Открытое занятие "Коллекция из трикотажа "Полевые цветы"
Муниципальное учреждение дополнительного образования «Центр дополнительного образования детей «Радуга» г.Вольска Саратовской области на тему: «Коллекция из трикотажа «Полевые цветы» Работу подготовила педагог доп. образования Кобзева Н.В. г.Вольск 2014г. г.Вольск 2014г. |
Тема: Коллекции из трикотажа «Полевые цветы»
Цель: Научить декорировать трикотажные изделия в русском стиле, используя цветочную композицию.
Задачи:
- Познакомить детей с русской национальной одеждой.
- Развивать творческие способности, аккуратность, чувство к красоте в изделие.
- Прививать интерес к шитью, искусству, истории костюма разных времен
- Способствовать воспитанию у детей чувства отзывчивости, любви к родной природе, чувство патриотизма к своей Родине.
Наглядный материал: презентация: «Русский костюм», «Цветочная коллекция», изделие из трикотажа, фото головных уборов в русском народном стиле.
Оборудование:
- Мультимедиа проектор.
-Ноутбук, музыкальная фонограмма
-Манекен
-Искусственные цветы
-Цветные карандаши, листы бумаги.
I. Организационный момент
Проверка готовности к занятию.
II. Сообщение цели занятия
– Сегодня мы с вами продолжим знакомство с русским народным костюмом, вместе придумаем дизайн новой трикотажной коллекции.
Педагог показывает презентацию на тему “Русский народный костюм»
III. Закрепление нового материала
1.Игра «Найди ответ»
На доске вывешиваются картинки с изображением русской народной одежды.
Ребята, сейчас я буду загадывать вам загадку, а те, кто ее отгадает, будут выходить и показывать отгадку на картинке, проговаривая, как она называется.
1.Рукав длинный и короткий,
Планка иль косоворотка,
На груди - кармашки.
Что это? (Рубашки)
2. Почти как платье, но с бретельками на плечах. Одевали поверх рубахи(сарафан)
3.Клетчатая юбка, впереди с разрезом. Одевается поверх юбки или рубахи. (Понева)
4.Одевается поверх сарафана. Сшит из двух частей- передника и грудинки, на шее и талии закрепляется тесемками. Может быть украшен тесьмой, вышивкой, а может сшит из шерстяной ткани с цветами.(Запон, передник, фартук).
5.Старинный головной убор замужней женщины, который полностью скрывал волосы. Головной убор мог включать в себя до 12 различных элементов и достигать веса пяти килограммов. Внешний вид его напоминал рога коровы.(Кика или кичка)
6.Этот головной убор носили девушки северных губерний – Архангельской, Новгородской, Вологодской. Его отличительной чертой были «городки» – зубчатый верхний край. Такой убор действительно напоминал корону: его внешняя, лицевая часть украшалась драгоценными или полудрагоценными камнями, перламутром, цветным стеклом в металлической оправе, речным жемчугом, золотой крученой нитью – канителью и пр. Макушка головы оставалась открытой, чтобы все могли полюбоваться густыми и шелковистыми волосами, заплетенными в косу. Это был не просто праздничный головной убор девушек, он являлся символом девичества.(Венец)
2. Снятие мерок.
Молодцы ребята, вы хорошо усвоили какую одежду носили на Руси. А кто мне скажет, с чего мы начинаем шить одежду? Правильно, со снятия мерок. Давайте вместе вспомним, как нужно правильно снимать мерки.(раздаются карточки с таблицей, куда можно вписать готовые мерки). Но новая коллекция будет трикотажная, то есть, мы ее будем вязать и расчет производится по другому; нужно связать небольшого размера образец. Затем мы считаем сколько петель в 10 см. по горизонтали и вертикали. Умножаем эту цифру на ширину и высоту изделия, получаем количество петель, которые нам нужно набрать и количество рядов, которое нужно провязать. Таким образом у нас получается вот такое платье (на манекене висит готовое однотонное трикотажное платье) Но оно недостаточно нарядное, поэтому его нужно декорировать. Как вы думаете, чем можно украсить наше платье! (ответы детей)Правильно, цветами.
3.Вводный инструктаж
В своей коллекции мы будем использовать полевые цветы. Которые символизируют красоту родного края, бескрайние просторы нашей Родины. Ребята, а какие цветы можно назвать полевыми?(ответ детей) Правильно, молодцы. Сейчас я вам покажу несколько вариантов платьев, украшенных цветами (показ презентации)
IV.Практическая часть.
