В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

Учебно-Методический портал

Водяной пар. Облака

Водяной пар. Облака

Татьяна Пацевич
Тип материала: Урок
Рейтинг: 12345 голосов:1просмотров: 3250
Краткое описание
- Сформировать представление о водяном паре, о насыщенном и ненасыщенном воздухе;
- Научить вычислять относительную и абсолютную влажность воздуха;
- Сформировать представление о видах облаков.
Описание
Бюджетное образовательное учреждение Вытегорского муниципального района «Алмозерская основная общеобразовательная школа»
Конспект урока географии в 6классе Водяной пар. Облака

Автор разработки: Пацевич Татьяна Константиновна Учитель географии и биологии БОУ ВМР «Алмозерская основная общеобразовательная школа»
п. Волоков Мост. 2014 год Описание урока: Предлагаю вам конспект урока для учеников 6 класса по теме «Водяной пар. Облака». Данный материал будет полезен учителям, работающим в 6-х классах. Это конспект изучения нового материала в игровой форме, направленный на знакомство учеников с водяным паром и его образованием. Ребята пополняют знания об облаках. Цель: формирование знаний о водяном паре и облаках.
Задачи:
— Сформировать представление о водяном паре, о насыщенном и ненасыщенном воздухе;
— Научить вычислять относительную и абсолютную влажность воздуха;
— Сформировать представление о видах облаков.
Оборудование: таблицы («Зависимость количества водяного пара в насыщенном воздухе от его температуры», «Сравнительна я характеристика облаков»), карточки.
Ход урока: 1. Организационный момент.
2. Проверка домашнего задания:
Работа на карточках для отдельных учеников:
Постороить «Розу ветров» и проанализировать;
Устный опрос:
а) Что такое ветер? (Движение воздуха в горизонтальном направлении);
б) Дайте определение:
— бриз (лёгкий местный ветер);
— муссон (устойчивый ветер над определёнными областями земли, дующий летом с океана на сушу, а зимой наоборот);
В) С помощью какого прибора определяют направление ветра? (флюгнр);
Г) От чего зависит скорость ветра? (Чем больше разность давления, тем сильнее ветер, тем больше скорость).
Работа у доски:

735 мм рт ст………750 мм рт ст
770 мм рт ст………730 мм рт ст

Учитель: Покажите стрелками направление ветра. В каком случае скорость ветра будет больше?
3. Изучение нового материала:
Учитель протирае доску влажной тряпкой и просит учеников обратить внимание, что будет происходить (доска высыхает).
Учитель: Куда девается вода с доски? (ученик — испаряется);
Учитель: Какое значение это имеет для атмосферы? (ученик — в атмосфере содержится вода);
Учитель: В каком состоянии из трёх вам уже известных находится вода в атмосфере? (ученик — в газообразном – водяной пар);
Учитель: Видим ли мы водяной пар? (ученик — нет).
Учитель: О чём сегодня на уроке пойдёт речь? (ученик – о водяном паре). Открыли тетради, подписали число, тему урока «Водяной пар. Облака».
Учитель: Всё ли мы знаем о водяном паре? Что бы вы хотели узнать? (Вместе с детьми формулируем цели урока).
Количество водяного пара, находящегося в атмосфере, называется абсолютной влажностью. Измеряется в гр на 1м3воздуха.
Водяной пар попадает в воздух при испарении с поверхности Мирового океана, рек, озёр, болот, а также с поверхности суши и растений.

Ежегодно с поверхности Мирового океана испаряется 448 тыс км3воды, А с поверхности суши – 71 тыс км3 воды. Со всей поверхности Земли испаряется – 519 тыс км3 воды.

