"И жизнь, и слёзы, и любовь..." внеклассное мероприятие, посвящённое памяти А. С. Пушкина
Краткое описание
обобщить изученный материал о жизни и творчестве А. С. Пушкина,
активизировать творческие способности учащихся,
развить навыки выразительного чтения,
воспитывать эстетический вкус, добрые чувства, способность видеть лучшие стороны человеческой натуры,
воспитать любовь к литературе, творчеству Пушкина, поэтическому восприятию мира, русскому языку и русскому слову.
активизировать творческие способности учащихся,
развить навыки выразительного чтения,
воспитывать эстетический вкус, добрые чувства, способность видеть лучшие стороны человеческой натуры,
воспитать любовь к литературе, творчеству Пушкина, поэтическому восприятию мира, русскому языку и русскому слову.
Описание
Ход мероприятия: (Слайд Пушкин в зеркале двух столетий)
(Слайд портрет Пушкина)1-й ведущий:Всем с детства знакомо звонкое имя — Пушкин. При этом имени тотчас осеняет мысль о русском национальном поэте. В нем отразилась русская природа, русская душа, русский язык, русский характер.
1-й ведущий: Сегодня мы перелистаем страницы великой биографии поэта, чтобы понять, что для него всегда было дорого: честь, верность, дружба, любовь.
На сцену выходят 2 второклассника, дёргают старшеклассника за пиджак и говорят:
— Можно мы тоже будем участвовать?
— А вы кто такие, ну – ка, идите отсюда.
— Мы второклассники, мы тоже уже Пушкина знаем и любим.
— Да что вы о нём знаете?
— Я знаю, что у Пушкина было не очень счастливое детство, он не был любимым ребёнком в семье. Матери и отцу было не до него. Они были заняты собой. Зато его любили бабушка и няня. Когда Пушкина родители ругали за шалости, он всегда прибегал к бабушке и прятался у неё в корзине с клубками для вязания.
— (Слайд Пушкин и няня) Няня всегда возилась с ним, заботилась о нем, утешала и баловала, рассказывала ему сказки. Даже когда Пушкин был уже взрослым, он вспоминал нянины сказки и на их основе создал свои.
— Мы знаем и любим сказки Пушкина и хотим показать отрывок из известной всем сказки.
— Ну, что с вами делать, давайте. Показывайте.
Демонстрация отрывка из сказки Пушкина (кукольная инсценировка «Сказки о рыбаке и рыбке»).
…………………………………………………………………………………………………………
Видео из фильма «18 – 14» — об образовании Лицея + урок химии.
(В это время ставят столы и стулья для сценки, доску)
2-й ведущий: (Слайд Лицей) Итак, 19 октября 1811 г. был открыт Царскосельский лицей. (Слайд лицей и лицеисты) Тридцать мальчиков сели за парты и стали одноклассниками. Из этих мальчишек выросли поэты, министры, офицеры, сельские домоседы и неугомонные путешественники. Одним из них был Пушкин.
(Слайд лицеисты) Звучит начало песни «Кавалергарды» из кф «Звезда пленительного счастья», муз. И. Шварца. Под музыку выбегают на сцену четверо лицеистов (дурачась) и занимают места за партами. Входит учитель. (Лицеисты – ученики 8 класса, учитель – ученик 9 класса).
Ведущий (в роли учителя):(Слайд Пушкин) Начинаем урок математики. Пушкин – к доске. Решите уравнение. (Пушкин пытается решить уравнение, а в это время учитель представляет его лицейских друзей, которые рассказывают о Пушкине).
Ведущий (в роли учителя):(Слайд Пущин)Пущин Иван, 13 лет. Прозвища: Большой Жано, Иван Великий. С хорошими дарованиями. В обращении приятен, вежлив и искренен, но с приличной разборчивостью и осторожностью. Самый близкий друг Пушкина.
(Слайд Пушкин и Пущин) Ученик в роли Пущина встаёт и говорит: «Я не был из застенчивого десятка, но на приёмных экзаменах как – то потерялся, глядел на всех и никого не видел. Запомнил только одного мальчика, живого, курчавого, быстроглазого, тоже несколько сконфуженного – Александра Пушкина. По сходству фамилий, потому что наши спальни оказались рядом (моя — №13, а его — №14), мне захотелось с ним особенно сойтись. И мы действительно быстро подружились и стали неразлучны.
(Слайд) Ведущий (в роли учителя): Много позже, когда Пущин узнал, что поэт в изгнании, он решил непременно навестить его. Это свидание осталось в памяти друзей как самое дорогое воспоминание их жизни. (Слайд Встреча в Михайловском) Пушкин посвятит своему другу замечательное стихотворение «Мой первый друг…» (Слайд Пущин у Пушкина)
Читает ученик, играющий Пушкина:
Мой первый друг, мой друг бесценный!
И я судьбу благословил,
Когда мой двор уединенный,
Печальным снегом занесенный,
Твой колокольчик огласил.
Молю святое провиденье:
Да голос мой душе твоей
Дарует то же утешенье,
Да озарит он заточенье
Лучом лицейских ясных дней!
Ведущий (в роли учителя):Пушкин, вы не отвлекайтесь, давайте решайте, решайте уравнение.
Ведущий (в роли учителя):(Слайд Кюхельбекер) Кюхельбекер Вильгельм, 14 лет. Лицейские прозвища— «Кюхля», «Гезель», «Бекеркюхель». Неловкий, неуравновешенный, смешной, но благородный и бескорыстный.
Кюхельбекер: (Слайд Бакунина) «Первой любовью Пушкина была Катенька Бакунина, старшая сестра товарища Пушкина по Лицею. Прелестное лицо её, дивный стан и очаровательное обращение произвели огромное впечатление на юного Пушкина. Если он не видел её несколько часов, то испытывал настоящую муку, и радовался безмерно, что был счастлив 5 минут. В Лицее Пушкин о любви писал так:
Вот здесь лежит больной студент,
Его судьба неумолима.
Несите прочь медикамент:
Болезнь неизлечима.
Ведущий (в роли учителя):От этих первых вздохов начинается тропинка, которая приведёт к величайшим стихам (читает отрывок из стихотворения «Признание»):
Я вас люблю, — хоть я бешусь,
Хоть это труд и стыд напрасный,
И в этой глупости несчастной
У ваших ног я признаюсь!
Мне не к лицу и не по летам…
Пора, пора мне быть умней!
