и громко кричим: «Я – хороший, ты – хороший».

        Упражнение «Пожмите друг другу руку».

        Цель: настроить подростков на активную работу и контакт друг с другом. Сбросить инертность физического и психического самочувствия

        Игрокам предлагается выходить в круг и пожимать друг другу руки, если они сочтут, что называемые ведущим характеристики имеют к ним отношение. Каждая фраза начинается со слов: «В круг выходят те, кто...

        играет на каком-нибудь инструменте;

        родился в другом городе;

        умеет петь (танцевать, играть в футбол, кататься на коньках, плавать);

        бывал когда-нибудь в Алматы (Москве, Минске);

        любит жареные пирожки (соленые огурцы, моченые яблоки);

        имеет брата (сестру, собаку, кошку, хомяка, попугая);

        считает себя «совой» («жаворонком»);

        любит математику (биологию, физкультуру)»…

        (можно перемежать шутливые характеристики серьезными).

        Анализ упражнения:

        - Как вы себя чувствовали во время игры?

        - Узнали ли вы для себя что-то новое?

        - Всегда ли хотелось выйти, когда звучала подходящая характеристика?

        - Ожидали ли вы с нетерпением, когда появится возможность выйти в круг?

        • Просмотр фрагмента м/ф «Король-лев» (Шрам «запрещает» Симбе идти на слоновье кладбище. Манипуляция: «Только храбрые могут туда ходить»).

        Обсуждение:

        Уровень открытого обсуждения

        - В чем герои фильма (Шрам, Симба) видят смысл своей жизни?

        - Что для них оказывается самым важным?

        Уровень направленного обсуждения

        - Кто стремится к любви?

        - Кто считает самым главным помогать тем, кто оказался в беде?

        - Кто стремится к знанию?

        - В чем проблема гиен? Если бы вы были социальным работником или психологом, как им можно было бы помочь?

        Игра «Бой подушками»

        Цель: разрядка агрессии, снятие п-э напряжения.

        Упражнение «Укроти свой гнев»

        Цель: знакомство с приемлемыми способами выражения гнева.

        Работа с карточками дидактической игры.

        Способы снятия нервно-психологического напряжения:

        1. Релаксация — напряжение — релаксация — напряжение и т.д.

        2. Спортивные занятия.

        3. Контрастный душ.

        4. Стирка белья.

        5. Мытье посуды.

        6. Пальчиковое рисование (ложка муки, ложка воды, ложка краски). Кляксы. Потом поговорить о них.

        7. Скомкать газету и выбросить ее.

        8. Соревнование: свое напряжение вложить в комканье газетного листа, сделать этот комок как можно меньше и закинуть подальше.

        9. Газету порвать на мелкие кусочки, «еще мельче». Затем выбросить на помойку.

        10. Слепить из газеты свое настроение.

        11. Закрасить газетный разворот.

        12. Громко спеть любимую песню.

        13. Покричать то громко, то тихо.

        14. Потанцевать под музыку, причем как спокойную, так и «буйную».
        15. Смотреть на горящую свечу.

        16. Вдохнуть глубоко до 10 раз.

        17. Погулять в лесу, покричать.

        18. Посчитать зубы языком с внутренней стороны.

        Линия дружеского и любовного поведения разных героев: Муфасы и Сураби, Симбы и Налы, Пумбы и Тимона — демонстрирует разные оттенки теплого и доверительного отношения, способов его выражения.

        Уровень открытого обсуждения

        Кто из героев к кому привязан?

        На чем основана каждая из привязанностей?

        Уровень направленного обсуждения

        Чем отличается дружба Тимона и Пумбы от дружбы Муфасы и Рафики?

        Чем похожи и чем отличаются отношения Муфасы и Сураби, Симбы и Налы?