Учитель: Вы наверное замечали, что лужи в тёплую погоду высыхают быстрее. Как вы думаете, почему? (ученик — в тёплую, ясную погоду испарение происходит быстрее, чем в холодную).
Учитель: Почему? Давайте обратимся к таблице «Зависимость водяного пара в насыщенном воздухе от его температуры» (таблица на доске и в учебниках):

— 20С – 1г 10С – 9г
— 10С – 2,5 г 20С – 17 г
0С – 5 г 30С – 30 г


Ученики должны обратить внимание на то, что чем выше ʈ, тем больше может содержаться воды в таком воздухе.
Учитель: Решим задачу (карточка №1): Рассмотрим 2 случая:
1) При ʈ+ 30С в 1 м3 воздуха – содержится 30 г воды;
2) При ʈ+ 30С в 1 м3 воздуха – содержится 20 г воды;
Вопрос: Какой воздух вы бы назвали насыщенным водяными парами, а какой ненасыщенный? (ученик: в первом случае – насыщенный, во втором – ненасыщенный).
Учитель: Давайте найдём в учебнике определение насыщенного и ненасыщенного воздуха. (ученик: Если воздух не может вместить больше водяного пара, чем он уже содержит, его называют насыщенным. Если воздух содержит меньше водяного пара, чем может содержать, такой воздух называют ненасыщенным).
Учитель: Пользуясь таблицей, определите (карточка №2):
1) Сколько гр водяного пара может вместить 1 м3 насыщенного воздуха при его нагревании от 0С до + 10С? (ответ: 4г);
2) Является ли воздух насыщенным, если при ʈ + 20С 1 м3 его содержит 7г водяного пара? (ответ: нет, не хватает 10 г до насыщения).
Проблемное задание:
Учитель: Почему утром появляется роса, почему при восходе солнца она исчезает?
Если ученики затрудняются ответить, то задаю дополнительные вопросы:

1) Днём ʈвоздух была + 30. Сколько воды могло содержаться в 1 м3 воздуха? (при условии, что он насыщен – 30г);
2) Утром ʈупала до + 10. Сколько гр воды может содержаться при данной ʈ? (9гр);
3) Какой возникает вопрос? (куда девалась «лишняя» вода массой 21 гр?) (вода выпала в виде росы);
4) Куда исчезла роса днём и почему? (ʈповысилась до +30С, и воздух, имея в себе 9г воды, превратился в ненасыщенный, и поэтому началось испарение и роса мсчезла).
Сообщение ученика «Использование росы».
Учитель: Всегда ли при ʈ=30содержится 30г воды? ( выдвигаться могут разные версии – да и нет. Тогда можно напомнить о пустынях). ( не всегда при орпеделённой ʈможет содержаться максимальное для этих условий колличество водяного пара, например (карточка №3): задача :1 ученик у доски, остальные в тетрадях — по вычислению относительной влажности):
При ʈ= +30С содержится 30г водяного пара. Выразите 30гр в % — 100%, а если содержится 17гр водяного пара?
Решение: Составим пропорцию:
30г – 100%
17гр – Х
Х = 17×100 = 56%
30
56% — относительная влажность.
Учитель: Найлите в учебнике определение, что такое относительная влажность. (ученик: это отношение (в%) фактического содержания водяного пара в 1м3 к возможному при данной ʈ).
Учитель: Для измерения относительной влажности используют прибор – гигрометр. Действие этого прибора основано на свойстве человеческого волоса поглощать влагу, отчего длина волоса несколько увеличивается. При сузом воздухе – укорачивается. Изменение длины волоса передаётся стрелке, которая показывает относительную влажность.
Учитель: Найдите в учебнике:
1 вариант – определение – что такое туман?
2 вариант – как он образуется?
Учитель: Ребята, а туман и облако – это одно и тоже? (ученик: Облако – это туман, поднявшийся на определённую высоту).
Облака имеют разную форму и от этого иеют разные названия.

ОБЛАКА
КУЧЕВЫЕ СЛОИСТЫЕ ПЕРИСТЫЕ

Учитель: Давайте обратимся к таблице «Характеристика облаков» (карточка №4).
Виды облаков
Внешний вид
Высота образования
В какой сезон года
Причина образования
Кучевые
Белые «кучи ваты»
2 -10 км
С весны по осень
При подъёме тёплого воздуха
Слоистые
Большие валы с серым оттенком, часто образуют сплошную облачность
Менне 2 км
В течении всего года
При контакте тёплого и холодного воздуха
Перистые
Похожи на белые волокна или перья
10 -12 км
В течении всего года
В верхних частях тропосферы при контакте тёплого и холодного воздуха

