В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

Учебно-Методический портал
Уважаемые слушатели и пользователи портала УчМет!
«Издательство «Учитель» и «Международный центр образования и социально-гуманитарных исследований» внесены в перечень
образовательных организаций на Едином федеральном портале дополнительного профессионального образования. Подробнее

Опорно-двигательная система. Строение и функции.

Опорно-двигательная система. Строение и функции.

Елена Бабак
Тип материала: Урок
просмотров: 5143
Краткое описание
Урок "Опорно-двигательная система. Строение и функции" разработан для 8-го специального коррекционного класса VII вида и является первым уроком при изучении темы "Опорно-двигательная система". Цели урока: сформировать знания об опорно-двигательной системе человека; развивать умения анализировать, сравнивать, делать выводы;
воспитывать чувство ответственности за свое здоровье, о необходимости следить за своей осанкой.

Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 19500 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

Файлы
конспект урока.doc Скачать


Урок биологии в 8 классе (коррекционном)


Тема урока: «Опорно-двигательная система. Строение и

функции»


Тип урока: Изучение нового материала

Цель: Изучить строение и функции опорно-двигательной системы.



I Орг. момент


II Актуализация знаний учащихся.


Ребята, мы с вами продолжаем изучать различные системы органов человека. И сегодня, речь пойдет о системе- труженице. И.М. Сеченов говори об этой системе: «Смеётся ли ребенок при виде игрушки, создает ли Ньютон мировые законы и пишет их на бумаге- везде окончательным фактором проявления мозговой деятельности является движение»

- Как вы думаете, о какой системе органов идет речь? (слайд 1)


III. 1 этап изучения нового материала.


Задача: знакомство со строением и функциями опорно-двигательного аппарата


Коррекционные задачи: совершенствование памяти и внимания при помощи

опорного конспектирования; развитие логического

мышления через умение применять знания в

знакомой и измененной ситуациях; увеличение

словарного запаса и коррекция разговорной речи

при помощи взаимоконтроля и взаимообучения в

ходе проверки первичного понимания и первичного

закрепления материала.


Опорно-двигательная система состоит из 220 костей.

- скажите, а кости могут двигаться самостоятельно? (Нет. Поэтому эта часть О.Д.С. называется пассивной.)

- А почему 220 костей соединены вместе, что приводит их в движение?

(Мышцы, это активная часть ОДС.)

-А какая система приводит мышцы в движение? (Нейрорегуляторная.)


А теперь давайте подумаем, какую функцию выполняет ОДС? Подсказка находится в самом ее названии.

1. опора - эту функцию выполняют скелет и мышцы. Скелет образует основу

тела, а натянутые мышцы дают опору органам, находящимся в полости тела.

2. движение

3. защита - во внутренних полостях располагаются жизненно важные органы


Первичная проверка понимания изложенного материала


А сейчас, то с чем мы с вами познакомились представим в виде опорного конспекта.

Вопросы 1 группе:

- сколько костей насчитывает скелет человека?

-из скольких мышц состоит опорно-двигательная система?

Вопросы 2 группы:

-что еще входит в состав опорно-двигательной системы?

- Перечислите ее функции.

Вопросы 3 группе:

-что является активной частью ОДС?

- что является пассивной частью ОДС?


Закрепление.


Вопрос учащимся 2-3 группы:

-во многих фильмах ужасов человеческий скелет встает, ходит, двигается. Это реально?

Вопрос учащимся 1-2 группы:

-если зимой, в гололед вы поскользнулись и упали, останутся ли в целости ваши

внутренние органы?

Вопрос учащимся 1 группы:

-поднимите учебник и опять положите его на парту. Какую функцию выполнила

ОДС?


2ой этап изучения нового материала.


Задачи: через создание проблемной ситуации изучить особенности строения плотной костной ткани и ответить на вопрос: почему кости человека очень прочные?


Коррекционные задачи: развитие абстрактного мышления, внимания, памяти, пополнение словарного запаса в ходе изучения строения плотной ткани при помощи микропрепаратов; развитие памяти и логического мышления в ходе составления опорного конспекта.


