В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

Учебно-Методический портал
Чёрная пятница! С 20 по 22 ноября 2024 г. Скидки 75% на ВСЁ! Подробнее

классные часы

классные часы

Елена Совенко
Тип материала: другое
Рейтинг: 123 голосов:1просмотров: 4677 комментариев: 1
Краткое описание
Классные часы которые помогут сформировать гражданскую позицию обучающихся.

Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 19300 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

Файлы
Людей неинтересных в мире нет.docx Скачать

«Людей неинтересных в мире нет»

Классный час на конкурс в 11-б классе.

Приветствие: добрый день, дорогие ребята, добрый день всем присутствующим. Я хочу пригласить вас к откровенному разговору.

1-й слайд Перед вами на слайде две совершенно одинаковые фразы, но в чем различие между ними, прочтите их, Антон. В чем различие этих фраз?

Одна носит утверждающий, а другая вопросительный характер то есть вызывает у нас сомнение. А какая из фраз для вас является истиной?

К ответу на этот вопрос мы подойдем с вами в конце разговора.









1 минуты




- Каких интересных людей вы знаете? Чем они вам интересны? – даю подумать (ответы ребят записываю на доске)

- Вы назвали много знаменитостей, значит ли это, что только знаменитые люди вам интересны?

А в вашем ближайшем окружении интересных людей нет? А вы друг другу не интересны?





5 минут

- предлагаю вам поиграть в игру «Интересный человек в нашем классе», вы передаете мяч тому человеку, который вызывает у вас интерес, ну и, конечно же, аргументируйте, чем он интересен. Получивший мяч должен дополнить свою характеристику, тем, что о нем не сказали. Я начну, а вы продолжите, мне очень интересе Антон Чаадаев, он – разносторонняя личность, интересующаяся и физикой и лирикой, у него Активная жизненная позиция. Антон, теперь ты…







7 минут

Спасибо, я думаю, что мы с вами достаточно получили информации, что бы определить, какие же качества в одноклассниках вам интересны.

У нас получилось по ходу разговора две группы качеств, как по вашему, какие качества будут являться основополагающими, для достижения жизненного успеха? Да, конечно, качества, которые вы называли при определении интереса своих одноклассников, потому что они являются определяющими в достижении поставленной цели, ведь без них ничего невозможно добиться в жизни, а для этого нужно только одно – работать над собой.






3 минуты

А какие качества вы выделяли чаще других? Как вы считаете, наши познания друг друга глубоки? Вы вместе уже 11 лет, а можете ли вы с уверенностью сказать. Что хорошо знаете друг - друга, можете предугадать поступки друг - друга?

Константин Паустовский дает нам вот такой ценный совет: (слайд 2) вслушайтесь в него (читаю)

«Смотрите на людей с мыслью, что вам их обязательно надо написать красками... Скоро вы заметите, что люди оказываются гораздо интереснее, чем раньше, когда вы смотрели на них бегло и торопливо»

Как вы поняли этот совет?




2 минуты

Давайте внимательнее всматриваться друг в друга, ведь каждый из нас это отдельный интересный мир. (слайд 3)


Читаю стих 1, 5 минуты

Это стихотворение Евгения Евтушенко актуально для нашего с вами разговора сегодня.

Наступило время поставить точку (Слайд 4 (повторение первого)

Какую же из этих двух фраз мы выберем в качестве истины?



В завершении нашего разговора я хочу поблагодарить вас всех за работу, мне очень приятно было с вами общаться, вы все без исключения интересные люди, и я надеюсь, что я была тоже вам интересна.










0,5 минуты



Притча о винограде.docx Скачать



Притча о винограде

Вот как непонимание порой способно дружбу подменить враждой,

Как может злобу породить в сердцах одно и то ж на разных языках.

Шли вместе турок, перс, араб и грек. И вот какой-то добрый человек

Приятелям монету подарил и тем раздор меж ними заварил.

Вот перс тогда другим сказал: «Пойдем на рынок и ангур приобретем!»

«Врешь, плут, - в сердцах прервал его араб,- Я не хочу ангур! Хочу эйнаб!»

А тюрок перебил их: «Что за шум, друзья мои? Не лучше ли узюм!»

«Что вы за люди! - грек воскликнул им, стафиль - давайте купим и съедим!»

И так они в решении не сошлись, и, не поняв друг друга, подрались.

Не знали, называя виноград, что об одном и том же говорят.

Невежество в них злобу разожгло, ущерб зубам и ребрам нанесло.

Если б стоязычный с ними был, он их одним бы словом помирил.

«На ваши деньги, - он сказал бы им,- Куплю, что нужно всем вам четверым.

Монету вашу я учетверю и снова мир меж вами водворю!

Учетверю, хоть и не разделю желаемое полностью куплю!

Слова несведущих несут войну, мои ж - единство, мир и тишину»

- Каков смысл притчи?

- Каким образом её смысл связан с проблемой мирных взаимоотношений между народами?




Притча о винограде

Вот как непонимание порой способно дружбу подменить враждой,

Как может злобу породить в сердцах одно и то ж на разных языках.

Шли вместе турок, перс, араб и грек. И вот какой-то добрый человек

Приятелям монету подарил и тем раздор меж ними заварил.

Вот перс тогда другим сказал: «Пойдем на рынок и ангур приобретем!»

«Врешь, плут, - в сердцах прервал его араб,- Я не хочу ангур! Хочу эйнаб!»

А тюрок перебил их: «Что за шум, друзья мои? Не лучше ли узюм!»

«Что вы за люди! - грек воскликнул им, стафиль - давайте купим и съедим!»

И так они в решении не сошлись, и, не поняв друг друга, подрались.

Не знали, называя виноград, что об одном и том же говорят.

Невежество в них злобу разожгло, ущерб зубам и ребрам нанесло.

Если б стоязычный с ними был, он их одним бы словом помирил.

«На ваши деньги, - он сказал бы им,- Куплю, что нужно всем вам четверым.

Монету вашу я учетверю и снова мир меж вами водворю!

Учетверю, хоть и не разделю желаемое полностью куплю!

Слова несведущих несут войну, мои ж - единство, мир и тишину»

- Каков смысл притчи?

- Каким образом её смысл связан с проблемой мирных взаимоотношений между народами?







Задание «Ключевое слово»

Необходимо найти ключевое слово, пропущенное в каждом высказывании.

Вставьте в пропуски соответствующие буквы.



1. Если мы хотим, чтобы нас уважали, то мы также должны иметь_____к другим людям и уважать человечность вообще. (И. Кант).

2. Если мы хотим быть любимы, то на нас лежит та же самая обязанность - также проявить_________. (И. Кант).

3. Ни один ________ в мире не одарён какой-либо способностью преимущественно перед другими. (Г. Лессинг).



Пропущенные слова:

А) дружба Б) народ В) уважение Г) человеколюбие Д) нравы

Е) расположение Ж) язык


Задание «Ключевое слово»

Необходимо найти ключевое слово, пропущенное в каждом высказывании.

Вставьте в пропуски буквы соответствующие пропущенным словам.



1. Лучшее, что есть в жизни человека,- это его________ с другими людьми. (А. Линкольн).

2. Не на то надо смотреть, где человек родился, а каковы его ______ ,не в какой земле, а по каким принципам решил он прожить свою жизнь. (Апулей).

3. Великий народ должен помогать малому сохранять себя, ____, свою культуру.(Д. С. Лихачёв).



Пропущенные слова:

А) дружба Б) народ В) уважение Г) человеколюбие Д) нравы Е) расположение Ж) язык


Написать Синквейн

НАЦИЯ

Алгоритм написания синквейна:

1 строка: существительное, отражающее суть темы.

2 строка: два прилагательных (причастия), отражающих суть темы.

3 строка: три глагола, отражающих суть темы.

4 строка: фраза из четырех слов, раскрывающих понятие темы.

5 строка: существительное, синоним первой строки

Написать эссе на тему:

«Нет на свете малых народов. Величие народа вовсе не измеряется его численностью, подобно тому, как величие человека не измеряется его ростом» В. Гюго

Эссе не должно превышать более 15 предложений.

Алгоритм написания эссе:

1. Вступление (как понимаете данное высказывание)

2. Основная часть (собственная позиция, примеры)

3. Заключение (вывод)






Совенко_классный_час область.docx Скачать

Классный час «Моя строка в историю моей страны»

10 класс

Цель: формирование «Я»-позиции обучающихся, выраженной в ответственном отношении за будущее страны

Задачи:

  • развитие коммуникативных умений: ведение диалога, выстраивание общения в группе, способности четко выражать и аргументировать свою точку зрения и суждения,

  • развитие готовности к принятию и анализу явлений общественной жизни,

  • мотивация к участию в общественно-политической жизни страны

Этап

Задачи

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Вызов

  • Мотивация на предстоящий разговор через ответ на проблемный вопрос

  • развитие коммуникативных умений:

способности четко выражать и аргументировать свою точку зрения и суждения


Добрый день дорогие ребята, добрый день, уважаемое жюри!

