Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования
Краткое описание
Консультация для педагогов, сопровождается мультимедийной презентацией.
Задачи: 1. Сделать акцент на ключевых моментах стандарта, организации работы по ФГОС ДО.
2. Раскрыть психолого-педагогические условия реализации ООПДО.
Составлена на основе выступлений Т.Н.Дороновой и А.Г.Асмолова.
Задачи: 1. Сделать акцент на ключевых моментах стандарта, организации работы по ФГОС ДО.
2. Раскрыть психолого-педагогические условия реализации ООПДО.
Составлена на основе выступлений Т.Н.Дороновой и А.Г.Асмолова.
Описание
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА №110 ГОРОДА ЧЕЛЯБИНСКА
Консультация для педагогов
«ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»
Задачи:
1. Сделать акцент на ключевых моментах стандарта, организации работы по ФГОС. 2. Раскрыть психолого-педагогические условия реализации ООПДО.
Составитель: Леготина Елена Евгеньевна, старший воспитатель
Челябинск, 2013 г.
ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ СТАНДАРТЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
1 СЛАЙД — Титульный
2 СЛАЙД: В основу семинара положены комментарии таких учёных как:
Доронова Татьяна Николаевна
— кандидат педагогических наук, заведующая отделом дошкольного образования Федерального института развития образования Министерства образования и науки Российской Федерации, профессор кафедры дошкольной педагогики и психологии Московского городского психолого-педагогического университета.
Научный руководитель двух программ для дошкольных образовательных учреждений «Радуга» и «Из детства — отрочество». В рамках этих программ является разработчиком разделов по изобразительной, игровой, театрализованной деятельности дошкольников, а также по взаимодействию с семьей. Ведет активную деятельность по внедрению программ в различных регионах России. Алекса́ндр Григо́рьевич Асмо́лов ( — российский психологполитик и учёный. Академик Российской академии образования, заведующий кафедрой психологии личности МГУ имени М. В. Ломоносова, директор Федерального государственного учреждения «Федеральный институт развития образования» (ФИРО). Председатель рабочей группы по разработке ФГОС дошкольного образования.
3 СЛАЙД – Лейтмотив Семинара Л. Н. Толстой: «Воспитывает всё: люди, вещи, явления, но прежде всего и дольше всего — люди. Из них на первом месте — родители и педагоги. Со всем сложнейшим миром окружающей действительности ребёнок входит в бесконечное число отношений, каждое из которых неизменно развивается, переплетается с другими отношениями, усложняется физическим и нравственным ростом самого ребёнка. Весь этот «хаос» не поддаётся как будто никакому учёту, тем не менее, он создаёт в каждый момент определённые изменения в личности ребёнка. Направить это развитие и руководить им — задача воспитания»
4 СЛАЙД — Что такое «образовательный стандарт» для дошкольников? стандарт дошкольного детства — это, по сути дела, определение правила игры между родителями, обществом, педагогами и главными игроками, которые должны быть обречены на выигрыш — детьми — в этой ситуации. Стандарт и выступает как своего рода социальная матрица, он позволяет создать навигацию для родителей и детей в сфере дошкольного детства.
5 СЛАЙД:
ФГОС не принципиально новый документ. Ценнейший опыт, накопленный отечественной и зарубежной педагогической наукой и отражённый в существующих образовательных программах никто не отбрасывает. Меняются только ценностные ориентации этих программ. Ценностные ориентации в самом сообществе.
6 СЛАЙД
Ценностная ориентация №1– «Дошкольное детство – это подготовка ребёнка к школе». ФГОС даёт совершенно иную ориентацию к этим вещам. Подготовка к школе будет в совершенно иной форме. Формула ФГОС: «НЕ РЕБЁНОК ДОЛЖЕН ГОТОВИТЬСЯ К ШКОЛЕ, А ШКОЛА ДОЛЖНА ГОТОВИТЬСЯ К РЕБЁНКУ». В стандарте разработана ключевая идеология (на идеологии Л.Выготского) – развитие детства, как смена социального ситуаций развития. Понятие «Социальная ситуация развития» насквозь проходит через стандарт и резко отличается от понятия «среда развития». Стоит сказать «Среда» и получается, что есть мир, а есть ребёнок. И они сталкиваются. Стоит сказать «Социальная ситуация развития» — другая логика, единицей развития человека является его содействие (даже не совместная деятельность), а содействие в контексте социально ситуации развития. Человек с самого начала существует в контексте психологического симбиоза, он никогда не один (ребёнок-мать, ребёнок-взрослый) и это нельзя разрывать.
7 СЛАЙД
Ценностная ориентация №2 – Каждый шаг на пути развития детства связан с принципом возрастной сообразности всего, что мы делаем. И этот ПРИНЦИП ВОЗРАСТНОЙ СООБРАЗНОСТИ очень чётко звучит в самом стандарте.
8 8 СЛАЙД
Ценностная ориентация №3 -Надо особо понять, что ключевой формулой развития образования является «ДЕТСТВО РАДИ ДЕТСТВА», которая подчёркивает самоценный статус детства. Не детство ради заоблачных целей, которые будут через 100 лет, а сегодня, сейчас. Именно в детстве происходит встреча между тремя ипостасями: я хочу, я могу, я смею. Другие «Я» ребёнка: я умею, я знаю, имеют только подчинённый, операциональный характер. Формула «Детство ради детства» взята из работ Эльконина, Выготского, когда они говорят о детской игре. «Игра ради игры» — мотив игры в самой игре, он не внешний, мотив всегда лежит внутри самой игры, это не внешний стимул. Не ребёнок овладевает игрой, а игра овладевает ребёнком. Он втягивается в неё. Это совершенно разные вещи. И игра сообразна социальной ситуации развития. Игра во всех её проявлениях – ведущий вид деятельности дошкольника. Следовательно, познание, счёт, письмо входит в жизнь ребёнка только через деятельность, других ворот нет. Счёт как игра, чтение как игра, познание как игра, освоение мира природы как игра – без этого не бывает! Но есть и другие логики сквозных механизмов детского развития, связывающие все этапы детства: 1- это ОБЩЕНИЕ (М.И.Лисина), пронизывающее все этапы развития, 2- ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, без неё не бывает ничего. Очень сложно понять - «Детство ради детства», когда мотив самодвигатель. (По аналогии — Партос: «Я дерусь, потому что дерусь».) Смысл деятельности в самой деятельности, смысл творчества в самом творчестве, а не в том, что тебе кто-то что велел, навязал.
