ВВодный урок по физике "Что изучает физика"
Тема урока: ____________________________________________________________________________
-
Что изучает физика
|
«фюзис» - с греческого - ___________________ |
|
первый учебник по физике |
Физика – это наука, изучающая __________________________________ явления
Название явления |
Пример явления |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
-
Основная задача физики: ____________________________________________________,
которые связывают между собой различные физические явления.
-
Специальные слова, обозначающие физические понятия - _______________________________
любой из окружающих нас предметов
все то, что существует во Вселенной независимо от нашего сознания
материя, из которой состоят тела
особые виды материи (радиоволны, свет)
-
Источники физических знаний
-
Выполните тест (в правой колонке подчеркните верное)
Вариант 1
1. Какие из приведенных явлений не являются механическими: |
движение автобуса, падение капли дождя, кипение воды, короткое замыкание |
2. Какие из приведенных явлений являются тепловыми: |
ребята играют в волейбол, Солнце нагревает крышу дома, летит мяч, таяние льда. |
3. Укажите, что относится к понятию «физическое тело»: |
автобус, медь, мел, комета |
4. Укажите, что не относится к понятию «вещество»: |
вода, стол, воздух, керосин, тетрадь |
5. Назовите из приведенных явлений только физические: |
таяние снега, кипение воды, гниение картофеля, почернение серебряной монеты. |
.Вариант 2
1. Какие из приведенных явлений являются электрическими: |
движение автобуса, падение капли дождя, кипение воды, короткое замыкание |
2. Какие из приведенных явлений не являются световыми: |
преломление света в воде, падение яблока, таяние льда, изображение в зеркале |
3. Укажите, что не относится к понятию «физическое тело»: |
автобус, Луна, медь, ракета |
4. Укажите, что относится к понятию «вещество»: |
пластмасс, лампочка, нефть, ручка |
5. Назовите из приведенных явления, которые относятся не только к физическим: |
таяние снега, кипение воды, гниение картофеля, выпадение снега, почернение серебряной монеты. |
Оценка: __________________________
Домашнее задание
1. Для каждой пары вычеркните ненужное
2. Вставьте пропущенные слова: цилиндрический и щаровой аквариум вмещают 20 литров воды каждый. Они имеют __________________________________, но ______________________________
3. Впишите ответы.
Фотографии сделаны через равные промежутки времени. Отметьте, какая фотография соответствует падению тела в воздухе, а какая – в вакууме. Почему? |
|
На рисунке приведены возможные траектории снаряда, выпущенного из пушки на Земле и на Луне. Какая из траекторий соответствует движению заряда на земле и Луне? Почему? |
|
Тема урока
Цели урока:
образовательная: формирование у учащихся представление о взаимосвязи науки и техники, о предмете физики, определение роли физики в развитии научно- технического прогресса, ознакомить учащихся с основными этапами становления физики как науки, введение основных физических терминов, методов познания;
воспитательная: воспитание интереса к изучению физики; воспитание положительного отношения к труду;
развивающая: развитие умения анализировать полученную информацию, логически и творчески мыслить, сравнивать, делать выводы.
Необходимое оборудование и материалы, демонстрации Ноутбук, проектор, презентации в программе SMART Notebook, видеофрагменты физических явлений.
