Рабочая программа по предмету «Беседы об искусстве» Для 1-4 классов, обучающихся по общеразвивающей общеобразовательной программе «Основы изобразительного искусства»
УПРАВЛЕНИЕ КУЛЬТУРЫ ГОРОДА ПЕНЗЫ
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
Детская школа искусств «Квинта» г. Пензы
«Рассмотрено» Педагогическим советом МБУДО ДШИ «Квинта» г. Пензы « » 2019 г. |
«Утверждаю» Директор МБУДО ДШИ «Квинта» г. Пензы ______________ М.В. Сафронова « » 2019 г.
|
Рабочая программа
по предмету
«Беседы об искусстве»
Для 1-4 классов,
обучающихся по общеразвивающей общеобразовательной программе «Основы изобразительного искусства»
Срок реализации программы 4 года
(разработана и составлена на основе программ:
- «Беседы об искусстве», составленной Карабановой Н.В.
г. Пенза 2012 г.
- «История искусства», составленной Фатыховой А.А.
г. Пенза 2009 г.)
Составитель: преподаватель изобразительного искусства первой категории МБУДО ДШИ «Квинта» г. Пензы
Кальманова Ю.Ю.
Пенза, 2019
Пояснительная записка
Изобразительное искусство для детей - это прямой путь к всестороннему гармоничному развитию личности учеников. Беседы об изобразительном искусстве способствуют выработке у учащихся сознательного эстетического подхода к явлениям действительности и искусства, формированию мировоззрения: сферы их духовных интересов и убеждений, нравственного и эстетического идеалов.
Беседы об искусстве основаны на демонстрации и обсуждении произведений искусства; также урок может приобретать форму лекции, семинара, экскурсии, кино-урока и так далее. Такие беседы прививают у детей интерес к прекрасному, расширяют представления об окружающем мире, дают знания о великих творениях различных эпох, развивают художественное восприятие у учащихся. Ученики приобретают умение видеть прекрасное, любоваться им, различать, понимать, чувствовать и оценивать художественные произведения, учатся преобразовывать действительность по «законам красоты».
Программа поможет ребенку войти в музейную среду и увлекательный мир изобразительного искусства, формировать представления о жанровых и видовых особенностях искусств, различных художественных техниках, познакомит с крупнейшими ведущими художественными музеями страны и мира. В том числе обязательным является знакомство не только с произведениями искусства, но и с биографиями художников, отстаивавших в борьбе идеалы своего времени, что способствует постижению духовного опыта человечества.
Цель программы:
Сформировать устойчивый интерес учащихся к изобразительному искусству, потребность в творческом самовыражении. Развить особое художественно-эстетическое восприятие мира. Способствовать созданию уникальной для каждого ученика модели мира, развитию творческого потенциала (формированию стратегии и навыков построения бесчисленного множества реальностей, часть из которых становится основанием для переустройства окружающей нас действительности), построению системы отношений школьника с окружающей действительностью.
Задачи:
Обучающие:
Обучить теоретическим знаниям о видах, жанрах и языке ИЗО (на примерах коллекции Русского музея), темах, сюжетах и содержании искусства Древней Руси, России 18-20в.в., стилях и направлениях, о развитии искусства древнейших зарубежных цивилизаций (Древнего Египта, Греции, Рима, Византии), а также зарубежного искусства (Западной Европы) в период с 10 по 20в.в..Дать представление о современном искусстве.
Выработать навыки анализа произведения искусства, учитывая конкретную историческую обстановку, в которой оно возникло.
Развивающие:
Развивать зрительно-образную память, ассоциативное мышление, творческое воображение, речь, чувственно-эмоциональную сферу, эстетическое чувство понимания прекрасного, нравственные идеалы, художественный вкус, механизмы поиска и создания личностных смыслов, индивидуальную картину мира (модель), потребность в самовыражении через творчество.
Воспитательные:
Воспитывать интерес к искусству, отзывчивость на идейно-эстетическое воздействие искусства, единство содержания и формы произведения, понимание общественного значения данного произведения, формировать объективность и самостоятельность оценки позиции автора, связь содержания искусства с личным опытом, творческую активность.