Совенко Елена Николаевна, учитель истории и обществознания Оконешниковской средней школы.

Пред началом нашего разговора, я предлагаю вам посмотреть слайд презентации (слайд 1)

-О чем говорится в нем?

-Если обобщить все ваши высказывания, то перед нами представлены были портреты людей, вписавшие свою строку в историю нашей страны.

Есть вопросы, которые можно отнести к категории вечных. Вопрос нашего разговора сегодня один из них. Кто пишет историю? Каждая эпоха представляет свой образ, смысл жизни и счастья, расставляет цели, приоритеты. Казалось бы, стоит ли искать ответы на вопросы, когда до нас сотни и тысячи раз это уже делали другие? Стоит! Сегодня жизнь настолько динамична, изменяются представления о привычных вещах и категориях, поэтому задавать себе такие вопросы и искать на них ответы просто необходимо!

-Существуют противоположные мнения по этому поводу.

Одни считают, что каждый из нас пишет историю страны. Другие же, напротив, утверждают, что от нас с вами ничего не зависит, т.к. мы люди «маленькие».

-Что вы думаете по этому поводу?

-Как вы могли бы определить тему разговора? (слайд 2)











Россия, история, люди



























Высказывания детей


Осмысление

  • выработка собственной позиции по обсуждаемой теме;

  • развитие коммуникативных умений: ведение диалога, выстраивание общения в группе


-Я приглашаю вас к откровенному разговору о том, какую же строку готов каждый из нас вписать в историю страны.

-Какие ассоциации возникают у вас со словом «строка»?

- Для того чтобы определить, какой вклад мы можем внести в историю страны, мы должны определить модель того будущего, в котором мы бы хотели жить. Предлагаю вам построить модель будущего. Представим, что страна наша - это огромный дом, где каждый кирпичик олицетворяет те ценности, которые мы бы хотели сохранить в нашем будущем доме. Их вы можете написать на разноцветных листах бумаги. Это могут быть не только отдельные слова, но и словосочетания.

Вывешиваем наши кирпичики на доску – «строим дом будущего».

- Какой же облик страны у нас получился?

-А что требуется от каждого из нас, чтобы страна стала такой, какой мы ее себе представили?

-Вернёмся к началу разговора.

Перед вами были лица знаменитых людей, а сейчас вы говорите о том, что для нашего будущего нужно быть хорошим врачом, учителем, инженером, рабочим, экономистом, т.е. знаменитым можно и не быть, но оставить после себя добрые дела.





Высказывания детей

На цветных листах бумаги дети пишут слова и выражения, отражающие их представления о будущем страны, вывешивают на доску



Высказывания детей

Высказывания детей










Рефлексия

  • высказывание обучающимися собственных идей и аргументов по обсуждаемому вопросу;

  • развитие готовности к принятию и анализу явлений общественной жизни,

  • мотивация к участию в общественно-политической жизни страны

Подведем итог нашего разговора

- Итак, кто же пишет историю страны?

-Да, я согласна с вами, именно мы являемся главными авторами истории нашей страны, мы пишем ее своим трудом, своей активной позицией в обществе, одним из проявлений которой является в нашем участии в выборах. Скоро 4 марта, и именно рядовым гражданам страны предстоит решить ее будущее. Скоро вы тоже сможете реализовать свое конституционное право выбирать, избираться и быть избранным и, пообщавшись с вами сегодня, я убеждена, что вы реализуете все свои права и будущее нашей страны в надежных руках!

А закончить наше общение мне хотелось бы пожеланием: пусть все ваши устремления будут иметь успех, пусть мечты станут реальностью, чтобы каждый из вас мог сказать: (слайд 3)

Какие ждут нас в будущем дела?

Об этом думать мы должны все чаще.

Будь каждый гражданином настоящим -

Большой отдачи ждет от нас страна.


Так подымай, бездумью вопреки,

Свою решимость до конца бороться.

Ведь может, от одной твоей руки

Зависит все, что будущим зовется!





Высказывания детей



Социально.docx Скачать

Социально-экономическое развитие России в 80 – 90-е годы XIX века.

Достижения и просчеты. (2 часа).

Урок сопровождается презентацией, учебной картой, раздаточным и иллюстративным материалом.

Цели урока:

  • выяснить основные тенденции и противоречия социально-экономического развития России в 80-90 гг. XIX века;

  • развивать умение анализировать, обобщать материал, определять и объяснять понятия, выделять главное, разрешать проблемы;

  • развивать коммуникативные компетентности и критическое мышление;

  • воспитание толерантности и уважительного отношения к прошлому своей Родины.

План урока:

I. Проверка домашнего задания.

II. Сельское хозяйство в России после Крестьянской реформы.

III. Промышленное развитие России после реформ.

IV. Деятельность С. Ю. Витте.

V. Строительство железных дорог.

VI. Рабочий вопрос в России.

VII. Закрепление материала.

Ход урока:

  1. Проверка домашнего задания.

- назовите главную задачу царствования Александра III.

- какие контрреформы (в каких областях) были проведены правительством Александра III?

- можно ли говорить об отказе от Великих реформ 60-70-х годов XIX века в правление Александра III?

2. Развитие сельского хозяйства в пореформенный период.

Актуализация знаний: В конце XIX в. Россия оставалась аграрной страной; поэтому развитие капитализма в сельском хозяйстве (где была занята подавляющая часть населения) определяло особенности и условия развития капитализма в промышленности, так как сельское хозяйство было для него базой и рынком сбыта. Процесс капиталистического развития охватил и формы собственности, и организацию хозяйств, и характер труда, и положение классов. Давайте посмотрим, как изменилось положение крестьянского и помещичьего хозяйства после реформы:

по ходу ответов учениками заполняется сравнительная таблица :

Крестьянское хозяйство 2-й половины XIX века

Помещичье хозяйство 2-й половины XIX века

?

?

ЭКСТЕНСИВНЫЙ ПУТЬ РАЗВИТИЯ КАПИТАЛИЗМА В СЕЛЬСКОМ ХОЗЯЙСТВЕ

  • - Перечислите характерные черты развития крестьянского хозяйства во второй половине XIX в. (Малоземелье, аграрное перенаселение, экстенсивный путь развития хозяйства, опутанность крестьянских хозяйств выкупными платежами, в большинстве случаев полунатуральный характер крестьянского хозяйства, т. е. почти все произведенное потребляется самим производителем.)

  • - Перечислите основные черты, характеризующие помещичье хозяйство.

(Большинство помещичьих хозяйств основаны на так называемой отработочной системе и используют труд крестьян, вынужденных отрабатывать на помещичьей земле свои долги, абсолютно не заинтересованные в результатах своего труда; помещичьи хозяйства - основной поставщик товарного хлеба на международные рынки.)

Как же происходила перестройка помещичьих хозяйств на капиталистический лад? Здесь, прежде всего, необходимо отметить те капиталистический тип хозяйства, которые сравнительно быстро наладили крупное товарное сельскохозяйственное производство. Эти хозяйства преобладали в западных и южных губерниях России (в Прибалтике, на Правобережной Украине, в Новороссии, на Северном Кавказе), в большей части Нижнего Поволжья. (По карте «Развитие капитализма в России в 1861 —1900 гг.» показать эти районы— они охватывали 19 губерний.) В этих имениях все шире применялись сельскохозяйственные машины, новый инвентарь. Так, в Одесской губернии в ряде крупных имений применялось до 1000 машин. За 15 лет после реформы ввоз сельскохозяйственных машин в страну вырос в восемь раз. К 1884 г. было закуплено сельскохозяйственного инвентаря на 6 млн. руб. Значительное распространение получил наемный труд батраков, сезонных и поденных рабочих. На юге России в 100 имениях в сезон трудилось более 11 тыс. наемных рабочих. Хозяйство принимало все более резко выраженный товарный характер. Росла доходность производства (так, в одном из имений доходность за 15 лет выросла в десять раз). Применялись более продуктивные сельскохозяйственные культуры; создавались предприятия по их переработке. В качестве примера можно привести хозяйство крупного помещика Энгельгардта,

  • В развитии сельского хозяйства преобладали капиталистические или феодальные черты?

  • Интенсивным или экстенсивным путем развивалось сельское хозяйство? Почему?

(В развитии сельского хозяйства преобладали феодальные черты с отдельными элементами капитализма. Этим объясняется экстенсивный путь развития сельского хозяйства.)

