В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

Учебно-Методический портал
Уважаемые слушатели и пользователи портала УчМет!
«Издательство «Учитель» и «Международный центр образования и социально-гуманитарных исследований» внесены в перечень
образовательных организаций на Едином федеральном портале дополнительного профессионального образования. Подробнее

Рабочая программа по предмету «Беседы об искусстве» Для 1-4 классов, обучающихся по общеразвивающей общеобразовательной программе «Основы изобразительного искусства»

Рабочая программа по предмету «Беседы об искусстве» Для 1-4 классов, обучающихся по общеразвивающей общеобразовательной программе «Основы изобразительного искусства»

Юлия Кальманова
Тип материала: Программа
просмотров: 4541 комментариев: 1
Краткое описание
Данная рабочая программа разработана с целью усвоения знаний учащимися дисциплины"Беседы об искусстве", на курсе обучения по общеразвивающей общеобразовательной  программе «Основы изобразительного искусства» в ДШИ. Содержит в себе информацию о музеях, художниках, различных произведениях искусства

Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 19500 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

Файлы
беседа об искусстве 1-4 34ч.docx Скачать

УПРАВЛЕНИЕ КУЛЬТУРЫ ГОРОДА ПЕНЗЫ

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

Детская школа искусств «Квинта» г. Пензы



«Рассмотрено»

Педагогическим советом

МБУДО

ДШИ «Квинта» г. Пензы

« » 2019 г.

«Утверждаю»

Директор МБУДО

ДШИ «Квинта» г. Пензы

______________ М.В. Сафронова

« » 2019 г.






Рабочая программа

по предмету

«Беседы об искусстве»

Для 1-4 классов,

обучающихся по общеразвивающей общеобразовательной программе «Основы изобразительного искусства»

Срок реализации программы 4 года



(разработана и составлена на основе программ:

- «Беседы об искусстве», составленной Карабановой Н.В.

г. Пенза 2012 г.

- «История искусства», составленной Фатыховой А.А.

г. Пенза 2009 г.)





Составитель: преподаватель изобразительного искусства первой категории МБУДО ДШИ «Квинта» г. Пензы

Кальманова Ю.Ю.





Пенза, 2019

Пояснительная записка

Изобразительное искусство для детей - это прямой путь к всестороннему гармоничному развитию личности учеников. Беседы об изобразительном искусстве способствуют выработке у учащихся сознательного эстетического подхода к явлениям действительности и искусства, формированию мировоззрения: сферы их духовных интересов и убеждений, нравственного и эстетического идеалов.

Беседы об искусстве основаны на демонстрации и обсуждении произведений искусства; также урок может приобретать форму лекции, семинара, экскурсии, кино-урока и так далее. Такие беседы прививают у детей интерес к прекрасному, расширяют представления об окружающем мире, дают знания о великих творениях различных эпох, развивают художественное восприятие у учащихся. Ученики приобретают умение видеть прекрасное, любоваться им, различать, понимать, чувствовать и оценивать художественные произведения, учатся преобразовывать действительность по «законам красоты».

Программа поможет ребенку войти в музейную среду и увлекательный мир изобразительного искусства, формировать представления о жанровых и видовых особенностях искусств, различных художественных техниках, познакомит с крупнейшими ведущими художественными музеями страны и мира. В том числе обязательным является знакомство не только с произведениями искусства, но и с биографиями художников, отстаивавших в борьбе идеалы своего времени, что способствует постижению духовного опыта человечества.

Цель программы:

Сформировать устойчивый интерес учащихся к изобразительному искусству, потребность в творческом самовыражении. Развить особое художественно-эстетическое восприятие мира. Способствовать созданию уникальной для каждого ученика модели мира, развитию творческого потенциала (формированию стратегии и навыков построения бесчисленного множества реальностей, часть из которых становится основанием для переустройства окружающей нас действительности), построению системы отношений школьника с окружающей действительностью.

