Ктп по физике, 7 класс
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
г. Астрахани «Средняя общеобразовательная школа № 13»
УТВЕРЖДАЮ: Директор МБОУ г. Астрахани «СОШ №13» _____________Е.А.Муравьева « » _______ 2014г. |
СОГЛАСОВАНО: Зам. директора по УВР
_____________Л.В.Рахманова « » _________ 2014 г. |
Рассмотрено на заседании МО ЕМЦ Протокол № ______ от « » ___________ 2014 г. ______________ Н.В.Бурмакина |
Рабочая программа
по физике для 7 класса
на 2014-2015 учебный год.
Учитель математики и физики
Колесникова Светлана Владимировна
педагогический стаж 27 лет
первая квалификационная категория.
2014 год
Пояснительная записка
Статус документа
Рабочая программа по физике составлена на основе следующих документов:
-
Физика. Программы общеобразовательных учреждений. 7-9 кл. 2 изд. М.: Просвещение, 2008. Авторы программы Н.К. Мартынова, Н.Н.Иванова.
-
Государственный стандарт начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования. Приказ Министерства образования РФ от 05.03.2004 г № 1089.
Программа предполагает использование учебников физики для 7—9 классов, написанных С. В. Громовым и Н. А. Родиной, книги для учителя Н. К. Мартыновой.
Программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает примерное распределение учебных часов по разделам курса и рекомендуемую последовательность изучения разделов физики с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся, определяет минимальный набор опытов, демонстрируемых учителем в классе, лабораторных и практических работ, выполняемых учащимися.
Общая характеристика учебного предмета
Физика как наука о наиболее общих законах природы, выступая в качестве учебного предмета в школе, вносит существенный вклад в систему знаний об окружающем мире. Она раскрывает роль науки в экономическом и культурном развитии общества, способствует формированию современного научного мировоззрения. Для решения задач формирования основ научного мировоззрения, развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников в процессе изучения физики основное внимание следует уделять не передаче суммы готовых знаний, а знакомству с методами научного познания окружающего мира, постановке проблем, требующих от учащихся самостоятельной деятельности по их разрешению. Подчеркнем, что ознакомление школьников с методами научного познания предполагается проводить при изучении всех разделов курса физики, а не только при изучении специального раздела «Физика и физические методы изучения природы».
Гуманитарное значение физики как составной части общего образовании состоит в том, что она вооружает школьника научным методом познания, позволяющим получать объективные знания об окружающем мире.
Знание физических законов необходимо для изучения химии, биологии, физической географии, технологии, ОБЖ.
Курс физики в примерной программе основного общего образования структурируется на основе рассмотрения различных форм движения материи в порядке их усложнения: механические явления, тепловые явления, электромагнитные явления, квантовые явления. Физика в основной школе изучается на уровне рассмотрения явлений природы, знакомства с основными законами физики и применением этих законов в технике и повседневной жизни.
Цели изучения физики
Изучение физики в образовательных учреждениях основного общего образования направлено на достижение следующих целей:
-
освоение знаний о механических, тепловых, электромагнитных и квантовых явлениях; величинах, характеризующих эти явления; законах, которым они подчиняются; методах научного познания природы и формирование на этой основе представлений о физической картине мира;
-
овладение умениями проводить наблюдения природных явлений, описывать и обобщать результаты наблюдений, использовать простые измерительные приборы для изучения физических явлений; представлять результаты наблюдений или измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости; применять полученные знания для объяснения разнообразных природных явлений и процессов, принципов действия важнейших технических устройств, для решения физических задач;
-
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, самостоятельности в приобретении новых знаний при решении физических задач и выполнении экспериментальных исследований с использованием информационных технологий;
-
воспитание убежденности в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважения к творцам науки и техники; отношения к физике как к элементу общечеловеческой культуры;
-
применение полученных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, для обеспечения безопасности своей жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
Программа предусматривает формирование у школьников общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. Приоритетами для школьного курса физики на этапе основного общего образования являются:
Познавательная деятельность:
-
использование для познания окружающего мира различных естественнонаучных методов: наблюдение, измерение, эксперимент, моделирование;
-
формирование умений различать факты, гипотезы, причины, следствия, доказательства, законы, теории;
-
овладение адекватными способами решения теоретических и экспериментальных задач;
-
приобретение опыта выдвижения гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез.
