В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

Учебно-Методический портал
Уважаемые слушатели и пользователи портала УчМет!
«Издательство «Учитель» и «Международный центр образования и социально-гуманитарных исследований» внесены в перечень
образовательных организаций на Едином федеральном портале дополнительного профессионального образования. Подробнее

Гражданское общество и государство

Гражданское общество и государство

Людмила Кошман
Тип материала: Урок
просмотров: 3220 комментариев: 1
Краткое описание
Формирование представлений о признаках и структуре гражданского общества и его взаимодействии с государством
Описание
Сценарий урока по учебной дисциплине «Обществознание» для 11 класса   Тема: Гражданское общество и государство Тип урока: комбинированный урок с элементами проблемного обучения

Цели урока: Установление взаимосвязи между понятиями «роль и «позиция» на
примере изучения понятия «гражданское общество»; формирование
представлений о признаках и структурах гражданского общества.
Осмысление студентами собственного социального опыта с теорети-
ческих позиций.
Обучающиеся в результате должны уметь:
— указывать признаки гражданского общества;
— характеризовать признаки общественных организаций, объединений,
действующих в гражданском обществе;
— понимать значение гражданского общества в решении актуальных
проблем социума;
— получить новые навыки работы в группах; со схемами (моделями),
анализа источников.
 
Педагогические технологии:
1) технология коллективных способов обучения (работа в парах);
2) технология личностно-ориентированного обучения;
3) информационно-коммуникационные технологии обучения;
4) технология развивающего обучения;
5) коммуникационно — диалоговая технология;
6) дифференцированная технология;
7) сравнительно-проблемная технология;
8) технология анализа источников;
9) технология синергетического подхода (метода системного анализа понятия «гражданского общества»).

План занятия   1. Вводное слово преподавателя.
2. Что мы знаем о гражданском обществе.
3. Организация гражданского общества.
4. Взаимодействие гражданского общества и государства.
5. Подведение итогов занятия.
1. Введение преподавателя.
 
От человека, занимающего определенное положение, окружающие ждут всегда соответствующего поведения, которое социологи называют социальной ролью.
Диалог 1) Какие роли Вы выполняете?
с группой: 2) От чего зависит, как мы выполняем свои роли? (преподаватель вводит слово «позиция»). 3) А что такое позиция? (Отношение человека к своему делу, своей роли). Преподаватель напоминает о событиях лета 2010 года (о жаре). Диалог 1) Какие роли пришлось выполнять жителям поселков? с группой: (пожарный, спасатель, медик …). 2) От чего зависел успех выполнения тех ролей, которые пришлось взять на себя жителям? (о той позиции, которую заняли жители, — ответственности, порядочности, неравно- душия, милосердия). Жители своими действиями показали пример гражданского поведения. 2. Работа в парахс выполнением задания: заполните вторую графу (третья графа заполняется в течение урока) таблицы «Функции государства и гражданского общества». «Функции государства и гражданского общества»  
Вопросы для сравнения Государство Гражданское общество
Главные цели (функции) Решение важнейших общих дел общества и государства Выявление и отстаивание прав и интересов граждан, развитие их инициативно- сти
Кто реализует Органы государственной власти Граждане, общественные организации
  Затем преподаватель предлагает студентам, что они знают о понятии «гражданское общество», выбирая предлагаемые ответы и сигнализируя карточками соответствующего цвета.

А. Я никогда не слышал о понятии «гражданское общество».
Б. Я слышал, но не знаю, что это такое.
В. Я могу дать определение, выделив основные признаки.
Д. Я могу назвать основные направления по развитию гражданского общества
в России.

Учащиеся выполняют задания: проанализировать результаты социологического опроса (слайд «Что россияне знают о гражданском обществе») и отвечают на вопросы:
1) Какие основные выводы можно сделать на основе представленной информации?
2) Какие проблемы, связанные с понятием «гражданское общество», выявляет опрос? (россияне имеют слабое представление о гражданском обществе и не могут с уверенностью ответить на вопрос, сложилось ли оно в России).

Затем предлагаются два вида заданий – для тех, кто уже знаком с этим понятием, и для тех, кто недостаточно знаком:

1) сформулировать понятие «гражданское общество» и перечислить его признаки;
2) прочитать определение понятия «гражданское общество» в учебнике; подчеркнуть слова – признаки, черты «гражданского общества» (самостоятельность, независимость, защита прав и интересов, объединения граждан) и записать их на доске и в тетради.

Проблемные вопросы группе:

1) Где пересекаются, а где расходятся сферы деятельности государства и гражданского общества?
2) Кто действует в гражданском обществе?

3й вопрос. Организация гражданского общества.
 