Создание проблемной ситуации: (слайд 2)

Средний вес человека 70-90 кг. Вес скелета человека составляет 7-8 кг.

Чем в этом случае объясняется его высокая прочность при относительной легкости?

Чтобы ответить на этот вопрос нам с вами необходимо изучить строение кости.

Лабораторная работа с микроскопами.

Учащиеся рассматривают микропрепарат плотной костной ткани.

Разъяснения учителя:

  1. овальные белые пустоты- костные каналы. В них находятся кровеносные сосуды и нервы.

  2. костные пластины. Они вставлены одна в другую и тем самым придают ткани прочность.

  3. костные пластины образованы клетками с отростками.

  4. костные пластины погружены в очень твердое межклеточное вещество.

Такая разновидность костной ткани называется- плотная.


Зарисуйте плотную костную ткань в опорном конспекте и подпишите рисунок (слайд 3)

-Теперь понятно, почему кости твердые. Но почему они такие легкие?

Рассказ учителя о рыхлой костной ткани и строении кости.


Физ. минутка.


Первичное закрепление знаний.


Учащиеся делятся на 2 группы. Первая – отвечает на вопросы компьютерного тестирования; вторая подписывает рисунок «строение кости» на опорном конспекте

( можно использовать учебник (стр. 94)). Затем группы меняются местами. Проводится самопроверка.


С целью информационно- интеллектуального развития учащиеся рассматривают принцип строения губчатой кости в архитектуре (Эйфелева башня в Париже, телебашня на Шаболовке) (слайд 4)


3ий этап изучения нового материала.


Задача: выяснить, почему кости не только прочны и легки, но и упруги, т.е. эластичны.


Коррекционные задачи: развитие внимания и интереса к учебе путем демонстрации опытов с костями


Кости человека не только прочные, но и очень упругие, эластичные.

И мы с вами должны выяснить, какие вещества обеспечивают ей такие свойства.


Лабораторная работа.

Рассмотреть три вида костей.

  1. нормальная кость - очень прочная.

  2. кость прокаленная – твердая, но хрупкая

  3. кость декальцинированная – эластичная.


Разъяснения учителя.

- давайте вспомним, из каких элементов состоит живая природа?

Органическое вещество- остеин придает костям эластичность (при прокаливании-

сгорает) . Соли кальция придают костям твердость ( растворяются в соляной

кислоте). С возрастом содержание в костях остеина уменьшается, поэтому у

пожилых людей чаще, чем у молодых бывают переломы.



Первичное закрепление материала.


Вопрос 1 группе:

- каков состав кости?

Вопросы 2 группе:

- какие вещества придают костям эластичность?

- какие вещества придают костям твердость?

Вопросы 3 группе:

-как называется вещество, придающее костям эластичность?

- как называется вещество, придающее костям твердость?


Ребята, наш опорный конспект заполнен. Если ОДС-опора тела, то опорный конспект- это опора вашим знаниям. Дома вы легко сможете вспомнить, что учили на сегодняшнем уроке.


IV Домашнее задание. Стр. 91-95; опорный конспект.


А закончить урок мне хочется рассказом об одном удивительном человеке. Его зовут Валентин Дикуль (рассказ учителя).


Спасибо за урок, желаю всем здоровья и силы духа.


Система оценки: за каждый правильный ответ на вопрос учителя, выполненный тест, подписанный рисунок, учащиеся ставят «+» в лист ответов.

7-8 «+»- отлично

5-6 «+» - хорошо

3-4 «+» - удовлетворительно






Лист ответов


1ый этап урока

2ой этап урока

3ий этап урока

Итоговая оценка














Опорный конспект


Опорно-двигательная система. Строение и функции

______________ _______________ ____________ ___________

_____________


__________ ________________ ____________


Губчатая костная ткань



Плотная костная ткань



1.______________________

1.______________________

2.______________________

2.______________________

3.______________________

3.______________________

4.______________________

4.______________________

5.______________________




Химический состав костей




___________________ __________________ ____________


___________________ __________________


___________________ __________________








презентация к уроку.ppt Скачать
Обсуждение материала
Для добавления отзыва, пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Образовательные вебинары
Подписаться на новые Расписание вебинаров
Задать вопрос