Задачи:

Обучающие:

Обучить теоретическим знаниям о видах, жанрах и языке ИЗО (на примерах коллекции Русского музея), темах, сюжетах и содержании искусства Древней Руси, России 18-20в.в., стилях и направлениях, о развитии искусства древнейших зарубежных цивилизаций (Древнего Египта, Греции, Рима, Византии), а также зарубежного искусства (Западной Европы) в период с 10 по 20в.в..Дать представление о современном искусстве.

Выработать навыки анализа произведения искусства, учитывая конкретную историческую обстановку, в которой оно возникло.

Развивающие:

Развивать зрительно-образную память, ассоциативное мышление, творческое воображение, речь, чувственно-эмоциональную сферу, эстетическое чувство понимания прекрасного, нравственные идеалы, художественный вкус, механизмы поиска и создания личностных смыслов, индивидуальную картину мира (модель), потребность в самовыражении через творчество.

Воспитательные:

Воспитывать интерес к искусству, отзывчивость на идейно-эстетическое воздействие искусства, единство содержания и формы произведения, понимание общественного значения данного произведения, формировать объективность и самостоятельность оценки позиции автора, связь содержания искусства с личным опытом, творческую активность.

Требования к уровню подготовки учеников

Ученик должен знать виды и жанры изобразительного искусства; иметь представление об искусстве как составной части культурного наследия человечества; иметь представление о работе с книгой по искусству.

Оценка успеваемости по данной программе производится один раз в полугодие в форме зачета (ученик обязан предоставить реферат по заданной теме).

Условия реализации:

Современные подходы в преподавании изобразительного искусства предполагают следующие направления деятельности учителя-художника:

-организация проектно - художественно-творческой и исследовательской деятельности учащихся;

- формирование информационной грамотности учащихся через активизацию их языковой компетентности в области изобразительного искусства;

Занятие проводится 1 час в неделю, в год 34 часа. Курс рассчитан на 4 года обучения.

Помимо применения традиционного оборудования и демонстрационных материалов, требуется введение современных средств обучения (мультимедийное оборудование).



Календарно-тематический план

1 класс

1 полугодие

Наименование темы задания

Количество часов

Дата

1

  1. Что такое искусство. Вводная беседа.

  2. Значение искусства в человеческом обществе, его главная функция.

  3. Основные виды искусства.

  4. Изобразительное искусство.

1 час



1 час



1 час



1 час


2

  1. Ты пришел в музей.

  2. Музей-это экспозиционные залы.

  3. Музей-это реставрационные мастерские.

  4. Музей - это многочисленные и разнообразные выставки.

1 час



1 час



1 час



1 час


3

  1. История Михайловского дворца.

  2. Собрание Государственного русского музея: живописные полотна, скульптура.

  3. Собрание Государственного русского музея: произведение декоративно-прикладного и народного искусства.

1 час




2 часа



1 час


4

  1. Как смотреть картину. Язык живописи, язык художественных образов.

Рождение картины.

  1. В мастерской художника.

  2. Инструменты и материалы живописца.

  3. Рассказ о работе мастера.

  4. Постижение тайны искусства, творчества и мастерства.

1 час



1 час



1 час



1 час



1 час



Итого за полугодие

17 часов


2 полугодие

Наименование темы задания

Количество часов

Дата

1

  1. Рождение картины. Что такое картина? (От натуры к художественному образу)

  2. Рождение картины (путь от творческого замысла к воплощению.)

  3. Рождение картины (этюд, эскиз, композиция)

1 час



1 час



1 час


2

  1. Рождение картины. Процесс поиска выражения идеи произведения, собственного «Я».

  2. Федор Брауни - «Смерть Камиллы, сестры Горация», «Медный Змий».

  3. Василий Поленов – «Христос и Грешница»

  4. Павел Филонов – картины из цикла «Мировой расцвет»

1 час



1 час



1 час



1 час


3

  1. Пейзаж – как жанр живописи.

  2. Пейзаж в разные исторические эпохи 18-19 век.

  3. Пейзаж в разные исторические эпохи. Конец 19-начало 20 века

  4. Проявление индивидуальности художника в искусстве пейзажа.

1 час



1 час



1 час



1 час


4

  1. Что такое натюрморт. Интерпретация предметного образа в искусстве.