9 9 СЛАЙД
Ценностная ориентация №4 — Раз и навсегда в стандарте говорится: «Ключевые риски детства — риски сведения жизни детства к обучению. Вместо «Учиться, учиться и ещё раз учиться!» — «РАЗВИТИЕ, РАЗВИТИЕ И ЕЩЁ РАЗ РАЗВИТИЕ!!!» Отсюда надо понимать, что дошкольные программы совершенно другие программы, не обучения, а «социально-педагогической, психолого-педагогической поддержки социализации и индивидуализации ребёнка» (термин Олега Гасмана). Совершенно другой акцент. Счёт, чтение, письмо – побочные продукты различных видов деятельности. Перед нами другие логики – логики приобщения к миру общения с другими людьми, к миру культуры, к миру природы. Это невероятно важно!!! Дошкольник обучается играя, а не обучается учась! Это разные совершенно аспекты. 10 СЛАЙД
Таким образом, стандарт дошкольного детства — это культурно-деятельностный стандарт поддержки разнообразия детства, который готовит ребёнка, как «человека-почемучку». Отсюда – социализация, а не адаптация (культурная социализация, информационная социализация). Для нас с вами необходимо, что ребёнок приобрёл такие новообразования как доверие к миру, доверие к себе и самоответственность. Отсюда для нас важны жизненные навыки ребёнка, жизненные действия.
11 СЛАЙД « Будь сам себе опорой! Нищий тот, кто нуждается в другом для полноценной жизни».
12 СЛАЙД При анализе содержания ФГОС ДО особое внимание, надо уделить п. 1.3. в котором сказано, что в стандарте учитываются индивидуальные потребности ребёнка. Индивидуальные потребности отдельных категорий детей и детей с ОВЗ. Как учитывать индивидуальные потребности, если в группе 28-30 детей? · У нас не сироты, у них есть родители, которые являются активными участниками в реализации программы. Поэтому, индивидуализацию надо относить к взаимодействию с родителями и решать вопросы, связанные с индивидуализацией совместно с родителями. · Вернутся в наши продуктивные виды деятельности, и 1 раз в месяц проводить занятия по замыслу (рисование, лепка, аппликация), или Например к программе «Детство» есть методика по развитию театрализованной деятельности (4,5 лет Доронова). Все зайчики, но каждый делает себе разные шапочки, придумывает разные имена – в этом и есть индивидуализация. · Исконно, в образовании индивидуальные потребности реализовывались через создание предметной среды (Система Монтессори).
· Два принципа во ФГОС: 1) Трансформированность среды; 2) Полефункциональность среды.
13 СЛАЙД Психолого-педагогические условия реализации ФГОС дошкольного образования Психолого-педагогические условия к реализации основной образовательной программы ( ФГОС, раздел 3) - требования очень во многом связаны с квалификацией самого воспитателя по вопросам личностного развития ребёнка. Если раньше традиционно условия связывались со знаниями методики, конкретного какого-то педагогического подхода, то сейчас во ФГОС все эти психолого-педагогические условия связаны с развитием личности ребёнка. И это правильно! Две генеральные линии стандарта – индивидуализация и социализация. Индивидуализация точно связана с развитием личности. Содержание этой работы должно быть представлено с учётом значимости данного вопроса при реализации ФГОС: 1 место — Игра 2 место — Совместно партнерская деятельность взрослого с детьми 3 место — Общение 14 СЛАЙД Общение – решающий вопрос во ФГОС. Каждый педагог должен понимать содержание тех или иных форм поведения взрослого, в которых должно осуществляться общение с детьми определённого возраста при проявлении: - доброжелательного внимания, — уважения к детям, -одобрения и порицания по отношению к детям, -при организации сотрудничества со взрослым и т.д. Например, проявление уважения заключается в возможности выбора ребёнка.
Важный момент – сотрудничество детей. В целевых ориентирах образования на этапе завершения 1 уровня указано, что ребёнок: — активно взаимодействует со сверстниками; — способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам, радоваться успехам других(это титанический труд для воспитателя). Наши дети не умеют, не хотят сотрудничать. Они самодостаточны, потому что психологически не готовы. Хорошо взаимодействую в игре, но только с представителями своего пола. Искусственно сотрудничество не возникает (девочка – капитан, мальчика – в семью). Для сотрудничества нужен длительный опыт совместной деятельности в течение всего года (когда деваться некуда, как в семье) и заинтересованность в решении общей задачи. Задачи сотрудничества наиболее эффективно решаются в общении, в продуктивных видах деятельности при решении общих задач.