Информационно-коммуникативная деятельность:
-
владение монологической и диалогической речью, развитие способности понимать точку зрения собеседника и признавать право на иное мнение;
-
использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации.
Рефлексивная деятельность:
-
владение навыками контроля и оценки своей деятельности, умением предвидеть возможные результаты своих действий:
-
организация учебной деятельности: постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств.
Результаты обучения
Обязательные результаты изучения курса «Физика» приведены в разделе «Требования к уровню подготовки выпускников», который полностью соответствует стандарту. Требования направлены на реализацию деятельностного и личностно ориентированного подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, необходимыми в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.
Рубрика «Знать/понимать» включает требования к учебному материалу, который усваивается и воспроизводится учащимися. Выпускники должны понимать смысл изучаемых физических понятий и законов.
Рубрика «Уметь» включает требования, основанных на более сложных видах деятельности, в том числе творческой: объяснять физические явления, представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости, решать задачи на применение изученных физических законов, приводить примеры практического использования полученных знаний, осуществлять самостоятельный поиск учебной информации.
В рубрике «Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни» представлены требования, выходящие за рамки учебного процесса и нацеленные на решение разнообразных жизненных задач.
Основное содержание
(68 ч, 2 ч в неделю)
Введение (3 ч)
Физика — наука о природе. Наблюдение и описание физических явлений. Физические приборы. Физические величины и их измерение. Международная система единиц.
Демонстрации
Примеры механических, тепловых, электрических, магнитных и световых явлений.
Физические приборы.
Лабораторные работы и опыты
Измерение объема с помощью измерительного цилиндра.
Движение и взаимодействие тел (17 ч)
Механическое движение. Относительность движения. Система отсчета. Траектория. Путь. Прямолинейное равномерное движение. Скорость равномерного прямолинейного движения.
Неравномерное движение. Свободное падение тел. Деформация тел. Сила упругости. Закон Гука. Динамометр. Вес тела. Сила трения.
Работа и мощность (10 ч)
Механическая работа. Мощность. Простые механизмы. Коэффициент полезного действия.
Строение вещества (6 ч)
Молекулы и атомы. Диффузия. Движение молекул. Агрегатные состояния вещества.
Давление твердых тел, жидкостей и газов (25 ч)
Давление и сила давления. Давление твердых тел. Давление газа. Давление в жидкости. Атмосферное давление. Методы измерения давления. Закон Паскаля. Гидравлические машины. Закон Архимеда. Условия плавания тел.
Демонстрации
Равномерное прямолинейное движение.
Явление инерции.
Взаимодействие тел.
Зависимость силы упругости от деформации пружины.
Сила трения.
Зависимость давления твердого тела на опору от действующей силы и площади опоры.
Обнаружение атмосферного давления.
Измерение атмосферного давления барометром - анероидом.
Закон Паскаля.
Гидравлический пресс.
Закон Архимеда
Лабораторные работы и опыты
Измерение массы тела на рычажных весах.
Измерение плотности твердого тела.
Измерение силы с помощью динамометра.
Исследование условий равновесия рычага.
Вычисление КПД наклонной плоскости.
Определение размеров малых тел.
Измерение выталкивающей (архимедовой) силы.