Главное действующее лицо гражданского общества – общественные организации, объединения граждан. Учащиеся работают со слайдом «Виды общественных организаций». Затем отвечают на вопросы:

1) Чьи интересы и права защищают общественные организации, перечисленные на слайде?
2) О каких общественных объединениях вы знаете?
3) Участвуете ли вы сами в работе общественных объединений?
4) Какие роли выполняют участники данной организации? Что вы можете сказать об их позициях?

Предлагается проблемный вопрос.
Как определить, сложилось ли в России гражданское общество?

4й вопрос. Взаимодействие гражданского общества и государства.
 
Учащимся предлагается рассмотреть примеры участия институтов гражданского общества в решении общественных проблем (демонстрируются слайды с разными ситуациями).

1. Вывоз мусора.

Учащиеся отвечают на вопросы:
а) Какие общественные организации могут принять участие в решении проблемы?
б) Какие шаги они могут предпринять?
в) В чем может выразиться их взаимодействие с представителями власти?
г) При каких условиях проблема может решаться?
д) Какую позицию должны занять граждане для решения этой проблемы и
насколько это важно?

2. Установление дорожных знаков.
 
«Пешеходный переход на дороге рядом с образовательным учреждением».

Затем дается задание: работая в группах, построить модель (схему) «Взаимодействие государства и гражданского общества» и обосновать ее.

(Предложенные варианты обсуждаются в группе. Студенты должны указать, где в построенной модели место конкретного человека). Закрепление материала: 1) Что такое гражданское общество? 2) Кто действует в гражданском обществе? 3) Можем ли мы стать участниками гражданского общества в России, способствовать его развитию, необходимо ли нам это? В заключение предлагается подумать о том, что для них урок, и продолжить одно из предложений (на выбор): Я узнал… У меня есть вопросы… Я испытывал чувства, эмоции… У меня появились идеи и предложения… Сегодня на уроке я задумался… Глоссарийосновных понятий «гражданское общество» : Гражданское общество– это совокупность негосударственных отношений и институтов, выражающих частные интересы граждан в различных сферах. Гражданское общество– вся совокупность неполитических отношений; идеал, олицетворяющий общество свободных личностей, наделенных широкими гражданскими и политическими правами, активно участвующих в управлении государством. Гражданское общество– самостоятельные и независимые от государства области жизни человека, в задачи которых входит обеспечение условий для самореализации отдельных индивидов и коллективов. Гражданское общество– общество, в котором граждане имеют возможность создавать независимые от государства объединения для защиты собственных интересов.

Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 19500 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

Файлы
Сценарий урока по теме ''Гражданское общество и государство''.doc Скачать

Сценарий урока по учебной дисциплине

«Обществознание» для групп 1-го курса


Тема: Гражданское общество и государство


Тип урока: комбинированный урок с элементами проблемного обучения


Цели урока: Установление взаимосвязи между понятиями «роль и «позиция» на

примере изучения понятия «гражданское общество»; формирование

представлений о признаках и структурах гражданского общества.

Осмысление студентами собственного социального опыта с теорети-

ческих позиций.

Обучающиеся в результате должны уметь:

- указывать признаки гражданского общества;

- характеризовать признаки общественных организаций, объединений,

действующих в гражданском обществе;

- понимать значение гражданского общества в решении актуальных

проблем социума;

- получить новые навыки работы в группах; со схемами (моделями),

анализа источников.


Педагогические технологии:

  1. технология коллективных способов обучения (работа в парах);

  2. технология личностно-ориентированного обучения;

  3. информационно-коммуникационные технологии обучения;

  4. технология развивающего обучения;

  5. коммуникационно - диалоговая технология;

  6. дифференцированная технология;

  7. сравнительно-проблемная технология;

  8. технология анализа источников;

  9. технология синергетического подхода (метода системного анализа понятия «гражданского общества»).


План занятия


  1. Вводное слово преподавателя.

  2. Что мы знаем о гражданском обществе.

  3. Организация гражданского общества.

  4. Взаимодействие гражданского общества и государства.

  5. Подведение итогов занятия.






  1. Введение преподавателя.


От человека, занимающего определенное положение, окружающие ждут всегда соответствующего поведения, которое социологи называют социальной ролью.

Диалог 1) Какие роли Вы выполняете?

с группой: 2) От чего зависит, как мы выполняем свои роли? (преподаватель

вводит слово «позиция»).

3) А что такое позиция? (Отношение человека к своему делу,

своей роли).

Преподаватель напоминает о событиях лета 2010 года (о жаре).


Диалог 1) Какие роли пришлось выполнять жителям поселков?

с группой: (пожарный, спасатель, медик …).

2) От чего зависел успех выполнения тех ролей, которые

пришлось взять на себя жителям? (о той позиции, которую

заняли жители, - ответственности, порядочности, неравно-

душия, милосердия).

Жители своими действиями показали пример гражданского

поведения.


  1. Работа в парах с выполнением задания: заполните вторую графу (третья графа заполняется в течение урока) таблицы «Функции государства и гражданского общества».


