В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

Учебно-Методический портал

Лингводидактические основы обучения связной речи

Лингводидактические основы обучения связной речи

Оксана Малыгина
Тип материала: Педагогическая теория
просмотров: 2235 комментариев: 1
Краткое описание
В статье изложены теоретические основы построения текстов, основанных на лингвистических исследованиях в двух направлениях: ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ТИПОЛОГИЯ, основанием которой явились социальные функции и цели использования текстов, и СТРУКТУРНАЯ ТИПОЛОГИЯ, обращённая к внутренней организации текстов.
Теги: оу, логопед

Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 19300 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

Файлы
лингводидактические основы обучения связной речи.docx Скачать

ЛИНГВОДИДАКТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МЕТОДИКИ

ОБУЧЕНИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ


Одной из основных задач логопедической работы является формирование связного логического высказывания. Для того чтобы методически грамотно обучать детей построению устных текстов, нам необходимо хорошо представлять и разбираться в лингводидактических основах методики обучения связной речи.

В сообщении будут изложены теоретические основы построения текстов. При подготовке использовались учебные пособия для учащихся старших классов «Риторика» и для студентов «Основы теории речи» М.Р.Львова. (М.Р. Львов «Риторика» учебное пособие для учащихся 10-11 классов. Москва, 1995 г.; М.Р. Львов «Основы теории речи» Москва, 2000 г.)

Обратимся к самому понятию ТЕКСТ. Как оно трактуется в современной лингвистической науке? Приведу примеры различных определений этого понятия.

ТЕКСТ – это продукт речевой деятельности, материал высказывания, высказанная или не высказанная мысль. Текст может быть: письменный, устный и мысленный (когда имеется в виду внутренняя речь)

«Толковый словарь русского языка» С.И. Ожегова даёт нам такую трактовку: «текст - внутренне организованная последовательность отрезков письменного произведения или записанной, либо звучащей речи, относительно законченной по своему содержанию и строению».

В учебной литературе по русскому языку текст определяется, как несколько предложений, объединяемых одной темой. В книге В.В. Бабайцевой «Русский язык. Теория». 5-9 классы, дано такое определение текста – это сочетание предложений, связанных между собой по смыслу и грамматически. Такое определение допустимо, оно фиксирует очевидный факт, что текст состоит из предложений, но на самом деле процесс порождения текста непрерывен. С точки зрения теории речи, действительно, целостный текст можно разделить на предложения, предложения в тексте создаются последовательно в соответствии с общим планом если не всего текста, то его компонента – абзаца. Таким образом, определять текст, как совокупность предложений для теории речи неприемлемо. В речевом потоке, в тексте каждое предложение самостоятельно лишь в деталях: предложения подчиняются логике текста, а не наоборот. Целостная мысль выражается через текст, а не через предложение. Но и одно предложение может быть законченным текстом, целым произведением, например, пословица. Вряд ли кто-то будет отрицать право пословицы называться не просто текстом, а произведением культуры, литературы.

Ещё один пример, по словам И.Г. Гальперина, текст – это «снятый момент языкового творческого процесса, представленный в виде конкретного произведения».

Из числа всех перечисленных определений наиболее приемлемым можно считать утверждение М.Р. Львова, что текст – «это есть языковая ткань произведения, в которой отразились душа человека, его интеллект, цели, стремления».

Необходимо сказать, что наука о языке - лингвистика (или синтаксис) текста, достаточно молодая наука, она появились только в 60 годы XX века на основе практической отрасли – прикладной лингвистики.


Современная наука рассматривает в тексте две стороны: языковую, которая отражает связи в построении текста и коммуникативную, отражающую информативное содержание, понимание текста.


В лингвистических исследованиях текстов выделились два направления: ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ТИПОЛОГИЯ, основанием которой явились социальные функции и цели использования текстов, и СТРУКТУРНАЯ ТИПОЛОГИЯ, обращённая к внутренней организации текстов.


Первое направление (ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ТИПОЛОГИЯ) возрождает описанную ещё в древности типологию речевых произведений, которая основывается на типе самой речи: повествование, описание, рассуждение и смешанный текст.



