Романса трепетные звуки
|
|
|
|
Фамилия, имя, отчество автора |
Кравченко Олеся Ивановна |
|
Квалификационная категория |
высшая |
|
Место проживания (город, поселок), область, край, регион |
Город Белореченск, Краснодарский край |
|
Название учебного заведения |
МБОУ СОШ № 31 им.В. В. Толкуновой пос.Родники МО Белореченский район Краснодарский край |
|
Дисциплина |
музыка |
|
Учебник, по которому ведется обучение |
«Музыка» 5 класс. Авторы: Сергеева Г.П., Критская Е.Д.. |
|
Тема урока |
«Романса трепетные звуки» |
|
Класс |
5 |
|
Продолжительность урока |
40 минут |
|
Использование информационных технологий |
Дифференцированный подход к обучению |
|
Логотип Портала - в верхнем колонтитуле разработки |
Поделись живыми снами,
Говори душе моей;
Что не выскажешь словами,
Звуком на душу навей.
А. Фет
Тема урока: «Романса трепетные звуки»
Цель урока:
-
познакомить с новым музыкальным жанром – романсом, на основе чего доказать связь музыки и литературы.
Задачи урока:
-
Развитие ассоциативного и эмоционально-образного мышления в процессе восприятия музыки, умения сравнивать и сопоставлять.
-
Формирование теоретического знания о взаимосвязи всех видов искусств.
-
Раскрытие творческого потенциала и воспитание художественного восприятия.
-
Воспитание инициативного отношения к предлагаемым заданиям.
-
Развитие.
Форма урока:
-
Урок-путешествие
Вид урока:
-
интегрированный
Наглядно-методические пособия:
-
Эпиграф на доске (слова А.Фета)
-
Портрет С.В. Рахманинова
-
Карточки с названиями романсов и их авторов.
-
Выставка рисунков на тему: «Звуки романса в цвете».
Оборудование:
-
Музыкальный центр, фонохрестоматия, синтезатор.
План урока:
-
Организационный момент (музыкальное приветствие, тема и цель урока).
-
Повторение пройденного материала (актуализация полученных ранее знаний и умений учащихся в форме игры).
-
Новая тема (организация восприятия учащимися нового материала).
-
Физкультминутка (исполнение песни-танца Б. Савельева «Танцуйте сидя»).
-
Обобщение (осмысление нового материала и закрепление его в форме тестирования).
-
Домашнее задание.
-
Итог урока (выставление оценок).
Ход урока:
I. Организационный момент.
Вход в кабинет. Музыкальное приветствие.
Звучит романс М.Глинки «Жаворонок».
Какое произведение прозвучало в начале урока? Сделайте вывод, о чем пойдет речь на уроке? Как может прозвучать тема урока? (Учащиеся предлагают свои варианты)
Тема нашего сегодняшнего урока - «Романса трепетные звуки» ставит перед нами цель: познакомиться с новым музыкальным жанром. Чтобы больше узнать о романсе, я предлагаю совершить путешествие в мир искусства. Быстрей на паровоз и с песней вперёд! Исполнение «Песни паровозика» из м/ф. «Паровозик из Ромашкова».
II. Повторение пройденного материала.
Первая остановка – станция ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ, где нам предлагается повторить пройденные ранее темы в форме игры.
Игра: « Ты мне, я – тебе».
Цель игры: проверить знания пройденного материала.
Ход игры: учитель задаёт учащимся вопросы. Ответив на них, учащиеся обмениваются тетрадями с соседом по парте и проверяют ответы одноклассника, подтверждая тем самым свои знания темы.
Вопросы: |
|
I вариант |
II вариант |
Что такое музыка? |
Что такое песня? |
Что такое вокальная музыка? |
Что такое инструментальная музыка? |
III. Новая тема.
РОМАНС – это жанр вокальной музыки, музыкально-поэтическое произведение, выражающее глубоко личные чувства, поэтому исполняется сольно. Сольно, от итальянского слова solo, что значит – один – музыкальное произведение для одного исполнителя. С каким жанром вокальной музыки мы знакомились ранее? (Песня). Песня и романс - жанры вокальной музыки, а в чём их различия? Ответ на этот вопрос мы узнаем на МУЗЫКАЛЬНОЙ станции. Отправляемся туда.
Прослушайте романс (автор и название не называется, т.к. это должны вспомнить учащиеся).
