В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

Учебно-Методический портал
Уважаемые слушатели и пользователи портала УчМет!
«Издательство «Учитель» и «Международный центр образования и социально-гуманитарных исследований» внесены в перечень
образовательных организаций на Едином федеральном портале дополнительного профессионального образования. Подробнее

Работа над языковыми понятиями в подготовке к лингвистическому сочинению (Часть С ГИА. Русский язык. 9 класс)

Работа над языковыми понятиями в подготовке к лингвистическому сочинению (Часть С ГИА. Русский язык. 9 класс)

Римма Сарычева
Тип материала: Справочная информация
просмотров: 3659
Краткое описание

Представленный материал ориентирован на работу с лингвистическими терминами, успешно может быть использован в  5-9 классах при подготовке к ГИА по русскому языку, а также в 10-11 классах при подготовке к ЕГЭ в качестве повторения.

Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 19500 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

Файлы
Работа над языковыми понятиями ГИА.doc Скачать

Работа над языковыми понятиями в подготовке

к лингвистическому сочинению (Часть С ГИА. Русский язык. 9 класс).

Сарычева Римма Геннадьевна,

учитель русского языка и литературы

МКОУ Юшалинская СОШ № 25

Тугулымского района Свердловской области


Являясь практикующим учителем, часто пользуюсь материалами коллег, представленными на различных учительских порталах. Буду рада, если мои наработки кому-либо помогут в подготовке учащихся к ГИА по русскому языку (лингвистическое сочинение).


Представленный материал ориентирован на работу с лингвистическими терминами, успешно может быть использован в 5-9 классах, а также в 10-11 при подготовке к ЕГЭ в качестве повторения.


10 упражнений в работе над лингвистическими терминами:

  1. Традиционный терминологический диктант на умение правильно писать слова-термины (10-25 слов в зависимости от возрастной аудитории).

  2. Терминологический диктант «Узнай термин по описанию понятия».

  3. Тематический терминологический самодиктант (например, «Лексические термины»).

  4. Тематические кроссворды из лингвистических терминов.

  5. Тест «Соотнеси термины и понятия».

  6. Тест «Четвёртое лишнее».

  7. Составление ребусов на «шифрование» терминов.

  8. Сочинение лингвистических сказок с использованием заданных терминов.

  9. Составление опорных схем.

  10. Изготовление памяток, закладок и буклетов с лингвистическими терминами.

Ниже представлен один из вариантов буклета «Лингвистического словарика», который был апробирован на практике и стал хорошим помощником моим девятиклассникам в подготовке к ГИА. Буклет составлен на основе учебников и лингвистических словарей-справочников:

1.Баранов М.Т., Костяева Т.А., Прудникова А.В. Русский язык. Справочные материалы. Учебное пособие. – М., 1993.

2.Гольцова Н.Г., Шамшин И.В. Русский язык. 10-11 классы. Учебник для общеобразовательных учреждений. 3-е издание. – М., 2006.

3.М.М.Разумовская, С.И.Львова, В.И.Капинос, В.В.Львов. Русский язык. 6 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. – М., 2013.


Успехов!






Абзац - часть текста, связанная смысловым единством и выделенная отступом первой строки.

Антитеза – резкое противопоставление понятий, мыслей, образов.

Антонимы – слова, противоположные по лексическому значению.

Архаизмы — это устаревшие слова, вышедшие из употребления вследствие замены их новыми, например: ланиты — щёки.

Бессоюзное сложное предложение — это предложение, в ко­тором простые предложения объединены между собой только по смыслу и интонационно.

Выделительные знаки препинания - (скобки, кавычки, двойное тире, двойные запятые) являются всегда двойными (парными) знаками. Они выделяют различные отрезки речи: обособленные члены предложения, обращения, междометия, вводные слова и предложения.

Выразительно-изобразительные средства – лексические,

словообразовательные и грамматические

средства, тропы и фигуры речи,

интонационно-синтаксическая организация

предложений.

Гипербола - преувеличение.

Глагол — самостоятельная часть речи, которая обозначает действие.

Грамматика – раздел языкознания, изучающий свойства слов, изменения слов, соединение слов в словосочетания и предложения.

Деепричастие — особая форма глагола, обозначающая добавочное действие при основном действии.

Диалектизмы - слова, употребляемые людьми той или иной местности.

Диалог – разговор двух, реже нескольких лиц.

Ирония— употребление слов в отрицательном смысле, прямо противоположном буквальному.


1 сторона

Государственная

Итоговая

Аттестация


Русский язык


Лингвистический словарь


Имя прилагательное — самостоятельная часть речи, обозначающая признак предмета

Имя числительное — самостоятельная часть речи, обозначающая число, количество и порядок предметов.

Историзмы — устаревшие слова, не имеющие замены в современном языке.

Книжное слово употребляется в книжных стилях речи.

Лексика – совокупность всех слов, входящих в словарный состав языка.

Лексическое значение – содержание слова.

Литота - художественное преуменьшение.

Местоимения - слова, которые лишь указывают на предметы или их признаки

Метафора – троп, скрытое сравнение на основе сходства.

Многозначное слово имеет несколько лексических значений.

Морфема – наименьшая значимая часть слова: приставка, корень, суффикс и окончание.

