Тип Членистоногие. Класс Насекомые. Отряд Бабочки
Цель: Выявить особенности животных отряда бабочки, отличающие их от насекомых других отрядов.
Задачи:
Образовательные
Развивающие
Воспитательные
Учитель биологии Шаруха Галина Николаевна
Урок по предмету: биология животные 7 класс
УМК В. В. Латюшин, В. А. Шапкин
Тема урока «Тип: Членистоногие. Класс: Насекомые.
Отряд: Бабочки».
Тип урока: изучение и первичное закрепление знаний.
Цель: Выявить особенности животных отряда бабочки, отличающие их от насекомых других отрядов.
Задачи:
Образовательные:
изучить основные особенности строения, жизнедеятельности и развития бабочек;
рассмотреть значение чешуекрылых в природе и жизни человека.
Развивающие:
продолжить развитие логического и образно-чуствительного мышления, творческих способностей учащихся.
Воспитательные: продолжить воспитание у школьников любви и бережного отношения к природе, потребности охраны животного мира.
Оборудование:
Таблицы: «Капустница», «Тутовый шелкопряд», «Отряд насекомых».
Плакаты и рисунки с изображением бабочек.
Карточки задания для групповой работы, карточки для ответов.
Выставка книг «Бабочки».
Коллекция «Вредители важнейших сельскохозяйственных культур».
Компьютер, проектор, экран.
Видеоролики: самые красивые бабочки планеты;
Удивительное превращение;
Ход урока.
-
Систематизация знаний учащихся.
Ответы учащихся на вопросы учителя:
1. Какой тип животных мы изучаем?
2. Почему тип Членистоногие получил такое название?
3. Какие классы объединяет тип Членистоногие?
4. Животных, какого класса мы с вами изучаем?
5. Назовите признак, который дал название данному классу.
Итак, подводим итоги сказанному: (чтение стихотворения):
У всех членистоногих, скажу без промедления,
Конечности имеют членистое строение,
На несколько отделов разделено их тело,
Отделы – из сегментов, такое, братцы, дело.
Скелет у них наружный – хитиновый покров,
Он защитить, способен от всяческих врагов.
Всё это характерные особенности многих животных,
Относящихся к типу членистоногие.
Жужжат, пищат, стрекочут, везде вокруг снуют,
Всё это насекомые, они и там и тут.
Отрядов очень много, нам все не перечесть,
Но всё-таки особенности основные есть:
У насекомых тело состоит из трёх отделов,
На голове два усика и сложные глаза,
Особенно большие имеет стрекоза.
А как же насекомые по свету расселились?
Да дело в том, что крылья у многих появились,
Они отходят от груди, внимательнее посмотри
Три пары ног ещё у них отходят от груди,
Так быстро бегают, к примеру, трудяги муравьи.
Вот что ещё хотел бы я сказать в заключение-
Дыхание – трахейное, развитие – с превращением.
-
Вводная часть.
Для каждого любителя природы бабочки – это праздник души. Богатство красок и полёт – то стремительный, то неторопливый – вот что замечают большинство из нас. Бабочки – это прекрасные творение живой природы, вершина её художественного мастерства, шедевр эволюции.
Малыш, начинающий делать первые шаги, и седой «юный натуралист» с одинаковым трепетом относятся к этим замечательным произведениям природы, интуитивно желая быть чище, добрее, совершеннее.
Вот и мы с вами сегодня на уроке познакомимся с этими удивительными созданиями, населяющими практически все уголки нашей планеты. Поэт А.Майков писал:
« Долина вся в цветах,
Над этими цветами –
Рой пестрых бабочек,
Цветов летучих рой!».
http://www.youtube.com/watch?v=YCNmbUQBqDU
Видеоролик: самые красивые бабочки планеты
Когда-то богиня цветов Флора решила сделать богу Зевсу подарок: она взяла чистоту раннего утра, свежесть горного ручья, хрустальный блеск утренней росы, красоту и благоухание всех земных растений и создала цветок, равного которому не было на всем белом свете. Бог Зевс, увидев такой великолепный подарок, не удержался и поцеловал нежные лепестки. И – о чудо! – цветок оторвался от стебля и полетел. Так, по древнегреческой легенде, появились бабочки. С этими животными мы и будем знакомиться на уроке.
