Мир, где мы живём.
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 78»
.
Виноградова Н.Н.
учитель начальных классов.
3 класс.
Северск
2010
Пояснительная записка.
В последнее время интерес к экологическому воспитанию резко возрос. Человек - часть природы: он не может жить вне её, не может нарушить законы, которые существуют в окружающем мире. Только живя в полном согласии с природой, мы сможем лучше понимать ее тайны, сохранить жизнь на Земле.
Приступая к работе по экологическому воспитанию учащихся начальной школы, была поставлена главная цель: формирование экологической культуры школьников во внеклассной работе. Для достижения этой цели необходимо было решить следующие задачи: использовать основы экологических знаний учащихся для выработки правильного отношения к окружающему миру; содействовать тому, чтобы знания несли эмоционально-действенный характер и практической готовности созидать, охранять всё живое. Актуальность экологического воспитания диктует сама жизнь. Воспитательным аспектом в формировании экологической культуры является развитие гуманного отношения к природе, способность воспринимать и чувствовать ее красоту, умение бережно относиться ко всем природным компонентам.
Мероприятие адресовано школьникам 3-х классов, так как этот возраст наиболее оптимальный этап в развитии экологической культуры личности.
Данное мероприятие формирует у детей ответственное отношение к природе. В результате дети приобретут определенные экологические знания и умения, научатся проявлять эмоциональную отзывчивость к окружающему миру.
Слайд 1
«МИР, ГДЕ МЫ ЖИВЁМ»
внеклассное занятие в 3 классе.
Виноградова Нина Николаевна, учитель начальных классов.
МОУ «СОШ № 87»
г. Северск, Томской области
Цель: формирование основ экологической культуры.
Задачи:
-
формировать у учащихся убеждение о личной ответственности каждого человека за состояние природной среды;
-
развивать логическое мышление, память, воображение, речь;
-
учить культуре поведения в природе на основе знаний о взаимосвязях в ней и соответствующей оценке возможных последствий своих поступков.
Слайд 2
ХОД ЗАНЯТИЯ.
Ведущий. Родина, родная природа, Земля!
Чем же привлекает человека Земля?!
1-ый ученик. Возле речки в тумане
Чуть звенят тополя –
Может ими и манит
Человека земля?
2-ой ученик. Иль берёзкой кудрявой,
Нескупой на слова?
Или явором?
Явор – всем лесам голова.
3-ий ученик. Иль плясуньей – калиной,
Что серёжкой трясёт?
Или первой травинкой,
Пробивающей лёд?
1-ый ученик. Что же, Земля привлекает
Или этим, иль тем.
В суть вопроса вникая,
Я так думаю – всем!
2-ой ученик. И рябины кустами,
И лужком заливным,
И грибными дождями,
И дождём не грибным.
3-ий ученик. Первой звонкой капелью
И росой на устах,
Соловьиною трелью
В соловьиных кустах.
4-ый ученик. И родными листами,
Где ты жил, где ты был,
И цветами, цветами –
Чуть о них не забыл!
1-ый ученик. Манят волею реки
И раздольем поля.
Не обманет вовеки
Человека земля!
Ведущий: Какой удивительный и прекрасный мир нас окружает – леса,
поля, реки, небо, животные. Всё это природа! Она щедра и бескорыстна!
(На фоне тихой музыки.)
Ученик. Есть просто храм,
Есть храм науки.
А есть ещё природы храм –
С лесами, тянущими руки
Навстречу солнцу и ветрам.
Он свят в любое время суток,
Открыт для нас в жару и стынь.
Входи сюда, будь сердцем чуток,
Не оскверняй её святынь.
Ученица. Услышу ль сосен шум в полдневный час,
Журчанье струй средь камушков у брода, -
О, люди, мыслю я, у всех у нас
Есть Мать одна,
По имени Природа!
У ней для всех хватает доброты
И мы живём, запечатлев навеки
В душе
Её прекрасные черты –
Поля, луга, леса, моря и реки.
Слайд 3
Ведущий: Ребята, то, что вы видите – газета, хотя здесь ничего не написано. Она называется « Мир, где мы живём». Каждый круг газеты – её страничка. Посмотрите в центр круга. Видите, какой грустный человечек. А грустит он оттого, что наша планета загрязнена. Поговорим вначале о голубом поле. Но сначала отгадайте загадку.
Слайд 4
Загадка.
Чего ни в комнате, ни на улице, не увидишь?
(Воздух.)
Ведущий.Мы живём в воздушном океане, который называется атмосферой. Мы привыкли воздушный океан называть небом. Всё живое дышит воздухом. Если человек может прожить без пищи больше месяца, без воды –5дней, то без воздуха не более 3-х минут! Поэтому воздух должен быть чистым. Но не всегда он таким бывает. Знаете ли вы, что в воздухе содержатся микробы – очень маленькие невидимые глазу существа. Среди них есть такие, которые вызывают болезни, например грипп. Когда в комнате много людей, а окна закрыты, микробов может накопиться очень много. На все предметы из воздуха оседает пыль и микробы в ней накапливаются. Но что это там за шум?
