Гражданское общество и государство
Цели урока: Установление взаимосвязи между понятиями «роль и «позиция» на
примере изучения понятия «гражданское общество»; формирование
представлений о признаках и структурах гражданского общества.
Осмысление студентами собственного социального опыта с теорети-
ческих позиций.
Обучающиеся в результате должны уметь:
— указывать признаки гражданского общества;
— характеризовать признаки общественных организаций, объединений,
действующих в гражданском обществе;
— понимать значение гражданского общества в решении актуальных
проблем социума;
— получить новые навыки работы в группах; со схемами (моделями),
анализа источников.
Педагогические технологии:
1) технология коллективных способов обучения (работа в парах);
2) технология личностно-ориентированного обучения;
3) информационно-коммуникационные технологии обучения;
4) технология развивающего обучения;
5) коммуникационно — диалоговая технология;
6) дифференцированная технология;
7) сравнительно-проблемная технология;
8) технология анализа источников;
9) технология синергетического подхода (метода системного анализа понятия «гражданского общества»).
План занятия 1. Вводное слово преподавателя.
2. Что мы знаем о гражданском обществе.
3. Организация гражданского общества.
4. Взаимодействие гражданского общества и государства.
5. Подведение итогов занятия.
1. Введение преподавателя.
От человека, занимающего определенное положение, окружающие ждут всегда соответствующего поведения, которое социологи называют социальной ролью.
Диалог 1) Какие роли Вы выполняете?
с группой: 2) От чего зависит, как мы выполняем свои роли? (преподаватель вводит слово «позиция»). 3) А что такое позиция? (Отношение человека к своему делу, своей роли). Преподаватель напоминает о событиях лета 2010 года (о жаре). Диалог 1) Какие роли пришлось выполнять жителям поселков? с группой: (пожарный, спасатель, медик …). 2) От чего зависел успех выполнения тех ролей, которые пришлось взять на себя жителям? (о той позиции, которую заняли жители, — ответственности, порядочности, неравно- душия, милосердия). Жители своими действиями показали пример гражданского поведения. 2. Работа в парахс выполнением задания: заполните вторую графу (третья графа заполняется в течение урока) таблицы «Функции государства и гражданского общества». «Функции государства и гражданского общества»
Вопросы для сравнения | Государство | Гражданское общество |
Главные цели (функции) | Решение важнейших общих дел общества и государства | Выявление и отстаивание прав и интересов граждан, развитие их инициативно- сти |
Кто реализует | Органы государственной власти | Граждане, общественные организации |
А. Я никогда не слышал о понятии «гражданское общество».
Б. Я слышал, но не знаю, что это такое.
В. Я могу дать определение, выделив основные признаки.
Д. Я могу назвать основные направления по развитию гражданского общества
в России.
Учащиеся выполняют задания: проанализировать результаты социологического опроса (слайд «Что россияне знают о гражданском обществе») и отвечают на вопросы:
1) Какие основные выводы можно сделать на основе представленной информации?
2) Какие проблемы, связанные с понятием «гражданское общество», выявляет опрос? (россияне имеют слабое представление о гражданском обществе и не могут с уверенностью ответить на вопрос, сложилось ли оно в России).
Затем предлагаются два вида заданий – для тех, кто уже знаком с этим понятием, и для тех, кто недостаточно знаком:
1) сформулировать понятие «гражданское общество» и перечислить его признаки;
2) прочитать определение понятия «гражданское общество» в учебнике; подчеркнуть слова – признаки, черты «гражданского общества» (самостоятельность, независимость, защита прав и интересов, объединения граждан) и записать их на доске и в тетради.
Проблемные вопросы группе:
1) Где пересекаются, а где расходятся сферы деятельности государства и гражданского общества?
2) Кто действует в гражданском обществе?
3й вопрос. Организация гражданского общества.
Главное действующее лицо гражданского общества – общественные организации, объединения граждан. Учащиеся работают со слайдом «Виды общественных организаций». Затем отвечают на вопросы:
1) Чьи интересы и права защищают общественные организации, перечисленные на слайде?
2) О каких общественных объединениях вы знаете?
3) Участвуете ли вы сами в работе общественных объединений?
4) Какие роли выполняют участники данной организации? Что вы можете сказать об их позициях?
Предлагается проблемный вопрос.
Как определить, сложилось ли в России гражданское общество?
4й вопрос. Взаимодействие гражданского общества и государства.
Учащимся предлагается рассмотреть примеры участия институтов гражданского общества в решении общественных проблем (демонстрируются слайды с разными ситуациями).
