В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

Учебно-Методический портал
Новогодняя суперакция! С 17 по 19 декабря 2024 г. Скидки 72% на ВСЁ! Подробнее

Психолого-педагогический семинар-тренинг для педагогов Составляющие эффективной деятельности педагога в ДОУ

Психолого-педагогический семинар-тренинг для педагогов Составляющие эффективной деятельности педагога в ДОУ

Светлана Коссе
Тип материала: Мероприятие
просмотров: 28734
Краткое описание
Цель семинара-практикума: Ознакомление педагогов с особенностями профессиональной компетентности. Обмен опытом между членами коллектива, молодыми и опытными специалистами, актуализация профессиональных знаний, умений и навыков, необходимых для педагогической деятельности; совершенствование педагогического мастерства и психологической компетентности педагогов, развитие навыков партнерских отношений и рефлексии.

Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 19400 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

Файлы
Семинар-тренинг для педагогов.docx Скачать




Фамилия, имя, отчество автора: Коссе Светлана Федоровна

Квалификационная категория: первая

Место проживания: г. Нягань Ханты-Мансийский автономный округ – Югра Тюменская область

Название учебного заведения: МАДОУ МО г. Нягань «Детский сад № 6 «Рябинка»

Должность: педагог-психолог

Тема материала: Психолого-педагогический семинар-тренинг для педагогов Составляющие эффективной деятельности педагога в ДОУ.
























п/п

Содержание

Стр.

1.

Пояснительная записка

2

2.

План проведения мероприятия

3

3.

Подробный сценарий мероприятия

4

4.

Список используемой литературы

11

5.

Приложение 1 Памятка Создание положительного имиджа молодого педагога

12

6.

Приложение 2 Психическая зарядка для педагога на каждый день.

13


Пояснительная записка

Развитие современного общества предъявляет новые требования к организации образовательного процесса, ключевой фигурой которого является педагог, компетентный, способный к самообразованию и совершенствованию своего профессионального и педагогического мастерства. В этой ситуации особенно важна профессиональная компетентность, основу которой составляет личностное и профессиональное развитие педагогического работника.

Необходимость повышения профессионального мастерства педагогов обусловлена изменениями в сфере дошкольного образования. Новые требования к качеству образования, выраженные в новых федеральных государственных образовательных стандартах, утверждение профессионального стандарта педагога предполагает необходимость изменения в организации, содержании и технологиях по повышению профессионального мастерства педагогов.

Повышение профессионального мастерства педагогов – это целенаправленная деятельность педагогов по овладению новыми педагогическими ценностями (идеями и концепциями, способствующими эффективному осуществлению педагогического процесса) и технологиями, включающая изучение, осмысление, творческую переработку и внедрение в практику различных инноваций.

Целью повышения квалификации является оптимизация педагогического процесса, профессиональный рост и постоянное совершенствование педагогов.

Главным условием качества обучения и воспитания дошкольников, является профессиональное мастерство педагогов. На основании федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования и «Профессионального стандарта педагога» выделяются следующие требования:

Профессиональные качества педагога

  • Владение теорией и методикой образования и воспитания детей;

  • Мониторинг образовательной последующей корректировки;

  • Реализовывать коррекционные задачи по рекомендациям узких

специалистов;

  • Умение работать с родителями;

  • Владение ИКТ-компетенциями.


Личностные качества

  • Интеллектуальные

  • Трудовые

  • Эстетические

  • Нравственные

  • Мобильность

  • Ценностные ориентации


Для успешной реализации ФГОС СПО каждый педагог должен постоянно обновлять свои знания, совершенствовать навыки и умения, чтобы иметь возможность, с одной стороны передать их своим обучающимся, а с другой - поделиться своими наработками, инновационными «педагогическими секретами» с коллегами.

Все это делает особо важным участие педагога-психолога в проведении психопрофилактики и психопросвещения в образовательном процессе. Поэтому задача педагога-психолога - помочь педагогам осмыслить свою внутреннюю позицию, признать наличие проблем, обозначенных ФГОС ДО, как новые целевые ориентиры и принципы, понять их причины, избавиться от чувства тревожности, осознать свои силы и возможности личностного профессионального роста.