Но узнаю по всем приметам
Болезнь любви в душе моей:
Без вас мне скучно, — я зеваю;
При вас мне грустно, — я терплю;
И, мочи нет, сказать желаю,
Мой ангел, как я вас люблю!..
Учитель:Да… шедевр!!! Но не будем отвлекаться. Итак…
Ведущий (в роли учителя):(Слайд Дельвиг) Дельвиг Антон, 13 лет. Прозвища: Тося, Тосенька. Медлительный, неповоротливый, преподаватели называли его способности, как и прилежание, посредственными, а успехи медленными, зато отмечали его поэтическое дарование.
Дельвиг:В лицее у Пушкина было много прозвищ: Француз, Егоза, Сверчок, Искра, Обезьяна, Мартышка. У него было прекрасное чувство юмора. Однажды император Александр I, посетив лицей и расхаживая по классам, задал «дежурный» по тем временам вопрос всяких инспекторов и проверяющих: «Кто здесь первый?», имея в виду воспитанника, первого в учебе. «Здесь нет, Ваше Императорское Величество, первых, все вторые!» — с ходу ответил Пушкин, ведь Первым был сам Александр…
Ученик Пущин встаёт из — за парты, подходит к ученику Дельвигу и говорит:(Слайд Пушкин на экзамене) Однако Пушкин всё – таки был первым, но в другом. Уже в Лицее он плотно занимался поэзией. Среди лицеистов проводились литературные соревнования, где Пушкин долгое время одерживал первенство.
Все мы видели, что Пушкин нас опередил, многое прочел, о чем мы и не слыхали, всё, что читал, помнил, но достоинство его состояло в том, что он отнюдь и не думал важничать, как это очень часто бывает в те годы.
На выпускном экзамене Пушкин будет читать стихи Державину, и тот воскликнет: «Я не умер! Вот кто заменит Державина!»
Ученик Кюхельбекер встаёт из- за парты, подходит к ученикам Дельвигу и Пущину и говорит:(Слайд Пушкин и лицеисты) За 6 лицейских лет мы полюбили друг друга. Стали друзьями. Мы пронесли эту дружбу через всю жизнь. Мы её боготворили, ставили на первое место выше карьеры, удачи, даже любви.
Ведущий (в роли учителя):Подходит с указкой в руке и спрашивает Пушкина:
«Что же вышло? Чему равняется икс?»
Пушкин: «Нулю»…
Учитель: " У вас, Пушкин, в моём классе всё кончается нулём. Садитесь на место и пишите лучше свои стихи".
(Голос 2 ведущего за сценой: «И Пушкин писал».) (Слайд кадр из фильма)
Ученик Пушкин подходит к друзьям. Четверо лицеистов, взявшись за руки, читают хором:
Друзья мои, прекрасен наш союз!
Он как душа неразделим и вечен,
Неколебим, свободен и беспечен,
Срастался он под сенью дружных муз.
Куда бы нас ни бросила судьбина,
И счастие куда б ни повело,
Все те же мы: нам целый мир чужбина,
Отечество нам Царское Село.
2 ведущий (за сценой): Какая сила может противостоять вот этим пушкинским строчкам? И вы спросите: сколько может длиться настоящая дружба?
Опять звучит начало песни «Кавалергарды». Лицеисты, взяв стулья, убегают со сцены. …………………………………………………………………………………………
1 ведущий: (Слайд Пушкин в Петербурге) После окончания Лицея Пушкин не возвратился в Москву, в 1817 году он переехал в Петербург и был зачислен на службу в Коллегию иностранных дел. (Слайд Пушкин на балу) В Петербурге он вращался в светском обществе, в литературном окружении, посещал театры, балы.
(Слайд Бал)Танец под вальс Свиридова из кф «Метель» (исполняют ученики).
2 ведущий:(Слайд Женщины Пушкина)Наверное, у нас не было поэта, так много, так полно, так разнообразно любившего. Любившего всегда, любившего постоянно. Восторженные признания и шутливые уверения, страсть и ревность, нежность и досада, какое-то особенное благородство чувства пронизывают стихи, обращенные к женщинам, которых любил, которыми восхищался поэт.
1 ведущий:(Слайд Керн) Анна Керн. Впервые 19-летний Пушкин встретил Анну Керн на одном из вечеров в Петербурге в 1819 году. Вторая встреча произошла в 1825 году в Тригорском, а при расставании поэт преподнес ей экземпляр второй главы «Евгения Онегина» и ставшими знаменитыми стихи: «Я помню чудное мгновение».
Ученица исполняет романс, муз. Глинки.
2 ведущий: (Слайд Воронцова)Елизавета Воронцова — одна из самых богатых и очаровательных женщин своего времени. Увлечение Воронцовой оставило глубокий след в творчестве Пушкина. Когда в 1824 году Пушкин покидал Одессу, Воронцова подарила ему перстень — талисман с сердоликовой печаткой, которым поэт дорожил. Перстень был на нем и в день его последней дуэли.
1 ведущий: (Слайд Оленина)Анна Оленина. А.С.Пушкин бывал у Олениных с юности и знал Анну еще ребенком. В 1828 году он был глубоко увлечен Олениной. Она явилась вдохновительницей большого цикла любовной лирики поэта.
Ученик (Пушкин 2) читает стихотворение «Я Вас любил»:
Я вас любил: любовь еще, быть может,
В душе моей угасла не совсем;
Но пусть она вас больше не тревожит;
Я не хочу печалить вас ничем.
Я вас любил безмолвно, безнадежно,
То робостью, то ревностью томим;
Я вас любил так искренно, так нежно,
Как дай вам бог любимой быть другим.
2 ведущий: (Слайд Раевская) Мария Раевская. Пушкин был знаком с семьей Раевских еще по Петербургу (1817-1820) и особенно сблизился с ними во время совместного путешествия на Кавказские минеральные воды и по Крыму.
В М. Н. Раевской некоторые исследователи видели предмет «утаённой любви» Пушкина и связывали с ее именем ряд его стихотворений, например, «На холмах Грузии» (1829). Увлечение Пушкина ею было лишено всякой чувственности и мучительной страсти. Раевская позже писала: «Как поэт, он считал своим долгом быть влюблённым во всех хорошеньких женщин…, с которыми встречался. В сущности, он обожал только свою музу и поэтизировал всё, что видел».
1 ведущий: Цельность натуры, глубина чувств, красота души, скромность, готовность к самопожертвованию — это черты, которые присущи и его любимым героиням.
Ученица исполняет романс «На холмах Грузии», муз. Римского – Корсакова.
