Внеурочная деятельность в колледже по туризму
Обобщение опыта работы по теме
«Внеурочная деятельность в колледже по туризму»
Выполнил:
Преподаватель физического воспитания
Государственного бюджетного образовательного учреждения
среднего профессионального образования
«Дзержинский технический колледж»
Переводов Сергей Борисович
г.Дзержинск Нижегородской области
2014 г.
Туризм занимает важное место в учебно-воспитательной работе нашего колледжа.
Туризм - исключительно ценное средство физического воспитания и активного отдыха человека на природе. В туристских походах студенты закаляют свой организм, укрепляют здоровье, развивают выносливость, силу и другие физические качества, приобретают жизненно ценные прикладные навыки и умения ориентирования на местности, преодоления естественных препятствий, самообслуживания, исследовательской работы и др. Туристская деятельность способствует формированию активной жизненной позиции молодого человека.
Занятия туризмом в системе физического воспитания выделены в особую группу, так как позволяют в наибольшей степени, по сравнению с другими видами, овладевать знаниями, умениями и навыками, нужными в жизни каждому человеку.
Туризм, как средство физического воспитания характеризуется естественной прикладностью. Он включает разнообразные по форме и содержанию двигательные действия по рациональному преодолению значительных расстояний в малонаселенной местности, выполняемых в естественных условиях коллективными усилиями. Их цель - формирование у человека умений и навыков, необходимых ему в производственной, военной и бытовой деятельности, с одновременным решением воспитательных, образовательных, оздоровительных и спортивных задач.
В нашем колледже согласно календарю спортивных мероприятий и плану работы по окончании учебного года проводится туристический слёт. Для его проведения создается оргкомитет, который решает вопросы материально-технического, медицинского, хозяйственного, транспортного обеспечения слёта, безопасности участников. Создается судейская коллегия. Все мероприятия слёта (соревнования, конкурсы) проводятся в полном соответствии Положению о туристическом слёте и условиям проведения соревнований, утвержденных оргкомитетом. Для проведения туристического слёта мы выбираем живописное место в пригородной лестной зоне, где имеются подъездные пути, источники питьевой воды. При выборе места проведения мы руководствуемся требованиями безопасности участников, удобства подъезда и подхода, планировки лагеря, пожарной безопасности и охраны природы, ландшафтной характеристики местности с точки зрения прокладывания интересных для участников и зрителей дистанций соревнований.
Положение о туристическом слёте вручаем мастерам учебных групп, которые совместно с классными руководителями начинают заблаговременно готовить свои группы к походу и участию в слёте.
В день проведения туристического слёта мы собираем участников в условленном месте, в назначенное время и начинаем движение к месту проведения мероприятия. До места проведения турслёта совершаем пеший переход около 3-х километров, движемся организованной колонной по живописным местам, соблюдая все меры безопасности. Во время движения проводим игры:
- «Определить расстояние». Студентам предлагается определить расстояние до видимого ориентира (дерева, столба). Побеждает тот, кто точнее указал расстояние.
- «Кто наблюдательный». Задание - определенный участок идти молча, внимательно смотреть по сторонам, стараясь все увидеть и запомнить. Побеждает тот, кому удалось запомнить больше всего деталей (подробностей, ориентиров).
Придя на место проведения основных мероприятий, каждой группе определяем место для разбивки бивака, даём время для подготовки к различным конкурсам (песни, газеты, эмблемы) и спортивным состязаниям.
В это время готовится трасса туристической полосы соревнований. Ежегодно мы готовили самостоятельно трассу туристической полосы, а в этом году - подключили к проведению нашего туристического слета городской отдел молодежи, при котором работает туристический клуб. Представителями клуба была оказана помощь в подготовке трассы соревнований, материальном обеспечении спортинвентарем и квалифицированным судейством.
Через некоторое время судьи идут проверять разбивку бивака у каждой группы студентов, проверяя при этом правила пожарной безопасности, санитарно-гигиенические правила организации, правильность укладки костра, знание основных причин травматизма и несчастных случаев, умение оказать первую медицинскую помощь.
Проводятся конкурсы:
- туристкой песни;
- на лучшее приготовление походной пищи, при этом оценивается качество приготовления блюда;
- сервировку походного стола из одних и тех же продуктов, при этом оценивается красота сервировки.
После обеда ребята купаются и участвуют в различных развлекательных состязаниях: метании дартса, стрельбе из пневматической винтовки, игре в футбол.
Венцом туристического слета является контрольная туристическая полоса. На нее ребята выходят по жребию, сначала группы юношей, а затем девушек.
-
этап Постановка палатки
-
этап Вязание узлов
-
этап Переноска пострадавшего
-
этап Переправа «маятник»
-
этап «Мышеловка»
-
этап «Преодоление препятствий «паутина»
-
этап Переправа через реку по бревну
-
этап Переправа через реку по параллельным веревкам
-
этап Подъем в гору с помощью веревки
-
этап Спуск с горя с помощью веревки
-
этап «Кочки»
-
этап Разборка и укладка палатки
Эти этапы проходят все участники турполосы в пределах 15-20 минут. В составе команды 8-10 человек, остальные участники наблюдают это зрелищное мероприятие из лагеря.
На протяжении всего дня, проводя различные конкурсы и турниры, мы решаем как воспитательные, оздоровительные, образовательные, так и спортивные задачи.
Воспитательные задачи решаются непосредственно воздействием на каждого участника со стороны коллектива, т.е. происходит формирование чувства коллективизма, подчинение личностных интересов общественным. Кроме того длительность передвижений в походных условиях, постепенное повышение физических нагрузок, воспитывает выносливость и волевые качества студента.
Оздоровительные задачи решаются по средствам правильно организованного распорядка мероприятия с соблюдением оптимального режима физических нагрузок и активного отдыха.
Образовательные задачи решаются в виде закрепления знаний по краеведению, топографии и т.п.
Спортивные задачи решаются при прохождении туристической полосы, студенты овладевают специальной подготовкой по туристской технике и общей физической подготовке. В течение дня ребята получают заряд бодрости и хорошего настроения. Они познают много интересного и нужного для жизни. В дальнейшем они самостоятельно смогут ходить в походы и преодолевать различные трудности.
В конце дня свернув все имущество и убрав территорию, проводим общее построение и подведение итогов всего дня, затем движемся организованной колонной в город.
Более подробное подведение итогов туристического слёта мы разбираем в колледже при просмотре видеозаписи.
Использованная литература:
-
Джаладян Ю. А.,Кусков А. С. Основы туризма : учеб. для студ. вузов.
М.: КноРус, 2008. —400 с.
-
Косолапов А. Б. География российского внутреннего туризма: учеб пособие. М.: КноРус, 2011. —272 с.
- Вебинар «GOOGLE-формы как практический инструментарий в повседневной деятельности педагога»
- Международный вебинар «Рисование ватными палочками как нетрадиционная техника рисования и метод коррекции психических состояний дошкольников»
- Вебинар «Youtube-канал как неотделимый компонент GOOGLE-аккаунта»
- Международный вебинар «Требования охранительного педагогического режима к коррекционно-образовательному процессу для обучающихся с НОДА»
- Вебинар «Использование функционала GOOGLE для создания персонального сайта педагога»
- Современные тенденции развития шахматного образования в РФ. Научные идеи и концепции обучения шахматной игре