Все перечисленные тенденции в развитии сельского хозяйства сохранялись и в 1880-90-е годы. В 1891-92 гг. ко всем крестьянским бедам прибавилась еще одна. Из-за засухи, похолодания и продолжительных дождей часть губерний России поразил голод, во время которого умерло более 600 тыс. человек. Активное участие в судьбе крестьян приняла русская общественность. Был организован сбор средств, в помощь голодающим, в деревнях устраивались бесплатные столовые и т.д. В этой работе активно участвовал Л.Н. Толстой.

Вывод: (запись в тетрадь) После реформы произошёл подъем сельскохозяйственного производства. Носителем новых, прогрессивных явлений выступали хозяйства зажиточных крестьян и помещиков. Посевные площади в целом возросли по стране на 30%. Увеличилось применение травополья, удобрений и машин. Урожайность основных полевых культур в среднем за 40 лет выросла на 25%. Резко выросла товарность сельского хозяйства. продажа хлеба на рынке увеличилась в 6 раз, а среднегодовой вывоз хлеба за границу – в 3,5 раза. Происходила специализация ряда районов на торговое земледелие. Но в то же время характерной чертой деревни в пореформенный период было разорение и обнищание крестьянства, в деревне по-прежнему сохранились феодально-крепостнические пережитки – помещичье землевладение, отрезки, барщина, отработки, община. Аграрный вопрос в России оставался основным вопросом социально-экономической жизни.

  1. Промышленное развитие России после реформ.

В своей внутренней политике Александр III не мог не учитывать то, что дедовское царствование завершилось неудачной Крымской войной, а отцовское – удачной русско-турецкой компанией 1877-78 гг. по мнению Александра III для более успешного проведения внутриполитического курса необходима государственная поддержка стратегически важных отраслей промышленности.

Давайте обратимся к карте.

  • Назовите мне регионы, в которых промышленное производство развивалось более интенсивно?

  • Какие отрасли промышленности доминировали в развитии каждого из этих регионов?

  • Назовите новые для XIX века отрасли промышленности. (Работа учащихся с картой «Российская империя во второй половине XIX века»).

Главной особенностью развития российской промышленности является то, что очень высока была концентрация производства рабочей силы. В 1890г. На предприятиях с числом рабочих более 100 человек было сосредоточено 75% всех фабрично-заводских и горных рабочих, половина из них работала на предприятиях с числом 500 и более человек.

Одной из главных задач правительства в эти годы было проведение политики протекционизма. Что предполагает эта политика? (ограждение отечественных предприятий от иностранной конкуренции) плюс к этому еще необходимо добавить льготные кредиты отечественным промышленным предприятиям и государственный заказ на выпуск продукции.

Большая роль в проведение политики протекционизма сыграла деятельность министерства финансов, а особенно людей, возглавляющих министерство – это И.Х. Бунге и И.А. Вышнеградский. Давайте посмотрим, какие основные мероприятия в этой области проводились министерством финансов: (Анализ деятельности Минфина). 5слайд презентации.

  1. Деятельность С.Ю. Витте.

Многие из этих положений нашли своё дальнейшее продолжение в деятельности С.Ю. Витте во время его пребывания на посту министра финансов. Я предлагаю познакомиться вам с экономической программой С.Ю. Витте, ведь именно ему принадлежит проведение ряда преобразований в экономической сфере, и именно с его именем связан подъем российской экономики конца XIX века. (работа учащихся с текстом учебника п28 стр. 237). Выделить и записать в тетрадь основные положения экономической программы С.Ю. Витте.

Результаты этой программы были впечатляющими – за 13 лет увеличилась занятость населения в промышленности. За 12 лет удвоилась протяжённость железных дорог, было завершено строительство Транссиба, что способствовало дальнейшему освоению Сибирского и Дальневосточного регионов, в том числе и нашей с вами малой Родины т.к. Транссиб прошел через Омскую область и в частности через г. Калачинск. На слайде вы можете увидеть плакат начала XX века, символизирующий единение Европы и Азии, благодаря Транссибу.

  1. Строительство железных дорог.

В этой связи необходимо отметить, что с 1860г в России начался железнодорожный бум. Давайте обратимся к карте и посмотрим, какая из железных дорог была построена первой и второй? Какие регионы России были соединены железными дорогами во второй половине XIX века? Какую роль играло железнодорожное строительство в дальнейшем промышленном развитии страны? Показать по карте основные направления новых линий железных дорог, которые за пореформенные 40 лет выросли в 20 раз (к 1900 г. их протяженность составляла 50 тыс. км) (работа учащихся с картой).

Это способствовало развитию металлургии, и именно железнодорожное строительство позволило преобразить ряд регионов империи. Возникали новые города и промышленные предприятия. Резко увеличивается производство чугуна и стали. Экономический подъем способствовал и появлению новых социальных слоёв. Предпринимательская горячка, охватила российских капиталистов. По всей стране открывались новые предприятия, банки, акционерные общества. Очень характерен для этого процесса следующий факт; в 80—90-е гг. возникло две трети предприятий, существовавших в России к 1900 г. В этот период возникает много городов и рабочих поселков (типа Орехово-Зуева, Юзовкн и др.) с числом жителей свыше 20—30 тыс. человек. В конце XIX в. таких поселков, где «фабрика сама шла к мужику», в стране насчитывалось более 300. Таким образом, в стране с отсталым сельским хозяйством, нищей деревней и узким рынком сбыта был создан мощный сектор тяжелой индустрии.

  1. Рабочий вопрос.

Наша сегодняшняя работа была бы неполной без рассмотрения следующего вопроса нашего плана работы. Мы с вами уже сказали о высокой концентрации рабочих на промышленных предприятиях, но давайте вспомним, каковы, же были условия труда рабочих в странах Западной Европы? Рассмотрев представленные вам иллюстрации и раздаточный материал, попытайтесь представить себе условия труда и быта российского рабочего?

(Работа в группах 1-й ряд – текст учебника стр. 239-240; 2-й ряд – раздаточный материал, отрывок из стихотворения Н.А. Некрасова «Плач детей»; 3-й ряд иллюстрации).

Правительство понимало сложность проблем этого вопроса, и поэтому были проведены следующие мероприятия (слайд 10 в презентации), выписать их в тетрадь.

  • О чем, по вашему мнению, свидетельствует закон о наказании за участие в стачках?

  • Означает ли это, что стачка была одной из форм борьбы рабочего класса за свои права?

Одной из самых крупных стачек была Морозовская стачка 1885г., я предоставляю слово ребятам, готовившим сообщение об этом событии. (выступление учащихся с сообщением.)

  1. Закрепление материала

  • Каковы итоги экономического развития России во второй половине XIX в ?

  • Можно ли назвать Россию конца XIX в капиталистической страной?

  • Попытайтесь сформулировать особенности развития капитализма в России. это может быть записано так:

Особенности развития капитализма в России:

1) За короткий срок - высокие темпы развития промышленности;

2) Огромная роль государства в развитии экономики;

3) Широкое привлечение в российскую экономику иностранного капитала;

4) Сохранение феодальных форм эксплуатации;

5) Благоприятные условия для развития капитализма «вширь» вследствие обилия свободных земель на окраинах и больших запасов полезных ископаемых.

6) Капитализм развивался главным образом в промышленности, а не в сельском хозяйстве.


В качестве проверки изученного нами материала, я предлагаю выполнить вам устный исторический диктант, где вы будете называть мне только ответ (слайд12)

  1. Подведение итогов урока: выставление отметок, домашнее задание (слайд 13)

Урок на конкурс.docx Скачать

Тема «Нации и межнациональные отношения»

класс 8 предмет «обществознание».

Цель урока:

Личностные: ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству; стремление к укреплению исторически сложившегося государственного единства; признание равноправия народов, единства разнообразных культур.

Метапредметные: умение выполнять познавательные практические задания, на:

- использование элементов причинно-следственного анализа;

- поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в источниках различного типа;

- перевод информации из одной знаковой системы в другую;

- определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения.

Предметные:

познавательные:

- давать оценку взглядам, подходам, событиям, процессам с позиции одобряемых в современном российском обществе социальных ценностей;

ценностно-мотивационные:

- знание основных нравственных и правовых понятий, норм и правил, понимание их роли как решающих регуляторов общественной жизни, умений применять эти правила и нормы к анализу, оценке реальных ситуаций, установка на необходимость руководствоваться этими нормами и правилами в собственной повседневной жизни.

Коммуникативная:

- умение взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести диалог, участвовать в дискуссии, аргументировать собственную точку зрения.



Ход урока:

- орг. момент:

Я, ты, он, она, вместе целая страна,

Вместе, дружная семья,

В слове МЫ 100 тысяч «Я».


Как вы понимаете слова эпиграфа? А что нас всех объединяет?

Я предлагаю вам открыть конверт 1, в конверте у нас даны ряд утверждений, которые помогут найти нам правильный ответ на этот вопрос?