В это время на сцену ставят маленький столик и подсвечник, книги, листочки для письма.
2 ведущий: (Слайд Знакомство)27 декабря 1828 года в Москве на балу танцмейстера Йогеля Пушкин встретил Наталью Гончарову.
(Слайд Гончарова) Она стала самой большой любовью в жизни Пушкина.
Звучит музыка Шуберта «Аве Мария» — ученик (Пушкин 2) читает стихотворение «Мадонна»:
(Слайд моя Мадонна)
Не множеством картин старинных мастеров
Украсить я всегда желал свою обитель,
Чтоб суеверно им дивился посетитель,
Внимая важному сужденью знатоков.
В простом углу моем, средь медленных трудов,
Одной картины я желал быть вечно зритель,
Одной: чтоб на меня с холста, как с облаков,
Пречистая и наш божественный спаситель —
Она с величием, он с разумом в очах —
Взирали, кроткие, во славе и в лучах,
Одни, без ангелов, под пальмою Сиона.
Исполнились мои желания. Творец
Тебя мне ниспослал, тебя, моя Мадонна,
Чистейшей прелести чистейший образец.
(Слайд Пушкин и Натали)
Пушкин (2) садится за маленький столик, на столе бумага, портрет Натали, перо.
Пишут и проговаривают письма.
ПУШКИН: Въезд в Москву запрещен, и вот я заперт в Болдине. Именем неба молю, дорогая Наталья Николаевна, пишите мне, несмотря на то, что вам не хочется писать. Скажите мне, где вы? Оставили ли вы Москву? Нет ли окольного пути, который мог бы меня привести к вашим ногам? Я совсем потерял мужество, и не знаю в самом деле, что делать.
(Голос за сценой) ГОНЧАРОВА: Милый Пушкин, я тоже жду того дня, что сделает нас счастливыми. Но сейчас это невозможно, вчера я даже немного всплакнула.
ПУШКИН: Письмо это застанет тебя после твоих именин. Гляделась ли ты в зеркало и уверилась ли ты, что с твоим лицом ничего сравнить нельзя на свете, а душу твою люблю я еще более твоего лица. Прощай, мой ангел, целую тебя крепко. (Слайд Дворцовая площадь)
1 ведущий:Пушкины жили в любви и согласии. (Слайд кадр из фильма «Пушкин. Последняя дуэль»). У них было четверо детей. (Слайд Дети).
2 ведущий:(Слайд После бала) Однако их семейное счастье длилось недолго.
1 ведущий:(Слайд Пушкины и Николай) В свете ходили слухи, что сам император неравнодушен к жене Пушкина. Николай I, уже 2 раза высылавший поэта в ссылку за его вольнолюбивые стихи, за дружбу с декабристами, хотел держать неблагонадёжного поэта при себе, поэтому в 1834 году пожаловал ему звание камер – юнкера, которое давалось юношам, а Пушкин был уже не молод.
2 ведущий:Придворное звание обязывало посещать балы и вечера, а поэту хотелось уединения для творчества. Светское общество угнетало поэта. Пушкину не могли простить его гениальности, его травили чёрной завистью, клеветой, сплетнями. Это вело к кровавой развязке. Пушкин это понимал.
1 ведущий: (Слайд Дантес) Осенью 1835 г. появился Жорж Дантес. Сначала его внимание к Наталье Николаевне не выходило за рамки светских приличий и никаких толков не вызывало.
2 ведущий: (Слайд Пушкин, Натали и Дантес) Но в январе 1836 г. молодой кавалергард в своих письмах друзьям хвастается чувством любви, возникшим между ним и Натальей Николаевной.
(Слайд Последняя встреча) Сценка из романа «Евгений Онегин».
«Довольно; встаньте. Я должна
Вам объясниться откровенно.
Онегин, помните ль тот час,
Когда в саду, в аллее нас
Судьба свела, и так смиренно
Урок ваш выслушала я?
Сегодня очередь моя.
XLIII
Онегин, я тогда моложе,
Я лучше, кажется, была,
И я любила вас; и что же?
Что в сердце вашем я нашла?
Какой ответ? одну суровость.
Не правда ль? Вам была не новость
Смиренной девочки любовь?
И нынче — боже! — стынет кровь,
Как только вспомню взгляд холодный
И эту проповедь… Но вас
Я не виню: в тот страшный час
Вы поступили благородно,
Вы были правы предо мной:
Я благодарна всей душой…
XLIV
Тогда — не правда ли? — в пустыне,
Вдали от суетной молвы,
Я вам не нравилась… Что ж ныне
Меня преследуете вы?
Зачем у вас я на примете?
Не потому ль, что в высшем свете
Теперь являться я должна;
Что я богата и знатна,
Что муж в сраженьях изувечен,
Что нас за то ласкает двор?
Не потому ль, что мой позор
Теперь бы всеми был замечен,
И мог бы в обществе принесть
Вам соблазнительную честь?
…………………………………
XLVII
А счастье было так возможно,
Так близко!.. Но судьба моя
Уж решена. Неосторожно,
Быть может, поступила я:
Меня с слезами заклинаний
Молила мать; для бедной Тани
Все были жребии равны…
Я вышла замуж. Вы должны,
Я вас прошу, меня оставить;
Я знаю: в вашем сердце есть
И гордость и прямая честь.
Я вас люблю (к чему лукавить?),
Но я другому отдана;
Я буду век ему верна».
1 ведущий: Похожая сцена вполне могла произойти и между Дантесом и Натали.
2 ведущий: Одни исследователи жизни и творчества А. С. Пушкина, включая Анну Ахматову и Марину Цветаеву, считали, что прямо или косвенно Натали виновата в смерти Пушкина.
1 ведущий: Другие исследователи считают, что Натали, хотя и была увлечена Дантесом, «осталась верна своему долгу». В одном из писем Дантес говорит, что на уговоры «нарушить ради него свой долг» жена Пушкина ответила ему отказом.
2 ведущий: (Слайд кадр из фильма «Пушкин. Последняя дуэль» — Пушкин и Натали). Где правда, а где домыслы, мы с вами точно уже не узнаем. Думаю, каждый вправе считать так, как подсказывает ему его сердце.
1 ведущий:Пушкин с негодованием отнёсся к тому, что его личная жизнь стала предметом светских сплетен.
2 ведущий:Чтобы защитить честь своей жены и свою поэт вынужден был драться на дуэли. 27 января 1837 г. состоялся роковой поединок.
