Грибы. Общая характеристика грибов, особенности жизнедеятельности.
5 класс
Тема урока: Грибы. Общая характеристика грибов, особенности жизнедеятельности.
Цель: формирование умений выделять существенные особенности представителей царства грибов.
Задачи:
1. Обучающая – формирование знаний о строении и процессах жизнедеятельности грибов.
2. Развивающая – развитие представлений об эукариотических организмах.
3. Воспитывающая – формирование умений оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья.
Познавательные УУД
-
Формировать умение анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; выявлять причины и следствия простых явлений.
-
Формировать умение преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.).
Коммуникативные УУД
-
Формировать умение самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в группе (паре).
Регулятивные УУД
-
Формировать умение самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока).
-
Формировать умение в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.
-
Формировать умение работать по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно.
Тип урока: комбинированный.
Ход урока:
1. Организационный момент.
2. Постановка целей и задач урока. Мотивация учебной деятельности.
«Настройка»
Сначала мы вместе восхитимся вашими глубокими знаниями – а для этого вспомним то, что знаем. Затем попробуем ответить на вопрос «Что в «черном ящике?». И ещё потренируем орган, который у нас думает. Удачи нам с вами. Предлагаю сегодня покорить ещё одну вершину знаний, представьте себе, что сейчас мы у её подножия. Рисуем в тетради пирамиду.
3. Актуализация знаний.
1) Составь синквейн понятия «Бактерия»
автотрофы
цианобак терии
Перечень терминов:
гетеротрофы растения
сапрофиты паразиты
Угадай – ка
прокариоты
нуклеоид
фотосинтез
симбиоз
Уберите лишнее
кишечная палочка бактерии гниения
инфузория-туфелька бактерии молочно-кислого брожения
палочка Коха бактерии спиртового брожения
холерный вибрион цианобактерии
Найдите соответствия
1.Бактерии А - шампипьон
2. Грибы Б - бактериофаг
3. Растения В – берёза повислая
4. Животные Г – собака домашняя
5. Вирусы Д – чумная палочка
Расскажи мне, расскажи
Роль бактерий в природе
Расскажи мне, расскажи
Значение бактерий в жизни человека
Развивающий канон
вирус оспы |
? |
клубеньковая бактерия |
одноклеточная |
сосна |
многоклеточная |
-
Совместно открытие знаний. Первичное усвоение.
Приём «Чёрный ящик»
В ящике организмы, совершенно уникальные. Растут в течение всей жизни в верхушечной части, всасывают питательные вещества поверхностью тела, имеют прочные клеточные стенки как растения, но питаются гетеротрофно, в состав клеточной стенки входит хитин, продукт запасания гликоген, продукт обмена - мочевина, как у животных.
Кто же в ящике?
Представители царства грибов.
Цель: познакомиться с характерными особенностями грибов, процессами их жизнедеятельности.
Рассказ с элементами презентации.
Строение тела:
Гифы (ткань, паутина от греч.)
Грибница
(мицелий)
У шляпочных: грибница, плодовое тело (рис.50, стр. 58)
Спороносная ткань.
Питание грибов:
Сапротрофы (опёнок, шампиньон, вёшенка)
Паразиты (трутовик, головня, спорынья)
Хищники
симбионты - образуют микоризу – грибокорень – симбиоз гриба и корней высших растений - подосиновик, подберёзовик, маслята, белый гриб).
Размножение:
Бесполое – вегетативно - частями мицелия, почкование (дрожжи), половое.
-
Первичная проверка понимания.
Дополните текст словами из предложенного ниже списка:
Грибы раньше относились к растениям, а теперь выделяют в в самостоятельное -------------------А, так как их клетки не имеют ----------------------- Б, поэтому в них не происходит -------------------В. Питаются они -------------------------- Г, созданными растениями. Отличаются грибы и от животных тем, что питаются -------------------------------------- Д, , а не комочками пищи, а также тем, что не передвигаются, состоят из ---------------------------- Е.
1 – хлоропласты
2 – царство
3 – органические вещества
4 – фотосинтез
5 – растворённые вещества
6 – гифы
7 – споры
8 - ткани
-
Работа в парах – закрепление - обсудите, людям каких профессий понадобятся знания (текст – информация к размышлению).
-
Контроль усвоения – задания на выбор.
-
Д/з.а П.13, б - мои биологические исследования – плесневые грибы, в – есть ли грибы в Красной книге.
-
Рефлексия – подведение итогов занятия. Достижение вершины, настроение.
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Вебинар «Детская агрессия: нейроигровые приемы обучению саморегуляции, способам выражения гнева в приемлемой форме, формирование позитивных качеств личности»
- Международный вебинар «Рисование ватными палочками как нетрадиционная техника рисования и метод коррекции психических состояний дошкольников»
- Вебинар «Использование функционала GOOGLE для создания персонального сайта педагога»
- Международный вебинар «Требования охранительного педагогического режима к коррекционно-образовательному процессу для обучающихся с НОДА»
- Современные тенденции развития шахматного образования в РФ. Научные идеи и концепции обучения шахматной игре
Заранее Вам благодарен.
С уважением, С.А. Колодин.