На уроке мы постараемся выяснить: действительно ли бабочки произошли из цветов, оторвавшихся от растений; познакомимся с разнообразием бабочек; узнаем об особенностях этих животных, размножении, значении.
Тема урока: Бабочки, или Чешуекрылые.
Классификация бабочек:
Царство – животные.
Тип – Членистоногие.
Класс – насекомые
Отряд – Бабочки, или Чешуекрылые.
Исследователи насекомых насчитывают около 110 тыс. различных бабочек.
Наука, изучающая бабочек – лепидоптерология.
Размеры бабочек разнообразны. Самая большая бабочка на Земле – совка ночница, из Южной Америки! Размах её крыльев достигает 32 см. Самая маленькая бабочка – карликовый мотылёк. Размах её крыльев составляет только 22 мм.
Можно сказать , что величина гусеницы зависит от величины бабочки. Длина самых больших гусениц – 15 см.
Выясним характерные особенности животных отряда Бабочек, или Чешуекрылые.
Первый признак отряда: Их характерное отличие – крылья, покрытые плоскими чешуйками.
Две пары крыльев бабочки пронизаны, как у всех крылатых насекомых, сетью жилок. Жилки представляют собой хитиновые трубочки, придающие крылу необходимую прочность. Внутри жилок проходят трахеи и нервы.
Крылья покрыты слоем цветных чешуек, совокупность которых создаёт яркую окраску. Поэтому бабочек называют чешуекрылыми.
Если неосторожно коснуться пальцем крыла бабочки, то окраска побледнеет или вовсе исчезнет и в этом месте крыло станет прозрачным. Чешуйки, покрывающие крыло разноцветные с фигурными вырезами. На крыле они расположены в строгом порядке и рядами, причём каждый ряд чуть прикрывает нижний, как чешуя рыб (рис. 62 и 63 учебника).
Температура влияет на окраску бабочки (табл.IV из книги А.А.Яхонтова «Зоология для учителя» т.1).
У большинства видов дневных бабочек окраска имеет покровительственное значение. Благодаря такой окраске бабочки становятся малозаметными на лугу и на пестрых цветах. Яркая окраска бабочек может быть и предупреждающей, как бы говорящей врагам, что насекомое опасно или несъедобно, а также мимикрия, например бабочка стеклянница и шершень имеют сходство в окраске. Чешуйки отсутствуют лишь у очень немногих бабочек.
Второй признак отряда: Тело всех без исключений бабочек покрыто чешуйками.
Третий признак отряда: Ротовой аппарат.
У большинства чешуекрылых ротовой аппарат – хоботок. Он приспособлен для высасывания нектара из цветов, в покое свернут спиралью. Хоботок образован вытянутыми нижними челюстями.
Какой тип развития бабочек?
- развитие с полным превращением.
Какие стадии проходят насекомые с таким типом развития?
- 4 стадии. Это яйцо --- личинка --- куколка --- взрослое насекомое.
Как называется личинка бабочки?
- личинка бабочки называется гусеница.
Я вам сейчас прочитаю стихотворение Э.Успенского, а вы найдите ошибку, которую допустил автор данного стихотворения.
Этот странный дом без окон
У людей зовется кокон,
Свив на ветке этот дом,
Дремлет гусеница в нём,
Спит без просыпа всю зиму,
А зима промчалась мимо.
Март, апрель, капель, весна…
Просыпайся, Сонюшка,
Под весенним ярким солнышком!
Гусеницы не до сна
Стала бабочкой она!
Ответ учащихся. В коконе должна была находиться не гусеница, а куколка, так как у бабочки развитие происходит с полным превращением.
Одни бабочка зимуют в стадии яйца, другие – в стадии куколки, а третьи – во взрослом состоянии.
http://www.youtube.com/watch?v=qp5Pc3wav2Q
Видеоролик «Удивительное превращение» 5:24
У Л. Стекольникова есть стихотворение.
Скупое солнце улыбнулось,
И, земля белым - бела,
Уже крапивница проснулась
И вылетела из дупла.
Блестит над гривою бурьяна
Комочком рыжего огня.