(Слайд Дуэль) Звучит песня " Натали".
(Слайд кадр из фильма «Пушкин. Последняя дуэль»)
1 ведущий: (Слайд Пушкин перед смертью)10 февраля 1837 года, 2 ч. 45 мин. (пауза)…
(Слайд смерть) В этот день перестало биться сердце великого русского поэта. В газете того времени появился некролог: «Солнце нашей поэзии закатилось! Пушкин скончался во цвете лет, в середине своего великого поприща».
Звуки хронометра.
Звучит увертюра из кф «Звезда пленительного счастья), муз. И. Шварца.
Под звуки музыки ученик читает отрывок из стихотворения «Смерть Поэта».
Погиб Поэт! — невольник чести —
Пал, оклеветанный молвой,
С свинцом в груди и жаждой мести,
Поникнув гордой головой!..
Не вынесла душа Поэта
Позора мелочных обид,
Восстал он против мнений света
Один, как прежде… и убит!
Убит!., к чему теперь рыданья,
Пустых похвал ненужный хор
И жалкий лепет оправданья?
Судьбы свершился приговор!
3 ученицы по строфе читают стихотворение А. Дементьева «А мне приснился сон…»
1 ученица (Слайд Соболевский):
А мне приснился сон,
Что Пушкин был спасён
Сергеем Соболевским…
Его любимый друг
С достоинством и блеском
Дуэль расстроил вдруг.
Дуэль не состоялась.
Остались боль и ярость.
Да шум великосветский,
Что так ему постыл…
К несчастью, Соболевский
В тот год в Европах жил.
2 ученица (Слайд Натали):
А мне приснился сон,
Что Пушкин был спасён…
Всё было очень просто:
У Троицкого моста
Он встретил Натали.
Их экипажи встали.
Она была в вуали —
В серебряной пыли.
Он вышел поклониться,
Сказать -Пускай не ждут.
Могло всё измениться
В те несколько минут.
К несчастью, Натали
Была так близорука,
Что, не узнав супруга,
Растаяла вдали.
3 ученица (Слайд Данзас):
А мне приснился сон,
Что Пушкин был спасён…
Под дуло пистолета,
Не опуская глаз,
Шагнул вперёд Данзас
И заслонил поэта.
И слышал только лес,
Что говорит он другу…
И опускает руку
Несбывшийся Дантес.
К несчастью, пленник чести
Так поступить не смел.
Остался он на месте.
И выстрел прогремел.
А мне приснился сон,
Что Пушкин был спасён…
2 ведущий: У великих людей только одна дата — дата их рождения, потому что великие поэты не умирают…
(Слайд памятник ) И нерукотворным памятником Пушкину остаётся народная любовь.
Звучит музыка Э. Артемьева из кф «Раба любви» («Поклонники») - Пушкин (2) читает стихотворение «Я памятник себе воздвиг нерукотворный»:
Я памятник себе воздвиг нерукотворный,
К нему не зарастет народная тропа,
Вознесся выше он главою непокорной
Александрийского столпа.
Нет, весь я не умру — душа в заветной лире
Мой прах переживет и тленья убежит —
И славен буду я, доколь в подлунном мире
Жив будет хоть один пиит.
Слух обо мне пройдет по всей Руси великой,
И назовет меня всяк сущий в ней язык,
И гордый внук славян, и финн, и ныне дикой
Тунгус, и друг степей калмык.
И долго буду тем любезен я народу,
Что чувства добрые я лирой пробуждал,
Что в мой жестокий век восславил я Свободу
И милость к падшим призывал.
Веленью божию, о муза, будь послушна,
Обиды не страшась, не требуя венца,
Хвалу и клевету приемли равнодушно
И не оспоривай глупца.
1 ведущий: (Слайд Пушкин) Александр Сергеевич Пушкин ушёл из жизни в расцвете лет, на творческом взлёте, он ушёл, не дожив, не допев, не долюбив. Но даже за такую короткую жизнь он сумел выполнить важную миссию, с которой пришёл на землю: он научил нас думать, сопереживать, дружить, любить. Его творчество продолжает нас волновать, не позволяет нам стать равнодушными.Судьбе было угодно, чтобы он был русским человеком, и это счастье для нас.
2 ведущий: Мне кажется, Пушкин не мог постареть. Он не мог стать стариком. Некоторые люди рождаются стариками, а Пушкин не мог бы стать им. Для нас он вечно молодой и гениальный.Гении не старятся, им чужды человеческие законы. Я удивляюсь, почему они не умеют летать. Видимо, природе хочется соблюсти хоть какие-то приличия.
1 ведущий: (Слайд Звёздное небо) Он, как яркая звёзда, осветил нашу жизнь, но не погас, а растворился в бескрайнем звёздном небе. Мне кажется, на небе есть звезда Пушкина.Если в безоблачную ночь посмотреть на небо, то можно представить себе его там, пишущего свои бессмертные стихи. В этот момент можно почувствовать вечность. Посмотрите как-нибудь на безоблачное небо ночью. Я уверяю вас, вы увидите.
2 ведущий: (Слайд Пушкин на фоне неба) Только смотрите сердцем, а не глазами, как советовал нам Антуан де Сент — Экзюпери. Невозможно познать гения до конца. Но посмотрите на небо…
Когда закончится музыка из фильма «Раба любви», включить песню «Нежность» в исполнении М. Кристалинской.
ВЕДУЩИЙ: Наш вечер подошёл к концу. Давайте поблагодарим ребят-артистов и пожелаем им творческих успехов. До новых встреч!
Подведение итоговконкурса рисунков и поделок (начальная школа), посвящённого творчеству А. С. Пушкина.
Список использованной литературы и Интернет-источников:
1. Биография А. С. Пушкина http://pushkin.ellink.ru/pushkin/push1.asp
2. «Лицейские друзья Пушкина» http://lit.1september.ru/article.php?ID=200901108
3. «Современники Пушкина. Пушкин. Царское Село» http://www.pushkin-town.net/.pushkin/rus/assovrem.htm
4. «Женщины Пушкина» http://culture.pskov.ru/excursions/ru/43
5. «Дуэль и смерть Пушкина» http://www.abc-people.com/data/pushkin/soch3.htm
6. С. Макаренко « Наталия Николаевна Пушкина» http://www.peoples.ru/family/wife/pushkina/
7. Николенко О. «Натали» http://teksty-pesenok.ru/rus-romans/tekst-pesni-natali-kak-vas-lyubil-poet/1904322
https://yadi.sk/d/-W7uDUK1WK97m
(Слайд портрет Пушкина)1-й ведущий:Всем с детства знакомо звонкое имя — Пушкин. При этом имени тотчас осеняет мысль о русском национальном поэте. В нем отразилась русская природа, русская душа, русский язык, русский характер.
