Действительные и страдательные причастия (обобщение материала на основе анализа текста)
1) образовательная: на основе текста обобщить изученный материал о причастии как части речи, о причастном обороте;
2) развивающая: развивать интерес к предмету, познавательную деятельность, речевые навыки учащихся; умение анализировать текст;
3) воспитательная: формировать навыки сотрудничества для достижения общей цели.
Действительные и страдательные причастия (обобщение материала на основе анализа текста)
Конспект урока
Цели:
1) образовательная: на основе текста обобщить изученный материал о причастии как части речи, о причастном обороте;
2) развивающая: развивать интерес к предмету, познавательную деятельность, речевые навыки учащихся; умение анализировать текст;
3) воспитательная: формировать навыки сотрудничества для достижения общей цели.
Задачи:
- повторить сведения о тексте;
- обобщить материал о причастии как части речи и об образовании причастий;
- определить их роль в тексте;
- закрепить умение грамотно писать гласные в суффиксах причастий и перед ними;
- находить в предложениях причастные обороты и выделять их на письме запятыми.
Ход урока:
I. Постановка целей и задач:
- Над изучением какой части речи мы сейчас работаем?
-Что мы уже знаем о причастии? Готовы ли мы обобщить изученное?
Попробуйте самостоятельно сформулировать тему и задачи урока.
А решать их нам поможет текст.
II. Анализ текста (Е. К. Францман «Сборник диктантов по русскому языку» (5-9 классы).
Обучающиеся работают с раздаточным материалом ( слайд № 5).
(1) Воздух был наполн...н мига…щими синеватыми искрами. (2) Это были светляки перелетавш... с одного места на другое. (3) Свет испуска…мый ими появлялся каждый раз не более как на секунду.
(4) Путешественник вид…щий впервые пляш…щие искорки застывает в немом изумлении. (5) Перед ним сотни тысяч, миллионы светляков мелька…щих в траве и в кустах лета…щих над деревьями а на небе тысячи мерца…щих звезд.
(6) Вдруг вспыхивает яркая молния озаря…щая всё вокруг. (7) По небу проносится огромный метеор. (8) Светящиеся насекомые исчезают, но ненадолго: через две- три минуты в воздухе снова кружатся искры.
1. Прочитайте текст про себя, подготовьтесь к выразительному чтению (обдумайте, на какие слова будет падать логическое ударение, где сделать паузы, темп речи).
2.. Выразительно прочитайте текст.
3. Докажите, что это текст.
4. Определите тему текста. (Светляки) (Слайд № 1)
5.Лексическая работа
А) Назовите лексическое значение слова «светляки», сравните с определением, данным в словаре С.И. Ожегова. (Светляк, светлячок- жучок (а также его личинки и яйца), светящийся в темноте.) (Слайд № 2).
Б) Знаете ли вы, что такое метеор? (Метеор-1.Вспышка небольшого небесного тела, влетающего в верхнюю атмосферу из космоса.) (Слайд № 3).
В) Укажите, в каком значении в тексте употреблено слово «искра»? (Искра- 4 лексических значения. 2.Светящаяся, сверкающая частица, отблеск.) (Слайд № 4). -Индивидуальная работа с толковым словарём С.И.Ожегова.
4.Кружатся, кружишь (обсудить варианты постановки ударения).
5. Сформулируйте позицию автора. (Светящиеся насекомые вызывают чувство изумления у человека. Чудо природы.)
6.Озаглавьте текст. Что вы отразили в заглавии: тему или основную мысль? Какое более удачно? Запишите понравившееся. (Светляки. Светящиеся насекомые. Пляшущие искорки. Чудо природы.)
7.Какой может быть грамматическая связь между предложениями? (Цепная, параллельная). Определите, как связаны предложения в 1 абзаце. (3 ученика по очереди читают предложения, находят средства связи: мигающие синеватые искры - это были светляки – свет - ими). Берутся за руки - связь цепная.
8.Определите тип речи. (Повествование с элементами описания)
9.Определите стиль текста. (Художественный). Докажите своё мнение.
III. Обобщение сведений о причастии как части речи и образовании причастий.
1.Что вы знаете о причастии? (Общее значение, морфологические признаки, синтаксическая роль). Чем отличаются действительные причастия от страдательных?
