В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

Учебно-Методический портал
Чёрная пятница! С 20 по 22 ноября 2024 г. Скидки 75% на ВСЁ! Подробнее

«Сочинение – рассуждение на лингвистическую тему в формате ГИА. Обобщение изученного».

«Сочинение – рассуждение на лингвистическую тему в формате ГИА. Обобщение изученного».

Ирина Журавлёва
Тип материала: Урок
просмотров: 35412
Краткое описание
-  продолжить работу по обучению написания  сочинения – рассуждения на лингвистическую тему, пользуясь алгоритмом и вариантом сочинения;
- научить характеризовать лексические и грамматические явления русского языка;
-  давать обоснованный ответ на поставленный вопрос;
- находить аргументы;
-  формирование умения составлять собственное высказывание на лингвистическую тему;
- делать вывод;
- повторить ранее изученный материал.
Описание
Урок русского языка в 9 классе. Тема урока:«Сочинение – рассуждение на лингвистическую тему в формате ГИА. Обобщение изученного». Цели: 1.Образовательная:
— продолжить работу по обучению написания сочинения – рассуждения на лингвистическую тему, пользуясь алгоритмом и вариантом сочинения;
— научить характеризовать лексические и грамматические явления русского языка;
— давать обоснованный ответ на поставленный вопрос;
— находить аргументы; — формирование умения составлять собственное высказывание на лингвистическую тему; — делать вывод; — повторить ранее изученный материал. 2.Развивающая: -развивать умение объяснять и доказывать;
— формировать умение работать с теоретическим материалом урока, находить необходимый материал для приведения аргументов;
— развивать у детей умение строить логическую цепочку, добиваясь смысловой цельности и последовательности; — развивать уровень самоподготовки; — развивать речь, мышление, память. 3.Воспитательная: — формировать культуру речевого общения, творческую, речевую и мыслительную активность, интерес к предмету на основе языковых впечатлений;
— воспитывать бережное отношение к слову, любовь к русскому языку и литературе, к своей стране и культуре. Оборудование урока: презентация, раздаточный материл для урока.

Тип урока:урок-практикум.
1. Вступительное слово учителя. Сообщение темы, цели и задач урока. Ребята, сочинение на экзамене считается работой «повышенной сложности».
Поэтому сегодня на уроке мы продолжим обучение написанию сочинения-рассуждения на лингвистическую тему, повторим и обобщим ранее изученное. Запишите число и тему урока.
2. Фронтальный опрос. а) Как вы понимаете смысл выражения «сочинение на лингвистическую тему»?Прилагательное «лингвистический» произошло от слова «лингвистика». Лингви́стика  (языкозна́ние, языкове́дение; от лат. lingua — язык) — наука, изучающая языки.
Учитель: Значит, основным содержанием такого сочинения будет именно  лингвистический материал. Вам придётся рассуждать о различных лингвистических понятиях (языковых явлениях).
б) Назовите 2 вида языковых явлений в русском языке. (лексические и грамматические)
в) Назовите известные вам лексические языковые явления.
Универсальные лексические категории: омонимы, синонимы, антонимы, паронимы.
Лексика активного и пассивного запаса: общеупотребительная лексика, диалектизмы, профессионализмы, жаргонизмы, арго, эмоционально окрашенные слова, архаизмы, историзмы, неологизмы, заимствованные слова, старославянизмы, традиционно-поэтические слова, народно-поэтические слова, разговорная лексика, просторечные слова, книжная лексика, термины, фразеологизмы, крылатые слова, эмоционально-экспрессивная лексика.
Тропы:метафора, метонимия, ирония, гипербола, олицетворение, сравнение, синекдоха, литота, эпитет, аллегория, перифраза…
Стилистические фигуры: градация, антитеза, оксюморон, лексический повтор, анафора, эпифора.

г) Что изучает грамматика? (ГРАММАТИКА = СЛОВООБРАЗОВАНИЕ + МОРФОЛОГИЯ + СИНТАКСИС)

д) Назовите грамматические явления в русском языке.
Словообразование  — это раздел науки о языке, который изучает состав (строение) слов и способы их образования. Морфема - это наименьшая значимая часть слова. 
В составе слова выделяются следующие значимые части (морфемы): 
корень, приставка, суффикс, окончание.
Морфология — раздел грамматики, который изучает части речи и их признаки.
Части речи: а) самостоятельные (имя существительное, имя прилагательное, имя числительное, местоимение, глагол, причастие,
деепричастие, наречие), б)служебные (предлог, союз, частица, в) междометия (ой, ах и т.д.)

Синтаксис — раздел грамматики, изучающий правила построения предложений и словосочетаний.
Синтаксические понятия: способы связи слов в словосочетании (согласование. управление, примыкание), повествовательные, побудительные, вопросительные предложения, восклицательные и невосклицательные предложения, простые предложения, двусоставные и односоставные предложения, типы односоставных предложений (определённо-личные, неопределённо-личные, безличные, назывные), неполные предложения, распространённые и нераспространённые предложения, обращения, однородные члены, обособленные члены (обстоятельства, определения, приложения, дополнения), уточняющие и поясняющие члены, вставные конструкции, вводные слова и предложения, прямая речь, косвенная речь, диалог, сложносочинённые предложения. сложноподчинённые предложения, бессоюзные предложения.
  Синтаксические средства художественной изобразительности: риторические восклицания, риторический вопрос, риторическое обращение, параллелизм, анафора, эпифора, инверсия, эллипсис, умолчание, смещение синтаксических конструкций, присоединительные конструкции, парцелляция, многосоюзие, бессоюзие, градация.

3. Повторение. Давайте вспомним алгоритм сочинения – рассуждения на лингвистическую тему, познакомимся с вариантом готового сочинения (презентация) и запишем в тетради план сочинения.
Слово учителя: итак, сегодняшний урок будет построен на основе характеристики лексических и грамматических явлений русского языка. Есть темы узкие, есть широкие. Начнём с узких тем, где уже указано лингвистическое явление.
4. Обобщение изученного. Этап № 1. Устная работа. Обратимся к тексту № 1. Прочитайте текст и сочините устное сочинение — рассуждение, раскрывая смысл высказывания, взятого из учебника русского языка: «Фразеологизмы – неизменные спутники нашей речи. Мы часто пользуемся ими в повседневной речи, порой даже не замечая, ведь многие из них привычны и знакомы с детства».