1-й ведущий: Сегодня мы перелистаем страницы великой биографии поэта, чтобы понять, что для него всегда было дорого: честь, верность, дружба, любовь.
На сцену выходят 2 второклассника, дёргают старшеклассника за пиджак и говорят:
— Можно мы тоже будем участвовать?
— А вы кто такие, ну – ка, идите отсюда.
— Мы второклассники, мы тоже уже Пушкина знаем и любим.
— Да что вы о нём знаете?
— Я знаю, что у Пушкина было не очень счастливое детство, он не был любимым ребёнком в семье. Матери и отцу было не до него. Они были заняты собой. Зато его любили бабушка и няня. Когда Пушкина родители ругали за шалости, он всегда прибегал к бабушке и прятался у неё в корзине с клубками для вязания.
— (Слайд Пушкин и няня) Няня всегда возилась с ним, заботилась о нем, утешала и баловала, рассказывала ему сказки. Даже когда Пушкин был уже взрослым, он вспоминал нянины сказки и на их основе создал свои.
— Мы знаем и любим сказки Пушкина и хотим показать отрывок из известной всем сказки.
— Ну, что с вами делать, давайте. Показывайте.
Демонстрация отрывка из сказки Пушкина (кукольная инсценировка «Сказки о рыбаке и рыбке»).
…………………………………………………………………………………………………………
Видео из фильма «18 – 14» — об образовании Лицея + урок химии.
(В это время ставят столы и стулья для сценки, доску)
2-й ведущий: (Слайд Лицей) Итак, 19 октября 1811 г. был открыт Царскосельский лицей. (Слайд лицей и лицеисты) Тридцать мальчиков сели за парты и стали одноклассниками. Из этих мальчишек выросли поэты, министры, офицеры, сельские домоседы и неугомонные путешественники. Одним из них был Пушкин.
(Слайд лицеисты) Звучит начало песни «Кавалергарды» из кф «Звезда пленительного счастья», муз. И. Шварца. Под музыку выбегают на сцену четверо лицеистов (дурачась) и занимают места за партами. Входит учитель. (Лицеисты – ученики 8 класса, учитель – ученик 9 класса).
Ведущий (в роли учителя):(Слайд Пушкин) Начинаем урок математики. Пушкин – к доске. Решите уравнение. (Пушкин пытается решить уравнение, а в это время учитель представляет его лицейских друзей, которые рассказывают о Пушкине).
Ведущий (в роли учителя):(Слайд Пущин)Пущин Иван, 13 лет. Прозвища: Большой Жано, Иван Великий. С хорошими дарованиями. В обращении приятен, вежлив и искренен, но с приличной разборчивостью и осторожностью. Самый близкий друг Пушкина.
(Слайд Пушкин и Пущин) Ученик в роли Пущина встаёт и говорит: «Я не был из застенчивого десятка, но на приёмных экзаменах как – то потерялся, глядел на всех и никого не видел. Запомнил только одного мальчика, живого, курчавого, быстроглазого, тоже несколько сконфуженного – Александра Пушкина. По сходству фамилий, потому что наши спальни оказались рядом (моя — №13, а его — №14), мне захотелось с ним особенно сойтись. И мы действительно быстро подружились и стали неразлучны.
(Слайд) Ведущий (в роли учителя): Много позже, когда Пущин узнал, что поэт в изгнании, он решил непременно навестить его. Это свидание осталось в памяти друзей как самое дорогое воспоминание их жизни. (Слайд Встреча в Михайловском) Пушкин посвятит своему другу замечательное стихотворение «Мой первый друг…» (Слайд Пущин у Пушкина)
Читает ученик, играющий Пушкина:
Мой первый друг, мой друг бесценный!
И я судьбу благословил,
Когда мой двор уединенный,
Печальным снегом занесенный,
Твой колокольчик огласил.
Молю святое провиденье:
Да голос мой душе твоей
Дарует то же утешенье,
Да озарит он заточенье
Лучом лицейских ясных дней!
Ведущий (в роли учителя):Пушкин, вы не отвлекайтесь, давайте решайте, решайте уравнение.
Ведущий (в роли учителя):(Слайд Кюхельбекер) Кюхельбекер Вильгельм, 14 лет. Лицейские прозвища— «Кюхля», «Гезель», «Бекеркюхель». Неловкий, неуравновешенный, смешной, но благородный и бескорыстный.
Кюхельбекер: (Слайд Бакунина) «Первой любовью Пушкина была Катенька Бакунина, старшая сестра товарища Пушкина по Лицею. Прелестное лицо её, дивный стан и очаровательное обращение произвели огромное впечатление на юного Пушкина. Если он не видел её несколько часов, то испытывал настоящую муку, и радовался безмерно, что был счастлив 5 минут. В Лицее Пушкин о любви писал так:
Вот здесь лежит больной студент,
Его судьба неумолима.
Несите прочь медикамент:
Болезнь неизлечима.
Ведущий (в роли учителя):От этих первых вздохов начинается тропинка, которая приведёт к величайшим стихам (читает отрывок из стихотворения «Признание»):
Я вас люблю, — хоть я бешусь,
Хоть это труд и стыд напрасный,
И в этой глупости несчастной
У ваших ног я признаюсь!
Мне не к лицу и не по летам…
Пора, пора мне быть умней!
Но узнаю по всем приметам
Болезнь любви в душе моей:
Без вас мне скучно, — я зеваю;
При вас мне грустно, — я терплю;
И, мочи нет, сказать желаю,
Мой ангел, как я вас люблю!..
Учитель:Да… шедевр!!! Но не будем отвлекаться. Итак…
Ведущий (в роли учителя):(Слайд Дельвиг) Дельвиг Антон, 13 лет. Прозвища: Тося, Тосенька. Медлительный, неповоротливый, преподаватели называли его способности, как и прилежание, посредственными, а успехи медленными, зато отмечали его поэтическое дарование.
