Практикум для учащихся "Я выбираю..."
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Селтинская средняя общеобразовательная школа
Селтинского района Удмурткой Республики
Практикум для учащихся
« Я выбираю…»
Участники: подростки 14-15 лет ( 10 человек).
Время занятия: 60 минут.
Автор: Кутергин Сергей Аркадьевич,
Учитель физической культуры
МБОУ Селтинская СОШ
УР, Селтинский район, село Селты.
Пояснительная записка.
Одним из важных направлений деятельности образовательного учреждения является работа по профилактике употребления ПАВ учащимися. К сожалению, в последнее время наблюдается тенденция к увеличению количества сверстников, которые в силу ряда причин встают на этот скользкий путь. Решая вышеуказанную проблему, в школе проводятся профилактические мероприятия, на которых с учащимися, склонными к употреблению ПАВ, обсуждаются вопросы правового просвещения, ведутся беседы воспитательного характера. К сожалению, такая традиционная форма работы не приносит желаемых результатов. Взаимодействие с категорией так называемых «трудных подростков» натолкнуло нас на мысль о том, что главная причина их антиобщественного поведения – отсутствие сформированных навыков ЗОЖ . В связи с этим на одном из заседаний профилактического Совета школы принято решение организовывать для таких учащихся тренинги по ЗОЖ, в ходе которых участники получают практические навыки, способствующие их социализации.
Цель: помочь подросткам сформировать такой образ жизни, который сможет обеспечить им состояние оптимального здоровья в будущем. Задачи:
- Побудить подростков поделиться своим мнением;
- Задать «открытые вопросы», допускающие несколько вариантов ответов;
- Обобщать и комментировать высказывания подростков;
Технологические приемы:
- игровая терапия (психологические игры);
- работа с афоризмами;
- коллаж.
Участники: подростки 14-15 лет ( 10 человек).
Время занятия: 60 минут.
Сценарий практикума:
-
Знакомство участников с целями и задачами практикума. Оговариваются условия и режим работы.
-
Процедура знакомства.
Упражнение «Интервью». Участники разбиваются на пары и в течение 5 минут проводят взаимное интервью. По окончании – каждый представляет своего партнера. Участники могут задавать вопросы.
Упражнение «Найди союзника» Участники встают в круг. Ведущий задает вопросы, те участники, которые могут утвердительно ответить на вопрос встают.
Вопросы:
-
Кто из Вас любит спорт?
-
У кого много друзей?
-
У кого из Вас день рождение летом?
-
Кто любит Новый год?
-
У кого из Вас есть трудность в общении со сверстниками?
-
Кому из Вас нравится делать подарки?
-
Кому из Вас нравится активный отдых?
-
У кого из Вас есть друзья с вредными привычками?
-
Групповая работа.
3.1 Участники делятся на 2 группы и принимают групповые правила.
1. «Здесь и теперь». Этот принцип ориентирует участников на то, чтобы предметом их анализа постоянно были процессы, чувства, мысли, появляющиеся в данный момент.
2. «Искренность и открытость». Самое главное в группе – не лицемерить и не лгать.
3. «Я высказывание». Оценка поведения другого члена группы должна осуществляться через высказывание собственных возникающих чувств и мыслей. Все высказывания должны строиться с использованием местоимения «я», «мне»: «Я считаю», «мне кажется…».
4. «Активность». В группе отсутствует возможность пассивно «отсидеться». Поскольку практикум относится к активным методам обучения, развития, такая норма, как активное участие всех в происходящем тренинге, является обязательной.
5. «Уважение мнения другого». «Помните, что не уважая другого, вы вызовете у него такое же отношение к вам. Поэтому постарайтесь не перебивать, не оценивать критически то, что услышите. Будьте снисходительны к мыслям и чувствам окружающих. Если вы не можете удержаться от оценки слов другого, начните не с фразы «Ты не прав», а с фразы «Я не понимаю» или «Может, есть другой вариант…»
3.2. Упражнение «Ассоциация». Задание: раздать каждому участнику группы по три полоски бумаги. Участники на каждой полоске записывают одну ассоциацию со словом «Здоровье». После завершения работы полоски с ассоциациями разложить по степени совпадения. Обсудить и сделать общий вывод.
