Кружок "Этикет для дошкольников"
КРУЖОК
«ЭТИКЕТ ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ»
(для детей среднего дошкольного возраста)
Воспитатель МБДОУ «Детский сад №2«Улыбка»
г.Мичуринска Тамбовской области
Каширина Е.А.
Пояснительная записка
Цель: формировать этикет мальчиков и девочек в определенной системе, способствующей благоприятному протеканию процесса. Задачи: - закрепить знания об основных правилах, по которым живут люди; - дать понятие что главное - правила не знать, а выполнять; - развивать умение понимать свое настроение и настроение других людей; - расширять словарный запас в области чувств и эмоций; - формировать коммуникативные навыки, учить умению контролировать свое поведение, сдерживать себя и прислушиваться к мнению других; - воспитывать чувство взаимопомощи; - учить быть честными, мужественными; - формировать высшие моральные качества личности: доброту, честность, мужество, умение самостоятельно совершенствовать черты своего детского характера.
Каждый родитель желает добра своему ребёнку. Он хочет, чтобы ребёнок рос здоровым, умным, весёлым и воспитанным. «Воспитанность – это единственное, что может расположить к тебе людей с первого взгляда, ибо, чтобы распознать в тебе большие способности, нужно больше времени», - так писал английский писатель и государственный деятель Ф.Честерфилд. Знание правил поведения и общения между людьми, позволяет не только ребёнку, но и взрослому человеку чувствовать себя уверенно и свободно. Правила этикета просты и разумны. Основное правило – делать так, чтобы другому было хорошо.
Главным содержанием занятий по основам современного этикета являются поведенческие правила, подкрепленные этическими и эстетическими нормами. В них включены беседы, игры, театрализованные представления, праздничные вечера – все это создает условия для наилучшего усвоения принятого в обществе порядка поведения. Практические упражнения, применяемые в процессе занятий, помогают технически отработать тот или иной поведенческий навык, например, уступить место в транспорте, поблагодарить за подарок, встать из-за стола, произнести комплимент и т.п. Игры в процессе занятий дают возможность интересно и показательно обучить детей; они раскрепощают, снимают состояние неловкости и неуверенности в себе.
Разработан перспективный план для старшего дошкольного возраста, который представляет собой логическую последовательность форм, методов и приемов работы с детьми. Он скоординирован таким образом, что обучение и воспитание дошкольников, привитие навыков этикета происходит не только на занятиях, но и во время всего пребывания ребенка в детском саду, в процессе разных видов деятельности – игровой, трудовой, изобразительной и т.д..
ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН
Сроки |
Тема |
Программное содержание |
|
Сентябрь |
2 неделя |
«Вспомним, как надо правильно кушать, накрываем на стол» |
Совершенствовать навыки аккуратного приема пищи, закреплять правила поведения за столом |
3 неделя |
«Вежливость города берёт» |
Продолжать обогащать словарь детей выражениями словесной вежливости, учить самостоятельно здороваться, прощаться, благодарить, просить извинения, использовать в обращении с близкими ласковые обороты |
|
4 неделя |
«Мальчики и девочки» |
Воспитывать у мальчиков внимательное отношение к девочкам, учить подавать им стул, оказывать помощь в нужный момент, приглашать на танец |
|
Октябрь |
1 неделя |
«Моя одежда: каждой вещи - свое место » |
Учить детей соблюдать чистоту и порядок в своей комнате, бережно относиться к своей одежде. |
2 неделя |
«Секрет волшебных слов» |
Продолжать учить детей использовать в речи добрые и “волшебные” слова. Воспитывать в детях внимательное, доброжелательное отношение к окружающим. |
|
3 неделя |
“Я и мои родители” |
Способствовать формированию выдержки, спокойствия, доброжелательного отношения. Воспитывать уважение к родителям. |
|
4 неделя |
«Разрешите к вам обратиться» |
Закреплять умения быть вежливыми в общении со взрослыми, во время беседы говорить приветливо, внятно, смотреть на собеседника, не прерывать разговор, не перебивать старших |
|
Ноябрь |
1 неделя |
«Культура поведения во время еды» |
Закреплять и углублять представления о культуре еды, способствовать формированию устойчивых культурно-гигиенических навыков. |
2 неделя |
«Мальчики и девочки» |
Воспитывать у девочек скромность, учить их проявлять заботу об окружающих, с благодарностью относиться к помощи и знакам внимания со стороны мальчиков |
|
3 неделя |
«Что такое хорошо» |
Продолжать формировать элементарные представления о том, что хорошо, что плохо, учить оценивать хорошие и плохие поступки |
|
4 неделя |
«Правила поведения в общественных местах» |
Учить детей выполнять правила культуры поведения в общественных местах |
|
Декабрь |
1 неделя |
«Мы по улице пройдем» |
