Конспект интегрированного занятия по развитию речи "На лесной поляне"
«На лесной поляне»
Цель: Составление рассказов-описаний насекомых по предметным картинкам и опорному плану.
Задачи:
-
активизировать словарь по теме;
-
уточнить названия, внешние признаки, строение насекомых;
-
упражнять детей в подборе слов-определений к каждому насекомому;
-
практиковать в подборе существительных с уменьшитель – ласкательными суффиксами;
-
практиковать в подборе существительных единственного и множественного числа;
-
практиковать в употреблении в речи существительных Р.п. единственного числа;
-
учить детей угадывать насекомых по совершаемым ими действиям;
-
развивать произвольное внимание и словесно-логическое мышление детей;
-
воспитывать любовь и бережное отношение к красивым местам родной природы и их обитателям.
Оборудование: проектор, проектная доска; демонстрационные и раздаточные картинки с изображением насекомых (бабочка, пчела, муха, стрекоза, божья коровка, муравей и др.); опорный картинный план 6 (иллюстрация 6).
Ход занятия
Воспитатель с детьми заходит в группу.
Воспитатель: Дети, посмотрите, сколько гостей к нам сегодня пришли. Поздоровайтесь с ними.
Воспитатель: Дети, вы любите отгадывать загадки?
I. Интеллектуальная разминка
Воспитатель: Тогда попробуйте отгадать загадку:
Ребенок загадывает загадку.
Тает снежок,
Ожил лужок,
День прибывает —
Когда это бывает? (Весной)
Воспитатель: Правильно. А какое сейчас наступило время года? (Весна)
Воспитатель: Посмотрите на наш волшебный экран, он сегодня будет нам помогать.
СЛАЙД 2
Воспитатель. Какие приметы весны вы знаете? (Тает снег и лед, день становится длиннее, прилетают перелетные птицы, зимовавшие в теплых краях.)
В загадке есть слова: «ожил лужок», а что это значит, как он «ожил»? (Дети говорят о прорастающей травке, появившихся насекомых.)
II. Основная часть занятия
1. Вводная часть.
Воспитатель. Сегодня мы с вами совершим путешествие на лесную полянку, чтобы рассмотреть насекомых, которые там обитают.
Садитесь на свои места и представьте, что мы едем в автобусе.
СЛАЙД 3 Автобус
Воспитатель: Ребята, давайте вспомним, что мы знаем о насекомых?
Дети: (На земле великое множество насекомых. На брюшке у них поперечные полоски, как бы насечки. Вот откуда название «насекомые» — от слова «насекать». Насекомые бывают большие и маленькие. Одни летают, другие ползают или прыгают. Одни живут несколько лет, другие — один день. У насекомых шесть ног. Их тела покрыты твердой оболочкой, которая называется наружным скелетом. Тело каждого насекомого можно разделить на три части: голова, грудь и брюшко. Обычно у них две пары крыльев, хотя у мух, например, только одна.
Насекомые появляются на поверхности земли только тогда, когда тепло — весной или летом.
Яркая окраска многих насекомых предупреждает других животных о том, что они несъедобны. Многие насекомые пользуются цветом, чтобы скрываться от врагов (бабочки, кузнечики).
Насекомых поедают птицы.)
Дидактическая игра «Большой - маленький»
У нас первая остановка! Здесь мы с вами поиграем в игру «Большой – маленький»
СЛАЙД 4
Я вам буду показывать картинку большого насекомого, вам нужно назвать его и подумать, как будет называться это же насекомое, если оно маленькое.
СЛАЙД 5-8
Воспитатель: вы правильно справились с заданием! Едем дальше!
СЛАЙД 9 Автобус
Воспитатель: Как здорово у вас получается. Если вам нравится играть, то я еще приготовила интересную игру: «Один - много»
СЛАЙД 10
Воспитатель: Я буду называть вам одно насекомое, а вы будете говорить мне много…»
СЛАЙД 11-14
Воспитатель: Молодцы, вы правильно справились с заданием! Едем дальше..
СЛАЙД 15 Автобус
Воспитатель: А вы знаете, что среди насекомых имеются вредители — переносчики болезней человека и животных; есть и полезные — опыляют растения, дают продукты и сырье (мед, воск, шелк). Иногда людей сравнивают с насекомыми. Угадайте, про какого человека можно сказать: «трудолюбивый, как пчела», «назойливый, как муха».
Воспитатель: Следующая остановка:
СЛАЙД 16
Воспитатель: Посмотрите, на этой поляне веселятся насекомые. Посмотрите и скажите, кого не стало?
СЛАЙД 17
Воспитатель: Вы справились и с этим заданием. Теперь прямиком едем на волшебную поляну.
СЛАЙД 18 Автобус
На экране появляется изображение лесной поляны.
СЛАЙД 19
Воспитатель. Вот и лесная полянка! Но почему-то на полянке никого нет!
Посмотрите-ка, ребята, кто к нам пришел?
Дети: (Кот )
Появляется Кот-ученый: Здравствуйте ребята. Я не просто кот, а кот-ученый.
Воспитатель. Здравствуй, Кот.
