Конспект урока русского языка в 4 классе "Правописание мягкого знака на конце существительных после шипящих"
повторить признаки склонений существительного;
развитие мыслительных операций: анализа, синтеза, классификации;
воспитание положительной мотивации к учению
Ход урока. Ι. Организационный момент. — Здравствуйте! Сегодня на уроке будем учиться думать, размышлять. Постараемся стать маленькими учёными и сделать маленькие открытия. СЛАЙД №1 II. Повторение изученного. — Что такое «склонение»? — Сколько склонений в русском языке? — Признаки существительных 1 (2, 3) склонения? — Как определить склонение существительного? III. Каллиграфическая минутка. СЛАЙД №2 шшш жжж ччч щщщ — Что это за буквы? (обозначают шипящие звуки). — Запишите слова в тетрадь: Карандаш, луч, нож. Ночь, помощь, рожь. — Что общего у всех записанных слов? (оканчиваются на шипящую) — Определите род. Чем отличаются группы слов? (1-я группа – слова м.р., без Ь; 2-я группа – слова ж.р. с Ь). — Запомните, это нам пригодится. IV. Словарно-орфографическая работа. СЛАЙД №3 На доске записаны слова:
1. лепесток 2. процесс 3. сочнение 4. ришение 5. палатка | 6. традиция 7. падеш 8. клас 9. забота 10. лапата |
VI. Работа по закреплению. — У нас в гостях РОБОТ. Нам нужно составить для него программу, чтобы он тоже знал как писать существительные с шипящим звуком на конце. СЛАЙД №6 Работа в группах. — Заполните блок-схемы карандашом. Проверка заданий. Заполнение блок схемы на доске. СЛАЙД №7 VII. Обобщение знаний по таблице-схеме, составленной на уроке. — Проверим, работает ли алгоритм, который мы составили. Запись слов с доски в тетрадь (с комментированием). — Придумайте свои примеры на это правило. — Чтение вывода в учебнике (с. 36). VIII.Самостоятельная работа с учебником. 1. Письмо с комментированием (упр. 67, с. 35–36). 2. Самостоятельная работа (упр. 69, с. 36). 3. Определите склонение существительных.
— Я буду показывать картинки, а вы запишите эти слова в тетрадь.
Ночь, мышь, шалаш, стулья, обруч, ключ, огонь, рожь.
— Проверим. Нет ли среди записанных слов «лишних»? (стулья, огонь – другое правило). СЛАЙД №8 — Какую роль выполняет Ь в этих словах?
IX. Итог урока. СЛАЙД №9 — Что создали на уроке? — Чему научились? — Что нужно уметь определять у имён существительных, чтобы правильно написать букву ь после шипящих? — Указывает ли ь в этом случае на мягкость согласного? X. Домашнее задание: выучить правило, упр. 70.
Муниципальное казённое образовательное учреждение
Миасского городского округа
«Средняя общеобразовательная школа № 9»
Конспект
урока русского языка
в 4 классе
Правописание мягкого знака после шипящих
на конце существительных.
(учебник Рамзаевой Т. Г. «Русский язык»)
составила
Суслова С. В.
учитель начальных классов
Миасс
2013
Цели: научить детей самостоятельно составлять алгоритм правописания Ь
на конце существительных после шипящих и работать по нему;
повторить признаки склонений существительного;
развитие мыслительных операций: анализа, синтеза, классификации;
воспитание положительной мотивации к учению.
Оборудование: письмо с заданиями, таблица – алгоритм, маркер;
сигнальные карточки Ь Ь 1 скл. 2 скл. 3 скл.
Ход урока.
Ι. Организационный момент.
- Здравствуйте! Сегодня на уроке будем учиться думать, размышлять. Постараемся стать маленькими учёными и сделать маленькие открытия.
СЛАЙД №1
II. Повторение изученного.
- Что такое «склонение»?
- Сколько склонений в русском языке?
- Признаки существительных 1 (2, 3) склонения?
- Как определить склонение существительного?
III. Каллиграфическая минутка. СЛАЙД №2
шшш жжж ччч щщщ
- Что это за буквы? (обозначают шипящие звуки).
- Запишите слова в тетрадь:
Карандаш, луч, нож.
Ночь, помощь, рожь.
- Что общего у всех записанных слов? (оканчиваются на шипящую)
- Определите род. Чем отличаются группы слов? (1-я группа – слова м.р., без Ь;
2-я группа – слова ж.р. с Ь).
- Запомните, это нам пригодится.
IV. Словарно-орфографическая работа. СЛАЙД №3
На доске записаны слова:
|
|
|
|
- Выпишите номера слов, записанных правильно.
