Тематическая игра для педагогов "Театр со всех сторон"
|
Тематическая игра для педагогов
«Театра со всех сторон»
Лепкович С. В., старший воспитатель
Зыкова О. В., воспитатель
Г. Северодвинск
ГКУЗ Архангельской области
«Северодвинский дом ребенка»
Театр — это волшебный край, в котором ребёнок
радуется, играя, а в игре он познает мир.
С. И. Мерзлякова
Пояснительная записка
Одной из основных функций старшего воспитателя является повышение психолого-педагогической компетенции педагогов. Это происходит через методическую работу, которая предполагает, как индивидуальные, так и групповые формы работы. Хочется подчеркнуть, что групповые формы работы решают не только основные задачи, но и способствуют сплочению педагогического коллектива. Поэтому в нашем учреждении мы широко используем деловые и тематические игры.
Тематическая игра – это одна из форм методической работы, которая направлена на обобщение, расширение и актуализацию знаний педагогов в определенной области. Тематическая игра «Театр со всех сторон» посвящена театру и театрализованной деятельности. Состоит из пяти теоретических и одного практического задания. На выполнение каждого задания дается определенное время. Опыт работы показывает, что делить коллектив на команды лучше по интересам.
Такое мероприятие требует большой подготовительной работы, немаловажным моментом является подбор музыкального сопровождения и атрибутов.
План проведения
Организационный момент – 5 мин.
Основная часть – 50 мин.
Подведение итогов, награждение победителей – 5 мин.
Цель: обобщение, расширение и актуализация знаний педагогов в области театра.
Оборудование: листы бумаги, ручки, клей-карандаш, карточки с названиями команд, бланки «Регистрационные листы» (для команд), телевизор, ноутбук, тесты по количеству команд, конверты с заданиями, необходимые атрибуты для инсценировки, музыкальное оформление для инсценировок, Дипломы победителям.
Уважаемые коллеги!
Мы рады приветствовать вас на Тематической игре, которая посвящена театру.
Тематическая игра – это мероприятие, направленное на решение одной из годовых задач, в нашем случае – всестороннее развитие детей посредствам театрализованной деятельности, организация которой требует от нас педагогов тщательной подготовки и уверенных знаний.
Сегодня у нас нет жюри. Каждая команда будет зарабатывать баллы. Победителем станет та, которая наберет наибольшее количество. При равенстве баллов, командам будут предложены дополнительные задания.
Театрализованная деятельность – это неисчерпаемый источник речевого и сенсорного развития детей, источник формирования навыков взаимодействия со сверстниками и взрослыми, развитие психических процессов (память, внимание, мышление), источник развития творческих способностей малышей.
Однако организация и проведение театрализованной деятельности с детьми раннего и младшего дошкольного возраста – это огромный труд. И сегодня Тематическая игра поможет обобщить, расширить и актуализировать наши знания в области театра.
Играют три команды: «Амплуа», «Либретто», «Фарс». Разделение на команды идет «по интересам». Игра состоит из 6 заданий.
Задание 1. Тест «Театр со всех сторон»
Мы вам предлагаем первое задание – тест «Театр со всех сторон». За каждый правильный ответ в тесте вы зарабатываете один балл. Десятый вопрос поможет набрать несколько баллов – чем больше правильных ответов вы дадите, тем больше баллов заработаете. На выполнение – 5 минут.
Правильные ответы выделены жирным шрифтом
1. Когда состоялось открытие Северодвинского городского драматического театра?
а) 1957г.
б) 1937г.
в) 1938г.
г) 1932г.
(Впервые театр был открыт в 1937 году в посёлке Судострой на базе Архангельского театра рабочей молодёжи. Первым представлением театра был спектакль «Лжец» по пьесе Карло Гольдони).
2. Что такое партер?
а) верхний ярус зрительного зала театра, где расположены самые дешёвые места
б) в традиционном театральном интерьере группа мест, отделённая от соседних боковыми перегородками или барьерами
в) нижний этаж зрительного зала в театре с местами для публики в пространстве от сцены или от оркестра до противоположной стены или до амфитеатра.
г) составная часть зрительного зала современного театра, нижний ярус балконов
3. Какой театр изображен на фото? (в тесте было представлено фото Большого театра)
а) Большой театр
б) МХАТ имени А.П. Чехова
в) Мариинский театр
г) Северодвинский драматический театр
4. Как с греческого языка переводится слово спектакль?
а) сцена
б) зрелище
в) утренник
г) балаган
5. Какое слово НЕ имеет отношения к театру?
а) вексель
б) софит
в) планшет
г) пауза
Софит – театральная осветительная аппаратура, главное световое оборудование сцены. Они могут создать впечатление яркого солнечного утра или сумерек, темного подземелья или лунной ночи.
Пауза – выразительное молчание.
Планшет – пол сцены, состоит из отдельных деревянный щитов, сделанных из высококачественных сосновых досок, которые плотно прилегают друг к другу, но при необходимости могут выниматься.