Требования к уровню подготовки учеников
Ученик должен знать виды и жанры изобразительного искусства; иметь представление об искусстве как составной части культурного наследия человечества; иметь представление о работе с книгой по искусству.
Оценка успеваемости по данной программе производится один раз в полугодие в форме зачета (ученик обязан предоставить реферат по заданной теме).
Условия реализации:
Современные подходы в преподавании изобразительного искусства предполагают следующие направления деятельности учителя-художника:
-организация проектно - художественно-творческой и исследовательской деятельности учащихся;
- формирование информационной грамотности учащихся через активизацию их языковой компетентности в области изобразительного искусства;
Занятие проводится 1 час в неделю, в год 34 часа. Курс рассчитан на 4 года обучения.
Помимо применения традиционного оборудования и демонстрационных материалов, требуется введение современных средств обучения (мультимедийное оборудование).
Календарно-тематический план
1 класс
1 полугодие
№ |
Наименование темы задания |
Количество часов |
Дата |
1 |
|
1 час |
|
|
1 час |
|
|
|
1 час |
|
|
|
1 час |
|
|
2 |
|
1 час |
|
|
1 час |
|
|
|
1 час |
|
|
|
1 час |
|
|
3 |
|
1 час |
|
|
2 часа |
|
|
|
1 час |
|
|
4 |
Рождение картины.
|
1 час |
|
|
1 час |
|
|
|
1 час |
|
|
|
1 час |
|
|
|
1 час |
|
|
|
Итого за полугодие |
17 часов |
|
2 полугодие
№ |
Наименование темы задания |
Количество часов |
Дата |
1 |
|
1 час |
|
|
1 час |
|
|
|
1 час |
|
|
2 |
|
1 час |
|
|
1 час |
|
|
|
1 час |
|
|
|
1 час |
|
|
3 |
|
1 час |
|
|
1 час |
|
|
|
1 час |
|
|
|
1 час |
|
|
4 |
|
2 часа |
|
|
1 час |
|
|
5 |
|
1 час |
|
|
1 час |
|
|
|
1 час |
|
|
|
Итого за полугодие |
17 часов |
|
|
Итого за год |
34 часа |
|
2 класс
1 полугодие
№ |
Наименование темы задания |
Количество часов |
Дата |
1 |
|
1 час |
|
|
2 час |
|
|
|
1 час |
|
|
|
1 час |
|
|
2 |
|
2час |
|
|
2 час |
|
|
|
1 час |
|
|
3 |
|
1час |
|
|
1 час |
|
|
|
1 час |
|
|
|
1 час |
|
|
4 |
|
1 час |
|
|
1 час |
|
|
|
1 час |
|
|
|
Итого за полугодие |
17 часов |
|
2 полугодие
№ |
Наименование темы задания |
Количество часов |
Дата |
1 |
|
1 час |
|
|
1 час |
|
|
|
1 час |
|
|
2 |
|
1 час |
|
|
1 час |
|
|
|
1 час |
|
|
|
1 час |
|
|
3 |
|
1 час |
|
|
1 час |
|
|
|
1 час |
|
|
|
1 час |
|
|
4 |
|
1 час |
|
|
1 час |
|
|
|
1 час |
|
|
|
1 час |
|
|
5 |
|
1 час |
|
|
|
||
|
1 час |
|
|
|
Итого за полугодие |
17 часов |
|
|
Итого за год |
34 часа |
|
3 класс
1 полугодие
№ |
Наименование темы задания |
Количество часов |
Дата |
1 |
|
1 час |
|
|
|
2 часа |
|
|
|
2 часа |
|
|
|
2 часа |
|
2 |
|
2 часа |
|
|
|
2 часа |
|
|
|
2 часа |
|
|
|
2 часа |
|
|
|
2 часа |
|
|
Итого за полугодие |
17 часов |
|
2 полугодие
№ |
Наименование темы задания |
Количество часов |
Дата |
1 |
|
8 часов |
|
|
|
5 часов |
|
|
|
2часа |
|
|
|
2 часа |
|
|
Итого за полугодие |
17 часов |
|
|
Итого за год |
34 часа |
|
4 класс
1 полугодие
№ |
Наименование темы задания |
Количество часов |
Дата |
1 |
|
2 часа |
|
|
|
4 часа |
|
|
|
4 часа |
|
|
|
4 часа |
|
2 |
|
1 часа |
|
|
|
2 час |
|
|
Итого за полугодие |
17 часов |
|
2 полугодие
№ |
Наименование темы задания |
Количество часов |
Дата |
|
|
3 часа |
|
|
|
4 часа |
|
|
|
4 часа |
|
|
|
6 часов |
|
|
Итого за полугодие |
17 часов |
|
|
Итого за год |
34 часа |
|
Содержание программы
1 класс
Тема 1. Что такое искусство. Вводная беседа.