Учитель: Пользуясь таблицей, дайте характеристику кучевых, слоистых и перистых облаков.
4. Закрепление материала:
Карточка №5 (устные ответы):
1. Определите абсолютную влажность воздуха, если относительная влажность при ʈ+20% — 50%. (ответ: при +20С содержится 17гр водяного пара, 50% от этого количества – 8,5гр).
2. Сколько воды может содержать воздух нашего класса при ʈ= +20С? (ответ: 17гр).
3. При ʈ= +30абсолютная влажность равна 15. Определите относительную влажность? (ответ: относительная влажность воздуха = 50%, т.к. в воздухе при ʈ= +30может содержаться 30гр водяного пара).
5.Домашнее задание: п. 23, вопросы после параграфа.

Список использованных источников информации:
1. Герасимова Т.П., Неклюкова Н.П. География Начальный курс 6 класс Дрофа 2009 г.
2. Газета «География» № 27 2006 г. «Атмосферные осадки» М.С. Ердынеева
3. Г. Пивоварова, А. Безруков « Занимательная география» Москва « АСТ – Пресс» 2001
 

Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 19300 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

Файлы
Водяной пар Облака 6кл.docx Скачать

C:\Users\User\Pictures\uchmet_120_60.gif

Бюджетное образовательное учреждение Вытегорского муниципального района «Алмозерская основная общеобразовательная школа»













Конспект урока географии в 6 классе Водяной пар. Облака







Автор разработки: Пацевич Татьяна Константиновна

Учитель географии и биологии

БОУ ВМР «Алмозерская основная общеобразовательная школа»









п. Волоков Мост.

2014 год

Описание урока: Предлагаю вам конспект урока для учеников 6 класса по теме «Водяной пар. Облака». Данный материал будет полезен учителям, работающим в 6-х классах. Это конспект изучения нового материала в игровой форме, направленный на знакомство учеников с водяным паром и его образованием. Ребята пополняют знания об облаках. Цель: формирование знаний о водяном паре и облаках.

Задачи:

- Сформировать представление о водяном паре, о насыщенном и ненасыщенном воздухе;

- Научить вычислять относительную и абсолютную влажность воздуха;

- Сформировать представление о видах облаков.

Оборудование: таблицы («Зависимость количества водяного пара в насыщенном воздухе от его температуры», «Сравнительна я характеристика облаков»), карточки.

Ход урока:

  1. Организационный момент.

  2. Проверка домашнего задания:

Работа на карточках для отдельных учеников:

Постороить «Розу ветров» и проанализировать;

Устный опрос:

а) Что такое ветер? (Движение воздуха в горизонтальном направлении);

б) Дайте определение:

- бриз (лёгкий местный ветер);

- муссон (устойчивый ветер над определёнными областями земли, дующий летом с океана на сушу, а зимой наоборот);

В) С помощью какого прибора определяют направление ветра? (флюгнр);

Г) От чего зависит скорость ветра? (Чем больше разность давления, тем сильнее ветер, тем больше скорость).

Работа у доски:

735 мм рт ст………750 мм рт ст

770 мм рт ст………730 мм рт ст

Учитель: Покажите стрелками направление ветра. В каком случае скорость ветра будет больше?



  1. Изучение нового материала:

Учитель протирае доску влажной тряпкой и просит учеников обратить внимание, что будет происходить (доска высыхает).

Учитель: Куда девается вода с доски? (ученик - испаряется);

Учитель: Какое значение это имеет для атмосферы? (ученик - в атмосфере содержится вода);

Учитель: В каком состоянии из трёх вам уже известных находится вода в атмосфере? (ученик - в газообразном – водяной пар);

Учитель: Видим ли мы водяной пар? (ученик - нет).

Учитель: О чём сегодня на уроке пойдёт речь? (ученик – о водяном паре). Открыли тетради, подписали число, тему урока «Водяной пар. Облака».

Учитель: Всё ли мы знаем о водяном паре? Что бы вы хотели узнать? (Вместе с детьми формулируем цели урока).

