Учебный
предмет:
внеклассное занятие в рамках недели
детской книги.
Формат
мероприятия:
квест (познавательно-игровое мероприятие).
Тема:
«История
книги с древнейших времён до наших
дней».
Целевая
аудитория:
учащиеся начальной школы.
Цель:
обобщение,
уточнение и расширение знаний учащихся
о книге как о явлении культуры,
средстве общения и особом носителе
информации.
Задачи:
-
способствовать
формированию интереса к книге и
чтению через воздействие визуального
материала на эмоциональное восприятие
учащихся;
-
развивать
любознательность, творческие способности,
кругозор;
-
формировать
навык узнавания музыкального произведения
по музыкальному фрагменту (музыкальную
интуицию);
-
воспитывать
уважительное отношение к писательскому
труду, бережное отношение к книге.
Актуальность
Ресурс
актуален, так как одной из составляющих
частей современного урока, в том числе
внеклассного занятия, является
использование мультимедийных средств.
Учебный материал в квесте структурирован,
визуализирован, интерактивен и представлен
в понятной для учащихся форме.
Содержание
ресурса
Презентация
из 24 слайдов содержит семь блоков.
1
блок – «Информационный»:
-
название
квеста (слайд 1), приветствие участников,
целеполагание, мотивация;
-
«Маршрут»
(слайд 2), знакомит участников игры
с маршрутом (этапами) квеста.
-
используемые
информационные источники (слайд 24).
2
блок – «История книги»: слайд 3, знакомит
учащихся с историей книги.
3
блок – «Типография»: слайды 4-11, знакомят
с историй печатного дела, содержат
тестовые задания.
4
блок – «Библиотека»: слайд 12, содержит
задание по принципу игры «Данетка».
5
блок – «Пословицы и поговорки», 13 слайд,
задание на соответствие «Собери
пословицу» о книге.
6
блок – «Интересные факты», 14 слайд,
интерактивная книжка с эффектом листания,
знакомит с интересными фактами
и событиями, связанными с книгой.
7
блок – «Любимая книга», 15-23, содержат
короткую справку о сказке П. П. Ершова
«Конёк-Горбунок», занимательный
интерактивный материал (игру «Музыкальный
пазл» по принципу «Угадай мелодию» по
мотивам балета Р. Щедрина
«Конёк-Горбунок»).
Техническое
и программное обеспечение ресурса
Ресурс
представляет собой архив ZIP - WinRAR (.zip),
содержащий папку «Интерактивный квест_По
следам Конька-Горбунка», внутри которой
находятся два файла: документ PDF
и презентация PowerPoint.
Прежде
чем приступать к работе с ресурсом,
для корректного его воспроизведения,
следует извлечь папку с работой из архива
на рабочий стол.
Презентация
выполнена в программе PowerPoint
2013. Для работы с ресурсом необходимы
звуковые колонки, мультимедийный
проектор, экран (интерактивная доска),
проигрыватель Windows
Player,
установленный по умолчанию операционной
системой.
Правила
квеста
Ответы на
вопросы-задания игры озвучивает тот
участник, который первым поднял руку,
по итогам квеста лучшие (активные) игроки
поощряются учителем.
Возможна и
командная игра с участием 2-4 команд. В
этом случае задания выполняются по
предварительной жеребьёвке. Если игроки
отвечают не правильно, то возможность
ответить переходит другой команде.
Команды-победители определяются путём
подсчёта правильных ответов.
Подробное
описание сценария и способов показа
презентации
Блок
(раздел)
|
Действия
педагога
и учащихся
|
Описание
слайда
|
Номер
слайда
|
Информационный
блок
|
Учитель:
«Добрый день, ребята! Я уверена, все
вы узнали персонажей сказки на слайде.
Кто это?».
Учащиеся:
«Иванушка и Конёк-Горбунок».
Учитель:
«Верно
и сегодня Конёк-Горбунок приглашает
вас в необычное путешествие-квест.
Пройдя по следам Конька-Горбунка мы
повторим и узнаем много нового о
книге и чтении, готовы?».
|
Титульный
слайд
В
целях повышения мотивации слайд
озвучен. Переход на слайд 2 настроен
по щелчку.
|
1
|
Не
для публичного просмотра.
|
Информационные
источники: ссылки
на Интернет-ресурсы, использованные
для создания презентации.
На слайде
24 установлены управляющие кнопки:
– возврат
на слайд 2; в целях подведения
итогов, обобщения.
– завершение
просмотра презентации.
|
24
|
Учитель:
«Ребята, предлагаю познакомиться
с маршрутом квеста «По следам
Конька-Горбунка». Прочитайте название
этапов и скажите, с какого этапа
начнём движение?»
Ученики:
«Начнём
с «Истории книги».
|
Маршрут
(распределительный
слайд):
На
каждый раздел установлена гиперссылка,
ведущая на первый слайд
соответствующего раздела презентации.