Вводная беседа. Определение значение искусства в человеческом обществе, его главная функция. Основные виды искусства, изобразительное искусство.
Тема 2. Ты пришел в музей.
История Михайловского дворца. Собрание Государственного Русского музея: живописные полотна, скульптура, произведение декоративно-прикладного и народного искусства. Музей это экспозиционные залы, реставрационные мастерские, обширные запасники, многочисленные и разнообразные выставки.
Тема 3. Как смотреть картину. Язык живописи, язык художественных образов.
Язык живописи, язык художественных образов.
Тема 4. Рождение картины в мастерской художника .
Инструменты и материалы живописца. Рассказ о работе мастера.
Постижение тайны искусства, творчества и мастерства.
Тема 5. Рождение картины. Что такое картина? (От натуры к художественному образу).
Что такое картина? Путь от творческого замысла к воплощению. Этюд, эскиз, композиция.
Тема 6. Рождение картины. (От замысла к воплощению)
Процесс поиска выражения идеи произведения, собственного «Я».
Федор Брауни - «Смерть Камиллы, сестры Горация», «Медный Змий».
Василий Поленов – «Христос и Грешница»
Павел Филонов – картины из цикла «Мировой расцвет».
Тема 7. Пейзаж.
Содержание пейзажа как жанра живописи. Пейзаж в разные исторические эпохи 18-19 века, конец 19-начало 20 века. Проявление индивидуальности художника в искусстве пейзажа.
Тема 8. Натюрморт.
Что такое натюрморт. Интерпретация предметного образа в искусстве – зрительное богатство натуры, значение предмета как символа или метафоры. Функциональное, историческое, этнографическое значение образа предмета.
Тема 9. Портрет.
Понятие живописного портрета как жанра живописного искусства. Задачи и виды портрета (парадный, камерный, салонный, автопортрет). Проявление творческой индивидуальности художника в портрете. Художественно-образный язык живописного портрета.
2 класс
Тема 1. Русский портрет. Художник и время
Связь искусства портрета с исторической эпохой. Индивидуальная манера автора и художественный стиль эпохи. Значение художественной традиции, определяющей жизнеспособность искусства
Тема 2. Бытовой, исторический и батальный жанры.
Особенности, содержание и задачи того или иного жанра. Обзор и характеристика произведений данных жанров выдающихся русских живописцев.
Тема 3. Рисунок.
Специфика рисунка как вида графического искусства, его отличие от скульптуры и живописи. Разнообразие техник и материалов рисунка (графитный карандаш, уголь, пастель и пр.) Выразительные возможности техник. Роль графического материала в создании художественного образа.
Тема 4. Акварель.
Знакомство с «секретами» акварели. Особенности акварельной живописи. Технические приемы работы акварелью, материалы и инструменты художника – акварелиста. Различные методы работы акварелью (a la prima, лессировка, «по сырому»).
Тема 5.Скульптура.
Скульптура - как вид изобразительного искусства. Главное качество скульптуры - объемность. Роль разных точек зрения и пространственной среды в восприятии скульптурного произведения.
Виды скульптуры (станковая, декоративная и монументальная), понятия «круглая скульптура», «рельеф». Выразительные средства скульптуры.
Тема 6. Гравюра.
Гравюра - как вид изобразительного искусства. Особенности печатной графики, ее техническое разнообразие (ксилография, резцовая гравюра – офорт, линогравюра, литография.) Выразительные возможности искусства гравюры. Искусство книжной графики. Особенности печатной графики.
Тема 7. Народное искусство.