(Конверт 1) из предложенного вам списка утверждений, выберите те, которые будут относиться к нам с позиции МЫ. Они будут необходимы нам для составления кластера.

Найдите в конверте 2 термин, который будет включать в себя все эти понятия

(Конверт 2)

Какой термин вы выбрали в качестве ключевого? Давайте составим кластер.

Тема нашего урока «Нации и межнациональные отношения»

Ряд ученых обществоведов использует термин Нация так – это все граждане определенной страны, независимо от их этнических различий.

А вы знаете, сколько наций проживает в мире? А в нашей стране? А в нашем районе?

Давайте обратимся к статистическим данным, они представлены у нас на слайде

Раз много наций проживает на территории нашей страны и наш район этому яркий пример, значит ,государство наше какое? (многонациональное)

А у каждой нации, как мы с вами определили, свои верования традиции, обычаи, что можем мы отнести с вами к традициям, которые достойны уважения и могут соблюдаться и поддерживаться всеми нациями, которые проживают на территории страны? (гостеприимство)

А есть такие от которых необходимо избавиться? Вы можете их назвать? (Кровная месть)

Таким образом, задача молодого поколения – сделать правильный выбор, каких традиций придерживаться.

Мечтой всех людей во все времена было создание государства дружбы и братства, общества гармонии между нациями

еще А.С. Пушкин в далеком 19 веке написал слайд

Скажите, а могут отношения между различными нациями привести к конфликту? А как будет называться такой конфликт? Давайте посмотрим небольшой фрагмент из фильма и подумаем, а может ли данная ситуация вызвать межнациональный конфликт. (фрагмент фильма) – ответы ребят.

У вас на столах, в конверте 3 есть притча, которая поможет нам с вами найти еще одну причину конфликта, прочтите ее, в чем причина конфликта, о котором говориться в притче?

А теперь давайте обратимся к учебнику, что же говорят нам авторы, какие причины межнациональных конфликтов выделяют они. (работа с учебником стр. 131).

А можно ли урегулировать межнациональный конфликт? Что для этого необходимо? (да можно, используя законы)

В конверте 4 у вас находятся материалы, позволяющие вам определить пути, для урегулирования межнациональных конфликтов используя приемы активного чтения, я предлагаю вам найти методы для разрешения этой проблемы.

Каждая группа получает свой материал, и представляет нам итог.

Конечно жить в многонациональном государстве дружно очень сложно. Но мир нужен всем и поэтому каждый из нас должен вырабатывать в себе культуру межнациональных и межличностных отношений. Это культура слайд (высказывание Л.Н. Гумилева).

Давайте мы с вами попытаемся сформулировать правила межнационального общения, эту работу вы выполняете в группах, формулируете 2-3 правила, желательно, чтобы они не повторялись.

Для подведения итога нашего сегодняшнего разговора, я предлагаю вам выполнить задания, которые находятся у вас в конверте 5.Для этой работы я отвожу вам 5 минут, а за тем мы обсудим полученный результат. (Обсудили)

А сейчас, я попрошу вас встать в круг, представьте себе, что вы представители разных национальностей, давайте еще раз обратимся к эпиграфу, я проговариваю: Я ты, он, она, вместе целая страна вместе дружная семья, как нам показать, что мы «дружная семья»? (взяться за руки).

Закончите фразу:

- Я знаю, что такое нация – это общая территория, язык, культура, экономика, историческое прошлое.

- Я убеждена, что люди должны жить - в мире

- Я горжусь тем, что мы живем в России

- Значит мы все с вами – Россияне!

Присаживайтесь все на свои места.Я благодарю вас за урок, мне очень понравилось с вами работать, я хочу оценить вашу работу только на положительные отметки (проговариваю кого), а в качестве домашнего задания предлагаю вам составить коллаж «Мы россияне!»


















Стадия (фаза)

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Время

I Вызов

Как вы понимаете слова эпиграфа? А что нас всех объединяет?

Я предлагаю вам открыть конверт 1, в конверте у нас даны рад утверждений, которые помогут найти нам правильный ответ на этот вопрос?

(Конверт 1) из предложенного вам списка утверждений, выберите те, которые будут относиться к нам с позиции МЫ. Они будут необходимы нам для составления кластера.

Найдите в конверте 2 термин, который будет включать в себя все эти понятия

(Конверт 2)

Какой термин вы выбрали в качестве ключевого? Давайте составим кластер.

Результат: Кластер (пучок) помогает учителю диагностировать уровень подготовки класса к восприятию нового материала и использовать его (кластер) в качестве опоры при объяснении нового материала.

Ответы на вопросы учителя;

работа с предложенными утверждениями и выбор утверждений;


Результат: систематизация ранее изученного материала; мотивация на получение новых знаний по изучаемому вопросу.





Работа с предложенными терминами, поиск необходимого термина и Результат: составление кластера



2 минуты











2 минуты






4 минуты

II. Осмысление содержания

Ряд ученых обществоведов использует термин Нация так – это все граждане определенной страны, независимо от их этнических различий.

А вы знаете, сколько наций проживает в мире? А в нашей стране? А в нашем районе?

Давайте обратимся к статистическим данным, они представлены у нас на слайде

Раз много наций проживает на территории нашей страны и наш район этому яркий пример, значит, государство наше какое? (многонациональное)

А у каждой нации, как мы с вами определили, свои верования традиции, обычаи, что можем мы отнести с вами к традициям, которые достойны уважения и могут соблюдаться и поддерживаться всеми нациями, которые проживают на территории страны? (гостеприимство)

А есть такие от которых необходимо избавиться? Вы можете их назвать? (Кровная месть)

Таким образом, задача молодого поколения – сделать правильный выбор, каких традиций придерживаться.

Мечтой всех людей во все времена было создание государства дружбы и братства, общества гармонии между нациями

еще А.С. Пушкин в далеком 19 веке написал слайд

Скажите, а могут отношения между различными нациями привести к конфликту? А как будет называться такой конфликт? Давайте посмотрим небольшой фрагмент из фильма и подумаем, а может ли данная ситуация вызвать межнациональный конфликт. (фрагмент фильма) – ответы ребят.

У вас на столах, в конверте 3 есть притча, которая поможет нам с вами найти еще одну причину конфликта, прочтите ее, в чем причина конфликта, о котором говориться в притче?

А теперь давайте обратимся к учебнику, что же говорят нам авторы, какие причины межнациональных конфликтов выделяют они. (работа с учебником стр. 131).

А можно ли урегулировать межнациональный конфликт? Что для этого необходимо? (да можно, используя законы)

В конверте 4 у вас находятся материалы, позволяющие вам определить пути, для урегулирования межнациональных конфликтов используя приемы активного чтения, я предлагаю вам найти методы для разрешения этой проблемы.









Конечно жить в многонациональном государстве дружно очень сложно. Но мир нужен всем и поэтому каждый из нас должен вырабатывать в себе культуру межнациональных и межличностных отношений. Это культура слайд (высказывание Л.Н. Гумилева).

Ответы на поставленные вопросы,













































Чтение притчи, ответы на вопрос.






Работа с учебником, выписать причины межнациональных конфликтов






Работа с предложенным текстом с использованием активных методов чтения, ведение записей по мере осмысления новой информации. Решение проблемных ситуаций по изучаемой теме.

Результат:учащиеся вырабатывают навыки критического анализа текста; корректируют имевшиеся у них представления по изученной теме в соответствии с новой информацией, определяют собственную позицию.




Давайте мы с вами попытаемся сформулировать правила межнационального общения, эту работу вы выполняете в группах, формулируете 2-3 правила, желательно, чтобы они не повторялись.




5 минут






































1 минута






3 минуты






5 минут




Метод активного чтения с использованием знаковой маркировки: «+», «-», «v», «?»

Ведение записей типа «двойной дневник»

Поиск в источнике ответов на поставленные вопросы;

5 минут.






2 минуты

III. Рефлексия
































Итог урока:

Для подведения итога нашего сегодняшнего разговора, я предлагаю вам выполнить задания, которые находятся у вас в конверте 5. Для этой работы я отвожу вам 5 минут, а за тем мы обсудим полученный результат. (Обсудили)

А сейчас, я попрошу вас встать в круг, представьте себе, что вы представители разных национальностей, давайте еще раз обратимся к эпиграфу, я проговариваю: Я ты, он, она, вместе целая страна вместе дружная семья, как нам показать, что мы «дружная семья»? (взяться за руки).

Закончите фразу:

- Я знаю, что такое нация – это общая территория, язык, культура, экономика, историческое прошлое.

- Я убеждена, что люди должны жить - в мире

- Я горжусь тем, что мы живем в России

- Значит мы все с вами – Россияне!








