В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

Учебно-Методический портал
Чёрная пятница! С 20 по 22 ноября 2024 г. Скидки 75% на ВСЁ! Подробнее

Влияние физических упражнений на формирование скелета и мышц

Влияние физических упражнений на формирование скелета и мышц

Эльмир Валеев
Тип материала: Урок
просмотров: 4062
Краткое описание
Цель: Раскрыть значение физических упражнений на формирование системы опоры и движения.
С начало в кабинете биологии учащиеся делают небольшое сообщение,  отвечают на вопросы, выполняют лабораторную работу и делают вывод. После этого урок проходит в спортивном зале. Учащиеся выполняют под музыку специальные упражнения, зарядку с гимнастическими палками, полоса препятствий и работа по станциям.

Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 19300 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

Файлы
конспект.doc Скачать

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Камскополянская средняя общеобразовательная школа №2 с углубленным изучением отдельных предметов» Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан







Методическая разработка


по теме: «Влияние физических упражнений на формирование скелета и мышц – 7 класс














Подготовил и провёл:

учитель физической культуры МБОУ «КСОШ №2»

высшей квалификационной категории

Валеев Эльмир Альбертович

Почтовый адрес – РТ Нижнекамский район пгт Камские Поляны, дом 1/11а – кв. – 15, индекс 423564

Электронный адрес – elmir.valeev@mail.ru

Телефон – 89274661961





Камские Поляны, 2014 год







Урок по теме: Влияние физических упражнений на формирование скелета и мышц.


Цель: Раскрыть значение физических упражнений на формирование системы опоры и движения.

Задачи: 1. Способствовать развитию умений: анализировать, сравнивать, доказывать и опровергать, разрешать проблемы;

2.Раскрыть роль двигательной активности в гармоничном развитии человека. Сформировать понятия: осанка, плоскостопие, сколиоз, лордоз, кифоз, гиподинамия. Познакомить с методами самоконтроля и коррекции осанки;

3. Воспитывать навыки активного образа жизни, способность работать в парах, культуру поведения во время проведения лабораторной работы;

Тип урока: изучение нового материала;

Методы обучения: диалогический, проблемно- поисковый, информационный;

Приемы обучения: эвристическая беседа, рассказ, решение задачи открытого типа, лабораторная работа;

Формы работы: индивидуальная, фронтальная, в парах;

Средства обучения: модель человека, таблицы «Скелетные мышцы», «Влияние физических упражнений на организм человека», « Предупреждение искривлений позвоночника», «Предупреждение плоскостопия», мультимедиа, информационный диск, экран, сантиметровая лента;

Оборудование и инвентарь: гимнастические маты, ориентиры, обручи, гимнастические скамейки, диск с музыкой, магнитофон.

Фамилия, имя, отчество: Валеев Эльмир Альбертович

Дата проведения: 12.02.2014 г.

Место проведения: кабинет биологии и спортивный зал;


Ход урока

Организационный момент

Изучение нового материала

Слайд №1« Движение как таковое может по своему действию заменить любое лекарство, но все средства мира не в состоянии заменить действие движения» - Тиссо

( объявление темы и цели урока)

1. Развитие опорно - двигательной системы человека – учитель физической культуры

Скелет и мышцы растут и развиваются в детском и юношеском возрасте. Самый интенсивный рост и развитие мышц между 14 и 17 годами, к 18 годам мышечная масса становится такой, как у взрослого человека. По мере роста и развития ребенка его движения становятся все более совершенными и разнообразными.

Решающую роль в развитии силы, быстроты, ловкости, выносливости играют физические упражнения.

Занятия спортом, физкультурой, трудом способствуют формированию скелета.

- Вопрос – Что такое рельеф кости? Можно ли по рельефу кости определить степень физического развития человека? Ответ обоснуйте.

Обобщение и дополнение учителя – В местах, где прикрепляются сухожилия мышц, образуются костные шероховатости, бугры, гребни. Кость растет усиленно в тех направлениях, в которых она испытывает большее натяжение или сжатие. У физически развитых людей кости бугристые, шероховатые.

Вывод: Чем сильнее мышцы тела, тем прочнее становятся кости скелета.