(1)Я резко обернулась и увидела дикое: молча, злобно, неумело Сева Агапов колотил Аллочку Ощепкову, а та, оказалось, тоже не лыком шита, сопротивлялась точно кошка – так же молча, злобно и неумело.
(2)Я подскочила к Севе, встряхнула его, чтобы он опомнился, пришёл в себя, дёрнула за руку, и без всякого перехода, с той же яростью Сева стал бить по моей руке свободным кулаком, грязно ругаясь.
(3)Я, ошеломлённая, приговаривала на его удары: – (4)Сева! (5) Севочка! (6) Сева! (7)Сильным драчливым движением он обрушился всем телом на мою руку и вырвался.
(8)Дверь хлопнула, а я заплакала. (9)От неожиданности, страха, бессилия. (10)Завыла в полный голос.
(11)Что делать, я тогда была начинающим учителем и часто плакала. (12)Мне многое было внове, а это – страшней всего – недетская детская брань.
(13)Теперь-то, десять лет спустя, пройдя многое и хлебнув горя, отвыкнув от слёз и привыкнув к жёсткости подлинной правды, я твёрдо знаю, что учитель должен уметь погрузиться в человека и не всегда – далеко не всегда! – там, в глубине, найдёт он благоухающие цветы, порой бывает как раз наоборот. (14)Но не надо пугаться! (15)Надо браться за дело, закатав рукава. (16)Надо брать в руки мотыгу и, несмотря на тягость и грязь, спотыкаясь, заходя в тупики и снова возвращаясь, осушать болото, пока на его месте не зацветут сады!..
(По А. Лиханову) 1. Вступление.В учебнике русского языка читаем: «Фразеологизмы – неизменные спутники нашей речи. Мы часто пользуемся ими в повседневной речи, порой даже не замечая, ведь многие из них привычны и знакомы с детства». Я полностью согласна с этим высказыванием.
2. Аргументы.
Фразеологизмы – это устойчивые сочетания слов, обладающие обычно целостным значением. Обратимся к тексту А. Лиханова. В предложении 1 находим выражение «не лыком шита», этот фразеологизм означает «не простак, себе на уме». Но устойчивое сочетание в тексте звучит явно ярче, экспрессивнее. Автор его использует для полноты характеристики девочки. В предложении 15 видим ещё один фразеологизм – «закатав рукава», означающий «с усердием взяться, энергично делать какую-то работу». Он позволяет читателю понять, к какому выводу по поводу сложного труда учителя приходит молодая учительница.
3.Заключение.
Таким образом, устойчивыми словосочетаниями, фразеологизмами, мы пользуемся очень часто, порою и не замечая этого, т. к. многие из них привычны и знакомы с детства.
5. Закрепление. Этап № 2. Письменная работа.
Учитель: Теперь обратимся к широкой теме. Один текст на широкую тему может включать несколько языковых явлений. Наша задача: найти лексические и грамматические явления и написать сочинение по ранее данному алгоритму.
Работа с текстом № 2. Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания Ф. М. Достоевского: «Язык есть, бесспорно, форма, тело, оболочка мысли».

(1) Дни всё короче, темнее. 3)Мама больше не берёт меня с собой, потому что в институте холодно, я там мёрзну, скучаю, путаюсь у всех под ногами. (4) С утра до вечера теперь я дома одна. (5) Собираясь на работу, мама горестно вздыхает: «Мы с отцом придём поздно, в буфете найдёшь, что покушать».
(6) Стоит входной двери захлопнуться – я одним прыжком к буфету! (7) На фарфоровом блюдечке – пузатенькая, «детская» чашечка с мучным супом – зеленоватой жидкостью – болтанкой и пластик чёрного хлеба, такой тоненький, что сквозь него просвечивает воздух. (8) Я знаю: больше мне оставить не могли. (10) На карточки выдают по сто двадцать пять граммов хлеба в день – на троих это четверть чёрной, тяжёлой, заскорузлой буханки.
(11) Ирочкина мама такого хлеба не признаёт.
— (12)Там же одни отруби и бумага, — возмущается она. – Разве это можно есть?
(14) Можно! (15) Да ещё как! …
(19) Снова и снова заглядываю в буфет. (20) Съесть свой дневной рацион сейчас или немного подождать? (24) Отхожу от буфета, копаюсь в постылых игрушках. (36) И вдруг меня осеняет мысль: съем! (37) Тогда, по крайней мере, и беспокоиться будет не о чем.
(39) Холодный суп пью маленькими глоточками, чтобы растянуть удовольствие. (40) Но счастливая минута проходит быстро, а я как голодной была, так голодной и осталась. (41) Часы тянутся медленно. (44) Мысли вообще шевелятся в мозгу еле – еле. (45) И я впадаю в какое – то полудремотное состояние.
(50) На кухне Агния Степановна жарит блины на постном масле, и на тарелке уже выросла тяжёлая мягкая стопка серых ноздреватых блинов. (51) А запах! (52) Может, попросить один? (53) Да ведь не даст. (54) А если таким жалостливым голосом, и сказать волшебное слово «пожалуйста»? (55) Нет, ни за что!
— (60) Ирочка! – пронзительно кричит Агния Степановна. – (61) Неси скорей блины в комнату, остынут!
(65) Не буду больше выходить на кухню. (66) Нечего унижаться.
(68) Через некоторое время в дверь стучат. (69) Ирка. (70) Сытая! (71) Я сухо перебрасываюсь с ней несколькими словами, и моя подружка уходит. (72) Но что это? (73) Почему и здесь, в комнате витает изумительный блинный дух? (74) Замечаю на краешке стола бесформенный комок газеты. (76) Разворачиваю бумажку – три блина!
(77) Эх, Ирка, дорогая моя Ирка!
(78) Почему о людях часто думаешь хуже, чем они есть на самом деле?
(По Э. Фоняковой)
Задание 1.Сочините и запишите вступление.
Великий русский писатель Ф. М. Достоевский считает: «Язык есть, бесспорно, форма, тело, оболочка мысли». Я полностью согласен с этим высказыванием. С помощью языка мы передаём другим людям наши мысли. Чем богаче наш язык, тем понятнее наши мысли.
Задание 2.Сочините главную часть (2 аргумента). Iаргумент будем писать на основе лексических явлений, II– грамматических.
Iаргумент:
А) В данном тексте автор описывает жизнь русских людей во время блокады Ленинграда. При помощи различных языковых средств он помогает почувствовать атмосферу того времени. В этом ему помогают эпитеты – образные определения, которые дают художественную характеристику явлению или предмету. Эпитет «заскорузлая» буханка (предложение 10) помогает понять, какой хлеб выдавали по карточке во время блокады, а «ноздреватые» блины (предложение 50) и «изумительный» дух (предложение 73) показывают ценность самой простой пищи для людей в то далёкое время. Эпитет «в постылых игрушках» (предложение 24) ещё ярче убеждает читателя в том, что, когда ребёнок голодает, ему не интересны даже любимые игрушки.Эпитет«жалостливым голосом» (предложение 54) тоже помогает передать состояние голодной девочки, которая чуть было не решилась унизиться перед соседкой и просить у неё еды.
Б) Придать яркость и образность тексту автору помогают средства изобразительности, например,олицетворение – троп, основанный на приписывании свойств и признаков одушевлённых предметов неодушевлённым. Автор пишет, что у его героини «мысли… шевелятся еле — еле» (предложение 44). Этим он хочет подчеркнуть, что от голода девочка ни о чём, кроме еды, не могла думать.
IIаргумент:
А) Автор использует и грамматические средства. Например, уменьшительно – ласкательные суффиксы: «тоненький» пластик чёрного хлеба (предложение 7), «маленькими глоточками» (предложение 39). Это даёт понять читателю, как плохо питались люди, как мало могли себе позволить, как дорога была для них пища, насколько была полна лишений жизнь людей во время войны.
Б) Однородные члены предложения– это члены предложения, отвечающие на один вопрос и выполняющие одну синтаксическую функцию. Они используются в тексте как выразительный приём речи. Убедимся в этом на примере однородных глаголов – сказуемых «мёрзну, скучаю, путаюсь у всех под ногами» (предложение 3). Они помогают более точно представить однообразный, скучный образ жизни девочки.

