Урок русского языка. Имя прилагательное.
Тема: Имя прилагательное.
Цель: познакомить учащихся с новой частью речи и ролью её в русском языке.
Тип урока. Изучение нового материала. Продолжительность урока 40 минут.
Презентация предназначена для использования на уроке русского языка по теме: «Имя прилагательное» в программе для создания презентации Power Point. Позволяет рационально использовать информационные технологии на каждом этапе урока. Использование презентации на уроке делает урок более привлекательным для учителя и для учащихся.
Презентация содержит 23 слайда.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №5»
Урок русского языка.
Имя прилагательное.
2 класс, УМК "Перспектива"
(Учебник русского языка Л.Ф. Климановой)
Продолжительность урока 40 минут.
Выполнила:
учитель начальных классов
высшей категории
Халиулина Ирина Петровна
г. Чернушка, Пермский край - 2014
Урок русского языка.
Тема: Имя прилагательное.
Цель: познакомить учащихся с новой частью речи и ролью её в русском языке.
Задачи:
1. Создание условий для формирования исследовательской деятельности учащихся через включение их в учебное исследование; формировать умения определять имена прилагательные и отличать от других частей речи; совершенствовать умения анализировать результаты исследования, делать вывод; стимулировать интерес к самостоятельному поиску ответов на вопросы;
2. Развивать самоконтроль, мышление, речь;
3. Воспитывать уважительное отношение друг к другу.
Тип урока. Изучение нового материала.
1. Самоопределение к деятельности. Орг. момент:
- Порядок на столе, порядок в голове. Посмотрели друг на друга, улыбнулись друг другу. С улыбкой и хорошим настроением отправляемся в путь в страну знаний.
-Вспомним правила поведения: На уроке я сижу,
Не стучу и не кричу,
Руку тихо поднимаю,
Меня спросят – отвечаю.
- Работать будем под девизом: "ВПЕРЁД, К НОВЫМ ОТКРЫТИЯМ!"
2. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.
а) Словарная работа..
Отгадайте ребус:
ЯБ
-
Найдем это слово на странице 100 в рубрике "Твой словарик"
-
Давайте хором произнесем это слово с ударением.
-
Какие орфограммы в этом слове?( Непроверяемые безударные гласные, их нужно запомнить)
-
Как запомним эти буквы? (Похожи на яблоки) яблк
Давайте произнесем это слово так, как оно пишется:
-
хором; шепотом;
Запишите это слово, выделяя цветом орфограммы.
Выполните краткий фонетический разбор: ТРАНСКРИПЦИЯ (1 уч-ся у доски)
- Что такое яблоко? ( плод яблони)
-Где можно узнать точное значение этого слова? (в толковом словаре)
- Послушаем сообщение одноклассника !
В толковом словаре Ожегова сказано: яблоко- это плод яблони. Первоначально яблоком называли плод любого дерева и кустарника (исключая ягоды).
Я узнал еще несколько значений этого слова:
1. Глазное яблоко
2. Адамово яблоко – плоды дерева маклюра (китайский апельсин)
3. В народе говорят "конь в яблоках" – конь с тёмными круглыми пятнами на шерсти.
4. «Яблочко» - так называют танец моряков.
5. Яблочко – центр мишени.
Про яблоко сложено много загадок, стихов пословиц и поговорок.
- Сейчас, я приглашаю вас, ребята, в яблоневый сад.
Прочитайте предложения! ( на доске карточки)
Зацвела молодая яблоня.
Созрели румяные яблоки.
Дети
пьют яблочный сок.
К
доске выходят ребята первого ряда.
- Девочки и возьмут слова, которые обозначают имена существительные. Что вы знаете о именах существительных?
- Мальчики возьмут слова, которые являются глаголами. Что нам известно об этой части речи?
Если возникло затруднение на экране алгоритм!!!
- Какие слова остались?
- К какой части речи они относятся?
- Определите тему нашего урока (Имена прилагательные)
3. Постановка учебной задачи.
Заполнение таблицы: знаю, хочу узнать
-
Вопрос
Начало урока
Конец урока
1. Что такое имя прилагательное ?
2. Что обозначают им. прилагательные ?
3. На какие вопросы отвечают?
4. С какой частью речи связаны?
5. Для чего нужны в речи?
6. Как обозначаются?
Знаю + Не знаю - Хочу узнать !
- Что вы знаете об имени прилагательном?
- Что хотите узнать? Поставим учебные задачи:
Узнать:
1. Что такое имя прилагательное?
2. На какие вопросы отвечает?
3. Что обозначает?
4. Какую роль выполняет?
