Работа над языковыми понятиями в подготовке к лингвистическому сочинению (Часть С ГИА. Русский язык. 9 класс)
Представленный материал ориентирован на работу с лингвистическими терминами, успешно может быть использован в 5-9 классах при подготовке к ГИА по русскому языку, а также в 10-11 классах при подготовке к ЕГЭ в качестве повторения.
Работа над языковыми понятиями в подготовке
к лингвистическому сочинению (Часть С ГИА. Русский язык. 9 класс).
Сарычева Римма Геннадьевна,
учитель русского языка и литературы
МКОУ Юшалинская СОШ № 25
Тугулымского района Свердловской области
Являясь практикующим учителем, часто пользуюсь материалами коллег, представленными на различных учительских порталах. Буду рада, если мои наработки кому-либо помогут в подготовке учащихся к ГИА по русскому языку (лингвистическое сочинение).
Представленный материал ориентирован на работу с лингвистическими терминами, успешно может быть использован в 5-9 классах, а также в 10-11 при подготовке к ЕГЭ в качестве повторения.
10 упражнений в работе над лингвистическими терминами:
-
Традиционный терминологический диктант на умение правильно писать слова-термины (10-25 слов в зависимости от возрастной аудитории).
-
Терминологический диктант «Узнай термин по описанию понятия».
-
Тематический терминологический самодиктант (например, «Лексические термины»).
-
Тематические кроссворды из лингвистических терминов.
-
Тест «Соотнеси термины и понятия».
-
Тест «Четвёртое лишнее».
-
Составление ребусов на «шифрование» терминов.
-
Сочинение лингвистических сказок с использованием заданных терминов.
-
Составление опорных схем.
-
Изготовление памяток, закладок и буклетов с лингвистическими терминами.
Ниже представлен один из вариантов буклета «Лингвистического словарика», который был апробирован на практике и стал хорошим помощником моим девятиклассникам в подготовке к ГИА. Буклет составлен на основе учебников и лингвистических словарей-справочников:
1.Баранов М.Т., Костяева Т.А., Прудникова А.В. Русский язык. Справочные материалы. Учебное пособие. – М., 1993.
2.Гольцова Н.Г., Шамшин И.В. Русский язык. 10-11 классы. Учебник для общеобразовательных учреждений. 3-е издание. – М., 2006.
3.М.М.Разумовская, С.И.Львова, В.И.Капинос, В.В.Львов. Русский язык. 6 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. – М., 2013.
Успехов!
Абзац - часть текста, связанная смысловым единством и выделенная отступом первой строки.
Антитеза – резкое противопоставление понятий, мыслей, образов.
Антонимы – слова, противоположные по лексическому значению.
Архаизмы — это устаревшие слова, вышедшие из употребления вследствие замены их новыми, например: ланиты — щёки.
Бессоюзное сложное предложение — это предложение, в котором простые предложения объединены между собой только по смыслу и интонационно.
Выделительные знаки препинания - (скобки, кавычки, двойное тире, двойные запятые) являются всегда двойными (парными) знаками. Они выделяют различные отрезки речи: обособленные члены предложения, обращения, междометия, вводные слова и предложения.
Выразительно-изобразительные средства – лексические,
словообразовательные и грамматические
средства, тропы и фигуры речи,
интонационно-синтаксическая организация
предложений.
Гипербола - преувеличение.
Глагол — самостоятельная часть речи, которая обозначает действие.
Грамматика – раздел языкознания, изучающий свойства слов, изменения слов, соединение слов в словосочетания и предложения.
Деепричастие — особая форма глагола, обозначающая добавочное действие при основном действии.
Диалектизмы - слова, употребляемые людьми той или иной местности.
Диалог – разговор двух, реже нескольких лиц.
Ирония— употребление слов в отрицательном смысле, прямо противоположном буквальному.
1 сторона
Государственная
Итоговая
Аттестация
Русский язык
Лингвистический словарь
Имя прилагательное — самостоятельная часть речи, обозначающая признак предмета
Имя числительное — самостоятельная часть речи, обозначающая число, количество и порядок предметов.
Историзмы — устаревшие слова, не имеющие замены в современном языке.
Книжное слово употребляется в книжных стилях речи.
Лексика – совокупность всех слов, входящих в словарный состав языка.
Лексическое значение – содержание слова.
Литота - художественное преуменьшение.
Местоимения - слова, которые лишь указывают на предметы или их признаки
Метафора – троп, скрытое сравнение на основе сходства.
Многозначное слово имеет несколько лексических значений.
Морфема – наименьшая значимая часть слова: приставка, корень, суффикс и окончание.
Наклонение повелительное – глагол обозначает действие, к которому говорящий побуждает своего собеседника (в форме приказа, пожелания, просьбы, совета).
Наклонение условное – глагол обозначает действие, которое может произойти только при определённых условиях, а также может выражать пожелание, чтобы действие совершилось.
Наречие - неизменяемая часть речи, обозначающая признак действия, признак признака.
Неологизмы -- новые слова (смартфон)
Образный – изобразительный, яркий, живой.
