"Пушкин и Высоцкий: совпадение судеб"
Тип материала: Электронный образовательный ресурс (ЭОР)
просмотров: 6238 комментариев: 1
Журавлёва Ирина Ивановна, учитель русского языка и литературы
МОУ «Средняя школа № 14» г. Кимры Тверской области. 2012 г.
Автор: Журавлёва Ирина Ивановна
Квалификационная категория: I
Место проживания: г. Кимры Тверской области РФ
Название учебного заведения: МОУ «Средняя школа № 14»
Учебник, по которому ведётся обучение: «Литература. 11 класс». Учебник в 2 ч. Под ред. Журавлева В.П. 7-е изд. - М.: Просвещение, 2012.
Тема урока: «Пушкин и Высоцкий: совпадение судеб»
Дисциплина: Литература
Класс: 11 класс
Продолжительность урока: 45 минут
Использование информационных технологий: презентация (+ аудио)
Рекомендации по использованию презентации
«Пушкин и Высоцкий: совпадение судеб».
Количество слайдов - 66
Среда (редактор), в которой выполнена презентация - PowerPoint 2003
Цель использования презентации и задачи, решение которых реализуется с помощью презентации: наглядное представление материала, позволяющее, сопоставив биографии А. С. Пушкина и В. С. Высоцкого, выявить основные черты личности поэтов, определить факты, свидетельствующие о совпадении их судеб.
1 слайд Пушкин и Высоцкий: совпадение судеб.
2 слайд «Я занимаюсь авторской песней, - говорил В. Высоцкий, - считаю, что это просто другой песенный жанр: это стихи, которые исполняются под гитару или под другой какой-нибудь инструмент. Просто стихи, положенные на ритмическую основу…»
Одним из самых первых, кто начал возрождать авторскую песню в России, был А. С. Пушкин.
3 слайд В «Сценах из рыцарских времён» он вывел на сцену нового героя, которому подарил одно из любимейших своих стихотворений, «Жил на свете рыцарь бедный…», необыкновенно смелое, вызывающее, глубокое и удивительно певучее, - образец авторской песни. Именно Пушкин как бы заново открыл этот жанр, ощутил необходимость его для русской поэзии. Поэзия родилась вместе с песней, была при рождении песней и развивалась под аккомпанемент струнных инструментов.
4 слайд В авторской песне достигается самая высокая степень свободы – свобода в выражении своих взглядов, свобода в выборе сюжетов, политическая свобода. Всё это началось во времена Пушкина и Лермонтова, и Высоцкий прекрасно отдавал себе отчёт в том, что и кого он продолжает. Он принадлежит к числу тех поэтов, которые взялись возрождать поэзию Золотого века, идущую от самых корней русской и мировой традиции.
5 слайд В воспоминаниях близких и друзей Высоцкого имя Пушкина всплывает постоянно. Говорят о похожести их судеб. Это неудивительно, поскольку, как у больших художников, тут многое совпадает, и в этом, видимо, существует своя закономерность.
6 слайд Оба поэта родились в Москве.
6 июня (26 мая) 1799 года в Москве, в этом доме на Немецкой улице, родился А. С. Пушкин.
В. С. Высоцкий родился 25 января 1938 г. в Москве. В этом доме на 1-й Мещанской улице (ныне проспект Мира) жили его родители.
7 слайд Их детство нельзя назвать безоблачным…
Родители Пушкина не уделяли много внимания детям. Александр не был любимым ребёнком в семье.
Детство Высоцкого тоже счастливым назвать нельзя: эвакуация, развод родителей, жизнь с отцом и его второй женой в Германии.
8 слайд Детство обоих было опалено войной.
Через Царское Село, где учился Пушкин, проходили русские войска сражаться с Наполеоном.
Высоцкий мальчиком видел, как по улицам Москвы прогоняли колонну немецких пленных солдат.
9 слайд Царскосельский лицей сыграл в жизни Пушкина такую же большую роль, как в жизни Высоцкого Большой Каретный.
10 слайд Большой Каретный переулок, дом 15, квартира 4.
Здесь прошли годы юности, родилась и окрепла та дружба, которая была пронесена через все последующие годы.
11 слайд У обоих была бурная молодость.
В ранних стихах Пушкин воспевает радость, вино, веселье – это выражение юной полноты жизни. Бурная его жизнь началась в лицее, продолжилась в Петербурге, где он попал в беспутную компанию. Пушкин любил женщин, любил вино, беспрестанно участвовал в дуэлях. Он любил жизнь, и жизнь любила его. Он любил балы, сопровождавшиеся обилием вина и шампанского, много играл в карты и почти всегда несчастливо. П.А. Вяземский, старый друг Пушкина, так писал о нём: "Он не был монахом, а был грешен, как и все в молодые годы". Ходили разговоры о склонности Александра Сергеевича к пьянству. Эти слухи опровергал сам поэт, однако "Дыма без огня не бывает".
12 слайд У обоих была бурная молодость.
Высоцкий в молодости был человеком разгульным: мог пить и петь всю ночь, а потом сесть просто так в самолёт и лететь на край света неизвестно куда и зачем - просто не мог остановиться.
13 слайд Они любили опасность и риск.