В)Ещё автор использует в тексте риторические вопросы и восклицания (стилистические фигуры, усиливающие внимание читателя). Риторический вопрос «Разве это можно есть?» (предложение 12) содержит отрицание, оформленное в виде вопроса. А риторические восклицания «Можно! Да ещё как!» (предложения 14 – 15) передают эмоции девочки, усиливают напряжённость речи.
Задание 3.Сочиняем заключение.
Таким образом, мы видим: с помощью языка, его лексических и грамматических явлений, можно более ярко, точно, полно выразить свои мысли.
6. Закрепление. Этап № 3. Рецензирование аргументов из ученических сочинений – рассуждений на лингвистическую тему.
а) Из сочинения по высказыванию из учебника русского языка: «Вводные слова и словосочетания играют существенную роль в нашем языке. Без них наша речь была бы сухой и невыразительной».
Вводное слово – это слово, которое выделяется запятыми, оно служит средством выразительности в тексте. Например, вводное слово «видишь ли» (предложение 3) использовано автором для привлечения внимания собеседника.
(Дано неверное определение вводного слова. Надо: вводное слово — это слово (либо словосочетание), которое входит в состав предложения, но не вступает с его членами в синтаксическую связь. Обычно дает сведение об источнике сообщения, а также выражает отношение к высказыванию (оценку).
б) Из сочинения по высказыванию, взятому из Литературной энциклопедии: «Заставляя героев говорить друг с другом, вместо того чтобы передать их разговор от себя, автор может внести соответствующие оттенки в такой диалог. Тематикой и манерой речи он характеризует своих героев».
Данный отрывок из книги А. Экзюпери основан на диалоге. Диалог – это форма устного или письменного обмена высказываниями между двумя и более людьми. В уста Лиса автор вкладывает выражения, ставшие афоризмами: «Зорко одно лишь сердце» (предложение 47) и «ты навсегда в ответе за тех, кого приручил» (предложение 52). Маленький принц повторяет вслед за Лисом: «Самого главного глазами не увидишь» (предложение 49).
(Не указана роль диалога. Надо добавить, что с помощью диалога мы составляем представление о действующих лицах. Так, Лис — существо мудрое. Речь Маленького принца характеризует его как мальчика очень одинокого и неопытного, но желающего всему научиться.)
в) Из сочинения по высказыванию лингвиста А. А. Зеленецкого: «Придание образности словам постоянно совершенствуется в современной речи посредством эпитетов».
Обратимся к тексту Э. Сетон – Томпсона. В нём мы находим эпитеты (эмоционально окрашенные определения). Например, «лес рогов на голове» (предложение 2), «стоял, как изваяние» (предложение 20). Они  помогают ярко описать оленя-красавца и дают нам возможность увидеть его таким, каким он предстал в то утро перед охотником.
(Приведённые примеры не являются эпитетами, а метафорой и сравнением).

7. Выводы.
1) Назовите лексические и грамматические явления русского языка.
2) Каков алгоритм сочинения – рассуждения на лингвистическую тему?
3) Какие три пункта должен включать аргумент?

8. Домашнее задание.

Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания известного лингвиста Александра Александровича Реформатского: «Что же в языке позволяетему выполнятьего главную роль – функцию общения? Это синтаксис».

(1)Как-то летом я засиделся в парке с книгой, а когда стемнело и я собрался уходить, вдруг слышу: за кустами кто-то плачет.

(2)Около небольшого каменного домика я увидел маленького мальчика лет семи или восьми. (3)Я подошёл и окликнул его:
– (4)Ты чего плачешь? (5)Давай пойдём, уже поздно, парк закрывается. (6)И я хотел взять мальчика за руку, но тот поспешно отдёрнул руку и сказал: – (7)Не могу. (8)Я – часовой, – сказал он. – (9)Мы играем в войну. (10)Один большой мальчик привёл меня сюда и говорит: (11)«В этой будке у нас пороховой склад. (12)А ты будешь часовой, сержант… (13)Стой здесь, пока я тебя не сменю. (14)Дай честное слово, что не уйдешь». (15)Ну, я и сказал: (16)«Честное слово – не уйду».
– (17)Так где же они? (18)Мальчик опять тяжело вздохнул и сказал: – (19)Я думаю, они ушли. (20)3абыли. – (21)Так чего ж ты тогда стоишь? – (22)Я честное слово сказал... (23)Я уже хотел засмеяться, но потом спохватился и подумал, что смешного тут ничего нет и что мальчик совершенно прав. (24)Если дал честное слово, так надо стоять, что бы ни случилось, а игра это или не игра – всё равно.
(25)Мне очень хотелось ему как-нибудь помочь. – (26)Ну, вот что, – сказал я, подумав. – (27)Ты беги домой, поужинай, а я пока за тебя постою тут.
– (28)Так нельзя, – сказал мальчик. – (29)Вы же не военный. (30)И тут я понял, что, если освободить мальчика от честного слова, снять его с караула может только военный, так надо, значит, идти искать военного. (31)К счастью, на трамвайной остановке я увидел майора. (32)Я подбежал к нему и подробно объяснил, в чём дело. (33)Он не стал раздумывать, а сразу сказал:
– (34)Идёмте. (35)Мальчик стоял на том же месте. (36)Увидев командира, он как-то весь выпрямился, вытянулся и стал на несколько сантиметров выше.
– (37)Товарищ караульный, – сказал командир. – (38)Какое вы носите звание? – (39)Я – сержант, – сказал мальчик. – (40)А я – майор. (41)Товарищ сержант, приказываю оставить вверенный вам пост.
(42)И тогда мальчик приложил руку к широкому козырьку своей серенькой кепки и сказал:
– (43)Есть, товарищ майор. (44)Глаза мальчика загорелись радостным огнём, и он облегчённо засмеялся. (45)Майор протянул мальчику руку. – (46)Молодец, товарищ сержант, – сказал он. – (47)Из тебя выйдет настоящий воин. (48)До свидания.
(49)Я тоже попрощался с мальчиком и пожал ему руку. – (50)Может быть, тебя проводить? – спросил я у него. – (51)Нет, я не боюсь, – сказал мальчик. (52)Я посмотрел на его маленький веснушчатый нос и подумал, что ему, конечно же, нечего бояться. (53)Мальчик, у которого такая сильная воля и такое крепкое слово, не испугается темноты, не испугается хулиганов, не испугается и более страшных вещей.
(54)А когда он вырастет… (55)Ещё неизвестно, кем он будет, когда вырастет, но, кем бы он ни был, можно ручаться, что это будет настоящий человек.
(По Л. Пантелееву)*
2014 г.