Количество водяного пара, находящегося в атмосфере, называется абсолютной влажностью. Измеряется в гр на 1м3воздуха.

Водяной пар попадает в воздух при испарении с поверхности Мирового океана, рек, озёр, болот, а также с поверхности суши и растений.

Ежегодно с поверхности Мирового океана испаряется 448 тыс км3воды,

А с поверхности суши – 71 тыс км3 воды.

Со всей поверхности Земли испаряется – 519 тыс км3 воды.















Учитель: Вы наверное замечали, что лужи в тёплую погоду высыхают быстрее. Как вы думаете, почему? (ученик - в тёплую, ясную погоду испарение происходит быстрее, чем в холодную).

Учитель: Почему? Давайте обратимся к таблице «Зависимость водяного пара в насыщенном воздухе от его температуры» (таблица на доске и в учебниках):

- 200 С – 1г 100 С – 9г

- 100 С – 2,5 г 200 С – 17 г

00 С – 5 г 300 С – 30 г













Ученики должны обратить внимание на то, что чем выше ʈ0, тем больше может содержаться воды в таком воздухе.

Учитель: Решим задачу (карточка №1): Рассмотрим 2 случая:

1) При ʈ0 + 300 С в 1 м3 воздуха – содержится 30 г воды;

2) При ʈ0 + 300 С в 1 м3 воздуха – содержится 20 г воды;

Вопрос: Какой воздух вы бы назвали насыщенным водяными парами, а какой ненасыщенный? (ученик: в первом случае – насыщенный, во втором – ненасыщенный).

Учитель: Давайте найдём в учебнике определение насыщенного и ненасыщенного воздуха. (ученик: Если воздух не может вместить больше водяного пара, чем он уже содержит, его называют насыщенным. Если воздух содержит меньше водяного пара, чем может содержать, такой воздух называют ненасыщенным).

Учитель: Пользуясь таблицей, определите (карточка №2):

  1. Сколько гр водяного пара может вместить 1 м3 насыщенного воздуха при его нагревании от 00 С до + 100 С? (ответ: 4г);

  2. Является ли воздух насыщенным, если при ʈ + 200 С 1 м3 его содержит 7г водяного пара? (ответ: нет, не хватает 10 г до насыщения).

Проблемное задание:

Учитель: Почему утром появляется роса, почему при восходе солнца она исчезает?

Если ученики затрудняются ответить, то задаю дополнительные вопросы:



  1. Днём ʈ0 воздух была + 300. Сколько воды могло содержаться в 1 м3 воздуха? (при условии, что он насыщен – 30г);

  2. Утром ʈ0 упала до + 100. Сколько гр воды может содержаться при данной ʈ0? (9гр);

  3. Какой возникает вопрос? (куда девалась «лишняя» вода массой 21 гр?) (вода выпала в виде росы);

  4. Куда исчезла роса днём и почему? (ʈ0 повысилась до +300 С, и воздух, имея в себе 9г воды, превратился в ненасыщенный, и поэтому началось испарение и роса мсчезла).

Сообщение ученика «Использование росы».

Учитель: Всегда ли при ʈ0 =300 содержится 30г воды? ( выдвигаться могут разные версии – да и нет. Тогда можно напомнить о пустынях). ( не всегда при орпеделённой ʈ0 может содержаться максимальное для этих условий колличество водяного пара, например (карточка №3): задача :1 ученик у доски , остальные в тетрадях - по вычислению относительной влажности):

При ʈ0 = +300 С содержится 30г водяного пара. Выразите 30гр в % - 100%, а если содержится 17гр водяного пара?

Решение: Составим пропорцию:

30г – 100%

17гр – Х

Х = 17×100 = 56%

30

56% - относительная влажность.

Учитель: Найлите в учебнике определение, что такое относительная влажность. (ученик: это отношение (в%) фактического содержания водяного пара в 1м3 к возможному при данной ʈ0).

Учитель: Для измерения относительной влажности используют прибор – гигрометр. Действие этого прибора основано на свойстве человеческого волоса поглощать влагу, отчего длина волоса несколько увеличивается. При сузом воздухе – укорачивается. Изменение длины волоса передаётся стрелке, которая показывает относительную влажность.