Присутствие опасности и риска (н - р, во время холеры в Болдино, во время поездки в действующую армию под Арзрум и т. д.) волновало, веселило, возбуждало Пушкина и будило в нём творческие силы. Ходя вокруг да около смерти (имеются в виду многочисленные дуэли), Пушкин её не страшился. Похоже, он вообще никого и ничего не боялся, кроме бесчестия – для себя и своей семьи.
Многие друзья Высоцкого отмечали у него отсутствие страха, даже какую-то безрассудность, якобы он придерживался девиза: "Жизнь имеет ценность только тогда, когда живёшь и ничего не боишься". Он любил опасность. Вернее сказать, его манила опасность.
14 слайд Оба были умными людьми.
Пушкин поражал своих современников блистательным и глубоким умом. Жуковский признался: «Когда Пушкину было 18 лет, он думал как 30 - летний человек, ум его созрел гораздо раньше, чем характер». Николай I после первой встречи с Пушкиным в 1826 г. заметил графу Блудову: «… я нынче долго говорил с умнейшим человеком в России».
Высоцкий был человеком умным, наблюдательным, творческим, он глубоко чувствовал и понимал многие политические вещи, которые тогда происходили в Советском Союзе. Наверное, в силу своей творческой натуры, он всё принимал слишком близко к сердцу, поэтому мы так рано его потеряли. Всё, о чём он писал, так пронзительно прочувствовано и прожито, что кажется, будто поэт сам прожил всю эпоху, несколько жизней, и каждую — зрелым и умным человеком. У него была необыкновенная любознательность и необыкновенное умение притягивать к себе людей. Это редкий дар.
15 слайд И Пушкин, и Высоцкий любили театр.
Пушкин, подобно своему Онегину, был «почётным гражданином кулис». Поэт прекрасно знал и чувствовал театр, для него всё в нём было полно поэзии, жизни и красоты. Он восхищался изумительным мастерством балерин, талантливой игрой трагических актрис.
Ещё в школе Высоцкий занимался в драмкружке. Поступив в МИСИ, ушёл из него и поступил в Школу-студию МХАТа. Придя работать в 1964 г. в Театр драмы и комедии на Таганке под руководством Ю. П. Любимова, Высоцкий вскоре стал одним из ведущих его актёров. Он сыграл в театре десятки ролей, но роль Гамлета - центральная в его творческой судьбе (её он играл без замен до конца жизни).
16 слайд Оба были щепетильны в вопросах долга и чести.
У Пушкина было обострённое чувство собственного достоинства. Своё доброе имя, честь жены он защищал на дуэлях. Был смел, решителен. Один военный, с которым он стрелялся, после дуэли сказал поэту: «Вы так же хорошо стояли под пулями, как хорошо пишете». Но поэт никогда не был злопамятен, мстителен. Пушкин никогда не был эгоистом. Он способен был жертвовать собою ради других.
17 слайд Оба были щепетильны в вопросах долга и чести.
Высоцкий не любил, когда факты его частной жизни становились достоянием улицы, не любил сплетни. Он презирал людей, которые пытались проникнуть в его личную жизнь, не прощал малейшего предательства, иногда разрывал очень жестоко. Высоцкий, чувствуя приближение своего конца, пытался раздать перед смертью долги, но их, к сожалению, было очень много - не успел... Все, кто знал Высоцкого, отмечают его готовность прийти на помощь. Но это не значит, что он никогда ни в чём не отказывал. Отказывал - и очень часто, и очень даже обидно отказывал. Но когда дело касалось главных вопросов - здоровья, жилья, чести - на него можно было положиться. (У него был друг, и тот попросил у Высоцкого плёнку с записями песен, но потом выяснилось, что он эту пленку размножил и продавал. Высоцкий, не выясняя отношений, порвал с ним. Навсегда. Прощать не очень умел.)
18 слайд У них были сложные взаимоотношения с властью.
В своих стихах Пушкин прославлял свободу, говорил о неизбежности гибели самодержавия,
протестовал против крепостного права. Поэт был связан с декабристами. В результате он стал неблагонадёжным, за ним был установлен тайный надзор полиции. На почте просматривались его письма. Цензура запрещала печатать трагедию ”Борис Годунов”. На поэта обрушилась ядовитая и враждебная критика. Он с горечью чувствовал себя непонятым в самом разгаре своей популярности. Отношения с царём были очень напряжёнными.
19 слайд У них были сложные взаимоотношения с властью.
Начинал Высоцкий с блатной, тюремной тематики, табуированной для официальной советской культуры, поэтому его раннее творчество было подвержено резкой критике ЦК КПСС.
Он создал новую поэтическую «энциклопедию советской жизни». В своих песнях Высоцкий исследовал проблемы, о которых наша печать, телевидение заговорили вслух лишь во времена гласности и перестройки.
Оборотной стороной его лирики была сатира, по словам А.Демидовой, - «резкая, бьющая, неистовая, страстная». Цензура не обходила стороной поэта (против его имени стояла стена запрета). Стихи Высоцкого не допускались на страницы книг и журналов; за всю его жизнь в СССР вышли лишь несколько его грампластинок-миньонов (по 3-4 песни на каждой). Высоцкий не являлся членом творческих союзов и потому не имел официального статуса литератора или композитора.