Особый жизненный уклад как основа народного творчества во всех его проявлениях. Роль природной и бытовой среды в складывании образной системы народного творчества.
Различные виды народного искусства (игрушки, ткачество, резьба по дереву, кузнечное ремесло, народная деревянная архитектура)
3 класс
Тема 1.Что такое изобразительное искусство.
Изобразительное искусство как отражение реального мира. Многообразие видов изобразительного искусства, отношение к миру, которое выражали в своих произведениях художники разных времен и народов. Важно познакомить учащихся с основополагающим для всех видов искусства понятием «художественный образ».
Оборудование: диафильмы, диапозитивы, подлинные произведения декоративно-прикладного искусства (по усмотрению преподавателя).
Тема 2. Архитектура. Её язык и материалы.
Архитектура вокруг нас, ее эмоциональное воздействие. Язык архитектуры – объёмы и их различные комбинации. Гармония постройки с окружающей средой. Различные типы архитектурных сооружений, различные материалы. Оборудование: диафильмы, диапозитивы, « греческий храм», «средневековый собор», «древнерусский храм» и так далее.
Тема 3.Скульптура. Виды скульптуры и выразительные средства .
Осязательный реальный объем - основное художественное средство скульптуры. Определение монументальной и станковой скульптуры. Многообразие скульптурных материалов: пластилин, глина, мрамор, бронза, дерево. Виды рельефа.
Оборудование: диапозитивы со скульптурных произведений разных времён (желательно в различных материалах).
Практическое задание: выполнение несложного изображения (низкий и высокий рельеф).
Тема 4. Живопись, виды живописи и ее материалы.
Живопись - один из основных видов изобразительного искусства. Понятие «монументальная живопись» и её виды: мозаика, фреска, витраж. Станковая живопись и особенности, тематическое многообразие. Разнообразие живописных материалов и техник.
Оборудование: работы студентов ПХУ, диапозитивы, иллюстрации с картин художников, различные краски: акварель, гуашь, темпера, масляные краски.
Тема 5. Жанры живописи.
Жанровое многообразие живописи. Знакомство с основными жанрами живописи: историческими, бытовым, портретом и его разновидностями, батальным, анималистическим, натюрмортом, пейзажем. Необходимо сопровождать анализом оттенки впечатления, добиваясь действительно художественного восприятие произведения учащимися.
Оборудование: это занятие рекомендуется провести на экспозиции художественного музея.
Тема 6. Графика, её особенности. Графические материалы.
Графика - как самостоятельный вид искусства и как самостоятельное средство, подготовительный этап в работе над картиной, рисунок, набросок, эскиз. Графические материалы – карандаш, перо, тушь, уголь, сангина, пастель и их особенности.
Оборудование: иллюстрации рисунки художников эпохи Возрождения, иллюстрации Н.В.Кузьмина.
Практическое задание: выполнение несложных изображений, используя различные графические материалы.
Тема 7. Виды печатной графики.
Возможность тиражирования - одна из их особенностей гравюры. Знакомство с технологией выполнения различных видов печатной графики: линогравюры, ксилографии, литографии, офорта.
Оборудование: иллюстрации работ В.Фаворского, Е. Кибрика, подлинные эстампы. Желательно посещение мастерской художника – графика.
Практическое задание: выполнение гравюры на картоне или линогравюры.
Тема 8. Декоративно-прикладное искусство его особенности и виды.
Единство формы и материала в декоративно-прикладном искусстве. Польза и красота в произведении декоративно-прикладного искусства. Понятие «орнамента». Соподчинение «узора» и формы предмета. Разнообразие видов декоративно-прикладного искусства.
Оборудование: диапозитивы греческих ваз, подлинные произведение из стекла, фарфора, предметы мебели в экспозиции музея.
Тема 9. Основы описания и анализа произведения искусства.
На примере живописного произведения (по выбору педагога, например, А. Венецианова «Вот-те и батькин обед») дать понятие композиционного строя, способы выделение главного в композиции: масштабность, использование света и т.д. Предложив обучающимся использовать 4 параметра при анализе картины: определение настроения, что на картине изображено и выделение главного, определение художественных средств, которые художник использовал, определение результата, которого художник добился, применяя эти средства. Дать учащимся самостоятельно охарактеризовать какое-либо произведение.
