Тема мероприятия: « Мы гадали, колядовали, праздник вместе отмечали.»
Форма: групповая.
Цель: поддерживать интерес детей к истокам русской национальной культуре, продолжать знакомить детей с обрядовыми праздниками.
Задачи:
Коррекционно-обучающая:
-расширять знания детей о русско-народных праздниках и обычаях.
Коррекционно -развивающая:
-развивать познавательный кругозор детей, активизировать словарный запас.
Коррекционно -воспитательная:
-воспитывать любовь к Родине, к её культуре эстетическими чувствами.
Владимирской области.
ГК СОУ «Специальная (коррекционная) школа – интернат VIII вида г. Ковров»
Тема мероприятия:
« Мы гадали, колядовали, праздник вместе отмечали.»
Внеклассное мероприятие предназначено для учащихся начального звена коррекционной школы.
3 класс
Автор - составитель: Киреева Оксана Геннадьевна
Воспитатель: первой категории.
Мероприятие: нетрадиционное содержит разнообразные виды деятельности: костюмированные выступления детей, подвижные игры,хороводные,загадки,прибаутки. Продолжительность 20-25 минут.
Тип материала: мероприятие.
Форма: групповая.
Пояснительная записка.
Коляда (с лат.) - первый день месяца. Коляда́ — традиционный праздник языческого происхождения у славянских народов, связанный с зимним солнцестоянием, позднее приуроченный к Рождеству, также назывались и все святки от Рождества до Крещения
Главной частью колядования было хождение молодёжи со звездой по домам и прославление божества (в древности Коляды, а затем Христа). Колядование начиналось перед рождеством и заканчивалось под Новый год. Оно включало в себя пение песен (колядок), основной темой которых была тема поисков Коляды. При колядовании участники обряда обходили дома крестьян в определенном порядке, называя себя «непростыми гостями», приносящими хозяину дома радостную весть о том, что родился Иисус Христос. Неотъемлемыми атрибутами праздника являлись переодевания (ряженье с использованием шкур, масок и рогов), колядование, колядные песни, одаривание колядовщиков, молодёжные игры, гадания.
После их исполнения они просили у хозяев вознаграждения. В редких случаях, когда те отказывались слушать колядовщиков, их порицали за жадность. В целом к приходу колядовщиков относились очень серьезно, с удовольствием принимали все величания и пожелания, старались их, по возможности, щедро одарить.
Сценарий мероприятия: «Мы гадали, колядовали, праздник вместе отмечали.»
Цель: поддерживать интерес детей к истокам русской национальной культуре, продолжать знакомить детей с обрядовыми праздниками.
Задачи:
Коррекционно-обучающая:
-расширять знания детей о русско-народных праздниках и обычаях.
Коррекционно -развивающая:
-развивать познавательный кругозор детей, активизировать словарный запас.
Коррекционно -воспитательная:
-воспитывать любовь к Родине, к её культуре эстетическими чувствами.
Оборудование:
-
Класс оформлен под русско-народную избу.
-
Стол со скатертью.
-
Свечи,сарафаны,косоворотки,шумовые инсрументы,бусы,колечки.
-
Звезда Вифлеемская.
-
Рисунки детские о зиме.
Ход занятия.
Звучит русская-народная музыка.
Входит Хозяйка в сарафане, (воспитатель в роли Хозяйки)
-Здравствуйте гости званые, гости желанные.
Добро пожаловать к нам на наши посиделки.
Наступили долгие зимние дни с разными забавами, играми.
1. ребенок: Зима - трех месяцев владыка.
2. ребенок: Декабрь начинает стужу, холодную зиму.
3. ребенок: Все ниже ходит солнце, все короче дни.
4. ребенок: Славится зима гуляньями и забавами. И веселыми и светлыми зимними праздниками.
Хозяйка: -А Какими праздниками славится зима? (ответы детей)
Рассказ хозяйки о Святочных праздниках:
«Давным-давно старые люди бабушки и дедушки называли эти праздники – Святками.