Существует и прямая зависимость заболеваний суставов от слишком большой нагрузки на них. При ожирении увеличивается масса тела и соответственно возрастает давление на опорную поверхность суставов нижних конечностей. Это нарушает формирование опорного аппарата в детском возрасте и приводит к заболеванию суставов у взрослых. Избыточная масса тела способствует нарушению кровообращения конечностей, что ухудшает питание тканей суставов.

2. Значение тренировки мышц - учитель физической культуры

Активная физическая деятельность – одно из обязательных условий гармоничного развития человека. Мыслители древности Платон, Аристотель, Сократ до глубокой старости занимались гимнастикой. Установлено, что при работе любого органа в него поступает больше крови, чем вовремя покоя. Чем большую работу совершает мышечные волокна, тем больше питательных веществ и кислорода приносит кровь. При регулярной физической работе, занятиях физкультурой и спортом мышечные волокна растут, утолщаются и человек становится сильнее. Мышцы нуждаются в систематической тренировке. Этому способствуют регулярные физические упражнения, ходьба на лыжах, катание на коньках, плавание, спортивные игры и т.д. Они делают человека закаленным, он может выдержать самые неблагоприятные воздействия внешней среды. Нагрузка должна увеличиваться последовательно, без соответствующей физической подготовки длительная игра, например, в футбол, баскетбол, а также бег на длинные дистанции могут принести вред неокрепшему организму.


Слайд №2 « Всю мою жизнь я любил и люблю умственный труд и физический, и, пожалуй, даже больше второй» - И. М. Павлов Учитель физической культуры: И. М. Павлов до последних лет жизни считал, что физический труд и физические упражнения помогали его научному творчеству. Он много лет руководил гимнастическим кружком врачей в Петербурге, бегал на лыжах, играл в городки, вскапывал грядки в огороде. Умер он в возрасте 86 лет.


3. Решение задачи открытого типа – В древности говорили: « Движение строит». Как вы понимаете этот афоризм? (Работа в парах) Учащиеся высказывают свои мысли, учитель кратко записывает их на доске.

Вопросы - помощники:

- Какова роль движений в гармоничном развитии человека?

- Что же происходит в организме при физической работе?

- Какие улучшения происходят в строении и деятельности организма у физически развитых людей?

Обсуждение ответов, обобщение и дополнение учителя физической культуры. Запись положений в тетради.

- Костный аппарат становится прочным вследствие утолщения компактного вещества слоя кости;

- Возрастает мышечная масса, повышается сила;

- Уменьшается количество жировой ткани, в результате чего улучшается телосложение;

- В мышцах увеличивается резерв сети кровеносных сосудов, благодаря чему активируется их кровоснабжение и использование кислорода;

- Стенки кровеносных сосудов становятся эластичнее;

- Жизненная емкость легких возрастает;

- Тренируется сердечная мышца;

- В организме быстрее протекают обменные процессы;

- Улучшается координация деятельности всех органов со стороны центральной нервной системы;

- Мышечная работа, особенно после нервных перегрузок, позволяет разрядить напряжение, так при этом разрушаются гормоны, и они перестают действовать на нервные центры;

- Работающие мышцы сдавливают и растягивают кровеносные сосуды. Особенно это важно для вен ног. Вследствие этого увеличивается отток по ним венозной крови и вынос продуктов распада. Улучшается приток артериальной крови к мышцам и снабжение ее кислородом, т.е. кровь не застаивается, постоянно обновляется.

4. Гиподинамия и ее последствия.

Вопрос. К чему же может привести малая двигательная активность? Послушаем сообщение о гиподинамии.

5. Роль двигательной активности в профилактике заболеваний опорно-двигательной системы.

Организм человека поддерживается в вертикальном положении многими мышцами, в том числе и мышцами спины. Человека делают «прямостоячим» мышцы – разгибатели. Чтобы удержать тело в вертикальном положении, мышцам – разгибателям приходится противостоять не силе мышц – сгибателям, но и силе тяжести, действующей заодно с ними.

Прямая спина, расправленные плечи, развернутая грудь, поднятая голова – все это признаки хорошей осанки и, следовательно, красоты, здоровья и высокой работоспособности.

