Численность населения России
Интегрированный урок (география/информатика) для 8 класса по теме «Численность населения России»
Разработчики урока: Васильева Татьяна Сергеевна, учитель географии,
Агафонова Ирина Юрьевна, заместитель директора по УВР, учитель географии, Родионова Елена Петровна, учитель информатики
Санкт-Петербург, ГБОУ СОШ №268
Аннотация
Интегрированный урок по предметам география/информатика предназначен для учащихся 8 класса общеобразовательной школы. Урок построен в соответствии с требованиями ФГОС. Тип урока: изучение нового материала. У учащихся на уроке формируются универсальные учебные навыки, включая использование информационных технологий.
На уроке используются следующие виды деятельности учащихся:
- работа с учебником,
- тестирование,
- заполнение таблицы,
- построение и анализ графика (в тетради с помощью электронных таблиц).
На уроке используется авторская презентация (см. Приложение 1).
Цели: формирование универсальных учебных навыков; создание условий для формирования системных знаний о численности населении России через развитие самостоятельного творческого мышления, при работе с различными источниками знаний
Образовательные задачи урока:
-
а) формирование метапредметных компетенций: умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, умение самостоятельно оценивать правильность решения задачи, умение преобразовывать информацию для решения учебной задачи, смысловое чтение, развитие умений работать с тестом, классифицировать факты, делать обобщающие выводы;
-
б) формирование предметных знаний по теме урока: понятия демографический кризис, демографические потери, «демографическое эхо войны»;
-
в) формирование личностных компетенций: формирование ценностного отношения к себе и другим участникам учебного процесса, к самообразованию, развитие навыков самостоятельной работы, адекватной самооценки.
Тип урока: урок изучения нового материала
Оборудование: компьютерный класс, мультимедийная установка, авторская презентация «Численность населения России».
Источники информации на уроке: учебник «География России. 8 класс» под ред. А.И. Алексеева и Ю.Н. Гладкого; авторская презентация «Численность населения России»,
статистические таблицы.
Описание урока
Организационные моменты, запись темы урока, актуализация знаний по теме «Численность населения», полученных в 7 классе.
Прочитав текст на стр. 31 – 32 (до раздела «Шаг за шагом»), ответьте на вопросы теста: (вопросы теста предлагаются на слайдах 2-7)
-
Для определения численности населения страны используют:
-
а) опрос,
-
б) анкетирование,
-
в) перепись,
-
г) социологическое исследование
-
Первая перепись населения была проведена:
-
а) в конце 18 века,
-
б) в начале 19 века,
-
в) в конце 19 века,
-
г) в начале 20 века
-
Научное руководство первой переписью в России обеспечивал:
-
а) В.В. Докучаев,
-
б) В.И. Вернадский,
-
в) П.П. Семёнов-Тян-Шанский,
-
г) Н.Н. Миклухо-Маклай
-
Резкое уменьшение численности населения называется:
-
а) демографический спад,
-
б) демографическая убыль,
-
в) демографический кризис,
-
г) смертность
-
На протяжении прошлого века в России наблюдалось:
-
а) один демографический кризис,
-
б) два демографических кризиса,
-
в) три демографических кризиса,
-
г) четыре демографических кризиса
Взаимопроверка выполнения теста в парах при помощи слайдов 8-13.
После проверки теста выполнить в тетрадях следующее задание:
-
Выписать определение понятия «Демографический кризис»,
-
Заполнить таблицу
Демографические кризисы 20 века
№ п/п |
Годы |
Причины |
Дем. потери
|
|
1914-1922 |
Первая мировая война, революция и гражданская война |
12-18 |
|
1933-1934 |
Коллективизация и засуха |
5-6 |
|
1941-1945 |
Великая отечественная война |
21-27 |
|
1990-е гг. |
Снижение рождаемости и рост смертности вследствие экономического кризиса |
4 |
Самопроверка заполнения таблицы, правильный вариант которой предъявляется на слайде 14.
Изучив текст на стр. 32-33 «Каковы демографические потери России в XX веке», подготовьте ответ на вопрос: что такое «демографическое эхо войны»,
Работая с текстом на стр. 32 «Анализируем график», составьте план анализа графика. Оформление работы на доске и тетрадях.
План анализа графика:
-
Определить значение осей графика,
-
Определить единицы измерения по каждой из осей,
-
Определить цену деления каждой из осей,
-
Определить, в какие периоды график возрастает, объяснить, что это значит,
-
Определить, в какие периоды график падает, объяснить, что это значит.
Чтение графика на стр. 29:
-
Какова была численность россиян в
-
1700 году,
-
1800 году,
-
1900 году,
-
2000 году:
-
На сколько человек увеличилась численность населения России с 1700 по 2000 год,
-
На сколько процентов возросла численность населения России за этот период.
Самостоятельная работа.
Класс делится на две группы: одна работает за столами, а другая - на компьютерах.
Задание: используя инструкцию на стр. 32 и данные таблицы, - в тетради или с помощью электронных таблиц Excel постройте график изменения численности населения России в период с 1990 по 2010 год (демонстрация таблицы на слайде 15):
Изменение численности населения России в период с 1990 по 2010 год
|
1990 |
1995 |
2000 |
2005 |
2010 |
Численность населения, млн чел. (на конец года) |
148,2 |
147,6 |
144,8 |
142,8 |
141,8 |
Проверка выполнения работы с помощью сравнения полученных графиков между группами и со слайдом 16.
Выставление оценок за работу на уроке.
Выдача домашнего задания:
тем, кто работал за компьютером, сделать график в тетради, а другим – построить график в Excel. Сделать анализ построенного графика в соответствии с планом, составленным на уроке.
Рефлексия учащихся (что узнали сегодня на уроке, чему научились, что больше всего понравилось на уроке, что вызвало наибольший интерес и какие были затруднения).
- Современные тенденции развития шахматного образования в РФ. Научные идеи и концепции обучения шахматной игре
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Международный вебинар «Современная концепция дошкольного детства: от «зоны ближайшего развития» к «пространству детской реализации» (ПДР)»
- Диагностическая работа в образовательной организации в соответствии с ФГОС. Диагностика эмоционально-личностных особенностей детей
- Международный вебинар «Нейропсихологический подход в проектировании коррекционных курсов для индивидуальных и групповых занятий в практике работы нейродефектолога»
- Международный вебинар «Избыточное употребление пищи (переедание): физиологические, психологические и социальные причины»
С уважением, Васильева Т.С.
Вы пишете:
С уважением, С.А. Колодин.
уважением, Васильева Т.С.