Методическая поддержка профессионально-личностного развития педагога в условиях инклюзивного образования
Методическая поддержка профессионально-личностного развития педагога в условиях инклюзивного образования
Валентина Юрьевна Куклина, методист СПб ГБ ПОУ «Охтинский колледж»
Стратегия развития системы образования «Петербургская школа 2020» провозглашает миссией Петербургской Школы: равенство в доступности качественного образования для разных и равных жителей Санкт-Петербурга, а одной из задач, для её выполнения называет непрерывное развитие потенциала современного педагога. На уровне образовательного учреждения механизмом решения данной задачи может стать развитие системы наставничества, консультирования и научно-методической работы в целом.
Под наставничеством в методической работе мы понимаем целенаправленный процесс развития личности педагога, его профессиональных качеств и компетенций через общение с более опытным членом коллектива – наставником. Функции наставника предполагают не только помощь в адаптации новых членов коллектива. Важнейшей функцией наставника является содействие профессиональному росту новых членов коллектива, участие в оценке результатов их деятельности.
Консультирование, в нашем понимании, это – процесс, в ходе которого подготовленный специалист оказывает поддержку другому члену коллектива в индивидуальной или групповой работе.
Методическая поддержка, как термин, получил широкое распространение в конце ХХ века, во многом благодаря зарубежным публикациям о механизмах наставничества. В советской педагогике использовался термин методическая помощь, даже определение методической работы основывалось на понятии методической помощи. Педагогический словарь 1960 года издания приводит следующее определение: «Методическая работа – оказание методической помощи учителям и повышение их методической квалификации». В чем же разница между помощью и поддержкой? Методическая поддержка позволяет педагогу увидеть свои проблемы и помогает их преодолеть за счет своих сильных сторон. Механизм поддержки: диагностика – постановка проблем – самостоятельная практическая деятельность по решению проблем – анализ.
Таким образом, методическая поддержка – это методическая деятельность, поддерживающая педагога в ситуации диагностирования им своих слабых сторон педагогической техники и помогающая ему преодолеть проблемы, опираясь на сильные стороны своих индивидуальных способностей и возможностей.
Вступая на новый этап своего развития СПб ГБ ПОУ «Охтинский колледж» определил новую методическую проблему, позволяющую направить всю методическую работу в единое русло. Формулировка новой методической темы учреждения связана с реализацией механизма наставничества как опытного педагога над начинающим, так и педагогического работника над обучающимися в процессе овладения ими педагогическими компетенциями, предусмотренными ФГОС. Методическая тема учреждения: «Наставничество как механизм профессионального развития педагогических работников и гарант овладения профессиональными компетенциями обучающимися» согласуется и с темой Ресурсного центра, который действует на базе учреждения с сентября 2013 года (Распоряжение Комитета по образованию №1493-р от 26.06.2013 «О переводе государственных образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования, находящихся в ведении Комитета по образованию, в режим ресурсного центра по отрасли системы начального и среднего профессионального образования»). Поскольку деятельность ресурсного центра «Психолого-педагогическое сопровождение профессионального обучения лиц с особыми образовательными потребностями в условиях инклюзивного образования» направлена на разработку веера индивидуальных образовательных маршрутов для детей с особыми образовательными потребностями (далее ООП), механизмом реализации которых призвано стать наставничество педагога над обучающимися с особыми образовательными потребностями.
Приступая к реализации методической темы, в коллективе было проведено диагностирование на определение целевых групп, нуждающихся в наставнике. На основании проведенного входного диагностирования определились три целевые группы, которым необходим разный уровень наставничества. Первая группа – «НОВИЧКИ», педагогические работники, только что принятые в коллектив (8%). Вторая группа – «ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАДЕЖДЫ» коллектива, работники с высокими профессиональными качествами и амбициями, те, кто могут развивать коллектив в будущем (17%). Третья группа – «РЕЗЕРВ», педагогические работники, нуждающиеся в постоянной методической поддержке (42%). Таким образом, 67% коллектива нуждаются в систематическом наставничестве. Остальные 33% – это наставники и руководители. По итогам года диагностирование показало, что группа резерва сократилась почти наполовину – до 24%, увеличив группу «ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАДЕЖДЫ» и перейдя в категорию наставников.
Определение групп наставничества
Основу системы наставничества в педагогическом коллективе составляют методические комиссии, а функции наставника выполняют руководители комиссии. В настоящее время в учреждении действуют четыре методических комиссии:
-
Дисциплины профессионального цикла по профессиям «Станочник», «Токарь»;
-
Дисциплины профессионального цикла по профессиям «Оператор швейного оборудования», «Закройщик»;
-
Дисциплины профессионального цикла по профессиям «Парикмахер»;
-
Общеобразовательные дисциплины.
С сентября 2013 года, с момента открытия на базе СПб ГБ ПОУ «Охтинский колледж», городского ресурсного центра «Психолого-педагогическое сопровождение профессионального обучения лиц с особыми образовательными потребностями в условиях инклюзивного образования», появились новые эффективные средства развития системы наставничества и подготовки педагогов-наставников. Созданные для реализации задач ресурсного центра по внедрению инклюзивного образования постоянные творческие коллективы – творческие группы, стали действенным центром развития наставничества в педагогическом коллективе. Руководители данных творческих групп являлись начинающими наставниками, но опыт по решению профессиональных педагогических задач позволил с честью справиться с функцией наставника всем коллегам, возглавившим творческие группы и получить значимый для коллектива результат (Приложение 1).