  2. Функциональное, историческое, этнографическое значение образа предмета.

2 часа



1 час


5

  1. Портрет. Понятие живописного портрета как жанра живописного искусства. Задачи и виды портрета.

  2. Проявление творческой индивидуальности художника в портрете.

  3. Художественно-образный язык живописного портрета.

1 час



1 час



1 час



Итого за полугодие

17 часов



Итого за год

34 часа




2 класс

1 полугодие

Наименование темы задания

Количество часов

Дата

1

  1. Русский портрет. Художник и время.

  2. Связь искусства портрета с исторической эпохой.

  3. Индивидуальная манера автора и художественный стиль эпохи

  4. Значение художественной традиции, определяющей жизнеспособность искусства

1 час



2 час



1 час



1 час


2

  1. Бытовой жанр в изобразительном искусстве, его особенности, содержание и задачи.

  2. Исторический жанр в изобразительном искусстве, его особенности, содержание и задачи.

  3. Обзор и характеристика произведений данных жанров выдающихся русских живописцев.

2час



2 час



1 час


3

  1. Рисунок. Специфика рисунка как вида графического искусства.

  2. Разнообразие техник и материалов рисунка.

  3. Выразительные возможности техник.

  4. Роль графического материала в создании художественного образа

1час



1 час



1 час



1 час


4

  1. Акварель. Знакомство с секретами акварели.

  2. Особенности акварельной живописи, технические приемы работы акварелью.

  3. Материалы и инструменты художника – акварелиста.

1 час



1 час



1 час



Итого за полугодие

17 часов


2 полугодие

Наименование темы задания

Количество часов

Дата

1

  1. Скульптура. Скульптура - как вид изобразительного искусства.

  2. Роль разных точек зрения и пространственной среды в восприятии скульптурного произведения.

  3. Виды скульптуры. Станковая и монументальная скульптуры

1 час



1 час



1 час


2

  1. Декоративная скульптура

  2. Понятие «круглая скульптура»

  3. Рельеф.

  4. Выразительные средства скульптуры

1 час



1 час



1 час



1 час


3

  1. Гравюра - как вид изобразительного искусства.

  2. Особенности печатной графики

  3. Ксилография

  4. Резцовая гравюра

1 час



1 час



1 час



1 час


4

  1. Офорт

  2. Линогравюра

  3. Литография.

  4. Выразительные возможности искусства гравюры.

1 час



1 час



1 час



1 час


5

  1. Искусство книжной графики.


  1. Различные виды народного искусства. Основа народного творчества. Роль природной и бытовой среды в складывании образной системы народного творчества.




1 час







1 час



Итого за полугодие

17 часов



Итого за год

34 часа


3 класс

1 полугодие

Наименование темы задания

Количество часов

Дата

1

  1. Что такое изобразительное искусство

1 час



  1. Архитектура. Её язык и материалы.

2 часа



  1. Скульптура виды скульптуры и выразительные средства

2 часа



  1. Живопись, виды живописи и ее материалы

2 часа


2

  1. Жанры живописи

2 часа



  1. Графика, её особенности. Графические материалы.

2 часа



  1. Виды печатной графики

2 часа



  1. Декоративно-прикладное искусство его особенности и виды

2 часа



  1. Основы описания и анализа произведения искусства

2 часа



Итого за полугодие

17 часов




2 полугодие

Наименование темы задания

Количество часов

Дата

1

  1. Первобытное искусство

8 часов



  1. Искусство Древнего Египта

5 часов



  1. Искусство Эгейского мира. Крит

2часа



  1. Искусство Эгейского мира. Микены.

2 часа



Итого за полугодие

17 часов



Итого за год

34 часа




4 класс

1 полугодие

Наименование темы задания

Количество часов

Дата

1

  1. Искусство Древней Греции общая характеристика и периодизация.

