В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

Учебно-Методический портал
Уважаемые слушатели и пользователи портала УчМет!
«Издательство «Учитель» и «Международный центр образования и социально-гуманитарных исследований» внесены в перечень
образовательных организаций на Едином федеральном портале дополнительного профессионального образования. Подробнее

Лингвистический анализ текста

Лингвистический анализ текста

Галина Глушкова
Тип материала: Урок
просмотров: 6315 комментариев: 1
Краткое описание
Целью лингвистического анализа текста является выявление системы языковых средств, с помощью которых передаётся идейно-тематическое и эстетическое содержание текста, выявление зависимости отбора языковых средств от прогнозируемого автором эффекта речевого воздействия.
Каждое художественное произведение – это и открытый и замкнутый в себе мир, который мы имеем право и воспринимать, и анализировать как систему заключенных в нем образов и понятий.

Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 19500 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

Файлы
Лингвистический анализ текста.doc Скачать

Лингвистический анализ текста

5 класс

Цель урока: 1. Научить детей производить лингвистический анализ текста, понимать художественный текст.

2. Улучшить знания о тексте, повторить теоретический материал.

3. Активизировать лексику по теме «Весна».

4. Закрепить правописание падежных окончаний имен существительных и личных окончаний глаголов.


Оборудование: текст, записанный на доске, музыкальная компазиция «Времена года»; карточки с терминами; раздаточный материал (тексты); иллюстрации на тему «Весна».


I. Вступительное слово учителя.

Целью лингвистического анализа текста является выявление системы языковых средств, с помощью которых передается идейно-тематическое и эстетическое содержание текста, выявление зависимости отбора языковых средств от прогнозируемого автором эффекта речевого воздействия.

Каждое художественное произведение – это и открытый и замкнутый в себе мир, который мы имеем право и воспринимать, и анализировать как систему заключенных в нем образов и понятий.

Комплексный анализ текста включает лингвистический анализ + разбор орфограмм, пунктограмм текста + различные виды грамматического разбора (лексический, морфологический, синтаксический, фонетический, морфемный, словообразовательный разборы).

Сегодня на уроке мы будем заниматься лингвистическим анализом текста и разбором орфограмм.

II. Ребята, скажите, что вам было задано на дом?

(повторить типы, стили речи, тропы).

III. Анализ текста.

1. Ребята, давайте прочитаем текст, с которым будем работать.

2. Учитель читает текст, записанный на доске.

Сказка про одуванчик.


Пришла ранняя в..сна. Встало солнышко утром, умылось и пошло гулять по небу. Вид..т, что вокруг з..мля красивая! Л..са и луга з..леные. Каждая тр..винка упругая, сочная, изумрудная. Но чего-то не хватает в этом з..леном мир.. .

«Чем же еще людей порад..вать?» – подумало солнышко. Взмахнуло з..л..тым рукавом – брызнули солнечные пылинки. И засв..тились на лугах, по обочинам дорог.. маленькие ог..ньки – одуванчики. От удовольствия засм..ялось со..нце: «На меня похожи!»

А с..рдитая з..ма спряталась в глухом, дремучем л..су, в сыром и х..лодном овраг.. . Смотр..т, а в з..леной тр..ве свет..т(?)ся миллионы маленьких солнышек. Разозлилась з..ма, махнула серебря(н, нн)ым рукавом и запорошила снегом желтые ог..ньки. С тех пор одуванчики так щеголяют: то в ж..лтом платье, то в белой пушистой шу..ке.




3. Докажите, что это текст.

(Несколько предложений, связанных между собой по смыслу, есть единая тема и основная мысль, заголовок).

4. Посмотрите на доску и назовите слова, значение которых вам непонятно.

5. Почему текст назван «Сказка про одуванчик».

(Вымышленное повествование про одуванчик).

6. Какие виды связи предложений в тексте вы знаете? (Цепная и параллельная).

7. Какая связь называется цепной?

(Предложения могут быть связаны по смыслу последовательно, как бы по цепочке: второе – с первым; третье – со вторым и т.д. Предложения в тексте могут сцепляться при помощи повторяющихся или однокоренных слов).



8. Какая связь предложений в тексте называется параллельной?

(Когда все предложения, начиная со второго, связаны с первым. Они как бы развертывают его смысл).

9. Какой вид связи в данном тексте? (Цепная связь). Почему?

10. Что такое тема текста?

(Это то, о чем (или о ком) говорится в тексте. Очень часто тема отражается в его заглавии).

11. Назовите тему нашего текста? (Одуванчики – маленькие солнышки).

12. Что такое идея текста?

(Основная мысль, то ради чего был написан текст, к чему призывает, чему учит. Идея может быть выражена в заглавии, в одном из предложений текста. Но чаще всего ее надо «найти» и сформулировать).

13. Для чего был написан этот текст? Найдите и сформулируйте идею текста?