Вексель – ценная бумага
6. Мариинский театр назван Мариинским потому что:
а) в день открытия театра в Санкт-Петербурге проходил марафон по бегу
б) театр был открыт в мае
в) назван по имени супруги Александра II императрицы Марии Александровны
г) во время строительства театра над Санкт-Петербургом все время висело марево
(Мариинский театр, названный так по имени супруги Александра II императрицы Марии Александровны, открылся 2 октября 1860 года оперой Михаила Глинки «Жизнь за царя»).
7. Что послужило прообразом театра?
а) обрядовые игры
б) охота на животных
в) природные явления
г) наскальные рисунки
8. Первое выступление актёра в театре или спектакле – это (дебют)
9. Заключительная сцена спектакля – это (финал)
10. Какие театральные профессии вы знаете? (Артист, сценарист, режиссер, осветитель, звукорежиссер, гример, костюмер, билетер, кассир).
Задание 2 «Автора надо знать в лицо»
С чего начинается театрализованная деятельность? Со знакомства с художественной литературой, а с малышами – это знакомство со сказками. И следующие несколько заданий будут посвящены именно этому жанру.
Мы читаем детям сказки, рассказываем о персонажах, о их характерах и действиях, подводим малышей к главной идее сказки, показываем, чему она нас учит. Но знакомство с автором происходит несколько позже, т.к. дети еще слишком малы для восприятия данной информации. Но мы – педагоги автора должны знать в лицо. И второе задание будет посвящено сказочникам.
Сейчас на слайдах вам будут представлены фотографии сказочников. Ваша задача узнать сказочника и записать правильный ответ (Ф.И.) на бланке. За каждый правильные ответ вы разрабатываете 1 балл. Всего за этот конкурс можно заработать 10 баллов. (На слайдах представлены фотографии: Г. Х. Андерсен, Ш. Перро, К. И. Чуковский, А. С. Пушкин, С. Я. Маршак, П. П. Бажов, братья Гримм, Е. И. Чарушин, С. Г. Писахов, В. Гауф).
Задание 3 Блиц-опрос «Знаток сказок»
А сейчас блиц-опрос. Каждой команде в течение 1 минуты надо будет ответить на вопросы по сказкам. Чем больше правильных ответов вы дадите, тем больше баллов заработаете. Команда выходит в центр зала, выстраивается в колонну по одному друг за другом. Впереди стоящему участнику задается вопрос, он отвечает и быстро уходит в конец колонны. И так далее. Если вы не знаете ответ, говорите «дальше» и уходите в конец колонны.
Команды вытягивают конверт, в каждом конверте по 20 вопросов (Приложение 1).
Задание 4 «Крылатые фразы из сказок»
Для того, чтобы наша речь была яркой, образной, красочной мы используем фразеологизмы, пословицы, поговорки, а также крылатые слова из фильмов, из художественной литературы, в том числе и из сказок.
Вам надо будет собрать всем известную фразу, вспомнить из какой она сказки и автора этой сказки. Таким образом, за этот конкурс вы можете заработать 3 балла.
Представитель команды вытягивает конверт, в котором находятся известные фразы из сказок. Высказывания разрезаны на слова. И вам предстоит собрать эту сказочную мозаику. Время на выполнение – 3 минуты.
Командам предложены следующие фразы:
Сказка ложь да в ней намек добрым молодцам урок (А.С. Пушкин «Сказка о золотом петушке»)
Ты навсегда в ответе за всех, кого приручил (Экзюпери «Маленький принц»)
Неприятности – это пустяки дело житейское и расстраиваться тут нечего (Астрид Лингрен «Малыш и Карлсон»)
Задание 5 «Транспортный знаток»
В этом задании Вам предстоит в течение 1 минуты вспомнить и написать, как можно больше сказочных видов транспорта. Сколько транспортных средств вы назовете, столько баллов и заработаете ваша команда.
Варианты сказочных транспортных средств: ступа, ковер-самолет, печка, метла, гуси-лебеди, кольцо, карета, бочка, сапоги-скороходы, избушка на курьих ножках, конек-горбунок, летучий корабль и под.
Задание 6 «Театр – экспромт»
Сейчас мы подошли к самому интересному конкурсу – «Театр – экспромт»
Каждой команде дается небольшой сценарий. Задание: в течение 15-20 минут подготовиться к показу представления.
Оценивать ваше выступление будут команды соперников по 12-бальной шкале:
Артистизм – 0-3 балла
Слаженность актерского коллектива – 0-3 балла
Использование выразительности речи и драматических приемов – 0-3 балла
Реализация художественного замысла автора – 0-3 балла
Командам для обыгрывания предложены инсценировки Олеси Емельяновой: «Какие люди живут в этом городе», «Битый пес», «Пчелы и трутни перед судом осы». Заранее были подготовлены необходимые атрибуты, музыкальное сопровождение.