Гляжу – и радостно, и странно
На сердце стало у меня.
Повсюду снег, тяжелый, плотный,
В ушах звенит от тишины,
А бабочка в простор холодный
Летит разведчицей весны …
Во взрослом состоянии зимуют: крапивница, лимонница, адмирал, дневной павлиний глаз.
Бабочки ещё интересны тем, что они способны совершать путешествия.
Сообщение учащихся.
Я расскажу о бабочках - путешественницах.
Давно люди замечали, что бабочки временами собираются большими стаями и улетают из страны. В одной средневековой летописи сообщается о том перелёте, который смертельно напугал жителей французского города Дижон. Не птицы, не азиатская саранча, а обыкновенные бабочки, миллионы бабочек летели над городом. Черной тучей они закрыли все небо, солнце померкло над головами людей.
В 1745 году на немецкую деревню Харра опустилась такая огромная стая бабочек – капустниц, что жителям показалось, будто среди жаркого лета внезапно разбушевалась снежная метель.
Массовые перелёты бабочек наблюдались и в другие годы. На морских побережьях находили многокилометровые белоснежные поля из полуживых капустниц. Они перелетали через море против ветра и, как только достигали берега, в изнеможении падали на прибрежный песок.
Как же можно изучать перелёты бабочек? Чтобы пометить птицу, ей надевают на лапку металлическое кольцо. Кольцевание птиц помогло учёным выяснить много вопросов, связанных с перелётами. Но на бабочку кольцо не наденешь, даже самоё маленькое и легкое. Поэтому учёные помечают её особой безвредной и стойкой краской – наносят кисточкой несколько полосок снизу на крыло. В Германии всех бабочек помечают зелёными красками, в Швейцарии – красными, в Австрии – жёлтыми.
Таким образом узнали, что при перелётах бабочки строго придерживаются избранного направления и не отклоняются далеко в сторону. Если на их пути попадаются высокие горы, то бабочки предпочитают перелетать их, а не огибать. Однажды наблюдали стаю бабочек на высоте – 2 000 м. над землей! Скорость их полёта хорошо изучена на капустнице. В безветренную погоду и против ветра силой до четырёх баллов капустница летит со скоростью от двух до четырёх метров в секунду. Это значит, что в час бабочка пролетает 36 километров!
Известны и другие бабочки путешественницы: репейник, совка – гамма, луговая желтушка, адмирал, вьюнковый бражник. (Т.И.Жукова «Часы занимательной биологии» стр. 60-61).
Тем, кто хочет узнать побольше о перелётах бабочек, надо прочитать книгу М.Акимушкина «Куда? И как?» («Мысль»,1965 г.), «Миграция животных» Дж.Клаудсли.Томпсон стр. 70-74, «Тайны живой природы» стр. 120-121.
Видеоролик
http://www.youtube.com/watch?v=v6HhwTna014
«Миллионы бабочек заполнили небо Индии» (1:13)
А теперь поговорим о значении бабочек. Для этого вы будете должны выполнить задания, выполнив задания, мы познакомимся с некоторым значением бабочек.
Задание для первой группы:
«Собрать народные приметы»
Соедините предлагаемые ниже начало и конец фраз так, чтобы можно было
прочитать пять народных примет. Сделайте вывод.
1. Ночные бабочки в дом влетают…
2. Бабочка крапивница в ясную погоду стремится укрыться в защищенном месте…
3. Аполлон летит и нектар собирает…
4. Ночные бабочки в дождь летают …
5. Гусеницы соснового шелкопряда не выходят из гнезда …
А)… быть буре
Б)… сильный ветер предвещают.
В)… быть солнечной погоде
Г) … быть грозе.
Д) … тепло предвещают.
Правильные ответы: 1-Б, 2-Г, 3-В, 4-Д, 5-А.
Вывод: по поведению бабочек можно предсказывать погоду.
Задание для второй группы:
«Установите соответствие»
Поместите бабочку рядом с её гусеницей. Сделайте вывод.
1.Гусеница, поедающая мех.
2.Гусеница, поедающая листья капусты.
3.Гусеница, поедающая хвою.
4.Гусеница, поедающая мякоть яблок.