Я благодарю вас за урок, мне понравилось с вами работать, я хочу оценить вашу работу только на положительные отметки (проговариваю кого), домашнее задание

Письменная рефлексия на выбор:

1) Составление синквейна по изучаемому вопросу.

2) написание эссе «На свете нет малых народов. Величие народа вовсе не измеряется его численностью, подобно тому, как величие человека не измеряется его ростом» В. Гюго

3) выполнение задания «Ключевое слово»






Выводы по теме урока

Результат: Практические выводы.

- где бы мы не находились, чем бы не занимались, мы всегда будем встречаться, работать, общаться, дружить, сотрудничать или соперничать с представителями разных национальностей;

- природа сотворила людей разными, но равными в своих правах и достоинстве;

- нет плохих и хороших наций, есть плохие или хорошие люди, а точнее – плохие или хорошие поступки;

- в многонациональном государстве трудно жить дружно, но мир нужен всем и от того, как мы выстроим наши межличностные, и межнациональные отношения зависит будущее нашей Родины.




5 минут
















2 минуты





Конверт 1

Цвет глаз

Язык

Культура

Форма ушей

Общая территория

Цвет волос

Историческое прошлое

Высокий рост

Экономика

Низкий рост

Национальное сознание и самосознание








Конверт 2.

НАЦИЯ

КЛАССЫ

КАСТЫ

ЛЮДИ


СОСЛОВИЯ





Урок по истории Древнего мира реализующий здоровьесберегающий и интеграционный подход.doc Скачать

Урок по истории Древнего мира реализующий здоровьесберегающий и интеграционный подход (история – природоведение).

Тема урока: Жизнь и быт римлян в период империи.


Цель урока: знакомство с жизнью и бытом римлян периода империи; продолжить формирование умений сравнивать и описывать различные исторические источники и картины; выделять главное в текстах источников; применять полученные знания на практике; формировать навыки правильного питания с учётом потребностей организма.

Уровни усвоения:

Представление:

- формировать представление о различных бытовых и социальных условиях жизни населения Древнего Рима;

- формировать представление об особенностях различных кухонь;

Отношение:

- формировать убеждение в необходимости рационального питания для сохранения здоровья;

Стратегия поведения:

- формировать привычку к рациональному питанию через изучение темы урока.


ХОД УРОКА:

ЭТАП УРОКА

СОДЕРЖАНИЕ УРОКА

МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЯ

I этап. Вводная часть

Актуализация знаний о роли питания в жизни человека.

Учитель: как вы понимаете «человек есть то, что он ест». Обратить особое внимание на взаимосвязь питания и здоровья .

II этап. Основная часть.

Формирование представления у обучающихся о культуре питания в древнем Риме.

Учитель, предлагает вспомнить какие, с/х продукты производились в древнем Риме, а какие привозились из провинции.

Рассказ учителя о рациональном питании плебеев и знати. Сюжетный рассказ об императорских пирах.

III этап. Заключительная часть.

Отработка личной стратегии избегания пищевых рисков.

Учитель предлагает обучающимся «побывать» на императорском пиру и попробовать предлагаемые блюда, с учётом вредности и полезности их. Подумать над вопросом «Сколько же следует съесть, чтобы не навредить своему организму».

IV этап. Итог урока.

Обобщение полученных знаний.

«Дискуссионные качели». Класс делиться на 2 группы и каждая из групп заканчивает предложенную фразу: «Пища полезна если…»; «Пища вредна если..».

V этап. Домашнее задание.


Составить меню на 1 день патриция, плебея и раба.


Урок сопровождается мультимедийной презентацией к уроку.

Урок по модульному курсу Краеведение в 9 классе.docx Скачать

Урок по модульному курсу Краеведение в 9 классе.

Современное храмовое строительство Омского Прииртышья.

Цель урока: сформировать у обучающихся представление о региональной политике в вопросах культовых сооружений; проанализировать причинно-следственные связи исторических событий России и Омского Прииртышья;

Воспитывать толерантное отношение к различным конфессиям и вероисповеданиям, уважение к прошлому своей Родины, понимать духовные ценности, коммуникативность, культуру общения.

Задачи урока:

знать: какие храмы были построены или восстановлены в конце XX - начале XXI века; значение храмового строительства;

уметь: анализировать текст документов; работать с дополнительными источникамми; выделять основные положения; устанавливать причинно-следственные связи, аргументировать ответы, делать выводы, выполнять творческие работы по созданию презентаций.

Успенский храм зовёт красою куполов

И мы его гордимся возрожденьем.

Пусть в городе моём под звон колоколов

Вершиться вечный круг благодаренья!

В. Луговская.

Ход урока:

Одной из примет нашего времени стало возрождение храмового строительства, в этом мы можем убедиться на примере нашего региона Омского Прииртышья. В чём причины этого явления? Какие храмы были построены или восстановлены в последнее 20-летие? Дать оценку происходящему мы постараемся сегодня на уроке. В этом нам сегодня помогут ваши презентации и творческие работы, мой рассказ и различные источники.

Законы истории суровы. Вчерашние великие события уходят в прошлое глубже, все дальше. Вот уже минувшие десятилетия сложились в века; поток времени окутывает туманом судьбы людей и государств, голоса эпох звучат приглушенно. Но есть эпохи, которые трудно отодвинуть на такое расстояние, чтобы умолкли два голоса, составляющие нравственный смысл человеческого бытия - голос Истины и голос Совести.

Отечественная история XX века открывалась россиянам в своем истинном в постепенно, страница за страницей. Если революция 1917 года стала моментом рождения грандиозной советской мифологии, то вторая половина столетия стерла с лис официальной летописи слой смешанной с кровью позолоты. Под ним обнаружил иные очертания событий, и они с течением времени не теряются в пространстве, становятся все более четкими и жесткими. Читать о них, чаще всего, по-настоящему страшно, но истина и совесть не позволяют более «играть в историю» - историю надо знать такой, как есть. Даже страшной.

Одна из трагических страниц нашей истории связана с попытками уничтожить русской земле веру в Бога и ее опору - православную церковь. Такое нельзя забыть: тайное неизменно станет явным, истина разбудит совесть, и современность обратится к прошлому, склоняясь перед страданиями и героическим служением тех, кто не продать свет своей души за блага «нового мира», не отрекся от Христа даже под угрозой неминуемой смерти.

В течение столетий воздвигались на русских землях прекрасные храмы. Золотые купола и стройные шатры поднимались к небу, как молитвенные песнопения. В период неверия песнопения стали обрываться, купола рушились, иконы летели в костры и мало кто осмеливался вслух произносить молитвы. Погиб и Успенский кафедральный собор - краса и гордость Омска. Но его место осталось незанятым - там был устроен сквер, и огромный фундамент невидимо покоился под слоем земли, словно дожидался, когда настанет время возвращения к истокам и вот это время пришло.

Актуализация знаний:

  • Чтобы оценить масштаб храмового строительства сегодня, давайте вспомним, сколько существовало храмов в Омском Прииртышье до революции?

  • Назовите самые значительные для архитектурного облика и истории города (используются слайды - помощники на мультимедиа - Воскресенский, Никольский, Успенский соборы и т.д.);

  • Как учитывался многоконфессиональный состав населения? (синагога, мечеть кирха);

  • Что общего было в послереволюционной судьбе храмов региона? Каковы причины уничтожения храмов в 20-30-е годы прошлого века?

  • Что вы можете сказать о храмовом строительстве в Омском Прииртышье за последнее десятилетие?

Организация познавательной деятельности:

  1. Причины храмового строительства.

А как, по-вашему, нужно ли сейчас возрождать и строить храмы? Я предлагаю вам две точки зрения по этому вопросу:

  1. Храмовое строительство – шаг к возрождению духовности, поэтому строить храмы необходимо. Ведь лечение «больного» духа не менее важно, чем лечение больного тела, а дух нашего народа очень «болен», поэтому это очень важно.

  2. Тратить деньги на это нецелесообразно, лучше отдать их на нужды образования, медицины, помощь малоимущим. Материальное благополучие – это самое главное в жизни человека.

Думаю, что сразу нам с вами не ответить на эти вопросы, и поэтому я предлагаю вам в ходе урока расставить для себя акценты и в конце урока озвучить нам свои мысли.

В помощь вам я предлагаю поработать с дополнительными источниками, которые есть в нашем распоряжении. Это документы, находящиеся у вас на партах. (Приложение 1). Прочтите их, выделите главную мысль.

2. Храмовое строительство Омского Прииртышья сегодня.

На прошлом уроке вы получили групповые задания по подготовке своих проектов-презентаций о храмовом строительстве Омского Прииртышья сегодня. Это Храм Новомученников и Исповедников Российских в г. Исилькуль, Храм в честь Преподобного Серафима Саровского в п. Любино и Спасская церковь в г. Таре. Я предоставляю слово группам, для выступления. (выступление учащихся с сообщениями-презентациями).