Уважаемые коллеги! Вот и подошло время подвести итоги и определить победителей.
Спасибо за участие в Тематической игре.
Список использованной литературы:
-
Театральные термины и понятия: Материалы к словарю / Сост. С. К. Бушуева, А. П. Варламова, Н. А. Таршис, ред. А. П. Варламова, А. В. Сергеев. – СПб. – 2005. – Вып. 1. – 250 с.
Приложение 1
Примерные вопросы для конкурса «Блиц опроса»
Вопросы для первой команды:
1. Сколько братьев было у главной героини сказки Г.Х. Андерсена «Дикие лебеди?» (11 братьев)
2. Назовите отчество Федоры из сказки Чуковского «Федорино горе». (Егоровна)
3. Кого Балда называл своим меньшим братом в сказке «О попе и работнике его Балде»? (Зайца)
4. Какой волшебный предмет был у солдата из сказки Г.Х.Андерсена? (огниво)
5. Какой братец из сказки «Три поросенка» построил самый прочный дом? (Наф-наф)
6. За какими фруктами прилетала Жар-птица в сказке «Иван-царевич и Серый волк»? (за яблоками)
7. В какой сказке встречаются зима с летом («Двенадцать месяцев»)
8. Название города, в котором жил незнайка («Цветочный»)
9. Кто по профессии был Дуремар (аптекарем)
10. Кто был кучером у Золушки (крыса)
11. Из чего сделал домик поросенок Нуф — Нуф (прутья)
12. Назовите имя Волшебника Изумрудного города (Гудвин)
13. Маленький друг домовёнка Кузи (Нафаня)
14. Имя доктора Цветочного городка (Пилюлькин)
15. Сколько героев предлагали Дюймовочке выйти замуж? (4)
Вопросы для второй команды:
1. Какой титул носил Лимон из сказки Дж. Родари «Приключения Чиполлино»? (Принц Лимон)
2. Из чего папа Карло сшил шапочку для Буратино (носок)
3. Что хотел попросить Дровосек у волшебника Изумрудного города (сердце)
4. Как звали коня, у которого «из очей пламя пышет, а из ноздрей дым столбом»? (Сивка – Бурка)
5. Как звали сына царя Салтана? (Гвидон)
6. Какое слово выкладывал Кай из льдинок? (вечность)
7. Сколько золотых монет Карабас Барабас дал Буратино? (5)
8. Сколько раз обращался старик с просьбами к золотой рыбке? (5)
9. Как называется самый известный сборник арабских сказок? («Тысяча и одна ночь»)
10. В какой сказочной стране живет Шалтай-Болтай? («Зазеркалье»)
11. Любимые грибы Бабы Яги? (мухоморы)
12. Как звали мальчика, у которого жили игрушечные зверюшки: медвежонок, ослик, поросенок, кролик, сова и другие? (Кристофер Робин.)
13. Какой герой носил пояс, на котором было написано: «Когда злой бываю, семерых убиваю»? (Храбрый портной)
14. Чем угощала лиса журавля (манной кашей)
15. Какое сказочное животное одним ударом копыта могло выбрасывать золотые монеты? (Антилопа)
Вопросы для третьей команды:
1. Самая несчастная птица из сказки Андерсена? (Гадкий утенок)
2. Кличка крысы из сказки о приключениях Буратино? (Шу-шара)
3. Кому удалось рассмешить царевну Несмеяну? (Емеле)
4. Как звали медведицу из сказки «Три медведя»? (Настасья Петровна)
5. Как звали двух братьев-морозов из сказки «Два мороза»? (Красный нос и Синий нос)
6. У какого кота в хозяйстве была корова по кличке Мурка? (У кота Матроскина.)
7. Какого роста был Конёк-Горбунок? (три вершка)
8. Как называется сеть, в которую попала золотая рыбка? (невод)
9. Как звали гуся, на котором совершил путешествие Нильс? (Мартин)
10. Сколько лет спала спящая красавица? (100)
11. Сколько животных шло в Бремен, чтобы стать музыкантами? (4)
12. Кто автор произведения «Кошкин дом»? (Самуил Маршак)
13. Что подарили блошки Мухе-цокотухе? (сапожки)
14. Автор сказки «Конёк-Горбунок»? (Пётр Ершов)
15. Кто тянул репку перед Жучкой? (внучка)
- Квест – современная игровая технология обучения дошкольников в условиях ФГОС ДО
- Вебинар «Детская агрессия: нейроигровые приемы обучению саморегуляции, способам выражения гнева в приемлемой форме, формирование позитивных качеств личности»
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Диагностическая работа в образовательной организации в соответствии с ФГОС. Диагностика эмоционально-личностных особенностей детей
- Вебинар "Формирование финансовой грамотности детей дошкольного возраста (ФГОС ДО)"
- Портфолио воспитателя: разработка и оформление в соответствии с профессиональным стандартом педагога и ФГОС ДО