Также необходима эмоционально – психологическая поддержка, формирование мотивации - как основного стержня к саморазвитию педагога, его стремления к достижению новых вершин в педагогике, личной жизни.



Цель семинара-практикума: Ознакомление педагогов с особенностями профессиональной компетентности. Выяснение факторов профессионального роста, анализ взаимосвязи личностных и профессиональных качеств и их влияния на выполнение профессиональных обязанностей, обмен опытом между членами коллектива, молодыми и опытными специалистами, актуализация профессиональных знаний, умений и навыков, необходимых для педагогической деятельности; совершенствование педагогического мастерства и психологической компетентности педагогов, развитие навыков партнерских отношений и рефлексии.


План проведения мероприятия

  1. Вступление

  2. Упражнение «Ожидание»

  3. Упражнение «Узелки»

  4. Мозговой штурм «Общие и отличительные проблемы в работе молодых и опытных педагогов»

  5. Работа с ситуациями. Разбор педагогических ситуаций. Анализ, выяснения ошибок в деятельности педагога ДОУ

  6. Информационное сообщение «Факторы успеха профессиональной деятельности педагога по В. Сухомлинскому»

  7. Упражнение «Портрет современного педагога»

  8. Мини – лекция

  9. «Стили педагогического общения и их влияние на формирование индивидуального стиля работы педагога»

  10. Обсуждение «Какой стиль руководства наиболее эффективен? Почему?»

  11. «Мантра от усталости»

  12. Знакомство с «Методом 5-ти пальцев»

  13. Притча «Все в твоих руках»

  14. Подведение итогов мероприятия. Рефлексия.


Ход проведения семинара-тренинга


Вступление

Определение актуальности темы. Ознакомление с планом и целью

работы. Уважаемые педагоги! Мы собрались, чтобы поговорить об особенностях профессиональной деятельности и о составляющих эффективной деятельности педагога в ДОУ.


Упражнение «Ожидание»

Цель: определить ожидания и получить обратную связь.

Участникам предлагают на стикерах в виде сердечек несколькими словами написать свои ожидания от тренинга, а затем по очереди наклеить их на плакат с изображением стебля цветка, озвучить свои мысли.

Психолог: Я надеюсь, что ваши ожидания оправдаются!


Упражнение «Узелки»

Психолог предлагает всем встать в круг и взяться за руки крест на крест. Затем попробовать распутаться не разрывая рук.


Психолог: «Узелки» в профессиональной деятельности иногда бывает сложно решить, потому что всегда возникают сложные ситуации, вопросы в отношениях с детьми и их родителями, проблемы, которые касаются вопросов саморазвития и профессионального роста. Эти проблемы и есть узелки в профессиональной деятельности педагога. Посмотрите, наш коллектив состоит из опытных и молодых педагогов. И когда мы вместе решаем все эти проблемы, опытные педагоги помогают молодым, то все эти узелки очень легко «развязать» (разрешить).. И именно о таких узелках в нашей работе сейчас пойдет речь.



Мозговой штурм

«Общие и отличительные проблемы в работе молодых и опытных педагогов»

Вопросы для обсуждения:

проблемы молодых специалистов:

проблемы, характерные для опытных педагогов.

Результаты записывают на отдельных листах и ​​анализируют, определяют общие проблемы.


Работа с ситуациями. Разбор педагогических ситуаций. Анализ, выяснения ошибок в деятельности педагога ДОУ


Ситуация 1

Идет открытое занятие с большим количеством гостей. Педагог разносит раздаточный материал на подносе. Один ребенок крутится и отвлекает других. Педагог пытается успокоить его. Ребенок резким движением опрокидывает поднос, и весь мелкий раздаточный материал рассыпается по всей комнате.

Как в данном случае поступить воспитателю?


Ситуация 2

Перед дневным сном воспитатель делает установку детям (5-6 лет): за каждое замечание ваш сон я буду удлинять на 10 минут. Если замечаний будет много, то спать, будете до прихода ваших мам. Дети уснули быстро.

  • Как вы оцениваете действие воспитателя?

  • На чем основано получение желаемого результата?

