Формирование навыков каллиграфического письма на уроках обучения грамоте (из опыта работы молодого специалиста по методике письма «с секретом» В.А. Илюхиной)
Формирование навыков каллиграфического письма на уроках обучения грамоте (из опыта работы молодого специалиста по методике письма «с секретом» В.А. Илюхиной)
Джангиров Руслан Имранович, МБОУ «СОШ №4» г. Ивантеевки, без категории. УМК «Школа России». Тема: обобщение опыта.
«Опыт работы молодого специалиста по методике письма «с секретом» В.А. Илюхиной»
Данную статью рекомендую прочитать начинающим педагогам, желающим сформировать у детей красивый почерк. Ведь приятно, когда ребенок пишет красиво, да и разборчиво. Но вспомнить себя, сколько сил тратили вы на написание красивой буквы или слова, а всякие палочки и крючки, добиться ровного и идеального почерка было очень сложно. Поэтому и в своей работе делайте скидку на несформированную руку ребенка, но учитывайте его желание писать красиво, быть лучшим в этом деле.
Обучение грамоте – важный период в жизни и учителя и ребенка. В период обучения грамоте перед педагогом ставится две главных задачи:
1. Формирование навыков чтения и письма.
2. Развитие фонематического слуха.
Первоклассники, еще недавно ушедшие из детского сада, воспринимают школу как что-то новое, неизведанное, им все интересно, познавательно. В том числе и учебники, которые появляются не в виде красочных книг, а уже как материал, необходимый для изучения. Изучают материал дети преимущественно в классе, под контролем учителя. Потому нужна некая системность в подаче материалов и требований.
Решая задачи обучения грамоте перед учителем ставится вопрос об эффективности использования тех или иных УМК, но и их простоте использования, показателях детей. Именно эффективность показывает методика письма с открытыми правилами В.А. Илюхиной.
Вера Алексеевна Илюхина предлагает методику обучения письму с проговариванием, анализом и сравнением элементов букв, которая способствует не только формированию графического письма, но и всестороннему развитию ребёнка в процессе обучения письму, его более быстрой адаптации к школе благодаря успехам в обучении.
Рис.
1. Рабочая тетрадь школьника.
Обучение письму начинается с первых дней, изначально детей знакомят с волшебной страной – Букволандией, где живет королева букв. На основе этой истории детям предлагается попасть в королевство и для этого ставятся первые задачи. Дети приступают к изучению основных элементов письма, применяемых в работе с «Чудо-прописью».
Стоит выделить проблемы первого этапа системной работы: детей важно познакомить с понятием «рабочая строка», «дополнительные строки», чтобы ребенок понимал, что и где нужно писать, также нужно познакомить с тетрадью, полями и их назначением. Важным аспектом, с точки зрения физиологии, являются правила посадки, а также то, как правильно держать ручку. Написание элементов и отработка навыков их написания рекомендуется проводить в тетрадях в частую косую линию, иногда их называют тетрадь для прописей.
После изучения всех основных элементов, примерно в одно и то же время по планированию (рекомендуется составлять планирование таким образом, чтобы уроки обучения чтению по теме совпадали с уроками обучения письму), дети приступают к написанию первой буквы Аа.
Урок обучения письму я выстраивал по следующему принципу:
1. Организационный этап.
2. На следующем этапе ученики вспоминают то, что отрабатывали на прошлых уроках, вспоминают, что их цель – красивое начертание букв, как у учителя (можно использовать специальную презентацию, составленную авторами методики).
3. На этом этапе осуществляется подготовка руки к письму. Детям можно предложить штриховку или что-то подобное. Далее дети приступают к работе в обычной тетради. Дети прописывают элементы, ранее изученные ими, под руководством учителя. Учитель уже может пройти по рядам и посмотреть, как работают дети.
Важно! Стоит в течение урока напоминать о правиле письма, как держать ручку и положении тетради на парте.