Резервное время (7 ч)
Учебно-тематический план
(2 ч в неделю, 70 ч в год)
№ п/п |
Тема |
Кол-во часов на тему по программе |
Лаб. работы |
Контр. работы |
1 |
Введение. |
3 |
1 |
|
2 |
Движение и взаимодействие тел. |
17+1 |
3 |
1 |
3 |
Работа и мощность. |
10+1 |
2 |
1 |
4 |
Строение вещества. |
6 |
1 |
|
5 |
Давление твёрдых тел, жидкостей и газов. |
25+2 |
1 |
2 |
|
Резервное время. |
5 |
|
|
|
Итого: |
70 |
8 |
4 |
Резервное время может использоваться на решение задач для дальнейшей подготовки учащихся к ГИА.
Литература
-
Громов С.В., Родина Н.А. Физика: учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений – 9 изд.- М., Просвещение, 2010.
-
Волков В.А., Полянский С.Е. Поурочные разработки по физике: 7 класс- 2 изд, перераб. и дополлн. М.:ВАКО, 2009
-
Мартынова Н.К. Физика, 7 - 9 книга для учителя. М., Просвещение.
-
Лукашик И.В., Иванова Е.В. «Задачник по физике 7-9». Год издания: 2001 и выше. • Издательство: Просвещение.
-
Марон А.Е., Марон Е.А.«Контрольные работы по физике: 7—9 классы», -М.: Дрофа,2006
Требование к уровню подготовки учащихся, окончивших 7 класс
В результате изучения физики ученик 7 класса должен
знать/понимать
-
смысл понятий: физическое явление, физический закон, вещество.
-
смысл физических величин: путь, скорость, ускорение, масса, плотность, сила, давление, работа, мощность, коэффициент полезного действия, работа и мощность.
-
смысл физических законов: Паскаля, Архимеда.
уметь
-
описывать и объяснять физические явления: равномерное прямолинейное движение, равноускоренное прямолинейное движение, передачу давления жидкостями и газами, плавание тел, диффузию;
-
использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения физических величин: расстояния, промежутка времени, массы, силы, давления, температуры;
-
представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости: пути от времени, силы упругости от удлинения пружины, силы трения от силы нормального давления;
-
выражать результаты измерений и расчетов в единицах Международной системы;
-
приводить примеры практического использования физических знаний о механических явлениях;
-
решать задачи на применение изученных физических законов;
-
осуществлять самостоятельный поиск информации естественнонаучного содержания с использованием различных источников (учебных текстов, справочных и научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета), ее обработку и представление в разных формах (словесно, с помощью графиков, математических символов, рисунков и структурных схем);
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
-
обеспечения безопасности в процессе использования транспортных средств;
-
рационального применения простых механизмов.
Календарно-тематическое планирование
по физике 7 класс 2014-2015 уч.год
№ урока |
Дата проведения |
Тема урока |
Кол-во часов |
Дом. задание |
Контроль |
Используемые ресурсы |
Примечание |
|
Предполагаемая |
Фактически |
|||||||
Глава 1 |
|
|
Введение |
3 |
|
|
|
|
1/1 |
|
|
Вводный инструктаж по ТБ. Что изучает физика. Некоторые физические термины. Наблюдения и опыты |
1 |
§ 1-3 |
Беседа по ТБ. |
Презентация «Что изучает физика». |
|
2/2 |
|
|
Физические величины и их измерение |
1 |
§ 4, № 2, 4 (устно) |