2 часа



  1. Греческие архитектурные ордера типы храмов

4 часа



  1. Ансамбль афинского акрополя

4 часа



  1. Эволюция древнегреческой скульптуры

4 часа


2

  1. Вазопись Древней Греции

1 часа



  1. Искусство Древнего Рима

2 час



Итого за полугодие

17 часов




2 полугодие

Наименование темы задания

Количество часов

Дата


  1. Римский скульптурный портрет

3 часа



  1. Искусство Византии

4 часа



  1. Искусство Западной Европы 11-12 веков (романское)

4 часа



  1. Искусство Западной Европы 12-14 веков (готическое)

6 часов



Итого за полугодие

17 часов



Итого за год

34 часа




Содержание программы

1 класс

Тема 1. Что такое искусство. Вводная беседа.

Вводная беседа. Определение значение искусства в человеческом обществе, его главная функция. Основные виды искусства, изобразительное искусство.


Тема 2. Ты пришел в музей.

История Михайловского дворца. Собрание Государственного Русского музея: живописные полотна, скульптура, произведение декоративно-прикладного и народного искусства. Музей это экспозиционные залы, реставрационные мастерские, обширные запасники, многочисленные и разнообразные выставки.


Тема 3. Как смотреть картину. Язык живописи, язык художественных образов.

Язык живописи, язык художественных образов.


Тема 4. Рождение картины в мастерской художника .

Инструменты и материалы живописца. Рассказ о работе мастера.

Постижение тайны искусства, творчества и мастерства.


Тема 5. Рождение картины. Что такое картина? (От натуры к художественному образу).

Что такое картина? Путь от творческого замысла к воплощению. Этюд, эскиз, композиция.


Тема 6. Рождение картины. (От замысла к воплощению)

Процесс поиска выражения идеи произведения, собственного «Я».

Федор Брауни - «Смерть Камиллы, сестры Горация», «Медный Змий».

Василий Поленов – «Христос и Грешница»

Павел Филонов – картины из цикла «Мировой расцвет».


Тема 7. Пейзаж.

Содержание пейзажа как жанра живописи. Пейзаж в разные исторические эпохи 18-19 века, конец 19-начало 20 века. Проявление индивидуальности художника в искусстве пейзажа.


Тема 8. Натюрморт.

Что такое натюрморт. Интерпретация предметного образа в искусстве – зрительное богатство натуры, значение предмета как символа или метафоры. Функциональное, историческое, этнографическое значение образа предмета.


Тема 9. Портрет.

Понятие живописного портрета как жанра живописного искусства. Задачи и виды портрета (парадный, камерный, салонный, автопортрет). Проявление творческой индивидуальности художника в портрете. Художественно-образный язык живописного портрета.


2 класс

Тема 1. Русский портрет. Художник и время

Связь искусства портрета с исторической эпохой. Индивидуальная манера автора и художественный стиль эпохи. Значение художественной традиции, определяющей жизнеспособность искусства


Тема 2. Бытовой, исторический и батальный жанры.

Особенности, содержание и задачи того или иного жанра. Обзор и характеристика произведений данных жанров выдающихся русских живописцев.


Тема 3. Рисунок.

Специфика рисунка как вида графического искусства, его отличие от скульптуры и живописи. Разнообразие техник и материалов рисунка (графитный карандаш, уголь, пастель и пр.) Выразительные возможности техник. Роль графического материала в создании художественного образа.


Тема 4. Акварель.

Знакомство с «секретами» акварели. Особенности акварельной живописи. Технические приемы работы акварелью, материалы и инструменты художника – акварелиста. Различные методы работы акварелью (a la prima, лессировка, «по сырому»).


Тема 5.Скульптура.

Скульптура - как вид изобразительного искусства. Главное качество скульптуры - объемность. Роль разных точек зрения и пространственной среды в восприятии скульптурного произведения.

Виды скульптуры (станковая, декоративная и монументальная), понятия «круглая скульптура», «рельеф». Выразительные средства скульптуры.


Тема 6. Гравюра.

Гравюра - как вид изобразительного искусства. Особенности печатной графики, ее техническое разнообразие (ксилография, резцовая гравюра – офорт, линогравюра, литография.) Выразительные возможности искусства гравюры. Искусство книжной графики. Особенности печатной графики.


Тема 7. Народное искусство.

