От элементов игры к нестандартному уроку
Методическая разработка:
«От элементов игры к нестандартному уроку»
«Не суживайте жизнь
до урока, а урок –
расширяйте до жизни».
П.Блонский.
Одна из главных задач современного учителя: искать пути, которые помогут увлечь учащихся предметом, научить их любить и понимать музыку. Любая форма приобщения к искусству должна носить творческий характер в подлинном смысле этого понятия. Критерием творчества можно считать тот момент, когда ученик хочет и готов постичь смысл своей деятельности, когда у него появляется ощущение необходимости сравнить, соотнести, выбрать и найти то, что лучшим образом может выразить его видение того или иного явления, события, факта, его собственное художественное отношение в целом. Главным становится не только обучение детей, но и наблюдение за их развитием в соприкосновении с музыкой и окружающим миром.
Прежде всего, надо понять, что процесс вхождения в искусство не может носить принудительный характер. Необходима та естественность процесса, когда педагог проходить путь к музыке вместе с ребёнком. Для этого нужно заинтересовать детей, привлечь их к работе на уроке. Наилучшим способом эффективности обучения предмету музыкального искусства является игра. Важно заметить, что элементы игры – непременное достижение конечного продукта в результате коллективной творческой деятельности. Игра, какая бы она ни была, всегда требует разнообразной продуктивной работы всей ученической группы.
Все знания, приобретённые на уроке, требуют немедленного применения в игре, что и обеспечивает обучение в духе компетентного подхода. Игра должна явиться той самой окружающей средой, в которой все предшествующие изменения обуславливают последующее движение с развитием самой музыкальной интонации, развертыванием и развитием тематического ядра. Формирование учебного опыта учащихся помогает мне расширить их музыкальный кругозор и впечатления о музыке. Человек, играющий – это человек изобретающий, развлекающийся, обучающийся.
Таким образом, игровой подход является стимулом и условием осуществления полноценного художественного воспитания, а использование игровой деятельности на уроке музыки включает два направления действия:
1) внедрение в процесс обучения игр, игровых методов и приемов;
2) развитие способности учащихся вступать в игровой контакт с музыкой в процессе музыкального восприятия.
Игровой аспект является непременным условием целостного и адекватного восприятия музыки слушателем, но не стоит забывать, что каждая игра уместна лишь на своём этапе урока.
В предлагаемой разработке урока представлена игра «Ты мне, я тебе», использованная при повторении, игра «Ассоциация», использованная при изучении нового материала.
Многие школьники чувствуют себя на уроках музыкального искусства раскрепощено, что в некоторых случаях мешает рабочей атмосфере урока. В этом случае, я использую игры, составленные по следующим критериям:
-
Очень конкретно (чёткие и ясные правила).
-
Посильно (лёгкое и быстрое достижение результата)
-
Взаимопроверка, составление вопросов.
При повторении пройденной темы игра занимает так же высокое положение. При выполнении определенной цели, сложная деятельность в игре замаскирована выполнением учениками действий, достаточно легких для них.
Игра «Шапка вопросов».
Цель игры: создать ученикам на уроке условия для активного закрепления пройденной темы.
Игра может проходить в двух позициях.
1-я позиция – провожу в слабо подготовленных классах. Составляю вопросы по пройденной теме, записывая каждый на отдельном листочке и сворачивая в трубочку. На уроке учащиеся, выходя к доске, выбирают из «шапки» любой листок и отвечают на вопрос. Можно дать время на подготовку.
2-я позиция – провожу в более подготовленных классах. На уроке одни учащиеся, на отдельных листочках записывают те вопросы, на которые знают ответы и кладут их в «шапку». После этого другие учащиеся выбирают себе вопрос, и отвечает на него. Затем они меняются ролями. Правильность ответа оценивают те, кто составлял вопросы.
Одна из особенностей методики моей работы по развитию интереса к предмету – опора на самостоятельное творчество учащихся. Подобно тому, как пишут сочинение на уроке литературы, мы пишем музыку. В этой работе помогает игра «Давай сочинять музыку». Сами ребята выбирают жанр произведения, характер музыки, темп, размер, с интересом записывают в нотную тетрадь ноты (каждый по очереди пишет от пяти до десяти нотных знаков). Затем, я делаю музыкальную обработку и на следующий урок исполняю юным композиторам их произведение, если в классе есть учащиеся, обучающиеся в музыкальной школе, то они сами делают музыкальную обработку. Так стало традицией в каждом классе иметь свой гимн. Учащиеся на практике используют и развивают свои регистровые, динамические, темповые, жанровые представления, а урок становится творческим процессом.