15 СЛАЙД Новый вопрос в общении. В общении важно обратить внимание и наработать опыт, который связан с руководством и подчинением – это СОЦИАЛИЗАЦИЯ. (Само по себе образование — не гарантия успешности в жизни. Есть ситуации, где надо подчиняться, а где-то руководить. У многих взрослых людей это вырастает в большую проблему). Ребенок должен иметь опыт руководства и подчинения. Этот опыт необходимо нарабатывать по 2 направлениям. Первый связан с опытом руководства и подчинения при взаимодействии со взрослыми. Второй — при взаимодействии с детьми. Для реализации стандарта важна наработка по обоим направлениям. Например, руководство деятельностью педагога в игре. В начале, руководит педагог. А затем дети руководят деятельностью воспитателя и выбирают, кем он будет в игре, что он будет делать… (Михайленко, Короткова).
16 СЛАЙД В целевых ориентирах образования на этапе завершения дошкольного детства поставлена задача сформированности у детей положительного отношения к себе (формирование положительного самооценки). По замерам психологов самооценка особенно страдает у мальчиков старшего дошкольного возраста. Самооценка формируется под влиянием окружающих ребёнка взрослых (причём разных взрослых). Серьёзной проблемой для мальчиков является то, что с рождения до 7-8 лет они биологически отстают от девочек на 2-2,5 года (замедлена реакция, хуже развита речь…).В дошкольном детстве — это огромный разрыв. Биологическое отставание, это — то с чем ребёнок не может справиться. Отсюда и формируется заниженная самооценка ( не доделал, не дорисовал и т.д.). И он видит, что здесь он не дорисовал, здесь недоответил… Следовательно самооценка понижается. Особую опасность для мальчиков представляет то, что женщины не имеют опыта проживания периода дошкольного детства в роли мальчика. Не осознают потребность мальчика в движении, в проявлении активности в общении друг с другом (гиперактивноть – им необходимо толкаться, соприкасаться; застенчивость). Опасность представляет поток замечаний и указаний в адрес мальчиков, который связан с упреками в отсутствии у них мужественности. Психологи считают, что проявлять мужественность в дошкольном детстве мальчики еще не могут. Эти замечания в адрес мальчиков приводят к тяжелым депрессивным состояниям. Вследствие этого – тревожность, депрессивность. У мальчиков формируется неуверенность в себе, своих возможностях, самооценка очень низкая. Часто появляется негативное отношение к женщине, к женскому полу вообще. Количество часто болеющих мальчиков больше, чем девочек. (Даже адаптация у мальчиков в среднем составляет 72 дня, а у девочек 18 дней. К такому выводу пришли ученые, проводившие исследования по анализу крови, когда ребёнок приходит в норму).Если снимаются упреки, замечания – мальчики перестают болеть. Проявление психосоматики исчезает. И в 9 лет мальчики все наверстывают, будут опережать девочек.
17 СЛАЙД Заниженная самооценка у мальчиков формируется: • из-за биологического отставания; • гиперактивности; • застенчивости. Воспитатель должен разъяснить родителям вопрос об особенностях, связанных с взрослением мальчиков и привлечь их к работе по формированию положительной самооценки. Педагог один не справится. Делать упор на опасность возникновения тревожности, которая приведет к неуспеваемости в школе и на ряд болезней.
18 СЛАЙД Воспитателю необходимо вырабатывать опыт руководства мальчиками, который связан: 1) с ограничением количества замечаний мальчикам в присутствии других детей, особенно девочек. 2) психологи считают, что с мальчиками нужно говорить реже, в начале дня обсуждать с ними содержание предстоящей работы (или о правилах поведения в группе) и в конце дня обязательно поощрять их добрыми словами в присутствии девочек(это как с мужчинами); 3) при общении с матерями одиночками ориентировать на организацию общения мальчика с родственниками или знакомыми мужчинами. Они много не разговаривают, сухо и конкретно.
У девочек свои проблемы. У 16% девочек серьёзно завышенная самооценка (синдром Снегурочки, принцессы). Надо убирать главные роли в театрализованной деятельности.
В 655приказе (ФГТ)была поставлена задача по формированию гендерной принадлежности, на каждом возрастном этапе ставились свои задачи. Используя этот опыт можно решать как задачу формирования первичных представлений о себе и других людях (Познавательное развитие), так и задачу формирования положительной самооценки. 19 СЛАЙД
С 2 до 3 лет у детей необходимо сформировать гендерную идентичность (понимание того, кто я – мальчик или девочка), мой пол не изменится. Гендерная принадлежность – понимание, кто я, формирование этого качества происходит непросто. Для того, чтобы сформировать у детей гендерную идентичность, необходимо: 1. При общении воспитателя с детьми при каждой возможности использовать не слово «дети», а девочки и мальчики. Использовать в групповом помещении, умывальной комнате, спальне маркеры пространства (внимание! До 4 лет на шкафы один цвет фона для картинки для девочки – красный, для мальчика – синий. В спальне – покрывала разного цвета, салфетки за столом – для девочек и для мальчиков. Так как дети до 4 лет в основном играют отдельно, маркировать групповое пространство можно коврами для игр мальчиков и девочек.
20 СЛАЙД В возрасте с 4 до 5 лет основной задачей является формирование привлекательности гендерной роли. В 5 лет – критический возраст. Если нет гендерной идентичности ребенка нужно показать специалисту. С 4 до 5 лет еще можно что-то изменить (я-мальчик, я-девочка и мне это очень нравится). Для того, чтобы решить эту задачу в общении с детьми необходимо: · Никогда не противопоставлять девочек и мальчиков, · Использовать произведения художественной литературы, демонстрируя детям привлекательность героев, как женского, так и мужского пола · Использовать праздники, посвященные девочкам и мальчикам, а вот 8 марта и 23 февраля- не использовать. В Японии проводятся Дни мальчиков и Дни девочек. Родители сохраняют свои детские игрушки и показывают их детям, дают поиграть детям. Показывают ценность как мальчика, так и девочки.
