Формирование лексических навыков на уроках английского языка у учащихся 1-го года обучения
Формирование лексических навыков на уроках английского языка у учащихся 1-го года обучения
(Из опыта работы по обучению английскому языку
учащихся младших классов)
Автор:
учитель английского языка
Феодосийской общеобразовательной школы № 2 с углублённым изучением английского языка
г. Феодосии, респ.Крым
Масолова Оксана Витальевна
Формирование лексических навыков у учащихся 1-го года обучения
Преподаю английский язык уже 15 лет. Имею большой опыт работы с младшими школьниками. Поскольку много времени проработала в Феодосии, сейчас, как и многие мои коллеги, являюсь непосредственным участником процесса интеграции нашего образования в Российскую систему образования. Самым большим новшеством для нас стало отсутствие урока английского языка в 1 классе. Много лет занималась именно этой проблемой. Имею некоторые методические наработки обучения детей, которые изучают английский язык первый год.
Роль лексики для овладения иностранным языком не менее значительная, чем грамматики, ведь именно лексикой передается непосредственный предмет мысли, потому она проникает во все сферы жизни, помогая тем самим отобразить не только реальную действительность, но и мнимую.
Овладение словом является важнейшей предпосылкой говорения, но в репродуктивных видах языковой деятельности, которым мы учим детей, знание одного лишь значения слова недостаточно. Здесь не меньшую роль играют овладение связками слова и образования на их основе словосочетаний.
Какие же задания появляются перед овладением лексикой в связи с репродуктивными видами языковой деятельности, что развиваются у детей? Их можно свести к таким:
-найти слово в памяти, из чего выплывает, что оно должно быть сначала заложено в память;
-произнести его, что предусматривает владение его фонетической формой;
- включить в сочетание слов на основе смысловой совместимости и в соответствии с грамматической нормой;
- включить словосочетание в предложение, высказывание.
Словарным особенностям языковых видов деятельности необходимо учить так, чтобы дети постоянно чувствовали, что слова им нужные для выражения мыслей и их понимания. Только четкая языковая перспектива обусловливает мотивированность и успешность овладения словарем. Работа над накоплением словаря сопровождает весь процесс учебы.
Почти на каждом втором уроке учитель знакомит детей с новой порцией
слов и проводит работу по её усвоению. Вот почему обеспечить
овладение словарем - первоочередное задание каждого учителя. Отсюда следует, что очень важно пробудить у детей интерес к постоянному расширению словарного запаса. Самым убедительным свидетельством овладения словарем для учителей и учеников является способность принимать участие в общении на иностранном языке.
Для успешного формирования лексических навыков у учащихся первого года обучения необходимо помнить, что, как и в работе над грамматикой, все языковые действия должны быть направлены на решение коммуникативных заданий и реализацию определенной цели и мотивов общения. Обучающимся важно четко представлять цель своего языкового действия и то, ради чего они ее выполняют, (то есть у них должен быть мотив).
Что же позволяет создавать мотивы общения? Прежде всего, это игровая основа обучения.
Вот пример языковой задачи, в которой есть мотив (игровой) и цель языкового действия:
«Злой волшебник заколдовал наших зверей, домашних животных и птичек, Чтобы их освободить (мотив) от чар, нужно сказать, какого цвета твоя собачка, кошка, рыбка и тому подобное (цель)».
Таким образом, коммуникативное задание - общее для всех, языковой образец тоже общий (Му dog is brown), а коммуникативное намерение у каждого ребенка своё.
Р1. Му саt is white.
Р2. Му fish is геd.
РЗ. Му dog is brown.
Во время работы над лексикой можно выделить этап ознакомления, тренировки и применения. По данным психолингвистических экспериментов, слова - проходят процесс обобщения в памяти в виде групп, связанных за семантическими признаками. Поэтому детям целесообразно предлагать не изолированные по значению слова, которые встречаются в стихотворении, песне, а организовать ознакомление с группой слов, объединенных какой-то тематикою (названия животных, цветов, частей тела, школьных принадлежностей и т. д.). Порядок предъявления слов обусловливается возможностью их использования для учебы.
Новая лексика на первом году учебы вводится через язык учителя. Значение новых слов раскрывается через показ (предметов, картинок, действий) или, если это необходимо, через перевод. Ученики обязательно повторяют слово за учителем несколько раз, но это повторение не является чисто механическим, а коммуникативно оправданно. Чтобы у детей возник мотив ознакомления с той или другой группой слов, можно, как и во время работы над грамматикой, использовать проблемные истории. С помощью такого приема мы помогаем учащимся осознать, что эти слова им нужные.
Например, ознакомление со словами, которые обозначают название цветов, можно начать так.
Учитель. Дети, у этой куклы скоро день рождения. Незнайка, который находится у своих друзей в Англии, зашёл в магазин, чтобы купить ей несколько воздушных шариков. Но он не знает, как называются цвета по-английски. В настоящий момент мы это узнаем и поможем ему.
После такого вступления дети готовы к восприятию новых слов. Познание приобретает для них особенное значение. После ознакомления со словами учитель проводит фонетическую зарядку, в которой отрабатываются звуки, которые содержатся в новых словах. Делается это тоже в форме игры в звукоподражание. Особенно детям нравится повторять фонетические сказки. Например, "Сказка о язычке", предложенная в курсе Н.Б.Бонк " Английский для малышей ".