Физ. диктант. Вопросы после § |
Презентации «Физ. величины», «Наблюдения и опыты». Демонстрация «Физ. приборы». |
|
3/3 |
|
|
Лабораторная работа №1 "Измерение объёма жидкости с помощью измерительного цилиндра". |
1 |
№ 5-7 |
Знание цели и хода работы. Проверка умений нахождения цены деления прибора. Оформление лаб. работы. Выводы. |
Лабораторное оборудование. |
|
Глава2 |
|
|
Движение и взаимодействие тел. |
18 |
|
|
|
|
1/4 |
|
|
Механическое движение |
1 |
§ 5, № 6, 8, 10 |
Фронтальная беседа. Чтение графиков. |
Презентация «Механическое движение». |
|
2/5 |
|
|
Скорость. |
1 |
§ 6, № 12, 15, 21 |
Физ. диктант. Фронтальный опрос. |
Демонстрация «Равномерное прямолинейное движение». |
|
3/6 |
|
|
Инерция. |
1 |
§ 7, № 24 |
Кратковременная сам. работа – решение задач на расчет скорости. Ответы на вопросы. |
Видео «Явление инерция». Презентация «Инерция. Инертность». |
|
4/7 |
|
|
Взаимодействие тел. Масса. |
1 |
§ 8, № 26 |
Физ. диктант. |
Презентация «Взаимодействие тел». Видео Инертность. |
|
5/8 |
|
|
Лабораторная работа №2 "Измерение массы тела на рычажных весах ". |
1 |
|
Знание цели и хода работы. Оформление лаб. работы. Выводы. |
Лаб . оборудование |
|
6/9 |
|
|
Плотность вещества. |
1 |
§ 9, № 30, 31 |
Работа с таблицами. |
Таблицы плотности веществ. |
|
7/10 |
|
|
Расчет массы, объёма и плотности тела. |
|
§ 10, № 41- 44 |
Знание формулы. Умение выражать физ. величину. |
Таблицы плотности веществ. |
|
8/11 |
|
|
Лабораторная работа №3 "Определение плотности твердого тела". |
1 |
Экспериментальное задание на стр. 30 |
Знание цели и хода работы. Проверка навыков измерения. Оформление лаб. работы. Выводы. |
Лаб . оборудование. |
|
9/12 10/13 |
|
|
Решение задач, тестирование по теме "Движение и взаимодействие тел". |
2 |
Решение задач |
Тестирование. |
Таблицы плотности веществ. |
|
11/14 |
|
|
Сила. Сила тяжести. |
1 |
§ 11, 12 |
Проверка и обсуждение д/з. |
Презентация «Сила». |
|
12/15 |
|
|
Сила упругости. Закон Гука. |
1 |
§ 14 |
Ответы на вопросы. |
|
|
13/16 |
|
|
Динамометр. Вес тела. Равнодействующая сила. |
1 |
§ 13, 15, № 50 - 52 |
Нахождение цены деления прибора, снятие показаний. |
Презентации «Измерение сил», «Вес тела» |
|
14/17 |
|
|
Сила трения. Трение в природе и технике. |
1 |
§ 16, 17 |
Физ. диктант. |
Презентация и видео «Сила трения» |
|
15/18 |
|
|
Решение задач по теме "Сила". |
1 |
|
Кратковременная сам. работа – решение задач на расчет силы. |
Задачник Лукашик. |
|
16/19 |
|
|
Лабораторная работа №4 "Измерение силы при помощи динамометра". |
1 |
№ 55 |
Умение работать с приборами, оформлять работу. |
Лаб . оборудование |
|
17/20 |
|
|
Подготовка к контрольной работе. |
1 |
Кроссворд стр. 47 |
Физический диктант на буквенные обозначения физических величин, названия их единиц. |
Задачник Лукашик. |
|
18/21 |
|
|
Контрольная работа №1 "Движение и взаимодействие тел". |
1 |
|
Тематический контроль. |
Карточки с контрольной работой. |
|
Глава 3 |
|
|
Работа и мощность. |
11 |
|
|
|
|
1/22 |
|
|
Механическая работа. |
1 |
§ 18, № 60 |
Фронтальная беседа. |
Презентация «Мех. работа». |
|
2/23 |
|
|
Мощность. |
1 |
§ 19, № 64, 66 |
Ответы на вопросы. |
|
|
3/24 |
|
|
Рычаг. Правило моментов. |
1 |