Дать представление о том, что соблюдение правил дорожного движения, это тоже проявление культуры и вежливости. Продолжать формировать у детей навыки поведения на улице. |
2 неделя |
“Какие бывают привычки?” |
Учить детей отличать вредные и полезные привычки. |
|
3 неделя |
“Доставляй радость людям добрыми делами” |
Воспитывать умение получать удовольствие от добрых действий |
|
4 неделя |
«Как надо вести себя в гостях» |
Знакомство с некоторыми правилами застольного этикета |
|
Январь |
3 неделя |
«В гостях у подружки» |
Дать детям представления о правилах поведения в гостях, культуре преподнесения подарка. |
4 неделя |
“Что такое дружба?” |
формировать понятия “Друг, дружба”, научить понимать, оценивать чувства и поступки других. |
|
Февраль |
1 неделя |
«Телефонный разговор» |
Учить детей соблюдать речевой этикет, разговаривая по телефону. Формировать у детей навыки использования вежливых слов и выражений. Учить детей кратко излагать по телефону свои мысли. Учить использовать в речи некоторые жанры телефонных разговоров. |
2 неделя |
“Волшебники” |
Воспитывать дружелюбное отношение друг другу. |
|
3 неделя |
«Помоги слабому» |
Вызвать у детей сочувствие к «жертвам» неблаговидных поступков, возмущение обидчиками и одобрение тех, кто восстанавливает справедливость. |
|
4 неделя |
«Мальчики выполняют мужскую работу» |
Сформировать представление детей о мужском поведении. Воспитывать желание помочь девочкам выполнить сложную работу |
|
Март |
1 неделя |
Чем можно порадовать маму?” |
Развивать внимательное отношение к родным и близким людям. Воспитывать желание создавать для них радостное настроение. |
2 неделя |
«Поступай с другими так, как хотел бы ты, чтобы поступали с тобой» |
Учить определять эмоциональные состояния по мимике, жестам, действиям, интонации голоса; закреплять умение учитывать настроение окружающих в общении с ними; учить правильно реагировать на настроение окружающих. |
|
3 неделя |
«Как заботиться о своей одежде». |
Воспитывать у детей опрятность, привычку следить за своим внешним видом; закрепить навыки бережного отношения к вещам |
|
4 неделя |
«Вежливый покупатель» |
Учить детей выполнять правила культуры поведения в магазине, пополнить словарный запас детей необходимыми выражениями. |
|
Апрель |
1 неделя |
«Застольное поведение» |
Совершенствовать навыки аккуратного приема пищи, закреплять правила поведения за столом |
2 неделя |
“Внимательный, равнодушный” |
Обсуждение данных качеств характера и их значение в общении |
|
3 неделя |
«В музее и на выставке» |
Обучить детей правилам поведения на выставке, в театре, в музее и одновременно ввести в активный речевой запас ребенка этикетные выражения, необходимые в ситуации. |
|
4 неделя |
«Людей неинтересных в мире нет» |
Научить детей культуре общения с взрослыми и сверстниками. |
|
Май |
1 неделя |
«Привычки дурного тона» |
Продолжать учить детей отличать вредные и полезные привычки, воспитывать у них отрицательное отношение к всем вредным привычкам |
2 неделя |
«Мой дом, наведу порядок в нем» |
Воспитывать в детях потребность в аккуратности, желании помогать взрослым. |
|
3 неделя |
«Мы по улице пройдем» |
Совершенствовать представление о том, что соблюдение правил дорожного движения, это тоже проявление культуры и вежливости. Продолжать формировать у детей навыки поведения на улице. |
Используемые ресурсы
-
Алябьева Е.А. “Нравственно-этические беседы и игры с дошкольниками” М.: ТЦ, Сфера, 2003
-
Есина Л.Д. Воспитание культуры поведения у старших дошкольников. – М.: Издательство “Скрипторий 2003”, 2008.
-
Курочкина И.Н. Современный этикет и воспитание культуры поведения – М.: ВЛАДОС, 2003.
-
Мулько И.Ф. Социально-нравственное воспитание детей 5–7 лет: Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2006.
-
Фалькович Т.А.Сценарии занятий по культурно-нравственному воспитанию дошкольников: Старшая и подготовительная группы. – М.: ВАКО, 2008.
-
Шорыгина Т.А. Вежливые сказки: Этикет для малышей. – М.: Прометей, Книголюб, 2001.
-
Щипицина Л.М. Азбука общения: Развитие у личности ребенка, навыков общения со взрослыми и сверстниками. – “Детство Пресс”, 2002.
-
www.lseptember.ru 9. www.detsad.ru
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Вебинар «Речевая развивающая среда дошкольной образовательной организации в соответствии с требованиями ФГОС ДО»
- Вебинар «Детская агрессия: нейроигровые приемы обучению саморегуляции, способам выражения гнева в приемлемой форме, формирование позитивных качеств личности»
- Вебинар «Тест Векслера как методика исследования интеллектуальной сферы у детей и взрослых: описание и особенности применения в психолого-педагогической деятельности»
- Вебинар «Музыкальная сказка как средство развития творческих способностей дошкольников»
- Вебинар «Современные методики и технологии коррекционно-образовательной работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья»
Заранее Вам благодарен.
С уважением, С.А. Колодин.