Конспект урока русского языка для учащихся 4 -х классов по теме: " Употребление мягкого знака в глаголах 2-ого лица единственного числа"
Цель: сформировать представление о правописании глаголов в форме 2 - ого лица единственного числа; ввести правило правописания глаголов 2 лица ед.ч.; научить использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности.
Конспект урока русского языка
4 класс
Тема: Употребление мягкого знака в глаголах 2-ого лица единственного числа.
Цель: сформировать представление о правописании глаголов в форме 2лица единственного числа; ввести правило правописания глаголов 2 лица ед.ч.; научить использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности.
Этап урока |
Ход урока |
Примечание |
|
Ситуативное задание |
Ваня и Маша друзья по переписке. Ваня живет в Лондоне, а Маша – в Санкт - Петербурге. Однажды Маша попросила Ваню прислать ей рецепт приготовления салата «Мимоза», чтобы опубликовать его в местной кулинарной газете. Маша прочитала письмо, но все же текст письма ее огорчил. Ребята, почему огорчилась Маша? Есть желание установить причину огорчения Марии? |
Текст рецепта:
отдельности. Мелко нареш репчатый лук.
желтков. Белки порубиш. Желтки натреш на терке.
разомнеш вилкой.
смажеш майонезом. Уложиш слоями остальные ингредиенты. |
|
Минутка чистописания |
- Какие действия совершает настоящий повар? Найди зашифрованные буквы в словах- действиях повара. Условия для поиска: варить гласная буква, находящаяся в приставке глагола прошедшего времени; режем буква в глаголе будущего времени, всегда обозначающая твёрдый согласный звук; высушат гласная в окончании глагола 1лица, настоящего времени, множественного числа. приготовил знак, показатель мягкости у глагола в неопределённой форме |
На доске записаны глаголы, относящиеся к теме «Кулинария». В них учащиеся находят подходящие буквы для прописывания. В тетради: и и и ш ш ш ши ши ши ши ишь ешь ёшь |
|
Словарно-орфографическая работа |
Прочитайте пословицы. Повторяющееся слово является словарным. Врет, как газета. Он - живая газета. Это известный газетчик. Поработайте в группах с текстом «Происхождение слова газета», используя прием «ИНСЕРТ» «+» - уже знал; «!» - новое; «?» - хочу узнать больше Подбор и запись родственных слов к слову газета. Выделите орфограмму, поставьте ударение. Работа с предложением (слайд) Почту в дальние районы доставляют почтальоны и заходят в каждый дом то с газетой3, то с письмом. с газетой3 – устный морфологический разбор |
Этимология слова газета Слово газета было заимствовано из итальянского языка; gazzetta – старинная венецианская монета, которой расплачивались за листок с новостями. На монете была вычеканена сорока – gazza, это и дало название монете. Затем газетой стали называть и сам листок. В России первая газета появилась около 300 лет назад Она называлась «ведомости» Первые номера этой газеты и писал, и редактировал Петр I. Газета, газетка, газетёнка, газетный, газетчик, газетчица. |
|
Изучение нового материала |
Назовите значение слова «глагол». Приведите пример глагола в неопределенной форме. Как изменяются глаголы настоящего и будущего времени? (по лицам и числам) Назовите значение слова «спряжение» Вернемся к чистописанию. На что похожи соединения, которые мы прописывали? (Окончания глаголов во 2 лице настоящего и будущего времени) -Что вы можете сказать о звуке [ш]? (Он всегда звучит твёрдо) - Зачем же пишется буква ь на конце этих глаголов? (Предположения) - Мягкий знак выполняет в этих случаях грамматическую роль – он является показателем 2-ого лица глагола. Попробуйте по схеме-опоре сформулировать правило «Правописание глаголов в форме 2 лица единственного числа» |
Схема – опора:
|
|
Закрепление изученного материала. |
Упр. 432, стр. 78 Прочитай пословицы, дополняя их подходящими по смыслу глаголами. |
|
|
Интеллектуально – преобразовательная деятельность |
Информативный вариант Прочитайте текст рецепта. Вставьте пропущенные окончания у глаголов 2-ого лица единственного числа будущего времени.
отдельности. Мелко нареж…... репчатый лук.
желтков. Белки поруб….. Желтки натр…. на терке.
разомн….. вилкой.
смаж…. майонезом. Улож….. слоями остальные ингредиенты. Импровизационный вариант Прочитайте текст рецепта. Слова в скобках замени глаголами 2-ого лица единственного числа будущего времени.
отдельности. Мелко (нарезать)__________репчатый лук.
желтков. Белки (порубить)____________Желтки (натереть)________________на терке.
(размять)_________ вилкой.
(смазать)____________ майонезом. (Уложить)_________ слоями остальные ингредиенты. Эвристический вариант Прочитайте текст рецепта. Подбери подходящие по смыслу глаголы, поставь их в форму 2-ого лица единственного числа будущего времени.
отдельности. Мелко______________ репчатый лук.
желтков. Белки ________________Желтки ________________на терке.
_________ ____вилкой.
____________ майонезом. __________________ слоями остальные ингредиенты. Слова для справок: уложить, нарезать, порубить, смазать, отделить, отделить, натереть, размять, уложить, натереть. |
|
|
Самоанализ и самооценка ученика |
Закончите предложения: Мне важно правильно писать глаголы 2-ого лица единственного числа . потому что… Я (очень, не очень) доволен(льна) результатом своей работы на уроке, потому что…. |
|
|
Домашнее задание |
стр. 76 – правило, упр. 429 |
|
- Международный вебинар «Рисование ватными палочками как нетрадиционная техника рисования и метод коррекции психических состояний дошкольников»
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Вебинар «Детская агрессия: нейроигровые приемы обучению саморегуляции, способам выражения гнева в приемлемой форме, формирование позитивных качеств личности»
- Вебинар «Использование функционала GOOGLE для создания персонального сайта педагога»
- Международный вебинар «Требования охранительного педагогического режима к коррекционно-образовательному процессу для обучающихся с НОДА»
- Современные тенденции развития шахматного образования в РФ. Научные идеи и концепции обучения шахматной игре
С уважением, С.А. Колодин.