Конспект занятия на тему "состав слова" для детей собщим недоразвитием речи
Презентация к занятию состоит из 21 слайда и создана в программе Microsoft Power Point 2003.
Цель использования презентации- наглядный материал.
Слайд 2 При ответ на 1 вопрос по щелчку мыши в строке однокоренные появляется буква к. При ответе на второй вопрос необходимо нажать , в строке окончание появиться буква о.
Слайд 3-6. По аналогии с 1 слайдом.
Слайд 8. По щелчку мыши появляется разгаданное слово «космос»
Слайд 9 по щелчку мыши лишнее слово «косметика» исчезает.
Слайд910 гимнастика для глаз. Смотреть на мерцающие звёзды в том порядке в котором они появляются.
Слайд 11. Выбирается тот раздел, по которому будет отвечать ребёнок.
Слайд 13. Для возвращения к слайду 10 необходимо нажать
Слайд 16. При нажатии мышки слова появляются и распределяются по колонкам. При завершении задания нажать
Слайд 18 по окончанию задания нажать
Слайд 20 по окончанию задания нажать презентация перейдёт на слайд 10, там необходимо нажать на презентация перейдет на слайд 21
Гречихина Надежда Александровна
Логопед 1 кв.категория
Хабаровский край г. Комсомольск-на-Амуре.
КГКОУ Детский дом 8
Конспект занятия «Закрепление состава слова» у учащихся с аграмматической дисграфией, обусловленной ОНР на фоне ЗПР
Тема :Закрепление состава слова у учащихся с аграмматической дисграфией обусловленной ОНР, на фоне ЗПР.
-
Цель: Формировать навык свободно и адекватно использовать учебную терминологию.
-
Уточнять и активизировать словарный запас;
-
Закрепить представление о составе слова, и о роли каждой значимой части слова.
-
Формировать умения составлять предложно-падежные и грамматические конструкции согласовывая прилагательные и существительные
-
Формировать речемыслительную деятельность через развития связной речи в учебной ситуации (ответ, вывод, доказательство, рассуждения и т.д.);
-
Развивать устойчивость внимания, навыки приёмы самоконтроля, познавательную активность;
-
Воспитывать интерес к окружающему миру.
Орг. Момент:Здравствуйте ребята, прежде чем приступим к работе на занятии, откройте тетради и запишите информацию о сегодняшнем дне.
1.Припоминание терминологии о составе слова.
Задание“шифровка” если вы правильно разгадаете это задание, то вы узнаете о чём сегодня пойдёт речь.
Я буду читать вопросы.
Вы слушайте, выберите ответ. Слайд 2-8
Окончание |
о |
|
II |
Суффикс |
с |
III |
приставка |
м |
IV |
Однокоренные |
к |
v |
-ищ, -ущ, -ющ |
с |
VI |
-ик, -еньк, -ушк |
о |
Вопросы:
1. Слова, которые близки по смыслу и имеют общий корень.
2.Изменяемая часть слова, которая служит для связи слов в предложении.
3.Часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов.
4.укажите часть слова которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов
5.Найди суффиксы, которые придают словам уменьшительно-ласкательный оттенок.
6.Укажи суффиксы, которые придают словам оттенок увеличения.
.Самоконтроль:
Расставьте буквы в порядке появление на экране, какое слово получилось? Слайд 8
2. Постановка темы занятия
Л: - Так какие же части слова мы сегодня будем выделять и повторять?
Д: окончание, корень, суффикс, приставка.
3. Уточнение значения слова
Какое имеет значение слово «космос» (космос – «вселенная», «мир»)- близкие по значению.
Л: Найти лишнее слово:
Космонавт, космический, косметика, космодром.
Л: почему лишнее слово «косметика» слайд 9
Д. слово «косметика» не является родственным , и имеет другое значение.
Л:. Значение слова космос мы сегодня выяснили. А какое значение имеют остальные слова? (Космонавт- человек, совершающий полет в космос, космический – относящийся к космосу, космодром –площадка для сборки и запуска космических ракет).как можно назвать эти слова?
Д: эти слова можно назвать однокоренные
Л: Почему эти слова можно назвать однокоренными?
Д:(Они имеют общий корень и являются родственными, т.е. близкими по значению)
Л:Запишите слова. Выделите корень в этих словах.
4.Гимнастика для глаз слайд 10
Л . Далекие звезды над нами горят,
Зовут они в гости хороших ребят.
Собраться в дорогу нетрудно для нас –
И вот мы к полету готовы сейчас.
(презентация)
Почему люди так стремятся в космос? Ведь в космосе темно холодно и на каждом шагу подстерегают опасности. (ответы). Каждый экипаж отправляющийся в космос, получает задание от астрономов.
5. Развитие умение составлять слова из частей, формировать навыки словообразования.
Возьмите карточку, посмотрите какое задание надо выполнить?
Д. Мы будем составлять новые слова с помощью частей.