Правильная осанка не дается человеку от рождения, а приобретается им. Она вырабатывается в детстве и юности, в этом возрасте хрящевая ткань в позвонках еще не заменилась полностью костной, а после 18 лет выправить ее недостатки очень трудно. Поэтому важно следить за своей осанкой, позой за столом. У детей, сидящих в какой - либо неправильной позе изо дня в день, может искривиться позвоночник. Искривление позвоночника бывает трех видов: лордоз, кифоз и сколиоз. Слайд №3 Искривления позвоночника (Сообщение учащихся о сколиозе, кифозе и лордозе) Слайд №4 Профилактика сколиоза

- Ходить и стоять прямо;

- Высоко держать голову;

- Следить за правильным положением тела за столом, ноги нужно держать под прямым углом или под столом под тупым углом;

- Не горбиться;

- Делать зарядку на укрепление мышц туловища;

- Прогулки на свежем воздухе;

- Своевременное и полноценное питание;

- Закаливающие процедуры;

- Массаж и гимнастика;


6 Лабораторная работа « Выявление нарушения осанки» (занятие в спортивном зале)

7. Физические упражнения, укрепляющие мышцы туловища, поддерживающие положение позвоночника


Части урока

содержание

дозировка

Организационно-методические указания

I.
































































































































































II.














III.

Подготовительная часть.


  1. Построение, рапорт, приветствие, сообщение задач урока.

  2. Игра: «Кто как дышит»


И.п.- о.с.


  • Как пыхтит тесто?


«Пых-пых-пых…»



  • Как паровоз выпускает пар?


«Из-из-из…»




  • Как шипит гусь?


«Ш-ш-ш…»




12I


1I




2I



Обратить внимание на внешний вид, отметить отсутствующих.


Игровой метод

При выполнении упражнений соблюдать особые правила дыхания:


Подняли руки вверх и в стороны, отвели руки назад – вдох.





Свели руки перед грудью и отпустили вниз – выдох.





Наклоните туловище вперед, влево, вправо – выдох.





  • Как мы смеемся?


«Ха-ха-ха…»


  • Подули на одуванчик, дуем на раскрытие ладони


«Ф-ф-ф…»


  1. Ходьба на носках, на пятках, на внешней и внутренней стороне ступни.

  2. Бег с заданием.


1 задание: обегать ориентиры змейкой лицом;


2 задание: обегать по часовой стрелке окружности на площадке;


3 задание: обегать ориентиры спиной вперед;


  1. Ходьба с упражнением на восстановление дыхания.

  2. Перестроение в колонну по 4.


  1. ОРУ с гимнастическими палками.



  1. И.п.- стоя ноги вместе, палка внизу;


1-2 –палку вверх, подняться на носки и потянуться;

3-4- и.п.

2. И.п.- стоя, ноги вместе, палка внизу;


  1. палку на грудь;

  2. палку вверх, подняться на носки и потянуться;

  3. опуститься на всю ступню, палку на грудь;

  4. палку вниз.



3.И.п.- стоя, ноги вместе, палка внизу;


1-2- палку вверх, правую ногу назад на носок, потянуться;

3-4- в и.п.


4. И.п.- стоя, ноги вместе, палка внизу;


    1. наклон туловища, назад прогнувшись, палку вверх;

    2. и.п.

3-4 то же


5. И.п.- стоя, ноги врозь, палка внизу;

1- наклон вперед, палку на пол;

2- выпрямиться, руки вверх;

3- наклон вперед, взять палку;

4- и.п.



6. И.п.- стоя, ноги врозь, палка за спиной;

1- наклониться вперед, прогнуться;

2- выпрямиться;

3-4 то же назад.


7. И.п.- широкая стойка, палка внизу;


    1. поворот туловища направо, палку вверх;

    2. и.п.;

    3. поворот туловища налево, палку вверх;

    4. и.п.


  1. И.п.- стоя, ноги врозь, руки в стороны, палка в правой руке хватом за середину;


    1. наклон к левой ноге, завести палку за ногу, взять левой рукой;

    2. выпрямиться, руки в стороны, палка в левой руке;

3-4- то же в другую сторону.