Дельвиг:В лицее у Пушкина было много прозвищ: Француз, Егоза, Сверчок, Искра, Обезьяна, Мартышка. У него было прекрасное чувство юмора. Однажды император Александр I, посетив лицей и расхаживая по классам, задал «дежурный» по тем временам вопрос всяких инспекторов и проверяющих: «Кто здесь первый?», имея в виду воспитанника, первого в учебе. «Здесь нет, Ваше Императорское Величество, первых, все вторые!» — с ходу ответил Пушкин, ведь Первым был сам Александр…
Ученик Пущин встаёт из — за парты, подходит к ученику Дельвигу и говорит:(Слайд Пушкин на экзамене) Однако Пушкин всё – таки был первым, но в другом. Уже в Лицее он плотно занимался поэзией. Среди лицеистов проводились литературные соревнования, где Пушкин долгое время одерживал первенство.
Все мы видели, что Пушкин нас опередил, многое прочел, о чем мы и не слыхали, всё, что читал, помнил, но достоинство его состояло в том, что он отнюдь и не думал важничать, как это очень часто бывает в те годы.
На выпускном экзамене Пушкин будет читать стихи Державину, и тот воскликнет: «Я не умер! Вот кто заменит Державина!»
Ученик Кюхельбекер встаёт из- за парты, подходит к ученикам Дельвигу и Пущину и говорит:(Слайд Пушкин и лицеисты) За 6 лицейских лет мы полюбили друг друга. Стали друзьями. Мы пронесли эту дружбу через всю жизнь. Мы её боготворили, ставили на первое место выше карьеры, удачи, даже любви.
Ведущий (в роли учителя):Подходит с указкой в руке и спрашивает Пушкина:
«Что же вышло? Чему равняется икс?»
Пушкин: «Нулю»…
Учитель: " У вас, Пушкин, в моём классе всё кончается нулём. Садитесь на место и пишите лучше свои стихи".
(Голос 2 ведущего за сценой: «И Пушкин писал».) (Слайд кадр из фильма)
Ученик Пушкин подходит к друзьям. Четверо лицеистов, взявшись за руки, читают хором:
Друзья мои, прекрасен наш союз!
Он как душа неразделим и вечен,
Неколебим, свободен и беспечен,
Срастался он под сенью дружных муз.
Куда бы нас ни бросила судьбина,
И счастие куда б ни повело,
Все те же мы: нам целый мир чужбина,
Отечество нам Царское Село.
2 ведущий (за сценой): Какая сила может противостоять вот этим пушкинским строчкам? И вы спросите: сколько может длиться настоящая дружба?
Опять звучит начало песни «Кавалергарды». Лицеисты, взяв стулья, убегают со сцены. …………………………………………………………………………………………
1 ведущий: (Слайд Пушкин в Петербурге) После окончания Лицея Пушкин не возвратился в Москву, в 1817 году он переехал в Петербург и был зачислен на службу в Коллегию иностранных дел. (Слайд Пушкин на балу) В Петербурге он вращался в светском обществе, в литературном окружении, посещал театры, балы.
(Слайд Бал)Танец под вальс Свиридова из кф «Метель» (исполняют ученики).
2 ведущий:(Слайд Женщины Пушкина)Наверное, у нас не было поэта, так много, так полно, так разнообразно любившего. Любившего всегда, любившего постоянно. Восторженные признания и шутливые уверения, страсть и ревность, нежность и досада, какое-то особенное благородство чувства пронизывают стихи, обращенные к женщинам, которых любил, которыми восхищался поэт.
1 ведущий:(Слайд Керн) Анна Керн. Впервые 19-летний Пушкин встретил Анну Керн на одном из вечеров в Петербурге в 1819 году. Вторая встреча произошла в 1825 году в Тригорском, а при расставании поэт преподнес ей экземпляр второй главы «Евгения Онегина» и ставшими знаменитыми стихи: «Я помню чудное мгновение».
Ученица исполняет романс, муз. Глинки.
2 ведущий: (Слайд Воронцова)Елизавета Воронцова — одна из самых богатых и очаровательных женщин своего времени. Увлечение Воронцовой оставило глубокий след в творчестве Пушкина. Когда в 1824 году Пушкин покидал Одессу, Воронцова подарила ему перстень — талисман с сердоликовой печаткой, которым поэт дорожил. Перстень был на нем и в день его последней дуэли.
1 ведущий: (Слайд Оленина)Анна Оленина. А.С.Пушкин бывал у Олениных с юности и знал Анну еще ребенком. В 1828 году он был глубоко увлечен Олениной. Она явилась вдохновительницей большого цикла любовной лирики поэта.
Ученик (Пушкин 2) читает стихотворение «Я Вас любил»:
Я вас любил: любовь еще, быть может,
В душе моей угасла не совсем;
Но пусть она вас больше не тревожит;
Я не хочу печалить вас ничем.
Я вас любил безмолвно, безнадежно,
То робостью, то ревностью томим;
Я вас любил так искренно, так нежно,
Как дай вам бог любимой быть другим.
2 ведущий: (Слайд Раевская) Мария Раевская. Пушкин был знаком с семьей Раевских еще по Петербургу (1817-1820) и особенно сблизился с ними во время совместного путешествия на Кавказские минеральные воды и по Крыму.
В М. Н. Раевской некоторые исследователи видели предмет «утаённой любви» Пушкина и связывали с ее именем ряд его стихотворений, например, «На холмах Грузии» (1829). Увлечение Пушкина ею было лишено всякой чувственности и мучительной страсти. Раевская позже писала: «Как поэт, он считал своим долгом быть влюблённым во всех хорошеньких женщин…, с которыми встречался. В сущности, он обожал только свою музу и поэтизировал всё, что видел».
1 ведущий: Цельность натуры, глубина чувств, красота души, скромность, готовность к самопожертвованию — это черты, которые присущи и его любимым героиням.
Ученица исполняет романс «На холмах Грузии», муз. Римского – Корсакова.
В это время на сцену ставят маленький столик и подсвечник, книги, листочки для письма.
2 ведущий: (Слайд Знакомство)27 декабря 1828 года в Москве на балу танцмейстера Йогеля Пушкин встретил Наталью Гончарову.
(Слайд Гончарова) Она стала самой большой любовью в жизни Пушкина.
Звучит музыка Шуберта «Аве Мария» — ученик (Пушкин 2) читает стихотворение «Мадонна»:
(Слайд моя Мадонна)
Не множеством картин старинных мастеров
Украсить я всегда желал свою обитель,
Чтоб суеверно им дивился посетитель,
Внимая важному сужденью знатоков.