Оборудование: репродукции произведений различных художников (по выбору педагога).
Тема 10. Первобытное искусство.
Познакомить учащихся с различными точками зрения на проблему причины и условия возникновения первобытного искусства. Рассмотреть значение и функции, которые выполняли всевозможные изображения в первобытном обществе: передача информации, опыта, символический и магический смысл. Конструкция жилище первобытного человека - начало архитектуры. История открытия наскальной живописи (конец 19 века). Основные памятники: пещера Альтамира (Франция), Капова пещера (Россия).
Оборудование: фильмы «Как родилось искусство», книга А. П. Окладникова «Утро искусства», Л.,1967 г., «Зарождение искусства».
Практическая работа: зарисовки жилища первобытного человека, зарисовки предметов.
Тема 11. Искусство Древнего Египта.
Рассказать о роли заупокойного культа и религии в целом в искусстве Древнего Египта, отметить грандиозность сооружений, проследить эволюцию архитектурных сооружений. Отметить особенности древнеегипетской скульптуры на примере изображения Рахотеп и Нафрет, фараона Хефрена: монолитность, связь с блоком, торжественность и важность позы. Повествовательный характер рельефа и связь его с иероглифическим письмом. Условность и плоскостность в изображении человеческой фигуры. Роль канона.
Оборудование: подборка диапозитивов по культуре Древнего Египта, каталог выставки «Сокровища гробницы фараона Тутанхамона», книга В. Замаровского «Их величества пирамиды» (М., 1986)
Практические упражнения: коллективная работа «макет древнеегипетского храма». (бумага, клей). «Древнеегипетский рельеф» - затонировав бумагу под песчаник, кистью передать характер египетского рельефа с его стилистическими особенностями, связанными с каноном.
Тема 12. Искусство Эгейского мира. Крит.
Артур Джон Эвене - первооткрыватель критской культуры. Исторические особенности критской культуры. Светский характер архитектурных сооружений. Дворец в Кноссе, его план и интерьеры. Характер декоративных росписей. Морской стиль вазописи.
Оборудование: диафильмы искусство острова Крит
Тема 13. Искусство Эгейского мира Микены.
Крепостной характер архитектуры Микен, «циклопическая кладка». «Львиные ворота в Микенах». Геральдическая композиция рельефа микенских ворот. Преобладание батальной тематики и сцен охоты в росписи стен и ваз. Гробницы. Оборудование: фильм «Культура Крита и Микен».
4 класс
Тема 1. Искусство Древней Греции. Общая характеристика и периодизация. Сформировать представление наследие Древней Греции. Культ рационализма и гражданственности в древнегреческом государстве. Влияние религиозных представлений на древнегреческое искусство. Основные периоды развития древнегреческого искусства: архаика, классика, эллинизм.
Оборудование: подборка «Древняя Греция».
Тема 2. Греческие архитектурные ордера типы храмов.
Познакомить учащихся с ордером как основой греческой архитектуры. Отметить, что в процессе формирования древнегреческой архитектуры возникли два стиля: дорический и ионический. Своеобразие дорического и ионического ордера даёт яснее почувствовать сравнение храма Геры в Пестуме и храма Ники Аптерос. Познакомить учащихся с типами храмов, которые сложились в архаический период: храм в антах, простиль, амфипростиль, периптер, диптер.
Оборудование: подборка депозитов «архитектура Древней Греции» схема типов храмов.
Тема 3.Ансамбль афинского акрополя.
Познакомить учащихся с ансамблем Афинского Акрополя, отметить единство архитектурно - художественного замысла, сознательность асимметричного решения ансамбля. Показать, насколько продумана создателями ансамбля последовательность восприятия отдельных его элементов. Связать это с рассказом о ежегодном народном шествии в дни празднеств Панафиней.
Оборудование: схема планировки Афинского Акрополя, диапозитивы отдельных построек Акрополя.
Тема 4. Эволюция древнегреческой скульптуры.