Это
смертельно почти, кроме шуток,
Песни
мои под запретом держать!
Можно прожить
без еды сорок суток…
Семь без воды…
Без
меня только пять...
20 слайд Их отцы были военными и законопослушными гражданами.
Отец Пушкина (майор в отставке) говорил, что сын позорит их семью. Отец и сын не любили друг друга, неприятие между ними было усугублено поднадзорным положением Пушкина. Родители боялись, как бы недружелюбие царя к их сыну не задело их. Отец даже согласился смотреть за сыном и давать отчёт о его поведении... Произошёл полный разрыв отношений отца и сына.
Отец Высоцкого (полковник Советской Армии, ветеран войны) не принимал увлечений сына ни сочинительством, ни актёрским ремеслом. Узнав о свадьбе сына с француженкой Мариной Влади, он с негодованием сообщил об этом в КГБ. На предложение Ю. Любимова положить сына на лечение отец заявил: "С этим антисоветчиком я никакого дела не имею!"
21 слайд Они обладали удивительной работоспособностью.
Пушкин был очень работоспособным. Например, в его жизни был удивительный период, получивший определение "болдинской осени". Именно в Болдино им были созданы наиболее значительные произведения. Эта удивительная плодотворная работа поэта граничит с чудом. Осенью 1830 г. поэт написал более 40 произведений. Среди них: "Повести Белкина", "Маленькие трагедии", последние главы романа "Евгений Онегин", сказки, стихи, множество критических статей.
Высоцкий всегда спешил. Жил очень быстро. Мало спал. Много работал. Все поражались его трудоспособности: репетиции, съёмки, концерты, спектакли, работа за письменным столом (каждая песня «работалась» два-три месяца), друзья, поездки... В последний год его жизни, когда он был в Москве, один за другим шли спектакли с его участием. Например: 6 января 80 г.- "Гамлет", 7 января 80 г. утром - "Вишневый сад", вечером - "Преступление и наказание".
22 слайд Оба поэта были настоящими мастерами слова.
Пушкин - несравненный художник русского Слова, самый могучий его творец и служитель. В личности и творчестве Пушкина душа Пушкина отразилась в его словах и стихах. Пушкин, словно волшебник, взмахнёт пером, как волшебной палочкой, и происходит чудо: появляются прекрасные стихи, которые проникают в душу, в сердце каждого. Русский язык в стихах Пушкина становится "живой водой". Пушкин создал современный русский язык: «Пушкин - чародей родного языка, закончивший его чеканку как языка совершенного, мирового. Говорить по-русски – теперь значит
говорить на пушкинском языке». (А.В. Карташев)
Высоцкий «понимал, что такое слово и как трудно слово отбирать. У него удивительные стихи, по форме безукоризненные, и кажется, что это давалось ему легко. На самом деле, когда читаешь внимательно его стихи, то поражаешься их законченности, их гармонии. А сколько у него набросков бесконечных! Он очень много работал над словом». (Ю. П. Любимов)
23 слайд Оба были неблагонадёжными, а значит, и невыездными.
«Охота к перемене мест» всегда увлекала Пушкина. У него была «тоска по чужбине», ему хотелось новых впечатлений. Поэт хлопотал перед генералом Бенкендорфом о позволении съездить за границу или о назначении в посольство, направлявшееся в Китай. Но его не отпустили.
Высоцкого долго не выпускали за границу. Такая возможность у него появилась после женитьбы на иностранке (1970 г.), да и то только через 6 лет.
24 слайд Оба знали толк в женской красоте, поэтому влюбились в настоящих красавиц.
25 слайд Женой А. С. Пушкина была первая красавица Москвы Н. Н. Гончарова. Она поразила сердце и воображение знаменитого поэта, когда он увидел её на балах танцмейстера Йогеля. Ей тогда едва минуло 16 лет.
26 слайд Женой В. Высоцкого была французская актриса русского происхождения Марина Влади (одна из первых красавиц французского кинематографа). Впервые Высоцкий увидел её в фильме "Колдунья" (1956 г.) и влюбился (во время съёмок ей было всего 17 лет). "Эта женщина будет моей женой!" — сказал он друзьям. Встретятся они только в 1967 г.
27 слайд Марина Влади в к/ф «Колдунья» (1956 г.) по повести А. И. Куприна «Олеся».
28 слайд Оба имели успех у женщин, умели любить и были любимы. Донжуанский список Пушкина.
29 слайд Любимые женщины Владимира Высоцкого:
актриса Иза Жукова (первая жена Высоцкого), актриса Лариса Лужина (едва ли не единственная женщина, не ответившая на чувства Высоцкого), актриса Людмила Абрамова
(вторая жена Высоцкого, родила ему двух сыновей), актриса Татьяна Иваненко
(родила Высоцкому дочь), актриса Марина Влади (третья жена Высоцкого), художник Оксана Афанасьева (ныне Ярмольник) - последняя любовь Высоцкого.
30 слайд Высоцкий любил французскую актрису, а Пушкин погиб от руки французского кавалергарда Жоржа Шарля Дантеса.