ПОВЕСТВОВАНИЕМ называется такой тип речи (или такой текст), в котором говориться о событиях, протекающих действиях; обычно это рассказ, он имеет сюжет, в нём действуют персонажи. В таких текстах есть описания природы и внешности людей, но преобладает в них повествование, изложение событий.


ОПИСАНИЕ не содержит событий, в них нет сюжета, и редко бывают действующие лица (обычно действующим лицом является сам автор, наблюдатель). В описании раскрываются признаки предметов, их связи, описываются целые картины. Описания чаще всего невелики по объёму и не всегда составляют самостоятельный текст. Описания бывают художественные и научные; подробные (детальные) – и краткие (сжатые). Описывать можно одиночные предметы – или сравнивать описания двух-трёх предметов (или же описания целых сложных картин).


РАССУЖДЕНИЯ - это цепи умозаключений, это доказательства и опровержения, это сопоставления и противопоставления, это причинно-следственные связи явлений, обобщения и выводы. Цель рассуждения состоит в проверке истинности какого-либо утверждения (тезиса); доводов, которые признаются убедительными и не вызывают сомнений. Это тип научной речи, а также политических и дипломатических дебатов, статей, лекций, учебников и т.д.


Второе направление, СТРУКТУРНАЯ ТИПОЛОГИЯ, связано с выявлением, изучением и моделированием внутритекстовых связей, где для удобства вводится понятие «компонент текста» (абзац). В « Словаре лингвистических терминов» О.С. Ахмановой АБЗАЦ определён так: «Отрезок письменной речи от одной красной строки до другой, функционирующий как сверхфразовое единство или сложное синтаксическое целое».

Но в современной лингвистике абзац не стал единицей текста, большинство авторов предпочли термин СЛОЖНОЕ СИНТАКСИЧЕСКОЕ ЦЕЛОЕ (ССЦ) – компонент целого текста, обладающий, помимо смысловых, языковыми средствами связи и синтаксической структурой.


Перечислим наиболее употребительные формы связей в тексте:

  1. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ - логические и психологические связи (ссылки на известные факты, на имена людей, на даты, цитирование, пословицы и афоризмы, авторские ремарки)

  2. ЛИТЕРАТУРНЫЕ - риторические средства связи (приёмы композиции литературного произведения, сюжетные линии, перенос событий во времени, «рассказ в рассказе»; соблюдение законов жанра: басня, письмо, частушка, сонет, интервью)

  3. ЯЗЫКОВЫЕ СВЯЗИ - лексика, фразеология (выбор точных высказываний, использование синонимов и антонимов, намеренный и оправданный повтор одного слова, стилистически окрашенная или профессиональная лексика, употребление фразеологических оборотов)

  4. ГРАММАТИЧЕСКИЕ СВЯЗИ - морфология и синтаксис (употребление союзов и их повторение, употребление вопросительных предложений и ответы на эти вопросы; цепная или параллельная связь предложений в структуре ССЦ /сложного синтаксического целого/)

На данных грамматических связях хотелось бы остановиться подробнее.

Что собой представляет последовательная или ЦЕПНАЯ связь? Это последовательное развитие событий, происходящих по цепочке.

ПР. Сверкнула молния. И сазу же, почти в то же мгновение раскололось небо над головой. Дрогнули стены, задребезжали окна…

Либо наоборот, цепочка событий разворачивается в обратную сторону, события перечисляются в обратном порядке: показывается возврат к прошлому.


При ПАРАЛЛЕЛЬНОЙ связи предложений первое предложение даёт общую тему, а последующие раскрывают её.

ПР. Радостная, шумная весна в лесу. Звонко поют птицы. Звенят под деревьями ручейки. Смолой пахнут набухшие почки.


  1. СТИЛИСТИЧЕСКИЕ СВЯЗИ (выдержанность текста в одном стиле или наоборот целесообразная смена стилей, например в диалоге)

  2. ИНТОНАЦИОННЫЕ СВЯЗИ - произносительные /относятся к устной речи/ (интонации начала и конца абзаца, интонирования, эмоциональные интонации, изменение тембра голоса, громкости речи, логические и фразовые ударения, психологические паузы)

Лингвисты выделяют более 30 средств внутренних связей в тексте. В результате текст предстаёт перед нами как сложнейшее переплетение связующих нитей, создающее условия для передачи и выражения мысли.