№ |
Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
||||||||||||||||||||
1. Оргмомент, актуализация знаний |
Начать урок мне бы хотелось словами из стихотворения А.С. Пушкина: “О, сколько
нам открытий чудных И сегодня мы начинаем увлекательное путешествие в мир науки – физика. Роль физики трудно переоценить, так как она необходима в любой области деятельности человека: проектировка и строительство зданий, создание радиоприемников, автомобилей, космических аппаратов. Без знаний физики мы были бы лишены многих полезных вещей. К технике мы привыкли, она стала нашим спутником. А ведь не так давно люди ездили в тарантасах, запряженных лошадьми, сидели при свете горящих лучин в длинные зимние вечера и только в сказках мечтали о волшебстве. Ребята, я буду читать строки из сказок, а вы попытайтесь назвать современные устройства, ставшие реальностью. 1. В сказке А. С. Пушкина мудрец, подаривший царю Додону чудесного петушка, заверял его: Петушок
мой золотой 2. А в сказке Петра Павловича Ершова “Конек-горбунок” говорится: Огонек
горит светлее, 3. В марийской народной сказке говорится: «А с гуслями никакой лужавуй тебе не страшен будет. Только скажи: «Играйте, гусельки». 4. Во многих сказках герои бороздили просторы на различных летательных аппаратах: летающий корабль, метла, ковер – самолет. И восточной легенде говорится: «До сих пор по просторам Азии летает царь Соломон на своём чудесном летательном аппарате». Сказки становятся былью, а стало возможным это не по велению волшебника, а на основе умелого применения достижений науки. |
Просмотр презентации в программе SMARTNotebook Слушают строки из стихотворений, называют современные устройства. 1.современные радиолокационные установки, спутники, спутниковое телевидение 2. лампы дневного света 3.магнитофон, радиоприемник 4. самолеты, ракеты |
||||||||||||||||||||
2. Изучение нового материала |
1. Что изучает физика. Одной из древнейших наук, которая позволяет познать силы природы и поставить их на службу человеку, дает возможность понять современную технику и развивать её дальше является физика. Физика - это наука о природе и тех изменениях, которые в ней происходят. Откройте тетради и запишите тему урока «Что изучает физика» Найдите в тексте учебника (п.1 стр. 3) ответ на вопрос «Кто впервые ввел термин «физика», кто ввел это слово в русский язык» Ответ: Физика как наука зародилась очень давно. Попытки объяснить явления природы были в Китае, в Древней Греции и Индии. Первоначально физикой занимались философы, богословы, астрономы, мореплаватели, врачи. В IV веке до н.э. Аристотель ввел понятие “ФИЗИКА” (от греческого слова “фюзис” - природа). В русском языке слово “физика” появилось в XVIII веке, благодаря Михаилу Васильевичу Ломоносову, ученому-энциклопедисту, основоположнику отечественной науки, философу-материалисту, поэту, заложившему основы современного русского языка, выдающемуся деятелю просвещения, который сделал перевод с немецкого первого учебника по физике. Именно тогда в России и стали серьезно заниматься этой наукой. Итак, физика - это наука о природе и изменениях, происходящие в природе. Как называются такие изменения? Но какие явления называются физическими? Приведите примеры различных физических явлений, происходящих в живой и неживой природе (слайд № 3 из коллекции ЦОР демонстрация примеров различных физических явлений) Среди большого разнообразия явлений в природе, физические явления занимают особое место. К ним относятся: механические явления, электрические явления, магнитные явления, световые явления, тепловые явления, строение вещества. А сейчас посмотрим видеофрагменты некоторых физических явлений. Далее показываются небольшие фрагменты физических явлений: светящиеся огурцы – пример электрических явлений, танцующие магниты – пример магнитных явлений, разрушение моста а Оклахоме- пример механических явлений. 2. Задача физики. Таким образом, что является основной задачей физики как науки?