31 слайд Оба были любимы народом.
Как и почему Пушкин, дворянин, сблизился с простым народом? Поэт жил в трудное время. Самодержавие, царь, который держал творчество поэта под своим контролем, хотел сделать его придворным поэтом, постоянная слежка полиции, непонимание в семье, нехватка средств к существованию – всё это делало жизнь поэта, особенно в последние годы, невыносимой. "Черт догадал меня родиться в России с душою и талантом!" – сказал однажды Пушкин. Тяжёлые предчувствия томили поэта, он был одинок, задыхался в этой жизни, а для творчества нужна была свобода. И Пушкин находит своё спасение в народном творчестве, в народной фантазии, в общении с простым народом. Поэт называл себя «эхом русского народа».
32 слайд Оба были любимы народом.
В 1960-1980-е годы в стране трудно было найти дом, квартиру, где бы не звучали песни Высоцкого — «всенародного Володи» (А. Вознесенский) — чаще всего переписанные на магнитной ленте, не всегда качественной. Власти, однако, предпочитали не замечать этой популярности, более того, не только замалчивали её, но и время от времени обрушивались с критикой в ведущих советских изданиях («Комсомольская правда», «Советская Россия» и др.).
Э. Володарский вспоминает, что однажды Высоцкому вернули украденный чемодан с вещами и документами. Сверху лежала записка: "Володя, извините, обмишулились". Была и приписка: "Одни джинсы взяли - на память".
«…когда
в нелётную погоду он приходил в аэропорт,
то находился экипаж, который говорил:
-
Как, Высоцкий? Есть - летим!
Экипаж
садился в самолёт и улетал, куда нужно
было Володе. Это почти подсудное дело,
но тем не менее это происходило». (Л.
Филатов)
Телефонистки всегда шли ему навстречу и старались побыстрее соединить с Парижем…
33 слайд Они оба любили свободу.
Пушкин был абсолютным романтиком, а основное содержание романтизма – выражение страданий души от несоответствия действительности идеалам. Отсюда тема свободы общества и тема внутренней свободы человека в лирике поэта. Пушкин считал, что свободу никому нельзя принести в дар, что свобода начинается с постоянной духовной работы; и ни о какой политической свободе нельзя говорить, пока не обретено духовное освобождение.
Пушкин обладал такой свободой. Вольнолюбивые стихи Пушкина, насмешливые эпиграммы расходились по всему Петербургу. Дошли они и до царя. Однажды Пушкина вызвали к генерал-губернатору Милорадовичу, и тот хотел направить полицейского на квартиру поэта опечатать его бумаги. Пушкин сказал ему: «Все мои стихи сожжены — у меня ничего не найдёте на квартире. Лучше прикажите подать бумагу, я здесь же вам всё напишу». Для Пушкина свобода превышает по значимости всё сущее в мире: " На свете счастья нет, но есть покой и воля".
34 слайд Они оба любили свободу.
Высоцкий был так популярен в СССР потому, что стал в нём именно свободным, и все ему хотели подражать именно в этом. Как его волк, вырваться за флажки. Как его кони, пронестись по самому краю и не свергнуться в пропасть. Он жил свободно, своим творчеством рождал эту свободу, заражал ею тех, кому это было не положено. Кем? Почему не положено? Эти вопросы даже ставить было запрещено. А Высоцкий на них отвечал. Своей жизнью, своим творчеством, своим надрывным призывом к свободе, который звучал в его устах до последнего вздоха. Хочешь быть свободным – будь им! Высоцкий сумел быть свободным в несвободной стране.
35 слайд «Мерседес» Высоцкого, как у генсека страны, сродни пушкинскому фраку на царских балах.
В 1976 г. в стране было только два «Мерседеса»: у Л. И. Брежнева и у В. Высоцкого.
Высоцкий был Человеком, он был настоящим и всегда оставался собой, даже на «Мерседесе», даже имея возможности, которых не было у других. Высоцкий навсегда остался для людей своим…
36 слайд И памятник – на том же Страстном бульваре…
37 слайд А. С. Пушкин - народный поэт, уникальное явление культуры XIX века, голос поколения, голос эпохи, голос XIX века…
В. С. Высоцкий – народный поэт, уникальное явление культуры XX века, голос поколения, голос эпохи, голос XX века…
38 слайд Творчество
«Володя читал очень много и очень хорошо знал литературу, особенно классику, - вспоминает
Г. Епифанцев. – О Пушкине мог говорить сутками! Мало кто об этом знает, но он великолепно знал Пушкина».
- Кто ваши любимые писатели и поэты?
- В первую очередь Пушкин…
- Не стали ли мы в последние годы слишком часто и много выказывать свою любовь к Пушкину?
- А как же его не любить? Можно быть вообще равнодушным к поэзии, в том числе и к Пушкину, но если поэзия волнует, то Пушкин – в первую очередь. (Из интервью Высоцкого газете «Литературная Россия»).
39 слайд Мысли и чувства, волновавшие Пушкина – поэта ХIХ века, - нашли своё творческое развитие и переосмысление в творчестве Высоцкого – поэта века ХХ - го.