Я хотела бы дополнить выступление ребят своей презентацией, подготовленной к сегодняшнему уроку. Я долго не размышляла о том, какой пример привести вам по сегодняшнему нашему разговору. Речь пойдет об Успенском кафедральном соборе.

Есть красота несказанная, светлая,

Та, что святою не зря называется.

Тихо раскроется тайна заветная,

Русь белой лебедью в сердце останется,

Сном благодатным, радостью сбывшейся –

Час созерцания Богом подаренный.

Будто - бы чудом с небес опустившийся

Песней беззвучною – Храм белокаменный.

Здание Успенского кафедрального собора было возведено в 1894-1898 годах на месте бывшей городской рощи в центре Омска. Строился он в основном на пожертвования горожан, российского купечества, императора Николая II, который присутствовал на закладке здания 16 июля 1891 года. Первоначально именовавшийся храмом Вознесения, он был переименован в 1895 году, после создания епархии, и как Успенский кафедральный собор был освящен первым Омским епископом Григорием. Автор проекта, Эрнст Францевич Виррих, взял за основу храм Спаса на Крови в Санкт-Петербурге (архитектор А. Парланд), творчески переработав его архитектурное решение. В омском соборе воплотились лучшие черты русского зодчества XVI—XVII веков. Он имел величавый, торжественный облик и неповторимый нарядный колорит - в облицовке использовалось тридцать видов лекального кирпича разных цветов.

Омский кафедральный собор часто сравнивали со столичными храмами, московскими и петербургскими; его внешний вид, прекрасный интерьер и замечательная акустика производили на современников огромное впечатление.

Писатель Виктор Васильев оставил свои впечатления от увиденного им в 1928 году собора в книге воспоминаний «Детства ослепительный миг»: «Дошли до Кафедрального собора. Огромный, он стоял, сверкая тремя шеломами куполов. Высоко над собором крутились стайки голубей. Я зачарованно смотрел на купола и кресты».

В 1934 году партийное руководство области намеревалось перестроить храм в оперный театр, где пригодилась бы хорошая акустика. Но этим планам не суждено было осуществиться. Судьба храма решилась 17 февраля 1935 года на заседании президиума Омского областного исполнительного комитета советов рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов. Постановили: снести. Кирпич предполагалось использовать для строительства здания НКВД, но после взрывов храм распался на крупны блоки. Алтарная часть устояла и еще некоторое время оставалась на месте немой свидетельницей идеологического вандализма «строителей нового мира».

И пришел я туда посмотреть на иную заботу.

Не могу и теперь позабыть той печальной страды -

Как отцовские руки срывали со стен позолоту,

И отцовский топор оставлял на иконах следы.

Изломали алтарь, искрошили паркетные плиты,

И горчайшая пыль закрывала все окна кругом,

И стояли у стен наши скорбные тетки Улиты,

Утирая слезу гумазейным своим лоскутом.

Я любил эти своды, взлетавшие к высям безвестным,

И воскресные хоры, и гулы со всех ступеней,

Этот дедовский храм, возведенный строителем местным,

И по грошику собранный в долах отчизны моей.

И смотрел я туда, где сновало стрижиное племя,

Залетая под купол, цепляясь за каждый карниз,

И не знал я тогда, что запало горчайшее семя

В это сердце мое. Что грустило у сваленных риз.

Но промчатся года, и развеется сумрак незнанья,

И припомнится все - этот храм, и топор, и стрижи.

И про эти вот стены сложу я вот это сказанье,

И высокую песнь, что споется у этой межи.

А ведь Успенский кафедральный собор был не только жемчужиной города, но и был внесён в реестр памятников архитектуры международного значения! Поэтому не случайно 11 июля 2005г. Вышло распоряжение Правительства Омской области о воссоздании памятника истории культуры Омской области Успенского кафедрального собора. Давайте обратимся к этому документу и проанализируем его.

  • Какие задачи поставило правительство региона перед предприятиями, учреждениями и другими организациями?

  • Когда предполагалось подготовить документацию и начать восстановление собора?

  • Когда предполагалось закончить восстановление?

А теперь давайте посмотрим, как проходила работа по воссозданию собора.

(показ слайдов, рассказывающих о работе по воссозданию собора с комментариями учителя).

  1. Значение храмового строительства.

Я возвращаюсь к проблеме, поставленной в начале урока: «А надо ли сегодня воссоздавать или строить новые храмы»?

Выслушав мнения ребят, подвожу их к пониманию, что «не хлебом единым жив человек», что воссоздание и строительство храмов это возвращение к духовным ценностям, которые мы утратили в связи с историческими «поворотами» в судьбе нашей большой и малой Родины.

  1. Рефлексия.

Что нового узнали вы в процессе сегодняшнего урока? Что получилось у вас в вашей работе, что не получилось? Что унесёте вы сегодня с собой, уходя с урока?

  1. Домашнее задание.

  • Напишите эссе на тему: «Что поведал бы нам архиепископ Сильвестр о воссоздании Успенского кафедрального собора».

  • Составить кроссворд по изученной теме (10 слов).



























ПРИЛОЖЕНИЕ

картотека урока.docx Скачать

Тема «Этнос: нации и народности»

Класс 8

Предмет «обществознание»

Программа А.И.Кравченко

Цель урока:

- познакомить с основными понятиями: этнос, племя, народность, нация.

- продолжить формирование умений анализировать информацию из различных дополнительных источников к уроку, делать выводы, излагать «сквозные» вопросы темы урока;

- развивать навыки учебной самоорганизации, групповой работы;

- способствовать воспитанию у учащихся толерантности, умения общаться, вести диалог.









Вызов

Задача:

мотивация на получение новых знаний по изучаемому вопросу.

создание проблемной ситуации для подведения обучающихся к определению темы и цели урока, подготовки класса к восприятию нового материала


Звучит эпиграф: Я, ты, он, она…

Как вы понимаете слова эпиграфа?

Вспомните из истории, в какие крупные общности объединялись люди в разные времена?

Варианты ответов: - род, племя, классы, нация, сословие.


Я предлагаю вам открыть конверт 1.

Из предложенного списка понятий, составьте логическую цепочку.

- возникли затруднения? почему?

-Какие слова вам знакомы, значения каких вам не известны?

-Как вы думаете, о чем мы с вами будем говорить сегодня?

-Какова цель нашего урока?

(узнать, что такое этнос, как соотносятся понятия: племя, народность, нация и этнос)

II. Осмысление содержания

Задача:

знакомство с основными признаками этноса;

подведение учащихся к пониманию, что племя, народность, нация –типы этноса, отражающие ступени его развития; нация – высший исторический тип этноса;

классификация полученной информации по категориям знания;

выработка навыков работы в группе и представления результатов работы;

развитие умений сравнивать, анализировать, обобщать

формирование умений анализировать информацию из различных дополнительных источников к уроку;

способствовать воспитанию у учащихся толерантности, умения общаться, вести диалог


Тема нашего урока « Этнос: нации и народности» Слайд

Где можно найти ответ на вопрос «Что такое этнос?»

Предположения: спросить у учителя, в учебнике, в словаре…

Предлагаю вам открыть учебник на стр. 136 и поработать с определением.

Исходя из определения, закончите логическую цепочку.

Работа с учебником стр 136. Читают определение этноса


Составление логической цепочки СЕМЬЯ-РОД- КЛАН –

ПЛЕМЯ -НАРОДНОСТЬ-НАЦИЯ

ЭТНОС

Вывод: племя, народность, нация – типы этноса, отражающие ступени его развития.




Давайте попробуем проследить ступени становления этноса.

Я предлагаю открыть вам конверт 2 и каждой группе составить кластеры из предложенных утверждений, которые будут характеризовать ступени развития этноса.

1 группа – учебник, с. 141 (определение племени)

2 группа – учебник, с. 141 (определение народности)

3 группа – учебник, с.142 (определение нации)

4 группа – Анализ исторических карт, задание «Ключевое слово» - Рассмотреть пути развития этноса на примере России

Работа с определениями учебника по группам, составление кластера:

1 группа – племя; (кровное родство, язык, территория, общие церемонии, формальная организация);
2 группа – народность: (язык, территория, межпоколенная преемственность, экономика, культурная общность);

3 группа – нация: (язык, экономика, культура, устойчивая государственность, социальная структура, национальное самосознание, историческое прошлое)

Комментарий учителя: на ранней ступени развития этноса важным являются биологические факторы: кровное родство.

Чем выше стадия развития, тем ярче проявляются социальный и политический фактор.

Сравните наши кластеры с кластером «Этнос» на стр. 139 учебника

-Почему составленные кластеры отличаются друг от друга и от предложенного авторами учебника, ведь в каждом из них идёт речь об ЭТНОСЕ?

