Лингвистический анализ текста
Каждое художественное произведение – это и открытый и замкнутый в себе мир, который мы имеем право и воспринимать, и анализировать как систему заключенных в нем образов и понятий.
Лингвистический анализ текста
5 класс
Цель урока: 1. Научить детей производить лингвистический анализ текста, понимать художественный текст.
2. Улучшить знания о тексте, повторить теоретический материал.
3. Активизировать лексику по теме «Весна».
4. Закрепить правописание падежных окончаний имен существительных и личных окончаний глаголов.
Оборудование: текст, записанный на доске, музыкальная компазиция «Времена года»; карточки с терминами; раздаточный материал (тексты); иллюстрации на тему «Весна».
I. Вступительное слово учителя.
Целью лингвистического анализа текста является выявление системы языковых средств, с помощью которых передается идейно-тематическое и эстетическое содержание текста, выявление зависимости отбора языковых средств от прогнозируемого автором эффекта речевого воздействия.
Каждое художественное произведение – это и открытый и замкнутый в себе мир, который мы имеем право и воспринимать, и анализировать как систему заключенных в нем образов и понятий.
Комплексный анализ текста включает лингвистический анализ + разбор орфограмм, пунктограмм текста + различные виды грамматического разбора (лексический, морфологический, синтаксический, фонетический, морфемный, словообразовательный разборы).
Сегодня на уроке мы будем заниматься лингвистическим анализом текста и разбором орфограмм.
II. Ребята, скажите, что вам было задано на дом?
(повторить типы, стили речи, тропы).
III. Анализ текста.
1. Ребята, давайте прочитаем текст, с которым будем работать.
2. Учитель читает текст, записанный на доске.
Сказка про одуванчик.
Пришла ранняя в..сна. Встало солнышко утром, умылось и пошло гулять по небу. Вид..т, что вокруг з..мля красивая! Л..са и луга з..леные. Каждая тр..винка упругая, сочная, изумрудная. Но чего-то не хватает в этом з..леном мир.. .
«Чем же еще людей порад..вать?» – подумало солнышко. Взмахнуло з..л..тым рукавом – брызнули солнечные пылинки. И засв..тились на лугах, по обочинам дорог.. маленькие ог..ньки – одуванчики. От удовольствия засм..ялось со..нце: «На меня похожи!»
А с..рдитая з..ма спряталась в глухом, дремучем л..су, в сыром и х..лодном овраг.. . Смотр..т, а в з..леной тр..ве свет..т(?)ся миллионы маленьких солнышек. Разозлилась з..ма, махнула серебря(н, нн)ым рукавом и запорошила снегом желтые ог..ньки. С тех пор одуванчики так щеголяют: то в ж..лтом платье, то в белой пушистой шу..ке.
3. Докажите, что это текст.
(Несколько предложений, связанных между собой по смыслу, есть единая тема и основная мысль, заголовок).
4. Посмотрите на доску и назовите слова, значение которых вам непонятно.
5. Почему текст назван «Сказка про одуванчик».
(Вымышленное повествование про одуванчик).
6. Какие виды связи предложений в тексте вы знаете? (Цепная и параллельная).
7. Какая связь называется цепной?
(Предложения могут быть связаны по смыслу последовательно, как бы по цепочке: второе – с первым; третье – со вторым и т.д. Предложения в тексте могут сцепляться при помощи повторяющихся или однокоренных слов).
8. Какая связь предложений в тексте называется параллельной?
(Когда все предложения, начиная со второго, связаны с первым. Они как бы развертывают его смысл).
9. Какой вид связи в данном тексте? (Цепная связь). Почему?
10. Что такое тема текста?
(Это то, о чем (или о ком) говорится в тексте. Очень часто тема отражается в его заглавии).
11. Назовите тему нашего текста? (Одуванчики – маленькие солнышки).
12. Что такое идея текста?
(Основная мысль, то ради чего был написан текст, к чему призывает, чему учит. Идея может быть выражена в заглавии, в одном из предложений текста. Но чаще всего ее надо «найти» и сформулировать).
13. Для чего был написан этот текст? Найдите и сформулируйте идею текста?
(Одуванчики «в желтом платье» – похожи на солнышко, а «в белой пушистой шубке» – творение проказницы – зимы. Сказочная идея, вымышленная).
14. Что такое композиция? (Построение текста).
15. Сколько здесь микротем? (Три).
16. Составьте план текста.
(а) Что увидело солнышко, зеленый мир; б) Маленькие желтые огоньки – одуванчики, как появились одуванчики; в) Проказы сердитой зимы).
17. Какие типы речи вы знаете? (описание, повествование, рассуждение).
18. Расскажите об описании.
(Говорится о признаках (предмета, человека, природы…). Каков предмет, человек, природа?)
19. Расскажите о повествовании.