  • Ваш совет воспитателю?


Ситуация 3

Вадим (3 года) очень активный ребенок, может обидеть кого-нибудь из детей, может поинтересоваться содержимым шкафов и т. д. Воспитатель, чтобы ограничить Вадима, во второй половине дня усаживает его на стул и не разрешает слезать с него, до прихода мамы.

  • Ваша оценка действий воспитателя?

  • Ваш совет воспитателю?


Ситуация 4

На прогулке дети бегают по всей площадке и кричат «нечеловеческими» голосами. Воспитатель не пресекает такого поведения и объясняет это тем, что детям необходимо дать возможность выплеснуть энергию.

  • Что вы посоветуете?





Ситуация 5

Воспитатель, в том случае, если дети не слушаются, говорит: «Не будете спать - придет медсестра, сделает тебе укол», «Не будете слушаться, милиционера позову».

  • Можно ли использовать такие приемы в воспитании ребенка? Если нет, то почему? Обоснуйте свой вывод.



Информационное сообщение «Факторы успеха профессиональной деятельности педагога по В. Сухомлинскому»

(готовит старший воспитатель)


Упражнение «Портрет современного педагога»

Цель; создать портрет современного педагога.

Психолог: Поочередно назовите те черты, которые, на ваш взгляд, должны быть у современного педагога (1 мин на размышление, демонстрация схемы 1).


Подведение итогов

Итак, современный педагог должен обладать такими качествами ... (перечисляют названные черты).

Доброжелательность, терпеливость, тактичность, скромность, энергичность, эрудиция, оригинальность мышления, обязательность, увлеченность работой, креативность, эмпатия, гибкость.


По результатам обсуждения группа составляет таблицу (см. Табл. 1).


Таблица Карта важных для профессии черт характера

Таблица 1

Оптимальные значения

Допустимые значения

Критические значения

Психологические черты личности как индивидуальности

Сильный уравновешенный

тип нервной системы;

тенденция к лидерству;

уверенность в себе;

требовательность, отзывчивость;

гипертимность;

эмотивность

Сильный неуравновешенный

тип нервной системы;

властность, самоуверенность;

непримиримость;

недостаточная самостоятельность.

  • педантичность;

склонность к «застреванию»

Слабый инертный тип

нервной системы;

деспотизм;

самовлюбленность;

жестокость;

чрезмерный конформизм;

возбудимость и демонстративность;

тревожность

Профессиональные качества личности

широкая эрудиция

и свободное изложение информации;

умение учитывать

психологические и возрастные особенности обучающихся;

темп речи - 120-130 слов в минуту.

четкая дикция, общая и

специфическая грамотность;

элегантный внешний

вид, выразительная мимика и жесты;

обращения к ученикам

по именам;

мгновенная реакция на

ситуацию, ловкость;

умение четко формулировать

конкретную цель;

умения (организовать

учебную работу всех обучающихся

сразу;

всегда проверяет степень

понимания учебного

материала

знания возрастной и педагогической

психологии обучающихся;

стандартный внешний

вид, отсутствие яркой

мимики и жестов;

обращения к детям по

фамилиям;

немного замедленные реакция и ловкость;

умение определять только общую цель;

умение организовать работу большинства обучающихся;

периодически проверяет степень

понимания учебного материала;

темп речи ниже

120 слов в минуту, «глухой» голос;

отдельные оговорки с

последующим исправлением

Работа только по конспекту Работа только по конспекта



;

недостаток знаний по возрастной

и педагогической психологии;

темп речи выше

150 слов в минуту, речь

неразборчивое, «глотает» слова;

неопрятный внешний вид.

  • Чрезмерная

жестикуляция

и неадекватная мимика;

постоянное безадресное

обращения к детям;

недостаток ловкости, слабая реакция;

не умеет четко ставить цель;

работа только 3 отдельными

обучающимися, при пассивности

большинства;

никогда не проверяет степени понимания учебного материала при объяснении


Мини – лекция

«Стили педагогического общения и их влияние на формирование индивидуального стиля работы педагога»


Иерархическая структура педагогической направленности педагогов:

направленность на ребенка (и других людей), связанная с заботой, интересом, любовью, содействием развитию личности и максимальной самоактуализацией индивидуальности;

направленность на себя, связанная с потребностью в самосовершенствовании и самореализации в сфере педагогического труда;

направленность на предметную сторону профессии педагога (содержание педагогической деятельности).