В простом углу моем, средь медленных трудов,
Одной картины я желал быть вечно зритель,
Одной: чтоб на меня с холста, как с облаков,
Пречистая и наш божественный спаситель —
Она с величием, он с разумом в очах —
Взирали, кроткие, во славе и в лучах,
Одни, без ангелов, под пальмою Сиона.
Исполнились мои желания. Творец
Тебя мне ниспослал, тебя, моя Мадонна,
Чистейшей прелести чистейший образец.
(Слайд Пушкин и Натали)
Пушкин (2) садится за маленький столик, на столе бумага, портрет Натали, перо.
Пишут и проговаривают письма.
ПУШКИН: Въезд в Москву запрещен, и вот я заперт в Болдине. Именем неба молю, дорогая Наталья Николаевна, пишите мне, несмотря на то, что вам не хочется писать. Скажите мне, где вы? Оставили ли вы Москву? Нет ли окольного пути, который мог бы меня привести к вашим ногам? Я совсем потерял мужество, и не знаю в самом деле, что делать.
(Голос за сценой) ГОНЧАРОВА: Милый Пушкин, я тоже жду того дня, что сделает нас счастливыми. Но сейчас это невозможно, вчера я даже немного всплакнула.
ПУШКИН: Письмо это застанет тебя после твоих именин. Гляделась ли ты в зеркало и уверилась ли ты, что с твоим лицом ничего сравнить нельзя на свете, а душу твою люблю я еще более твоего лица. Прощай, мой ангел, целую тебя крепко. (Слайд Дворцовая площадь)
1 ведущий:Пушкины жили в любви и согласии. (Слайд кадр из фильма «Пушкин. Последняя дуэль»). У них было четверо детей. (Слайд Дети).
2 ведущий:(Слайд После бала) Однако их семейное счастье длилось недолго.
1 ведущий:(Слайд Пушкины и Николай) В свете ходили слухи, что сам император неравнодушен к жене Пушкина. Николай I, уже 2 раза высылавший поэта в ссылку за его вольнолюбивые стихи, за дружбу с декабристами, хотел держать неблагонадёжного поэта при себе, поэтому в 1834 году пожаловал ему звание камер – юнкера, которое давалось юношам, а Пушкин был уже не молод.
2 ведущий:Придворное звание обязывало посещать балы и вечера, а поэту хотелось уединения для творчества. Светское общество угнетало поэта. Пушкину не могли простить его гениальности, его травили чёрной завистью, клеветой, сплетнями. Это вело к кровавой развязке. Пушкин это понимал.
1 ведущий: (Слайд Дантес) Осенью 1835 г. появился Жорж Дантес. Сначала его внимание к Наталье Николаевне не выходило за рамки светских приличий и никаких толков не вызывало.
2 ведущий: (Слайд Пушкин, Натали и Дантес) Но в январе 1836 г. молодой кавалергард в своих письмах друзьям хвастается чувством любви, возникшим между ним и Натальей Николаевной.
(Слайд Последняя встреча) Сценка из романа «Евгений Онегин».
«Довольно; встаньте. Я должна
Вам объясниться откровенно.
Онегин, помните ль тот час,
Когда в саду, в аллее нас
Судьба свела, и так смиренно
Урок ваш выслушала я?
Сегодня очередь моя.
XLIII
Онегин, я тогда моложе,
Я лучше, кажется, была,
И я любила вас; и что же?
Что в сердце вашем я нашла?
Какой ответ? одну суровость.
Не правда ль? Вам была не новость
Смиренной девочки любовь?
И нынче — боже! — стынет кровь,
Как только вспомню взгляд холодный
И эту проповедь… Но вас
Я не виню: в тот страшный час
Вы поступили благородно,
Вы были правы предо мной:
Я благодарна всей душой…
XLIV
Тогда — не правда ли? — в пустыне,
Вдали от суетной молвы,
Я вам не нравилась… Что ж ныне
Меня преследуете вы?
Зачем у вас я на примете?
Не потому ль, что в высшем свете
Теперь являться я должна;
Что я богата и знатна,
Что муж в сраженьях изувечен,
Что нас за то ласкает двор?
Не потому ль, что мой позор
Теперь бы всеми был замечен,
И мог бы в обществе принесть
Вам соблазнительную честь?
…………………………………
XLVII
А счастье было так возможно,
Так близко!.. Но судьба моя
Уж решена. Неосторожно,
Быть может, поступила я:
Меня с слезами заклинаний
Молила мать; для бедной Тани
Все были жребии равны…
Я вышла замуж. Вы должны,
Я вас прошу, меня оставить;
Я знаю: в вашем сердце есть
И гордость и прямая честь.
Я вас люблю (к чему лукавить?),
Но я другому отдана;
Я буду век ему верна».
1 ведущий: Похожая сцена вполне могла произойти и между Дантесом и Натали.
2 ведущий: Одни исследователи жизни и творчества А. С. Пушкина, включая Анну Ахматову и Марину Цветаеву, считали, что прямо или косвенно Натали виновата в смерти Пушкина.
1 ведущий: Другие исследователи считают, что Натали, хотя и была увлечена Дантесом, «осталась верна своему долгу». В одном из писем Дантес говорит, что на уговоры «нарушить ради него свой долг» жена Пушкина ответила ему отказом.
2 ведущий: (Слайд кадр из фильма «Пушкин. Последняя дуэль» — Пушкин и Натали). Где правда, а где домыслы, мы с вами точно уже не узнаем. Думаю, каждый вправе считать так, как подсказывает ему его сердце.
1 ведущий:Пушкин с негодованием отнёсся к тому, что его личная жизнь стала предметом светских сплетен.
2 ведущий:Чтобы защитить честь своей жены и свою поэт вынужден был драться на дуэли. 27 января 1837 г. состоялся роковой поединок.
(Слайд Дуэль) Звучит песня " Натали".
(Слайд кадр из фильма «Пушкин. Последняя дуэль»)
1 ведущий: (Слайд Пушкин перед смертью)10 февраля 1837 года, 2 ч. 45 мин. (пауза)…
(Слайд смерть) В этот день перестало биться сердце великого русского поэта. В газете того времени появился некролог: «Солнце нашей поэзии закатилось! Пушкин скончался во цвете лет, в середине своего великого поприща».
Звуки хронометра.
Звучит увертюра из кф «Звезда пленительного счастья), муз. И. Шварца.
Под звуки музыки ученик читает отрывок из стихотворения «Смерть Поэта».
Погиб Поэт! — невольник чести —
Пал, оклеветанный молвой,
С свинцом в груди и жаждой мести,
Поникнув гордой головой!..