«Функции государства и гражданского общества»


Вопросы

для сравнения

Государство


Гражданское

общество

Главные цели (функции)

Решение важнейших общих дел общества и государства

Выявление и отстаивание прав и интересов граждан, развитие их инициативно- сти

Кто реализует

Органы государственной власти

Граждане, общественные организации


Затем преподаватель предлагает студентам, что они знают о понятии «гражданское общество», выбирая предлагаемые ответы и сигнализируя карточками соответствующего цвета.


А. Я никогда не слышал о понятии «гражданское общество».

Б. Я слышал, но не знаю, что это такое.

В. Я могу дать определение, выделив основные признаки.

Д. Я могу назвать основные направления по развитию гражданского общества

в России.


Студенты выполняют задания: проанализировать результаты социологического опроса (слайд «Что россияне знают о гражданском обществе») и отвечают на вопросы:

  1. Какие основные выводы можно сделать на основе представленной информации?

  2. Какие проблемы, связанные с понятием «гражданское общество», выявляет опрос? (россияне имеют слабое представление о гражданском обществе и не могут с уверенностью ответить на вопрос, сложилось ли оно в России).


Затем студентам предлагаются два вида заданий – для тех, кто уже знаком с этим понятием, и для тех, кто недостаточно знаком:


  1. сформулировать понятие «гражданское общество» и перечислить его признаки;

  2. прочитать определение понятия «гражданское общество» в учебнике; подчеркнуть слова – признаки, черты «гражданского общества» (самостоятельность, независимость, защита прав и интересов, объединения граждан) и записать их на доске и в тетради.


Проблемные вопросы группе:


  1. Где пересекаются, а где расходятся сферы деятельности государства и гражданского общества?

  2. Кто действует в гражданском обществе?


3й вопрос. Организация гражданского общества.


Главное действующее лицо гражданского общества – общественные организации, объединения граждан. Студенты работают со слайдом «Виды общественных организаций». Затем отвечают на вопросы:


  1. Чьи интересы и права защищают общественные организации, перечисленные на слайде?

  2. О каких общественных объединениях вы знаете?

  3. Участвуете ли вы сами в работе общественных объединений?

  4. Какие роли выполняют участники данной организации? Что вы можете сказать об их позициях?


Предлагается проблемный вопрос.

Как определить, сложилось ли в России гражданское общество?


4й вопрос. Взаимодействие гражданского общества и государства.


Студентам предлагается рассмотреть примеры участия институтов гражданского общества в решении общественных проблем (демонстрируются слайды с разными ситуациями).


  1. Вывоз мусора.


Студенты отвечают на вопросы:

а) Какие общественные организации могут принять участие в решении проблемы?

б) Какие шаги они могут предпринять?

в) В чем может выразиться их взаимодействие с представителями власти?

г) При каких условиях проблема может решаться?

д) Какую позицию должны занять граждане для решения этой проблемы и

насколько это важно?


  1. Установление дорожных знаков.


«Пешеходный переход на дороге рядом с образовательным учреждением».


Затем студентам дается задание: работая в группах, построить модель (схему) «Взаимодействие государства и гражданского общества» и обосновать ее.


(Предложенные варианты обсуждаются в группе. Студенты должны указать, где в построенной модели место конкретного человека).


Закрепление материала:

  1. Что такое гражданское общество?

  2. Кто действует в гражданском обществе?

  3. Можем ли мы стать участниками гражданского общества в России, способствовать его развитию, необходимо ли нам это?




В заключении студентам предлагается подумать о том, что для них урок, и продолжить одно из предложений (на выбор):


Я узнал…

У меня есть вопросы…

Я испытывал чувства, эмоции…

У меня появились идеи и предложения…

Сегодня на уроке я задумался…


Глоссарий основных понятий «гражданское общество»


Гражданское общество – это совокупность негосударственных отношений и институтов, выражающих частные интересы граждан в различных сферах.


Гражданское общество – вся совокупность неполитических отношений; идеал, олицетворяющий общество свободных личностей, наделенных широкими гражданскими и политическими правами, активно участвующих в управлении государством.


Гражданское общество – самостоятельные и независимые от государства области жизни человека, в задачи которых входит обеспечение условий для самореализации отдельных индивидов и коллективов.


Гражданское общество – общество, в котором граждане имеют возможность создавать независимые от государства объединения для защиты собственных интересов.

Обсуждение материала
Сергей Колодин
11.08.2014 09:41
Людмила Сергеевна, прошу Вас указывать список использованной при подготовке мероприятия литературы и ссылки на источники сети Интернет. Все критерии Требований опубликованы в разделе Справка.

С уважением, С.А. Колодин.
Для добавления отзыва, пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Образовательные вебинары
Подписаться на новые Расписание вебинаров
Задать вопрос