1. Вывоз мусора.
Учащиеся отвечают на вопросы:
а) Какие общественные организации могут принять участие в решении проблемы?
б) Какие шаги они могут предпринять?
в) В чем может выразиться их взаимодействие с представителями власти?
г) При каких условиях проблема может решаться?
д) Какую позицию должны занять граждане для решения этой проблемы и
насколько это важно?
2. Установление дорожных знаков.
«Пешеходный переход на дороге рядом с образовательным учреждением».
Затем дается задание: работая в группах, построить модель (схему) «Взаимодействие государства и гражданского общества» и обосновать ее.
(Предложенные варианты обсуждаются в группе. Студенты должны указать, где в построенной модели место конкретного человека). Закрепление материала: 1) Что такое гражданское общество? 2) Кто действует в гражданском обществе? 3) Можем ли мы стать участниками гражданского общества в России, способствовать его развитию, необходимо ли нам это? В заключение предлагается подумать о том, что для них урок, и продолжить одно из предложений (на выбор): Я узнал… У меня есть вопросы… Я испытывал чувства, эмоции… У меня появились идеи и предложения… Сегодня на уроке я задумался… Глоссарийосновных понятий «гражданское общество» : Гражданское общество– это совокупность негосударственных отношений и институтов, выражающих частные интересы граждан в различных сферах. Гражданское общество– вся совокупность неполитических отношений; идеал, олицетворяющий общество свободных личностей, наделенных широкими гражданскими и политическими правами, активно участвующих в управлении государством. Гражданское общество– самостоятельные и независимые от государства области жизни человека, в задачи которых входит обеспечение условий для самореализации отдельных индивидов и коллективов. Гражданское общество– общество, в котором граждане имеют возможность создавать независимые от государства объединения для защиты собственных интересов.
Сценарий урока по учебной дисциплине
«Обществознание» для групп 1-го курса
Тема: Гражданское общество и государство
Тип урока: комбинированный урок с элементами проблемного обучения
Цели урока: Установление взаимосвязи между понятиями «роль и «позиция» на
примере изучения понятия «гражданское общество»; формирование
представлений о признаках и структурах гражданского общества.
Осмысление студентами собственного социального опыта с теорети-
ческих позиций.
Обучающиеся в результате должны уметь:
- указывать признаки гражданского общества;
- характеризовать признаки общественных организаций, объединений,
действующих в гражданском обществе;
- понимать значение гражданского общества в решении актуальных
проблем социума;
- получить новые навыки работы в группах; со схемами (моделями),
анализа источников.
Педагогические технологии:
-
технология коллективных способов обучения (работа в парах);
-
технология личностно-ориентированного обучения;
-
информационно-коммуникационные технологии обучения;
-
технология развивающего обучения;
-
коммуникационно - диалоговая технология;
-
дифференцированная технология;
-
сравнительно-проблемная технология;
-
технология анализа источников;
-
технология синергетического подхода (метода системного анализа понятия «гражданского общества»).
План занятия
-
Вводное слово преподавателя.
-
Что мы знаем о гражданском обществе.
-
Организация гражданского общества.
-
Взаимодействие гражданского общества и государства.
-
Подведение итогов занятия.
-
Введение преподавателя.
От человека, занимающего определенное положение, окружающие ждут всегда соответствующего поведения, которое социологи называют социальной ролью.
Диалог 1) Какие роли Вы выполняете?
с группой: 2) От чего зависит, как мы выполняем свои роли? (преподаватель
вводит слово «позиция»).
3) А что такое позиция? (Отношение человека к своему делу,
своей роли).
Преподаватель напоминает о событиях лета 2010 года (о жаре).
Диалог 1) Какие роли пришлось выполнять жителям поселков?
с группой: (пожарный, спасатель, медик …).
2) От чего зависел успех выполнения тех ролей, которые
пришлось взять на себя жителям? (о той позиции, которую
заняли жители, - ответственности, порядочности, неравно-
душия, милосердия).
Жители своими действиями показали пример гражданского
поведения.
-
Работа в парах с выполнением задания: заполните вторую графу (третья графа заполняется в течение урока) таблицы «Функции государства и гражданского общества».
«Функции государства и гражданского общества»
Вопросы для сравнения |
Государство |
Гражданское общество |
Главные цели (функции) |
Решение важнейших общих дел общества и государства |
Выявление и отстаивание прав и интересов граждан, развитие их инициативно- сти |
Кто реализует |
Органы государственной власти |
Граждане, общественные организации |
Затем преподаватель предлагает студентам, что они знают о понятии «гражданское общество», выбирая предлагаемые ответы и сигнализируя карточками соответствующего цвета.