Развитие вокально-хоровых навыков на уроке музыкального искусства – одна из главных задач предмета. Уже с первого класса я начинаю обучать учащихся правилам пения. Добиться правильной организации дыхания во время пения мне помогает игра «Дирижёр»
Ученики в классе – певцы из хора, а один из них – дирижёр. Певцы кладут правую руку на живот, делая вдох на счёт раз и выдох на счёт два. Дирижёр, в это время, ведя счёт, поднимает руку на раз вверх, и на два опускает её. Поведя упражнение 3 – 4 раза дирижёр меняется
Для лучшего запоминания изучаемой песни, применяю игру «Змейка».
Правила игры заключаются в том, что каждый ученик поочерёдно исполняет одну строчку песни одну строчку песни, таким образом, исполняя песню до самого конца. Игру можно варьировать: исполнять по 2 – 3 человека, по группам иливсем классом, одну строчку вслух, одну – про себя, по 2 – 3 строчки песни или по куплету.
Еще одна игра, помогающая при изучении новой песни, получила свое название, соответствуя исполняемым действиям, «Эхо». Суть игры заключается в том, что учитель исполняет каждую строчку песни отдельно, а учащиеся повторяют за ним, изображая эхо.
Для подсознательного включения учащихся в творческий процесс и развития образного мышления, я использую на своих уроках элементы ритмики. Разбирая новую песню, мы разучиваем ритмичные движения, раскрывающие идею и соответствующие её содержанию. Всякое движение содержит в себе зрительный образ, свой рисунок, а поэтому помогает лучше запомнить текст, являясь вместе с тем и наглядным пособием. Во время занятий ритмикой ребенок не способен отвлечься ни на что постороннее, ритмика поглощает его целиком. В предлагаемой разработке урока представлена ритмическая разработка песни Б. Савельева «Танцуйте сидя».
В последнее время ведущее место в моей методике занимает тестирование, главной целью которого считаю выявление уровня достигнутых обязательных результатов обучения, уровня сформированности и устойчивости знаний, прочности формирования навыков. Первые результаты налицо, учащиеся с интересом отвечают на вопросы, стараясь дать как можно больше правильных ответов, чтобы получить положительную оценку. В дальнейшем планирую усовершенствовать методику использования тестирования на уроках музыкального искусства и применять как одну из главных.
Первые уроки музыкального воспитания, по существу, начинаются со дня рождения человека. Известное влияние на развитие музыкального слуха ребёнка оказывает вся «звучащая среда». Однако, для нормального развития необходимы соответствующие нормы, одними из которых являются нестандартные уроки музыки – одна из ведущих форм музыкального воспитания в общеобразовательной школе.
Методика нестандартного урока представляет собой совокупность различных приёмов и методов преподавания. Данная методика даёт возможность:
-
Лучшим образом выразить художественно-педагогическую идею урока.
-
Обновить содержание предмета, чтобы урок (в данном случае урок музыки) по праву можно было назвать уроком искусства.
-
Расширить и улучшить нетрадиционные методы работы на уроке.
-
Повысит интерес к уроку.
В теории и практике существует большое количество нестандартных уроков: урок-игра, урок-музей, урок-концерт, урок-портрет, урок-путешествие и так можно перечислять до бесконечности. Каждый из видов нестандартного урока по-своему интересно пройдёт в момент изложения новой темы, повторения пройденного материала, начала и завершения курса музыкального искусства. Более привлекательным будет нестандартный урок для учащихся первого класса, когда дети только знакомятся с предметом, а для восьмиклассников - в конце учебного года, при завершении изучения предмета.
При подготовке к уроку, я всегда думаю о его сценарии, составляю план, обдумывает кульминацию урока, используя театральную лексику, что бы урок музыки был похож на театральный спектакль.
С первых минут урока я вступаю в единство со своими учениками. Многие успехи и неудачи работы зависят от того, чтобы методика проведения урока соответствовала возрасту учащихся. Особое значение в музыкальной работе с классом уделяю взаимодействию с учащимися в нестандартной ситуации. Проводя уроки в нестандартном, виде у меня появилась возможность:
1. Улучшить качество урока и повысить успеваемость.
2. Облегчить восприятие и понимание темы.
3. Увеличить активность учащихся на уроке.
Мной разработано уже большое количество нестандартных уроков, они стали для меня постоянными.
1 класс.