21 СЛАЙД С 5 до 7 лет основной задачей является формирование у детей способности взаимодействовать друг с другом (мальчик с девочкой и наоборот). Исследование Т.А. Репиной показало, что количество однополых контактов между детьми составляет 91%. Когда взрослые искусственно включают в игру ребенка другого пола – это не дает своих результатов. В начальной школе мальчики и девочки часто конфликтуют. Для решения данной проблемы необходимо: · При обучении детей в продуктивных видах деятельности (рисовании, аппликации, конструировании, лепке) организовывать пары детей: мальчик-девочка. При этом девочки быстрее выбирают себе пару. Педагог определяет содержание для совместной деятельности детей, т.о. чтобы они попадали в зависимость друг от друга (например, аппликация « Светофор» девочки вырезают 2 сигнала, мальчик – один сигнал и подставку для светофора. Если сочетать и чередовать те занятия, где мальчики не очень успешны с теми, где они более успешны (лепка, конструирование), ситуация может поменяться в лучшую сторону. И педагог должен понимать, что здесь важна система! · С целью повышения у мальчиков самооценки необходимо только их привлекать к проведению работы по созданию общего продукта в подарок всем девочкам к празднику. Необходимо провести предварительную работу с мальчиками, как дарить подарок. · Использование в игре мозаичных макетов, карт (см. журнал «Обруч» 2012 год) Педагогу важно не противопоставлять, а объединять усилия детей. Количество в группе мальчиков и девочек не мешает формированию гендерной принадлежности.
17 СЛАЙД
Что мы должны запомнить для реализации ФГОС ДО
1. Наличие нормативно-правовых документов, которые могут регулировать вашу деятельность по реализации стандарта. Нам дали – теперь спросят.
2. ФГОС не принципиально новый документ. Ценнейший опыт, накопленный отечественной и зарубежной педагогической наукой и отражённый в существующих образовательных программах никто не отбрасывает. Меняются только ценностные ориентации этих программ. Ценностные ориентации в самом сообществе.
3. В стандарте достаточно специфически выдвигаются требования к образованию ребёнка. Специфика требований, в первую очередь, предполагает именно развитие личности, а личность — это штучный товар, который нельзя вырастить фронтальными формами работы. Хочу личность – штучно работаю. Поэтому мы свои полномочия по формированию личности делим с семьёй (нормативная основа есть), ищем простые формы (выставка работ рисунков, чтобы начали рисовать в семье…). Это стандарт не знаний, умений и навыков детей, а стандарт развития их личности. Особенно важны самостоятельная активность, инициативность, целеполагание. В чём коварство развития личности в отличие от ЗУН – что упущенный сензитивный период практически нельзя восстановить. Развитие творчества ( без определённой наследственности, без усиленной работы в ДОУ ) — креативность к 7 годам сходит на нет. Любовь к книге (без приобщения к книге до 4 лет: желание листать книжки, рассматривать иллюстрации, слушать текст) – не будет. 4. Одна из основных технологий в работе с детьми – содержательное общение с детьми. При общении воспитателя с ребёнком в течение дня оно превалирует.
5. Значительная роль отводится совместной партнёрской деятельность взрослого с ребёнком.
6. При формировании самостоятельности, активности, при учёте индивидуальных особенностей ребёнка важную роль играет среда. Созданию среды уделяется большое внимание (полифункциональность, мобильность и т.д., обеспечение интересов как мальчиков, так и девочек).
Реализация стандарта — очень сложное дело, это не работа по программе. Но у нас есть закон, нормативная база, которая позволяет хорошенько запрячь родителей и взаимодействовать с различными организациями. Надо умело управлять этим процессом, делегировать полномочия, индивидуально подходить к семьям: вот в этой семье успешно реализуются все уровни общего образования и можно «не убиваться», а в другой семье – семья риска и если я этому ребёнку не помогу, то возьму грех на душу, этот ребёнок не сможет наверстать упущенное. Если ребёнок не получит соответствующего развития на первом уровне образования – он не будет успешен. Это кандидат в двоишники, в трудные подростки с девиантным поведением.
Надо направлять родителей. Только родители способны обеспечить индивидуализацию ребёнка (чтобы он выбрать ту книгу, которая ему нравится; чтобы он рисовал то, что он хочет).
P.S. Дошкольное детство должно быть разнообразным. Это норма. В этом и суть всего стандарта. В нем заложены условия и программы развития, которые позволят учесть разнообразие детей, разнообразие родителей, социальную и экономическую неоднородность регионов. В результате его внедрения у всех детей будет возможность реализовать свою индивидуальность. При этом каждый будет идти не строем, не в ногу, а своим собственным шагом. Наши дети невероятно разные. Они все более и более отличаются от нас, и становится все труднее вести диалог между ребенком и родителем, ребенком и педагогом, ребенком и обществом в целом. ШКОЛА ДОЛЖНА БЫТЬ ГОТОВА К РЕБЕНКУ. Дети должны подойти к школе такими, чтобы они не чувствовали себя в первом классе невротиками, на которых наезжают дисциплинарные полки и говорят — действуй только так, ходи только туда, делай только так, будь послушен… Дети всегда разные, и в этих различиях и разнообразном опыте первых лет жизни заложен великий творческий потенциал каждого и всей нашей культуры. От того, какие нормы через стандарт заложены в детстве, будет в буквальном смысле зависеть жизнь общества.
Подготовлено на основе комментариев и выступлений Т.Н. Дороновой и А.Г. Асмолова.
Консультация для педагогов
«ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»
Задачи:
1. Сделать акцент на ключевых моментах стандарта, организации работы по ФГОС. 2. Раскрыть психолого-педагогические условия реализации ООПДО.
Составитель: Леготина Елена Евгеньевна, старший воспитатель
Челябинск, 2013 г.
ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ СТАНДАРТЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
1 СЛАЙД — Титульный
2 СЛАЙД: В основу семинара положены комментарии таких учёных как:
Доронова Татьяна Николаевна
— кандидат педагогических наук, заведующая отделом дошкольного образования Федерального института развития образования Министерства образования и науки Российской Федерации, профессор кафедры дошкольной педагогики и психологии Московского городского психолого-педагогического университета.
Научный руководитель двух программ для дошкольных образовательных учреждений «Радуга» и «Из детства — отрочество». В рамках этих программ является разработчиком разделов по изобразительной, игровой, театрализованной деятельности дошкольников, а также по взаимодействию с семьей. Ведет активную деятельность по внедрению программ в различных регионах России. Алекса́ндр Григо́рьевич Асмо́лов ( — российский психологполитик и учёный. Академик Российской академии образования, заведующий кафедрой психологии личности МГУ имени М. В. Ломоносова, директор Федерального государственного учреждения «Федеральный институт развития образования» (ФИРО). Председатель рабочей группы по разработке ФГОС дошкольного образования.
3 СЛАЙД – Лейтмотив Семинара Л. Н. Толстой: «Воспитывает всё: люди, вещи, явления, но прежде всего и дольше всего — люди. Из них на первом месте — родители и педагоги. Со всем сложнейшим миром окружающей действительности ребёнок входит в бесконечное число отношений, каждое из которых неизменно развивается, переплетается с другими отношениями, усложняется физическим и нравственным ростом самого ребёнка. Весь этот «хаос» не поддаётся как будто никакому учёту, тем не менее, он создаёт в каждый момент определённые изменения в личности ребёнка. Направить это развитие и руководить им — задача воспитания»
4 СЛАЙД — Что такое «образовательный стандарт» для дошкольников? стандарт дошкольного детства — это, по сути дела, определение правила игры между родителями, обществом, педагогами и главными игроками, которые должны быть обречены на выигрыш — детьми — в этой ситуации. Стандарт и выступает как своего рода социальная матрица, он позволяет создать навигацию для родителей и детей в сфере дошкольного детства.
5 СЛАЙД:
ФГОС не принципиально новый документ. Ценнейший опыт, накопленный отечественной и зарубежной педагогической наукой и отражённый в существующих образовательных программах никто не отбрасывает. Меняются только ценностные ориентации этих программ. Ценностные ориентации в самом сообществе.
6 СЛАЙД
Ценностная ориентация №1– «Дошкольное детство – это подготовка ребёнка к школе». ФГОС даёт совершенно иную ориентацию к этим вещам. Подготовка к школе будет в совершенно иной форме. Формула ФГОС: «НЕ РЕБЁНОК ДОЛЖЕН ГОТОВИТЬСЯ К ШКОЛЕ, А ШКОЛА ДОЛЖНА ГОТОВИТЬСЯ К РЕБЁНКУ». В стандарте разработана ключевая идеология (на идеологии Л.Выготского) – развитие детства, как смена социального ситуаций развития. Понятие «Социальная ситуация развития» насквозь проходит через стандарт и резко отличается от понятия «среда развития». Стоит сказать «Среда» и получается, что есть мир, а есть ребёнок. И они сталкиваются. Стоит сказать «Социальная ситуация развития» — другая логика, единицей развития человека является его содействие (даже не совместная деятельность), а содействие в контексте социально ситуации развития. Человек с самого начала существует в контексте психологического симбиоза, он никогда не один (ребёнок-мать, ребёнок-взрослый) и это нельзя разрывать.
7 СЛАЙД
Ценностная ориентация №2 – Каждый шаг на пути развития детства связан с принципом возрастной сообразности всего, что мы делаем. И этот ПРИНЦИП ВОЗРАСТНОЙ СООБРАЗНОСТИ очень чётко звучит в самом стандарте.
8 8 СЛАЙД
Ценностная ориентация №3 -Надо особо понять, что ключевой формулой развития образования является «ДЕТСТВО РАДИ ДЕТСТВА», которая подчёркивает самоценный статус детства. Не детство ради заоблачных целей, которые будут через 100 лет, а сегодня, сейчас. Именно в детстве происходит встреча между тремя ипостасями: я хочу, я могу, я смею. Другие «Я» ребёнка: я умею, я знаю, имеют только подчинённый, операциональный характер. Формула «Детство ради детства» взята из работ Эльконина, Выготского, когда они говорят о детской игре. «Игра ради игры» — мотив игры в самой игре, он не внешний, мотив всегда лежит внутри самой игры, это не внешний стимул. Не ребёнок овладевает игрой, а игра овладевает ребёнком. Он втягивается в неё. Это совершенно разные вещи. И игра сообразна социальной ситуации развития. Игра во всех её проявлениях – ведущий вид деятельности дошкольника. Следовательно, познание, счёт, письмо входит в жизнь ребёнка только через деятельность, других ворот нет. Счёт как игра, чтение как игра, познание как игра, освоение мира природы как игра – без этого не бывает! Но есть и другие логики сквозных механизмов детского развития, связывающие все этапы детства: 1- это ОБЩЕНИЕ (М.И.Лисина), пронизывающее все этапы развития, 2- ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, без неё не бывает ничего. Очень сложно понять - «Детство ради детства», когда мотив самодвигатель. (По аналогии — Партос: «Я дерусь, потому что дерусь».) Смысл деятельности в самой деятельности, смысл творчества в самом творчестве, а не в том, что тебе кто-то что велел, навязал.