4. Далее в проблемной ситуации дети выясняют, что не могут прописать букву Аа. Учитель предлагает им образец написания. Презентация устроена таким образом, что каждая буква пишется на экране, дети уже знают элементы и могут их проговорить, таким образом формируется представление о движении руки при написании буквы. Далее приписывается «в воздухе» несколько раз по элементам.
5. Приступаем к написанию. Учителю желательно разлиновать часть доски и там же, начинать писать букву, учитель диктует, дети пишут в тетрадях, в первое время желательно писать буквы в «Чудо-прописи», там все очень хорошо указано.
Важно! Так как буквы имеет и большую, и маленькую версию, рекомендую изучать в два урока, подстроив под это уроки обучения чтению.
6. Закрепляем написание уже в обычной тетради, рекомендуется использовать интересные задания или же какие-то графо-моторные упражнения.
7. Подводим итоги урока. Можно предложить учащимся выбрать несколько самых красивых, изученной на уроке буквы, сверху нарисовать корону (желтым карандашом). Лучше попросить выделить не одну, а несколько красивых, но не так много, чтобы ребенок понимал, что некоторые буквы он написал с отличиями от образца.
В течении урока не забудьте про физкультминутки. На первых уроках лучше делать несколько раз, чтобы снизить физическое напряжение. Для этого могу посоветовать вам использовать сборник физкультминуток: «Валентина Ковалько: Школа физкультминуток. 1-4 классы».
Данную схему проведения урока (не путать с этапами урока) можно применять постоянно, лишь корректируя время от времени. Также учителю стоит в самом начале подарить «шпаргалку» детям, в которой будут помещены основные элементы письма и главное, написание букв.
Результаты методики порадовали не только меня, как учителя, но и самих детей, а также родителей, удивившихся тому, что почерк детей читабелен, а также строгий, буквы ровные и красивые. Но всегда можно добиться идеального почерка у ребенка, в силу его особенной развития. Основные проблемы, с которыми можно в данном случае столкнуться:
1. Ребенок неправильно держит ручку или неправильно сидит.
2. Ребенок не знает основных элементов.
3. Ребенок не ориентируется в тетради.
4. Ребенок не пишет букву по образцу.
Для решения этих проблем учителя необходимо возвращаться к первым урокам и индивидуально поработать с ребенком, объяснить ему еще раз показать, как писать. Часто достаточно взять руку ребенка и совместными движения прописать тот же элемент или букву отдельно. Стоит озаботиться и оформлением тетради в первом полугодии. Первоначально я самостоятельно указывал место начала письма буквы, прописывал образцы и прочее, после, мы уже с детьми прописывали сами по образцу с доски, а потому они и вовсе стали делать сами.
Примеры работы разных учащихся в тетради:
Рис. 2. Основные проблемы проблемы с написанием.
Пример работы оформления доски (на нижних строках можно заметить почерк обучающихся):
Рис. 3. Работа и оформление доски.
Желаю вам успехов в работе! Помните, что грамотное построение урока, наличие системности и соблюдения некоторых правил, связанных со здоровьесберегающими технологиями на уроке, помогут вам в работе не только на уроках письма, но и на остальных уроках.
Список литературы:
1. Обучение грамоте в 1 классе по «Прописям» В.А. Илюхиной: Программы, методические рекомендации, поурочные разработки/ В.А. Илюхина. — Москва : АСТ : Астрель, 2015. — 254.
2. https://spravochnick.ru/pedagogika/metodika_obucheniya_gramote/
3. http://ito.edu.ru/sp/SP/SP-0-2006_02_09.html
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Контрольно-оценочная деятельность учителя начальных классов в условиях реализации ФГОС НОО
- Вебинар «Определение поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного запроса котировок»
- Современный урок учителя начальных классов в аспекте развития универсальных учебных действий у школьников в соответствии с требованиями ФГОС НОО
- Организация исследовательской и проектной деятельности обучающихся начальной школы как основное требование ФГОС НОО
- Методы и приемы формирования и оценки УУД младших школьников в соответствии с ФГОС НОО