        Упражнение «Точка,звук,опора» (Оборудование: мерцающий ковер, музыка, кресла кубы). Сядьте удобно, найдите в пространстве точку, на которую Вам будет удобно и приятно смотреть, без напряжения. При этом Вы можете замечать стены, потолок и другие окружающие Вас предметы. Но Вы смотрите на точку, удерживаете ее взглядом и думаете именно об этой точке. Какого она цвета? Размера: большая или маленькая? Формы? По яркости: тусклая или яркая? Каково ее местоположение относительно Вас: вверху или внизу, справа, слева или в центре. Вы думаете об этой точке и успокаиваетесь. Теперь можете закрыть глаза и услышать звуки, которые Вас окружают. Это могут быть звуки за окном, в коридоре, дыхание соседа, мой голос, музыка и т.д. Выберите любой звук и сосредоточьте свое внимание только на нем. Какой это звук по громкости, темпу, ритму, высоте, мелодичности, тембру? Вы думаете только об этом звуке и отдыхаете. А сейчас перенесите свое внимание на ту опору, на которой Вы сидите. Что Вы чувствуете? Какая это опора? Холодная или теплая? Твердая или мягкая? Упругая? Гладкая или шершавая? Вы удобно сидите в кресле, Вам спокойно, комфортно, Вы отдыхаете.

        Обратная связь. Какого цвета ваше настроение?

        Ритуал прощания. Упражнение «Бом!» Все встают в круг. Вытягивают одну руку вперед и кладут их поочередно друг другу на внешнюю сторону ладони. Затем все вместе поднимают руки вверх, и, дружно крикнув: «Бом!», опускают руки вниз.



        Литература

        1. Азбука настроения/ составители: Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л., Топоркова И.Г., Щербинина С.В. – Ярославль: Академия развития, 1997г.

        2. Вообрази себе /Под ред. Д.Р.Гончар. – М., 1994.

        3. Гатанов Ю.Б. Курс развития творческого мышления. – СПб., 1999.

        4. Долгова А.Г. Агрессия у детей младшего школьного возраста. Диагностика и коррекция. – М.: Генезис, 2011

        5. Заморев С.И. Игровая терапия. Совсем не детские проблемы. – СПб.: Речь, 2002. – 135 с.

        6. Красный Ю. Искусство делает людей равными: Фрагмент из кн. «Арт – всегда терапия» //Искусство в школе, 2002, № 2.

        7. Крюкова С.В., Слободяник Н.П. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь. – М.: Генезис, 2002.

        8. Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития, 1996. – 208 с.

        9. Лебедева Л. Скажи-ка – как тебя зовут? Арт-терапевтическая техника. //Шкльный психолог, 2002, № 42.

        10. Левис Ш., Левис Ш.К. Ребенок и стресс. – СПб.: Питер Пресс, 1996. – 208 с. - (серия «Сам себе психолог»).

        11. Оптимизация конфликтного поведения подростков с помощью мульттренинга: Методические рекомендации по организации мульттренинга. Автор-сотавитель: Сивкова М.Б. – Н.Новгород: 2010.

        12. Панкратов В.Н. Саморегуляция психического здоровья: Практическое руководство. – М.: Изд-во Института психотерапии, 2001. – 352 с.

        13. Пелишенко С. Ксюшины сказки (для детей фантазеров и их фантастических родителей). – М., 1999.

        14. Родионов В., Ступницкая М., Ступницкая С. Антистресс. Занятия с подростками —«Школьный психолог» № 1, 2006.

        15. Сакович Н. День за днем в стране фантазии. //Школьный психолог. 2005. № 9.

        16. Хухлаева О.В. Лесенка радости. – М.: Изд-во «Совершенство», 1998. – 80с.

        17. Хухлаева О.В. Тропинка к своему Я. – М., 2001. Цветовой тест отношений (Методические рекомендации) / составители Е.Ф. Бажин, А.М. Эткинд – ЛНИПИ им. В.М. Бехтерева, Л.: 1985.

        18. Шипицына Л.М., Защиринская О.В., Воронова А.Н., Нилова Г.А. Азбука общения (основы коммуникации), СПб.: ЛОИУУ, 1996. – 304с.

        19. Фоппель К. Как научить детей сотрудничать? Ч.1-4. – М., 2003.




        Обсуждение материала
        Для добавления отзыва, пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
        Образовательные вебинары
        Подписаться на новые Расписание вебинаров
        Задать вопрос