Не вынесла душа Поэта
Позора мелочных обид,
Восстал он против мнений света
Один, как прежде… и убит!
Убит!., к чему теперь рыданья,
Пустых похвал ненужный хор
И жалкий лепет оправданья?
Судьбы свершился приговор!
3 ученицы по строфе читают стихотворение А. Дементьева «А мне приснился сон…»
1 ученица (Слайд Соболевский):
А мне приснился сон,
Что Пушкин был спасён
Сергеем Соболевским…
Его любимый друг
С достоинством и блеском
Дуэль расстроил вдруг.
Дуэль не состоялась.
Остались боль и ярость.
Да шум великосветский,
Что так ему постыл…
К несчастью, Соболевский
В тот год в Европах жил.
2 ученица (Слайд Натали):
А мне приснился сон,
Что Пушкин был спасён…
Всё было очень просто:
У Троицкого моста
Он встретил Натали.
Их экипажи встали.
Она была в вуали —
В серебряной пыли.
Он вышел поклониться,
Сказать -Пускай не ждут.
Могло всё измениться
В те несколько минут.
К несчастью, Натали
Была так близорука,
Что, не узнав супруга,
Растаяла вдали.
3 ученица (Слайд Данзас):
А мне приснился сон,
Что Пушкин был спасён…
Под дуло пистолета,
Не опуская глаз,
Шагнул вперёд Данзас
И заслонил поэта.
И слышал только лес,
Что говорит он другу…
И опускает руку
Несбывшийся Дантес.
К несчастью, пленник чести
Так поступить не смел.
Остался он на месте.
И выстрел прогремел.
А мне приснился сон,
Что Пушкин был спасён…
2 ведущий: У великих людей только одна дата — дата их рождения, потому что великие поэты не умирают…
(Слайд памятник ) И нерукотворным памятником Пушкину остаётся народная любовь.
Звучит музыка Э. Артемьева из кф «Раба любви» («Поклонники») - Пушкин (2) читает стихотворение «Я памятник себе воздвиг нерукотворный»:
Я памятник себе воздвиг нерукотворный,
К нему не зарастет народная тропа,
Вознесся выше он главою непокорной
Александрийского столпа.
Нет, весь я не умру — душа в заветной лире
Мой прах переживет и тленья убежит —
И славен буду я, доколь в подлунном мире
Жив будет хоть один пиит.
Слух обо мне пройдет по всей Руси великой,
И назовет меня всяк сущий в ней язык,
И гордый внук славян, и финн, и ныне дикой
Тунгус, и друг степей калмык.
И долго буду тем любезен я народу,
Что чувства добрые я лирой пробуждал,
Что в мой жестокий век восславил я Свободу
И милость к падшим призывал.
Веленью божию, о муза, будь послушна,
Обиды не страшась, не требуя венца,
Хвалу и клевету приемли равнодушно
И не оспоривай глупца.
1 ведущий: (Слайд Пушкин) Александр Сергеевич Пушкин ушёл из жизни в расцвете лет, на творческом взлёте, он ушёл, не дожив, не допев, не долюбив. Но даже за такую короткую жизнь он сумел выполнить важную миссию, с которой пришёл на землю: он научил нас думать, сопереживать, дружить, любить. Его творчество продолжает нас волновать, не позволяет нам стать равнодушными.Судьбе было угодно, чтобы он был русским человеком, и это счастье для нас.
2 ведущий: Мне кажется, Пушкин не мог постареть. Он не мог стать стариком. Некоторые люди рождаются стариками, а Пушкин не мог бы стать им. Для нас он вечно молодой и гениальный.Гении не старятся, им чужды человеческие законы. Я удивляюсь, почему они не умеют летать. Видимо, природе хочется соблюсти хоть какие-то приличия.
1 ведущий: (Слайд Звёздное небо) Он, как яркая звёзда, осветил нашу жизнь, но не погас, а растворился в бескрайнем звёздном небе. Мне кажется, на небе есть звезда Пушкина.Если в безоблачную ночь посмотреть на небо, то можно представить себе его там, пишущего свои бессмертные стихи. В этот момент можно почувствовать вечность. Посмотрите как-нибудь на безоблачное небо ночью. Я уверяю вас, вы увидите.
2 ведущий: (Слайд Пушкин на фоне неба) Только смотрите сердцем, а не глазами, как советовал нам Антуан де Сент — Экзюпери. Невозможно познать гения до конца. Но посмотрите на небо…
Когда закончится музыка из фильма «Раба любви», включить песню «Нежность» в исполнении М. Кристалинской.
ВЕДУЩИЙ: Наш вечер подошёл к концу. Давайте поблагодарим ребят-артистов и пожелаем им творческих успехов. До новых встреч!
Подведение итоговконкурса рисунков и поделок (начальная школа), посвящённого творчеству А. С. Пушкина.
Список использованной литературы и Интернет-источников:
1. Биография А. С. Пушкина http://pushkin.ellink.ru/pushkin/push1.asp
2. «Лицейские друзья Пушкина» http://lit.1september.ru/article.php?ID=200901108
3. «Современники Пушкина. Пушкин. Царское Село» http://www.pushkin-town.net/.pushkin/rus/assovrem.htm
4. «Женщины Пушкина» http://culture.pskov.ru/excursions/ru/43
5. «Дуэль и смерть Пушкина» http://www.abc-people.com/data/pushkin/soch3.htm
6. С. Макаренко « Наталия Николаевна Пушкина» http://www.peoples.ru/family/wife/pushkina/
7. Николенко О. «Натали» http://teksty-pesenok.ru/rus-romans/tekst-pesni-natali-kak-vas-lyubil-poet/1904322
https://yadi.sk/d/-W7uDUK1WK97m
Ссылка на материал: перейти
Размещено в
разделе:
Общеобразовательное учреждение
Учитель
Внеурочная деятельность
Литература
9 класс
10 июля 2014
Рекомендуемая литература
Обсуждение материала
Для добавления отзыва, пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Другие материалы автора
Популярное
Образовательные вебинары
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Вебинар «GOOGLE-формы как практический инструментарий в повседневной деятельности педагога»
- Вебинар «Youtube-канал как неотделимый компонент GOOGLE-аккаунта»
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Международный вебинар «Рисование ватными палочками как нетрадиционная техника рисования и метод коррекции психических состояний дошкольников»
- Вебинар «Детская агрессия: нейроигровые приемы обучению саморегуляции, способам выражения гнева в приемлемой форме, формирование позитивных качеств личности»