9 9 СЛАЙД
Ценностная ориентация №4 — Раз и навсегда в стандарте говорится: «Ключевые риски детства — риски сведения жизни детства к обучению. Вместо «Учиться, учиться и ещё раз учиться!» — «РАЗВИТИЕ, РАЗВИТИЕ И ЕЩЁ РАЗ РАЗВИТИЕ!!!» Отсюда надо понимать, что дошкольные программы совершенно другие программы, не обучения, а «социально-педагогической, психолого-педагогической поддержки социализации и индивидуализации ребёнка» (термин Олега Гасмана). Совершенно другой акцент. Счёт, чтение, письмо – побочные продукты различных видов деятельности. Перед нами другие логики – логики приобщения к миру общения с другими людьми, к миру культуры, к миру природы. Это невероятно важно!!! Дошкольник обучается играя, а не обучается учась! Это разные совершенно аспекты. 10 СЛАЙД
Таким образом, стандарт дошкольного детства — это культурно-деятельностный стандарт поддержки разнообразия детства, который готовит ребёнка, как «человека-почемучку». Отсюда – социализация, а не адаптация (культурная социализация, информационная социализация). Для нас с вами необходимо, что ребёнок приобрёл такие новообразования как доверие к миру, доверие к себе и самоответственность. Отсюда для нас важны жизненные навыки ребёнка, жизненные действия.
11 СЛАЙД « Будь сам себе опорой! Нищий тот, кто нуждается в другом для полноценной жизни».
12 СЛАЙД При анализе содержания ФГОС ДО особое внимание, надо уделить п. 1.3. в котором сказано, что в стандарте учитываются индивидуальные потребности ребёнка. Индивидуальные потребности отдельных категорий детей и детей с ОВЗ. Как учитывать индивидуальные потребности, если в группе 28-30 детей? · У нас не сироты, у них есть родители, которые являются активными участниками в реализации программы. Поэтому, индивидуализацию надо относить к взаимодействию с родителями и решать вопросы, связанные с индивидуализацией совместно с родителями. · Вернутся в наши продуктивные виды деятельности, и 1 раз в месяц проводить занятия по замыслу (рисование, лепка, аппликация), или Например к программе «Детство» есть методика по развитию театрализованной деятельности (4,5 лет Доронова). Все зайчики, но каждый делает себе разные шапочки, придумывает разные имена – в этом и есть индивидуализация. · Исконно, в образовании индивидуальные потребности реализовывались через создание предметной среды (Система Монтессори).
· Два принципа во ФГОС: 1) Трансформированность среды; 2) Полефункциональность среды.
13 СЛАЙД Психолого-педагогические условия реализации ФГОС дошкольного образования Психолого-педагогические условия к реализации основной образовательной программы ( ФГОС, раздел 3) - требования очень во многом связаны с квалификацией самого воспитателя по вопросам личностного развития ребёнка. Если раньше традиционно условия связывались со знаниями методики, конкретного какого-то педагогического подхода, то сейчас во ФГОС все эти психолого-педагогические условия связаны с развитием личности ребёнка. И это правильно! Две генеральные линии стандарта – индивидуализация и социализация. Индивидуализация точно связана с развитием личности. Содержание этой работы должно быть представлено с учётом значимости данного вопроса при реализации ФГОС: 1 место — Игра 2 место — Совместно партнерская деятельность взрослого с детьми 3 место — Общение 14 СЛАЙД Общение – решающий вопрос во ФГОС. Каждый педагог должен понимать содержание тех или иных форм поведения взрослого, в которых должно осуществляться общение с детьми определённого возраста при проявлении: - доброжелательного внимания, — уважения к детям, -одобрения и порицания по отношению к детям, -при организации сотрудничества со взрослым и т.д. Например, проявление уважения заключается в возможности выбора ребёнка.
Важный момент – сотрудничество детей. В целевых ориентирах образования на этапе завершения 1 уровня указано, что ребёнок: — активно взаимодействует со сверстниками; — способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам, радоваться успехам других(это титанический труд для воспитателя). Наши дети не умеют, не хотят сотрудничать. Они самодостаточны, потому что психологически не готовы. Хорошо взаимодействую в игре, но только с представителями своего пола. Искусственно сотрудничество не возникает (девочка – капитан, мальчика – в семью). Для сотрудничества нужен длительный опыт совместной деятельности в течение всего года (когда деваться некуда, как в семье) и заинтересованность в решении общей задачи. Задачи сотрудничества наиболее эффективно решаются в общении, в продуктивных видах деятельности при решении общих задач.
15 СЛАЙД Новый вопрос в общении. В общении важно обратить внимание и наработать опыт, который связан с руководством и подчинением – это СОЦИАЛИЗАЦИЯ. (Само по себе образование — не гарантия успешности в жизни. Есть ситуации, где надо подчиняться, а где-то руководить. У многих взрослых людей это вырастает в большую проблему). Ребенок должен иметь опыт руководства и подчинения. Этот опыт необходимо нарабатывать по 2 направлениям. Первый связан с опытом руководства и подчинения при взаимодействии со взрослыми. Второй — при взаимодействии с детьми. Для реализации стандарта важна наработка по обоим направлениям. Например, руководство деятельностью педагога в игре. В начале, руководит педагог. А затем дети руководят деятельностью воспитателя и выбирают, кем он будет в игре, что он будет делать… (Михайленко, Короткова).