Особый жизненный уклад как основа народного творчества во всех его проявлениях. Роль природной и бытовой среды в складывании образной системы народного творчества.

Различные виды народного искусства (игрушки, ткачество, резьба по дереву, кузнечное ремесло, народная деревянная архитектура)


3 класс

Тема 1.Что такое изобразительное искусство.

Изобразительное искусство как отражение реального мира. Многообразие видов изобразительного искусства, отношение к миру, которое выражали в своих произведениях художники разных времен и народов. Важно познакомить учащихся с основополагающим для всех видов искусства понятием «художественный образ».

Оборудование: диафильмы, диапозитивы, подлинные произведения декоративно-прикладного искусства (по усмотрению преподавателя).


Тема 2. Архитектура. Её язык и материалы.

Архитектура вокруг нас, ее эмоциональное воздействие. Язык архитектуры – объёмы и их различные комбинации. Гармония постройки с окружающей средой. Различные типы архитектурных сооружений, различные материалы. Оборудование: диафильмы, диапозитивы, « греческий храм», «средневековый собор», «древнерусский храм» и так далее.


Тема 3.Скульптура. Виды скульптуры и выразительные средства .

Осязательный реальный объем - основное художественное средство скульптуры. Определение монументальной и станковой скульптуры. Многообразие скульптурных материалов: пластилин, глина, мрамор, бронза, дерево. Виды рельефа.

Оборудование: диапозитивы со скульптурных произведений разных времён (желательно в различных материалах).

Практическое задание: выполнение несложного изображения (низкий и высокий рельеф).


Тема 4. Живопись, виды живописи и ее материалы.

Живопись - один из основных видов изобразительного искусства. Понятие «монументальная живопись» и её виды: мозаика, фреска, витраж. Станковая живопись и особенности, тематическое многообразие. Разнообразие живописных материалов и техник.

Оборудование: работы студентов ПХУ, диапозитивы, иллюстрации с картин художников, различные краски: акварель, гуашь, темпера, масляные краски.


Тема 5. Жанры живописи.

Жанровое многообразие живописи. Знакомство с основными жанрами живописи: историческими, бытовым, портретом и его разновидностями, батальным, анималистическим, натюрмортом, пейзажем. Необходимо сопровождать анализом оттенки впечатления, добиваясь действительно художественного восприятие произведения учащимися.

Оборудование: это занятие рекомендуется провести на экспозиции художественного музея.


Тема 6. Графика, её особенности. Графические материалы.

Графика - как самостоятельный вид искусства и как самостоятельное средство, подготовительный этап в работе над картиной, рисунок, набросок, эскиз. Графические материалы – карандаш, перо, тушь, уголь, сангина, пастель и их особенности.

Оборудование: иллюстрации рисунки художников эпохи Возрождения, иллюстрации Н.В.Кузьмина.

Практическое задание: выполнение несложных изображений, используя различные графические материалы.


Тема 7. Виды печатной графики.

Возможность тиражирования - одна из их особенностей гравюры. Знакомство с технологией выполнения различных видов печатной графики: линогравюры, ксилографии, литографии, офорта.

Оборудование: иллюстрации работ В.Фаворского, Е. Кибрика, подлинные эстампы. Желательно посещение мастерской художника – графика.

Практическое задание: выполнение гравюры на картоне или линогравюры.


Тема 8. Декоративно-прикладное искусство его особенности и виды.

Единство формы и материала в декоративно-прикладном искусстве. Польза и красота в произведении декоративно-прикладного искусства. Понятие «орнамента». Соподчинение «узора» и формы предмета. Разнообразие видов декоративно-прикладного искусства.

Оборудование: диапозитивы греческих ваз, подлинные произведение из стекла, фарфора, предметы мебели в экспозиции музея.


Тема 9. Основы описания и анализа произведения искусства.

На примере живописного произведения (по выбору педагога, например, А. Венецианова «Вот-те и батькин обед») дать понятие композиционного строя, способы выделение главного в композиции: масштабность, использование света и т.д. Предложив обучающимся использовать 4 параметра при анализе картины: определение настроения, что на картине изображено и выделение главного, определение художественных средств, которые художник использовал, определение результата, которого художник добился, применяя эти средства. Дать учащимся самостоятельно охарактеризовать какое-либо произведение.