Ребята, вы внимательно посмотрели некоторые из вариантов декорирования изделия цветами. Может быть вы придумаете что-то свое. На столе у вас лежат карандаши и листы бумаги. Каждый из вас украсит платье по своему усмотрению. А я приглашаю 1 желающего помочь мне украсить наше трикотажное платье.(выходит 1 человек и украшает платье искусственными цветами)-звучит музыка.
Инструктаж по технике безопасности: Ребята, будьте очень аккуратными с иголками, не уколитесь. После работы их необходимо воткнуть в игольницу.
V. Подведение итогов творческой деятельности
Давайте все вместе посмотрим на наши рисунки, кто как задекорировал свое платье.(рассматриваются рисунки детей). Ребята, мы с вами сказали, что эта коллекция будет трикотажной, то есть, вязаной. Мы решили, что украсим ее цветами. Но мы не придумали ей название (варианты детей). А может быть мы назовем эту коллекцию «Полевые цветы»? Я сейчас прочту вам стихотворение (звучит музыка)
Полевые
цветы.. . Полевые.. .
Васильки
и ромашки в лугах.. .
Ярко-синие
и голубые –
На
бескрайних Российских полях.
Сколько
нежности, яркости, света
Вы
храните в себе летним днем.. .
Теплым
солнцем весной вы согреты,
И
умыты осенним дождем.. .
Разукрашены
радуги краской,
Снежной
шубой, укрыты зимой.
Мать
– Земля напоила вас лаской,
Наградила
небесной красой.
Полевые
цветы.. . Полевые.. .
Не
сравнить вас с садовым цветком.
Вы
согрели мне душу, родные!
Поселились
вы в сердце моем
VI.Рефлексия. Выразить своё эмоциональное состояние. Пропеть частушки.
Но мне не хочется заканчивать занятие на такой грустной ноте. Всем известно, что русский народ всегда славился веселым нравом: пели песни, плясали и никогда не унывали. Я предлагаю вам спеть частушки (дети заранее готовят этот номер)- звучит музыка для частушек.
Как
надену я рубаху
И понёву синюю.
Вы
такую девочку
Не сыщете красивую.
2.
Я оскольская девчонка
Голубые
глазки.
На
мне нова одежонка,
Словно
я из сказки.
3.Белгородские
девчонки
Очень весело живут.
В своих
новеньких нарядах
Никогда не прпадут.
4.Я
Танечка бедовая
На
мне сорока новая .
Рубашечка атласная
Какая
я прекрасная.
5.Я
девчонка озорная,
На
мне рубаха расписная.
Сорока золоченая
И
юбочка парчовая.
6.Ивнянские
девочки,
Девочки - припевочки.
Сарафаны
новые
И сами чернобровые.
7.Высока
сорока,
Вышита
рубаха
Клеточки
на юбочке
У девчонки - Любочки.
8.Я
надену армячок,
Ещё, шляпу на
бочок.
Белгородские
девчата
попадутся
на крючок.
Ребята, на этом занятии мы с вами окунулись в мир русского народного костюма, посмотрели расшитые чудным узором сарафаны, небывалой красоты головные уборы. Вспомнили как снимаются мерки для изготовления изделия, как производится расчет для трикотажного платья. Каждый из вас нарисовал эскиз модели для нашей коллекции, декорируя ее полевыми цветами. Скажите мне пожалуйста, что нового каждый из вас узнал на этом уроке? (ответы детей).Я благодарю вас за этот урок. Всем большое спасибо.
Литература
Горяева Н.А.,. Островская О.В Декоративно – прикладное искусство в жизни человека, учебник по ИЗО 5 класс./ – М.: Просвещение 2003.
Зотова И. П.Белгородский народный костюм/издательство “Истоки”2005.
Короткова М.В. Путешествие в историю русского быта. - М.: Дрофа , 2006.
КаминскаяМ. Н. История костюма. М.:Легкая индустрия, 1997.
Семёнова М. Мы – славяне!: Популярная энциклопедия. – СПб.: Азбука – классика, 2005.
Шпикалова Т.Я, Сокольникова Н.М и др. Изобразительное искусство. Основы народного и декоративно-прикладного искусства рекомендациями / — М.: Мозаика-Синтез, 1997.
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Вебинар «Рисование открытками как нетрадиционная техника изодеятельности в работе с детьми дошкольного и младшего школьного возраста»
- Вебинар «Детская агрессия: нейроигровые приемы обучению саморегуляции, способам выражения гнева в приемлемой форме, формирование позитивных качеств личности»
- Квест – современная игровая технология обучения дошкольников в условиях ФГОС ДО
- Диагностическая работа в образовательной организации в соответствии с ФГОС. Диагностика эмоционально-личностных особенностей детей
- Международный вебинар «Особенности исследования нарушенных психических функций в детской нейродефектологии»