(Рассказывается о том, что происходит с человеком, предметом, природой. Говорится о событиях и действиях).
20. Что вы знаете о рассуждении?
(Почему предмет, человек, природа таковы? Говорится о причинах признаков, событий, действий).
21. Какой тип речи автор использует в тексте? Докажите.
(Повествование, так как говорится о событиях, которые происходят в природе).
22. Какие стили речи вы знаете? (разговорный и книжный).
23. Что вы знаете о разговорном стиле?
(Разговорный стиль используют для того, чтобы обменяться сведениями, мыслями или поделиться чувствами с близкими или хорошо знакомыми людьми. Уместен в неофициальной обстановке, в дружеских письмах, посланиях).
24. Какие книжные стили вы знаете? (научный, официально-деловой, художественный, публицистический).
25. Где используется научный стиль?
(Научный стиль используется в учебниках, словарях, энциклопедиях, научных статьях и научных книгах. Цель: точная передача научных знаний (научной информации).
26. Для чего используется официально-деловой стиль?
(Используется в официальной обстановке для составления государственных документов (указов, законов) и деловых бумаг (заявлений, справок, инструкций). Цель высказывания: сообщение, передача информации).
27. Что вы знаете о художественном стиле?
(Используется в произведениях художественной литературы (стихотворениях, рассказах, повестях, романах, поэмах). Цель художественного стиля – воздействовать на читателя или слушателя. Для этого писатель рисует словами конкретные картины и образы (характерны сравнения, метафоры, эпитеты и др.).
28. А что вы знаете о публицистическом стиле?
(Стилевые черты: призывность, эмоциональность, злободневность. Характерна лексика книжная и разговорная; слова в переносном значении; обращения).
29. Определите стиль речи данного текста. (Художественный).
30. Давайте заглянем в художественную мастерскую писателя. Найдите выразительные средства языка.
Раздаются карточки с текстами. Включается музыка. Ученики самостоятельно выписывают эпитеты, метафоры, олицетворения, аллегорию.
31. Что такое эпитет?
(Художественное определение предмета или явления, помогающее живо представить себе предмет, почувствовать отношение автора к нему).
32. Назовите эпитеты из текста.
(Земля красивая; травинка упругая, сочная, изумрудная; глухой, дремучий лес).
33. Что такое олицетворение?
(Изображение неживых предметов в виде живых существ).
34. Назовите олицетворения из текста.
(Встало солнышко утром, умылось и пошло гулять, подумало солнышко, засмеялось солнышко; сердитая зима смотрит; разозлилась зима; одуванчики щеголяют).
35. Что такое метафора?
(Слово или выражение, употребленное в переносном смысле, вместо другого слова, потому что между обозначаемыми предметами есть сходство).
36. Найдите в тексте метафоры.
(Маленькие желтые огоньки, миллионы маленьких солнышек, желтое платье, белая пушистая шубка).
37. Что такое аллегория?
(Иносказательное изображение предмета или явления с целью наглядно показать его существенные черты).
38. Найдите в тексте аллегорию.
(Солнышко взмахнуло, золотым рукавом – брызнули солнечные пылинки; зима махнула серебряным рукавом и запорошила снегом желтенькие огоньки)
39. А вот еще есть поэтические тексты, где используются замечательные выразительные средства.
Учащиеся читают наизусть стихотворения о весне.
Учитель читает стихотворение Всеволода Рождественского «Сирень».
40. Ребята, вы заметили, что в некоторых словах в нашем тексте пропущены буквы. Сейчас вы самостоятельно поработаете с орфограммами.
Включается музыкальная композиция.
Дети самостоятельно вставляют пропущенные орфограммы.
41. А сейчас проверим, как вы справились с заданием.
Вызывается один ученик к доске и объясняет орфограммы.
Итог урока: Сегодня на уроке мы занимались лингвистическим анализом текста и разобрали орфограммы в тексте. На следующем уроке мы будем заниматься различными видами разбора.
Задание на дом: 1. Написать сочинение-миниатюру на тему «Весна».
2. Вспомнить схемы грамматических разборов.
- Вебинар «Нейродинамическая гимнастика для детей дошкольного возраста: повышаем согласованность полушарий, улучшаем речевые навыки, развиваем мелкую и крупную моторику, корректируем эмоционально-волевую сферу»
- Вебинар «Тест Векслера как методика исследования интеллектуальной сферы у детей и взрослых: описание и особенности применения в психолого-педагогической деятельности»
- Международный вебинар «Современные образовательные технологии физического воспитания дошкольников в инклюзивном образовании»
- Международный вебинар «Рисование ватными палочками как нетрадиционная техника рисования и метод коррекции психических состояний дошкольников»
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Международный вебинар «Психолого-педагогическая типология вариантов развития детей с нарушениями речи разного возраста в соответствии с ФАОП разного уровня образования»