Длятся они две недели. Святки - это от слова «святой». В этот праздник славили, хвалили, прославляли Христа, Новый год, будущий урожай.
Святочные обряды в древности представляли собой заклинания на весь год и гадания о будущем. Отличительной чертой святок были обряды, гадания, приметы.
В святочный период проходил Коляда,. В ночь на Коляду жгли костры, вокруг плясали, с приговорками с гор скатывали горящее колесо. Молодежь, разодетая в новые рубахи,
чтобы избежать неурожая, собравшись в избе, плясала, слушала сказки, перекидывалась загадками, а главное - рядилась.. По домам в вечернее время и по ночам ходили ряженные - колядующие, специально для того, чтобы получить от хозяев угощенья. Считалось, что достаток семьи в будущем году напрямую зависел от степени одарения колядующих.
Колядки – это песни, в которых славили хозяев, желали им богатства, хорошего урожая, благополучия.
Девочка поёт колядку:
«Пришла Коляда
Накануне Рождества»
«Наделил бы вас Господь
И житьем и бытием и богатством
И создай вам, господи
Еще лучше того!»
Хозяйка: колядки исполнялись молодыми людьми, которые несли на шесте восьмиконечную звезду.
- Как эта звезда называется? (ответы детей)
Добрые хозяева одаривали колядовщиков пирогами, конфетами. А если хозяева жадничали, то колядовщики пели озорные песенки с шуточными угрозами:
«Тешен – потешен
Хозяин повешен»
Обычно все дары хозяйские колядовщики собирали в один большой мешок, а потом устраивали коллективные застолья, праздничества или просто все делили поровну.
Сценка «Встреча с гостями.»
Хозяюшка : -Слышите и к нам идут ряженые, давайте встретим их. (входят ряженые одетые в сарафаны,рубахи-косоворотки,шумовые инструменты в руке, поют шуточные колядки)
1 ребенок:
Не дашь пирога
Мы корову за рога
Не дашь блинка –
Мы хозяев в пинка!
Подавайте, не ломайте
Всем ребятам раздавайте
2 ребенок:
Сто бы вам коров
Полтораста быков
По ведру бы вам доили
Все сметаною!
3 ребенок:
Дайте блин да кишку,
Да свиную ножку
Всем понемножку
4 ребенок:
Будете нас дарить –
Будем вас хвалить
А не будете дарить
Будем вас корить!
Хозяюшка: - Не надо нас корить мы вас будем дарить ,располагайтесь гости дорогие. -И начинались посиделки с веселыми шутками, прибаутками.
Игра-прибаутка: «Правда, Ли это?»
По поднебесью, братцы, медведь летал
Медведь летал, хвостом вилял.
Свинья на ели гнездо свила.
Гнездо свила, деток вывела,
Милых деточек - поросяточек.
Поросяточки по сучкам сидят,
По сучкам висят, полетать хотят. (Ответы детей)
Хозяйка: - Давайте играть, веселиться, плясать.
Проводится игра.«Колечко, колечко ,выйди на крылечко.»
(Игроки садятся в ряд и складывают перед собой ладони лодочкой. Водящий зажимает в ладонях какой-нибудь мелкий предмет, обычно монетку или колечко. Затем обходит всех игроков по очереди, вкладывая каждому в "лодочку" свои сложенные "лодочкой" руки и приговаривая:
Я ношу-ношу колечко, и кому-то подарю и незаметно вкладывает этот предмет в ладони одного из игроков. Затем произносит: Колечко-колечко, выйди на крылечко!
- и «отмеченный» игрок должен вскочить с лавочки и выбежать. При этом задача остальных игроков - удержать убегающего в своих рядах, поэтому "избранный" старается не показывать, что именно ему достался заветный предмет.)
Хозяюшка: - В крещенские дни, чтобы узнать свою судьбу, узнать какой будет следующий год, люди гадали, девушки гадали, на своих суженых – ряженых.
«Обряд гадания» (выход девочек.)
