ЛИТЕРАТУРНЫЙ КРУЖОК " ЮНОЕ ЗОЛОТОЕ ПЕРО" ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ (5-9 КЛ.)
Муниципальное казенное образовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа № 3 г. Дубовки
Дубовского муниципального района Волгоградской области
Согласовано: Утверждаю:
_____________ ______________
Зам. директора по Директор МКОУ
воспитательной работе СОШ № 3 г. Дубовки
Надеина С. С. Пономарёва Н.И. 2014г.
Кружок «Юное золотое перо»
Программа дополнительного образования детей (5 – 9 кл.)
Срок реализации: 1 год.
Программу разработала
Пименова М.В., учитель
русского языка и литературы
высшей категории.
Дубовка 2014 г.
Пояснительная записка
к рабочей программе кружка «Юное золотое перо»
для учащихся 5 – 9 кл.
Направленность по содержанию:
литературная
художественно – эстетическая
по функциональному предназначению:
учебно – познавательная
по форме организации:
кружковая
по времени реализации:
годичная
Новизна программы состоит в том, что в её содержание внесено углублённое изучение теории литературы, расширенно рассматривается тема «Анализ лирических произведений», впервые учащиеся встречаются и знакомятся с поэтами г. Дубовки, занимаются продуктивной творческой деятельностью (сочинение лирических стихотворений).
Актуальность программы: Программа кружка «Юное золотое перо» направленное на формирование понимания особой роли поэзии в жизни человека, воспитание художественного вкуса, чувства любви к русскому слову, к Родине; на создание условий для творческих способностей учащихся; на развитие интереса к художественной литературе; на интеллектуальное и духовное развитие личности ребёнка.
Программа соответствует целям и задачам ФГОС общего образования второго поколения. Эта программа обеспечивает формирование регулятивных, познавательных, коммуникативных и личностных универсальных действий.
Педагогическая целесообразность: Эффективным для литературного развития детей является такое введение нового теоретического материала, которое вызвано требованиями творческой практики.
Образовательная программа разработана с учётом современных образовательных технологий, которые отражаются в:
- принципах обучения (индивидуальность, доступность, результативность)
- формах и методах обучения (дифференцированное обучение, конкурсы, занятия, встречи)
- методах контроля и управления образовательным процессом (анализ результатов творческих литературных конкурсов)
- средствах обучения.
Цели программы:
- обучить анализу художественных произведений с привлечением литературных понятий;
- научить грамотно использовать русский литературный язык при создании собственных устных и письменных высказываний;
- совершенствовать навык осознанного, правильного, выразительного чтения;
- воспитать любовь и уважение к литературным ценностям отечественной культуры.
Задачи программы:
- развивать творческие способности, воображение, поэтический слух, аналитическое и образное мышление;
- формировать умение отстаивать свою точку зрения, свою гражданскую позицию;
- формировать духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения.
Отличительные особенности. Отличительной особенностью данной образовательной программы от уже существующих образовательных программ является содержательный аспект: на занятиях кружка «Юное золотое перо» учащиеся имеют возможность в полном объёме получать теоретические знания по литературе, заниматься продуктивной творческой деятельностью (сочинение произведений разных жанров); исследовательской деятельностью (участие в школьных, муниципальных, региональных, областных творческих конкурсах). В структуру программы входят 2 образовательных блока (теория и практика). Это даёт учащимся не только усваивать теоретические знания, но и создавать авторские модели (басни, сказки, стихи, рассказы, эссе)
Возраст учащихся: 11 – 16 лет
Сроки реализации: программа предусмотрена на один год
Формы занятий: по количеству детей
групповая, индивидуальная
по особенностям коммуникативного взаимодействия педагога и детей
лекции, практикумы, экскурсии в музей, конкурсы, посещения библиотеки
по дидактической цели
занятия по углублению знаний, практическое занятие
Режим занятий: по программе предусмотрено 2 часа в месяц.
По расписанию занятия проводятся в первую и третью неделю месяца по 45 минут.
При необходимости группа разбивается на подгруппы или проводятся индивидуальные занятия.
Ожидаемые результаты освоения программы: Личностным результатом обучающихся по программе кружка «Юное золотое перо» является формирование всесторонне образованной, инициативной, успешной и творческой личности, обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентаций, идейно – нравственных, культурных и этических принципов.
Метапредметные результаты заключаются в формировании и развитии познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей обучающихся;
- способность к самостоятельному приобретению новых знаний и практических действий – умений;
- умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, ее преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств и информационных технологий;
- овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной форме.
Предметный результат
1 уровень:
- понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;
- осознание значимости литературы для личного развития;
2 уровень:
- умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, давать нравственную оценку поступков героев;
- умение самостоятельно выбирать интересующую литературу;
- пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.
3 уровень:
умение применять литературные знания в повседневной жизни.
Учебно–тематический план
|
Раздел, тема |
Количество часов |
||
Всего |
Теорет. занятия |
Практ. занятия |
||
1 |
Летнее творчество |
17 |
|
1 |
2 |
Роды литературы |
|
1 |
|
3 |
Эпос |
|
1 |
|
4 |
Драма |
|
1 |
|
5 |
Лирика |
|
1 |
|
6 |
Практическое занятие |
|
|
1 |
7 |
Жанровая система |
|
1 |
|
8 |
Эпические жанры |
|
1 |
|
9 |
Драматические жанры |
|
1 |
|
10 |
Лирические жанры. Лироэпические жанры |
|
1 |
|
11 |
Практическое занятие. Подготовка к конкурсу. |
|
|
1 |
12 |
Схема анализа |
|
1 |
|
13 |
Строфы |
|
1 |
|
14 |
Изобразительные средства языка |
|
1 |
|
15 |
Размер. Ритм и рифма. Способы рифмовки. |
|
1 |
|
16 |
Практическое занятие. Посещение детской библиотеки. |
|
|
1 |
17 |
Встреча с поэтами г. Дубовки. |
|
|
|
- Вебинар «GOOGLE-формы как практический инструментарий в повседневной деятельности педагога»
- Вебинар «Youtube-канал как неотделимый компонент GOOGLE-аккаунта»
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Вебинар «Детская агрессия: нейроигровые приемы обучению саморегуляции, способам выражения гнева в приемлемой форме, формирование позитивных качеств личности»
- Международный вебинар «Рисование ватными палочками как нетрадиционная техника рисования и метод коррекции психических состояний дошкольников»
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»