Учебник предлагает общую схему, общее определение, дети составили частные определения, которые показывают динамику развития этноса.









4 группа

Становление этноса проходит достаточно длительный путь.

История становления русского этноса не исключение.

Славянские, финно-угорские, литовские племена, представители тюркских и монгольских племён образовали древнерусскую народность, которая стала основой для формирования единой нации.

Слово учителя

Вся история России – это история освоения новых земель, история присоединения новых народов, история взаимоотношения новых этносов. Россия как государство и существует только благодаря своему национальному разнообразию. Поэт В.Степанов об этом сказал так:

Живут в России разные

народы с давних пор.

Одним тайга по нраву,

другим степной простор.

У каждого народа язык свой и наряд.

Один черкеску носит,

другой надел халат.

Один рыбак с рожденья,

другой оленевод,

один кумыс готовит,

другой готовит мед.

Одним милее осень,

другим милей весна.

А Родина - Россия,

у нас у всех одна.

-Что хотел подчеркнуть автор?

Предметом гордости страны являются такие ее представители, как Пушкин (имевщий, как известно, африканские корни), Жуковский (имевший турецкие корни), Карамзин, (возводивший свой род к татарской знати), Багратион (грузин), Аввакум и Никон (мордвины), Левитан и Пастернак (евреи). (СЛАЙД)

Мы определили, что нация - это высший исторический тип этноса.

Наций и народностей в мире намного больше, чем государств. Такие государства мы можем характеризовать их как многонациональные.

Что значит «многонациональное»?

Что такое национальность?

(Национальность – принадлежность человека к той или иной нации).

Как вы думаете, является ли наше государство многонациональным, аргументируйте свой ответ.

Как это отражено в основном законе нашего государства? Для этого я предлагаю вам открыть конверт 3

Работают текстом (Преамбула и статьи: 13, 19, 26, 29, 69 Конституции РФ)









Будет ли это означать, что в нашей стране нет единой нации?

Найдите в предложенных материалах ответ на этот вопрос.

Можно ли считать, что проживание человека на определенной территории автоматически определяет его принадлежность к той или иной нации?

нет

Преамбула – Российский народ.

Горько сознавать, что сегодня можно встретить людей, пренебрежительно отзывающихся о своём народе, своей Родине.

Что вы можете сказать о них?

Если человек пренебрежительно относится к своему народу, значит он «духовно» не с ним. В духовном смысле он уже потерял свою родину, хотя территориально проживает в стране и говорит на родном языке.


!!! В этом случае мы можем сказать, что у человека отсутствует национальное самосознание, он не чувствует свою принадлежность к своему народу, к его исторической судьбе.

Именно духовное единство является одним из важнейших признаков нации. Оно важнее территориального и языкового.




III. Рефлексия

Задача:

Подвести итог урока,обмен мнениями о новой информации;выработка собственной позиции

Подведём итог работы.

Удалось ли нам ответить на вопросы, поставленные в начале урока?

Так что же такое этнос? Предлагаю составить синквейн на это понятие. (СЛАЙД – алгоритм составления синквейна)


Этнос.

Малый, большой.

Объединяется, формируется, развивается.

Это большая группа людей.

Общество.

Какие стадии развития проходит этнос?

Племя-народность-нация















Предлагает встать в круг.

Представьте себе, что каждая группа – это племя. Давайте наглядно покажем путь развития этноса: от племени к нации.

Сначала образуют по группам 3 круга (племя), затем формируют 2 круга (народность), затем 1 (нация).

Обращаются к кластерам и определениям, проговаривают их.


Вернёмся к эпиграфу.

Мы представители разных национальностей, проживающих на территории Российской Федерации.

Каким словом мы можем подчеркнуть наше единство?

Мы – Россияне!







раздатка к уроку.doc Скачать

Задание 1. Составление логической цепочки


СЕМЬЯ – РОД – КЛАН – ПЛЕМЯ – НАРОДНОСТЬ - НАЦИЯ

-----------------------------------------------------------------------------------

ЭТНОС

Задание 2. Составление кластеров


Группа 1. ПЛЕМЯ


КРОВНОЕ РОДСТВО

ЯЗЫК

ТЕРРИТОРИЯ

ОБЩИЕ ЦЕРЕМОНИИ

ФОРМАЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ


Группа 2. НАРОДНОСТЬ


ЯЗЫК

ТЕРРИТОРИЯ

МЕЖПОКОЛЕННАЯ ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ

ЭКОНОМИКА


Группа 3. НАЦИЯ


ЯЗЫК

ЭКОНОМИКА

КУЛЬТУРА

УСТОЙЧИВАЯ

ГОСУДАРСТВЕННОСТЬ

СОЦИАЛЬНАЯ

СТРУКТУРА

НАЦИОНАЛЬНОЕ САМОСОЗНАНИЕ

ИСТОРИЧЕСКОЕ ПРОШЛОЕ

КУЛЬТУРНАЯ ОБЩНОСТЬ

Группа 4. Анализ исторических карт, упражнение «Ключевое слово»

Задание: проследить процесс развития этноса на примере России


В VIIX веках из близкородственных восточно-славянских _____________________ сформировалась древнерусская ________________________. На раннем этапе в неё были вовлечены также неславянские _________________: финно-угорские, балтские, тюркские.

Ко второй половине XIX - началу XX века завершился процесс формирования единой ________ .


Вставьте ключевые слова: нация, народность, племена.



Задание 1. Составление логической цепочки


СЕМЬЯ – РОД – КЛАН – ПЛЕМЯ – НАРОДНОСТЬ - НАЦИЯ

-----------------------------------------------------------------------------------

ЭТНОС

Задание 2. Составление кластеров


Группа 1. ПЛЕМЯ


КРОВНОЕ РОДСТВО

ЯЗЫК

ТЕРРИТОРИЯ

ОБЩИЕ ЦЕРЕМОНИИ

ФОРМАЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ


Группа 2. НАРОДНОСТЬ


ЯЗЫК

ТЕРРИТОРИЯ

МЕЖПОКОЛЕННАЯ ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ

ЭКОНОМИКА


Группа 3. НАЦИЯ


ЯЗЫК

ЭКОНОМИКА

КУЛЬТУРА

УСТОЙЧИВАЯ

ГОСУДАРСТВЕННОСТЬ

СОЦИАЛЬНАЯ

СТРУКТУРА

НАЦИОНАЛЬНОЕ САМОСОЗНАНИЕ

ИСТОРИЧЕСКОЕ ПРОШЛОЕ

КУЛЬТУРНАЯ ОБЩНОСТЬ

Группа 4. Анализ исторических карт, упражнение «Ключевое слово»

Задание: проследить процесс развития этноса на примере России


В VIIX веках из близкородственных восточно-славянских _____________________ сформировалась древнерусская ________________________. На раннем этапе в неё были вовлечены также неславянские _________________: финно-угорские, балтские, тюркские.

Ко второй половине XIX - началу XX века завершился процесс формирования единой ________ .


Вставьте ключевые слова: нация, народность, племена.



Группа 4. Анализ исторических карт,

задание «Ключевое слово»


Задание: проследить процесс развития этноса на примере России


В VIIX веках из близкородственных восточно-славянских _______________ сформировалась древнерусская __________________. На раннем этапе в неё были вовлечены также неславянские _________________: финно-угорские, балтские, тюркские.

Ко второй половине XIX - началу XX века завершился процесс формирования единой _____________ .


Вставьте ключевые слова: нация, народность, племена.
































Конституции РФ 1993 г.

Группа 1.

Преамбула

Мы, многонациональный народ Российской Федерации, соединённые общей судьбой на своей земле, утверждая права и свободы человека, гражданский мир и согласие, сохраняя исторически сложившееся государственное единство, исходя из общепризнанных принципов равноправия и самоопределения народов, чтя память предков, передавших нам любовь и уважение к Отечеству, веру в добро и справедливость, возрождая суверенную государственность России и утверждая незыблемость её демократической основы, стремясь обеспечить благополучие и процветание России, исходя из ответственности за свою Родину перед нынешним и будущими поколениями, сознавая себя частью мирового сообщества, принимаем КОНСТИТУЦИЮ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.


Группа 2.

ст.13.п.5. Запрещается…..разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни.

ст.19.п.2. Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения…

ст.68.п.3 Российская Федерация гарантирует всем её народам право на сохранение родного языка, создание условий для его изучения и развития.


Группа 3.

ст.26.

п.1. Каждый вправе определять и указывать свою национальную принадлежность. Никто не может быть принужден к определению и указанию своей национальной принадлежности.

п. 2. Каждый имеет право на пользование родным языком, на свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества.


Группа 4.