Краткие материалы статьи представлены в виде памятки.





































ТЕКСТ – это продукт речевой деятельности, материал высказывания, высказанная или не высказанная мысль.

Текст может быть: письменный, устный и мысленный (когда имеется в виду внутренняя речь)

текст – это «снятый момент языкового творческого процесса, представленный в виде конкретного произведения». /И.Г. Гальперин/

текст - внутренне организованная последовательность отрезков письменного произведения или записанной, либо звучащей речи, относительно законченной по своему содержанию и строению. / «Толковый словарь русского языка» С.И. Ожегов/

Текст состоит из предложений, но и одно предложение может быть законченным текстом, целым произведением. Например, пословица.

В лингвистических исследованиях текстов выделились два направления:

  • ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ТИПОЛОГИЯ, основанием которой явились социальные функции и цели использования текстов,

  • СТРУКТУРНАЯ ТИПОЛОГИЯ, обращённая к внутренней организации текстов.

ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ТИПОЛОГИЯ

СТРУКТУРНАЯ ТИПОЛОГИЯ

ПОВЕСТВОВАНИЕМ называется такой тип речи (или такой текст), в котором говориться о событиях, протекающих действиях; обычно это рассказ, он имеет сюжет, в нём действуют персонажи. В таких текстах есть описания природы и внешности людей, но преобладает в них повествование, изложение событий.

формы связей в тексте:

  1. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ, логические и психологические связи (ссылки на известные факты, на имена людей, на даты, цитирование, пословицы и афоризмы, авторские ремарки)

  2. ЛИТЕРАТУРНЫЕ, риторические средства связи (приёмы композиции литературного произведения, сюжетные линии, перенос событий во времени, «рассказ в рассказе»; соблюдение законов жанра: басня, письмо, частушка, сонет, интервью)

  3. ЯЗЫКОВЫЕ: лексика, фразеология (выбор точных высказываний, использование синонимов и антонимов, намеренный и оправданный повтор одного слова, стилистически окрашенная или профессиональная лексика, употребление фразеологических оборотов)

  4. ГРАММАТИЧЕСКИЕ: морфология и синтаксис (употребление союзов и их повторение, употребление вопросительных предложений и ответы на эти вопросы; цепная или параллельная связь предложений в структуре ССЦ)

  5. СТИЛИСТИЧЕСКИЕ (выдержанность текста в одном стиле; наоборот целесообразная смена стилей, например в диалоге)

  6. ИНТОНАЦИОННЫЕ, произносительные /устная речь/ (интонации начала и конца абзаца, интонирования, эмоциональные интонации, изменение тембра голоса, громкости речи, логические и фразовые ударения, психологические паузы)

Лингвисты выделяют более 30 средств внутренних связей в тексте.

ОПИСАНИЕ не содержит событий, в них нет сюжета, и редко бывают действующие лица (обычно действующим лицом является сам автор, наблюдатель). В описании раскрываются признаки предметов, их связи, описываются целые картины. Описания чаще всего невелики по объёму и не всегда составляют самостоятельный текст. Описания бывают художественные и научные; подробные (детальные) – и краткие (сжатые). Описывать можно одиночные предметы – или сравнивать описания двух-трёх предметов (или же описания целых сложных картин).

РАССУЖДЕНИЯ - это цепи умозаключений, это доказательства и опровержения, это сопоставления и противопоставления, это причинно-следственные связи явлений, обобщения и выводы. Цель рассуждения состоит в проверке истинности какого-либо утверждения (тезиса); доводов, которые признаются убедительными и не вызывают сомнений. Это тип научной речи, а также политических, дипломатических дебатов, статей, лекций, учебников и т.д.

ЛИТЕРАТУРА:

1.М.Р. Львов «Риторика» учебное пособие для учащихся 10-11 классов. Москва, 1995 г.

2.М.Р. Львов «Основы теории речи» Москва, 2000 г.



Обсуждение материала
Сергей Колодин
28.08.2014 18:50
Оформление разработки не соответствует критериям Требований.
Для добавления отзыва, пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Образовательные вебинары
Подписаться на новые Расписание вебинаров
Задать вопрос