Проследить эволюцию древнегреческой скульптуры от архаики до эллинистического периода. Отметить общие черты и различия архаической скульптуры (куросы) и древнеегипетской. Статуя Посейдона и «Дельфийский возничий» - произведения «строгого» стиля. Отметить общий высокий уровень скульптуры классического периода, интерес к передаче движения. Мирон «Дискобол». Скульптура Поликлета «Дорифор» - иллюстрация «канонов» Поликлета. Снижение гражданских идеалов, интерес к отдельной личности, её переживаниям в скульптуре эллинизма (Скопас, Пракситель, Лисипп). Оборудование: разборка диапозитивов «древнегреческая скульптура».
Тема 5.Вазопись Древней Греции.
Архаика - период расцвета ремесел, особенно керамики. Разнообразие форм. Развитие вазовых росписей от схематичных, отвлеченно - декоративных изображений с композициями сюжетного характера. Особенности чернофигурной вазописи.
Классика - период преодоления в вазописи плоскостности и условности. Расцвет краснофигурной вазописи. Работы выдающихся древнегреческих вазописцев: Клития и Эрготима, Евфрония, Ефримида, Брига.
Оборудование: диапозитив.
Практические упражнения: копирование сюжетов вазописи.
Тема 6. Искусство Древнего Рима.
Рассматривая искусство Древнего Рима, необходимо отметить два этапа в его развитии: Римская республика и Римская империя. Важно показать, что древнеримская архитектура до некоторой степени теряет органичную гармонию, характерную для древнегреческих храмов, но вносит свой значительный вклад в развитие светской архитектуры (термы, базилики, амфитеатры, акведуки). Форум Романум - общественный характер древнеримской архитектуры.
Оборудование: диапозитивы архитектура Древнего Рима
Тема 8. Римский скульптурный портрет.
Проследить эволюцию древнеримского скульптурного портрета. Показать что внешнее сходство - исходные требования, определявшееся культом предков - древних римлян. Реализм и психологизм скульптурного портрета. Живописный фаюмский портрет.
Оборудование: фильм « Римский скульптурный портрет»
Тема 9. Искусство Византии.
Показать связь искусства Византии с религией. Знакомство с памятниками раннехристианского искусства (росписи римских катакомб). Рассматривать Византийский храм в сравнении с древнегреческим, обратив внимание на усиление внимания к внутреннему пространству в архитектуре Византии. Анализ конструкции храма Святой Софии в Константинополе. Характеристика основных принципов планировки, получившего распространение в Византии крестово-купольного храма. Живописный строй византийских мозаик (мозаики церкви Сан-Витале в Равенне). Иконопись и книжная миниатюра.
Оборудование: диапозитивы, иллюстрации.
Практическое занятие: попытка передать колористический строй мозаика Равенны (из цветной бумаги мозаика).
Тема 10. Искусство Западной Европы 11-12 веков (романское) .
Познакомить с исторической обстановкой, в которые создавались памятники романского искусства - политическая раздробленность Европы, объединяющая сила религии, ведущая культурная роль церкви и монастырей. Храм - средневековая модель мира. Эволюция средневекового храма от римской базилики до образцов развитой романской архитектуры с крестовыми сводами. (Нотр-дам ла Гранд в Пуатье (Франция), (собор в Вормсе (Германия). Особенности романской скульптуры.
Оборудование: диапозитивы, фильм «романское искусство».
Тема 11. Искусство Западной Европы 12-14 веков (готическое).6 часов.
Выделить основные моменты, в которых развивалось средневековое искусство - утрата монастырями былой власти, рост городов, увеличение числа и знания ремесленных цехов, усиление королевской власти. Готический собор – центр общественной жизни. Важно показать синтез различных видов искусства в готическом соборе. На примере скульптурных групп из собора в Реймсе и Наумберге показать значение психологизма в готической скульптуре. Светоцветовое решение интерьера - значение витражей.
Оборудование: фильм «Готическое искусство»,
Практическое упражнение: композиция «средневековый город».
Методические рекомендации
Методы и формы работы:
Виды занятий могут быть разнообразными:
- рассказ;
- лекции;
- семинар;
-беседы, оживляющие интерес и активизирующие внимания;
- демонстрация наглядных пособий, позволяющих конкретизировать учебный материал;
- киноурок;
- организации экскурсии в музей изобразительного и декоративно-прикладного искусства;
как и формы учеников:
-работа с книгой;
-анализ произведения;
-выполнение заданий на классификацию произведений и т.д.