Кот. Ребята, скажите, пожалуйста, а что мы коты любим, делать больше всего?
Дети ()
Кот: Но больше всего мы любим играть. Давайте мы с вами сыграем в одну, очень интересную игру.
Подвижная игра «Кошка»
Вы со мной знакомы близко. Я приветливая киска. Кверху — кисточки на ушках, Когти спрятаны в подушках. В темноте я зорко вижу, Понапрасну не обижу. Но дразнить меня опасно — Я царапаюсь ужасно. |
Идут по кругу на носочках, крадучись, держа согнутые руки перед грудью. Останавливаются, встают лицом в круг, делают «ушки» из ладошек, затем — «когти» из пальчиков. Вновь идут по кругу крадучись. Опять останавливаются, встают лицом в круг и показывают «когти» |
В. Стоянов |
Кот: я не только люблю играть, но еще загадывать загадки и задавать вопросы. Если вы сможете справиться моими заданиями, насекомые перестанут прятаться и вернутся на лесную полянку.
2. Отгадывание загадок.
Кот.
-
Шевелились у цветка
Все четыре лепестка,
Я сорвать его хотел,
Он вспорхнул и улетел. (Бабочка)
СЛАЙД 20
Вопрос Кота ученого. Как питается бабочка? (Бабочки садятся на цветы и питаются их нектаром, доставая его хоботком.)
2.Домовитая хозяйка
Пролетает над лужайкой.
Похлопочет над цветком —
Он поделится медком. (Пчела)
СЛАЙД 20
Вопрос Кота ученого. Почему это насекомое так заметно окрашено? (Пчела как бы предупреждает всех: не троньте меня, а то ужалю!)
3.Летом целый день летает,
Вам надоедает,
Ночь настанет,
Тогда перестанет. (Муха)
СЛАЙД 20
Вопрос Кота ученого. Почему муха считается вредным насекомым? (Она переносит на лапках грязь и вредные микробы.)
4.Голубой аэропланчик
Сел на белый одуванчик.
Это — девчонка,
В поясе — тонка,
Огромные очи.
Летит — стрекочет. (Стрекоза)
СЛАЙД 20
Вопрос Кота ученого. Сколько крыльев и сколько лапок у стрекозы? (У нее четыре крыла, шесть лапок.)
5.Лесная «коровка»,
Черная головка,
Крылья — красные,
на крыльях точки-пятнышки.
(Божья коровка)
СЛАЙД 20
Вопрос Кота ученого. Почему божья коровка так называется? (Она выделяет для защиты особое молочко оранжевого цвета. Яркая окраска напоминает птицам, что божьи коровки не очень приятны на вкус.)
6.На поляне возле елок
Дом построен из иголок.
За травой не виден он,
А жильцов в нем миллион.
Они — лесные жители,
Дружные строители. (Муравьи)
СЛАЙД 20
Вопрос Кота ученого. Почему муравьев называют «санитарами леса»? (Муравьи — полезные насекомые. Они уничтожают большое количество вредных насекомых.)
Воспитатель. Ребята, посмотрите, наша полянка «ожила».
СЛАЙД 20
На экране, на полянке, насекомые.
Физкультминутка. Игра на внимание «Муравей — кузнечик — бабочка». По команде воспитателя «Муравей» дети приседают, по команде «Кузнечик» прыгают, по команде «Бабочка» — «летают».
3. Составление рассказов-описаний насекомых по пунктам картинного плана.
Кот. Дети, я попрошу вас выполнить мое последнее задание - составить рассказы-описания о запомнившихся вам насекомых. Ведь все насекомые такие разные! Составьте рассказ о любом насекомом по картинкам нашего плана.
Воспитатель: Ну что ребята выполним задание? Выберите картинку с понравившимся вам насекомым. И составьте рассказ-описание по этой картинке. А ты, уважаемый, кот, посиди и послушай.
Дети выбирают картинки.
СЛАЙД 21
На экране появляется картинный план.
Дети составляют описательный рассказ.
Кот. Спасибо ребята, вы справились с моим заданием, мне очень понравились ваши рассказы. Но мне пора прощаться, до встречи ребята. А на прощание я хочу подарить вам …..сладости. До свидание, до новой встречи!
СЛАЙД 22
Воспитатель. До свидания Кот, спасибо за корзинку с сюрпризом и до скорой встречи. Ребята, смотрите, все насекомые вернулись на лесную полянку. А теперь нам с вами пора возвращаться домой...
III. Подведение итогов занятия
СЛАЙД 23
Воспитатель: Ребята, посмотрите, как много мы сегодня с вами сделали. Что было для вас затруднительным? А что оказалось легким?
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Вебинар «Речевая развивающая среда дошкольной образовательной организации в соответствии с требованиями ФГОС ДО»
- Вебинар «Формирование детского коллектива как основа позитивной социализации»
- Диагностическая работа в образовательной организации в соответствии с ФГОС. Диагностика эмоционально-личностных особенностей детей
- Квест – современная игровая технология обучения дошкольников в условиях ФГОС ДО
- Вебинар «Автодидактические игры как средство развития детской самостоятельности и активности в соответствии с ФГОС ДО»