40 слайд В одном из интервью В. Высоцкий, говоря о процессе своего творчества, цитирует
А. С. Пушкина:
И пальцы просятся к перу, перо к бумаге,
Минута – и стихи свободно потекут.
41 слайд Дружба
«Володя мне говорил: «Я больше всего в жизни ценю дружбу. Больше семьи, жены, славы, денег, - больше жизни», - рассказывал В. Золотухин. Именно так относился к дружбе и Пушкин.
Если где-то в глухой, неспокойной ночи
Ты споткнулся и ходишь по краю, -
Не таись, не молчи, - до меня докричи,
Я твой голос услышу, узнаю…
(В. Высоцкий «Если где-то в глухой…»)
42 слайд Ни музы, ни труды, ни радости досуга,
Ничто не заменит единственного друга…
(А. С. Пушкин «Чаадаеву»)
Друзья мои, прекрасен наш союз!
Он, как душа, неразделим и вечен –
Неколебим, свободен и беспечен,
Срастался он под сенью дружных муз.
(А. С. Пушкин «19 октября»)
43 слайд
Помнишь ли, товарищ, этот дом?
Нет, не забываешь ты о нём.
И я скажу, что тот полжизни потерял,
Кто в Большом Каретном не бывал.
Ещё бы! Ведь –
Где твои семнадцать лет? –
На Большом Каретном.
Где твои семнадцать бед? –
На Большом Каретном.
Где твой чёрный пистолет? –
На Большом Каретном.
Где тебя сегодня нет? –
На Большом Каретном.
(В. Высоцкий «Большой Каретный»). (Аудио)
44 слайд Дружба – это высшая форма общения, позволяющая постигать истину в человеческих отношениях даже тогда, когда с другом разлучён или друг, как говорил Высоцкий, «больше не живёт». Друг – это ориентир и критерий отношений с людьми, даже если он далеко.
Печален я: со мною друга нет,
С кем долгую запил бы я разлуку,
Кому бы мог пожать от сердца руку
И пожелать весёлых много лет.
Я пью один…
(А.С. Пушкин «19 октября»)
45 слайд Эти строки трагически перекликаются с песней Высоцкого «Он не вернулся из боя»:
Он молчал невпопад и не в такт подпевал,
Он всегда говорил про другое,
Он мне спать не давал, он с восходом вставал, -
А вчера не вернулся из боя.
Сосед раздражал его, но вот он не вернулся из боя, и герой почувствовал себя бесконечно одиноким. Нужно уметь вовремя ценить дружбу и быть внимательным к людям.
Никто не рассказал о дружбе с такой любовью и романтичностью, как Пушкин. Никто не спел о ней с такой болью, как Высоцкий. (Аудио)
46 слайд Любовь
В своё время Пушкин определил любовь так, как может понимать и чувствовать её только поэт:
В глубоком знанье жизни нет –
Я проклял знаний ложный свет,
А слава… луч её случайный
Неуловим. Мирская честь
Бессмысленна, как сон… Но есть
Прямое благо: сочетанье
Двух душ…
(А. С. Пушкин «Сцена из Фауста»)
47 слайд «Песни Высоцкого, - писал Р. Рождественский во вступительном слове к 1-му изданию сборника «Нерв», - это песни очень настоящих, сильных людей». И любовь у него – настоящая, любовь сильных духом людей. Любовь почти всегда - разделённая.
Руки сцепились до миллиметра,
Всё – мы уходим к свету и ветру, -
Прямо сквозь тьму,
Где – одному
Выхода нет!..
(В. Высоцкий «Нить Ариадны»)
Это и есть то самое «сочетанье двух душ», о котором писал Пушкин, - и только вдвоём можно найти выход из лабиринта, где царствуют тьма, злоба и ненависть.
Для любви не существует ни преград, ни расстояний, как в песне «Ноль семь», где, казалось бы, обычные слова в телефонной трубке - «Здравствуй, это я!» - равноценны признанию в любви… (Аудио)
48 слайд Вершина любовной лирики Высоцкого, безусловно, - «Баллада о Любви». В высоком смысле слова она перекликается со строчками пушкинского стихотворения:
Певцы любви! вы ведали печали,
И ваши дни по терниям текли;
Вы свой конец с волненьем призывали.
(А. С. Пушкин «Любовь одна – веселье жизни хладной…»)
…Но вспять безумцев не поворотить –
Они уже согласны заплатить
Любой ценой – и жизнью бы рискнули,
Чтобы не дать порвать, чтоб сохранить
Волшебную невидимую нить,
Которую меж ними протянули.
Свежий
ветер избранных пьянил,
С ног сбивал,
из мертвых воскрешал,
Потому что если
не любил,
Значит и не жил, и не дышал.
Но многих, захлебнувшихся любовью,
Не докричишься – сколько ни зови, -
Им счёт ведут молва и пустословье,
Но этот счёт замешан на крови.
А мы поставим свечи в изголовье
Погибших от невиданной любви…
Я поля влюблённым постелю –
Пусть поют во сне и наяву!
Я дышу, и значит – я люблю!
Я люблю, и значит – я живу!