Список использованной литературы.

1.Г. Т. Егораева ГИА. Русский язык. Выполнение задания С2. Сочинение на лингвистическую тему. https://www.uchebnikin.net/24170-gia-russkij-jazyk-vypolnenie-zadanija-c2.html

2.Крюкова М. А.Лексические явления. Универсальные лексические категории, лексика активного и пассивного запаса (подготовка к заданию С2.1) https://www.uchimcauchitca.blogspot.ru/2011/11/21.html

3.Крюкова М. А. Роль грамматических явлений (подготовка к заданию С2.1) https://www.uchimcauchitca.blogspot.ru/2012/03/21.html

4.Текст 1 Лиханова А. http://ruslita.ru/v-pomoshch-ucheniku/147-sochinenie-rassuzhdenie-na-lingvisticheskuyu-temu

5.Текст 2 Фоняковой Э. из сборника Ю.Н. Гостевой и И. П. Васильевых Русский язык. ГИА 9 2013. Типовые тестовые задания http://resh-ege.ru/_ld/4/428__2013-_---_-_20.pdf

6. Текст 3 Пантелеева Л. http://www.pandia.ru/text/77/373/25238.php

 

 

 

Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 19300 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

Файлы
Конспект урока Сочинение - рассуждение на лингвистическую тему...Документ Microsoft Office Word.docx Скачать

http://www.uchmet.ru/imgs/uchmet_120_60.gifЖуравлёва Ирина Ивановна, учитель русского языка и литературы МОУ «Средняя школа № 14» г. Кимры Тверской обл.

Автор: Журавлёва Ирина Ивановна

Квалификационная категория: I

Место проживания: г. Кимры Тверской области РФ

Название учебного заведения: МОУ «Средняя школа № 14»

Учебник, по которому ведётся обучение: «Русский язык 9 класс»

Автор С. Г. Бархударов. М. «Просвещение», 2010 год

Тема урока: «Сочинение – рассуждение на лингвистическую тему

в формате ГИА. Обобщение изученного»

Дисциплина: Русский язык

Класс: 9 класс

Продолжительность урока: 45 минут

Использование информационных технологий: презентация



































Урок русского языка в 9 классе.

Тема урока: «Сочинение – рассуждение на лингвистическую тему

в формате ГИА. Обобщение изученного».

Цели:

1.Образовательная:

- продолжить работу по обучению написания сочинения – рассуждения на лингвистическую тему, пользуясь алгоритмом и вариантом сочинения;

- научить характеризовать лексические и грамматические явления русского языка;

- давать обоснованный ответ на поставленный вопрос;

- находить аргументы;

- формирование умения составлять собственное высказывание на лингвистическую тему;

- делать вывод;

- повторить ранее изученный материал.

2.Развивающая:

- развивать умение объяснять и доказывать;

- формировать умение работать с теоретическим материалом урока, находить необходимый материал для приведения аргументов;

- развивать у детей умение строить логическую цепочку, добиваясь смысловой цельности и последовательности;

- развивать уровень самоподготовки;

- развивать речь, мышление, память.

3.Воспитательная:

- формировать культуру речевого общения, творческую, речевую и мыслительную активность, интерес к предмету на основе языковых впечатлений;

- воспитывать бережное отношение к слову, любовь к русскому языку и литературе,

к своей стране и культуре.

Оборудование урока: презентация, раздаточный материл для урока.


Тип урока: урок-практикум.


















  1. Вступительное слово учителя. Сообщение темы, цели и задач урока.

Ребята, сочинение на экзамене считается работой «повышенной сложности».

Поэтому сегодня на уроке мы продолжим обучение написанию сочинения-рассуждения на лингвистическую тему, повторим и обобщим ранее изученное. Запишите число и тему урока.

  1. Фронтальный опрос.

а) Как вы понимаете смысл выражения «сочинение на лингвистическую тему»? Прилагательное «лингвистический» произошло от слова «лингвистика». Лингви́стика  (языкозна́ние, языкове́дение; от лат. lingua — язык) — наука, изучающая языки.

Учитель: Значит, основным содержанием такого сочинения будет именно  лингвистический материал. Вам придётся рассуждать о различных лингвистических понятиях (языковых явлениях).

б) Назовите 2 вида языковых явлений в русском языке. (лексические и грамматические)

в) Назовите известные вам лексические языковые явления.

Универсальные лексические категории: омонимы, синонимы, антонимы, паронимы.

Лексика активного и пассивного запаса: общеупотребительная лексика, диалектизмы, профессионализмы, жаргонизмы, арго, эмоционально окрашенные слова, архаизмы, историзмы, неологизмы, заимствованные слова, старославянизмы, традиционно-поэтические слова, народно-поэтические слова, разговорная лексика, просторечные слова, книжная лексика, термины, фразеологизмы, крылатые слова, эмоционально-экспрессивная лексика.

Тропы: метафора, метонимия, ирония, гипербола, олицетворение, сравнение, синекдоха, литота, эпитет, аллегория, перифраза…

Стилистические фигуры: градация, антитеза, оксюморон, лексический повтор, анафора, эпифора.


г) Что изучает грамматика? (ГРАММАТИКА = СЛОВООБРАЗОВАНИЕ + МОРФОЛОГИЯ + СИНТАКСИС)


д) Назовите грамматические явления в русском языке.


Словообразование - это раздел науки о языке, который изучает состав (строение) слов и способы их образования. Морфема - это наименьшая значимая часть слова. 
В составе слова выделяются следующие значимые части (морфемы): 
корень, приставка, суффикс, окончание.