Звучит романс М.Глинки «Я помню чудное мгновенье»
Расскажите о характере музыки. В чем заключается главная идея? В сопровождении какого инструмента звучал романс? Романс исполняется в сопровождении фортепиано, этим отличаясь от песни, которая может исполняться в сопровождении любых инструментов, от одного до целого оркестра – это первое отличие песни от романса. Сколько человек могут исполнять песню? Песню может исполнять один или несколько человек, от дуэта до целого хора, а вот романс исполняется сольно. Это второе отличие песни от романса. Что послужило появлению романса в музыке, об этом расскажет станция ИСТОРИЧЕСКАЯ.
Родиной романса считается Испания. Именно здесь в ХII-XIV веках странствующие поэты-певцы создали новый музыкальный жанр. Слово «романс» происходит от испанского «романсе». В переводе с испанского языка «романский» значит исполняемый на «романском» (испанском) языке. Романс небольшое стихотворение, положенное на музыку для сольного исполнения, обязательно в сопровождении музыкального инструмента. В русской музыке романс появился в начале XIX века. В ту пору в музыке происходил поворот от философских проблем в сторону личных интересов человека с его радостями и страданиями, его внутренним миром. Простые лирические чувства потребовали упрощения музыкального выражения. Так в развитие музыки влилась струя новых образов, картин, настроений. В ней зазвучали песни птиц и биение человеческого сердца, плеск воды и шелест листвы. На фоне этого появился и романс. Ранее мы уже знакомились с романсами. Давайте вспомним их авторов и названия.
Для этого используется карточки с именами композиторов и названиями романсов. Называя романс и его автора, учащийся выбирает соответствующую карточку и прикрепляет ее к доске, в итоге получается следующая таблица:
Композитор |
Романс |
М.И.Глинка |
«Жаворонок» |
М.И.Глинка |
«Я помню чудное мгновенье» |
А.Е.Варламов |
«Белеет парус одинокий» |
Прежде чем сочинять романс, композитор должен подобрать подходящее стихотворение, раскрывающее чувства человека. К какому виду искусства обращается композитор? (Литература). А это ещё раз подтверждает взаимосвязь музыки и литературы.
Так значит вперед на станцию ЛИТЕРАТУРНУЮ. Как вы считаете, можно ли превратить в романс любое стихотворение? Обоснуйте свой ответ.
Прослушайте стихотворение Е.Бекетовой «Сирень». О чём идет речь? Являются ли эти слова сами по себе хорошим стихотворением, которое могло бы обойтись без музыки, или по-настоящему они зазвучат только с ней?
Давайте сами попробуем «создать» музыку для этого стиха. Для этого проведем игру «Ассоциация».
Цель игры: научить учащихся самостоятельно постигать интонационную природу музыки, переживать музыкальное содержание – как художественно-образное отражение действительности.
Ход игры: слушая стихотворение Е.Бекетовой «Сирень», опишите с каким характером музыки, мелодией, темпом, динамикой и цветом возникают ассоциации?
Для этого используется таблица:
-
Характер
Ласковый, нежный, мечтательный.
Мелодия
Плавная, певучая.
Темп
Медленный
Динамика
Р(пиано) - тихая
Цвет
Светлый, яркий, теплый.
Заполнив левый столбик одинаково, в правый столбик учащиеся записывают свои ответы, после, читая и обосновывая их. (В таблице предложен примерный вариант ответа). Побеждают учащиеся с наиболее интересными ответами.
А теперь послушаем, как изображает эту тему известный русский композитор С.В.Рахманинов.
Звучит романс С.В.Рахманинова «Сирень».
Слушая романс, мы сами не заметили, как попали на ИЗОБРАЗИТЕЛЬНУЮ станцию. О каком виде искусств будет идти речь? Слушая романс, какого цвета вы представляете сирень и почему? (Представляется сирень белого или голубого цвета, ассоциируясь с покоем, светом, лаской, что отражено в музыке, а тёмная сирень наводит печаль и грусть). Вот как увидел образ романса «Сирень» художник К.А.Сомов, изображая в окружении сирени автора музыки - С.В.Рахманинова.
Слушая музыку, мы смогли определить даже цвет, что доказывает взаимосвязь всех видов искусства между собой. Подтверждением этому служит выставка ваших рисунков «Звуки романса в цвете». Слушая на предыдущем уроке романс А.Е.Варламова «Белеет парус одинокий», на дом было дано задание отразить свои восприятия романса в цвете.
Звучит фрагмент «Песни паровозика»
IV.Физкультминутка.
Исполнение песни-танца Б. Савельева «Танцуйте сидя» с выполнением ритмических упражнений.