(В. Высоцкий, «Баллада о Любви») (Аудио)
49 слайд Эта песня была написана В. Высоцким для фильма "Баллада о доблестном рыцаре Айвенго". Вот мнение об этой песне одного из пользователей Internet: «Я часто слушал эту песню, только сейчас я понял, что такие стихи мог написать человек уровня Александра Сергеевича …
Вывод: благодарен папе, маме и Господу Богу, что я начинал свою жизнь с правильных слов, стихов и песен».
50 слайд Россия
«Долго Россия оставалась чуждой Европе, - писал Пушкин в своих записках. – Великая эпоха Возрождения не имела на неё никакого влияния, рыцарство не одушевило чистыми восторгами, и благородное потрясение, произведённое крестовыми походами, не отозвалось на нравах. Но России определено было высокое предназначение…» Россия увидела своё прекрасное, идеальное величие в зеркале Пушкина.
Пока свободою горим,
Пока сердца для чести живы,
Мой друг, отчизне посвятим
Души прекрасные порывы!
(А. С. Пушкин «К Чаадаеву»)
51 слайд В. Высоцкий «Купола»
«…Вопрос хороший и очень интересный, - говорил Высоцкий в ответ на записку из зрительного зала, - моё отношение к России, Руси, её достоинствам и недостаткам. Это не вопрос, это – тема, над которой я вот уже двадцать лет работаю».
Купола
в России кроют чистым золотом -
Чтобы
чаще Господь замечал.
Я
стою, как перед вечною загадкою,
Пред
великою да сказочной страною -
Перед
солоно - да горько-кисло-сладкою,
Голубою,
родниковою, ржаною…
Душу,
сбитую утратами да тратами,
Душу,
стертую перекатами,-
Если до крови
лоскут истончал,-
Залатаю золотыми я
заплатами -
Чтобы чаще Господь замечал!
(Аудио)
52 слайд Песня эта интересна помимо всего тем, что написана была В. Высоцким для фильма «Сказ про то, как царь Пётр арапа женил» по пушкинскому «Арапу Петра Великого», - и поётся как от имени героя, так и от имени автора. В этом фильме В. Высоцкий сыграл главную роль – предка А. С. Пушкина Ибрагима Ганнибала. Пушкинский взгляд на Россию Петра I совпадает с взглядом Высоцкого не только на историческую Россию, но и на Россию вообще. Автор, как и его герой, не отделяет свою судьбу от судьбы страны: «Без России я ничто».
53 слайд «Во всех своих песнях, - говорил В. Высоцкий, - есть мой собственный взгляд на мир и на те проблемы, о которых я пишу». Он с полным правом русского поэта мог бы повторить слова, которые Пушкин произнёс в ответ на вопрос любопытствующего лицеиста:
- По какому ведомству вы служите?
- Я числюсь по России, - ответил Пушкин.
54 слайд «Он, как и Пушкин, был душой измучен...»
В последние годы жизни Пушкину приходилось много работать, чтобы содержать большую семью. Служба в Коллегии иностранных дел, куда ему пришлось поступить, не давала возможности спокойно заниматься литературным творчеством. Красота его жены обратила на себя внимание царя Николая I. Царь желал видеть её на придворных балах, поэтому пожаловал Пушкину звание камер-юнкера - самый низкий из придворных чинов. Это было оскорбительно для великого поэта. Пушкин подал в отставку, но получил отказ. Пришлось оставаться на службе, влезать в долги и находиться в зависимости от царского двора. Отношения с царём оставались очень напряжёнными. Независимость, талант, яркая индивидуальность Пушкина вызывали растущую враждебность окружавшего его светского общества. Оно создало вокруг поэта атмосферу ненависти, лжи и клеветы. Ненавидевшие А. С. Пушкина правящие круги расправились с “певцом свободы” рукой французского эмигранта Дантеса.
55 слайд «Он, как и Пушкин, был душой измучен...»
Многочисленные выступления Высоцкого перед публикой носили обычно полулегальный характер и часто оборачивались неприятностями для их организаторов. Огромное напряжение на пределе человеческих сил в последние годы, болезненно переживаемое непризнание официальной литературой, сложные отношения в театре, личные проблемы, подорванное здоровье оборвали жизнь Высоцкого на творческом взлёте.
56 слайд Оба ушли из жизни в расцвете лет, на творческом взлёте.
«Пушкин и Высоцкий не могли постареть, они не могли стать стариками. Некоторые люди рождаются стариками, а они не смогли бы стать ими. Для меня Пушкин и Высоцкий - вечно молодые и гениальные. Гении не старятся, им чужды человеческие законы. Я удивляюсь, почему они не умеют летать. Видимо, природе хочется соблюсти хоть какие-то приличия. Мне кажется, на небе есть звезда Пушкина, звезда Высоцкого. Посмотрите как-нибудь на безоблачное небо ночью. Я уверяю вас, вы увидите. Только смотрите сердцем, а не глазами, как советовал нам Антуан де Сент-Экзюпери. Невозможно познать гения до конца. Но посмотрите на небо» (из школьного сочинения).