Морфология - раздел грамматики, который изучает части речи и их признаки.
Части речи: а)
самостоятельные (имя существительное, имя прилагательное, имя числительное, местоимение, глагол, причастие, деепричастие, наречие), б) служебные (предлог, союз, частица, в) междометия (ой, ах и т.д.)


Синтаксис - раздел грамматики, изучающий правила построения предложений и словосочетаний.

Синтаксические понятия: способы связи слов в словосочетании (согласование. управление, примыкание), повествовательные, побудительные, вопросительные предложения, восклицательные и невосклицательные предложения, простые предложения, двусоставные и односоставные предложения, типы односоставных предложений (определённо-личные, неопределённо-личные, безличные, назывные), неполные предложения, распространённые и нераспространённые предложения, обращения, однородные члены, обособленные члены (обстоятельства, определения, приложения, дополнения), уточняющие и поясняющие члены, вставные конструкции, вводные слова и предложения, прямая речь, косвенная речь, диалог, сложносочинённые предложения. сложноподчинённые предложения, бессоюзные предложения.

  Синтаксические средства художественной изобразительности: риторические восклицания, риторический вопрос, риторическое обращение, параллелизм, анафора, эпифора, инверсия, эллипсис, умолчание, смещение синтаксических конструкций, присоединительные конструкции, парцелляция, многосоюзие, бессоюзие, градация.


  1. Повторение.

Давайте вспомним алгоритм сочинения – рассуждения на лингвистическую тему, познакомимся с вариантом готового сочинения (презентация) и запишем в тетради план сочинения.

Слово учителя: итак, сегодняшний урок будет построен на основе характеристики лексических и грамматических явлений русского языка. Есть темы узкие, есть широкие. Начнём с узких тем, где уже указано лингвистическое явление.

  1. Обобщение изученного. Этап № 1. Устная работа.

Обратимся к тексту № 1. Прочитайте текст и сочините устное сочинение - рассуждение, раскрывая смысл высказывания, взятого из учебника русского языка: «Фразеологизмы – неизменные спутники нашей речи. Мы часто пользуемся ими в повседневной речи, порой даже не замечая, ведь многие из них привычны и знакомы с детства».

(1)Я резко обернулась и увидела дикое: молча, злобно, неумело Сева Агапов колотил Аллочку Ощепкову, а та, оказалось, тоже не лыком шита, сопротивлялась точно кошка – так же молча, злобно и неумело.

(2)Я подскочила к Севе, встряхнула его, чтобы он опомнился, пришёл в себя, дёрнула за руку, и без всякого перехода, с той же яростью Сева стал бить по моей руке свободным кулаком, грязно ругаясь.

(3)Я, ошеломлённая, приговаривала на его удары:

(4)Сева! (5) Севочка! (6) Сева!

(7)Сильным драчливым движением он обрушился всем телом на мою руку и вырвался.

(8)Дверь хлопнула, а я заплакала. (9)От неожиданности, страха, бессилия. (10)Завыла в полный голос.

(11)Что делать, я тогда была начинающим учителем и часто плакала. (12)Мне многое было внове, а это – страшней всего – недетская детская брань.

(13)Теперь-то, десять лет спустя, пройдя многое и хлебнув горя, отвыкнув от слёз и привыкнув к жёсткости подлинной правды, я твёрдо знаю, что учитель должен уметь погрузиться в человека и не всегда – далеко не всегда! – там, в глубине, найдёт он благоухающие цветы, порой бывает как раз наоборот. (14)Но не надо пугаться! (15)Надо браться за дело, закатав рукава. (16)Надо брать в руки мотыгу и, несмотря на тягость и грязь, спотыкаясь, заходя в тупики и снова возвращаясь, осушать болото, пока на его месте не зацветут сады!..


(По А. Лиханову)

1. Вступление. В учебнике русского языка читаем: «Фразеологизмы – неизменные спутники нашей речи. Мы часто пользуемся ими в повседневной речи, порой даже не замечая, ведь многие из них привычны и знакомы с детства». Я полностью согласна с этим высказыванием.

2. Аргументы.

Фразеологизмы – это устойчивые сочетания слов, обладающие обычно целостным значением. Обратимся к тексту А. Лиханова. В предложении 1 находим выражение «не лыком шита», этот фразеологизм означает «не простак, себе на уме». Но устойчивое сочетание в тексте звучит явно ярче, экспрессивнее. Автор его использует для полноты характеристики девочки.

В предложении 15 видим ещё один фразеологизм – «закатав рукава», означающий «с усердием взяться, энергично делать какую-то работу». Он позволяет читателю понять, к какому выводу по поводу сложного труда учителя приходит молодая учительница.

3.Заключение.

Таким образом, устойчивыми словосочетаниями, фразеологизмами, мы пользуемся очень часто, порою и не замечая этого, т. к. многие из них привычны и знакомы с детства.



  1. Закрепление. Этап № 2. Письменная работа.

Учитель: Теперь обратимся к широкой теме. Один текст на широкую тему может включать несколько языковых явлений. Наша задача: найти лексические и грамматические явления и написать сочинение по ранее данному алгоритму.

Работа с текстом № 2. Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания Ф. М. Достоевского: «Язык есть, бесспорно, форма, тело, оболочка мысли».

(1) Дни всё короче, темнее. 3)Мама больше не берёт меня с собой, потому что в институте холодно, я там мёрзну, скучаю, путаюсь у всех под ногами. (4) С утра до вечера теперь я дома одна. (5) Собираясь на работу, мама горестно вздыхает: «Мы с отцом придём поздно, в буфете найдёшь, что покушать».

(6) Стоит входной двери захлопнуться – я одним прыжком к буфету! (7) На фарфоровом блюдечке – пузатенькая, «детская» чашечка с мучным супом – зеленоватой жидкостью – болтанкой и пластик чёрного хлеба, такой тоненький, что сквозь него просвечивает воздух. (8) Я знаю: больше мне оставить не могли. (10) На карточки выдают по сто двадцать пять граммов хлеба в день – на троих это четверть чёрной, тяжёлой, заскорузлой буханки.

(11) Ирочкина мама такого хлеба не признаёт.

- (12)Там же одни отруби и бумага, - возмущается она. – Разве это можно есть?

(14) Можно! (15) Да ещё как! …

(19) Снова и снова заглядываю в буфет. (20) Съесть свой дневной рацион сейчас или немного подождать? (24) Отхожу от буфета, копаюсь в постылых игрушках. (36) И вдруг меня осеняет мысль: съем! (37) Тогда, по крайней мере, и беспокоиться будет не о чем.

(39) Холодный суп пью маленькими глоточками, чтобы растянуть удовольствие. (40) Но счастливая минута проходит быстро, а я как голодной была, так голодной и осталась. (41) Часы тянутся медленно. (44) Мысли вообще шевелятся в мозгу еле – еле. (45) И я впадаю в какое – то полудремотное состояние.