3. Термины. Но физика как наука использует специальные слова – термины. На слайде я предлагаю вам определение терминов, а ваша задача назвать их. Итак, давайте их перечислим: тело, материя, вещество, поля. Из коллекции ЦОР слайды № 4, 5 – определение материи. А теперь выполним интерактивное задание: расположить рисунки в соответствующие колонки – вещества и тела, явления 4. Откуда берутся знания. Давайте подумаем о том, как можно изучать физику. Откуда появляются у человека знания? Совершенно верно. Именно с наблюдений и начиналась физика. Философы и ученые Древней Греции, такие как Аристотель, Архимед, Демокрит, в основном вели наблюдения. Из наблюдений они пытались установить закон, которому подчиняется то или иное наблюдаемое явление, и поставить знание установленного закона на службу человеку. Представьте себя на некоторое время учеными-физиками. Вам предстоит совершить какое-то научное открытие, изобрести что-нибудь. Сразу это возможно? Могут ли открытия рождаться без знаний? Совершенно верно. Изучение явлений – это достаточно долгий и тернистый путь – от гипотез, догадок, интуиции, наблюдений, через опыты к выводам. Я предлагаю вам посмотреть сюжет об основоположнике физической теории Г. Галилее, который изучал теорию свободного падения тел. Итак, вывод: источником физических знаний являются наблюдения и опыты. |
В рабочих листах записывают тему урока «Что изучает физика» Читают ответ. вписывают информацию в рабочие листы Отвечают: явления природы Отвечают (по тексту в учебнике): любые превращения вещества без изменения состава вещества. Приводят примеры явлений, изображенных на слайдах коллекции ЦОР, записывают в таблицу примеры Смотрят фрагменты и фиксируют примеры в тетрадь Отвечают: открывать и изучать законы, которые связывают между собой различные физические явления. Записывают в рабочие листы, называют термины, используя учебник Отгадывают загадки, просмотр видео Отвечают: Многие первичные знания появляются из собственных повседневных наблюдений. Отвечают: Необходимо изучить предшествующий опыт, нужно многократно наблюдать одно и то же явление, чтобы увидеть, как оно изменяется при различных обстоятельствах. Ученый сначала может только предполагать, догадываться о том, как может происходить то или иное явление в новых условиях, но ему необходимо проверить и доказать предположения. Для этого ученый прибегает к опытам и измерениям. Просмотр видеофрагмента Записывают конспект |
||||||||||||||||||||
3. закрепление материала |
1. выполнение теста по вариантам с последующей взаимопроверкой (правильные ответы выделены цветом) Вариант 1
.Вариант 2
Оценка: __________________________ А теперь немного поиграем: игра “Отгадай загадку”.
Днем и ночью кит не спит Днем и ночью под водой Охраняет твой покой. (Подводная лодка)
7. По небу ходит Маляр без кистей Краской коричневой Красит людей. (Солнце) |
Один человек выполняет на интерактивной доске, остальные - в тетради Один человек выполняет на интерактивной доске, остальные - в тетради все самостоятельно выполняют задания по вариантам в рабочих листах выполняют взаимопроверку: ставят отметку по количеству верно выполненных заданий устно отгадывают загадки |
||||||||||||||||||||
4. рефлексия |
Давайте перечислим основные понятия, с которыми мы познакомились сегодня. И в ваших рабочих листах поставьте «+», если вам весь изученный материал понятен, и «!», если что-то осталось не понятным. С помощью физики можно и нужно познавать мир, так как познание мира – это движение вперед. И закончить урок мне хотелось бы словами Фирдоуси (Персидский и таджикский поэт 940–1030 г.г: “Науку все глубже
постигнуть стремись, Спасибо за урок! И желаю удачи в дальнейшем изучении науки! |
Отмечают символы в рабочих листах! |
||||||||||||||||||||
5. домашнее задание |
1. . 1-3, вопросы 2. задание в рабочем листе Домашнее задание 1. Для каждой пары вычеркните ненужное 2. Вставьте пропущенные слова: цилиндрический и щаровой аквариум вмещают 20 литров воды каждый. Они имеют __________________________________, но ______________________________ 3. Впишите ответы.
|
- Вебинар «Формирование детского коллектива как основа позитивной социализации»
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Современные тенденции развития шахматного образования в РФ. Научные идеи и концепции обучения шахматной игре
- Международный вебинар «Формирование креативного мышления как элемента функциональной грамотности на уроках литературного чтения в начальной школе»
- Международный вебинар «Первый раз в пятый класс: система мероприятий по адаптации обучающихся к условиям обучения в основной школе»
- Диагностическая работа в образовательной организации в соответствии с ФГОС. Диагностика эмоционально-личностных особенностей детей