57 слайд Обоих власти хотели похоронить практически тайно…
10 февраля (29 января) 1837 г. Пушкин умер от смертельной раны, полученной на дуэли, где он защищал честь жены. Его смерть была воспринята в России как национальная трагедия. Правительство было напугано реакцией общественности, опасалось демонстраций, которые могли произойти во время похорон поэта. Тело Пушкина ночью было тайно вывезено из Петербурга. Он был похоронен вблизи своего имения Михайловское, у стен Святогорского монастыря.
Смерть Пушкина показала, как он любим народом: проститься с поэтом пришли не только его друзья, но и люди разного звания. Некоторые современники говорили, что в эти дни у Пушкина перебывало 30-50 тысяч человек.
58 слайд Обоих власти хотели похоронить практически тайно…
В. Высоцкий умер 25 июля 1980 года, во время проходивших в Москве летних Олимпийских игр. В преддверии Олимпийских игр из Москвы были выселены многие жители, имевшие трения с законом. Был ограничен въезд иногородних граждан, и город был наводнён милицией. Сообщений о смерти Владимира Высоцкого в советских СМИ практически не печаталось. Появилось лишь два сообщения в «Вечерней Москве» о смерти и дате гражданской панихиды, небольшой некролог в газете «Советская культура». За крошечный некролог в «Вечерней Москве» спустя два дня после публикации был снят с должности главный редактор газеты. Над окошком театральной кассы было вывешено скромное объявление: «Умер актёр Владимир Высоцкий». Ни один человек не сдал назад билет — каждый хранит его у себя как реликвию. И тем не менее у Театра на Таганке, где он работал, собралась огромная толпа, которая находилась там в течение нескольких дней (в день похорон были также заполнены людьми крыши зданий вокруг Таганской площади). Высоцкого хоронила, казалось, вся Москва, стадионы стояли полупустые, хотя официального сообщения о смерти не было. Марина Влади уже в автобусе, направившемся в сторону Ваганькова, сказала одному из друзей мужа, В. И. Туманову: «Вадим, я видела, как хоронили принцев, королей, но ничего подобного не видела!…»
59 слайд М. Н. Манахов «Памяти Поэта»
Он Памятник воздвиг себе, как Пушкин.
Размноженный на тысячах кассет.
Хоть на него наложен был запрет,
Он в клочья рвал свою и наши души.
Сажусь писать, а к горлу ком подходит,
Размер не тот и рифма не ложится.
От слёз в глазах двоится и троится
И разум объяснений не находит.
Что он ушёл. Ушёл из нашей были.
Теперь уж не споёт под дружный рёв
Звончей и чище сотни "соловьёв".
Хоть и хрипел, как часто говорили.
Так повелось - Поэта на Голгофу.
Таков итог признанья на Руси.
О, Господи! Спаси и вознеси.
Его и кровью политые строфы.
Он, как и Пушкин-был душой измучен.
Но не найдутся смелые умы,
Что вырвут правды луч из плена тьмы.
Как некогда отважный подпоручик.
Увы! Померк надежды ясный свет.
Осиротела бедная Россия.
Ушёл её глашатай и Мессия.
Погиб последний на Руси Поэт.
Пройдут года - табу с Поэта снимут.
Два раза в год - к рожденью и на смерть
Закрутят сплетен пошлых круговерть.
А творчество Поэта отодвинут.
Пусть говорят - глупцы молчать не в силах.
Пиар для них важней, чем кислород.
Поэта помнит остальной народ,
Его страна, озябшая Россия.
60 слайд Пушкин и Высоцкий - кумиры века…
19 век называют Золотым веком русской поэзии и веком русской литературы в мировом масштабе. Белинский назвал этот век «пушкинским», т. к. самым уникальным, необычайным явлением этого века был А. С.Пушкин – кумир XIX века. Пушкин – «Солнце русской поэзии».
По итогам опроса ВЦИОМ, проводившегося в 2010 году, В. С. Высоцкий занял второе место в списке кумиров XX века после Юрия Гагарина. Опрос ФОМ в 2011 году показал, что 70 % опрошенных считают творчество Высоцкого важным явлением отечественной культуры XX века.
61 слайд Они навсегда в нашей памяти…
В. С. Непомнящий отмечал, что ни к одному другому литератору в мире народ не относился так, как к Пушкину. Невозможно себе представить, чтобы каждая годовщина Шекспира или Данте отмечалась всенародно, а у их памятников ежегодно появлялось множество цветов. Ни к кому не относятся столь многогранно: на одном полюсе всенародно слагаются анекдоты, на другом – видят в нём национального пророка. Пушкин – это «Россия, выраженная в слове»; он олицетворяет национальное сознание и жизнеощущение.
Высоцкий - всенародно любимый поэт, бард и актёр. Как истинный поэт, Высоцкий пропустил время через своё сердце. Для многих он стал олицетворённой совестью эпохи, и поэтому далеко не случайно нескончаемое паломничество на Ваганьковское. Его посмертная слава просто феноменальна! Прошло уже более тридцати лет со дня его смерти, но любовь к нему не потускнела. На его могиле на Ваганьковском кладбище в Москве всегда живые цветы. Воистину к настоящему поэту не зарастёт народная тропа...