Наклонение повелительное – глагол обозначает действие, к которому говорящий побуждает своего собеседника (в форме приказа, пожелания, просьбы, совета).



Наклонение условное – глагол обозначает действие, которое может произойти только при определённых условиях, а также может выражать пожелание, чтобы действие совершилось.

Наречие - неизменяемая часть речи, обозначающая признак действия, признак признака.

Неологизмы -- новые слова (смартфон)

Образный – изобразительный, яркий, живой.

Обращения - это слова или сочетания слов, называющие то, к кому обращается говорящий с речью.

Однородные члены предложения - такие члены предложения, которые отвечают на один и тот же вопрос; относятся к одному и тому же члену предложения;

соединяются между собой сочинительной связью.

Олицетворение – троп, состоящий в том, что неодушевлённому предмету, отвлеченному понятию приписываются качества, присущие живому существу

Переносное значение – вторичное значение слова на основе сходства предметов или ассоциации по смежности.

Письменная речь – речь зафиксированная, графически оформленная, написанная или напечатанная.

Предлог — служебная часть речи, выражающая зависимость имен существительных, местоимений, числительных от других слов.

Предложение – основная единица синтаксиса, в которой оформляется мысль для сообщения.

Имя прилагательное – самостоятельная часть речи, обозначающая признак, качество предмета.


Примыкание – способ подчинительной связи слов в словосочетании, при котором связь между главным и зависимым словами оформляется по смыслу (примыкают к главному неизменяемые слова).

Приставка – значимая часть слова, стоящая перед корнем и служащая для образования новых слов или грамматических форм слова.

Причастие - это особая форма глагола, которая обозначает проявляющийся признак предмета по действию.

Просторечное слово характеризуется оттенком упрощения, грубоватости.

Разговорное слово употребляется в непринуждённой беседе.

Разделительные знаки препинания (точка, вопросительный и восклицательный знаки, запятая, точка с запятой, многоточие, двоеточие, тире) служат для отделения одних отрезков речи от других, всегда выступают как одиночные знаки.

Речь – говорение, проявление и функционирование языка, сам процесс общения.

Риторический вопрос – вопрос, на который не ожидается ответ.

Риторическое обращение адресуется неодушевлённому предмету, отвлечённому понятию.

Синонимы – слова, различные по звучанию, но близкие по лексическому значению.

Синтаксис – раздел грамматики, изучающий правила построения предложений и словосочетаний.

Слово – совокупность определенных звуков, называющая предметы или явления действительности, обозначающая признаки или действия, выполняющая связующие функции между другими словами.

Словосочетание – соединение двух и более самостоятельных слов, связанных между собой по смыслу и грамматически

Сложносочинённое предложение — сложное предложение, имеющее в своем составе два и более простых предложения, соединенных сочинительными союзами и интонацией.

Сложноподчиненное предложение - это сложное предложение, в котором одно простое предложение по смыслу подчинено другому и связано с ним подчинительным союзом или союзным словом.

Согласование – способ подчинительной связи слов в словосочетании, при котором зависимое слово согласуется с главным в роде, числе и падеже.

Союз — это служебная часть речи, которая служит для связи однородных членов предложения, частей сложного предложения

Сравнительный оборот – оборот, выражающий сравнение, т.е. сопоставление

явления или понятия с другим, имеющим общие признаки с первым.

Средства языка – средства разных уровней языка (фонетические, лексические,

словообразовательные, морфологические,

синтаксические), применяемые в разных стилях.

Стилистически нейтральные – слова, лишённые стилистической окраски, имеющие

стилистические синонимы (книжные, разговорные, просторечные).

Стиль речи – разновидность языка,

характеризующаяся особенностями в отборе, сочетании и организации языковых средств связи с задачами общения.

Имя существительное - самостоятельная часть речи, обозначающая предмет.

Суффикс – значимая часть слова, стоящая после корня и служащая для образования новых слов или грамматических форм слова.

Текст – несколько предложений или абзацев, объединённых по смыслу и грамматически.

Троп – оборот речи, в котором слово или выражение употреблено в переносном значении (метафора, олицетворение, сравнение, эпитет и др.)

Управление – способ подчинительной связи слов в словосочетании, при котором зависимое слово ставится в том падеже, которого требует главное.

Устаревшее слово – слово, вышедшее из активного употребления.

Устная речь – звучащая, произносимая, неподготовленная.

Фигура речи – оборот речи, синтаксическое построение (антитеза, риторический вопрос, риторическое обращение и др.).

Фразеологизм – оборот речи, который воспроизводится в качестве готовых, сложившихся единиц.

Цитата — дословно воспроизводимая выдержка из текста какого-либо произведения.

Частица — служебная часть речи, которая вносит различные оттенки значения в предложение или служит для образования форм слова.

Эпитет – образная характеристика какого-либо лица, явления или предмета посредством метафорического слова (чаще прилагательного).

Язык – система знаков, средств и правил говорения, общая для всех членов данного общества.

Языковые единицы – фонема (звук), морфема, слово, словосочетание и предложение.

Языкознание (лингвистика) – наука о языке.

2 сторона













Обсуждение материала
Для добавления отзыва, пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Образовательные вебинары
Подписаться на новые Расписание вебинаров
Задать вопрос