Для
перехода следует нажимать на кнопки
по порядку, начиная с кнопки
зелёного цвета.
– кнопка
с гиперссылкой на информационные
источники;
– завершение
просмотра презентации.
|
2
|
История
книги
|
Учитель:
«Ответьте
на вопросы об истории книги.
-
Когда
и где появилась первая книга?
-
Из
чего была сделана первая книга?
-
Как
в древности хранили книги из папируса?
-
Материал
для письма, изготовленный из шкур
животных?
-
Какой
материал для создания книг изобрели
китайцы?
-
Материал
для письма, используемый в Древней
Руси?»
|
История
книги: на
слайде применён технологический
приём «сорбонка». По щелчку на вопрос
появляется правильный ответ
(подсказка).
Возврат
на слайд 2 (маршрут) осуществляется
по щелчку на управляющую кнопку.
|
3
|
Типография
|
Учитель:
«Много лет назад появилась первая
печатная книга в том виде, в котором
мы привыкли её видеть. Конёк-Горбунок
предлагает нам ответить на вопросы
о том, как зарождалось печатное дело
в разных странах. Вопрос со слайда
читает тот участник игры, который
хочет на него ответить».
Ученики:
-
Как
называется производственное
предприятие, фабрика, выпускающая
печатную продукцию: газеты, книги,
журналы, брошюры? (Типография).
-
Крупное
сооружение, тяжёлый пресс с рычагом
для печати книг, изобретённое в
Германии Иоганном Гуттенбергом
более
5 веков
назад? (Печатный станок).
-
Металлический
брусочек
с зеркальным
изображением буквы, служащий вместе
с другими
для набора текста в
типографии? (Литера).
-
Одна
из первых книг, выпущенных после
изобретения печатного станка
Гутенберга. Для печати этой книги
был разработан особый состав краски,
благодаря этому печать не потеряла
своей чёткости спустя многие годы?
(Библия).
-
Русский
царь, при котором впервые, в Москве,
не далеко
от Кремля,
была построена типография? (Иван
Грозный).
-
Знаток
литейного дела, столяр, маляр,
переплётчик. Знал древнегреческий
язык и латынь. Издатель первой
печатной книги на Руси. О ком идёт
речь? (Иван Фёдоров).
-
Первая
православная книга, которую Иван
Фёдоров и его ученик Петр Мстиславец
печатали целый год. Она вышла
в свет 1
марта 1564 года? (Апостол).
-
Книга,
составленная
Иваном
Фёдоровым специально
для детей,
на первой странице которой автором
написано
«Ради
скорого
младенческого
научения»? (Азбука).
|
Типография:
на слайде
тестовое задание, термины и понятия
по теме «Мировая история печатного
дела».
Вид
слайда до выбора правильного ответа.
Вид
слайда с правильным ответом.
На
каждую плашку со словом установлен
триггер, нажав на то или иное
слово, появляется прямоугольник
с правильным ответом, ответ
подтверждается фотографией.
Переход
к следующему слайду осуществляется
по щелчку на управляющую кнопку.
По
окончании раздела «Типография»
возврат на слайд-маршрут
осуществляется
по щелчку на управляющую кнопку.
|
4-11
4-11
|
Библиотека
|
Учитель:
«Если
хочешь умным стать,
Нужно
много книг читать.
Чтоб
найти все книги века, Приходи в...».
Учащиеся:
«...
в библиотеку».
Учитель:
«Волшебный телевизор Конька-Горбунка
покажет нам фотографии, рассмотрите
их внимательно и ответьте на вопрос
«Это библиотека?».
Правильные
ответы: ресторан
(кафе), здание библиотеки в маленькой
деревне Хуайроу, расположенной в
районе Пекина, в Китае, читальный
зал, типография, каток, библиотека.
|
Библиотека:
на слайде
задание по принципу игры «Данетка»,
т.е. ответить на вопрос нужно только
одним словом «Да» (или «Нет»). Проверить
правильность ответов можно по щелчку.
Возврат
на слайд-маршрут
осуществляется
по щелчку на управляющую кнопку.
|
12
|
Пословицы
и поговорки
|
Учитель:
«Игра продолжается, внимание на
слайд: прочитайте начало пословицы
(левый столбик) и соедините её с концом
(стобик справа)».
|
Пословицы
и поговорки: на слайде
задание на соответствие «Собери
пословицу».
По
щедчку на кнопку «Проверка» пословицы
«собираются».
Возврат
на слайд-маршрут
осуществляется
по щелчку на управляющую кнопку.
|
13
|
Интересные
факты
|
Учитель:
«Книги и книжное дело прекрасны не
только тем, что открывают нам новые
миры, но и своей способностью бесконечно
удивлять. Некоторые факты про книги
просто невероятны».
Учитель
комментирует ход событий, читает
пояснительный текст к изображениям.