Основными направлениями в содержании методической работы стали организационно-методическая поддержка педагогов, методическое обеспечение профессионального образования, совершенствование содержания, форм, методов и средств обучения. Основные формы методической работы:
-
Работа в рамках предметных Методических комиссий (МК);
-
Индивидуальные консультации;
-
Школа педагогического мастерства;
-
Инструктивно-методические совещания;
-
Методические конкурсы;
-
Открытые уроки;
-
Творческие группы (временные творческие коллективы);
-
Клуб молодого педагога и др.
Профессионально-личностное развитие педагога характеризуют педагогическая компетентность и педагогическое мастерство. Педагогическая компетентность – владение системой образовательных умений и навыков, позволяющих осуществлять образовательную деятельность. Совокупность умений складывается в педагогическую технику: умения владеть мимикой, настроением, процессами восприятия информации, техникой речи и умения воздействовать на личность обучаемого (организаторские, коммуникативные, диагностико-аналитические умения).
В достижении педагогического мастерства важна модель поведения. Модель адаптивного поведения проявляется в тенденции к подчинению профессиональной деятельности внешним обстоятельствам в виде выполнения предписанных требований, правил, норм. В деятельности такой специалист, как правило, руководствуется принципом экономии сил и пользуется, наработанными алгоритмами решения профессиональных задач, превращенными в штампы, шаблоны и стереотипы. Прогрессивной моделью является модель профессионального развития, когда педагог способен выйти за пределы текущей повседневной практики и увидеть свою работу в целом, чтобы осознавать и оценивать трудности профессионального труда и конструктивно разрешать их в соответствии с ценностными ориентациями.
Практическая инновационная деятельность особенно эффективна в профессиональном становлении педагога и на этом этапе развития, важно помнить об огромном значении мотивации в достижении компетенции, позитивного настроя и создания ситуации успеха.
По результатам проведенного диагностирования по методике А.К. Марковой «Определение уровня сформированности профессиональных компетентностей педагога» в педагогическом коллективе за первый год работы в режиме инновационной деятельности психологическая компетентность возросла на 0,55 балла, педагогическая компетентность – на 0,65 балла, методическая компетентность – на 0,75 балла.
Таким образом, действенным механизмом включения всего педагогического коллектива в реализацию миссии петербургского образования и миссии СПб ГБ ПОУ «Охтинский колледж» стало развитие системы наставничества. Целенаправленная система развития наставничества, интегрированная в инновационную деятельность ресурсного центра, позволила получить значительный личностный и профессиональный рост педагогов творческих групп.
Используемая литература:
-
Валынкин П.В., Шабельникова И.В. Психолого-педагогическое сопровождение реализации ФГОС
-
Загвязинский В.И. Учитель как исследователь. - М. - 1997.
-
Зимняя И. А. Педагогическая психология. М.: 2005.
-
Овчарова Р.В. Технологии работы школьного психолога с педагогическим коллективом. Курган: 2006.
-
Поташник М.М., Левит М.В. Как подготовить и провести открытый урок, М.: 2005.
-
Сластенин В.А., Исаев И.Ф. Педагогика. М.: АКАДЕМА, 2003.
Приложение 1
Информация о работе творческих групп в 2013/2014 учебном году
Творческая группа |
Результат |
Творческая группа разработки структуры и конспекта урока теоретического обучения в условиях совместного (инклюзивного) обучения (в рамках разработки индивидуального образовательного маршрута) |
- 28.10.2013. Проведено 3 открытых урока теоретического обучения по профессиям: ПАРИКМАХЕР; СТАНОЧНИК; ЗАКРОЙЩИК «Психолого-педагогическое сопровождение урока в условиях инклюзивного обучения»; - 20.03.2014 года открытый урок на применение активных методов обучения по УД «Экономические и правовые основы производственной деятельности», «Обществознание»: «Я и моё собственное дело»; - Конспекты уроков, структура психолого-педагогического сопровождения урока в условиях инклюзивного обучения; - количество выступлений на городских семинарах, научно-практических конференциях – 4; |
Творческая группа разработки сценария и проведения Конкурса профессионального мастерства среди детей с особыми образовательными потребностями по профессиям швейного производства |
19.02.2014 проведен Городской Конкурс профессионального мастерства по профессиям швейного производства: 18 обучающихся (6 команд); - Положение о Конкурсе профессионального мастерства; - Сценарий Конкурса и сопроводительная нормативная и инструкционно-технологическая документация; - количество выступлений на городских семинарах, научно-практических конференциях – 2; |
Творческая группа информационно-профориентационной деятельности, планирования, разработки и проведения Салона профессиональных секретов «Детали дела» |
31.01.2014; 19.03.2014; 08.04.2014 проведены профориентационные игры для обучающихся и выпускников общеобразовательных и коррекционных школ; - Сценарий профориентационного мероприятия Салон профессиональных секретов «Секреты дела»; - количество выступлений на городских семинарах, научно-практических конференциях – 7; |
Творческая группа по разработке индивидуального образовательного маршрута: |
21 марта 2014 года, 3 открытых урока по УД «Математика», «Биология», «Физика» с использованием активных методов обучения (индивидуальное проектирование); - Конспекты уроков; - количество выступлений на городских семинарах, научно-практических конференциях – 5; |
- Вебинар «Детская агрессия: нейроигровые приемы обучению саморегуляции, способам выражения гнева в приемлемой форме, формирование позитивных качеств личности»
- Международный вебинар «Рисование ватными палочками как нетрадиционная техника рисования и метод коррекции психических состояний дошкольников»
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Международный вебинар «Формирование креативного мышления как элемента функциональной грамотности на уроках литературного чтения в начальной школе»
- Современные тенденции развития шахматного образования в РФ. Научные идеи и концепции обучения шахматной игре
- Международный вебинар «Требования охранительного педагогического режима к коррекционно-образовательному процессу для обучающихся с НОДА»