Оборудование: репродукции произведений различных художников (по выбору педагога).


Тема 10. Первобытное искусство.

Познакомить учащихся с различными точками зрения на проблему причины и условия возникновения первобытного искусства. Рассмотреть значение и функции, которые выполняли всевозможные изображения в первобытном обществе: передача информации, опыта, символический и магический смысл. Конструкция жилище первобытного человека - начало архитектуры. История открытия наскальной живописи (конец 19 века). Основные памятники: пещера Альтамира (Франция), Капова пещера (Россия).

Оборудование: фильмы «Как родилось искусство», книга А. П. Окладникова «Утро искусства», Л.,1967 г., «Зарождение искусства».

Практическая работа: зарисовки жилища первобытного человека, зарисовки предметов.


Тема 11. Искусство Древнего Египта.

Рассказать о роли заупокойного культа и религии в целом в искусстве Древнего Египта, отметить грандиозность сооружений, проследить эволюцию архитектурных сооружений. Отметить особенности древнеегипетской скульптуры на примере изображения Рахотеп и Нафрет, фараона Хефрена: монолитность, связь с блоком, торжественность и важность позы. Повествовательный характер рельефа и связь его с иероглифическим письмом. Условность и плоскостность в изображении человеческой фигуры. Роль канона.

Оборудование: подборка диапозитивов по культуре Древнего Египта, каталог выставки «Сокровища гробницы фараона Тутанхамона», книга В. Замаровского «Их величества пирамиды» (М., 1986)

Практические упражнения: коллективная работа «макет древнеегипетского храма». (бумага, клей). «Древнеегипетский рельеф» - затонировав бумагу под песчаник, кистью передать характер египетского рельефа с его стилистическими особенностями, связанными с каноном.


Тема 12. Искусство Эгейского мира. Крит.

Артур Джон Эвене - первооткрыватель критской культуры. Исторические особенности критской культуры. Светский характер архитектурных сооружений. Дворец в Кноссе, его план и интерьеры. Характер декоративных росписей. Морской стиль вазописи.

Оборудование: диафильмы искусство острова Крит


Тема 13. Искусство Эгейского мира Микены.

Крепостной характер архитектуры Микен, «циклопическая кладка». «Львиные ворота в Микенах». Геральдическая композиция рельефа микенских ворот. Преобладание батальной тематики и сцен охоты в росписи стен и ваз. Гробницы. Оборудование: фильм «Культура Крита и Микен».


4 класс

Тема 1. Искусство Древней Греции. Общая характеристика и периодизация. Сформировать представление наследие Древней Греции. Культ рационализма и гражданственности в древнегреческом государстве. Влияние религиозных представлений на древнегреческое искусство. Основные периоды развития древнегреческого искусства: архаика, классика, эллинизм.

Оборудование: подборка «Древняя Греция».


Тема 2. Греческие архитектурные ордера типы храмов.

Познакомить учащихся с ордером как основой греческой архитектуры. Отметить, что в процессе формирования древнегреческой архитектуры возникли два стиля: дорический и ионический. Своеобразие дорического и ионического ордера даёт яснее почувствовать сравнение храма Геры в Пестуме и храма Ники Аптерос. Познакомить учащихся с типами храмов, которые сложились в архаический период: храм в антах, простиль, амфипростиль, периптер, диптер.

Оборудование: подборка депозитов «архитектура Древней Греции» схема типов храмов.

Тема 3.Ансамбль афинского акрополя.

Познакомить учащихся с ансамблем Афинского Акрополя, отметить единство архитектурно - художественного замысла, сознательность асимметричного решения ансамбля. Показать, насколько продумана создателями ансамбля последовательность восприятия отдельных его элементов. Связать это с рассказом о ежегодном народном шествии в дни празднеств Панафиней.

Оборудование: схема планировки Афинского Акрополя, диапозитивы отдельных построек Акрополя.


Тема 4. Эволюция древнегреческой скульптуры.