(50) На кухне Агния Степановна жарит блины на постном масле, и на тарелке уже выросла тяжёлая мягкая стопка серых ноздреватых блинов. (51) А запах! (52) Может, попросить один? (53) Да ведь не даст. (54) А если таким жалостливым голосом, и сказать волшебное слово «пожалуйста»? (55) Нет, ни за что!

- (60) Ирочка! – пронзительно кричит Агния Степановна. – (61) Неси скорей блины в комнату, остынут!

(65) Не буду больше выходить на кухню. (66) Нечего унижаться.

(68) Через некоторое время в дверь стучат. (69) Ирка. (70) Сытая! (71) Я сухо перебрасываюсь с ней несколькими словами, и моя подружка уходит. (72) Но что это? (73) Почему и здесь, в комнате витает изумительный блинный дух? (74) Замечаю на краешке стола бесформенный комок газеты. (76) Разворачиваю бумажку – три блина!

(77) Эх, Ирка, дорогая моя Ирка!

(78) Почему о людях часто думаешь хуже, чем они есть на самом деле?

(По Э. Фоняковой)

Задание 1. Сочините и запишите вступление.

Великий русский писатель Ф. М. Достоевский считает: «Язык есть, бесспорно, форма, тело, оболочка мысли». Я полностью согласен с этим высказыванием. С помощью языка мы передаём другим людям наши мысли. Чем богаче наш язык, тем понятнее наши мысли.

Задание 2. Сочините главную часть (2 аргумента). I аргумент будем писать на основе лексических явлений, II – грамматических.

I аргумент:

А) В данном тексте автор описывает жизнь русских людей во время блокады Ленинграда. При помощи различных языковых средств он помогает почувствовать атмосферу того времени. В этом ему помогают эпитеты – образные определения, которые дают художественную характеристику явлению или предмету. Эпитет «заскорузлая» буханка (предложение 10) помогает понять, какой хлеб выдавали по карточке во время блокады, а «ноздреватые» блины (предложение 50) и «изумительный» дух (предложение 73) показывают ценность самой простой пищи для людей в то далёкое время. Эпитет «в постылых игрушках» (предложение 24) ещё ярче убеждает читателя в том, что, когда ребёнок голодает, ему не интересны даже любимые игрушки. Эпитет «жалостливым голосом» (предложение 54) тоже помогает передать состояние голодной девочки, которая чуть было не решилась унизиться перед соседкой и просить у неё еды.


Б) Придать яркость и образность тексту автору помогают средства изобразительности, например, олицетворение – троп, основанный на приписывании свойств и признаков одушевлённых предметов неодушевлённым. Автор пишет, что у его героини «мысли… шевелятся еле - еле» (предложение 44). Этим он хочет подчеркнуть, что от голода девочка ни о чём, кроме еды, не могла думать.


II аргумент:

А) Автор использует и грамматические средства. Например, уменьшительно – ласкательные суффиксы: «тоненький» пластик чёрного хлеба (предложение 7), «маленькими глоточками» (предложение 39). Это даёт понять читателю, как плохо питались люди, как мало могли себе позволить, как дорога была для них пища, насколько была полна лишений жизнь людей во время войны.


Б) Однородные члены предложения – это члены предложения, отвечающие на один вопрос и выполняющие одну синтаксическую функцию. Они используются в тексте как выразительный приём речи. Убедимся в этом на примере однородных глаголов – сказуемых «мёрзну, скучаю, путаюсь у всех под ногами» (предложение 3). Они помогают более точно представить однообразный, скучный образ жизни девочки.


В)Ещё автор использует в тексте риторические вопросы и восклицания (стилистические фигуры, усиливающие внимание читателя). Риторический вопрос «Разве это можно есть?» (предложение 12) содержит отрицание, оформленное в виде вопроса. А риторические восклицания «Можно! Да ещё как!» (предложения 14 – 15) передают эмоции девочки, усиливают напряжённость речи.


Задание 3.Сочиняем заключение.

Таким образом, мы видим: с помощью языка, его лексических и грамматических явлений, можно более ярко, точно, полно выразить свои мысли.

  1. Закрепление. Этап № 3. Рецензирование аргументов из ученических сочинений – рассуждений на лингвистическую тему.

а) Из сочинения по высказыванию из учебника русского языка: «Вводные слова и словосочетания играют существенную роль в нашем языке. Без них наша речь была бы сухой и невыразительной».

Вводное слово – это слово, которое выделяется запятыми, оно служит средством выразительности в тексте. Например, вводное слово «видишь ли» (предложение 3) использовано автором для привлечения внимания собеседника.

(Дано неверное определение вводного слова. Надо: вводное слово — это слово (либо словосочетание), которое входит в состав предложения, но не вступает с его членами в синтаксическую связь. Обычно дает сведение об источнике сообщения, а также выражает отношение к высказыванию (оценку).

б) Из сочинения по высказыванию, взятому из Литературной энциклопедии: «Заставляя героев говорить друг с другом, вместо того чтобы передать их разговор от себя, автор может внести соответствующие оттенки в такой диалог. Тематикой и манерой речи он характеризует своих героев».

Данный отрывок из книги А. Экзюпери основан на диалоге. Диалог – это форма устного или письменного обмена высказываниями между двумя и более людьми. В уста Лиса автор вкладывает выражения, ставшие афоризмами: «Зорко одно лишь сердце» (предложение 47) и «ты навсегда в ответе за тех, кого приручил» (предложение 52). Маленький принц повторяет вслед за Лисом: «Самого главного глазами не увидишь» (предложение 49).

(Не указана роль диалога. Надо добавить, что с помощью диалога мы составляем представление о действующих лицах. Так, Лис - существо мудрое. Речь Маленького принца характеризует его как мальчика очень одинокого и неопытного, но желающего всему научиться.)

в) Из сочинения по высказыванию лингвиста А. А. Зеленецкого: «Придание образности словам постоянно совершенствуется в современной речи посредством эпитетов».

Обратимся к тексту Э. Сетон – Томпсона. В нём мы находим эпитеты (эмоционально окрашенные определения). Например, «лес рогов на голове» (предложение 2), «стоял, как изваяние» (предложение 20). Они  помогают ярко описать оленя-красавца и дают нам возможность увидеть его таким, каким он предстал в то утро перед охотником.

(Приведённые примеры не являются эпитетами, а метафорой и сравнением).


  1. Выводы.

  1. Назовите лексические и грамматические явления русского языка.

  2. Каков алгоритм сочинения – рассуждения на лингвистическую тему?

  3. Какие три пункта должен включать аргумент?