Возможно привлечение к знакомству
с интересными фактами о книге заранее
подготовленных учащихся.
Учитель:
«Расскажите
свою историю знакомства с вашей
любимой книгой».
Учащиеся,
после небольшой подготовки, рассказывают
свои истории, связанные с книгой.
|
Интересные
факты: на
слайде интерактивная книжка.
Книга
листается по щелчку на каждую
страницу, при необходимости есть
возможность вернуться к той или иной
странице, т.к. листание настроено
в обе стороны (вперёд и назад).
Возврат
на слайд-маршрут
осуществляется
по щелчку на управляющую кнопку.
|
|
Любимая
книга
|
Учитель:
«У каждого из вас есть свои любимые
места в городе, любимые игрушки
и, конечно же, любимые книги. Уверена,
что среди множества книг на вашей
книжной полке особое место занимает
сказка П. П. Ершова «Конёк-Горбунок».
Впервые отрывки из сказки были
напечатаны (или, как говорят издатели,
опубликованы) в журнале «Библиотека
для чтения» в 1834 году.
Главные
персонажи сказки — крестьянский сын
Иванушка-дурачок и волшебный Конёк-Горбунок.
Верный друг и товарищ он постоянно
выручал своего хозяина. Каждому бы
такого друга!
В
2019 году любимой сказке исполняется
185 лет!
Учитель:
«Вспомните героев сказки, прочитайте
слова характеризующие Царя и Иванушку
и разделите их на две группы».
Учащиеся:
«Царь
глупый и жадный, Иванушка добрый
и смекалистый».
|
Любимая
книга:
на слайде короткая справка об атворе
сказки «Конёк-Горбунок» П.П.Ершове.
Переход
к следующему слайду осуществляется
по щелчку.
Главные
герои:
на слайде изображение Царя и Иванушки,
и слова, которые предлагается разделить
на две группы.
По
щелчку мыши каждое слово занимает
«своё» место в одном из двух столбиков,
формируя схему характеристики геров
сказки.
Переход
к следующему слайду осуществляется
по щелчку.
|
15
16
|
Учитель:
«По мотивам сказки российский
композитор Родион Щедрин сочинил
балет «Конёк-Горбунок» – музыкальный
спектакль с участием симфонического
оркестра и танцоров.
Впереди
нас ждёт увлекательная игра «Угадай
мелодию», в которой прозвучат
музыкальные фрагменты скзочного
балета».
Один
из детей по выбору педагога читает
вслух правила игры: «
Нажмите
на Жар-птицу в верхнем правом углу
слайда, послушайте музыку.
Определите,
какой фрагмент балета «Конёк-Горбунок»
прозвучал.
Щелчком
мыши выберите ответ из предложенных.
Если
ответ правильный, откроется фрагмент
картинки. Неверный ответ исчезает.
Чтобы
начать игру нажмите на стрелку».
|
Балет
«Конёк-Горбунок»: на слайде
портреты писателя П. Ершова и
композитора, автора балета
«Конёк-Горбунок» Р. Щедрина.
По
щелчку появляются правила игры.
Переход
к игровым слайдам по щелчку на
стрелку.
|
17
|
Учитель
проводит игру фронтально, кто из
детей быстрее поднимет руку, тот
и произносит вслух правильный
ответ.
Задания,
вызывающие затруднения, выполняются
с помощью педагога, путём обсуждения,
повторного слушания, в случае
необходимости, и наводящих вопросов.
Правильные
ответы:
-
«Ночь».
-
«Рыба-кит».
-
Полёт
Конька-Горбунка.
-
Шествие
Царя Гороха.
-
«Золотые
рыбки».
-
«Купание
в котлах».
Когда
маршрут будет пройден, учитель
благодарит всех за игру и отмечает
лучших игроков.
|
Слайды-задания:
тестовое
задание, задание на развитие музыкальной
интуиции.
На слайде
список с названиями
музыкальных фрагментов из балета
с установленными на них триггерами
и аудио файл (Жар-птица). Выбор
ответа по щелчку
на прямоугольник с названием того
или иного фрагмента балета.
В случае
верного ответа, по щелчку на выбранное
название, оно меняет цвет на более
яркий, появляется картинка (фрагмент
пазла), звучит аудио сигнал,
подтверждающий правильность выбора,
остальные названия становятся
прозрачными.
Вид
слайда с правильным ответом.
В случае
неправильного ответа, по щелчку
на выбранное название, оно становится
прозрачным.
Переход
к следующему слайду с заданием
по щелчку на кнопку.
Когда
все задания выполнены, появляются
кнопка для завершения показа
презентации
и
кнопка для перехода к слайду
«Маршрут»
в
целях обощения и подведения итогов
квеста (по выбору учителя).
|
18-23
|
Используемые
ресурсы:
-
Загадка
про библиотеку
https://po-ymy.ru/zagadka-pro-biblioteku-i-pro-bibliotekarya.html