  1. И.п.- стоя, ноги вместе, палка вверху;


    1. мах правой ногой вперед, палку вперед, постараться коснуться ногой палки;

    2. и.п.;

3-4- то же другой ногой.



  1. И.п.- стоя, ноги вместе, руки на поясе, палка на полу.


Прыжки на носках через палку вперед – назад.


  1. И.п.- стоя, ноги вместе, руки на поясе, палка на полу сбоку.


Прыжки вбок через палку и обратно.


  1. И.п.- стоя, руки на поясе, левая нога впереди, правая нога сзади, палка на полу между ног.


Прыжками менять положение ног.


Основная часть.


  1. станция – поднимание туловища;

  2. станция – вис на перекладине;

  3. станция – вращение обруча;

  4. станция – отжимание.






Заключительная часть.


  1. Построение.

  2. Игра: «Класс, смирно!»


Класс стоит в одной шеренги. Преподаватель подает команды, которые все должны выполнять в том случае, если предварительно перед командой произнесено слово «класс». Если предварительной команды «класс» не было, исполнять команду нельзя.

Кто ошибается – делает шаг вперед и продолжает играть.


  1. Подведение итогов урока.





  1. Задание на дом.




5. Организованный уход.












1I



3I











30II




4I




4 раза






4 раза











4 раза







4 раза









4 раза











4 раза







4 раза










4 раза













4 раза











4 раза






4 раза





4 раза







28I














5I



2I













1I

Выпрямляем или прогибаем туловище назад – выдох.




выполнить это задание 3-4 по 5 с.



« В обход по залу шагом – марш!»

Туловище держать прямо.


Медленным бегом – марш!

Музыкальное сопровождение.


Стараться ориентиры не задевать.




Соблюдать интервал дистанции.


Смотреть через левое плечо.


Шагом – марш!

Дышим носом, глубже.

Через центр в колонну по 4 налево – марш!


Музыкальное сопровождение.




Выполнять правильно






Выполнять под счет











Смотрим вперед







Наклон больше









Наклон глубже, ноги не сгибать











Выполнять правильно







Поворот больше










Выполнять под счет













Выполнять правильно











Прыжок выше






Смотрим вперед





Прыжок выше







Музыкальное сопровождение


Выполнять задания по станциям по кругу. На каждое задание дается 3 минуты. После свистка смена мест.


I группа 1234

II группа 2341

III группа 3412

IV группа 4123







В одну шеренгу становись!


Игровой метод



Преподаватель сопровождает команды одновременным показом упражнения, которые не должны быть сложными.


В конце игры отметить самых внимательных и не внимательных учеников.


Отметить старательных учеников. Подвести итоги работы отделений. Огласить оценки.



Составить 3-4 упражнения на укрепление мышц туловища.



Урок окончен. До - свидание!



Закрепление пройденного материала

Разрешение ситуации. Слайд №5 « На день рождения подруги школьница Л. 15-ти лет, пошла в новых туфлях на высоких каблуках, которые выпросила у мамы. Хотя идти было не близко и ноги устали, она себя чувствовала совсем взрослой и счастливой. После застолья стали танцевать, но через некоторое время, из- за боли в ногах Л. пришлось от танцев отказаться и провести остаток вечера, сидя на диване.

Вопрос 1. Что стало причиной боли в ногах Л.?

Вопрос 2. Может ли обувь на высоких каблуках отразиться на состоянии здоровья человека?

Вопрос 3. Какие меры профилактики помогут Л. сохранить правильную осанку и избежать деформации стопы?


Домашнее задание: - Словесная и балловая оценка работоспособности учащихся; - §15 изучить, выучить термины, выполнить л/работу «Плоскостопие»,

- Завести дневник самонаблюдения. Слайд №6 «Влияние физических упражнений на толщину мышц» Инструктаж по ведению дневника - учитель физической культуры

Дата

Окружность плеча (мм)

Окружность голени (мм)



















Обсуждение материала
Для добавления отзыва, пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Образовательные вебинары
Подписаться на новые Расписание вебинаров
Задать вопрос