Учитель: Найдите в учебнике:

1 вариант – определение – что такое туман?

2 вариант – как он образуется?

Учитель: Ребята, а туман и облако – это одно и тоже? (ученик: Облако – это туман, поднявшийся на определённую высоту).

Облака имеют разную форму и от этого иеют разные названия.

ОБЛАКА



КУЧЕВЫЕ СЛОИСТЫЕ ПЕРИСТЫЕ











Учитель: Давайте обратимся к таблице «Характеристика облаков» (карточка №4).

Виды облаков

Внешний вид

Высота образования

В какой сезон года

Причина образования

Кучевые

Белые «кучи ваты»

2 -10 км

С весны по осень

При подъёме тёплого воздуха

Слоистые

Большие валы с серым оттенком, часто образуют сплошную облачность

Менне 2 км

В течении всего года

При контакте тёплого и холодного воздуха

Перистые

Похожи на белые волокна или перья

10 -12 км

В течении всего года

В верхних частях тропосферы при контакте тёплого и холодного воздуха



Учитель: Пользуясь таблицей, дайте характеристику кучевых, слоистых и перистых облаков.

4. Закрепление материала:

Карточка №5 (устные ответы):

  1. Определите абсолютную влажность воздуха, если относительная влажность при ʈ0 +200 % - 50%. (ответ: при +200 С содержится 17гр водяного пара, 50% от этого количества – 8,5гр).

  2. Сколько воды может содержать воздух нашего класса при ʈ0 = +200 С? (ответ: 17гр).

  3. При ʈ0 = +300 абсолютная влажность равна 15. Определите относительную влажность? (ответ: относительная влажность воздуха = 50%, т.к. в воздухе при ʈ0 = +300 может содержаться 30гр водяного пара).

5.Домашнее задание: п. 23, вопросы после параграфа.



Список использованных источников информации:

  1. Герасимова Т.П.,Неклюкова Н.П. География Начальный курс 6 класс Дрофа 2009 г.

  2. Газета «География» № 27 2006 г. «Атмосферные осадки» М.С. Ердынеева

  3. Г. Пивоварова, А. Безруков « Занимательная география» Москва « АСТ – Пресс» 2001



Приложение

карточка №1: Задача. Рассмотрим 2 случая:

1) При ʈ0 + 300 С в 1 м3 воздуха – содержится 30 г воды;

2) При ʈ0 + 300 С в 1 м3 воздуха – содержится 20 г воды;

Вопрос: Какой воздух вы бы назвали насыщенным водяными парами, а какой ненасыщенный?

карточка №2. Определить:

1.Сколько гр водяного пара может вместить 1 м3 насыщенного воздуха при его нагревании от 00 С до + 100 С? (ответ: 4г);

2.Является ли воздух насыщенным, если при ʈ + 200 С 1 м3 его содержит 7г водяного пара? (ответ: нет, не хватает 10 г до насыщения).

карточка №3: задача :

При ʈ0 = +300 С содержится 30г водяного пара. Выразите 30гр в % - 100%, а если содержится 17гр водяного пара?

карточка №4

Виды облаков

Внешний вид

Высота образования

В какой сезон года

Причина образования

Кучевые

Белые «кучи ваты»

2 -10 км

С весны по осень

При подъёме тёплого воздуха

Слоистые

Большие валы с серым оттенком, часто образуют сплошную облачность

Менне 2 км

В течении всего года

При контакте тёплого и холодного воздуха

Перистые

Похожи на белые волокна или перья

10 -12 км

В течении всего года

В верхних частях тропосферы при контакте тёплого и холодного воздуха



Карточка №5 (устные ответы):

1.Определите абсолютную влажность воздуха, если относительная влажность при ʈ0 +200 % - 50%.

2.Сколько воды может содержать воздух нашего класса при ʈ0 = +200 С?

3.При ʈ0 = +300 абсолютная влажность равна 15. Определите относительную влажность?



9


Обсуждение материала
Для добавления отзыва, пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Образовательные вебинары
Подписаться на новые Расписание вебинаров
Задать вопрос