Гадавшие (а это, как правило, были девушки) собирали в одну чашу (блюдо) украшения, накрывали чашу платком и под пение подблюдных песен вынимали наугад украшение из чаши. Чьё было украшение — той в песне и была предсказана судьба. При первом исполнении содержание этих песен может показаться странным: в них поётся о курочке, о воробье, о золоте. То, о чём поётся, не называется прямо.
Проводится русско- народная хороводная игра;
Игра «Дударь, дударь, дударище …»
Ребята ходят по кругу, взявшись за руки и поют песенку. В центре хоровода стоит «дударь». Пропев песенку хором, спрашивают у «дударя»: «Дударь, дударь, что болит?» «Дударь» отвечает : «Голова» (спина, брови, уши, и т.д.). И все ребята, находящиеся в хороводе, одновременно правыми руками берут рядом стоящего соседа за названное «больное место». Песенка для «Дударя» поётся 2-3 раза и когда, в очередной раз у «Дударя» спрашивают : «Что болит?», он отвечает: «Здоров!». Выбирает из крута на своё место другого и игра продолжается.
Хозяюшка (загадывает загадки)
Спереди пятачок,
Сзади крючок,
Посередине спинка,
На спинке — щетинка.
(поросенок).
Не всадник, а со шпорами,
Не сторож, а всех будит.
( петух).
По синему озеру плывут гуси с гусятами. (облака)
Домик деревянный, В домике - водица. (колодец)
Плачет, плачет рёвушка,
Бедная головушка.
Плачет летом и весной,
А осеннею порой
Так рыдает, так рыдает,
Что почти не высыхает! (дождь)
Белая овечка,
Золочёны рожки.
Днём ей не пасётся,
По ночам не спится! (месяц)
Чудной Сашка –
Зелёная рубашка:
Летом оделся,
К зиме разделся! (дерево)
Хозяюшка; -Вижу все устали, так давайте поиграем.
Проводится игра «Зима-зимушка, зима.»
(Дети повторяют движения за ведущей. Сначала всё идёт в медленном темпе, потом ускоряется: )
Хозяюшка: Вот и повеселились, а чтобы конфетки получить надо хозяйку поблагодарить.
Дети прославляют хозяев.
1 ребенок:
У доброго мужика
Уродись рожь густа
Колоском хороша
А соломкой-то пуста!
2 ребенок:
С Новым годом всех поздравляем
Двор хозяйский житом осыпаем
3 ребенок:
Чтобы курочки водились
Чтобы свинки поросились
4 ребенок:
Чтоб коровушки телились
А кобылки жеребились!
5 ребенок:
Чтобы счастье и веселье
Было в доме круглый год
Хозяюшка: -Друзья! Вот мы и вспомнили наши с вами традиции, наши с вами обычаи. Такими были на Руси святки - с ряженьем, гаданием, праздничным гулянием. Будьте же здоровы и счастливы, дорогие друзья! Дай вам Бог всего самого светлого и прекрасного!
Список литературы:
-
Князева О.Л. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа. Учебно-методическое пособие. – 2-е издание. СПб. Детство-Пресс, 1998 г.
-
Музыкальный руководитель № 6, 2005 г. Приложение 7.
-
Русский народный календарь / О.В. Третьякова. М. Метафора.-2006 г.
-
Михайлова М.А. А у наших у ворот развеселый хоровод. Народные праздники, игры развлечения. Ярославль: Академия развития, 2001 г.
- Вебинар «Современные методики и технологии коррекционно-образовательной работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья»
- Вебинар «GOOGLE-формы как практический инструментарий в повседневной деятельности педагога»
- Вебинар «Youtube-канал как неотделимый компонент GOOGLE-аккаунта»
- Вебинар «Рисование кулачком как нетрадиционная техника изодеятельности в работе с детьми дошкольного и младшего школьного возраста»
- Вебинар «Тест Векслера как методика исследования интеллектуальной сферы у детей и взрослых: описание и особенности применения в психолого-педагогической деятельности»
- Вебинар «Музыкальная сказка как средство развития творческих способностей дошкольников»