3.3. Работа с афоризмами.
Задание: Обсудите в группе все высказывания о здоровье и здоровом образе жизни известных мыслителей прошлого и наших современников.(Приложение 1)
-
Выберите три, наиболее понравившихся вам высказывания, и объясните свой выбор.
-
Отберите высказывания, с которыми вы не согласны или не совсем согласны, и прокомментируйте их.
-
Какое высказывание вызвало у вас наибольшие разногласия. Как вы думаете, почему?
После обсуждения группового обсуждения, представитель от группы озвучивает результаты работы.
-
Упражнение «Групповой массаж». Попросите группу встать в круг и повернуться так, чтобы перед каждым участником была спина другого человека. Сосед сзади начинает массировать плечи соседа, стоящего впереди
него. Данное упражнение позволяет усилить групповую сплоченность через телесный контакт.
-
Прием «Коллаж». Участникам предлагается выбрать тему социально-значимого коллажа. (Приложение 2) В течение 20 минут, используя интернет – ресурсы участники должны подготовить электронный коллаж по теме и презентовать его.
-
Рефлексия. Упражнение «Дерево творчества». По окончании занятия, участники прикрепляют на дереве листья, цветы, плоды:
Плоды – занятие прошло полезно, плодотворно;
Цветок – довольно неплохо;
Зелёный листик – не совсем удовлетворён занятием;
Жёлтый листик –неудовлетворённость.
Список литературы.
-
Касаткин В.Н. Программа по профилактике курения в школе. М., 2005г.
-
Касаткин В.Н. Предупреждение употребления алкоголя и наркотиков в школе. М., 2005г.
-
Макартычева Г.И. Тренинг для подростков: профилактика асоциального поведения. С-П, 2008г.
-
Емельянова Е.В. Психологические проблемы современного подростка и их решение в тренинге.С-П, 2010г.
Приложение 1.
Работа с афоризмами.
Надо непременно встряхивать себя физически, чтобы быть здоровым нравственно.
Лев Николаевич Толстой
Здоровье есть высочайшее богатство человека.
Гиппократ
Девять десятых нашего счастья зависят от здоровья.
Артур Шопенгауэр
В жизни надо испробовать все, иначе ты никогда не оценишь ее ценности. Р. Мерц
Ешь, пей и веселись, потому что завтра может не быть.
Льюис Генр
В молодости так укрепи здоровье, чтобы бросок в старость оказался дальним
Георгий Александров
Главное для нашего здоровья — это то, чтобы в числе его врагов не оказались мы сами.
Тойшибеков Бауржан
Здоровье — это не всё, но всё без здоровья — ничто!
Сократ
В здоровом теле здоровый дух никогда не обитает.
Децим Юний Ювенал
Приложение 2
Примерные темы для коллажа.
-
Мое свободное время.
-
В мире прав и обязанностей.
-
Счастье жить и быть здоровым.
-
Время жить.
-
Мир, в котором я живу.
-
Наше будущее.
-
Минздрав предупреждает.
-
Мир нашей мечты.
-
О самом главном.
-
Вредным привычкам- НЕТ!
- Вебинар «Детская агрессия: нейроигровые приемы обучению саморегуляции, способам выражения гнева в приемлемой форме, формирование позитивных качеств личности»
- Вебинар «Использование функционала GOOGLE для создания персонального сайта педагога»
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Вебинар «Возможности использования спичек в художественном творчестве дошкольников и младших школьников»
- Диагностическая работа в образовательной организации в соответствии с ФГОС. Диагностика эмоционально-личностных особенностей детей
- Вебинар «Творчество М. А. Шолохова: аккумуляция и ретрансляция культурного кода»