Создание здоровьесберегающей среды в образовательном учреждении
Создание здоровьесберегающей среды в образовательном учреждении.
«Основным признаком здоровья является уровень адаптации организма к условиям внешней среды, физическим и психоэмоциональным нагрузкам».
В. И. Дубровский
Наблюдающееся в последние годы значительное ухудшение здоровья населения России, особенно детей, стало общегосударственной проблемой. Известно, что здоровые привычки формируются с самого раннего возраста ребёнка, поэтому, если мы научим их ценить, беречь и укреплять своё здоровье, если мы будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то только в этом случае можно надеяться, что будущие поколения будут более здоровыми развиты не только личностно, интеллектуально, духовно, но и физически.
Исследования последних лет показывает, что около 25-30% детей, приходящих в 1-е классы, имеют те или иные отклонения состоянии здоровья. Здоровье ребёнка можно считать нормой, если он: умеет преодолевать усталость (физический аспект здоровья); проявляет хорошие умственные способности, любознательность (интеллектуальны аспект); честен, самокритичен (нравственное здоровье); коммуникабелен (социальное здоровье); уравновешен (эмоциональный аспект здоровья). Поэтому сейчас и возникло особое направление в педагогике: «педагогика оздоровления». В основе оздоровления лежат представления о здоровом ребёнке, который является практически достижимой нормой детского развития. Подготовка к здоровому образу жизни ребёнка на основе здоровьесберегающих технологий в работе ГПД должна стать приоритетным направлением. В связи с этим в своей работе воспитатель должен применять разные методы и приёмы здоровьесберегающего обучения.
Оптимальное сочетание специфических и общепедагогических методов в соответствии с методическими принципами может обеспечить успешную реализацию комплекса задач здоровьесберегающих образовательных технологий обучения.
Дидактический Демонстрация Практический Соревнования
рассказ
Беседа Иллюстрация Познавательная
Игра
Лекция Видеометод Метод программирован-
ного обучения
Дискуссия Упражнения
Наглядность
В структуре метода выделяются приёмы, как составная часть в реализации метода.
Воспитатель обязан отдельные подходы объединить в единое целое, только тогда можно рассчитывать на то, что будет сформировано здоровьобразовательное пространство, реализующее идеи здоровьесберегающей педагогики.
Цель здоровьесберегающих технологий в работе ГПД – обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период воспитания и обучения в школе. Сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни. Научить использовать полученные знания в повседневной жизни. Огромное влияние на развитие умственной работоспособности младших школьников оказывает уровень физического развития и состояние здоровья.
Регулировать двигательную деятельность надо с учётом возрастных особенностей детей и динамики физической подготовленности школьника. Установлено, что построение продлённого дня без учёта возрастных особенностей детей, даже при внедрении всех форм оздоровительно-физкультурной работе приводит к выраженному утомлению учащихся в течении учебного дня, недели , года. Это, в свою очередь, вызывает неблагоприятные сдвиги в функциональном состоянии различных органов и систем. Рациональный режим предусматривает чёткое чередование различных видов деятельности и отдыха детей в группе и строгую регламентацию разных видов деятельности:
-
Двигательная активность (тесно связаны между собой увеличение двигательной активности, роль грудной клетки в дыхательных движениях и развитие осанки ребёнка).
-
Соблюдение правил личной гигиены (воспитатель устанавливает последовательный контроль за чистотой и опрятностью учащихся; правилами умывания и уходом за телом, простейшими приёмами самостоятельного ухода за одеждой и обувью).
-
Дыхательные упражнения и разучивание скороговорок. Огромное значение для здоровья имеет правильное дыхание. От дыхания зависит нормальное снабжение крови кислородом, а так же ритм работы сердца. Даже незначительный недостаток кислорода снижает работоспособность мозга и вызывает головную боль.
-
Закаливание (эффективное средство при профилактике простудных заболеваний).
-
Психофизическая тренировка (Правильное общее расслабление мышц связано с ощущением отдыха, сочетаемый с правильным дыханием, восстанавливает силы и работоспособность. Упражнения на расслабление помогают детям отдохнуть, успокоиться и сосредоточиться.)