Обращения - это слова или сочетания слов, называющие то, к кому обращается говорящий с речью.
Однородные члены предложения - такие члены предложения, которые отвечают на один и тот же вопрос; относятся к одному и тому же члену предложения;
соединяются между собой сочинительной связью.
Олицетворение – троп, состоящий в том, что неодушевлённому предмету, отвлеченному понятию приписываются качества, присущие живому существу
Переносное значение – вторичное значение слова на основе сходства предметов или ассоциации по смежности.
Письменная речь – речь зафиксированная, графически оформленная, написанная или напечатанная.
Предлог — служебная часть речи, выражающая зависимость имен существительных, местоимений, числительных от других слов.
Предложение – основная единица синтаксиса, в которой оформляется мысль для сообщения.
Имя прилагательное – самостоятельная часть речи, обозначающая признак, качество предмета.
Примыкание – способ подчинительной связи слов в словосочетании, при котором связь между главным и зависимым словами оформляется по смыслу (примыкают к главному неизменяемые слова).
Приставка – значимая часть слова, стоящая перед корнем и служащая для образования новых слов или грамматических форм слова.
Причастие - это особая форма глагола, которая обозначает проявляющийся признак предмета по действию.
Просторечное слово характеризуется оттенком упрощения, грубоватости.
Разговорное слово употребляется в непринуждённой беседе.
Разделительные знаки препинания (точка, вопросительный и восклицательный знаки, запятая, точка с запятой, многоточие, двоеточие, тире) служат для отделения одних отрезков речи от других, всегда выступают как одиночные знаки.
Речь – говорение, проявление и функционирование языка, сам процесс общения.
Риторический вопрос – вопрос, на который не ожидается ответ.
Риторическое обращение адресуется неодушевлённому предмету, отвлечённому понятию.
Синонимы – слова, различные по звучанию, но близкие по лексическому значению.
Синтаксис – раздел грамматики, изучающий правила построения предложений и словосочетаний.
Слово – совокупность определенных звуков, называющая предметы или явления действительности, обозначающая признаки или действия, выполняющая связующие функции между другими словами.
Словосочетание – соединение двух и более самостоятельных слов, связанных между собой по смыслу и грамматически
Сложносочинённое предложение — сложное предложение, имеющее в своем составе два и более простых предложения, соединенных сочинительными союзами и интонацией.
Сложноподчиненное предложение - это сложное предложение, в котором одно простое предложение по смыслу подчинено другому и связано с ним подчинительным союзом или союзным словом.
Согласование – способ подчинительной связи слов в словосочетании, при котором зависимое слово согласуется с главным в роде, числе и падеже.
Союз — это служебная часть речи, которая служит для связи однородных членов предложения, частей сложного предложения
Сравнительный оборот – оборот, выражающий сравнение, т.е. сопоставление
явления или понятия с другим, имеющим общие признаки с первым.
Средства языка – средства разных уровней языка (фонетические, лексические,
словообразовательные, морфологические,
синтаксические), применяемые в разных стилях.
Стилистически нейтральные – слова, лишённые стилистической окраски, имеющие
стилистические синонимы (книжные, разговорные, просторечные).
Стиль речи – разновидность языка,
характеризующаяся особенностями в отборе, сочетании и организации языковых средств связи с задачами общения.
Имя существительное - самостоятельная часть речи, обозначающая предмет.
Суффикс – значимая часть слова, стоящая после корня и служащая для образования новых слов или грамматических форм слова.
Текст – несколько предложений или абзацев, объединённых по смыслу и грамматически.
Троп – оборот речи, в котором слово или выражение употреблено в переносном значении (метафора, олицетворение, сравнение, эпитет и др.)
Управление – способ подчинительной связи слов в словосочетании, при котором зависимое слово ставится в том падеже, которого требует главное.
Устаревшее слово – слово, вышедшее из активного употребления.
Устная речь – звучащая, произносимая, неподготовленная.
Фигура речи – оборот речи, синтаксическое построение (антитеза, риторический вопрос, риторическое обращение и др.).
Фразеологизм – оборот речи, который воспроизводится в качестве готовых, сложившихся единиц.
Цитата — дословно воспроизводимая выдержка из текста какого-либо произведения.
Частица — служебная часть речи, которая вносит различные оттенки значения в предложение или служит для образования форм слова.
Эпитет – образная характеристика какого-либо лица, явления или предмета посредством метафорического слова (чаще прилагательного).
Язык – система знаков, средств и правил говорения, общая для всех членов данного общества.
Языковые единицы – фонема (звук), морфема, слово, словосочетание и предложение.
Языкознание (лингвистика) – наука о языке.
2 сторона
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Вебинар «Формирование детского коллектива как основа позитивной социализации»
- Вебинар «Стресс и ребенок: обучение способам адекватного реагирования на стрессовые ситуации, игры и упражнения на развитие умения управлять эмоциями, конструктивно разрешать конфликты»
- Вебинар «Определение поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона»
- Международный вебинар «Решение задач речевого развития детей в программе “Социокультурные истоки”: работаем в соответствии с ФГОС ДО и ФОП ДО»