Органы дыхания. Гигиена дыхания.
Краткое описание
1) Ознакомление со способами сохранения и укрепления органов дыхания;
2) Воспитание потребности вести здоровый образ жизни;
3) Формирование практических умений.
2) Воспитание потребности вести здоровый образ жизни;
3) Формирование практических умений.
Описание
УРОК ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ. 4 КЛАСС (СИСТЕМА Л.В. ЗАНКОВА) ТЕМА: Органы дыхания. Гигиена дыхания. (2 урок по теме: «Дыхание»)
ЦЕЛИ:
1) Ознакомление со способами сохранения и укрепления органов дыхания;
2) Воспитание потребности вести здоровый образ жизни;
3) Формирование практических умений.
ХОД УРОКА: Сообщение темы: «Сегодня на уроке мы будем говорить об органах дыхания и будем учиться их беречь». I. Повторение изученного. Вспомним, о чем мы говорили на предыдущем уроке (на доске кроссворд).
(1 – бронхи, 2 — трахея, 3 – нос, 4 – легкие) — Зачем человек дышит? — Как путешествует воздух? (Глядя на кроссворд, вспомните названия органов дыхания) — Перечислите функции носа: 1. защищает от пыли и микробов; 2. согревает воздух; 3. увлажнение воздуха; 4. обонятельная функция. — Почему надо дышать носом, а не ртом? (Путь воздуха до гортани и трахеи длиннее, когда он проходит через нос. В носовой полости он согревается, очищается от пыли и микробов. В легкие воздух поступает практически чистым. Установлено, что в носовой полости за 5 минут погибает 90% всех микробов). II. Рубрика «Знаете ли Вы?» (сообщение ученика). Оказывается, человеческое обоняние не уступает собачьему нюху. Американские ученые доказали, что в словах сыщика из мультфильма о бременских музыкантах, у которого «нюх как у собаки», есть значительная доля правды. Нос человека не уступает собачьему в умении определить источник запаха и его местонахождение. Способность запоминать запахи и связывать свои обонятельные ощущения с разнообразным опытом прошлого на удивление хорошо развита и у человека. Ароматы и запахи, запомнившиеся с детства, при повторном восприятии даже в старости навевают яркие воспоминания о былом. Обоняние – чувство чрезвычайно тонкое. Обычный человек без труда различает и запоминает до 1000 запахов, а дегустатор способен различать до 17000 запахов. ИГРА «Охотники». Дети закрывают глаза. «Охотники» по запаху должны определить, что это за предмет (вещество) перед ними. Учитель подносит предметы к носу участника: апельсин, яблоко, чеснок, варенье, зубная паста, печенье и т.д. III. Работа над определением. — Вспомните, что изучает наука гигиена? (Как нужно охранять здоровье). — Сегодня мы говорим о том, как охранять органы дыхания. (Учитель зачитывает по словарю С.И. Ожегова значение слова «гигиена»; определение вешается на доску). Гигиена – раздел медицины, изучающий условия сохранения здоровья, а также система действий, мероприятий, направленных на поддержание чистоты, здоровья. IV. Работа с учебником. 1. Чтение учебника стр. 67 – 69. — что вы узнали о строении трахеи, бронхов, легких? — какие функции они выполняют? Ученики отвечают на вопросы 1 и 2 стр. 70 учебника. Вопрос 1: Как вы объясните пословицу: «Когда я ем, я глух и нем»? Вопрос 2: В воздухе вокруг вас много микроорганизмов, пыли. Почему же вы не болеете постоянно? 