5. С какой частью речи связаны?
6. Как обозначаются?
4. Построение проекта выхода из затруднения.
а) На какие вопросы отвечает?
учебник стр. 99, упр№137
- Прочитай отрывок из сказки. Вспомни её название. Какие слова помогают нам представить избушку зайца и лисы?
-На какой вопрос они отвечают?
-Выясним какие ещё вопросы имеют им. прил?
Тетрадь на печатной основе С.43 упр.№171.
У лисы зубки острые, рыльце тонкое, хвостик пушистый, шубка тёпленькая.
-Найдите им. прил. и задайте к ним вопрос от им. сущ.
- Выпишите только им. прилагательные.
-
Заполнение кластера
- С какой частью речи связаны им прил?
( они прилагаются к им. сущ, поэтому их так и назвали)
-Подчеркните им. прилагательные? (волнистой линией)
-запись слов, Назовите прилагательное с изученной орфограммой.
- картинка хвост лисы
-Кому принадлежит этот хвост? Задайте вопрос! (ЧЕЙ?)
- Прочитаем по кластеру ещё раз вопросы.
5. Физкультминутка
б) Что обозначает?
Тетрадь на печатной основе С. 43 упр. 173
-К какой части речи относятся слова- отгадки? Докажите!
А слова загадки?
- Что обозначают ?
- самопроверка по эталону, самооценка + или -
По каким признакам вы догадались?( Заполнение кластера)
игра "Молчанка"
- Признаков очень много вот лишь некоторые из них:....
форма |
размер |
цвет |
свойство |
вкус |
вес |
запах |
температура |
звук |
Учитель показывает слова из упражнения, дети определяют признак.
-Алый, желтый, зеленый ---цвет.
- Сахарный, кислый, сладкое -- вкус.
- Круглое, продолговатый - форма.
учебник стр. 100, упр№138
Работа в паре. Укажите с помощью им. прил. различные признаки предмета.
-
1ряд -1 столбик, 2-2,3-3.
в) Какую роль выполняют?
- Нужны ли нам имена прилагательные? Докажите!
Я предлагаю поработать в группе, подчеркнуть им. прилагательные.
-Назовите прил, кот показывают какая это часть речи-им. прил?
-Назовите им прил, кот. показывают какая становится речь благодаря им. прил?
Заполнение кластера
Я – часть речи интересная,
Широко в миру известная.
Опишу любой предмет –
В этом равных со мной нет.
Речь со мною выразительная,
И точная, и удивительная.
Чтоб красиво говорить,
Мною нужно дорожить!
г) Письмо по памяти.
- Велик и могуч русский язык, очень сложный и хранит много тайн.
С русским языком можно творить чудеса! К. Г. Паустовский
Я предлагаю записать это предложение по памяти.
Вспомним алгоритм.
Алгоритм (письмо по памяти)
1.Прочитай.
2.Найди в словах орфограммы и объясни их.
3.Прочитай орфографически.
4. Запиши, выделяя орфограммы цветом.
5. Проверь.
Запись , самооценка по эталону.
6. Рефлексия:
- Расскажите все, что мы узнали об им прил, с опорой на кластер.
Работа в паре:
-расскажите своему соседу.
--Диагностика:
Игра "Да, нет"если вы согласны с моим утверждением -ставите +, не согласны -
1) Им. прил. - это часть речи.
2) Им. прил. обозначают действия предметов.
3) ИМ. прил. отвечают на вопрос что? или кто?
4) Им. прил. делают нашу речь точной и выразительной.
5) ИМ. прил. связаны с им. сущ.
-взаимопроверка по эталону, оценка.
7. Подведение итогов:
Вернемся к нашим учебным задачам:
-Все ли задачи нам удалось решить
Заполнение таблицы: знаю, хочу узнать
- Кто поставил плюсы напротив всех вопросов?
- Какой из вопросов остался без ответа?
- На следующих уроках мы продолжим изучать имя прилагательное.
- Международный вебинар «Рисование ватными палочками как нетрадиционная техника рисования и метод коррекции психических состояний дошкольников»
- Вебинар «Детская агрессия: нейроигровые приемы обучению саморегуляции, способам выражения гнева в приемлемой форме, формирование позитивных качеств личности»
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Международный вебинар «Требования охранительного педагогического режима к коррекционно-образовательному процессу для обучающихся с НОДА»
- Современные тенденции развития шахматного образования в РФ. Научные идеи и концепции обучения шахматной игре
- Вебинар «Использование функционала GOOGLE для создания персонального сайта педагога»
С уважением, С.А. Колодин.