Опорно-двигательная система. Строение и функции.
воспитывать чувство ответственности за свое здоровье, о необходимости следить за своей осанкой.
Урок биологии в 8 классе (коррекционном)
Тема урока: «Опорно-двигательная система. Строение и
функции»
Тип урока: Изучение нового материала
Цель: Изучить строение и функции опорно-двигательной системы.
I Орг. момент
II Актуализация знаний учащихся.
Ребята, мы с вами продолжаем изучать различные системы органов человека. И сегодня, речь пойдет о системе- труженице. И.М. Сеченов говори об этой системе: «Смеётся ли ребенок при виде игрушки, создает ли Ньютон мировые законы и пишет их на бумаге- везде окончательным фактором проявления мозговой деятельности является движение»
- Как вы думаете, о какой системе органов идет речь? (слайд 1)
III. 1 этап изучения нового материала.
Задача: знакомство со строением и функциями опорно-двигательного аппарата
Коррекционные задачи: совершенствование памяти и внимания при помощи
опорного конспектирования; развитие логического
мышления через умение применять знания в
знакомой и измененной ситуациях; увеличение
словарного запаса и коррекция разговорной речи
при помощи взаимоконтроля и взаимообучения в
ходе проверки первичного понимания и первичного
закрепления материала.
Опорно-двигательная система состоит из 220 костей.
- скажите, а кости могут двигаться самостоятельно? (Нет. Поэтому эта часть О.Д.С. называется пассивной.)
- А почему 220 костей соединены вместе, что приводит их в движение?
(Мышцы, это активная часть ОДС.)
-А какая система приводит мышцы в движение? (Нейрорегуляторная.)
А теперь давайте подумаем, какую функцию выполняет ОДС? Подсказка находится в самом ее названии.
1. опора - эту функцию выполняют скелет и мышцы. Скелет образует основу
тела, а натянутые мышцы дают опору органам, находящимся в полости тела.
2. движение
3. защита - во внутренних полостях располагаются жизненно важные органы
Первичная проверка понимания изложенного материала
А сейчас, то с чем мы с вами познакомились представим в виде опорного конспекта.
Вопросы 1 группе:
- сколько костей насчитывает скелет человека?
-из скольких мышц состоит опорно-двигательная система?
Вопросы 2 группы:
-что еще входит в состав опорно-двигательной системы?
- Перечислите ее функции.
Вопросы 3 группе:
-что является активной частью ОДС?
- что является пассивной частью ОДС?
Закрепление.
Вопрос учащимся 2-3 группы:
-во многих фильмах ужасов человеческий скелет встает, ходит, двигается. Это реально?
Вопрос учащимся 1-2 группы:
-если зимой, в гололед вы поскользнулись и упали, останутся ли в целости ваши
внутренние органы?
Вопрос учащимся 1 группы:
-поднимите учебник и опять положите его на парту. Какую функцию выполнила
ОДС?
2ой этап изучения нового материала.
Задачи: через создание проблемной ситуации изучить особенности строения плотной костной ткани и ответить на вопрос: почему кости человека очень прочные?
Коррекционные задачи: развитие абстрактного мышления, внимания, памяти, пополнение словарного запаса в ходе изучения строения плотной ткани при помощи микропрепаратов; развитие памяти и логического мышления в ходе составления опорного конспекта.
Создание проблемной ситуации: (слайд 2)
Средний вес человека 70-90 кг. Вес скелета человека составляет 7-8 кг.
Чем в этом случае объясняется его высокая прочность при относительной легкости?
Чтобы ответить на этот вопрос нам с вами необходимо изучить строение кости.
Лабораторная работа с микроскопами.
Учащиеся рассматривают микропрепарат плотной костной ткани.
Разъяснения учителя:
-
овальные белые пустоты- костные каналы. В них находятся кровеносные сосуды и нервы.
-
костные пластины. Они вставлены одна в другую и тем самым придают ткани прочность.