62 слайд « К нему не зарастёт народная тропа…» (памятники на могилах поэтов)
63 слайд « К нему не зарастёт народная тропа…» Памятник Пушкину и Гончаровой на Арбате. Памятник В. Высоцкому и М. Влади в Екатеринбурге.
64 слайд О жизни Пушкина и Высоцкого сняты фильмы.
Кадры из х/ф «Пушкин. Последняя дуэль» ( 2006 г.), режиссёр Наталья Бондарчук,
в роли Пушкина - Сергей Безруков.
65 слайд Х/ф «Высоцкий. Спасибо, что живой» (2011 г.), режиссёр Пётр Буслов, в роли Высоцкого – тот же Сергей Безруков.
И, улыбаясь, мне ломали крылья,
Мой хрип порой похожим был на вой,
И я немел от боли и бессилья
И лишь шептал:
«СПАСИБО, ЧТО ЖИВОЙ».
66 слайд
Они
уходят, не допев куплета,
Когда в их
честь оркестр играет туш:
Актёры,
музыканты и поэты -
Целители уставших
наших душ…
Игорь Тальков
Список использованной литературы и Интернет – ресурсов.
-
Ю. Бореева "Высоцкий и Пушкин" http://podsnegniki.ucoz.ru/index/0-9
-
БИОГРАФИЯ АЛЕКСАНДРА СЕРГЕЕВИЧА ПУШКИНА http://pushkin.ellink.ru/pushkin/push1.asp
-
Биография Владимира Высоцкого http://www.vladimirsvysotsky.ru/bio.php
-
«Потерянные души» http://ariom.ru/fo/t2096-15.html
-
Алла Демидова «Каким был Высоцкий» http://www.liveinternet.ru/journalshowcomments.php?jpostid=32583802&journalid=1380323&go=prev&categ=0
-
Ю. М. Лотман «Пушкин» http://libes.ru/307421.html
-
Алла Демидова «Каким знаю и люблю» http://irrkut.narod.ru/vospominania/kakimbil.htm
-
АПН «Здесь русский дух»- Александр Пушкин http://www.apn.ru/publications/print29292.htm
-
ЮРИЙ ПЕТРОВИЧ ЛЮБИМОВ: Ноябрь 1982 http://www.kulichki.com/vv/ovys/teatr/lyubimov/lyubimov.1982-11.html
-
П. К.Губер "Дон-Жуанский список Пушкина: главы из биографии"
Изд. "Петроград", Петербург http://www.biografia.ru/arhiv/donzuan03.html -
«На Большом Каретном» http://irrkut.narod.ru/biografia/biograf-4.htm
-
Лотман Ю. Беседы о русской культуре. Быт и традиции русского дворянства (XVIII-начало XIX века) http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/History/Lotman/08.php
-
Лирика Пушкина 1824 (Михайловское) – 1836 гг. http://vkjournal.ru/doc/1120765
-
Д. Суворов «Галактика Высоцкого» http://samlib.ru/s/suworow_d_w/xyz-1.shtml
-
Ю. Москаленко «Что не поделили Сергей Львович и Александр Сергеевич Пушкины?»
http://shkolazhizni.ru/archive/0/n-18980/ -
Владимир Высоцкий. "Я не верю судьбе" http://www.1tv.ru/documentary/print/fi=7886
-
Пушкин в Болдино http://www.pushkinmesta.ru/61/index.htm
-
А. Карташев «Лик Пушкина» http://www.stihi-rus.ru/Pushkin/o_poete/23.htm
-
«Моя Мадонна». Пушкин и Гончарова http://personallife.ru/2010/06/pushkin-i-goncharova/
-
«Женщины Владимира Высоцкого» http://www.spletnik.ru/blogs/pro_zvezd/42235_zhenshhiny_vladimira_vysockogo
-
И. Леонова «Душа народа – душа поэта» http://nsc.1september.ru/article.php?ID=200201808
-
Владимир Семёнович Высоцкий. Народный биографический справочник http://eternaltown.com.ua/%D0%B1%D0%B8%D0%BE%D0%B3%D1%80%D0%B0%D1%84%D0%B8%D0%B8/1428
-
Ю. Г. ОКСМАН «К ИСТОРИИ ВЫСЫЛКИ ПУШКИНА ИЗ ПЕТЕРБУРГА В 1820 г.» http://feb-web.ru/feb/pushkin/serial/vr1/vr12191-.htm
-
«Они выбирали свободу» http://telegrafua.com/country/12583/
-
«Здесь русский дух» - Александр Пушкин / Виктор Аксючиц (часть 2) http://www.iarex.ru/articles/37496.html
-
М. Н. Манахов «Памяти Поэта» http://samlib.ru/m/manahow_m_n/vysozkydoc.shtml
- Вебинар «Формирование детского коллектива как основа позитивной социализации»
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Современные тенденции развития шахматного образования в РФ. Научные идеи и концепции обучения шахматной игре
- Диагностическая работа в образовательной организации в соответствии с ФГОС. Диагностика эмоционально-личностных особенностей детей
- Международный вебинар «Формирование креативного мышления как элемента функциональной грамотности на уроках литературного чтения в начальной школе»
- Международный вебинар «Первый раз в пятый класс: система мероприятий по адаптации обучающихся к условиям обучения в основной школе»