(Одуванчики «в желтом платье» – похожи на солнышко, а «в белой пушистой шубке» – творение проказницы – зимы. Сказочная идея, вымышленная).

14. Что такое композиция? (Построение текста).

15. Сколько здесь микротем? (Три).

16. Составьте план текста.

(а) Что увидело солнышко, зеленый мир; б) Маленькие желтые огоньки – одуванчики, как появились одуванчики; в) Проказы сердитой зимы).

17. Какие типы речи вы знаете? (описание, повествование, рассуждение).

18. Расскажите об описании.

(Говорится о признаках (предмета, человека, природы…). Каков предмет, человек, природа?)

19. Расскажите о повествовании.

(Рассказывается о том, что происходит с человеком, предметом, природой. Говорится о событиях и действиях).

20. Что вы знаете о рассуждении?

(Почему предмет, человек, природа таковы? Говорится о причинах признаков, событий, действий).

21. Какой тип речи автор использует в тексте? Докажите.

(Повествование, так как говорится о событиях, которые происходят в природе).

22. Какие стили речи вы знаете? (разговорный и книжный).

23. Что вы знаете о разговорном стиле?

(Разговорный стиль используют для того, чтобы обменяться сведениями, мыслями или поделиться чувствами с близкими или хорошо знакомыми людьми. Уместен в неофициальной обстановке, в дружеских письмах, посланиях).

24. Какие книжные стили вы знаете? (научный, официально-деловой, художественный, публицистический).

25. Где используется научный стиль?

(Научный стиль используется в учебниках, словарях, энциклопедиях, научных статьях и научных книгах. Цель: точная передача научных знаний (научной информации).




26. Для чего используется официально-деловой стиль?

(Используется в официальной обстановке для составления государственных документов (указов, законов) и деловых бумаг (заявлений, справок, инструкций). Цель высказывания: сообщение, передача информации).

27. Что вы знаете о художественном стиле?

(Используется в произведениях художественной литературы (стихотворениях, рассказах, повестях, романах, поэмах). Цель художественного стиля – воздействовать на читателя или слушателя. Для этого писатель рисует словами конкретные картины и образы (характерны сравнения, метафоры, эпитеты и др.).

28. А что вы знаете о публицистическом стиле?

(Стилевые черты: призывность, эмоциональность, злободневность. Характерна лексика книжная и разговорная; слова в переносном значении; обращения).

29. Определите стиль речи данного текста. (Художественный).

30. Давайте заглянем в художественную мастерскую писателя. Найдите выразительные средства языка.

Раздаются карточки с текстами. Включается музыка. Ученики самостоятельно выписывают эпитеты, метафоры, олицетворения, аллегорию.

31. Что такое эпитет?

(Художественное определение предмета или явления, помогающее живо представить себе предмет, почувствовать отношение автора к нему).

32. Назовите эпитеты из текста.

(Земля красивая; травинка упругая, сочная, изумрудная; глухой, дремучий лес).

33. Что такое олицетворение?

(Изображение неживых предметов в виде живых существ).

34. Назовите олицетворения из текста.

(Встало солнышко утром, умылось и пошло гулять, подумало солнышко, засмеялось солнышко; сердитая зима смотрит; разозлилась зима; одуванчики щеголяют).

35. Что такое метафора?

(Слово или выражение, употребленное в переносном смысле, вместо другого слова, потому что между обозначаемыми предметами есть сходство).

36. Найдите в тексте метафоры.

(Маленькие желтые огоньки, миллионы маленьких солнышек, желтое платье, белая пушистая шубка).

37. Что такое аллегория?

(Иносказательное изображение предмета или явления с целью наглядно показать его существенные черты).

38. Найдите в тексте аллегорию.

(Солнышко взмахнуло, золотым рукавом – брызнули солнечные пылинки; зима махнула серебряным рукавом и запорошила снегом желтенькие огоньки)

39. А вот еще есть поэтические тексты, где используются замечательные выразительные средства.

Учащиеся читают наизусть стихотворения о весне.

Учитель читает стихотворение Всеволода Рождественского «Сирень».

40. Ребята, вы заметили, что в некоторых словах в нашем тексте пропущены буквы. Сейчас вы самостоятельно поработаете с орфограммами.

Включается музыкальная композиция.

Дети самостоятельно вставляют пропущенные орфограммы.

41. А сейчас проверим, как вы справились с заданием.

Вызывается один ученик к доске и объясняет орфограммы.

Итог урока: Сегодня на уроке мы занимались лингвистическим анализом текста и разобрали орфограммы в тексте. На следующем уроке мы будем заниматься различными видами разбора.

Задание на дом: 1. Написать сочинение-миниатюру на тему «Весна».

2. Вспомнить схемы грамматических разборов.

Обсуждение материала
Сергей Колодин
26.08.2014 10:49
Нарушены критерии оформлениятекстового файла конспекта урока.
Для добавления отзыва, пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Образовательные вебинары
Подписаться на новые Расписание вебинаров
Задать вопрос