2. Найдите в тексте причастия. Какова их функция? (Помогают представить светляков, их поведение).
3.Расскажите об образовании причастий (Наглядное пособие).
4.Распределите найденные в тексте причастия по группам, объясните выбор гласных в суффиксах (Несколько человек по очереди работают у доски).
ДПНВ: мигающими <= мигают (1 спр.), видящий <= видят (2 спр.), пляшущие <= пляшут (1 спр.) и др.
ДППВ: перелетавшие <= перелетать
СПНВ: испускаемый <= испускаем (1 спр.)
СППВ: наполнен, наполненный <= наполнить
5.Почему больше действительных причастий? Чем краткая форма отличается от полной? Назовите грамматическую основу 1 предложения, определите морфологические признаки причастия. (Воздух был наполнен. Прош. время, сов. вид, в ед. ч., в м. р.)
IV. Обобщение сведений о причастном обороте.
1.Есть ли в тексте причастные обороты? Что такое причастный оборот? Каким членом предложения является? В каком случае выделяется запятыми?
2.Самостоятельная работа: вставьте пропущенные буквы, обозначьте причастные обороты вместе с определяемыми словами, расставьте недостающие знаки препинания.
Образец: ученик выполняет задание у доски (предложение 2).
Это были светляки, |перелетавшие с одного места на другое|.
3.Сколько всего причастных оборотов? (6) . В каком предложении 2 причастных оборота? (5)
4.Взаимопроверка и взаимооценка работы учащимися. (Слайд № 6).
5.Перестройте 3 предложение так, чтобы оно соответствовало схеме: | п.о. | х.
V. Дополнительное задание:
Синтаксический разбор предложения 6 (Вдруг вспыхивает яркая молния, озаряющая всё вокруг. (Повествовательное, невосклицательное, простое, двусоставное, распространённое, полное, осложнено причастным оборотом)
VI. Подведение итогов:
-Подведите итоги урока, ответив на вопросы:
Что повторили? Какие умения закрепили? Есть ли ещё трудности?
VII. Список литературы:
-
Баранов М.Т. Русский язык. 7 класс [Текст]: учеб. / М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова и др.; науч. ред. Н.М. Шанский).-32-е изд.-М.: Просвещение, 2010. – 223 с.
-
Францман Е.К. Сборник диктантов по русскому языку 5-9 классы [Текст]: книга для учителя / Е. К. Францман. – М.:Просвещение, 1994. – 239 с.
-
Фёдорова М.В. Уроки русского языка в 7 классе [Текст]: книга для учителя / М.В. Фёдорова.- М.: Просвещение, 1999. ( План анализа текста).
-
Стационарное наглядное пособие. Русский язык. Причастие и деепричастие. Альбом учебный из 12 листов (Лист 3.Действительные и страдательные причастия)- Экзамен, 2005.
Методические рекомендации по использованию презентации:
- 6 слайдов
- Microsoft Power Point
- позволяет успешно провести лексическую работу (слайды № 1- № 4), знакомит с текстом, на основе которого проводится обобщение материала ( слайд № 5), используется обучающимися для взаимопроверки( слайд № 6).
Брагина Светлана Николаевна
1 квалификационная категория
село Ровдино Шенкурского района Архангельской области
МБОУ «Ровдинская СОШ»
русский язык
Русский язык.7 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений (М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова и др.; науч. ред. Н.М. Шанский).-32-е изд.-М.: Просвещение, 2010.
Урок
Действительные и страдательные причастия (обобщение материала на основе анализа текста)
7 класс
45 минут
Презентация к уроку
- Вебинар «Youtube-канал как неотделимый компонент GOOGLE-аккаунта»
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Вебинар «GOOGLE-формы как практический инструментарий в повседневной деятельности педагога»
- Международный вебинар «Рисование ватными палочками как нетрадиционная техника рисования и метод коррекции психических состояний дошкольников»
- Вебинар «Детская агрессия: нейроигровые приемы обучению саморегуляции, способам выражения гнева в приемлемой форме, формирование позитивных качеств личности»
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»