  1. Домашнее задание.

Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания известного лингвиста Александра Александровича Реформатского: «Что же в языке позволяет ему выполнять его главную роль – функцию общения? Это синтаксис».

(1)Как-то летом я засиделся в парке с книгой, а когда стемнело и я собрался уходить, вдруг слышу: за кустами кто-то плачет.

(2)Около небольшого каменного домика я увидел маленького мальчика лет семи или восьми. (3)Я подошёл и окликнул его:

(4)Ты чего плачешь? (5)Давай пойдём, уже поздно, парк закрывается.

(6)И я хотел взять мальчика за руку, но тот поспешно отдёрнул руку и сказал:

(7)Не могу. (8)Я – часовой, – сказал он. – (9)Мы играем в войну. (10)Один большой мальчик привёл меня сюда и говорит: (11)«В этой будке у нас пороховой склад. (12)А ты будешь часовой, сержант... (13)Стой здесь, пока я тебя не сменю. (14)Дай честное слово, что не уйдешь». (15)Ну, я и сказал: (16)«Честное слово – не уйду».

(17)Так где же они?

(18)Мальчик опять тяжело вздохнул и сказал:

(19)Я думаю, они ушли. (20)3абыли.

(21)Так чего ж ты тогда стоишь?

(22)Я честное слово сказал...

(23)Я уже хотел засмеяться, но потом спохватился и подумал, что смешного тут ничего нет и что мальчик совершенно прав. (24)Если дал честное слово, так надо стоять, что бы ни случилось, а игра это или не игра – всё равно.

(25)Мне очень хотелось ему как-нибудь помочь.

(26)Ну, вот что, – сказал я, подумав. – (27)Ты беги домой, поужинай, а я пока за тебя постою тут.

(28)Так нельзя, – сказал мальчик. – (29)Вы же не военный.

(30)И тут я понял, что, если освободить мальчика от честного слова, снять его с караула может только военный, так надо, значит, идти искать военного. (31)К счастью, на трамвайной остановке я увидел майора. (32)Я подбежал к нему и подробно объяснил, в чём дело. (33)Он не стал раздумывать, а сразу сказал:

(34)Идёмте.

(35)Мальчик стоял на том же месте. (36)Увидев командира, он как-то весь выпрямился, вытянулся и стал на несколько сантиметров выше.

(37)Товарищ караульный, – сказал командир. – (38)Какое вы носите звание?

(39)Я – сержант, – сказал мальчик.

(40)А я – майор. (41)Товарищ сержант, приказываю оставить вверенный вам пост.

(42)И тогда мальчик приложил руку к широкому козырьку своей серенькой кепки и сказал:

(43)Есть, товарищ майор.

(44)Глаза мальчика загорелись радостным огнём, и он облегчённо засмеялся.

(45)Майор протянул мальчику руку.

(46)Молодец, товарищ сержант, – сказал он. – (47)Из тебя выйдет настоящий воин. (48)До свидания.

(49)Я тоже попрощался с мальчиком и пожал ему руку.

(50)Может быть, тебя проводить? – спросил я у него.

(51)Нет, я не боюсь, – сказал мальчик.

(52)Я посмотрел на его маленький веснушчатый нос и подумал, что ему, конечно же, нечего бояться. (53)Мальчик, у которого такая сильная воля и такое крепкое слово, не испугается темноты, не испугается хулиганов, не испугается и более страшных вещей.

(54)А когда он вырастет... (55)Ещё неизвестно, кем он будет, когда вырастет, но, кем бы он ни был, можно ручаться, что это будет настоящий человек.

(По Л. Пантелееву)*

2014 г.








Список использованной литературы.

1.Г. Т. Егораева ГИА. Русский язык. Выполнение задания С2. Сочинение на лингвистическую тему. http://uchebnikin.net/24170-gia-russkij-jazyk-vypolnenie-zadanija-c2.html

2.Крюкова М. А. Лексические явления. Универсальные лексические категории, лексика активного и пассивного запаса (подготовка к заданию С2.1) http://uchimcauchitca.blogspot.ru/2011/11/21.html

3.Крюкова М. А. Роль грамматических явлений (подготовка к заданию С2.1) http://uchimcauchitca.blogspot.ru/2012/03/21.html

4.Текст 1 Лиханова А. http://ruslita.ru/v-pomoshch-ucheniku/147-sochinenie-rassuzhdenie-na-lingvisticheskuyu-temu

5.Текст 2 Фоняковой Э. из сборника Ю.Н. Гостевой и И. П. Васильевых Русский язык. ГИА 9 2013. Типовые тестовые задания http://resh-ege.ru/_ld/4/428__2013-_---_-_20.pdf

6. Текст 3 Пантелеева Л. http://www.pandia.ru/text/77/373/25238.php

Материалы для раздачи Документ Microsoft Office Word.docx Скачать

Текст № 1.

Прочитайте текст и сочините устное сочинение - рассуждение, раскрывая смысл высказывания, взятого из учебника русского языка: «Фразеологизмы – неизменные спутники нашей речи. Мы часто пользуемся ими в повседневной речи, порой даже не замечая, ведь многие из них привычны и знакомы с детства».

(1)Я резко обернулась и увидела дикое: молча, злобно, неумело Сева Агапов колотил Аллочку Ощепкову, а та, оказалось, тоже не лыком шита, сопротивлялась точно кошка – так же молча, злобно и неумело.

(2)Я подскочила к Севе, встряхнула его, чтобы он опомнился, пришёл в себя, дёрнула за руку, и без всякого перехода, с той же яростью Сева стал бить по моей руке свободным кулаком, грязно ругаясь.

(3)Я, ошеломлённая, приговаривала на его удары:

(4)Сева! (5) Севочка! (6) Сева!

(7)Сильным драчливым движением он обрушился всем телом на мою руку и вырвался.

(8)Дверь хлопнула, а я заплакала. (9)От неожиданности, страха, бессилия. (10)Завыла в полный голос.

(11)Что делать, я тогда была начинающим учителем и часто плакала. (12)Мне многое было внове, а это – страшней всего – недетская детская брань.

(13)Теперь-то, десять лет спустя, пройдя многое и хлебнув горя, отвыкнув от слёз и привыкнув к жёсткости подлинной правды, я твёрдо знаю, что учитель должен уметь погрузиться в человека и не всегда – далеко не всегда! – там, в глубине, найдёт он благоухающие цветы, порой бывает как раз наоборот. (14)Но не надо пугаться! (15)Надо браться за дело, закатав рукава. (16)Надо брать в руки мотыгу и, несмотря на тягость и грязь, спотыкаясь, заходя в тупики и снова возвращаясь, осушать болото, пока на его месте не зацветут сады!..