Ст.3. п.1. Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является её многонациональный народ.

ст.29.п.2. Запрещается пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства.

с.69. Российская Федерация гарантирует права коренных малочисленных народов…




урок.docx Скачать

Тема «Этнос: нации и народности»

Класс 8

Предмет «обществознание»

Программа А.И.Кравченко

Цели урока:

- познакомить с основными понятиями: этнос, племя, народность, нация.

- продолжить формирование умений анализировать информацию из различных дополнительных источников к уроку, делать выводы, излагать «сквозные» вопросы темы урока;

- развивать навыки учебной самоорганизации, групповой работы;

- способствовать воспитанию у учащихся толерантности, умения общаться, вести диалог.


Технологическая карта урока

Стадия (фаза)

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Время

мин.

I Вызов

Цель:

мотивация на получение новых знаний по изучаемому вопросу.



Цель:

Создать проблемную ситуацию для подведения обучающихся к определению темы и цели урока,

подготовки класса к восприятию нового материала


Звучит эпиграф: Я, ты, он, она… Слайд 1

Как вы понимаете слова эпиграфа?


Вспомните из истории, в какие крупные общности объединялись люди в разные времена?


Я предлагаю вам открыть конверт 1.

Из предложенного списка понятий, составьте логическую цепочку.

- Возникли затруднения? почему?

-Какие слова вам знакомы, значения каких вам не известны?


-Как вы думаете, о чем мы с вами будем говорить сегодня?

-Какова цель нашего урока? Слайд 2

(узнать, что такое этнос, как соотносятся понятия: племя, народность, нация и этнос)

Слушают эпиграф к уроку, осмысливают.

Отвечают на вопросы учителя;



Варианты ответов: - род, племя, классы, нация, сословие.



Составление логической цепочки СЕМЬЯ-РОД-ПЛЕМЯ-КЛАН-НАРОДНОСТЬ-НАЦИЯ

ЭТНОС





Предположения учащихся, определение темы и цели урока.


О понятиях этноса, нации, народности и т.д., их соотношении


1



2




2








1




II. Осмысление содержания



Задача:

знакомство с основными признаками этноса;

подведение учащихся к пониманию, что племя, народность, нация –типы этноса, отражающие ступени его развития; нация – высший исторический тип этноса;

классификация полученной информации по категориям знания;


выработка навыков работы в группе и представления результатов работы;













развитие умений сравнивать, анализировать, обобщать































































формирование умений анализировать информацию из различных дополнительных источников к уроку;

способствовать воспитанию у учащихся толерантности, умения общаться, вести диалог

Тема нашего урока « Этнос: нации и народности» Слайд 3

Где можно найти ответ на вопрос «Что такое этнос?»

Предлагаю вам открыть учебник на стр. 136 и поработать с определением.

Исходя из определения, закончите логическую цепочку.

Вывод: племя, народность, нация – типы этноса, отражающие ступени его развития.


Давайте попробуем проследить ступени становления этноса.

Я предлагаю открыть вам конверт 2 и каждой группе составить кластеры из предложенных утверждений, которые будут характеризовать ступени развития этноса.

1 группа – учебник, с. 141 (определение племени)

2 группа – учебник, с. 141 (определение народности)

3 группа – учебник, с.142 (определение нации)

4 группа – Анализ исторических карт, задание «Ключевое слово» - Рассмотреть пути развития этноса на примере России




Комментарий учителя: СЛАЙД 4 на ранней ступени развития этноса важным являются биологические факторы: кровное родство.

Чем выше стадия развития, тем ярче проявляются социальный и политический фактор.


Сравните наши кластеры с кластером «Этнос» на стр. 139 учебника

-Почему составленные кластеры отличаются друг от друга и от предложенного авторами учебника, ведь в каждом из них идёт речь об ЭТНОСЕ?

Представление результатов работы 4 группы СЛАЙД 5

Слово учителя

Вся история России – это история освоения новых земель, история присоединения новых народов, история взаимоотношения новых этносов. Россия как государство и существует только благодаря своему национальному разнообразию. Поэт В.Степанов об этом сказал так:

Живут в России разные

народы с давних пор.

Одним тайга по нраву,

другим степной простор.

У каждого народа язык свой и наряд.

Один черкеску носит,

другой надел халат.

Один рыбак с рожденья,

другой оленевод,

один кумыс готовит,

другой готовит мед.

Одним милее осень,

другим милей весна.

А Родина - Россия,

у нас у всех одна.

- Что хотел подчеркнуть автор?


СЛАЙД 6 Предметом гордости страны являются такие ее представители, как Пушкин (имевщий, как известно, африканские корни), Жуковский (имевший турецкие корни), Карамзин, (возводивший свой род к татарской знати), Багратион (грузин), Аввакум и Никон (мордвины), Левитан и Пастернак (евреи).


Мы определили, что нация - это высший исторический тип этноса.

Наций и народностей в мире намного больше, чем государств. Такие государства мы можем характеризовать их как многонациональные.

Что значит «многонациональное»?

Что такое национальность? (Национальность – принадлежность человека к той или иной нации).

Как вы думаете, является ли наше государство многонациональным, аргументируйте свой ответ.

Как это отражено в основном законе нашего государства? Для этого я предлагаю вам открыть конверт 3

Будет ли это означать, что в нашей стране нет единой нации?

Найдите в предложенных материалах ответ на этот вопрос.

Можно ли считать, что проживание человека на определенной территории автоматически определяет его принадлежность к той или иной нации?

Горько сознавать, что сегодня можно встретить людей, пренебрежительно отзывающихся о своём народе, своей Родине.

Что вы можете сказать о них?


!!! В этом случае мы можем сказать, что у человека отсутствует национальное самосознание, он не чувствует свою принадлежность к своему народу, к его исторической судьбе.


Именно духовное единство является одним из важнейших признаков нации. Оно важнее территориального и языкового.


Предположения: спросить у учителя, в учебнике, в словаре…


Работа с учебником стр 136. Читают определение этноса


Заканчивают





Работа с определениями учебника по группам, составление кластера:

1 группа – племя; (кровное родство, язык, территория, общие церемонии, формальная организация);
2 группа – народность: (язык, территория, межпоколенная преемственность, экономика, культурная общность);

3 группа – нация: (язык, экономика, культура, устойчивая государственность, социальная структура, национальное самосознание, историческое прошлое)

4 группа – выполняют задание «Ключевое слово».

Представление результатов работы в группах.











Учебник предлагает общую схему, общее определение, дети составили частные определения, которые показывают динамику развития этноса.


4 группа

Становление этноса проходит достаточно длительный путь.

История становления русского этноса не исключение.

Славянские, финно-угорские, литовские племена, представители тюркских и монгольских племён образовали древнерусскую народность, которая стала основой для формирования русской нации.




































Этническое многообразие народов России




Ответы детей



Работают текстом (Преамбула и статьи: 13, 19, 26, 29, 69 Конституции РФ)

нет

Преамбула – Российский народ.


Ответы детей

Высказывания детей




Если человек пренебрежительно относится к своему народу, значит он «духовно» не с ним. В духовном смысле он уже потерял свою родину, хотя территориально проживает в стране и говорит на родном языке.



2
















5


























1

















1





















2








2


III. Рефлексия

Задача:

Подвести итог урока:


обмен мнениями о новой информации;

выработка собственной позиции

Подведём итог работы.

Удалось ли нам ответить на вопросы, поставленные в начале урока? СЛАЙД 7


Так что же такое этнос? Предлагаю составить синквейн на это понятие.(СЛАЙД 8 – алгоритм составления синквейна)


Какие стадии развития проходит этнос?


Предлагает встать в круг.

Представьте себе, что каждая группа – это племя. Давайте наглядно покажем путь развития этноса:от племени к нации.

СЛАЙД 9

Вернёмся к эпиграфу.

Мы представители разных национальностей, проживающих на территории Российской Федерации.

Каким словом мы можем подчеркнуть наше единство?





Коллективное составление синквейна.




Племя-народность-нация


Сначала образуют по группам 4 круга (племя), затем формируют 2 круга (народность), затем 1 (нация).

Обращаются к кластерам и определениям, проговаривают их.





Мы – Россияне!






3








4









1



sovenko-e.rar Скачать
Классные часы_Совенко.rar Скачать
Уроки_Совенко.rar Скачать
Обсуждение материала
Наталья Дулатова
3.09.2014 08:18
Уважаемая Елена ! Пожалуйста, оформите материал согласно критериям Требований. (Титульный лист, логотип портала, список литературы, ссылки на источники, все материалы в одном архиве и др.). О повторной загрузке материала сообщите письмом.
С уважением Дулатова Н.И.
Для добавления отзыва, пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Образовательные вебинары
Подписаться на новые Расписание вебинаров
Задать вопрос