Сценка: выходят дети в костюмах «микробов».
1-ый ученик. Фу, как здесь чисто свежо, противно даже, да и дети какие-то чистенькие и аккуратные. Толи дело, когда дети руки не моют, едят грязные овощи и фрукты, не проветривают комнаты. Вот уже где нам раздолье!!!
2-ой ученик: А я люблю, когда дымят трубы заводов и фабрик, когда от выхлопных газов машин в городе дышать нечем.
1-ый ученик: Мне здесь что-то не нравится.
2-ой ученик: И мне тоже. Давай-ка повсюду оставим наших друзей – микробов. (Мусорят и уходят.)
Ведущий: Посмотрите, что натворили здесь микробы. Давайте очистим помещение, чтобы нам легче было дышать. Я приглашаю по одному человеку от каждого класса. Проведём игру – соревнование « Кто быстрее очистит помещение от микробов».
( По одной карточке относят на заранее приготовленные места. Победитель определяется по наибольшему количеству собранных карточек.)
Ведущий: Ребята, а как в повседневной жизни сделать, чтобы микробов было меньше?
Слайд 5
ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ:
-
проветривать помещение;
-
вытирать пыль влажной тряпкой;
-
разводить комнатные растения, т.к. они хорошо
очищают и освежают воздух.
Ведущий: Проветрили комнату, вытерли пыль влажной тряпкой, убрали микробов и поле стало чистым, голубым. (Убираются аппликации микробов.)
Слайд 6
Ведущий: Вот одно поле стало чистым, мы пойдём дальше.
Слайд 7
Ведущий. Чтобы лился дождик с неба,
Чтоб росли колосья хлеба,
Чтобы плыли корабли –
Жить нельзя нам без… (воды).
Ведущий.Эта страничка о воде. Где больше всего воды на Земле?( В океане.) А ещё? ( В морях, реках, ручьях). Снег – это вода и облака – это вода. Чтобы напиться и умыться, нужна пресная вода, и она должна быть чистой. Для растений и животных тоже не всякая вода годится. К сожалению, бывает и так.
Послушайте.
Ученица. Речушка вдоль околицы текла,
Негромкая…
Но мы любили дети,
Её – она ведь первою была
Для нас и, значит,
Лучшею на свете.
Сейчас в ней всякий хлам,
И ржавь, и слизь
Зелёная, и хвощ болотный вылез…
Как будто люди целью задались
Убить её -
И своего добились.
( С. Викулов.)
Ведущий. Пресной воды на нашей планете не так уж много, её надо беречь.
(Выходят ученики с предупредительными знаками.)
Слайды 8
1 ученик: Расходуйте воду экономно, не оставляйте краны открытыми.
2 ученик: Берегите воду от загрязнения.
3 ученик: Не выбрасывайте в реки и озёра мусор, не мойте в них машины.
4 ученик: Заводам и фабрикам необходимо ставить очистные сооружения, чтобы не сливать грязную воду в реки.
Слайд 9
Ведущий: Вот мы и убрали все грязные пятна! переходим к следующей страничке.
Слайд 10 Загадка.
Есть у ребят зелёный друг,
Весёлый друг, хороший,
Он им протянет сотни рук
И тысячи ладошек. (Лес.)
Песня «Наш край» (сл. Пришельц А., муз. Кабалевский Д.)
(Звучит 1-ый куплет.)
1 ученик: Трудно представить себе Землю без лесов. Лес – чудесное творение природы. Он прекрасен во все времена года.
2 ученик: Люди не могут обойтись без леса. Без него уже давно прекратилась бы жизнь на Земле. Ведь листья деревьев, травы поглощают углекислый газ, который мы выдыхаем и выделяют кислород, которым мы дышим.
Все: Лес – это лёгкие планеты!
3 ученик: Лес помогает сохранить в почве влагу, без него пересохли бы
реки и озёра, не давали бы урожая поля и сады.
Ведущий: Многие поэты и писатели посвящают свои произведения
природе. Послушаем о чём, пишет поэт Сергей Викулов.
1 ученик: Услышу ль сосен шум в полдневный час,
Журчанье струй
средь камушек у брода, -
О, люди, мыслю я,
у всех у нас
Есть Мать одна
по имени Природа!
У ней для всех хватает доброты.
И мы живём, запечатлев навеки
В душе
её прекрасные черты –
Поля, луга, леса, моря и реки.
2 ученик. Три клада у природы есть:
Вода,
Земля и воздух –
Три её основы.