Одним из важнейших требований, которые предъявляет педагогическая профессия к личности воспитателя, является четкость его социальной и профессиональной позиции.

Позиция педагога - это система интеллектуального и эмоционального отношен к миру, педагогической действительности и педагогической деятельности.

Следует подчеркнуть, что успешная совместная работа невозможна без соответствующей организации действий. Наверное, практически каждому из нас приходилось наблюдать такую ​​картину: две совершенно одинаковые группы, но в одной «все ходят по струнке», а в другой даже и не понять, «кто есть кто»: где воспитатель, а где дети.

С этой проблемой связаны различные стили педагогического общения.

Стиль общения - определенная система методов и приемов руководящей деятельности. Давайте попробуем определить, какой стиль общения присущ каждому из вас.

Авторитарный стиль руководства среди педагогов традиционный (четкая родительская позиция по Э. Берну) и, на первый взгляд, самый эффективный. Нас самих воспитывали в школе, в семье, поэтому притяжения к таким методам заложено в нас очень глубоко. Педагог авторитарный, образно говоря, застегнутый на все пуговицы.

Его «Я» - дутой силы, и он об этом догадывается, но главное - чтобы больше никто. Ему нельзя «расстегнуться». Поэтому, управляя, он использует страх. Его власть - в умении делать больно, постоянно выводя ребёнка из равновесия, создавая вокруг себя круг ненависти, стресса, страха, боли. Моё большаое «Я» - над. Они - незначительные - внизу. Между нами - пропасть, эмоциональная холодность, отчужденность. Я сильный. Ненависть поддерживает меня, делает меня сильным.

Человек может и не осознавать того, выбирая такой стиль руководства. Чаще всего его самого травмировали таким стилем в детстве, и мы не можем выйти за его пределы. Жизнь такого человека - постоянный стресс, а где стресс, там психические срывы, болезни. Как у него самого, так и у тех, кем он руководит. Признаки: слезы, расстройства сна, истерики, нежелание посещать детский сад.

Либеральный стиль противоположный авторитарному, хотя в основе его - тоже самое - слабость «я», чувство неполноценности (детская позиция по Э. Берну), но «Я» такого педагога в своей слабости агрессивное, либерально-пассивное. Такой педагог не знает себя, его «Я» - слепое, поэтому он не верит себе, боится себя, боится быть собой и брать ответственность, не сформирован как личность. Это ребенок среди детей, он зарабатывает дешевые положительные эмоции от детей сначала, но им быстро надоедает, и они «садятся на голову», управляют им - результаты его работы низкие.

Причем среди этих педагогов есть умные, интеллектуально богатые специалисты, которые достигли высокого уровня знаний, но не способны понять психологию детей, им не хватает умений взаимодействия с коллективом детей и с людьми вообще.

Как чувствуют себя дети при таком руководстве? им неприятно, они понимают ненормальность отношений между ними и взрослым. Такого педагога не уважают. Его внутреннее состояние нельзя назвать нормальным. Он часто и не подозревает, что, заигрывая с детьми, находясь с ними вроде наравне, не получает положительной обратной связи и стоит на грани психического срыва, ненавидит детей и профессию.

Этот стиль - самый тяжелый для коррекции, вырастить «Я» на слабом фундаменте - задача не из легких.

Демократический стиль - это стиль сильной, уверенной в себе личности (позиция «Взрослый - Взрослый» по Э. Берну), которая любит и уважает себя и детей, приближается к ним и понимает. Такой педагог строит свое общение с детьми, не слишком опускаясь до их уровня и не возвышаясь над ними. Он пытается поднять их к общению на равных - насколько это возможно для возраста и индивидуальности ученика. Это сложно, и счастлив тот педагог, который умеет так управлять, достигший этого сознательно или имеет природный дар. «Я» такого педагога по-настоящему сильное, а потому - открытое.