Ребёнок первый раз пришёл на урок музыки. Этот первый урок должен быть для него незабываемым, интересным, увлекательным, что бы впоследствии он с желанием изучал предмет. Для этого я использую урок-посвящение. На этом уроке я проверяю уровень подготовленности учащихся, знакомлю их с основными понятиями о музыке, правилами пения.
3 класс.
Изучая тему: «Форма рондо», я провожу урок-игру, где дети, присутствуя на балу у короля, являясь его гостями, знакомятся с особенностями музыкальной формы рондо. Использование игрового материала на уроке помогает учащимся самим составить схему формы рондо и сделать выводы о её применении в музыке.
4 класс.
В этом классе при изучении темы «Так полюбил я древние дороги», мною разработан урок-картина. Учащиеся, слушая музыку, воспроизводят в своём представлении картину дороги.
6 класс.
Итоговое занятие по теме «Преобразующая сила музыки» удобно провести в форме урока-музея. Учащиеся посещают музей «преобразующей силы музыки», где повторяют изученные темы и делают свои выводы о воздействии музыки на чувства и восприятия человека.
7 класс.
Одной из главных задач на уроке музыкального искусства является воспитание патриотизма, любви к Родине, родному краю. На своих уроках я развиваю эту тему при изучении оперы М.И. Глинки «Иван Сусанин». И опять на помощь мне приходит нестандартный урок. В данном случае урок-портрет, на котором учащиеся знакомятся с образом русского национального героя Ивана Сусанина.
8 класс.
Заключительный урок в курсе изучения предмета музыки проходит как прощание с предметом в форме урока-концерта.
Особое внимание на уроках музыкального искусства я уделяю использованию регионального компонента. Знакомлю учащихся с особенностями кубанского народного творчества, с известными композиторами Кубани. Изучаю народные кубанские песни и обряды.
4 класс.
Урок-сопоставление, на котором учащиеся знакомятся особенности свадебного обряда на Кубани и узнают отличия его от русской свадьбы.
7 класс.
Урок-путешествие по теме «Образ природы в песнях Кубани», где через песню передается красота кубанской природы.
8 класс.
Кубанский казачий хор известен во всем мире, чтобы учащиеся знали историю возникновения хора, его руководителей и солистов я провожу урок-беседу.
Музыкальная культура как процесс не завершается в школе. На уроках закладывается лишь ее фундамент: интерес к жизни через увлеченность музыкой как первая ступень проявления потребности; эстетический вкус как качественная характеристика музыкальной культуры, творческое художественно-образное мышление как инструмент самовыражения ребенка в разнообразных видах музицирования, способность эстетического созерцания как установление своего отношения к миру. Поэтому работа над темой «От элементов игры к нестандартному уроку» обновляет содержание уроков музыки, не меняя основных положений музыкального развития учащихся, принципов методов обучения. При проведении нестандартных уроков происходит: обогащение музыкального опыта учащихся в целом; полифония видов деятельности на уроке (исполнение, слушание, игра на музыкальных инструментах, творчество учащихся, музыкально-ритмические движения); развитие творческих способностей учащихся через систему творческих заданий и игр.
Список рекомендуемой литературы:
-
Алексеева Л.Л., Критская Е.Д. «Музыка. Планируемые результаты» Система заданий 1-4 класс. Москва. «Просвещение» 2013
-
Алиев Ю.Б. Настольная книга школьного учителя-музыканта. Москва: Владос, 2000г.
-
Компаниец Л.Д. Введение в общеобразовательное пространство программы «Духовная музыка: Россия, Запад». Краснодар. «Эоловы струны». 2004г.
-
Кондратюк Н.Н. Музыка в школе. Игры, конкурсы, современные методы. М.: ТЦ Сфера, 2005г.
-
Рябенко Н.Н. Уроки музыки в 1-8 классах. Москва: Айрис-пресс, 2006.
-
Сергеева Г.П., Критская Е.Д., Шмагина Т.С. Музыка. Рабочие программы 1-4 класс. Москва. «Просвещение 2012».
-
Смолина Е.А. Современный урок музыки. Ярославль: Академия развития, 2007г.
- Вебинар «Формирование детского коллектива как основа позитивной социализации»
- Международный вебинар "Музыка как вид искусства. Три кита в музыке. Вокальная музыка"
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Современные образовательные технологии на уроках музыки, ИЗО и МХК (ФГОС ООО)
- Международный вебинар "Музыкальные инструменты. Рождение фортепиано"
- Внедрение ИКТ-технологий в предметы гуманитарного цикла в соответствии с ФГОС