16 СЛАЙД В целевых ориентирах образования на этапе завершения дошкольного детства поставлена задача сформированности у детей положительного отношения к себе (формирование положительного самооценки). По замерам психологов самооценка особенно страдает у мальчиков старшего дошкольного возраста. Самооценка формируется под влиянием окружающих ребёнка взрослых (причём разных взрослых). Серьёзной проблемой для мальчиков является то, что с рождения до 7-8 лет они биологически отстают от девочек на 2-2,5 года (замедлена реакция, хуже развита речь…).В дошкольном детстве — это огромный разрыв. Биологическое отставание, это — то с чем ребёнок не может справиться. Отсюда и формируется заниженная самооценка ( не доделал, не дорисовал и т.д.). И он видит, что здесь он не дорисовал, здесь недоответил… Следовательно самооценка понижается. Особую опасность для мальчиков представляет то, что женщины не имеют опыта проживания периода дошкольного детства в роли мальчика. Не осознают потребность мальчика в движении, в проявлении активности в общении друг с другом (гиперактивноть – им необходимо толкаться, соприкасаться; застенчивость). Опасность представляет поток замечаний и указаний в адрес мальчиков, который связан с упреками в отсутствии у них мужественности. Психологи считают, что проявлять мужественность в дошкольном детстве мальчики еще не могут. Эти замечания в адрес мальчиков приводят к тяжелым депрессивным состояниям. Вследствие этого – тревожность, депрессивность. У мальчиков формируется неуверенность в себе, своих возможностях, самооценка очень низкая. Часто появляется негативное отношение к женщине, к женскому полу вообще. Количество часто болеющих мальчиков больше, чем девочек. (Даже адаптация у мальчиков в среднем составляет 72 дня, а у девочек 18 дней. К такому выводу пришли ученые, проводившие исследования по анализу крови, когда ребёнок приходит в норму).Если снимаются упреки, замечания – мальчики перестают болеть. Проявление психосоматики исчезает. И в 9 лет мальчики все наверстывают, будут опережать девочек.
17 СЛАЙД Заниженная самооценка у мальчиков формируется: • из-за биологического отставания; • гиперактивности; • застенчивости. Воспитатель должен разъяснить родителям вопрос об особенностях, связанных с взрослением мальчиков и привлечь их к работе по формированию положительной самооценки. Педагог один не справится. Делать упор на опасность возникновения тревожности, которая приведет к неуспеваемости в школе и на ряд болезней.
18 СЛАЙД Воспитателю необходимо вырабатывать опыт руководства мальчиками, который связан: 1) с ограничением количества замечаний мальчикам в присутствии других детей, особенно девочек. 2) психологи считают, что с мальчиками нужно говорить реже, в начале дня обсуждать с ними содержание предстоящей работы (или о правилах поведения в группе) и в конце дня обязательно поощрять их добрыми словами в присутствии девочек(это как с мужчинами); 3) при общении с матерями одиночками ориентировать на организацию общения мальчика с родственниками или знакомыми мужчинами. Они много не разговаривают, сухо и конкретно.
У девочек свои проблемы. У 16% девочек серьёзно завышенная самооценка (синдром Снегурочки, принцессы). Надо убирать главные роли в театрализованной деятельности.
В 655приказе (ФГТ)была поставлена задача по формированию гендерной принадлежности, на каждом возрастном этапе ставились свои задачи. Используя этот опыт можно решать как задачу формирования первичных представлений о себе и других людях (Познавательное развитие), так и задачу формирования положительной самооценки. 19 СЛАЙД
С 2 до 3 лет у детей необходимо сформировать гендерную идентичность (понимание того, кто я – мальчик или девочка), мой пол не изменится. Гендерная принадлежность – понимание, кто я, формирование этого качества происходит непросто. Для того, чтобы сформировать у детей гендерную идентичность, необходимо: 1. При общении воспитателя с детьми при каждой возможности использовать не слово «дети», а девочки и мальчики. Использовать в групповом помещении, умывальной комнате, спальне маркеры пространства (внимание! До 4 лет на шкафы один цвет фона для картинки для девочки – красный, для мальчика – синий. В спальне – покрывала разного цвета, салфетки за столом – для девочек и для мальчиков. Так как дети до 4 лет в основном играют отдельно, маркировать групповое пространство можно коврами для игр мальчиков и девочек.
20 СЛАЙД В возрасте с 4 до 5 лет основной задачей является формирование привлекательности гендерной роли. В 5 лет – критический возраст. Если нет гендерной идентичности ребенка нужно показать специалисту. С 4 до 5 лет еще можно что-то изменить (я-мальчик, я-девочка и мне это очень нравится). Для того, чтобы решить эту задачу в общении с детьми необходимо: · Никогда не противопоставлять девочек и мальчиков, · Использовать произведения художественной литературы, демонстрируя детям привлекательность героев, как женского, так и мужского пола · Использовать праздники, посвященные девочкам и мальчикам, а вот 8 марта и 23 февраля- не использовать. В Японии проводятся Дни мальчиков и Дни девочек. Родители сохраняют свои детские игрушки и показывают их детям, дают поиграть детям. Показывают ценность как мальчика, так и девочки.
21 СЛАЙД С 5 до 7 лет основной задачей является формирование у детей способности взаимодействовать друг с другом (мальчик с девочкой и наоборот). Исследование Т.А. Репиной показало, что количество однополых контактов между детьми составляет 91%. Когда взрослые искусственно включают в игру ребенка другого пола – это не дает своих результатов. В начальной школе мальчики и девочки часто конфликтуют. Для решения данной проблемы необходимо: · При обучении детей в продуктивных видах деятельности (рисовании, аппликации, конструировании, лепке) организовывать пары детей: мальчик-девочка. При этом девочки быстрее выбирают себе пару. Педагог определяет содержание для совместной деятельности детей, т.о. чтобы они попадали в зависимость друг от друга (например, аппликация « Светофор» девочки вырезают 2 сигнала, мальчик – один сигнал и подставку для светофора. Если сочетать и чередовать те занятия, где мальчики не очень успешны с теми, где они более успешны (лепка, конструирование), ситуация может поменяться в лучшую сторону. И педагог должен понимать, что здесь важна система! · С целью повышения у мальчиков самооценки необходимо только их привлекать к проведению работы по созданию общего продукта в подарок всем девочкам к празднику. Необходимо провести предварительную работу с мальчиками, как дарить подарок. · Использование в игре мозаичных макетов, карт (см. журнал «Обруч» 2012 год) Педагогу важно не противопоставлять, а объединять усилия детей. Количество в группе мальчиков и девочек не мешает формированию гендерной принадлежности.