Идеи педагогики оздоровления подводят воспитателя к использованию в своей работе нестандартных занятий в группе продлённого дня:
-
занятия-игры
-
занятия творчества
-
театрализованные занятия
-
занятия-аукционы
-
занятия-соревнования
-
занятия взаимообщения учащихся
-
занятия- концерты
-
занятия-экскурсии
И в заключении можно с уверенностью утверждать, что именно педагог должен сделать для здоровья ученика больше, чем врач. Педагог обязан работать так, чтобы обучение детей в школе не наносило ущерба здоровью школьника.
Почаще предлагайте учащимся показать радость и удовольствие и усталости как не бывало.
Работа по сохранению и укреплению здоровья учащихся в ГПД
Данные состояния здоровья обучающихся младших классов
Уч. год |
Группы здоровья |
|||||||
1 |
Динамика |
2 |
Динамика |
3 |
Динамика |
4 |
Динамика |
|
05-06 |
30% |
|
66% |
|
4% |
|
0,001% |
|
06-07 |
32% |
+2% |
63% |
-3% |
5% |
+1% |
0,004% |
+0,003% |
07-08 |
35% |
+3% |
58% |
-5% |
6% |
+1% |
0,005% |
+0,001% |
Уч. год |
Группы по физкультуре |
|||||||
Осн. |
Динамика |
Под |
Динамика |
Спец |
Динамика |
Освоб |
Динамика |
|
05-06 |
74% |
|
23% |
|
0,007% |
|
2% |
|
06-07 |
72% |
-2% |
23% |
= |
2% |
+1,993% |
3% |
+1% |
07-08 |
74% |
+2% |
21% |
-2% |
2% |
= |
3% |
= |
Уч. год |
Физическое развитие |
|||||||||
Выс. |
Динамика |
В.ср |
Динамика |
Ср |
Динамика |
Н.ср |
Динамика |
Низ |
Динамика |
|
05-06 |
9% |
|
19% |
|
64% |
|
6% |
|
2% |
|
06-07 |
9% |
= |
19% |
= |
64% |
= |
6% |
= |
2% |
= |
07-08 |
11% |
+2% |
7% |
-12% |
74% |
+10% |
6% |
= |
2% |
= |
Статистика типов заболеваний
Типы заболеваний |
2005-2006 уч. год |
2005-2006 уч.год |
2007-2008 уч.год |
|||
Показатели |
Динамика |
Показатели |
Динамика |
Показатели |
Динамика |
|
Тубинфицированные |
13,3% |
|
13,9% |
+0,6% |
13,9% |
= |
Нервные заболевания |
6,1% |
|
8,3% |
+2,2% |
5,2% |
-3,1% |
Сердечно-сосудистые заболевания |
3,8% |
|
4,5% |
+0,7% |
4,5% |
= |
Заболевания пищеварительной системы |
2,8% |
|
4,4% |
+1,6% |
3,6% |
-0,8% |
Заболевания опорно-двигательной системы |
25% |
|
27,7% |
+2,7% |
32% |
+4,3% |
Заболевания органов дыхания |
5,5% |
|
7% |
+1,5% |
5,8% |
-1,2% |
Другие заболевания |
15,3% |
|
18% |
+2,7% |
18,7% |
+0,7% |
Используемая литература:
Павлова М. А. «Формирование здорового образа жизни у младших школьников».
Ковалько В. И. «Здоровьесберегающие технологии»
Антропова М. В. «Физическое развитие ребенка»
Антропова М. В. «Режим дня, работоспособность и состояние здоровья школьников».
Дьяченко В. К. «Сотрудничество в обучении».
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Вебинар «Использование функционала GOOGLE для создания персонального сайта педагога»
- Вебинар «Детская агрессия: нейроигровые приемы обучению саморегуляции, способам выражения гнева в приемлемой форме, формирование позитивных качеств личности»
- Вебинар «Оценка соответствия объекта защиты требованиям пожарной безопасности»
- Международный вебинар «Методические подходы к конструированию заданий и оцениванию математической грамотности обучающихся в рамках реализации ФООП»
- Международный вебинар «Требования охранительного педагогического режима к коррекционно-образовательному процессу для обучающихся с НОДА»
С ув. модератор Ивлева Юлия