§ 20, 21 |
Проверка и обсуждение д/з. |
Рычаг, гири. |
|
4/25 |
|
|
Блок. Другие механизмы. |
1 |
§ 22, 23 |
Фронтальная беседа. |
Презентация «Простые механизмы». Сообщения учащихся. |
|
5/26 |
|
|
Коэффициент полезного действия. |
1 |
§ 24 |
Физ. диктант. |
Презентация «КПД» |
|
6/27 7/28 |
|
|
Решение задач по теме "Работа и мощность". |
2 |
|
Кратковременная сам. работа – решение задач на расчет работы и мощности.. |
Задачник Лукашик. |
|
8/29 |
|
|
Лабораторная работа №5 "Выяснение условия равновесия рычага". |
1 |
|
Умение работать с приборами, оформлять работу. |
Лаб . оборудование. |
|
9/30 |
|
|
Лабораторная работа №6 "Определение КПД наклонной плоскости". |
1 |
|
Умение работать с приборами, оформлять работу. |
Лаб . оборудование. |
|
10/31 |
|
|
Подготовка к контрольной работе. |
1 |
Кроссворд стр. 62 |
Физический диктант на буквенные обозначения физических величин, названия их единиц. |
Задачник Лукашик. |
|
11/32 |
|
|
Контрольная работа №2 "Работа и мощность. Простые механизмы". |
1 |
|
Тематический контроль. |
Карточки с контрольной работой. |
|
Глава 4 |
|
|
Строение вещества. |
6 |
|
|
|
|
1/33 |
|
|
Строение вещества. Молекулы и атомы. |
1 |
§ 25, 26 |
Фронтальная беседа. |
Сообщения учащихся. |
|
2/34 |
|
|
Диффузия. |
1 |
§ 27 |
Решение качественных задач. |
Модели молекул. Презентация «Диффузия». |
|
3/35 |
|
|
Взаимодействие молекул. Смачивание и капиллярность. |
1 |
§ 28, 29 |
Ответы на вопросы. |
Демонстрация по взаимодействию молекул. |
|
4/36 |
|
|
Агрегатные состояния вещества. Строение твердых, жидких и газообразных тел. |
1 |
§ 30, 31 |
Заполнение таблицы. |
|
|
5/37 |
|
|
Тестирование по теме «Агрегатные состояния вещества. Строение твердых, жидких и газообразных тел». |
1 |
|
Тестирование. |
Карточки с заданиями. |
|
6/38 |
|
|
Лабораторная работа № 7 "Определение размеров малых тел ". |
1 |
Ответы контр. вопросы к л/р. |
Умение работать с приборами, оформлять работу. |
Лаб . оборудование |
|
Глава 5 |
|
|
Давление твердых тел, жидкостей и газов. |
27 |
|
|
|
|
1/39 |
|
|
Давление и сила давления. |
1 |
§ 32 |
Фронтальная беседа. |
Демонстрация «Зависимость давления твердого тела на опору от действующей силы и площади опоры». |
|
2/40 |
|
|
Давление в природе и технике. |
1 |
§ 33 |
Устный опрос. |
|
|
3/41 |
|
|
Давление газа. Применение сжатого воздуха. |
1 |
§ 34, 35, экспериментальное задание на стр. 88 |
Устный опрос. |
Демонстрация самодельного оборудования. |
|
4/42 |
|
|
Закон Паскаля. |
1 |
§ 36 |
Фронтальный опрос. |
Презентация «Закон Паскаля» |
|
5/43 |
|
|
Гидростатическое давление. |
1 |
§ 37, экспериментальное задание на стр. 94 |
Устный опрос. |
Демонстрация самодельного оборудования для измерения гидростатического давления. |
|
6/44 |
|
|
Давление на дне морей и океанов. Исследования морских глубин. |
1 |
§ 38 |
Индивидуальный опрос. |
Сообщения учащихся. |
|
7/45 |
|
|
Сообщающиеся сосуды. |
1 |
§ 39, № 90, 92 |
Комбинированный опрос. |
Демонстрация самодельного оборудования – сообщающегося сосуда. |
|
8/46 9/47 |
|
|
Решение задач, тестирование по теме "Давление твердых тел, жидкостей и газов". |
2 |
|
Кратковременная сам. работа – решение задач на расчет давления. |
Задачник Лукашик. |