-
костные пластины образованы клетками с отростками.
-
костные пластины погружены в очень твердое межклеточное вещество.
Такая разновидность костной ткани называется- плотная.
Зарисуйте плотную костную ткань в опорном конспекте и подпишите рисунок (слайд 3)
-Теперь понятно, почему кости твердые. Но почему они такие легкие?
Рассказ учителя о рыхлой костной ткани и строении кости.
Физ. минутка.
Первичное закрепление знаний.
Учащиеся делятся на 2 группы. Первая – отвечает на вопросы компьютерного тестирования; вторая подписывает рисунок «строение кости» на опорном конспекте
( можно использовать учебник (стр. 94)). Затем группы меняются местами. Проводится самопроверка.
С целью информационно- интеллектуального развития учащиеся рассматривают принцип строения губчатой кости в архитектуре (Эйфелева башня в Париже, телебашня на Шаболовке) (слайд 4)
3ий этап изучения нового материала.
Задача: выяснить, почему кости не только прочны и легки, но и упруги, т.е. эластичны.
Коррекционные задачи: развитие внимания и интереса к учебе путем демонстрации опытов с костями
Кости человека не только прочные, но и очень упругие, эластичные.
И мы с вами должны выяснить, какие вещества обеспечивают ей такие свойства.
Лабораторная работа.
Рассмотреть три вида костей.
-
нормальная кость - очень прочная.
-
кость прокаленная – твердая, но хрупкая
-
кость декальцинированная – эластичная.
Разъяснения учителя.
- давайте вспомним, из каких элементов состоит живая природа?
Органическое вещество- остеин придает костям эластичность (при прокаливании-
сгорает) . Соли кальция придают костям твердость ( растворяются в соляной
кислоте). С возрастом содержание в костях остеина уменьшается, поэтому у
пожилых людей чаще, чем у молодых бывают переломы.
Первичное закрепление материала.
Вопрос 1 группе:
- каков состав кости?
Вопросы 2 группе:
- какие вещества придают костям эластичность?
- какие вещества придают костям твердость?
Вопросы 3 группе:
-как называется вещество, придающее костям эластичность?
- как называется вещество, придающее костям твердость?
Ребята, наш опорный конспект заполнен. Если ОДС-опора тела, то опорный конспект- это опора вашим знаниям. Дома вы легко сможете вспомнить, что учили на сегодняшнем уроке.
IV Домашнее задание. Стр. 91-95; опорный конспект.
А закончить урок мне хочется рассказом об одном удивительном человеке. Его зовут Валентин Дикуль (рассказ учителя).
Спасибо за урок, желаю всем здоровья и силы духа.
Система оценки: за каждый правильный ответ на вопрос учителя, выполненный тест, подписанный рисунок, учащиеся ставят «+» в лист ответов.
7-8 «+»- отлично
5-6 «+» - хорошо
3-4 «+» - удовлетворительно
|
Лист ответов
-
1ый этап урока
2ой этап урока
3ий этап урока
Итоговая оценка
Опорный конспект
Опорно-двигательная система. Строение и функции
______________ _______________ ____________ ___________
_____________
__________ ________________ ____________
Губчатая костная ткань
|
Плотная костная ткань |
1.______________________
1.______________________
2.______________________
2.______________________
3.______________________
3.______________________
4.______________________
4.______________________
5.______________________
Химический состав костей
___________________ __________________ ____________
___________________ __________________
___________________ __________________
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Вебинар «Формирование детского коллектива как основа позитивной социализации»
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Вебинар «Определение поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона»
- Вебинар «Стресс и ребенок: обучение способам адекватного реагирования на стрессовые ситуации, игры и упражнения на развитие умения управлять эмоциями, конструктивно разрешать конфликты»
- Международный вебинар «Решение задач речевого развития детей в программе “Социокультурные истоки”: работаем в соответствии с ФГОС ДО и ФОП ДО»