После ознакомления и фонетической зарядки необходимо перейти к тренировке. Если в основе ознакомления лежит проблемная история, то в основе тренировки - интересная для детей игра. Я согласна с Е. И. Негневицкой, которая считает, что «можно выучить тысячи слов и безошибочно называть их в ответ на эквивалент русскому языку или в ответ на картинку и не быть в состоянии употреблять слово в составе простого высказывания в реальной ситуации общения». Вот почему цель упражнений в рамках тренировки заключается не в том, чтобы дети вставляли слова в готовое высказывание (так можно научить лишь приему подстановки), а в том, чтобы ученик научился пользоваться словом как средством языковой деятельности.
Сразу после ознакомления детям трудно произносить слова, но они могут узнавать их, потому сначала лучше проводить упражнения, связанные с аудированием слов и их узнаванием (пассивным и активным).
Аудирование слов и их пассивное узнавание. Например, учитель, закрыв глаза, достает что-то из коробки и пытается отгадать, что это, называя по очереди слова той или другой семантической группы. Дети соотносят произнесённое учителем слово с предметом (картинкой) и говорят YES или N0.
Аудирование слов и их активное узнавание. Школьники должны выбрать из нескольких имеющихся предметов (картинок) один в соответствии с названным словом.
Учитель. В настоящий момент мы будем готовить обед, но сначала пойдём в магазин и купим необходимые продукты. Я скажу, что каждый из вас должен купить. Оля - а carrot, Миша- milk и т.д. (Дети выбирают муляж (картинку) в соответствии с предлагаемым словом.)
Только после тренировки в аудировании слов можно переходить к тренировке в их применении.
1. Употребление слова с «подсказкой»
Ученик повторяет одно из слов произнесённых учителем, но не механически, а мотивировано.
Учитель. Кукла показывает вам три свои любимые цвета. Назовите тот, который больше нравится вам. Оlуа,red, blue, yellow?
Olya. Blue.
Учитель. Oleg, green, brown,white?
Oleg. Green.
2. Применение слова без «подсказки»
Как и в предыдущем упражнении, ученик произносит слова, но соответствующий предмет (картинка) показывается после того, как слово произнесено.
Учитель. В настоящий момент мы будем отгадывать цвета мячиков, которые спрятала Алиса.
P1. Blue?
Alice. Yes, I have blue.
P2. Brown?
Alice. No, I have not brown.
3. Самостоятельное употребление слова с выбором
В данном случае слово является однословным предложением.
Учитель. Ваши игрушечные животные пойдут к тому, кто их позовет.
P1. Cat! Cat!
Р2. Dog! Dog!
4. Самостоятельное употребление слова без выбора
В этом случае создаются условия для однозначного выполнения действия; слово употребляется в фразе.
Учитель. Чтобы попасть в волшебный театр, нужно сказать, что вы видите на приглашениях:
P1. I see а ball and а car.
Р2.I see а ball and а fox.
Все названные упражнения в рамках тренировки помогают детям овладеть словом, как средством языковой деятельности в целом и средством осуществления языковой деятельности в частности. Кроме того, они обеспечивают игровой мотив у всех детей, потому все дети активные, невзирая на то, что в каждый момент тренировки слово произносит один ученик. Все действия детей при этом направлены на решение коммуникативных заданий.
После тренировочных упражнений начинается практика в употреблении слов в составе разных высказываний. Применение связано с комбинированием усвоенного материала в разных ситуациях общения. Здесь используются разные истории и ситуации, построенные на юморе, фантазии, которые поддерживают интерес детей к выполняемой деятельности. Например, когда дети научились употреблять слова, которые обозначают цвета, можно предложить им заглянуть в волшебную страну и увидеть зверей самих необычных цветов. Каждый ученик строит свое высказывание.
P1. I see а yellow crocodile.
Р2.I see а white fox.
Такие упражнения направлены на обучение детей умению с самого начала самостоятельно комбинировать весь усвоенный лексический материал в языковых образцах.
В первом классе начинается формирование потенциального словаря, базой которого является лексика, которая встречается в рифмовках, стихотворениях, песнях, выражениях классного обихода.
Следовательно, во время организации любого из упражнений в рамках, как тренировки, так и употребления, важно стремиться придерживаться условий общения: ученик должен четко представлять цель своего языкового действия и мотив - то, ради чего он выполняет это действие; создаваемые ситуации и задания должны обеспечивать такие мотивы, чтобы у ребенка появилось желание общаться на иностранном языке.
Литература
1. Москалева А.С., Опойкова А.И. Английский язык от 3 до 10 лет– Симферополь: МСП "НАТА",2000
2. Никитенко З.Н. Технология обучения лексике в курсе английского языка для детей 6 лет в 1 классе средней школы // ИЯШ.––1991.––№ 4
3 Синельников А.П. Психология обучения иностранным языкам–– Харьков, Издательская группа "Основа", 2009
- Вебинар «Детская агрессия: нейроигровые приемы обучению саморегуляции, способам выражения гнева в приемлемой форме, формирование позитивных качеств личности»
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Новые технологии обучения младших школьников английскому языку в условиях реализации ФГОС
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Развитие УУД на уроках иностранного языка в начальной школе
- Использование лексических игр в преподавании английского языка для младших школьников