5.Гусеница, поедающая всходы озимых.
6.Гусеница, поедающая семена пшеницы.
А) …зерновая совка;
Б) …шелкопряд – монашенка;
В) …шубная моль;
Г) …яблонная плодожорка;
Д) … озимая совка;
Е) … капустная белянка.
Правильные ответы: 1-В, 2-Е, 3-Б, 4-Г, 5-Д, 6-А.
Вывод: гусеницы многих бабочек наносят серьёзный ущерб хозяйственной деятельности человека.
Задание для третьей группы.
«Составьте стихотворение»
Из разных строчек (они записаны ниже) составьте стихотворение, чтобы строчки подходили друг к другу по смыслу и рифмовались. Прочитайте данное стихотворение.
(строчки переставлены в пределах четверостишия).
Пищей они служат птицам и зверькам,
Ящерицам, земноводным, даже паукам.
Для чего в природе бабочки нужны?
Мы сейчас об этом вам сказать должны.
Чтоб потом образовались из цветов плоды,
Также могут бабочки опылять цветы,
Шелковые нити поставляет шелкопряд.
А для человечества много лет подряд.
В них любовь и сказки, счастье и мечта.
Бабочки – природы нашей красота,
Пусть живут и радуют бабочки наш взор,
Пусть наполниться их светом весь земной простор.
А теперь ответим на вопрос: что можно сказать о сходстве бабочек и цветов?
Ответ учащихся: И бабочки и цветы являются украшением нашей природы.
А сейчас Вам 3 минуты для ответа на тесты.
Ответы вносите в таблицу ответов.
Номер вопроса |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
Буква правильного ответа |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Тест – опросник
На каждый вопрос найдите правильный ответ. Запишите его буквенное обозначение (А.Б.В и тд.) в таблицу.
1.Какой характерный признак отличает большинство животных от растений?
А. Наличие размножения
Б. Ограниченный рост.
В. Способность к фотосинтезу.
2.Какой общий признак характеризует тип Членистоногие?
А. Членистые конечности.
Б. Мешковидно тело.
В. Две пары усиков.
3. У большинства насекомых:
А. Три пары ног.
Б. Четыре пары ног.
В. Пять и более пар ног.
4. К насекомым относится:
А. Тарантул.
Б. Беззубка.
В. Комар.
5. Характерный признак отряда Бабочки:
А. Передние крылья превращены в твердые надкрылья
Б. Крылья покрыты чешуйками.
В. Задние крылья превращены в жужжальца.
6. Как расположены чешуйки на крыльях бабочки?
А. Отдельными скоплениями.
Б. Черепицеобразно налегают друг на друга.
В. Беспорядочно.
7. Суперособенность, характерная для всех бабочек без исключения:
А. Шесть ног.
Б. Крылья покрыты чешуйками.
В. Тело покрыто чешуйками.
8. Подражательное сходство бабочки стеклянницы и шершня называется:
А. Мимикрия.
Б. Покровительственная окраска.
В. Меняющаяся окраска.
9. На какой стадии развития бабочка питается листьями растений?
А. На стадии гусеницы.
Б. На стадии куколки.
В. Во взрослом состоянии.
10. В чём, по вашему мнению, заключается сходство бабочек с цветами?
А. Бабочки и цветы имеют одинаковое строение.
Б. Бабочки и цветы являются украшением нашей природы.
В. Бабочки и цветы одинаково размножаются.
Задание на дом: параграф 18, отряд Бабочки.
Выполнять задания (по выбору): составить ребус; кроссворд; приготовить презентацию; составить мультфильм «Развитие бабочки».
- Международный вебинар «Рисование ватными палочками как нетрадиционная техника рисования и метод коррекции психических состояний дошкольников»
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Вебинар «Детская агрессия: нейроигровые приемы обучению саморегуляции, способам выражения гнева в приемлемой форме, формирование позитивных качеств личности»
- Международный вебинар «Требования охранительного педагогического режима к коррекционно-образовательному процессу для обучающихся с НОДА»
- Вебинар «Использование функционала GOOGLE для создания персонального сайта педагога»
- Современные тенденции развития шахматного образования в РФ. Научные идеи и концепции обучения шахматной игре