Восприятие и художественный вкус представляют собой субъективные процессы, их развитие имеет, прежде всего, психологические основания. Развитие и применение наивысших эстетических критериев и правил может происходить в обучении только лично и личностно. Умение замечать прекрасное развивается лишь в процессе собственного опыта в творческой деятельности, чувственном переживании искусства, а только затем в соприкосновении с великими произведениями мировой художественной культуры.
В основе восприятия и оценки художественного произведения лежат следующие компоненты:
- первичное восприятие (зрительный охват полотна, созерцание и разглядывание);
-ощущение эмоций от увиденного;
- анализ сюжета и создание первичного понимания произведения;
- анализ изобразительных средств, использованных автором произведения;
- анализ и восприятие символического ряда произведения;
- позиционные переходы в пространстве произведения: «автор» - «зритель» - «герой произведения» - «герой эпохи» - «какой-либо дополнительный персонаж» и т.д. ;
- создание разнообразных вариаций зрительных конструкторов по поводу различных элементов картины: представление картины в иных формах, красках, изменении композиции и т.д.;
- ощущение редких эмоций;
- соотношение увиденного в картине с собственным опытом, воспоминаниями;
- создание своего понимания произведения, личностного смысла;
- формулирование суждений для выражения собственного мнения;
Организация рефлексии с использованием компонентов в классе может существенно помочь детям открыть собственный путь к пониманию искусства. Опыт обучения детей в данной области показывает, что большинство учеников способны глубоко переживать сопричастность с искусством только в том случае, если «струны их души входят в резонанс» с увиденным или услышанным.
Поэтому сначала необходимо помочь учащемуся приобрести опыт творческой деятельности, развивая анализ и рефлексию, затем освоить «язык искусства» и лишь после этого организовывать посещение картинных галерей, выставок и музеев - тогда они приобретают иной смысл для ребенка. При этом важно тщательно спланировать и продумать первые «встречи» детей с шедеврами мировой культуры. Имеет смысл подготовить их к таким «походам». Для начала полезно выбрать небольшое количество произведений, отвести время для индивидуального восприятия. Полезно организовать беседу о том, «как можно смотреть картину», вспомнив при этом весь опыт восприятия собственных произведений в классе. По итогам общения с каждой картиной необходимо устроить обмен мнениями и творческую дискуссию. Комментарии учителя должны быть завершающими в такой дискуссии. Не стоит выбирать произведения, которые изначально будут не понятны детям. Например, многие картины основаны на сложных библейских сюжетах или мифологии, знаний которых нет у детей или они у них слишком сильно различаются.
По мере развития собственного опыта творческой деятельности, освоения законов изобразительного искусства, личностной самореализации, восприятия и анализа художественных произведений, их оценки, у школьников начинают складываться собственные предпочтения и эстетические критерии, которые в комплексе и приводят к развитию собственного художественного вкуса.
Занятия полезно строить в интеграции с литературой, музыкой и театром.
Список литературы
-
Соколова Н.Д. Русский музей – детям. Беседы об изобразительном искусстве - Санкт-Петербург: « ДЕТГИЗ – Лицей», 2003.
-
Энциклопедия для детей Том 7. Часть 1,часть 2 .2-е изд., испр.- М.: АСТ, 2006.
-
Дмитриева Н.А. Краткая история искусств.- М.: «АСТ – Пресс», 2000
- Вебинар «Формирование детского коллектива как основа позитивной социализации»
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Квест – современная игровая технология обучения дошкольников в условиях ФГОС ДО
- Международный вебинар «Нейропсихологический подход в проектировании коррекционных курсов для индивидуальных и групповых занятий в практике работы нейродефектолога»
- Международный вебинар «Особенности исследования нарушенных психических функций в детской нейродефектологии»
- Диагностическая работа в образовательной организации в соответствии с ФГОС. Диагностика эмоционально-личностных особенностей детей
Подробнее см. инф. в разделе Помощь.