А. Я никогда не слышал о понятии «гражданское общество».
Б. Я слышал, но не знаю, что это такое.
В. Я могу дать определение, выделив основные признаки.
Д. Я могу назвать основные направления по развитию гражданского общества
в России.
Студенты выполняют задания: проанализировать результаты социологического опроса (слайд «Что россияне знают о гражданском обществе») и отвечают на вопросы:
-
Какие основные выводы можно сделать на основе представленной информации?
-
Какие проблемы, связанные с понятием «гражданское общество», выявляет опрос? (россияне имеют слабое представление о гражданском обществе и не могут с уверенностью ответить на вопрос, сложилось ли оно в России).
Затем студентам предлагаются два вида заданий – для тех, кто уже знаком с этим понятием, и для тех, кто недостаточно знаком:
-
сформулировать понятие «гражданское общество» и перечислить его признаки;
-
прочитать определение понятия «гражданское общество» в учебнике; подчеркнуть слова – признаки, черты «гражданского общества» (самостоятельность, независимость, защита прав и интересов, объединения граждан) и записать их на доске и в тетради.
Проблемные вопросы группе:
-
Где пересекаются, а где расходятся сферы деятельности государства и гражданского общества?
-
Кто действует в гражданском обществе?
3й вопрос. Организация гражданского общества.
Главное действующее лицо гражданского общества – общественные организации, объединения граждан. Студенты работают со слайдом «Виды общественных организаций». Затем отвечают на вопросы:
-
Чьи интересы и права защищают общественные организации, перечисленные на слайде?
-
О каких общественных объединениях вы знаете?
-
Участвуете ли вы сами в работе общественных объединений?
-
Какие роли выполняют участники данной организации? Что вы можете сказать об их позициях?
Предлагается проблемный вопрос.
Как определить, сложилось ли в России гражданское общество?
4й вопрос. Взаимодействие гражданского общества и государства.
Студентам предлагается рассмотреть примеры участия институтов гражданского общества в решении общественных проблем (демонстрируются слайды с разными ситуациями).
-
Вывоз мусора.
Студенты отвечают на вопросы:
а) Какие общественные организации могут принять участие в решении проблемы?
б) Какие шаги они могут предпринять?
в) В чем может выразиться их взаимодействие с представителями власти?
г) При каких условиях проблема может решаться?
д) Какую позицию должны занять граждане для решения этой проблемы и
насколько это важно?
-
Установление дорожных знаков.
«Пешеходный переход на дороге рядом с образовательным учреждением».
Затем студентам дается задание: работая в группах, построить модель (схему) «Взаимодействие государства и гражданского общества» и обосновать ее.
(Предложенные варианты обсуждаются в группе. Студенты должны указать, где в построенной модели место конкретного человека).
Закрепление материала:
-
Что такое гражданское общество?
-
Кто действует в гражданском обществе?
-
Можем ли мы стать участниками гражданского общества в России, способствовать его развитию, необходимо ли нам это?
В заключении студентам предлагается подумать о том, что для них урок, и продолжить одно из предложений (на выбор):
Я узнал…
У меня есть вопросы…
Я испытывал чувства, эмоции…
У меня появились идеи и предложения…
Сегодня на уроке я задумался…
Глоссарий основных понятий «гражданское общество»
Гражданское общество – это совокупность негосударственных отношений и институтов, выражающих частные интересы граждан в различных сферах.
Гражданское общество – вся совокупность неполитических отношений; идеал, олицетворяющий общество свободных личностей, наделенных широкими гражданскими и политическими правами, активно участвующих в управлении государством.
Гражданское общество – самостоятельные и независимые от государства области жизни человека, в задачи которых входит обеспечение условий для самореализации отдельных индивидов и коллективов.
Гражданское общество – общество, в котором граждане имеют возможность создавать независимые от государства объединения для защиты собственных интересов.
- Вебинар «GOOGLE-формы как практический инструментарий в повседневной деятельности педагога»
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Вебинар «Youtube-канал как неотделимый компонент GOOGLE-аккаунта»
- Международный вебинар «Рисование ватными палочками как нетрадиционная техника рисования и метод коррекции психических состояний дошкольников»
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Вебинар «Детская агрессия: нейроигровые приемы обучению саморегуляции, способам выражения гнева в приемлемой форме, формирование позитивных качеств личности»
С уважением, С.А. Колодин.