Обсуждение

- Какой стиль руководства наиболее эффективен?

- Почему?

Не существует уникального стиля, каждый педагог вырабатывает свой, индивидуальный, сочетающий в себе элементы каждого стиля педагогического общения.

Психолог: Уважаемые коллеги, желаю всем творческого вдохновения и большого желания достигать вершин профессионального успеха. Этих вершин мы сможем достичь только благодаря самодисциплине, самоконтролю и саморазвитию!

Психолог: Уважаемые коллеги, наш тренинг подходит к своему завершению, все устали и поэтому в конце нашей работы предлагаю выполнить мантру от усталости.

«Мантра от усталости»

Я – талантливый, открытый, добрый и оптимистичный человек.
С каждым днем я люблю себя все больше и больше.
У меня огромный потенциал и запас жизненной энергии.
Я уникальна во всей Вселенной.
Я единственная в своем роде и неповторимая.
Таких как я больше нет.
Я абсолютно уверенна в себе и своем будущем.
Я верю в себя и в свое будущее.
Я контролирую свою судьбу. Я сама ее вершу.
Я – хозяйка своей жизни.
Я – свободная личность.

Психолог: Для профессионального роста и саморазвития каждый день мы должны подводить итоги проделанной работы и анализировать, как они помогают в достижении поставленных целей, итоги своей профессиональной деятельности, своего эмоционального, духовного состояния.

Предлагаю в конце каждого рабочего дня использовать «Метод 5-ти пальцев»


Существует интересный «Метод 5-ти пальцев», который помогает держать равновесие и контролировать себя.


1. М (мизинец) - мышление. Что я сегодня нового узнала? Какой опыт получила? Что открыла для себя?

2. Б (безымянный палец) - близость цели. Что я сегодня сделал для достижения поставленных целей?

3. С (средний палец) - состояние духа. Какое сегодня преобладало настроение?

4. У (указательный палец) - услуга, помощь. Чем я сегодня помогла другим? Чем их порадовала?

5. Б (большой палец) - бодрость, физическая форма. Каким было сегодня мое физическое состояние? Что я сделала для своего здоровья.

Психолог: Мне бы хотелось, в конце нашей встречи рассказать вам одну мудрую притчу.

Притча «Все в твоих руках»

В одном из величайших городов Китая, в глубокой древности жил богатый и гордый Мандарин. Ему поклонялись жители всех ближайших городков и поселков. И услышал как-то Мандарин о мудром старце, к которому и в дождь и в жару шли люди за советом, поделиться радостью и горем. Приказал Мандарин привести силой старца во дворец. Когда слуги привели старца, Мандарин плотно стиснув бабочку в ладони, гордо сказал: "Если угадаешь живое или мертвое у меня в ладони - дарю тебе жизнь!" Посмотрел старец в глаза надменному богачу и ответил: "Все в твоих руках!"

Наша жизнь, наши желания и мечты тоже в наших руках. Наши профессиональные достижения, умение их действенно и эффективно использовать - это и есть проявление мастерства педагога. И это всё также находится в наших руках, зависит от нас самих.


Подведение итогов

Рефлексия.

Участники получают листочки на которых записывают:

Полезное, что можно использовать в практической деятельности, то что понравилось;

То, что хотелось бы изменить.


Прощание


Список используемой литературы

    1. Баранова Н. П. Тренинги для учителей по педагогическому мастерству. - X .: Основа, 2009. - 159 с.

    2. Битянова В.Н. Психология личностного роста. — М., 1996.

    3. Захаров В.П., Хрящева Н.Ю. Социально-психологический тренинг. — Л., 1990.

    4. Клюева П.В., Свистун М.А. Программы социально-психологического тренинга. - Ярославль, 1992

    5. Монина Г.Б., Лютова-Робертс Е.К. Коммуникативный тренинг (педагоги, психологи, родители). – СПб.: Издательство «Речь», 2006. – 224 с.

    6. Федорчук В. М. Социально-психологический тренинг «Развитие коммуникативной компетентности преподавателя»: Учеб. пособие. - Каменец-Подольский: Азбука, 2006. -240 с.
