17 СЛАЙД
Что мы должны запомнить для реализации ФГОС ДО
1. Наличие нормативно-правовых документов, которые могут регулировать вашу деятельность по реализации стандарта. Нам дали – теперь спросят.
2. ФГОС не принципиально новый документ. Ценнейший опыт, накопленный отечественной и зарубежной педагогической наукой и отражённый в существующих образовательных программах никто не отбрасывает. Меняются только ценностные ориентации этих программ. Ценностные ориентации в самом сообществе.
3. В стандарте достаточно специфически выдвигаются требования к образованию ребёнка. Специфика требований, в первую очередь, предполагает именно развитие личности, а личность — это штучный товар, который нельзя вырастить фронтальными формами работы. Хочу личность – штучно работаю. Поэтому мы свои полномочия по формированию личности делим с семьёй (нормативная основа есть), ищем простые формы (выставка работ рисунков, чтобы начали рисовать в семье…). Это стандарт не знаний, умений и навыков детей, а стандарт развития их личности. Особенно важны самостоятельная активность, инициативность, целеполагание. В чём коварство развития личности в отличие от ЗУН – что упущенный сензитивный период практически нельзя восстановить. Развитие творчества ( без определённой наследственности, без усиленной работы в ДОУ ) — креативность к 7 годам сходит на нет. Любовь к книге (без приобщения к книге до 4 лет: желание листать книжки, рассматривать иллюстрации, слушать текст) – не будет. 4. Одна из основных технологий в работе с детьми – содержательное общение с детьми. При общении воспитателя с ребёнком в течение дня оно превалирует.
5. Значительная роль отводится совместной партнёрской деятельность взрослого с ребёнком.
6. При формировании самостоятельности, активности, при учёте индивидуальных особенностей ребёнка важную роль играет среда. Созданию среды уделяется большое внимание (полифункциональность, мобильность и т.д., обеспечение интересов как мальчиков, так и девочек).
Реализация стандарта — очень сложное дело, это не работа по программе. Но у нас есть закон, нормативная база, которая позволяет хорошенько запрячь родителей и взаимодействовать с различными организациями. Надо умело управлять этим процессом, делегировать полномочия, индивидуально подходить к семьям: вот в этой семье успешно реализуются все уровни общего образования и можно «не убиваться», а в другой семье – семья риска и если я этому ребёнку не помогу, то возьму грех на душу, этот ребёнок не сможет наверстать упущенное. Если ребёнок не получит соответствующего развития на первом уровне образования – он не будет успешен. Это кандидат в двоишники, в трудные подростки с девиантным поведением.
Надо направлять родителей. Только родители способны обеспечить индивидуализацию ребёнка (чтобы он выбрать ту книгу, которая ему нравится; чтобы он рисовал то, что он хочет).
P.S. Дошкольное детство должно быть разнообразным. Это норма. В этом и суть всего стандарта. В нем заложены условия и программы развития, которые позволят учесть разнообразие детей, разнообразие родителей, социальную и экономическую неоднородность регионов. В результате его внедрения у всех детей будет возможность реализовать свою индивидуальность. При этом каждый будет идти не строем, не в ногу, а своим собственным шагом. Наши дети невероятно разные. Они все более и более отличаются от нас, и становится все труднее вести диалог между ребенком и родителем, ребенком и педагогом, ребенком и обществом в целом. ШКОЛА ДОЛЖНА БЫТЬ ГОТОВА К РЕБЕНКУ. Дети должны подойти к школе такими, чтобы они не чувствовали себя в первом классе невротиками, на которых наезжают дисциплинарные полки и говорят — действуй только так, ходи только туда, делай только так, будь послушен… Дети всегда разные, и в этих различиях и разнообразном опыте первых лет жизни заложен великий творческий потенциал каждого и всей нашей культуры. От того, какие нормы через стандарт заложены в детстве, будет в буквальном смысле зависеть жизнь общества.
Подготовлено на основе комментариев и выступлений Т.Н. Дороновой и А.Г. Асмолова.
17 июня 2014
Файлы
ФГОС ДО.pptx
Скачать
Рекомендуемая литература
Обсуждение материала
Популярное
Образовательные вебинары
- Квест – современная игровая технология обучения дошкольников в условиях ФГОС ДО
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Вебинар «Детская агрессия: нейроигровые приемы обучению саморегуляции, способам выражения гнева в приемлемой форме, формирование позитивных качеств личности»
- Портфолио воспитателя: разработка и оформление в соответствии с профессиональным стандартом педагога и ФГОС ДО
- Вебинар "Формирование финансовой грамотности детей дошкольного возраста (ФГОС ДО)"
- Диагностическая работа в образовательной организации в соответствии с ФГОС. Диагностика эмоционально-личностных особенностей детей
Рекомендую Вам внимательно прочитать требования к загружаемым материалам (см. раздел «Справка»).
Обратите внимание на правильное оформление титульного листа (в документе и презентации), размещение логотипа Портала на титульных листах документа, списка использованной литературы, Интернет-источников и ссылки на иллюстрации в презентации (можете посмотреть для образца один из моих материалов).
Надеюсь в ближайшее время увидеть Ваш материал в библиотеке нашей группы! О повторной загрузке файла сообщите, пожалуйста, в письме. С наилучшими пожеланиями, Татьяна Николаевна Остапцова.