(Приложение 1).
V. Обобщение.
Совершив путешествие в мир искусства, мы узнали, что Романс – музыкально-поэтическое произведение, выражающее глубоко личные чувства, особенности появления и исполнения романса.
Для закрепления пройденного проведем тестирование. Из предложенных на доске вариантов, надо выбрать правильные ответы на вопросы.
Вопросы: 1.Какая страна является родиной романса? Испания. 2.Когда появился романс в России? XIX век. 3.Чем романс отличается от песни? Сольное исполнение, сопровождение фортепиано.4.Кто автор романса «Сирень»? С.В.Рахманинов. 5.Кто является создателем романса? Поэты – певцы.
(Варианты ответов – Приложение 2).
Подберем вопросы к оставшимся вариантам ответов из таблицы.
1.XII – XIV века. В каком веке странствующие поэты-певцы создали новый музыкальный жанр-романс?
2.М.И.Глинка. Кто автор романса «Жаворонок»?
3.Хор. Кто ещё, кроме солиста, может исполнить песню, но не может исполнить романс?
VI. Домашнее задание:
Подобрать стихотворение, которое вы выбрали бы для своего романса, если бы были композиторами.
VII. Итог урока.
Образы, чувства, стремления, вошедшие в музыку композиторов XIX века, способствовали необыкновенному расцвету русского романса, раскрывающего внимание к внутреннему миру человека, его счастью, мечтам, идеям.
Выставление оценок. Выход из кабинета под музыку.
Приложение 1.
Ритмическая разработка песни Б. Савельева «Танцуйте сидя».
Текст песни |
Элементы движения |
Вот вы устали, готовя уроки, |
Схватившись за голову двумя руками, наклоняем её влево и вправо |
И непонятны в учебнике строки, |
Развести руки в стороны. |
Значит, пускай отдохнет авторучка, |
Показать ручку и отложить в сторону |
Значит, отложите в сторонку тетрадь. |
Показать тетрадь и отложить в сторону |
И не вставая, а сидя на стуле, |
Встать и сесть |
Если совсем вы еще не заснули |
Наклоняя голову вправо и влево, руки кладём под щёку. |
Вместо зарядки и для настроения |
Разводим руки в сторону, затем к себе и опять в сторону |
Нужно танец этот, друзья, танцевать! |
Хлопаем в ладоши. |
Руки на пояс поставьте в начале, |
Руки ставим на пояс |
Влево и вправо качайте плечами, |
Влево и вправо качаем плечами |
Вы дотянитесь мизинцем до пятки, |
Пытаемся дотянуться левым мизинцем до левой пятки, а правым мизинцем до правой пятки. |
Если сумели, все в полном порядке. |
Хлопаем в ладоши. |
Приложение 2.
Варианты ответов на тестирование, в виде таблицы:
М.И.Глинка |
XIX век |
Поэты - певцы |
Фортепиано |
Испания |
Сольное исполнение |
Россия |
С.В.Рахманинов |
XII – XIV века |
Хор |
Список рекомендуемой литературы:
-
Алексеева Л.Л., Критская Е.Д. «Музыка. Планируемые результаты» Система заданий 1-4 класс. Москва. «Просвещение» 2013
-
Алиев Ю.Б. Настольная книга школьного учителя-музыканта. Москва: Владос, 2000г.
-
Компаниец Л.Д. Введение в общеобразовательное пространство программы «Духовная музыка: Россия, Запад». Краснодар. «Эоловы струны». 2004г.
-
Кондратюк Н.Н. Музыка в школе. Игры, конкурсы, современные методы. М.: ТЦ Сфера, 2005г.
-
Рябенко Н.Н. Уроки музыки в 1-8 классах. Москва: Айрис-пресс, 2006.
-
Сергеева Г.П., Критская Е.Д., Шмагина Т.С. Музыка. Рабочие программы 1-4 класс. Москва. «Просвещение 2012».
-
Смолина Е.А. Современный урок музыки. Ярославль: Академия развития, 2007г.
- Вебинар «Youtube-канал как неотделимый компонент GOOGLE-аккаунта»
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Вебинар «GOOGLE-формы как практический инструментарий в повседневной деятельности педагога»
- Вебинар «Детская агрессия: нейроигровые приемы обучению саморегуляции, способам выражения гнева в приемлемой форме, формирование позитивных качеств личности»
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Международный вебинар «Рисование ватными палочками как нетрадиционная техника рисования и метод коррекции психических состояний дошкольников»