2. Читаем вопрос 3 стр. 70: «Какие заболевания передаются по воздуху через органы дыхания? Какие правила надо соблюдать, чтобы не заразиться?» После ответов детей учитель перечисляет еще раз (или вывесить на доску) заболевания органов дыхания, которые передаются воздушно-капельным путем: ОРЗ, грипп, корь, коклюш, ветряная оспа, краснуха, дифтерия, свинка. Для профилактики заболеваний дыхательных органов учитель разучивает вместе с детьми приемы точечного массажа в стихах. Детям на парты выдаются карточки с точками надавливания (Приложение 1). Полезны закаливающие промывания полости носа морской водой, подсоленным настоем трав. Очищает органы дыхания от вирусов вдыхание запахов хвои пихты, сосны, ели, листьев дуба, чеснока, лука). 3. Итак, для здоровья человека важно, чтобы он дышал свежим воздухом. Какие правила мы будем для этого соблюдать? (на стенд или доску вывешиваются рисунки ребят по правилам гигиены дыхания, которые они готовили дома (Приложение 2). — Почему после каждого урока надо проветривать класс? (Вредно дышать пыльным воздухом, т.к. в нем много микробов. В помещении пыли в 10 – 20 раз больше, чем на улице!). — Зачем нужна влажная уборка в помещении? Что значит «влажная уборка»? (Мыть пол, пыль с мебели вытирать влажной тряпкой). — Почему необходимо в помещении переобуваться? — Почему нужно чаще бывать на воздухе? Где лучше гулять? (во дворе, в парке, прогуливаться по улицам города). Объясните. — Что больше принесет пользы: подвижные игры или сиденье на скамейке? (во время движения в организм поступает больше воздуха). — Для чего люди разводят комнатные растения? (обогащение воздуха кислородом, кроме кислорода растения выделяют особые вещества – фитонциды, которые убивают микробы). Как итог учитель открывает свод правил о гигиене дыхания (заранее записаны на закрытой доске или плакат):
ЦЕЛИ:
1) Ознакомление со способами сохранения и укрепления органов дыхания;
2) Воспитание потребности вести здоровый образ жизни;
3) Формирование практических умений.
ХОД УРОКА: Сообщение темы: «Сегодня на уроке мы будем говорить об органах дыхания и будем учиться их беречь». I. Повторение изученного. Вспомним, о чем мы говорили на предыдущем уроке (на доске кроссворд).
д | |||||||||||
ы | |||||||||||
1. |
|
|
х |
| |||||||
2 |
а |
|
|
| |||||||
3. н |
|
| |||||||||
и | |||||||||||
4. | е | ||||||||||
- Чаще проветривай комнату в течение дня и перед сном.
- Гуляй в парке, сквере, там, где много зелени.
- Чаще мойте полы и обтирайте пыль влажной тряпкой.
- Перед входом в помещение вытирайте тщательно ноги. Переобувайте уличную обувь.
- Разводите комнатные растения.
- О никотине и его воздействии на животных (Приложение 4).
- Болезни курильщика.
- О пассивном курении. (2 сообщения – Приложение 7).
- Парадоксальная дыхательная гимнастика А.Н. Стрельниковой (Приложение 8).
- Упражнения для часто и длительно болеющих детей дошкольного возраста (Приложение 9).
Размещено в
разделе:
Общеобразовательное учреждение
Учитель
Поурочное планирование
Окружающий мир
4 класс
19 июня 2014
Файлы
Лариса Владимировна 2014.7z
Скачать
Рекомендуемая литература
Обсуждение материала
Популярное
Образовательные вебинары
- Организация исследовательской и проектной деятельности обучающихся начальной школы как основное требование ФГОС НОО
- Вебинар «Youtube-канал как неотделимый компонент GOOGLE-аккаунта»
- Вебинар «GOOGLE-формы как практический инструментарий в повседневной деятельности педагога»
- Методы и приемы формирования и оценки УУД младших школьников в соответствии с ФГОС НОО
- Современный урок учителя начальных классов в аспекте развития универсальных учебных действий у школьников в соответствии с требованиями ФГОС НОО
- Подготовка к всероссийским итоговым проверочным работам обучающихся 4 классов в условиях реализации ФГОС НОО
Заранее Вам благодарен.
С уважением, С.А. Колодин.