Проследить эволюцию древнегреческой скульптуры от архаики до эллинистического периода. Отметить общие черты и различия архаической скульптуры (куросы) и древнеегипетской. Статуя Посейдона и «Дельфийский возничий» - произведения «строгого» стиля. Отметить общий высокий уровень скульптуры классического периода, интерес к передаче движения. Мирон «Дискобол». Скульптура Поликлета «Дорифор» - иллюстрация «канонов» Поликлета. Снижение гражданских идеалов, интерес к отдельной личности, её переживаниям в скульптуре эллинизма (Скопас, Пракситель, Лисипп). Оборудование: разборка диапозитивов «древнегреческая скульптура».


Тема 5.Вазопись Древней Греции.

Архаика - период расцвета ремесел, особенно керамики. Разнообразие форм. Развитие вазовых росписей от схематичных, отвлеченно - декоративных изображений с композициями сюжетного характера. Особенности чернофигурной вазописи.

Классика - период преодоления в вазописи плоскостности и условности. Расцвет краснофигурной вазописи. Работы выдающихся древнегреческих вазописцев: Клития и Эрготима, Евфрония, Ефримида, Брига.

Оборудование: диапозитив.

Практические упражнения: копирование сюжетов вазописи.


Тема 6. Искусство Древнего Рима.

Рассматривая искусство Древнего Рима, необходимо отметить два этапа в его развитии: Римская республика и Римская империя. Важно показать, что древнеримская архитектура до некоторой степени теряет органичную гармонию, характерную для древнегреческих храмов, но вносит свой значительный вклад в развитие светской архитектуры (термы, базилики, амфитеатры, акведуки). Форум Романум - общественный характер древнеримской архитектуры.

Оборудование: диапозитивы архитектура Древнего Рима


Тема 8. Римский скульптурный портрет.

Проследить эволюцию древнеримского скульптурного портрета. Показать что внешнее сходство - исходные требования, определявшееся культом предков - древних римлян. Реализм и психологизм скульптурного портрета. Живописный фаюмский портрет.

Оборудование: фильм « Римский скульптурный портрет»


Тема 9. Искусство Византии.

Показать связь искусства Византии с религией. Знакомство с памятниками раннехристианского искусства (росписи римских катакомб). Рассматривать Византийский храм в сравнении с древнегреческим, обратив внимание на усиление внимания к внутреннему пространству в архитектуре Византии. Анализ конструкции храма Святой Софии в Константинополе. Характеристика основных принципов планировки, получившего распространение в Византии крестово-купольного храма. Живописный строй византийских мозаик (мозаики церкви Сан-Витале в Равенне). Иконопись и книжная миниатюра.

Оборудование: диапозитивы, иллюстрации.

Практическое занятие: попытка передать колористический строй мозаика Равенны (из цветной бумаги мозаика).

Тема 10. Искусство Западной Европы 11-12 веков (романское) .

Познакомить с исторической обстановкой, в которые создавались памятники романского искусства - политическая раздробленность Европы, объединяющая сила религии, ведущая культурная роль церкви и монастырей. Храм - средневековая модель мира. Эволюция средневекового храма от римской базилики до образцов развитой романской архитектуры с крестовыми сводами. (Нотр-дам ла Гранд в Пуатье (Франция), (собор в Вормсе (Германия). Особенности романской скульптуры.

Оборудование: диапозитивы, фильм «романское искусство».


Тема 11. Искусство Западной Европы 12-14 веков (готическое).6 часов.

Выделить основные моменты, в которых развивалось средневековое искусство - утрата монастырями былой власти, рост городов, увеличение числа и знания ремесленных цехов, усиление королевской власти. Готический собор – центр общественной жизни. Важно показать синтез различных видов искусства в готическом соборе. На примере скульптурных групп из собора в Реймсе и Наумберге показать значение психологизма в готической скульптуре. Светоцветовое решение интерьера - значение витражей.

Оборудование: фильм «Готическое искусство»,

Практическое упражнение: композиция «средневековый город».