|
10/48 |
|
|
Атмосфера и атмосферное давление. |
1 |
§ 40 |
Кратковременная с/р на расчет давления. |
Видео «Атм. давление», «Фонтан в пустоте». Презентация «Атм. давление» |
|
11/49 |
|
|
Измерение атмосферного давление. Опыт Торричелли. |
1 |
§ 41, экспериментальное задание на стр. 108 |
Объяснение принципа работы медицинских приборов. |
Видео «Магдебургские полушария». Презентация Опыт Торричелли |
|
12/50 |
|
|
Барометр-анероид. Манометры. |
1 |
§42, 43 |
Вопросы после § |
Демонстрация «Измерение атмосферного давления барометром – анероидом». Презентация Манометры. |
|
13/51 |
|
|
Водопровод. Поршневой жидкостный насос. Гидравлический пресс. |
1 |
§ 44, 45 |
Индивидуальный опрос. Вопросы после § |
Демонстрация гидравлического пресса. |
|
14/52 |
|
|
Подготовка к контрольной работе. |
1 |
Повторение формул. |
Физический диктант на буквенные обозначения физических величин, названия их единиц. |
Задачник Лукашик. |
|
15/53 |
|
|
Контрольная работа № 3 " Давление твердых тел, жидкостей и газов". |
1 |
|
Тематический контроль. |
Карточки с контрольной работой. |
|
16/54 |
|
|
Действие жидкости и газа на погруженное в них тело. |
1 |
§ 46 |
Устный опрос. |
Видео «Действие жидкости на погруженное тело». Презентация «Сила Архимеда» |
|
17/55 |
|
|
Закон Архимеда. |
1 |
§ 47, № 108 |
Устный опрос. |
Видео и презентация «Закон Архимеда» |
|
18/56 |
|
|
Плавание тел. |
1 |
§ 48 |
Устный опрос. |
Презентация «Плавание тел». Видео «Условия плавания тела». |
|
19/57 20/58 |
|
|
Решение задач "Закон Архимеда". |
2 |
№ 112, 114, 116 |
Кратковременная сам. работа – решение задач на закон Архимеда. |
Задачник Лукашик. |
|
21/59 |
|
|
Лабораторная работа №8 "Измерение выталкивающей (архимедовой) силы". |
1 |
№ 118 |
Умение работать с приборами, оформлять работу. |
Лаб . оборудование |
|
22/60 |
|
|
Плавание животных и человека. |
1 |
§ 49, эксп. задание на стр. 126 |
Фронтальный опрос. |
Сообщения учащихся. |
|
23/61 |
|
|
Плавание судов. |
1 |
§ 50 |
Индивидуальный опрос. Вопросы после § |
Сообщения учащихся. |
|
24/62 |
|
|
Воздухоплавание. |
1 |
§ 51 |
Индивидуальный опрос. Вопросы после § |
Сообщения учащихся. |
|
25/63 |
|
|
Экологические проблемы водного и воздушного транспорта. |
1 |
Спроектировать модель плота. |
Опрос учащихся. |
Сообщения учащихся. |
|
26/64 |
|
|
Подготовка к контрольной работе. |
1 |
Повторение формул. |
Физический диктант на буквенные обозначения физических величин, названия их единиц. |
Задачник Лукашик. |
|
27/65 |
|
|
Контрольная работа № 4 "Архимедова сила". |
1 |
|
Тематический контроль. |
Карточки с контрольной работой. |
|
66-70 |
|
|
Резервное время |
5 |
|
|
|
|
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Вебинар «Формирование детского коллектива как основа позитивной социализации»
- Вебинар «Стресс и ребенок: обучение способам адекватного реагирования на стрессовые ситуации, игры и упражнения на развитие умения управлять эмоциями, конструктивно разрешать конфликты»
- Вебинар «Определение поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона»
- Международный вебинар «Решение задач речевого развития детей в программе “Социокультурные истоки”: работаем в соответствии с ФГОС ДО и ФОП ДО»