(По А. Лиханову)



























Текст № 2.

Работа с текстом. Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания Ф. М. Достоевского: «Язык есть, бесспорно, форма, тело, оболочка мысли».

(1) Дни всё короче, темнее. 3)Мама больше не берёт меня с собой, потому что в институте холодно, я там мёрзну, скучаю, путаюсь у всех под ногами. (4) С утра до вечера теперь я дома одна. (5) Собираясь на работу, мама горестно вздыхает: «Мы с отцом придём поздно, в буфете найдёшь, что покушать».

(6) Стоит входной двери захлопнуться – я одним прыжком к буфету! (7) На фарфоровом блюдечке – пузатенькая, «детская» чашечка с мучным супом – зеленоватой жидкостью – болтанкой и пластик чёрного хлеба, такой тоненький, что сквозь него просвечивает воздух. (8) Я знаю: больше мне оставить не могли. (10) На карточки выдают по сто двадцать пять граммов хлеба в день – на троих это четверть чёрной, тяжёлой, заскорузлой буханки.

(11) Ирочкина мама такого хлеба не признаёт.

- (12)Там же одни отруби и бумага, - возмущается она. – Разве это можно есть?

(14) Можно! (15) Да ещё как! …

(19) Снова и снова заглядываю в буфет. (20) Съесть свой дневной рацион сейчас или немного подождать? (24) Отхожу от буфета, копаюсь в постылых игрушках. (36) И вдруг меня осеняет мысль: съем! (37) Тогда, по крайней мере, и беспокоиться будет не о чем.

(39) Холодный суп пью маленькими глоточками, чтобы растянуть удовольствие. (40) Но счастливая минута проходит быстро, а я как голодной была, так голодной и осталась. (41) Часы тянутся медленно. (44) Мысли вообще шевелятся в мозгу еле – еле. (45) И я впадаю в какое – то полудремотное состояние.

(50) На кухне Агния Степановна жарит блины на постном масле, и на тарелке уже выросла тяжёлая мягкая стопка серых ноздреватых блинов. (51) А запах! (52) Может, попросить один? (53) Да ведь не даст. (54) А если таким жалостливым голосом, и сказать волшебное слово «пожалуйста»? (55) Нет, ни за что!

- (60) Ирочка! – пронзительно кричит Агния Степановна. – (61) Неси скорей блины в комнату, остынут!

(65) Не буду больше выходить на кухню. (66) Нечего унижаться.

(68) Через некоторое время в дверь стучат. (69) Ирка. (70) Сытая! (71) Я сухо перебрасываюсь с ней несколькими словами, и моя подружка уходит. (72) Но что это? (73) Почему и здесь, в комнате витает изумительный блинный дух? (74) Замечаю на краешке стола бесформенный комок газеты. (76) Разворачиваю бумажку – три блина!

(77) Эх, Ирка, дорогая моя Ирка!

(78) Почему о людях часто думаешь хуже, чем они есть на самом деле?

(По Э. Фоняковой)










Текст № 3 (для домашнего задания).

Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания известного лингвиста Александра Александровича Реформатского: «Что же в языке позволяет ему выполнять его главную роль – функцию общения? Это синтаксис».

(1)Как-то летом я засиделся в парке с книгой, а когда стемнело и я собрался уходить, вдруг слышу: за кустами кто-то плачет.

(2)Около небольшого каменного домика я увидел маленького мальчика лет семи или восьми. (3)Я подошёл и окликнул его:

(4)Ты чего плачешь? (5)Давай пойдём, уже поздно, парк закрывается.

(6)И я хотел взять мальчика за руку, но тот поспешно отдёрнул руку и сказал:

(7)Не могу. (8)Я – часовой, – сказал он. – (9)Мы играем в войну. (10)Один большой мальчик привёл меня сюда и говорит: (11)«В этой будке у нас пороховой склад. (12)А ты будешь часовой, сержант... (13)Стой здесь, пока я тебя не сменю. (14)Дай честное слово, что не уйдешь». (15)Ну, я и сказал: (16)«Честное слово – не уйду».

(17)Так где же они?

(18)Мальчик опять тяжело вздохнул и сказал:

(19)Я думаю, они ушли. (20)3абыли.

(21)Так чего ж ты тогда стоишь?

(22)Я честное слово сказал...

(23)Я уже хотел засмеяться, но потом спохватился и подумал, что смешного тут ничего нет и что мальчик совершенно прав. (24)Если дал честное слово, так надо стоять, что бы ни случилось, а игра это или не игра – всё равно.

(25)Мне очень хотелось ему как-нибудь помочь.

(26)Ну, вот что, – сказал я, подумав. – (27)Ты беги домой, поужинай, а я пока за тебя постою тут.

(28)Так нельзя, – сказал мальчик. – (29)Вы же не военный.

(30)И тут я понял, что, если освободить мальчика от честного слова, снять его с караула может только военный, так надо, значит, идти искать военного. (31)К счастью, на трамвайной остановке я увидел майора. (32)Я подбежал к нему и подробно объяснил, в чём дело. (33)Он не стал раздумывать, а сразу сказал:

(34)Идёмте.

(35)Мальчик стоял на том же месте. (36)Увидев командира, он как-то весь выпрямился, вытянулся и стал на несколько сантиметров выше.

(37)Товарищ караульный, – сказал командир. – (38)Какое вы носите звание?

(39)Я – сержант, – сказал мальчик.

(40)А я – майор. (41)Товарищ сержант, приказываю оставить вверенный вам пост.

(42)И тогда мальчик приложил руку к широкому козырьку своей серенькой кепки и сказал:

(43)Есть, товарищ майор.

(44)Глаза мальчика загорелись радостным огнём, и он облегчённо засмеялся.

(45)Майор протянул мальчику руку.

(46)Молодец, товарищ сержант, – сказал он. – (47)Из тебя выйдет настоящий воин. (48)До свидания.

(49)Я тоже попрощался с мальчиком и пожал ему руку.

(50)Может быть, тебя проводить? – спросил я у него.

(51)Нет, я не боюсь, – сказал мальчик.

(52)Я посмотрел на его маленький веснушчатый нос и подумал, что ему, конечно же, нечего бояться. (53)Мальчик, у которого такая сильная воля и такое крепкое слово, не испугается темноты, не испугается хулиганов, не испугается и более страшных вещей.

(54)А когда он вырастет... (55)Ещё неизвестно, кем он будет, когда вырастет, но, кем бы он ни был, можно ручаться, что это будет настоящий человек.

(По Л. Пантелееву)*

Сочинение - рассуждение на лингв. тему.rar Скачать
Обсуждение материала
Для добавления отзыва, пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Образовательные вебинары
Подписаться на новые Расписание вебинаров
Задать вопрос