Какая бы ни грянула беда –
Всё возродится снова.
3 ученик. Но, если…
Впрочем, в наш жестокий век
Понятно всем,
Что это «если» значит?
О, Человек!
Природа – мать ни рек
И ни морей от глаз твоих
не прячет.
Ни росных трав,
ни голубых озёр…
Цени её доверие, Природы!
Не обмани его!
И в тёмный лес
Входи,
как в храм под мраморные своды.
(Викулов С.)
Ведущий. Особой любовью у русского народа пользуется берёзка. Я прелагаю вам посмотреть хоровод «Берёзка» в исполнении девочек.
1 ученик. Жить в зелёном мире этом
Хорошо зимой и летом.
Жизнь летает мотыльком,
Шустрым бегает зверьком,
В облаках кружится птицей,
Скачет по ветвям куницей.
Жизнь прекрасна, жизнь вокруг.
Человек природе – друг!
Ведущий: Только всегда ли человек относится к природе как к другу? Страшен для леса пожар. Случайно брошенная спичка, незаметный костёр и всё живое гибнет в огне.
Ученица. Пожар отклокотал и умер.
И умер лес, отзеленел…
Трагедию исчислил в сумме
Один хозяйственный отдел.
Медведь ушёл, удрали зайцы,
Хватили горя комары.
В жилищах птиц сварились яйца
От неестественной жары.
Стоял, как братская могила,
Безрукий, безволосый лес!
Что ни пихта – иссякла сила,
И что ни лиственница – крест!
Ведущий: Да, после некоторых любителей природы, остаётся страшная картина. Посмотрите на это поле, на нём чёрные круги и квадраты, под каждым из них растения или животные, которых осталось мало. Мы сможем убрать круги и квадраты, если научимся правильно вести в природе.
(Выходят дети с предупреждающими знаками)
Слайд 11
1 ученик: Не рвите цветы, не собирайте большие букеты. Красивыми растениями надо любоваться в природе, а не губить их.
2 ученик: Не ломайте деревья!
3 ученик: Не разводите в лесу костры!
4 ученик: Не разоряйте птичьих гнёзд!
5 ученик: Не трогайте и не обижайте никого!
(Ведущий убирает с поля чёрные круги и квадраты.)
Ведущий: Я приглашаю вас на игру «Знатоки природы»
-
Древесина, какого дерева используется в кораблестроении?
-
Дуб.
-
Сосна.
-
Лиственница.
-
Среди первоцветов есть лишнее растение, назовите его.
-
Медуница.
-
Василёк.
-
Мать-и-мачеха.
-
Листья, какого растения можно использовать вместо йода и ваты?
-
Лопух.
-
Лишайник.
-
Мох-сфагнум.
-
Листья какого растения облегчат боль, если ты натёр ногу в пути?
-
Тысячелистник.
-
Зверобой.
-
Подорожник.
-
Какие животные сооружают на реках плотины?
-
Ондатры.
-
Бобры.
-
Нутрии.
-
Какие птицы роют норы для гнезда?
-
Стрижи.
-
Чайки.
-
Ласточки.
-
Все эти птицы перелётные, есть ли среди них лишняя птица.
-
Журавли.
-
Грачи.
-
Синицы.
Ответы: (I – 2, II – 2, III – 3, IV – 3, V – 2, VI – 1, VII – 3).
Слайд 12
Ведущий: Какое чистое зелёное поле! Конечно, не обо всех растениях и животных нуждающихся в охране мы поговорили. Но, если мы будем знать правила поведения и выполнять, поможем всем. Посмотрите, совсем другой вид у нашего человечка. Он улыбается – ему хорошо.
(Ведущий убирает грустную маску, под ней улыбающееся лицо)
Ведущий: Человечку хорошо в чистом мире. Он здоров. Здоровье чело века – это тоже богатство природы и его надо беречь.
Слайд 13
Литература.
-
Алексеев В.А. 300 вопросов и ответов по экологии.-Ярославль: Академия развития, 1998.- 240с.:ил
-
Молодова Л.П. Игровые экологические занятия с детьми.-Мн.: Асар, 1996.- 128 с.:ил
-
Потапова Л.М. Детям о природе: Экология в играх для детей.- Ярославль: Академия развития, 2000.- 224с.:ил
-
Экология: школьный справочник/Сост.А.П.Ошмарин.- Ярославль: Академия развития, 1998.- 240с.: ил
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Вебинар «Возможности использования спичек в художественном творчестве дошкольников и младших школьников»
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Диагностическая работа в образовательной организации в соответствии с ФГОС. Диагностика эмоционально-личностных особенностей детей
- Вебинар «Творчество М. А. Шолохова: аккумуляция и ретрансляция культурного кода»
- Здоровьесбережение в образовательной организации в условиях внедрения ФГОС