Методические рекомендации

Методы и формы работы:

Виды занятий могут быть разнообразными:

- рассказ;

- лекции;

- семинар;

-беседы, оживляющие интерес и активизирующие внимания;

- демонстрация наглядных пособий, позволяющих конкретизировать учебный материал;

- киноурок;

- организации экскурсии в музей изобразительного и декоративно-прикладного искусства;

как и формы учеников:

-работа с книгой;

-анализ произведения;

-выполнение заданий на классификацию произведений и т.д.

Восприятие и художественный вкус представляют собой субъективные процессы, их развитие имеет, прежде всего, психологические основания. Развитие и применение наивысших эстетических критериев и правил может происходить в обучении только лично и личностно. Умение замечать прекрасное развивается лишь в процессе собственного опыта в творческой деятельности, чувственном переживании искусства, а только затем в соприкосновении с великими произведениями мировой художественной культуры.

В основе восприятия и оценки художественного произведения лежат следующие компоненты:

- первичное восприятие (зрительный охват полотна, созерцание и разглядывание);

-ощущение эмоций от увиденного;

- анализ сюжета и создание первичного понимания произведения;

- анализ изобразительных средств, использованных автором произведения;

- анализ и восприятие символического ряда произведения;

- позиционные переходы в пространстве произведения: «автор» - «зритель» - «герой произведения» - «герой эпохи» - «какой-либо дополнительный персонаж» и т.д. ;

- создание разнообразных вариаций зрительных конструкторов по поводу различных элементов картины: представление картины в иных формах, красках, изменении композиции и т.д.;

- ощущение редких эмоций;

- соотношение увиденного в картине с собственным опытом, воспоминаниями;

- создание своего понимания произведения, личностного смысла;

- формулирование суждений для выражения собственного мнения;

Организация рефлексии с использованием компонентов в классе может существенно помочь детям открыть собственный путь к пониманию искусства. Опыт обучения детей в данной области показывает, что большинство учеников способны глубоко переживать сопричастность с искусством только в том случае, если «струны их души входят в резонанс» с увиденным или услышанным.

Поэтому сначала необходимо помочь учащемуся приобрести опыт творческой деятельности, развивая анализ и рефлексию, затем освоить «язык искусства» и лишь после этого организовывать посещение картинных галерей, выставок и музеев - тогда они приобретают иной смысл для ребенка. При этом важно тщательно спланировать и продумать первые «встречи» детей с шедеврами мировой культуры. Имеет смысл подготовить их к таким «походам». Для начала полезно выбрать небольшое количество произведений, отвести время для индивидуального восприятия. Полезно организовать беседу о том, «как можно смотреть картину», вспомнив при этом весь опыт восприятия собственных произведений в классе. По итогам общения с каждой картиной необходимо устроить обмен мнениями и творческую дискуссию. Комментарии учителя должны быть завершающими в такой дискуссии. Не стоит выбирать произведения, которые изначально будут не понятны детям. Например, многие картины основаны на сложных библейских сюжетах или мифологии, знаний которых нет у детей или они у них слишком сильно различаются.

По мере развития собственного опыта творческой деятельности, освоения законов изобразительного искусства, личностной самореализации, восприятия и анализа художественных произведений, их оценки, у школьников начинают складываться собственные предпочтения и эстетические критерии, которые в комплексе и приводят к развитию собственного художественного вкуса.

Занятия полезно строить в интеграции с литературой, музыкой и театром.



Список литературы

  1. Соколова Н.Д. Русский музей – детям. Беседы об изобразительном искусстве - Санкт-Петербург: « ДЕТГИЗ – Лицей», 2003.

  2. Энциклопедия для детей Том 7. Часть 1,часть 2 .2-е изд., испр.- М.: АСТ, 2006.

  3. Дмитриева Н.А. Краткая история искусств.- М.: «АСТ – Пресс», 2000





Обсуждение материала
Сергей Колодин
6.02.2020 13:00
Оформление разработки должно соответствовать всем критериям Требований.
Подробнее см. инф. в разделе Помощь.
Для добавления отзыва, пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Образовательные вебинары
Подписаться на новые Расписание вебинаров
Задать вопрос