    Приложение 1

    Памятка

    Создание положительного имиджа молодого педагога


    1. Черты лица, фигура, рост человека существуют независимо от желания, поэтому воспринимайте себя таким, какие вы есть.

    2. Обратите внимание на свой голос. Грубые, писклявые реплики, резкие надрывные ноты в разговоре раздражают людей, свидетельствуют об отсутствии навыков культуры поведения.

    3. Красота человека предусматривает: скромность, тактичность, вежливость, уважение, открытость. Неумение сдерживать негативные эмоции, цинизм, наглость, надменность, наоборот, далекие от понятия «приятный человек».

    4. Улыбайтесь. Мрачное настроение или плохая поведение не только портят ваше лицо, но и настроение людей вокруг.

    5. Одевайтесь со вкусом. Говорят, что «хороший вкус побеждает и моду». Главный принцип - выработать индивидуальный стиль в одежде, украшениях, прическе. Чистота и аккуратность в одежде очень важны.

    6. Прическа - это своеобразная визитная карточка каждого человека, она подчеркивает особенности характера и образа жизни.

    7. Следите за мимикой и жестами. Психологи установили, что во взаимодействии людей 60-80% информации передается за счёт движений, мимики, жестов и лишь 20-40% - за счет слов, интонации и голоса.

    Поработайте над своим положительным имиджем - и он будет работать на вас!


    Тезисы самонастройки

    на успешную профессиональную деятельность

    Я стремлюсь изучить себя.

    Я оставляю время для развития, как бы ни был занят работой или домашними делами.

    Возникающие препятствия стимулируют мою активность.

    Я ищу обратную связь, так как это помогает мне узнать и оценить себя.

    Я рефлектирую свою деятельность, выделяя для этого специальное время.

    Я анализирую свои чувства и опыт.

    Я много читаю.

    Я широко дискутирую по интересующим меня вопросам.

    Я верю в свои возможности.

    Я стремлюсь быть более открытым.

    Я осознаю то влияние, которое оказывают на меня окружающие люди.

    Я управляю своим профессиональным развитием и стремлюсь получить положительный результат.

    Я получаю удовольствие от усвоения нового.

    Возрастающая ответственность не пугает меня

    Приложение 2


    Психическая зарядка для педагога на каждый день

    На уверенность в себе. Я все умею. У меня получиться.

    Я справлюсь с ситуацией.


    На любовь к профессии и детям. Работа педагога самая прекрасная. Я

    люблю своих воспитанников. У нас взаимопонимание.

    Я с радостью иду на работу.


    На оптимистическое мировосприятие. Мир красив и прекрасен. В природе

    вечность и гармония. Я частица великого Космоса.

    Я счастлива и красива.


    На уменьшение напряжения в работе. Я спокойна, стабильна. У меня

    много сил. Я справляюсь с собой. Моя энергия

    позволяет преодолеть препятствия. Я люблю

    свою работу.


    В случае дневной перегрузки и когда не удается уснуть.

    Голова свободна от мыслей. Я чувствую душевное

    успокоение. Хочется отдохнуть. Сон охватывает

    без таблеток. Мне хорошо и глубоко спится.

    Чтобы сохранить энергию, так необходимую педагогу в его трудной,

    но благородной работе, важно помнить простые правила:


    1. Не зацикливайтесь на плохом, подводя итоги дня, - считай только удачи.

    2. Чаще улыбайтесь. Изумляйтесь всему, как изумляются дети.

    3. Каждый день начинайте с “нового листа”. В “реку жизни”, нельзя войти дважды.

    4. В педагогической деятельности стремитесь к сотрудничеству. Элемент критики не должен быть доминирующим. Постоянно транслируйте дружелюбность.

    5. Помните восточную мудрость: «Трудись, не перенапрягаясь. В работе не ленись, но и не доводи себя до истощения сил».

    6. Осознайте высшую самоценность жизни. В ней суть счастья. Мы счастливы от того, что живем. Можем любить и быть любимыми, растить и воспитывать детей.



    Обсуждение материала
    Для добавления отзыва, пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
    Образовательные вебинары
    Подписаться на новые Расписание вебинаров