1 2 5 6 9
- Подставьте под цифрой 9 – букву Ш
под цифрой 5 – букву М
под цифрой 2 – букву А
под цифрой 6 – букву Ы
под цифрой 1 – букву К
-Какое слово получилось? (КАМЫШ).
- Что знаете об этом растении?
- Рассказ о слове: сколько слогов, ударение, безударная гласная.
- Прочитайте слово хором, по слогам, пропевая безударную гласную, шёпотом.
Придумайте и запишите предложение с этим словом. (Заслушать несколько предложений).
V. Постановка проблемного вопроса и формулирование учащимися темы урока. СЛАЙД №4
На доске:
Дич . , полноч . , дрож . , плач . , ключ . , муж . .
- Как писать существительные? Где нужен Ь, а где – нет?
Сформулируйте тему урока.
- Вспомните слова, которые вы записывали в начале урока. Может это ключ к разгадке? (в ж.р. на конце существительных пишется Ь, в м.р. – нет).
- Как нужно действовать, чтобы правильно написать существительное с шипящей на конце? СЛАЙД №5
1. Прочитай существительное.
2. проверь, есть ли шипящая на конце.
3. Определи род.
4. В ж.р. – пишем Ь, в м.р. – не пишем Ь.
- Мы составили план действий, т. е. алгоритм.
Прочитайте правило в учебнике.
ФИЗМИНУТКА
VI. Работа по закреплению.
- У нас в гостях РОБОТ. Нам нужно составить для него программу, чтобы он тоже знал как писать существительные с шипящим звуком на конце.
СЛАЙД №6
Работа в группах.
- Заполните блок-схемы карандашом.
Проверка заданий. Заполнение блок схемы на доске. СЛАЙД №7
VII. Обобщение знаний по таблице-схеме, составленной на уроке.
- Проверим, работает ли алгоритм, который мы составили. Запись слов с доски в тетрадь (с комментированием).
- Придумайте свои примеры на это правило.
- Чтение вывода в учебнике (с. 36).
VIII. Самостоятельная работа с учебником.
1. Письмо с комментированием (упр. 67, с. 35–36).
2. Самостоятельная работа (упр. 69, с. 36).
3. Определите склонение существительных.
- Я буду показывать картинки, а вы запишите эти слова в тетрадь.
Ночь, мышь, шалаш, стулья, обруч, ключ, огонь, рожь.
- Проверим. Нет ли среди записанных слов «лишних»? (стулья, огонь – другое правило). СЛАЙД №8
- Какую роль выполняет Ь в этих словах?
IX. Итог урока. СЛАЙД №9
- Что создали на уроке?
- Чему научились?
- Что нужно уметь определять у имён существительных, чтобы правильно написать букву ь после шипящих?
- Указывает ли ь в этом случае на мягкость согласного?
X. Домашнее задание: выучить правило, упр. 70.
Пояснительная записка.
Авторы разработки:
Суслова Светлана Владимировна, учитель начальных классов
Учреждение:
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 9»
Название разработки:
конспект урока русского языка в 4 классе
«Правописание мягкого знака после шипящих на конце существительных».
Краткое описание цели создания разработки и способов её применения в учебно-воспитательном процессе:
Вашему вниманию представлена разработка урока русского языка в 4 классе. Урок проводится по учебнику Т. Г. Рамзаевой «Русский язык», 4 класс. В уроке составляется алгоритм правописания мягкого знака после шипящих на конце существительных».
Перечень дополнительных материалов:
-
Презентация к уроку
Список используемых ресурсов:
-
Презентация к уроку русского языка «Правописание мягкого знака на конце существительных после шипящих»
-
Литература:
-
Рамзаева Т.Г. Русский язык (в 2-х частях). – М.: Дрофа, 2012.
-
Рамзаева Т.Г. Русский язык. Книга для учителя. – М.: Дрофа, 2005.
-
Фотографии птиц и животных из сети Интернет.
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 9»
г. Миасса, Челябинской области
Конспект урока русского языка
в 4 классе
Правописание мягкого знака после шипящих
на конце существительных.
(учебник Рамзаевой Т. Г. «Русский язык»)
Составила учитель: Суслова
Светлана Владимировна
Квалификационная категория: первая
г. Миасс, Челябинская область,
2014 год
- Международный вебинар «Современная концепция дошкольного детства: от «зоны ближайшего развития» к «пространству детской реализации» (ПДР)»
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Современные тенденции развития шахматного образования в РФ. Научные идеи и концепции обучения шахматной игре
- Диагностическая работа в образовательной организации в соответствии с ФГОС. Диагностика эмоционально-личностных особенностей детей
- Международный вебинар «Нейропсихологический подход в проектировании коррекционных курсов для индивидуальных и групповых занятий в практике работы нейродефектолога»
- Международный вебинар «Избыточное употребление пищи (переедание): физиологические, психологические и социальные причины»