План-конспект занятия по хоровому пению
План-конспект занятия по хоровому пению.
Тема занятия: «Поём и дышим правильно».
Этап обучения: начальный.
Цель: формировать умение правильно использовать дыхание при пении.
Задачи:
-
Научить четко и активно произносить и пропевать гласные и согласные звуки в музыкальном произведении.
-
Развивать коллективное творчество.
-
Воспитывать эстетический вкус.
Тип занятия: комбинированный.
Используемые формы, приёмы, методы: художественное слово, рассказ, показ, эксперимент, продуктивная деятельность.
Ход занятия:
-
Двигательные упражнения.
Двигательные упражнения позволяют:
-
сосредоточить внимание детей на собственном теле;
-
учат находиться в спокойном ненапряженном состоянии: освобождают плечи, корпус, голову.
-
способствуют формированию правильной осанки и снятию мышечной зажатости перед пением
Упражнение «Таря-Маря».
Дети делятся на пары, при этом один человек в паре становится спиной к другому. Начинаем хором произносить текст, одновременно выполняя массажные движения по спине партнера:
Таря-Маря в лес ходила (гладим ладошками сверху вниз, вдоль спины партнера),
Шишки ела, нам велела (от позвоночника в разные стороны, поперек спины партнера),
А мы шишек не едим (ладошками хлопаем по спине партнера) -
Таре-Маре отдадим (кулачками стучим по спине партера).
Далее дети в парах меняются местами, т.е. теперь «массажист» поворачивается спиной к партнеру, упражнение повторяется.
-
Артикуляционная гимнастика.
При помощи артикуляционной гимнастики:
-
устраняется напряженность и скованность артикуляционного аппарата
-
разогреваются мышцы языка, губ, щёк, челюсти
-
развивается мимика, артикуляционная моторика
Упражнения:
- «укольчики» (активные движения языком, «уколы» во внутреннюю часть щек поочередно);
- «считаем зубки» (кончиком языка с внутренней стороны провести поочередно по нижним и верхним зубам);
- «поймаем язычок» (легкое прикусывание языка боковыми зубами поочередно);
- «дудочка-улыбка» (вытягивание губ в трубочку, после резко растянуть губы в улыбке);
-«воздушный шар» (надуть щёки, перекатывание воздуха с одной стороны в другую и наоборот);
- скороговорка «Прохор и Пахом ехали верхом» (проговаривание в разных темпах, с разной интонацией; следить за одновременным произнесением, можно спрашивать по небольшим группам).
3) Упражнения на развитие речевого и певческого дыхания
Качество речевого и певческого дыхания детей зависит не от количества вдыхаемого воздуха, а от правильного экономного выдоха, от умения распределять его на речевую и музыкальную фразу.
Задачи упражнений:
-
«разогреть» мышцы дыхательной системы;
-
устранить поверхностное неритмичное дыхание;
-
нормализовать спокойное, размеренное, плавное дыхание.
Упражнения:
- покачать парные согласные звуки: к-г, б-п, в-ф, з-с.
- «одуванчик» (сдуваем пушинки-парашутики с воображаемого одуванчика, сначала легко, медленно и плавно, затем с глубоким резким вдохом и активным коротким резким выдохом);
- «шелест листвы» (глубокий вдох, спокойный плавный выдох на согласную «ш»)
- скороговорка «Как на горке, на пригорке стоят 33 Егорки: 1 Егорка, 2 Егорка, 3 Егорка и так далее» (дети делают спокойный глубокий вдох перед началом скороговорки, в процессе проговаривания дыхание брать запрещено).
4) Дидактическая игра «Ритмическое эхо»
Педагог прохлопывает или простукивает определенный ритм, дети должны хором повторить его с первого раза. Начинать рекомендуется с простых ритмических рисунков, постепенно усложняя.
5) Распевание.
- пропевание на 1 звуке слогов ма-мэ-ми-мо-му, да-дэ-ди-до-ду, с хроматическим движением вверх;
- пение слогов да-ри-да-ри на терцию;
- попевка «Светит солнышко» на квинту;
- распевка-скороговорка «На мели мы лениво налима ловили, на мели мы ловили линя»;
- пропевание звукоряда вверх и вниз и с закрытым ртом (в тональности разучиваемого далее произведения).
6) Работа над произведением (Ф.Й. Гайдн «Мы дружим с музыкой»).
Начать со вступительного слова и небольшого стихотворения. Дети должны вспомнить и угадать название песни.
Без музыки, без песенки
Нельзя на свете жить.
Всегда мы будем с музыкой
И песенкой дружить.
Работу над произведением начать с пропевания педагогом куплета песни. Далее вместе с детьми повторяем текст и одновременно прохлопываем (простукиваем) ритмический рисунок. Затем настраиваемся на тональность песни, пропевая тоническое трезвучие.
Приёмы:
- пение отдельных фраз в медленном темпе;
- пение по цепочке;
- пение мелодии на слог «ма» (стакатто), для выработки интонационной четкости;
- пение мелодии на слог «лё» (легато), для выработки кантилены, округлого звучания гласных.
При работе над произведением следить за правильной организацией звука, интонацией, ровным звуковедением, кантиленой. Вырабатывать высокую позицию, округлое звучание гласных звуков, краткое звучание согласных. Следить за соблюдением динамических штрихов, пауз, художественным образом, исполняемого произведения. Исключить пение по слогам, задавленное пение.
В конце занятия подвести итоги, обратить внимание на достигнутые результаты в разучивании песни.
- Вебинар «Детская агрессия: нейроигровые приемы обучению саморегуляции, способам выражения гнева в приемлемой форме, формирование позитивных качеств личности»
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Вебинар «Рисование открытками как нетрадиционная техника изодеятельности в работе с детьми дошкольного и младшего школьного возраста»
- Квест – современная игровая технология обучения дошкольников в условиях ФГОС ДО
- Международный вебинар «Особенности исследования нарушенных психических функций в детской нейродефектологии»
- Диагностическая работа в образовательной организации в соответствии с ФГОС. Диагностика эмоционально-личностных особенностей детей