Дети выполняют задания индивидуально.
6. проверка задания, самоконтроль.
л: Андрей: с помощью какого корня образовал новые слова слайд 12
Р: Я образовал слова с помощью корня солн.
Л: Назови эти слова.
Р: Солнце, солнечный, солнышко
Л: Как можно назвать твои слова?
Р: однокоренные.
Солнце самая большая звезда, поэтому наша система называется солнечная. слайд 13
Л: Витя, с помощью какого корня ты образовал новые слова.
Андрей: я образовал новые слова с помощью корня –зем- слайд 14
Подземный, земелька, земное.
Л: Определить часть речи слова земное . Определить его значение.
Д: Это прилагательное, потому что отвечает на вопрос (какая?). Земное притяжение.
Л: Земля обладает притяжением, которое называется земное. Это притяжение удерживает на земле все что находиться. Земля тянет к себе предметы. Слайд 15
7. Образование глаголов с помощью приставок.
С помощью какой приставки образовано слово притяжение
Д: слово образовано с помощью приставки при-
Л: что означает приставка при-
Д: неполнота действия или его завершение.
Л: образуйте данные слова с помощью приставки при-, распределите по колонкам.
Неполнота действия |
Конец действия |
притянуть |
примчаться |
приподнять |
привезти |
присесть |
прилететь |
Л: Какая часть слов общая в этих словах? Для чего служит приставка.
Слайд 16
Физкультминутка. Давайте побудем с вами космонавтами. Космонавтом всегда приходиться выполнять трудные задания. Попробуйте и вы. 1.Правой рукой вращайте вперед, левой назад. Теперь наоборот.
2. правой рукой гладьте себя по голове, левой хлопайте по животу.
Л: Денис, какой корень слова помог образовать тебе новые слова.
Денис: я образовал новые слова с корнем -звёзд- слайд 17
Звезда, звёздочка, звездопад, созвездие.
Л: звезды не одинаковые по цвету. Бывают голубые, белые, жёлтые и красные звёзды. Цвет зависит от того как сильно раскалён в них газ. Самые горячие звёзды светятся голубым цветом. Самые холодные желтым цветом.
А какие звёзды светятся белым цветом? слайд 18
Дети: холоднее чем голубые, теплее чем –желтые.
Задание: закончи предложение по смыслу.
Эта звезда голубая – это ещё голубее.
Это звезда белая – это ещё белее.
Желтая –желтее.
Л: какая часть слов изменялась?
Д: изменялось окончание.
Л: Данил, назови корень твоих слов, какие слова ты образовал?
Данил: в моих словах корень -лун-. Я образовал слова луна, лунный, луноход, полнолуние. Слайд 19
Л: объясни значение сложных слов. (луноход, полнолуние)
Д: объясняет значение.
Л: с древних времён интересовались почему луна то круглая, то видна лишь её половинка..луна вращается вокруг нашей земли и на каждый круг её уходит 28 дней –почти месяц. Луна светит не сама, а её освещает солнце. Когда луна обращена к земле своей светлой стороной, мы видим всю луну целиком, и говорят что наступило полнолуние. Когда ты видишь лишь часть светлой стороны , то луна похожа на половинку круга. слайд 20
Л: попробывать назвать предложенные слова ласково
Полная – полненькая, светлая- светленькая, красивая –красивенькая, круглая –кругленькая.
Л какая часть слова придала слову ласковый оттенок.
Д это суффикс
Л: какие слова может образовывать суффикс
Д слова-проффесии, слова- детёныши, слова- жители городов, увеличительные.
Л: молодцы вы отлично справились с заданием, много узнали о космосе. Пора возвращаться на землю. Пора собираться в путь.
Задание №2 общее
Л: совместно обсудить и назвать слово зашифрованное в стихотворении.
Собрать слово
Корнем с путь родниться
В сборе приставка таиться
суффикс как в слове дневник
Целым я в космос проник.
Спутник .
Л: Верно ребята это спутник.
Рассказ о спутниках. Переносное значение слова спутник.
Улыбка –спутник хорошего настроения.
Л: давайте подарим друг другу улыбку, нам и нашим гостям, чтобы у всех было хорошее настроение.
А мы подведём итог. Чему научились на занятии?
- Международный вебинар «Требования охранительного педагогического режима к коррекционно-образовательному процессу для обучающихся с НОДА»
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Вебинар «Детская агрессия: нейроигровые приемы обучению саморегуляции, способам выражения гнева в приемлемой форме, формирование позитивных качеств личности»
- Вебинар «Тест Векслера как методика исследования интеллектуальной сферы у детей и взрослых: описание и особенности применения в психолого-педагогической деятельности»
- Вебинар «Рисование кулачком как нетрадиционная техника изодеятельности в работе с детьми дошкольного и младшего школьного возраста»
- Вебинар «Музыкальная сказка как средство развития творческих способностей дошкольников»